1 ≫
-
Российский рынок новых автомобилей стабильно стагнирует. Причем довольно давно. Ударивший в конце 2008-го кризис отрасль отыграла только в 2012-м, после чего снова стала падать.
В конце 2013 автопроизводители вместе с дилерской сетью поникли и пали духом, но все же надеялись на оживление рынка. Однако в начале 2014 стало окончательно ясно: радужных перспектив не предвидится, а сохранение уже достигнутых результатов стоит считать огромной удачей.
В период экономической лихорадки задача государства – стимулировать спрос. Но в конце 2008-го автомобили резко подорожали. В 2009 год рынок вошел с гигантским падением объемов продаж. Очереди на машины иссякли, затоварились складские площадки автосалонов, а оборот капитала замедлился. Проблему усугубило вмешательство государства. Это оно инициировало рост ввозных пошлин на иномарки, это оно выделило миллиарды из госбюджета на реабилитацию завода в Тольятти, это оно в конечном итоге сделало автомобили дороже для конечного потребителя.
В марте 2010 года, когда света в конце тоннеля по-прежнему не было, заработала программа утилизации, затеянная по примеру Европы и работающая исключительно ради спасения АвтоВАЗа, на что из казны было выделено шестнадцать миллиардов рублей (в два этапа: утилизация действовала с 8 марта 2010 по 31 декабря 2011).
Стратегия обновления автопарка страны предполагала сдачу автомобиля старше десяти лет в утиль в обмен на сертификат, эквивалентный скидке в 50 000 рублей. Три из них шли непосредственно на утилизацию, а остальные 47 000 вычитались из стоимости, произведенной в России (обязательно) новой машины. На практике каждый этап обмена сопровождался сложностями, причем для всех участников действия. Люди сталкивались с дефицитом недорогих комплектаций и навязыванием дополнительного оборудования. Дилеры с задержкой получали возмещение от Минпромторга. ГАИшники пользовались ажиотажем при постановке и снятии автомобилей с учета, а утилизированные машины порой расходились на запчасти или вовсе легализовывались, вновь попадая в транспортную среду.
Не меньшим промахом программы утилизации было отсутствие качественных пунктов переработки. У нас даже макулатура и батарейки перерабатываются в сверхмалых объемах, а уж автомобили… Помимо железа машина состоит из стекла, резины, пластмассы, текстиля, вредных для биосистемы эксплуатационных жидкостей. Переработать автомобиль на сто и даже на 90% нам не по силам ни тогда, ни сейчас.
Между тем с первого сентября 2014 программа утилизации заработала вновь. Условия всерьез изменились, хотя окончательных инструкций её работы по-прежнему нет.
В этой связи некоторые автопроизводители, включая «АвтоВАЗ», «КамАЗ», ГАЗ, «Соллерс», Peugeot, Citroen и Ford Sollers, запустили собственные программы утилизации, по условиям схожие с теми, что были анонсированы ранее министром, в надежде на то, что после запуска госпрограммы им компенсируют траты.
Как и прежде, мера призвана стимулировать спрос на новые автомобили российского производства (в том числе, иномарки, собранные в России). На эти цели из бюджета выделено десять миллиардов рублей, которых должно хватить до 31 декабря 2014 года. Именно столько продлится утилизация. За это время силами госпрограммы планируется реализовать 170 тысяч новых машин.
Примечательно, что деньги на утилизацию выделены из лимитов, которые были перераспределены в ведение Минпромторга с других направлений поддержки.
По новым правилам в утиль можно сдать транспорт возрастом от шести лет, против десяти – ранее, но при этом владеть им по-прежнему нужно не менее года. Кроме того, наряду с легковушками по программе можно обменять и грузовую коммерческую технику. Причем и легковые, и коммерческие машины теперь принимают не только в утиль, но и в «трейд-ин». В зависимости от этого варьируется и сумма скидки. И это, пожалуй, самый спорный момент программы.
За легковой автомобиль, отправленный на помойку, владелец получит до 40 тысяч рублей, за легкий грузовик – до 150 тысяч. Если же собственник сдаст машину в «трейд-ин», то дисконт составит от 40 до 300 тысяч. Исходя из этого, есть подозрения, что утилизировать по-настоящему старый автомобиль будет бессмысленно, поскольку максимальная выплата в сорок тысяч рублей меньше гарантированных прошлой программой пятидесяти, при том, что с тех пор продукция отрасли стала только дороже. Открытым остается вопрос, кто и как будет оценивать стоимость дряхлых машин на пути к прессу. Сдать автохлам в Trade-In не получится – дилер не согласится на это. Туда примут только автомобиль поновее. А за такие машины и раньше в порядке вещей было получить привлекательные условия на покупку новой техники.
Плюс новой программы лишь в том, что сдав грузовик, дотацию государства можно потратить на легковушку, но много ли будет таких эпизодов на практике?
И спасут ли подобные меры продажи? Вряд ли. Скорее, только замедлят падение. Срок действия госпрограммы короткий, а выгода покупателя на деле оказывается на так очевидна. Но для дилеров это шанс выжить, а для автопроизводителей - остаться на прежнем уровне сытости. Совокупно для них эта программа – спасательный круг, за который нужно суметь ухватиться.
Материалы: http://www.autonavigator.ru/news/articles/25463.html
2 ≫
-
Десятки миллиардов бюджетных рублей будут направлены на поддержку отечественного автопрома. Это стимулирует спрос, по крайней мере в краткосрочной перспективе
Министерство промышленности и торговли подготовило меры по стимулированию автомобильной промышленности, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, меры господдержки будут приняты до конца года.
Он объяснил их необходимость удорожанием автокредитования и снижением доступности банковских средств для населения, а также малого и среднего бизнеса. По словам министра, больше всего пострадал сегмент легких коммерческих автомобилей. Сегмент легковых автомобилей пострадал в меньшей степени.
"В ближайшее время Правительство примет решение по дополнительным мерам поддержки до конца года, чтобы сформировать меры по стимулированию рынка. Основным препятствием на сегодняшний день является ограниченная возможность по кредитованию. Потребительские кредиты возросли в цене и составляют от 16 до 20%. К сожалению, такая возможность перестала быть доступной для малого и среднего бизнеса. Основное падение авторынка пришлось на сегмент легких коммерческих автомобилей (lcv). За 7 месяцев 2014 года снижение в этом сегменте составило более 30 %. В меньшей степени пострадал легковой автомобильный транспорт. В нем снижение производства составило 2,3%. Мы рассчитываем, что в ближайшее время Правительством будут приняты решения по дополнительным мерам по стимулированию рынка, которые позволят сдемпфировать снижение, которое произошло за 7 месяцев", - заявил министр промышленности и торговли.
На сегодняшнем заседании правительства премьер Дмитрий Меведев подтвердил, что средства на помощь отечественному автопрому в бюджете найдутся. Он напомнил, что автомобилестроение – один из ключевых секторов промышленности, от которого зависит и ситуация в смежных отраслях, поэтому необходимы комплексные меры, включая стимулирование спроса и производства новой техники.
«Мы уже используем для этой цели механизмы технического регулирования, управления госзакупками и, естественно, эту работу продолжим. Но есть и другие идеи. Минпромторг предлагает реализовать масштабную программу обновления парка автомобилей с сентября до конца этого года. При условии сдачи старой машины на утилизацию или в случае замены старого автомобиля на новый с доплатой автовладельцы смогут получить через производителей и их дилеров скидки при покупке новых автомобилей, и это может достаточно серьёзно простимулировать продажи автомобильной техники», - заявил Медведев.
Президент РФ Владимир Путин поручал правительству до 15 сентября представить соответствующие предложения.
Напомним, ранее сообщалось, что Минпромторг планировал оказать поддержку отечественному автопрому в 2014 году без возобновления программы льготного автокредитования. В ведомстве поясняли, что поддержка автопрому будет оказана с помощью других механизмов, в том числе через возмещение предприятиям автопрома части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестпроектов и модернизацию производства.
Весной 2014 года были выделены средства на субсидирование субъектам РФ закупки муниципального транспорта, работающего на газомоторном топливе, на сумму 3,7 млрд рублей. По данной субсидии будет реализовано до конца 2014 около 2000 автомобилей (автобусов и грузовиков).
Свыше 3 млрд. рублей выделено на реализацию программы по субсидированию перевозок автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке, в другие регионы страны. Еще порядка 2,3 млрд. рублей предусмотрено на приобретение 3,5 тыс. автомашин для нужд МВД в рамках реализации программы по государственной закупке специальной автомобильной техники, которая является совместной инициативой Минпромторга и МВД. К другим мерам господдержки относятся предоставление субсидий на техническое перевооружение предприятий автомобилестроения, а также финансирование прикладных исследований и важнейших инновационных проектов отрасли.
Теперь программу утилизации утвердил и сам Минпромторг. Денис Мантуров сообщил журналистам, что в стране возрождается программа по утилизации автомобилей. На ее реализацию с 1 сентября до 31 декабря 2014 года будет выделено 10 млрд. рублей. По словам министра, деньги будут выделяться регионам в виде субвенций в конце года. «Программа будет осуществляться автодилерами за счет поставок автопроизводителей, за собственный счет автопроизводителей с последующей компенсацией», – добавил Мантуров.
Программа утилизации автомобилей коснется всех автомашин старше шести лет.
"Если автомобиль достиг возраста больше шести лет, то имеется возможность при сдаче его в "trade in" у дилера приобрести со скидкой новый автомобиль. Причем без разницы - сдаешь грузовик и покупаешь легковую, либо наоборот", - уточнил министр.
"Что касается скидок, то по утилизации это от 40 тыс. рублей за сданный автомобиль легковой до 350 тыс. рублей за грузовой автомобиль. Что касается "трейд-ина", то от 40 тыс. рублей до 300 тыс. рублей. Разница небольшая, но тем не менее она имеется", - сказал он.
Как отметил Мантуров, в рамках программы предполагается реализовать более 170 тыс. автомобилей разных классов.
"Программа будет распространяться на все категории автомобилей: на легковые, внедорожники, грузовики, автобусы и т.д.", - уточнил он.
Чиновник пояснил также, что в программе смогут принять участие как физические, так и юридические лица. "В данном случае мы не делаем разницы между автомобилями как физических лиц, так и юридических", - сказал он.
Эксперты и автодиллеры программу по поддержке автопрома приветствуют. «Предыдущий опыт показал, что программа утилизации может благотворно сказаться на отечественном автопроме», - говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева. Так в 2010 году по итогам программы уровень производства легковых автомобилей вырос в два раза (+101,4% к 2009 году), - напоминает она. Производство грузовых автомобилей выросло на 74,5% к уровню 2009 года, автобусов - на 23,6%, легких коммерческих автомобилей - на 51% к 2009 году. Снижение продаж, по словам Кокоревой, прежде всего, вызвано неблагоприятной экономической обстановкой в стране: покупатель предпочитает не совершать сейчас дорогостоящих покупок, плюс автокредиты становятся все менее доступными. Средняя ставка колеблется в районе 18-20%.
«Все ранее использовавшиеся государством меры, такие как программа утилизации и льготного автокредитования, показали свою эффективность. Поэтому вполне логично, что правительство решило эти программы вернуть, — считает управляющий партнер EURussia Иван Бончев. — Что касается помощи производителям, то господдержка может быть оказана не только «КамАЗу», но и «АвтоВАЗу», и «УАЗу», который находится сейчас в бедственном положении».
Еще одним средством, которое может в самое ближайшее время и без особых затрат стимулировать продажи российских машин, могло бы стать введение санкций в отношении США, Европы и Японии. О возможности запрета машин из этих стран в начале августа обмолвился Дмитрий Медведев.
Британия лишила Прибалтику возможности бесплатно подключиться к электросетям Европы
- «Минутки» повергли доллар в состояние шока
«Минутки» повергли доллар в состояние шока
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Материалы: http://expert.ru/2014/08/28/utilizatsiya-vozvraschaetsya/
- «Минутки» повергли доллар в состояние шока
3 ≫
-
Учитывая нелегкое нынешнее положение в экономике страны, чиновниками был поставлен вопрос о восстановлении утилизационной программы, однако немного на других условиях.
Впервые данная программа действовала два года с 2010 по 2012. И удачно себя зарекомендовала, неплохо поддержав национального производителя автомобильной индустрии.
И потому, учитывая опыт предыдущих годов, чиновники решили вернуть к жизни эту «чудо-программу», или иначе «программу обновления автопарка» с 1 сентября текущего года.
Фишкой такого ненавязчивого обновления является предоставление полной свободы действий производителям и потребителям. Такого рода государственные программы — это попытки искусственно повысить спрос на автомобили отечественного производства. И это не просто догадки. Стоит обратиться к всезнающей статистике. Итак, темп прироста продаж в сентябре относительно предыдущего месяца составил 14,7%.
По предварительным расчетам госвластей, объем реализации должен был составить 170 тысяч единиц техники за период действия программы, хотя уже сейчас наблюдается приближенность к этой планке.
Принимать участие в реализации данного проекта могут не только просто потребители как мы с вами, но и юридические лица. В условиях полной свободы выбор вида транспортного средства не ограничивается. Ассортимент разнообразен: легковушки, грузовые авто и даже автобусы. Автолюбителей порадует великое разнообразие моделей автомобилей, поскольку в этом году к этой программе добровольно присоединились компании Nissan, Peugeot-Citroen, Volkswagen, Renault, Mazda, General Motors, Ford, SsangYong, Isuzu, Kia, Toyota, Hyundai, УАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, «GM-АвтоВАЗ» и «АвтоВАЗ». Эти предприятия обладают договорами о «промышленной сборке», что дает им возможность расположить свое производство на территории РФ и право на льготный ввоз комплектующих и деталей.
Еще одни новшества в данной программе коснулись требований к автоизделиям и их владельцам:
- для утилизации, авто должно пробыть в собственности минимум полгода и далее без ограничений;
- комплектация утилизационного оборудования должна быть полной: аккумулятор, колеса, двигатель и т.д.
- идеальная юридическая составляющая. Собственник должен иметь все документы на автомобиль, включая и сервисную книжку.
Процесс утилизации стал намного проще благодаря специальной системе trade-in, которая заключается в покупке нового автомобиля, цену которого частично покроет ваш старенький друг на колесах.
Основное достоинство этой системы заключается в экономии времени. Автосалон берет на себя все обязательства по оформлению документов на снятие транспортного средства с регистрации, а также его предпродажной подготовкой.
Эта незамысловатая схема стала просто спасительной находкой для автомобильного рынка Российской Федерации, и можно с уверенностью предположить, что этот проект будет жить дальше. Иначе рынок незамедлительно начнет испытывать сильнейшее падение. Как показывают предыдущие показатели, в случае его прекращения, спад продаж составит примерно 15-18%.
Этой программе есть еще куда развиваться, ведь, если понаблюдать за автодорогами, около трети транспортных средств возрастом 12-15 лет. А время не стоит на месте, и автолюбители нуждаются в обновлении своих автомобилей.
Однако вопрос относительно дальнейшего финансирования и сроков утилизационной организации еще на повестке дня, и нет пока каких либо решений, поскольку это достаточно дорогое удовольствие для бюджета России, несколько сотен миллиардов рублей.
Материалы: http://pol-z.ru/programma-utilizaci/