Эффект аквапланирования шин автомобиля: что это и как избежать

1 ≫

Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.

Что такое эффект аквапланирования

При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.

Как и отчего возникает аквапланирование

При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.

Аквапланирование шин возникает при движении по мокрой дороге на высокой скорости

Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования. На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.

В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески. Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.

Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.

Как избежать аквапланирования

Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их. При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль.

Выбирайте правильные шины на лето чтобы избежать эффекта аквапланирования

От нее должно отходить множество ламелей (поперечных канавок), которые проходят насквозь. Лучше всего отводят воду от пятна контакта шины, ламели которых идут под углом от продольной канавки и направлены назад. Такой рисунок напоминает елочку в схематическом изображении. Еще важно правильно установить дождевые шины, чтобы «елочка» была направлена назад, т.е. вода уходила в сторону и назад.

Аквапланирование шин возникает из-за изношенных шин

Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час. Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Информирован – значит, вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Как действовать при возникновении эффекта аквапланирования

Первая реакция, которая возникает при потере управления, — ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа.

Как рассчитать скорость при аквапланирование пока нет точной формулы

Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно. Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится. А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.

Если у вас переднеприводный автомобиль и вы заметили, что зад начинает «подплывать», небольшое увеличение скорости может вытащить машину из планирования на воде. Но такое решение доступно для опытных водителей и тех, которые хорошо чувствуют машину и не теряют головы в экстренных ситуациях. Если к таким людям вас отнести тяжело, снимаете ногу с педали газа, крепко держите двумя руками руль и не крутите его, дожидаясь пока мотор скинет обороты. Не тормозите. Этим вы спровоцируете занос. Вот и все действия.

Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.

Материалы: http://avtofirst.ru/akvaplanirovanie-avtomobilya.html

2 ≫

Аквапланирование — появлении водяной прослойки между протектором и дорогой – так называемого гидродинамического клина. Обычно колесо отталкивает воду, но при совпадении нескольких условий колеса как бы приподнимаются над водяной пленкой и автомобиль начинает неконтролируемое скольжение.

Эффект аквапланирования может возникнуть на ровной трассе, покрытой водой, либо при пересечении автомобилем луж значительного размера. Когда колесо движется по твердому дорожному покрытию, «смазанному» слоем воды, вес машины вынуждает воду отступать перед передним краем пятна контакта, а часть воды отводится протектором самой резины. Так обычно и происходит – авто нормально проходит водные участки, оставляя за собой миллионы брызг.

Если же машина движется на высокой скорости, она достаточно тяжелая, а резина изношенная, то водяной клин перед краем колеса под действием давления уплотняется, и автомобиль как бы заскакивает на водяную пленку, а не отталкивает ее.

Точно просчитать вероятность появления гидропланирования и условия возникновения такого эффекта невозможно, так как учитываются многие факторы. Главные из них – скорость движения, толщина водной преграды, изношенность шин. Второстепенные – ровность или шероховатость дорожного покрытия, давление в шинах, состояние подвески. То есть, аквапланирование может возникнуть на скорости 80–100 км в час, но если автомобиль крепко изношен, шины «лысые», то «поплыть» можно и при 40 км/час.

Самый важный фактор – толщина слоя воды. Мелкую лужу можно проскочить на высокой скорости, но как только глубина увеличится на пару миллиметров, возможно появление аквапланирования даже при наличии надежной резины.

Главная опасность – полная потеря сцепления. Даже на льду автомобиль сохраняет 20–30 % сцепления, и колеса плохо, но слушаются руль, однако когда машина «плывет» на водяной пленке – сцепление нулевое. Важно и то, что при попадании в воду одного или двух колес автомобиль резко теряет скорость, а рулевая колонка выбивается из рук водителя. Большая опасность разворота от выбивания руля возникает при въезде в воду одним колесом, но «крутануть» может тогда, когда в лужу въезжают оба колеса, так как вода покрывает дорогу неравномерно, и одно может «поплыть», а второе – коснуться асфальта.

Самое критическое, что может случиться с автомобилем при аквапланировании, – паника водителя и инстинктивные необдуманные действия. Если шофер крутанет руль в обратную сторону, как при скольжении на льду, то колеса, идущие по водяному клину, не отреагируют, но как только машина выйдет за пределы водяного покрова, траектория движения может резко измениться, авто уйдет в занос. Также опасны нажатия на акселератор и тормоз.

Перед въездом в лужу водителю следует крепко взяться за руль, а перед выходом из аквапланирования колеса нужно полегоньку выровнять, чтобы при касании сухой трассы они стояли прямо. Газ лучше полностью отпустить, так как сама вода притормозит авто, также поможет торможение двигателем. На заднеприводном автомобиле можно крайне плавно подтормаживать, но делать это на переднеприводной машине нельзя.

Лучше аквапланирования избежать вовсе, для чего надо следить за состоянием шин, а также сбрасывать скорость перед водными преградами.

Дождевые шины

Водоотталкивающие шины легко «опознать» по глубокой канавке по центру и отходящим от нее поперечным прорезям. Протектор такой шины похож на елочку, а обозначается дождевая резина иконками в виде дождя либо словами rain, aqua или water.

Дождевые шины от ведущих производителей значительно снижают риск появления эффекта аквапланирования, но полностью избавить от него не могут, ведь еще важна скорость машины, глубина водного покрытия и другие параметры. Поэтому водителю даже на самой престижной резине все равно следует быть осторожным перед участками трассы, покрытыми водой.

Свежие записи

2014 - 2015. Шины.Просто - Обзоры шин, отзывы владельцев, полезные статьи

Материалы: http://tyres-master.ru/articles/chto-takoe-akvaplanirovanie

3 ≫

В этом разделе мы расскажем, что такое аквапланирование, что делать в этой ситуации, и как можно уменьшить вероятность ее появления.

Тестирование аквапланирования шин Nokian

Многие автолюбители сталкивались с этой опасной ситуацией на дороге и на своем опыте узнали, на сколько это бывает опасно.

Кардинальным отличием аквапланирования шин от скольжения является полная потеря контакта шины с дорогой (колеса "всплывают" над дорогой), вызванная слишком большим количеством воды или высокой скоростью.

Движение воды в протекторе шины

Внимание! Будьте очень осторожны при езде в дождь при сильно изношенных шинах! Если начался дождь, во избежание попадания в эффект аквапланирования обязательно снизьте скорость!

Подробная информация о том, как узнать на сколько изношены ваши покрышки, на странице: износ шин.

Зависимость площади пятна контакта шины от скорости и износа протектора

Именно поэтому в дождливую погоду нужно быть предельно аккуратными на дороге и избегать резких маневров и высоких скоростей.

Аквапланинг зимних шин

Но это при попадании автомобиля в обычную лужу, а на зимней дороге кроме воды есть еще снег и лед, которые гораздо больше усложняют ситуацию.

По сути в зимних шинах происходят очень похожие процессы аквапланирования, что и в летних шинах, и отличаются они в том, что кроме воды из-под колеса нужно "выводить" более густую снежную кашу и кусочки льда. Именно поэтому протекторы зимних шин более крупные и имеют более широкие и глубокие водоотводящие канавки.

Влияние давления в шинах на аквапланирование

Зависимость аквапланирования от давления в шинах

Основные причины такой зависимости в том, что при низком давлении в покрышке воде "проще" промять среднюю мягкую часть протектора, чем уйти вбок.

При этом покрышка деформируется, водоотводящие каналы становятся уже, и ситуация еще больше усугубляется.

Кроме того, нарушаются все расчеты, сделанные заводом-изготовителем покрышки при ее проектировании, поскольку тестирование шин (а также их соответствие заявленным характеристикам) проходит при нормальном давлении.

Как только скорость машины упадет или лужа станет менее глубокой, колеса вашей машины практически мгновенно получат потерянное сцепление с дорогой, и если они в этот момент находятся под большим углом относительно движения автомобиля, то машину резко бросит в сторону!

В этой ситуации не нужно крутить руль! Нужно стараться сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока вы не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого можно выравнивать машину.

Будьте осторожны и удачи вам на дорогах!

Материал подготовлен в Покрышка.ру

  • Подбор атошин (подбор моделей и типоразмеров шин)
  • Помощь

  • Маркировка шин
  • Отзывы о шинах
  • Какие шины лучше?
  • Неравномерный износ шины?
  • Ремонт шины

Бесплатный для регионов России: 8 800 500-80-66

Юридическая поддержка - юр.фирма "Интернет и Право"

Материалы: http://www.pokrishka.ru/akvaplanirovanie.html


Back to top