1 ≫
-
АвтоРынок
Авторынку готовят кредитную инъекцию
Правительство с 1 июля готово возобновить программу льготного автокредитования. В правительстве согласны пойти на такой шаг при условии, что в апреле-мае на авторынке будет зафиксировано ощутимое падение продаж. После приостановления льготной программы в декабре 2013 года чиновники неоднократно заявляли, что возобновлять ее вновь не планируют. Не исключено, что на позицию ведомства могли повлиять обращения дилеров и депутатов Госдумы.
Минпромторг РФ готов возобновить программу льготного автокредитования уже с 1 июля. Сенсационное заявление сделал в Хабаровске замглавы ведомства Алексей Рахманов. Как сообщает «Интерфакс», единственным условием для возвращения программы чиновник назвал слабые продажи машин в апреле-мае.
По словам Рахманова, в этом году серьезно падают продажи отечественных автомобилей, кроме того, на рынке проседают те автопроизводители, которые не обновляют модельный ряд. Минпромторг в ближайшее время будет внимательно отслеживать ситуацию на рынке.
«В настоящее время автопроизводители регулируют ситуацию с помощью своих производственный мощностей, и нельзя сказать, что рынок валится, — заявил Рахманов. — 5% — это слабое очень ощущение. Когда у нас производство упало в первом полугодии прошлого года более чем на 30%, всем было страшно.
Сейчас посмотрим. Программа ведь хороша тем, что ее можно запустить в любой момент».
Повышенное внимание к апрельским и майским продажам Рахманов объяснил тем, что именно апрель станет первым месяцем продаж без сезонных скидок.
«Я думаю, что с середины мая все станет понятным. Ближе к концу мая, если мы поймем, что вот оно, падение, есть — с 1 июля запустим программу», — добавил он.
Напомним, что программа льготного автокредитования действовала в России с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года. Изначально ее планировалось реализовать до конца 2014 года, однако затем сроки сначала сдвинулись на июнь, а затем на апрель 2014 года. В конечном итоге деньги, выделенные на программу, закончились еще раньше, и в правительстве решили ее приостановить, тем более что действия Минпромторга заметно оживили авторынок.
Программа распространялась на покупку физическими лицами новых автомобилей стоимостью до 750 тыс. руб.,
покупатель должен был внести предоплату за автомобиль в размере не менее 15% его стоимости, а срок кредита не должен был превышать 36 месяцев. Государство субсидировало две трети ставки рефинансирования Центробанка РФ на дату выдачи кредита.
Вице-премьер Аркадий Дворкович в январе этого года заявил, что программа льготного автокредитования может быть продлена, если продажи автомобилей в первом квартале 2014 года будут неудовлетворительными. По итогам квартала рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 602 523 машин.
Еще в марте 2014 года глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявлял, что возобновлять программу не планируется.
Несмотря на позицию ведомства, участники рынка, в частности ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), направили в министерство письмо со своими предложениями относительно будущей программы: ассоциация хотела возобновить программу с увеличением пороговой стоимости автомобиля до 1 млн руб. и снижением субсидирования до половины ставки рефинансирования ЦБ.
При этом в министерстве отмечали, что денег на возобновление программы нет, а основная поддержка в 2014 году будет касаться коммерческого транспорта.
В середине апреля с просьбой возобновить программу в правительство обратился первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что апреле объективных показателей покупательской активности еще не будет, так как на результатах продаж будет сказываться распродажа остатков автомобилей по старым ценам. К маю, по мнению аналитика, картина станет более понятной.
«Многое будет зависеть от того, как поведут себя участники рынка, — говорит Беспалов «Газете.Ru». — Если они резко повысят цены, то быстрее увидим эффект: продажи будут падать сильнее. Если же они решат снизить маржу для поддержания продаж, то падение произойдет позже. Но все время так продолжаться не будет, производители не будут работать себе в убыток, поэтому Минпромторг будет держать руку на пульсе и при необходимости запустит программу, чтобы сгладить негативный эффект».
В свою очередь, директор по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что для того, чтобы Минпромторг запустил программу льготного автокредитования, продажи должны упасть не менее чем на 10%.
«Апрель — очень репрезентативный месяц, — заявил Дацкив «Газете.Ru». – Сейчас хорошая погода, и люди, которые откладывали покупку, чтобы не покупать резину, готовы пойти в автосалоны. При этом запасы автомобилей прошлого года уже минимальны, и весной будут продаваться новые автомобили по новым ценам. И мы увидим, как среагирует рынок».
По мнению эксперта «Газеты.Ru», с точки зрения государства повышать стоимость автомобилей, купленных по программе льготного кредитования, не имеет смысла».
«Для государства цена 750 тыс. руб., которая была пороговой для участия в прошлой аналогичной программе, уже достаточно высока, — говорит Дацкив. – Если мы говорим о поддержке населения, то они покупают автомобили не дороже 600–700 тыс. руб.
Автомобили стоимостью 1 млн руб. не покупают на последние деньги.
Позиция членов РОАД понятна: они защищают собственные интересы».
Эксперт отмечает, что, в случае запуска программы, она не окажет такого серьезного эффекта, как в прошлый раз.
Материалы: http://www.gazeta.ru/auto/2014/04/23_a_6003881.shtml
2 ≫
-
Россияне могут вновь получить возможность приобретать автомобили по программе льготного кредитования уже этим летом. Мера поможет автопроизводителям пережить тяжелые времена, однако в целом проблемы рынка не решит, отмечают эксперты.
Программа льготного автокредитования может быть вновь запущена с 1 июля 2014 года. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. По словам чиновника, ведомство оценит динамику объемов производства на рынке и примет окончательное решение по этому вопросу в мае. Он также отметил, что сейчас спад составляет около 5%, что не означает серьезного падения рынка.
Такая мера позволила бы на время стабилизировать негативную ситуацию, считает начальник аналитического отдела Управляющей компании "Капиталъ" Андрей Верхоланцев.
"Данная программа льготного кредитования уже показала свою эффективность в период ее действия. Производители определенных марок автомобилей испытывали преимущества. Я не исключаю, что если тенденция сохранится и спад продаж на автомобильном рынке продолжится, то государство может в качестве поддержки пойти на такой шаг. Мера будет носить, конечно, временный характер, поскольку будет определяться возможностями бюджета. Возможно, будет использован опыт прошлых запусков этой программы. Введется сначала, вероятно, до конца года с дальнейшей сверкой возможностей бюджета и анализом ситуации на автомобильном рынке", — полагает Верхоланцев.
Программа может поддержать производителей и потребителей, но эффект будет локальным и стратегически не решит проблему, отметил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
"Рынок автомобилей если и не в кризисе находится, то, во всяком случае, переживает серьезные трудности, особенно в том сегменте, который касается автомобилей не премиум-класса. Без каких-то мер государственной поддержки сегодня обойтись будет достаточно сложно. Программа автокредитования — это мера вполне рыночная, оживить рынок сможет. Автомобиль — довольно дорогая покупка, денег часто не хватает. Если будет какой-то стимул, то я не исключаю, что определенную часть потребителей можно будет увлечь этим предложением. Но, в целом, эта программа кардинально ситуацию на автомобильном рынке не решит. Это может позволить только экономическое развитие страны", — уверен Похмелкин.
В январе 2014 года с предложением возобновить льготную программу автокредитования выступил вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако в марте министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что запуск программы не запланирован. В ведомстве отмечали, что средств на ее реализацию нет. Программа стимулирования авторынка действовала в России с июля 2013 года.
Программа льготного кредитования предусматривала возможность приобрести легковой или коммерческий автомобиль в кредит по сниженной процентной ставке. Выплату части процентов по займу обеспечивало государство. Оно компенсировало 2/3 ставки рефинансирования Центробанка — около 5,5%. Итоговая процентная ставка по льготному кредиту зависела от условий выбранного банка.
Программа позволяла выбрать автомобиль стоимостью не более 750 тыс. рублей. Среди требований указывалось внесение первого взноса в размере 15% от стоимости автомобиля. Сам кредит должен быть погашен в течение 3 лет.
Максимальное число автокредитов по госпрограмме выдал ВТБ24 — более 17%. В тройку лидеров по предоставлению льготных кредитов также вошли "ЮниКредитБанк" и Сбербанк.
Сроки действия программы варьировались от девяти месяцев до полутора лет, однако в итоге она была досрочно приостановлена 1 января 2014 года.
Итогом программы льготного автокредитования стало замедление падения производства. Показатель составил всего 2% вместо ожидавшихся ранее 8%. С начала этого года рынок снова показал существенный спад. Например, убыток компании АвтоВАЗ по итогам первого квартала этого года вырос почти в десять раз по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. Концерн приостановил производство до конца апреля.
Материалы: http://www.kommersant.ru/doc/2459316
3 ≫
-
Как заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, Правительство России рассматривает возможность возобновления преждевременно прерванной программы льготного автокредитования.
Он сообщил об этом на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, подчеркнув, что окончательное решение будет принято исходя из оценки развития ситуации с продажами новых автомобилей в первом квартале наступившего года.
Если эксперты поймут, что без введения экстренных мер господдержки мощного падения рынка остановить не удастся, значит, правительство выйдет с предложением по продолжению программы льготного автокредитования и в 2014 году.
В эффективности данной программы Аркадий Дворкович не сомневается. По его словам общие обязательства федерального бюджета на 2013-2016 гг. по уже выданным льготным автокредитам составят около 8 млрд. руб.
При этом только в одном 2013 г. поступления от НДС и акцизов с проданных автомобилей превысили 20 млрд. рублей. (было выдано 260 тысяч льготных кредитов при 800 тысячах заявок).
Напомним, изначально предполагалось, что программа будет действовать до 1 апреля 2014 г. Ее могли продлить в зависимости от промежуточных итогов до конца 2014 года.
Но Минпромторг РФ завершил программу досрочно, 31 декабря 2013 г. – чиновники посчитали что основные свои задачи по поддержанию уровня производства легковых и легких коммерческих автомобилей были достигнуты.
В отчете ведомства говорится о том что как раз во многом благодаря именно этой программе в 2013 г. 80% автомобилей, купленных в стране в кредит, составили автомобили российского производства.
В этой связи Аркадий Дворкович отметил следующее:
-До середины прошлого года падение производства автомобилей в нашей стране прогнозировалось на уровне 7-8%. Но нам удалось значительно нивелировать негативный тренд и по итогам года выйти лишь на 1,8% сокращения выпуска по отношению к 2012 году.
Некоторые эксперты рынка согласны с позитивными оценками программы и потому с оптимизмом относятся к ее возобновлению. Руководитель отдела продаж Суперавтомаркета «Формула 91» Андрей Медведев:
-Возобновление программы льготного автокредитования может оказать позитивное влияние на авторынок. Пока ситуация на рынке непростая, не наблюдается никаких факторов, которые могут существенно подстегнуть продажи.
В прошлом году государственная программа помогла несколько стабилизировать ситуацию. Несмотря на то, что резкого увеличения продаж не произошло, она в значительной степени позволила положение улучшить.
Ключевыми проблемами авторынка сегодня являются нехватка свободных денежных средств у населения и ужесточение условий кредитования, в том числе рост процентных ставок. Программа льготного кредитования как раз и направлена на решение этих проблем.
Впрочем, в основной своей массе профессиональное сообщество оценивает эффективность госпрограммы льготного кредитования, прямо скажем, весьма сдержанно.
И особыми надеждами в связи с ее предполагаемым продлением себя не тешит. Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
-Реализовывавшаяся во второй половине прошлого года госпрограмма льготного автокредитования естественно в определенной степени помогла поднять продажи, но прорыва, большого эффекта она не принесла.
Единственный эффект – рост продаж в декабре. И то это оживление было обусловлено лишь приближающимся преждевременным завершением программы – люди торопились купить машину на более выгодных условиях, поэтому существенная часть будущего спроса была удовлетворена, что естественно отразится на продажах в первом квартале нового года.
И если Йорг Шрайбер в виду своего положения еще старается подбирать более приличные фразы для оценки ситуации, то менее публичные персоны не стесняются в выражениях.
Больше всего недовольства вызывает естественно преждевременное прекращение программы и формирование на рынке атмосферы неопределенности – то ли будет продолжение, то ли не будет…
Эта атмосфера крайне негативно сказывается на потребительском поведении. Люди не могут определиться, понять, что их ожидает – будет повторение или не будет, на каких условиях, по каким ставкам и проч. и потому попросту откладывают решение о покупке на более позднее время.
По большому счету Правительству нет никакой необходимости ждать окончания первого квартала чтобы принять окончательное решение – откровений он все равно не принесет, на бурный всплеск могут рассчитывать лишь однозначно несведущие люди поскольку никаких предпосылок к этому всплеску нет.
Ну и еще один момент нельзя упускать. На него так же указывает Йорг Шрайбер:
-Чтобы повысить результативность программы целесообразно пересмотреть в сторону повышения ценовой потолок, чтобы большая часть авторынка подпадала под условия льготного автокредитования.
Хотя мы понимаем, что тогда непременно встанет бюджетный вопрос, поскольку программа потребует значительных инвестиций со стороны государства.
А в этом случае уже будет не ясно – хватит ли денег для других направлений господдержки автомобильного рынка. И главным образом субсидирования российских автосборщиков, серьезно пострадавших от введения утилизационного сбора.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.
Материалы: http://www.km.ru/avto/2014/01/23/pravitelstvo-rossii/730564-deshevoe-avtokreditovanie-mogut-vozobnovit