Ремонт автомобильных шин

1 ≫

1. Определение объема ремонта покрышек и камер

В отличие от других агрегатов автомобиля объем ремонта покрышек и камер определяется количеством так называемых ремонтных единиц, и их ремонт не подразделяется на капитальный, средний, текущий. Чем более сложный ремонт, требующий большего количества затрат времени и материалов, тем большим количеством ремонтных единиц он оценивается.

По ремонтным единицам определяются стоимость ремонта,, потребное количество ремонтных материалов и трудоемкость наполнения ремонта. При этом различаются ремонтные единицы по ремонту покрышек и камер.

Для практического определения в каждом отдельном случае, какому количеству ремонтных единиц соответствует тот или иной ремонт, служат специальные таблицы для камер. Количество ремонтных единиц зависит от вида повреждения, размера повреждения и размера ремонтируемой покрышки. Количество ремонтных единиц тем больше, чем сложнее повреждение, чем больше его размер и размер самой покрышки, т. е. чем больше трудности выполнения ремонта и чем больше .затрачивается ремонтных материалов.

Для ремонта сквозного повреждения, расположенного по протектору, у покрышки 12,00—20 автомобиля МАЗ -205 размером 100 мм потребуется больше материалов и времени, чем для такого же ремонта покрышки автомобиля «Москвич» 5,00—16. Поэтому в таблице для первого случая указано 12 ремонтных единиц, а для второго — всего лишь 3 ремонтные единицы. Для определения величины повреждения замеряется его длина в миллиметрах в наибольшем направлении. Если ремонтируемые покрышка или камера имеют несколько повреждений, то объем ремонта определяется как сумма объемов отдельных повреждений.

Допустим, покрышка 6,50—20 имеет два сквозных повреждения по протектору, одно из которых размером до 100 мм и второе — до 200 мм.

В соответствии с приведенной выше таблицей объем ремонта первого повреждения оценивается в 3 ремонтные единицы, второго — в 5 единиц. Общий объем ремонта составит 8 ремонтных единиц.

2. Ремонт покрышек

Технологический процесс ремонта покрышек состоит из подготовки поврежденных участков для наложения починочных материалов, наложения починочных материалов на поврежденные участки и вулканизации ремонтируемых мест.

Мойка является первой подготовительной операцией при ремонте покрышек. Эта трудоемкая операция цол.ностью механизируется при помощи специальных моечных машин. При небольшом объеме работ мойка может выполняться вручную в ванне с помощью шланга и жесткой щетки.

Сушка необходима для избежания при вулканизации пористости наложенных починочных материалов и ухудшения их сцепления с покрышкой вследствие наличия влаги. У непросушенных покрышек с обнаженными нитями корда влага всегда находится в известных количествах, так как нити корда впитывают ее подобно фитилям.

Для сушки в отделении подготовки имеется сушильная камера, в которой поддерживается температура 40—60°, создаваемая радиаторами, обогреваемыми паром или горячей водой. Покрышки располагаются на стеллажах не ближе 1 м от отопительных приборов и находятся в камере в течение 24 часов. Камера оборудуется естественной или принудительной вентиляцией.

В случае отсутствия сушильной камеры покрышки можно сушить над вулканизационным оборудованием на вешалках. Время сушки в этом случае увеличивается до 2—3 суток.

Вырезка служит для удаления отслоенных и поврежденных участков резины. Вырезкой создается необходимая площадь контакта ремонтируемого участка покрышки с починочными материалами и заплатами. Применяются следующие способы вырезки резины и корда вокруг повреждения: внутренним конусом, наружным конусом, встречным конусом и в рамку.

Границы вырезки определяются из расчета удаления всех поврежденных и отслоенных участков резины и корда, а также с учетом достаточно отлогого угла среза.

Для вырезки внутренним конусом покрышку устанавливают на мостике расширителя и ее борты раздвигают. Поврежденные участки покрышки вырезают с внутренней ее стороны, скашивая края к центру на всю глубину прорыва. Угол скоса, в зависимости от характера прорыва, допускается от 30 до 90°.

Для вырезки наружным конусом покрышку надевают на болванку или устанавливают на верстак. Ножом, смоченным водой, вырезают резину от краев к центру под углом 30—40°, не увеличивая при этом окна прорыва.

Для вырезки встречным конусом каркас изнутри покрышки до подушечного слоя вырезают внутренним конусом, а с наружной стороны протектор и подушечный слой — наружным конусом.

Для вырезки в рамку покрышка располагается на мостике расширителя или на верстаке со вставленными распорками между бортов. Вырезка заключается в последовательном ступенчатом снятии -слоев корда. Величина ступенек по направлению нитей 20 мм и поперек нитей корда 10 мм. Последний нижний слой корда не снимается. Расстояние от окна прорыва до границы снятия первого слоя корда для четырехслойных покрышек по направлению нитей 40 мм и поперек нитей 80 мм, для шестислой-ных — соответственно 70 и 110 мм.

Рис. 1. Схемы вырезки повреждений: А — внутренним конусом; Б — наружным конусом; В — встречным конусом; Г — в рамку; 1 — протектор покрышки; 2 — подушечный слой; 3 — каркас; 4 — внутренний конус; 5 — наружный конус; 6 — встречный конус

Рис. 2. Инструмент вырезчика:

1 — нож с длинным лезвием; 2 — изогнутый нож; 3, 4 — специальные ножи; 5 — крючок; 6 — клещи

Применяемый для вырезки инструмент показан на рис. 2. Шероховка необходима для увеличения прочности соединения заплаты с покрышкой за счет увеличения сцепления и более глубокого проникновения клея. Шероховке подвергаются

поверхности вырезанных повреждений и прилегающие к ним поверхности наружных резин или корда. В начале шерохуются повреждения с внутренней стороны покрышки, а затем с наружной.

Размеры шерохуемой внутренней поверхности покрышки зависят от размеров повреждения после вырезки и размеров самой покрышки и устанавливаются с таким расчетом, чтобы они были больше размеров накладываемых манжет и пластырей К

Участки каркаса и подушечного слоя шерохуются дисковой проволочной щеткой, а участки резиновой поверхности — дисковым рашпилем. Щетка перемещается по направлению нитей корда от краев к центру повреждения. Внутреннюю шероховку удобно выполнять, используя подвесной электродвигатель с хиб-ким валом. Зашерохованные участки должны иметь ровный ворс, матовую поверхность, без признаков подгорания и следов от среза ножом; разлохмаченные нити корда должны быть срезаны.

У каждого рабочего места по шероховке должны быть установлены местные пылеотсосы. Персонал, работающий на шеро-ховальных станках, обязан применять защитные очки. Шерохо-вальный инструмент должен быть огражден металлическим кожухом.

Подготовка поврежденных участков для наложения починочных материалов заканчивается контролем качества выполненных работ.

Для удобного осмотра внутри покрышки ее борты предварительно расширяют и между ними ставят распорки.

При контрольном осмотре проверяется, нет ли пропущенных повреждений или незашерохованных участков; проверяются качество зашерохованной поверхности и ее размеры; проверяется качество вырезки повреждений, после чего покрышка может быть подвергнута последующим операциям ремонта.

Клей на поврежденные участки наносят кистью из тонкой щетины равномерным тонким слоем, без подтеков и пропусков так, чтобы он хорошо проникал в зашерохованные поверхности.

Жидким клеем концентрации 1 : 8 промазывают зашерохованные участки сначала на внутренней, а затем на наружной поверхности покрышки.

Промазанные покрышку, манжету или подманжетник помещают в сушилку с температурой 30—40° на 25—30 мин. или же производят их сушку в помещении цеха в течение не менее 60 мин. По истечении времени сушки производят вторую промазку клеем концентрации 1 : 5 и таким же образом — сушку.

Резину, прорезиненные ткани и пластыри промазывают клеем концентрации 1 : 8 в том случае, если они потеряли свою первоначальную клейкость, которая не может быть восстановлена освежением. При наличии клейкости они только освежаются.

Для освежения поверхность починочных материалов и пластырей протирается тампоном из миткаля, смоченным в бензине. После освежения починочные материалы помещаются под вытяжным зонтом до полного удаления запаха бензина.

Электрическое освещение помещения, где производится промазка и сушка, должно быть оборудовано закрытой проводкой и герметической арматурой, а электродвигатели должны быть взрывобезопасными. Во время сушки промазанных клеем покрышек и починочных материалов обязательно включение вытяжной вентиляции.

Заделка починочными материалами вырезанных, промазанных клеем и просушенных повреждений производится на отдельном рабочем месте с применением инструмента, показанного на рис. 3.

Рис. 3. Инструмент заделыцика:

1 — нож; 2, 3, 6 — прикаточпые ролики; 4 — ножницы; 5 — шило

Перед заделкой между бортами покрышки устанавливаются распорки и промазанная клеем поверхность освежается бензином. Распорки не должны искажать профиль покрышки вследствие чрезмерного расширения бортов. Покрышка ремонтируется сперва с внутренней стороны, а затем с наружной. Манжеты, пластыри и подманжетники изготовляются с различным количеством слоев корда в них и разных размеров, что позволяет подбирать их в зависимости от величины повреждения и размера ремонтируемой покрышки.

Так, например, для ремонта сквозного повреждения размером 80 мм у покрышки 6,50—20 необходимо наложить у места прорыва шестислойный пластырь размером 330 X 330 мм. Если у такой покрышки ремонтируется сквозное повреждение, например, 170 мм, то в этом случае необходимо наложить шестислой-ную манжету размером 450 мм. Наконец, если ремонтируется покрышка с таким же сквозным повреждением, но сама покрышка большего размера, 7,50—20, то в данном случае необходимо наложить не только шестислойную манжету размером 550 мм, а до нее должны быть наложены четырехслойный подманжетник размером 400 мм и поверх него манжета. Одна манжета в этом случае не обеспечивает требуемой прочности. Для подбора манжет, пластырей и подманжетников существуют таблицы, в которых они предусматриваются для всех возможных случаев ремонта.

Заделка сквозных повреждений начинается с обкладки их стенок прослоечной резиной толщиной 0,7 мм. Этой резиной должны быть покрыты выпуклая сторона манжеты, обе стороны подманжетника и ступенчатая сторона пластыря. Это необходимо для обеспечения надежного соединения накладываемых починочных материалов с покрышкой.

После этого вырезанные участки протектора и подушечного слоя заполняются протекторной резиной, а вырезанные участки каркаса — прослоечной резиной толщиной 2 мм.

Наложение пластырей, подманжетников или манжет производится таким образом, чтобы центры их совпадали с центром повреждений и направление нити наружного слоя покрышки соответствовало направлению нитей наружного слоя пластыря или манжеты. Наложенные пластыри и манжеты прикатываются роликом, а их края перекрываются сверху лентой прослоечной резины толщиной 0,7 мм.

Чтобы исключить образование пузырей воздуха, наложение починочного материала производят не всей поверхностью, а постепенно с одного конца с легким натяжением материала и при-каткой роликом. Образовавшиеся пузыри воздуха прокалывают шилом.

При заделке участков каркаса, вырезанных в рамку, на всю ступенчатую рамку накладывается ленточка прослоечной резины толщиной 0,7 мм, шириной 15—20 мм и прикатывается роликом. Затем в соответствии с размерами удаленных слоев корда вставляются новые, заранее вырезанные из корда заплаты. Поверх вставленных в рамку слоев корда накладывается последний слой, перекрывающий кромки рамки на 35—50 мм с каждой стороны.

При заделке наружных повреждений покрышки весь ремонтируемый участок оклеивается прослоечной резиной толщиной 0, 7 мм, а углубления по каркасу заполняются прослоечной резиной толщиной 2 мм. Вырезанный участок протектора заполняется кусками протекторной резины размером соответственно величине и форме повреждений. При заделке несквозных повреждений грузовых покрышек все операции выполняются так же, как и при заделке сквозных повреждений.

Перед тем как покрышки подвергнуть вулканизации, устанавливается доброкачественность выполнения заделки.

Покрышка не должна иметь незаделанных повреждений; все наложенные починочные материалы должны быть плотно прикатаны и перекрывать повреждения на необходимую величину; наружные участки наложенной починочной резины должны быть выше поверхности покрышки на 2—3 мм, а по краям срезаны под уровень покрышки; борты и боковины покрышки после ремонта не должны быть утолщены за счет излишне наложенного починочного материала.

Вулканизация ремонтируемых мест является одной из самых важных операций при ремонте покрышек.

Сущность вулканизации заключается в том, что при нагреве до известной температуры в невулканизованной резине протекает физико-химический процесс, в результате которого резина приобретает эластичность, прочность, упругость и другие необходимые качества.

При вулканизации двух кусков резины, склеенных резиновым клеем, они превращаются в монолитную конструкцию и прочность их соединения не отличается от прочности сцепления основного материала внутри каждого куска. При этом для обеспечения необходимой прочности куски резины должны быть прижаты — опрессованы 1под давлением 5 кг/см2.

Для того чтобы совершился процесс вулканизации, недостаточно произвести только нагрев до необходимой температуры, т. е. до 143+2°; процесс вулканизации не совершается мгновенно, поэтому нагретые покрышки необходимо выдержать определенное время при температуре вулканизации.

Вулканизация может произойти и при более низкой температуре, чем 143°, но при этом требуется больше времени. Так, например, при снижении температуры против указанной всего лишь на 10° время вулканизации должно быть увеличено в два раза. С целью сокращения времени на предварительный прогрев при вулканизации применяют электроманжеты, позволяющие вести прогрев одновременно с двух сторон покрышки, сокращая при этом время вулканизации и улучшая качество ремонта. При одностороннем прогреве покрышек большой толщины происходит перевулканизация участков резин, соприкасающихся с вулкани-зационным оборудованием, и недовулканизация резин с противоположной стороны. Время вулканизации в зависимости от вида повреждения и размера покрышки колеблется от 30 до 180 минут — для покрышек и от 15 до 20 минут для камер

Для вулканизации в автохозяйствах применяется стационарный вулканизационный аппарат модели 601, выпускаемый трестом ГАРО .

В рабочий комплект вулканизационного аппарата входят корсеты для секторов, затяжки корсетов, протекторные и бортовые профильные ioдкладки, струбцины, прижимные накладки, песочные 1мешки, матрацы,.

При давлении пара в котле 4 кг/см2 обеспечивается необходимая температура поверхности вулканизационного оборудования 143’+2°. При давлении 4,0—4,1 кг!см2 предохранительный клапан должен открываться.

Вулканизационные аппараты перед пуском в эксплуатацию должны быть осмотрены инспектором котлонадзора.

Внутренние повреждения покрышек вулканизуются на секторах, наружные — на плитах с применением профильных подкладок. Сквозные повреждения (при наличии электроманжет вулканизуются на плите с профильной подкладкой, при отсутствии электроманжет раздельно: сначала с внутренней стороны на секторе, затем с наружной на плите с профильной накладкой.

Электроманжета состоит из нескольких слоев резины и наружного слоя прорезиненного чефера, в середине которых помещена спираль из нихромовой проволоки для нагрева и терморегулятор для поддержания постоянной температуры (150°).

Рис. 4. Стационарный вулканизационный аппарат ГАРО модели 601:

1 — сектор; 2 — бортовая плита; 3 — котел-парообразователь; 4 — малые струбцины для камер; 5 — кронштейн для камер; 6 — манометр; 7—струбцина для покрышек; 8 — топка; 9 — водомерное стекло; 10 — ручной плунжерный насос; 11 — всасывающая трубка

Перед вулканизацией отмечают границы ремонтируемого участка покрышки. Для устранения прилипания тальком опудри-вают его, а также песочный мешочек, электроманжету и вулка-низационное оборудование (секторы, профильные подкладки и др.), соприкасающиеся с покрышкой.

При вулканизации на секторе опрессовка достигается с помощью затяжки корсета, а при вулканизации на плите с помощью мешка с песком и струбцины.

Профильные подкладки (протекторные и бортовые) подбираются в соответствии с ремонтируемым местом покрышки и ее размером.

Электроманжета при вулканизации располагается между покрышкой и песочным мешком.

Время начала и конца вулканизации отмечается мелом на специальной доске, установленной у вулканизационного оборудования.

Отремонтированные покрышки должны отвечать следующим требованиям:

1) покрышки не должны иметь не-отремоитированных мест;

2) на внутренней стороне покрышки не должно быть вздутий и следов отслоений заплат, недовулканизации, складок и утолщений, ухудшающих работу камеры;

3) наложенные по протектору или боковине участки резины должны быть полностью свулканизованы до твердости по Шору 55—65;

4) восстановленные в процессе ремонта участки протектора размером более 200 мм должны иметь рисунок, одинаковый со всем протектором покрышки; рисунок типа «Вездеход» должен быть нанесен независимо от размера восстановленного участка протектора;

5) форма бортов покрышки не должна быть искажена;

6) утолщения и впадины, искажающие наружные габариты и поверхность покрышки, не допускаются;

7) отремонтированные участки не должны иметь отставаний; допускается наличие раковин или пор до 20 мм2 по площади и до 2 мм глубиной в количестве не более двух на квадратный дециметр;

8) качество ремонта покрышек должно обеспечивать гарантийный их пробег после ремонта.

Подобно технологическому процессу ремонта покрышек технологический процесс ремонта камер состоит из подготовки поврежденных участков для наложения заплат, наложения заплат и вулканизации.

В объем работ по подготовке поврежденных участков для наложения заплат входят: выявление скрытых и видимых повоеж-дений, снятие старых невулканизованных заплат, закругление краев с острыми углами, шероховка резин вокруг повреждения, очистка камер от шероховальной пыли.

Рис. 5. Сектор для вулканизации покрышек:

1 — сектор; 2 — покрышка; 2 — корсет; 4 — затяжка

Рис. 6. Вулканизация бортовых повреждений покрышки на бортовой плите:

1 — покрышка; 2 — бортовая плита: 3 — бортовая подкладка; 4 — мешок с песком; 5 — металлическая накладка; 6 — струбцина

Видимые повреждения выявляются внешним осмотром при хорошем освещении и обводятся химическим карандашом.

Для выявления скрытых повреждений, т. е. небольших проколов, незаметных на глаз, камера в надутом состоянии погружается в ванну с водой, и по выходящим пузырькам воздуха определяется место прокола, которое также обводится химическим карандашом. Поврежденная поверхность камеры подвергается шероховке карборундовым камнем или проволочной щеткой на ширине 25—35 мм от границ повреждения, не допуская попадания шероховальной пыли во внутрь камеры. Зашерохованные места очищаются щеткой.

Починочными материалами для ремонта камер являются: не-вулканизованная камерная резина толщиной 2 мм, резина камер, негодных для ремонта, и прорезиненный чефер. Сырой, невулкани-зованной резиной заделываются все проколы и разрывы размером до 30 мм. Резиной для камер ремонтируются повреждения более 30 мм. Эта резина должна быть эластичной, без трещин и механических повреждений. Сырую резину освежают бензином, промазывают клеем концентрации 1 : 8 и просушивают в течение 40—45 минут. Камеры шерохуют проволочной щеткой или карборундовым камнем на шероховальном станке, после чего их очищают от пыли, освежают бензином и просушивают в течение 25 минут, затем промазывают два раза клеем концентрации 1 : 8 и просушивают после каждой намазки в течение 30—40 минут при температуре 20—30°. Чефер промазывают один раз клеем концентрации 1 : 8, затем просушивают.

Заплату вырезают с таким расчетом, чтобы она со всех сторон перекрывала отверстие на 20—30 мм и была меньше границ зашерохованной поверхности на 2—3 мм. Накладывается она на ремонтируемый участок камеры одной стороной и постепенно прикатывается роликом по всей поверхности, так, чтобы между ней и камерой не осталось пузырьков воздуха. При наклейке заплат необходимо следить, чтобы склеиваемые поверхности были совершенно чистыми, свободными от влаги, пыли и жирных пятен.

В тех случаях, когда камера имеет разрыв свыше 500 мм, ее можно отремонтировать путем вырезки поврежденного куска и вставки на его место такого же куска из другой камеры того же размера. Этот метод ремонта получил название стыкования камер. Ширина стыка должна быть не менее 50 мм.

Поврежденная у корпусов вентилей наружная резьба восстанавливается с помощью плашек, а внутренняя — метчиками.

При необходимости замены вентиля его вырезают вместе с фланцем и привулканизовывают на новом месте другой вентиль. Место расположения старого вентиля ремонтируют, как обычное повреждение.

Вулканизация поврежденных мест производится на вулкани-зационном аппарате модели 601 или на вулканизационном аппарате ГАРО для вулканизации камер. Время вулканизации заплат—15 минут и фланцев — 20 минут при температуре 143+2°.

При вулканизации камера прижимаётся струбциной через деревянную накладку к поверхности плиты. Накладка должна быть больше заплаты на 10—15 мм.

Если ремонтируемый участок не помешается на плите, то вулканизуется он в две-три последовательные установки (ставки).

После вулканизации наплывы на незашерохованную поверхность срезают ножницами, а края заплат и заусенцы снимают на камне шероховального станка.

Отремонтированные камеры должны отвечать следующим требованиям:

1) камера, наполненная воздухом, должна быть герметична как по телу камеры, так и в месте крепления вентиля;

2) заплаты должны быть плотно привулканизованы, не иметь пузырей и пористости, их твердость должна быть одинаковой с резиной камеры;

3) края заплат и фланцев не должны иметь утолщений и отслоений;

4) резьба вентиля должна быть исправной.

4. Ремонт покрышек и камер в дорожных условиях

Ремонт покрышек в пути заключается в наложении с внут-ренней стороны временных пластырей или манжет, приклеиваемых невулканизующимся резиновым клеем. Недостаток такого ремонта заключается в том, что наложенные заплаты плохо держатся при нагреве покрышки, поэтому он является временным ремонтом и служит для того, чтобы доехать до гаража, где покрышка должна быть отремонтирована с помощью вулканизации.

Место разрыва и прилегающие к нему участки тщательно очищаются от грязи, пыли (при наличии влаги просушиваются) и шерохуются металлической щеткой или рашпилем. Границы шероховки должны быть не ближе 100 мм от краев повреждения. В размер с зашерохованной площадью подбирают пластырь или манжету, поверхность которой шерохуют с выпуклой стороны. Покрышка промазывается два раза клеем концентрации 1 : 8, а манжета или пластырь один раз.

Клей считается просушенным, когда исчезнет запах бензина. После наложения манжет или пластырей их края скашивают ножом для плавного перехода и сверху припудривают тальком.

Проколы покрышки могут быть качественно отремонтированы в дорожных и стационарных условиях с помощью так называемых резиновых грибков, по своей форме напоминающих гриб с конусной шляпкой и тонкой ножкой.

Грибок вводится ножкой в прокол до плотного прилегания его шляпки к внутренней поверхности покрышки. Шляпка прикатывается металлическим роликом и опудривается тальком, а выступающий наружу конец ножки срезается в уровень с поверхностью покрышки.

Камеры могут быть отремонтированы в пути с помощью не-вулканизующегося клея и резиновых заплат или с помощью вул-канизационных брикетов. В первом случае ремонт будет носить временный характер, во втором случае качество ремонта может быть таким, как и при ремонте в стационарных условиях.

При ремонте с применением невулканизующегося клея зачистка и шероховка поверхности камеры, промазка клеем, размеры заплат и их наложение производятся, как и в стационарных условиях.

При ремонте с помощью вулканизацион-ных брикетов поверхность камеры вокруг повреждения шерохуют рашпилем, наждачным полотном или металлической щеткой. Если размер повреждения более 5 мм, то края его обрезают ножом или ножницами и отверстию придают круглую или овальную форму; затем из утильной камеры вырезают заплату, так, чтобы она плотно разместилась в вырезанном отверстии. Одну сторону заплаты подвергают шероховке, после чего заплату из сырой резины прижимают к донышку металлической чашечки, так, чтобы ее края везде одинаково отстояли от краев чашечки. Прижимая заплату к донышку чашечки, нельзя прикасаться к ней руками,— надо пользоваться целлофаном, который затем снимают с заплаты. Зашерохованные места и заплаты из сырой резины должны охраняться от попадания на них пыли, грязи и влаги. Размер заплаты должен обеспечивать перекрытие повреждения камеры со всех сторон на 15 мм. Затем камеру укладывают на площадку струбцины зашерохованной поверхностью вверх. Вулканизационный брикет накладывают резиновой заплатой на камеру, после чего небольшой участок горючей массы разрыхляют и поджигают. Количество массы и скорость ее сгорания подобраны так, чтобы обеспечить необходимую температуру и время вулканизации. Струбцину следует снимать через 10—15 мин. после полного сгорания горючей массы; в течение этого времени завершается процесс вулканизации.

Для ремонта покрышек и камер в дорожных условиях выпускаются специальные аптечки (АР-4), в которых содержатся все необходимые материалы и инструменты, кроме струбцины.

Рис. 7. Струбцина ручная:

1 — корпус струбцины;

2 — прижимной винт;

3 — прижимная звездочка

Своевременный и высококачественный ремонт увеличивает пробег автомобильных шин и обеспечивает снижение затрат на их эксплуатацию. Необходимым условием для качественного ремонта шин является тщательность выполнения каждой ремонтной операции. Технологический процесс ремонта покрышек следующих операций: приема в ремонт, мойки и с СТО подготовки поврежденных участков к ремонту, 1-го осмотра, намазки клеем и сушки, 2-го контрольного троль заделки повреждений, 3-го контрольного осмотра, вулканизации, отделки, окончательного контроля. Ремонту не подлежат покрышки, у которых изношено больше двух лоев каркаса по всей окружности, покрышки с вытянутыми бортами и с поломанной проволокой в бортах, с затвердевшей и протрескавшейся в результате старения резиной, с расслоениями или сквозными разрывами каркаса больше 250 мм у покрышек грузовых автомобилей и более 200 мм у покрышек легковых автомобилей, а также покрышек с резиной, пропитанной керосином, маслом или нефтью.

Покрышки моют в специальной ванне или шлангом, жесткой щеткой и тряпкой. После мойки покрышка должна быть тщательно просушена в сушильных камерах при температуре 40—60 °С в течение 24—36 ч. При отсутствии сушильной камеры покрышку можно сушить на специальных вешалках, расположенных над вулканизационным оборудованием.

На качество ремонта покрышки исключительно большое влияние оказывает их сушка. При ремонте недостаточно просушенных покрышек резко ухудшается качество их вулканизации вследствие образования паровых пробок.

При подготовке покрышки к ремонту поврежденные участки вырезают в соответствии с намеченным способом ремонта и производят их шероховку. В зависимости от резмера сквозного повреждения применяется способ ремонта вставкой «в рамку» Для легковых автомобилей и «внутреннего», «наружного» или «встречного» конуса для грузовых автомобилей. Опыт показал, что, кроме пластыря, целесообразно применять с внутренней стороны и манжет, который предохраняет каркас от разрушения и увеличивает срок службы отремонтированных шин.

Гвоздевые сквозные проколы ремонтируют с помощью спе. циального резинового грибка.

Для удобного доступа к внутренней части покрышки при вы-резании сквозных повреждений применяют механические, гид. равлические или пневматические борторасширители. Поврежден-ные края вырезают специальным .ножом под углом 30—40°. Участки, подготовляемые к ремонту, подвергают шероховке внутри и снаружи покрышки.

Шероховка обеспечивает прочное сцепление починочных материалов с поверхностью покрышки. Для внутренней шероховки применяют специальное приспособление, состоящее из электродвигателя мощностью 0,8—1,0 кет с гибким валом, на котором закрепляется стальная дисковая щетка диаметром 100—110 мм и шириной 30 мм.

Для наружной шероховки применяют шероховальный станок, состоящий из электродвигателя (N == 2,2 f 3,0 кет; п = — 1400 об/мин), на одном конце которого укреплен дисковый рашпиль, а на другом — стальная щетка. После окончания шероховки покрышку очищают от шероховальной пыли и производят первый контрольный осмотр подготовленной поверхности, обращая внимания на качество произведенной вырезки и шероховки. Затем подготовленную поверхность покрышки промазывают два раза ^леем концентрации 1 :5 (одна часть клея на 5 частей бензина), а поверхность пластыря — клеем концентрации 1 : 10.

После каждой промазки нанесенный слой клея просушивают при температуре 30—40 °С в течение 35—50 мин. Промазанную клеем и просушенную покрышку подвергают второму контрольному осмотру, а затем заделывают повреждения и производят третий контрольный осмотр и вулканизацию. Вулканизация предназначена для создания прочного соединения починочных материалов с покрышкой и превращения сырой починочной резины в упругоэластичное состояние. Для вулканизации наружных повреждений покрышек, расположенных по протектору, боковине и борту, применяют секторную форму, а вулканизацию внутренних и сквозных повреждений покрышек по каркасу производят на секторе. Вулканизационное оборудование обогревают паром от вулканизационного аппарата или парогенератора.

Проколы бескамерных шин (обычных и арочных) ремонтируют без демонтажа их с колеса. Отверстия мелких проколов (диаметром 2—3 мм) заполняют специальной пастой с помощью шприца. Проколы больших размеров (диаметром до 5 мм) ремонтируют с помощью резиновых пробок, на наружной поверхности которых имеются кольцевые выступы, или пробок, изготовленных в виде грибка.

При постановке пробок в виде грибка необходимо снять обода.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/remont-avtomobilnykh-shin

2 ≫

Ремонт пневматических шин. В процессе работы (движения) и хра­нения у пневматических шин появляются различного рода поврежде­ния и разрушения. К ним относятся: проколы, прорывы и разрезы по­крышек и камер; износ и отслоение протектора; отслоение боковин от каркаса; разрыв и оголение проволочного сердечника борта; разрыв нитей и расслоение каркаса; повреждение вентилей. Кроме этого, у пневматических шин под воздействием солнечных лучей и высокой тем­пературы проходит процесс старения резины — она становится более твердой и хрупкой, покрывается сеткой мелких трещин. При попада­нии на покрышки или камеры нефтепродуктов резина набухает и те­ряются ее механические свойства; при длительном воздействии влаги подгнивают нити корда и др.

Ремонт камер. Ремонту могут подвергаться камеры, имею­щие проколы, разрывы, прорезы до величины, допустимой техничес­кими условиями. Например, для камер автомобиля ЗИЛ-130 допуска­ется длина разрыва 180 мм, ширина 30 мм, количество разры­вов 2, минимально допустимое расстояние между краями разрывов 1000 мм.

Проколы и разрывы камер обычно ремонтируют наложением заплат. В качестве починочных материалов применяют либо сырую камерную резину, либо вулканизированную резину из утильных камер, не имею­щую признаков старения или разъедания нефтепродуктами. Проколы и разрывы до 30 мм рекомендуется заделывать заплатами из сырой резины, а более 30 мм — заплатами из вулканизированной резины. На прорывах закругляют ножницами острые углы, придав им оваль­ную форму, Поверхность камеры вокруг повреждения зачищают аб­разивным кругом на шероховальном станке или вручную рашпилем, скашивая кромки величиной 10—15 мм вокруг повреждения.

Заплату вырезают такого размера, чтобы она на 20—30 мм пере­крывала края повреждения. Заплата из выбракованной камеры под­вергается шероховке с внутренней стороны.

С шерохованных поверхностей каме­ры и заплаты удаляют пыль, промазы­вают их два раза клеем концентрации 1 : 8 с просушкой после каждой про­мазки в течение 25—30 мин при темпе­ратуре 30—40° в сушильной камере. После этого накладывают заплату на подготовленный участок и прикатывают роликом от середины к краям. Под запла­той не должно быть воздуха. Место вул­канизации припудривают тальком или наносят мыльный раствор и вулканизи­руют. Вулканизацию камер проводят на плите вулканизационного аппарата (рис. 3). Камеру укладывают заплатой на плиту и через деревянную накладку прижимают к плите пинолью. Края камеры не должны быть прижаты к плите. Время вулканизации 15—20 мин, температура 143—145°.

Рис. 3. Электровулканизатор модели 6134:

1 — корпус; 2 – Плита; 3 — Крон­штейн; 4 — пиноль с нажимным

Ремонт покрышек. Технологический процесс ремонта покрышек состоит из следующих операций: приемка в ремонт, мойка, дефектовка, вырезание поврежденных мест, сушка, шероховка, за­делка повреждений, вулканизация. Не принимают в ремонт покрышки, у которых порван или оголен металлический сердечник борта, резина разрушена нефтепродуктами, имеется расслоившийся корд, прелые нити корда и состарившаяся резина. Не принимаются в ремонт также покрышки при высоте рисунка протектора менее 20% номинала у тракторных и 10% у автомобильных и комбайновых покрышек.

Мойка покрышек проводится в моечных машинах или вручную водой и щетками. После мойки покрышки дефектуют и отмечают места повреждений. Для дефектовки покрышек, а также для вырезки мест повреждения, шероховки и т, д. используют борторасширители (рис. 4).

Крупные повреждения (более 25 мм по диаметру или прямоуголь­ники размером более 25x50 мм) вырезают. Повреждения меньших размеров только шерохуют. Повреждения вырезают обычно «наруж­ным» конусом при несквозных повреждениях снаружи, «внутренним» конусом при малом повреждении снаружи и большом внутри и «встречным» конусом при сквозном повреждении. После вырезки повреждения проводят суш­ку покрышки в сушильной камере при температуре 70—80˚С в течение 8—18 ч.

Материалы: http://mehanik-ua.ru/remont-mashin-i-oborudovaniya/517-remont-shin-i-kamer.html

3 ≫

1. Сборка прессовых соединений

2. Способы восстановления деталей и их краткая характеристика

3. Восстановление автомобильных ши н

4. Техническое нормирование труда

1. Сборка прессовых соединений

Качество сборки прессовых соединений формируется под воздействием следующих факторов: значения натяга, материала сопрягаемых деталей, геометрических размеров, формы и шероховатости поверхностей, соосности деталей прилагаемого усилия запрессовывания, наличия смазки и др.

Применение смазочного материала уменьшает требуемое усилие запрессовки и предохраняет сопрягаемые поверхности от задиров. Качество сборки прессовых соединений определяется также точностью центрирования сопрягаемых деталей (с помощью приспособлений и оправок).

Повышение прочности неподвижных соединений с натягом в 1,5. 2,5 раза обеспечивается применением сборки с термовоздействием — нагревом охватывающей и (или) охлаждением охватываемой детали. При этом образуется необходимый сборочный зазор и не требуется приложение осевой силы. Нагрев деталей осуществляется в масляных ваннах, электропечах, индукционных установках и др. Для охлаждения деталей применяют жидкий азот, сухой лед (твердую углекислоту) в смеси с ацетоном, бензином или спиртом.

2. Способы восстановления деталей и их краткая характеристика

Основная задача, которую преследуют ремонтные предприятия, это снижение себестоимости ремонта автомобилей и агрегатов при обеспечении гарантий потребителей, т. е. гарантии послеремонтного ресурса.

Исследования ремонтного фонда (автомобилей и агрегатов, поступающих в ремонт) показали, что в среднем около 20 % деталей — утильных, 25. 40% — годных, а остальные 40. 55% — можно восстановить. Даже процент утильных деталей можно значительно снизить на АРП, если оно будет располагать эффективными способами дефектации и восстановления.

Технологии восстановления деталей относятся к разряду наиболее ресурсосберегающих, так как по сравнению с изготовлением новых деталей сокращаются затраты (на 70%). Основным источником экономии ресурсов являются затраты на материалы. Средние затраты на материалы при изготовлении деталей составляют 38%, а при восстановлении — 6,6 % от общей себестоимости. Для восстановления работоспособности изношенных деталей требуется в 5. 8 раз меньше технологических операций по сравнению с изготовлением новых деталей.

Несмотря на рентабельность, трудоемкость восстановления деталей еще неоправданно высока и даже на крупных ремонтных предприятиях в среднем до 1,7 раз больше трудоемкости изготовления одноименных деталей на автомобильных заводах.

Мелкосерийный характер производства, использование универсального оборудования, частые его переналадки, малые партии восстанавливаемых деталей затрудняют возможность значительного снижения трудоемкости отдельных операций.

Основное количество отказов деталей автомобилей вызвано износом рабочих поверхностей — до 50%, 17,1% связано с повреждениями и 7,8 % вызвано трещинами. Основное место среди всех отказов автомобилей занимает двигатель — это до 43 % отказов. Примерно 85 % деталей восстанавливают при износе не более 0,3 мм, т.е. их работоспособность восстанавливается при нанесении покрытия незначительной толщины. Нанесение металла на несущие поверхности с последующей механической обработкой позволит многократно использовать деталь.

Доля восстанавливаемых наружных и внутренних цилиндрических поверхностей составляет 53,3%, резьбовых — 12,7%, шлицевых — 10,4%, зубчатых — 10,2%, плоских — 6,5%, все остальные — 6,9%.

Объемы восстановления деталей на АРП определяются наличием соответствующих по наименованию и цене запасных частей.

Существуют следующие способы восстановления деталей:

1. Восстановление деталей слесарно-механической обработкой

2. Восстановление деталей способом пластического деформирования

3. Восстановление деталей сваркой и наплавкой

4. Газотермическое напыление

5. Восстановление деталей пайкой

6. Электрохимические способы восстановления деталей

3. Защитно-декоративные покрытия

7. Применение лакокрасочных покрытий в авторемонтном

8. Восстановление деталей с применением синтетических

3. Восстановление автомобильных шин

Современная автомобильная шина представляет собой эластичную резинокордную оболочку сложной конструкции, монтируемую на обод колеса, наполняемую сжатым воздухом и предназначенную для обеспечения надежной передачи тяговых и тормозных сил, способности устойчивого прямолинейного движения, малого нагрева, пригодности к эксплуатации в любое время года, малой чувствительностью к переезду через рельсы, достаточной сопротивляемостью к повреждению боковых стенок, высокой безопасности и экономичности.

Наиболее часто встречающимися повреждениями шин являются порезы, неравномерный износ, отслаивание или разрыв протектора, расслаивание каркаса или его излом, прокол или разрыв камеры, пропуск воздуха через вентиль. Своевременное устранение мелких повреждений шин снижает затраты на их ремонт, предупреждает их дальнейшее разрушение и повышает их пробег на 5. 10%. При нормальной эксплуатации шин каркас надежно служит в 2. 3 раза больше срока службы протектора новой шины, т. е. позволяет эффективно эксплуатировать шины с восстановленным 2. 3 раза протектором.

При ремонте автомобильных шин применяют починочный материал (резиновый и резинотканевый):

требующий горячей вулканизации — резину: протекторную листовую (толщиной 2 мм для заполнения повреждений протектора и боковин покрышек), вальцованную (толщиной 10 мм для наложения протектора навивкой узкой ленты) и в виде профилированных лент различных размеров (для наложения нового протектора); листовую прослоечную (толщиной 0,9 и 2,0 мм для обеспечения связи между починочным материалом и покрышкой) и камерную (толщиной 2,0 мм для ремонта камер); клеевую вальцованную (для изготовления резинового клея); обрезиненный корд (для ремонта каркаса покрышки и изготовления пластырей) и прорезиненный чефер (для ремонта бортов покрышек и пяток вентилей);

самовулканизирующий — пластыри резинокордовые с адгезивным слоем (для усиления поврежденных участков покрышек) и резиновые с адгезивным слоем (для ремонта камер и герметизирующего слоя бескамерных шин); грибки резиновые вулканизированные с адгезивным слоем (для заделки проколов); клей самовулканизирующийся (для смазки ремонтируемых участков перед установкой самовулканизирующихся пластырей или грибков).

Установлены следующие виды ремонта автомобильных шин: местный, при котором устраняются местные повреждения, и восстановительный, предусматривающий наложение нового протектора взамен изношенного. В зависимости от характера местных поврежде ний, их размеров и конструкции шин устанавливается первый или второй вид ремонта; от технического состояния шин различают два класса восстановительного ремонта; от характера и размера повреждений различают следующие виды ремонта камер: наложение заплат, замена вентилей и пят для их крепления.

Технологический процесс устранения местных повреждений покрышек состоит из следующих операций.

Очистка и мойка — выполняется теплой водой в специальных моечных машинах или вручную при помощи волосяных щеток.

Сушка — предназначена для удаления влаги. Производят в сушильных; шкафах при температуре 40. 60°С в течение 2 ч. Допустимая влажность каркаса не должна превышать 3. 5 %. Наличие влаги может привести к образованию паровых мешков и расслоению каркаса.

Подготовка поврежденных участков — включает удаление отслоившейся резины и разорванных нитей корда по всей глубине повреждения. В зависимости от вида повреждения применяют способ ремонта вставкой в рамку для легковых автомобилей и внутреннего, наружного или встречным конусом для грузовых автомобилей. Несквозные повреждения с наружной стороны покрышки вырезают наружным конусом, а с внутренней — внутренним конусом. При сквозном повреждении вырезку осуществляют встречным конусом в два этапа — вначале вырезают повреждения наружным конусом, а затем внутренним, а место стыка конусов выреза должно находиться на уровне брокера покрышки. Вырезка в рамку — это ступенчатое удаление слоев каркаса с высотой ступеньки 20 мм вдоль нитей корда и 10 мм поперек них. Преимущества способа: возможность почти полного восстановления прочности каркаса и минимальное нарушение сбалансированности покрышки, а недостаток — значительная трудоемкость. Для удобства доступа к внутренней части покрышки при вырезании сквозных повреждений используют механические, гидравлические или пневматические бортрасширители, распорки и специальные болванки, а поврежденные участки вырезают остро заточенными ножами, смоченными водой.

Шероховка внутренних и наружных участков покрышки предназначена для увеличения прочности соединения починочных материалов с покрышкой. Внутренние поверхности покрышки обрабатывают дисковой проволочной щеткой (граница обработки отстоит на 20. 30 мм от краев накладываемого пластыря), а наружные — игольчатой шарошкой и дисковой проволочной щеткой (обработке подвергают зону вырезки повреждения и часть покрышки вокруг нее на расстоянии 7. 10 мм). Проколы очищают

электродрелью (диаметр сверла должен быть примерно на 1 мм больше

размера прокола) или круглым рашпилем.

Нанесение клея и сушка — наносят клей двумя слоями кистью с короткой жесткой щетиной тонким сплошным слоем, без потеков. Первый слой наносят клеем малой концентрации, в котором соотношение резины и бензина (по массе) составляет 1:8, и второй слой — клеем высокой концентрации 1:5. После каждой промазки клеевую пленку сушат в сушильном шкафу при температуре 30. 40 "С в течение 25. 30 мин. Качество сушки проверяют мягкой кистью — волоски кисти не должны прилипать к хорошо просушенной поверхности.

Подготовка починочного материала. Резиновые починочные материалы протирают бензином и сушат под вытяжным устройством. При потере ими клейкости на них наносят клей концентрацией 1:8 один раз с двух сторон и просушивают.

Заделка повреждений — процесс наложения подготовленного починочного материала на ремонтируемые участки с последующей прикаткой роликом. Место вырезки при заделке несквозного наружного повреждения до двух слоев каркаса обкладывают прослоечной резиной толщиной 0,9 мм и тщательно прикатывают роликом. Полость вырезанного конуса в области каркаса заполняют слоями прослоенной резины толщиной 2 мм. Размер каждого слоя соответствует размеру того пояса конуса, на который слой укладывается. Каждый слой тщательно прикатывают роликом, а образовавшиеся вздутия прокалывают шилом. В области протектора полость конуса заполняют слоями протекторной резины. Починочная резина должна быть выше поверхности покрышки на 2. 3 мм для обеспечения опрессовки при вулканизации. Если повреждены более двух слоев каркаса покрышки, то с ее внутренней стороны накладывают пластырь, который предварительно покрывают прослоечной резиной. Центр пластыря должен совпадать с центром выреза. Края наложенного пластыря обкладывают лентой из прослоечной резины толщиной 0,9 мм и шириной 25. 30 мм. Пластырь тщательно прикатывают роликом. Если необходимо осуществить заделку несквозного внутреннего повреждения, то полость конуса в зоне протектора заполняют протекторной резиной, а затем прослоечной. Полость конуса заделывают заподлицо с внутренней поверхностью покрышки и затем накладывают пластырь. Последовательность заделки повреждения покрышки: сквозного — заделывают конус с внутренней

стороны, накладывают пластырь и заделывают конус с наружной стороны; вырезанного в рамку — ступенчатую поверхность покрывают прослоечной резиной (толщина 0,9 мм), прикатывают роликом, вставляют

(последовательно) куски корда (направление нитей корда должно совпадать с направлением нитей в соответствующем слое каркаса; последний слой корда должен перекрывать границы выреза на 30. 50 мм на каждую сторону, а края этого слоя обкладывают лентой прослоечной резины толщиной 0,9 мм и шириной 30 мм) и затем заделывают повреждения со стороны протектора.

Проколы размером до 15 мм заделывают резиновыми грибками с адгезивным слоем, которые входят в комплект автоаптечки, или постановкой заплат размером 25 х 25 мм. На внешнюю сторону покрышки накладывают трехслойные заплаты из прослоечной резины, а на внутреннюю — двухслойные. Для заделки местных повреждений также применяют шприц-машины, при помощи которых в поврежденную полость покрышки выдавливается подогретая резиновая масса. Преимущество способа — это высокое качество ремонта, большая производительность и снижение расхода починочных материалов.

Материалы: http://works.doklad.ru/view/meEYgWZB9NA.html


Back to top