Замена ремня ГРМ в зависимости от механизма газораспределения

1 ≫

Силовая установка автомобиля представляет собой довольно сложное устройство, состоящее из механизмов и систем. Работоспособность двигателя обусловлена точным взаимодействием этих механизмов и систем между собой. Нарушение же взаимодействия приводит либо к неисправностям, причем серьезным, либо к невозможности запуска силовой установки.

За своевременную подачу топлива и отвод продуктов горения в двигателе отвечает газораспределительный механизм (ГРМ). Этот механизм производит открытые тех или иных окон, прикрытых клапанами, обеспечивая подачу топлива или отвод отработанных газов с цилиндров.

Очень важно, чтобы открытие и закрытие клапанов происходило в строго определенные моменты, иначе силовая установка не сможет полноценно работать или вообще не запустится. Для того чтобы соблюдалась точность открытия и закрытия клапанов, газораспределительный механизм приводится в действие от кривошипно-шатунного механизма.

Сам механизм газораспределения конструктивно не сложный. Имеется распределительный вал, приводимый в движение от шестерни коленчатого вала. В зависимости от конструкции мотора, этот вал посредством толкателей с коромыслами, либо же через регулировочные шайбы или гидрокомпенсаторы, воздействует на клапана и те открывают впускное и выпускное окно.

Типы приводов ГРМ

Схема газораспределительного механизма

Приводов (ГРМ) на двигателях бывает несколько, и зависят они от конструктивных особенностей самой установки и данного механизма в частности.

  • Шестеренчатый привод. Использовался раньше на некоторых силовых установках автомобилей и тракторов. Надежный тип привода, но очень сложный в обслуживании. У такого механизма распределительный вал находится внизу блока цилиндров, чтобы обеспечить зацепление шестерни коленчатого вала с приводной шестерней распределительного вала. В случае повреждения данного привода ГРМ, требовалась практически полная разборка силовой установки.
  • Цепной привод. Этот привод был раньше очень распространенным, но используется и сейчас, в основном на дизельных установках. Распредвал в данном случае находится в головке блока и в движение приводиться от шестерни посредством цепи. Недостатком данного привода можно отметить сложность замены цепи, поскольку она размещается внутри самого мотора, чтобы обеспечивалась постоянная смазка цепи.
  • Ременной привод. Является самым популярным на бензиновых двигателях легковых авто. Привод распредвала, тоже находящегося в головке блока, осуществляется зубчатым ремнем.

Достоинства и недостатки ременного привода

Достоинств у ременного привода газораспределительного механизма достаточно, поэтому он является и распространенным.

  1. Производство этих ремней хоть и сложное, но намного проще и дешевле цепи.
  2. Ремень ГРМ не нуждается в смазке, поэтому появилась возможность вынести привод на внешнюю сторону двигателя. Это сказалось на простоте его замены и проверке его состояния.
  3. Шумность двигателя с применением ремня значительно снизилась за счет отсутствия взаимодействия металла о металл, как в случае с цепным приводом.

Но у ременного привода есть и недостатки. По сравнению с цепью ремень служит значительно меньше. Ослабление натяжения цепи приводит максимум к повышению шума при работе силовой установки, перескакивание на шестерни и порыв ее практически исключен, чего не скажешь о ремне.

Последствия ослабления и обрыва ремня ГРМ

Последствия от ослабления или порыва ремня очень плачевны. Если ослабленный ремень ГРМ перескочит на один зуб на шестерни, то произойдет небольшое нарушение во взаимодействии механизмов и систем. Вылиться это может в затрудненный пуск мотора, падение мощности, повышенную вибрацию. А вот если ремень перескочил на несколько зубьев или вовсе прошел обрыв ремня, то последствия могут быть серьезнее.

Надрывы ремня ГРМ, нужно задуматься о замене ремея

К примеру, нарушение момента открытия клапана из-за перескакивания или порыва ремня приведет к тому, что при достижении поршня в ВМТ клапан будет еще открыт или останется в открытом положении (при обрыве) и произойдет их столкновение. Сила удара там достаточная, минимальным уроном будет изгиб клапана. К более серьезным последствиям от столкновения клапана с поршнем может быть разрушение поршня или изгиб шатуна. Конечно, сейчас на поршнях делают специальные проточки под клапана, чтобы в случае обрыва не происходило столкновение клапанов с поршнями, но как показывает практика, они не всегда спасают от этого.

Поэтому всегда важно следить за состоянием натяжения ремня. На разных авто периодичность проверки натяжения ремня разная, но все же данная процедура входит в комплекс обслуживающих работ. Контроль натяжения ремня – операция не сложная, достаточно снять защитный чехол ремня и проверить его на скручивание. Нормально натянутый ремень ГРМ при скручивании не должен повернуться более чем 90 градусов. Если же он проворачивается больше, нужно его подтянуть натяжными механизмами.

Замену же приводного ремня производят в среднем после пробега в 60-70 тыс. км, или же при обнаружении трещин, сколов на нем или заметны следы расслоения.

Сложность замены ремня ГРМ зависит от типа применяемого механизма газораспределения на двигателе. Данных типов на автомобилях сейчас применяется два – с одним распредвалом (SOHC) и двумя распредвалами (DOHC).

Замена ремня ГРМ на механизме SOHC

Сначала рассмотрим, как производится замена ремня ГРМ с механизмом SOHC на примере ВАЗ-2108. Для выполнения замены потребуется набор ключей и отверток.

Итак, первым снимается защитный чехол ремня. У этого авто он закреплен болтами, у других могут быть обычные защелки. Сняв чехол, сразу получаем доступ к ремню. Поскольку ремень привода генератора установлен поверх ремня ГРМ, его нужно с автомобиля снять.

Видео:Замена ремня ГРМ ВАЗ

Перед ослаблением ремня нужно будет выставить метки на коленвале и шестерне распределительного вала. На коленчатом валу метки находятся на маховике. За болт крепления шкива коленчатый вал проворачивается до тех пор, пока не совпадет метка на маховике с меткой, нанесенной на корпус. Затем следует проверить, совпала ли метка на шестерне распредвала со специальной выступающей меткой на двигателе. Если метки совпали можно приступать к послаблению и снятию приводного ремня.

У «восьмерки» натяжение производится направляющим роликом с эксцентриковым натяжителем. Для послабления ремня нужно ослабить фиксирующую гайку ролика и провернуть эксцентрик, тем самым убрав усилие, создаваемое им.

Для снятия ремня ГРМ с шестерни коленвала потребуется демонтаж шкива привода ГРМ. Для этого нужно будет авто поддомкратить и снять правое колесо, после чего появиться доступ к болту шкива. У некоторых шкивов имеются специальные отверстия, через которые производится фиксация колен. вала от проворачивания. Если же таких отверстий нет, зафиксировать его можно путем установки в венец маховика мощной отвертки с последующим ее упором в корпус. Зафиксировав колен. вал болт шкива откручивается и шкив снимается.

Теперь ничего не мешает снятию и замене ремня ГРМ. На его место устанавливается новый ремень. Сначала он одевается на шестерню коленвала, затем заводиться в зацепление в водяным насосом, после одевается на шестерню распредвала. В последнюю очередь он заводится за натяжной ролик. Далее все собирается на место и ремень ГРМ натягивается натяжителем.

Перед запуском двигателя нужно сделать несколько оборотов коленчатого вала вручную. Делается это для того, чтобы проверить, что метки совпадают и после проворота вала. После этого можно двигатель запускать. Если прошел успешно и двигатель работает хорошо ничего делать не нужно. Если же он не запустился или работает с перебоями, следует еще раз проверить совпадение меток и при надобности по новой их выставить.

Особенности замены ремня ГРМ на механизме DOHC

Немного о том, как производится замена ремня ГРМ на авто с механизмом DOHC. Примером выступит Лада «Приора». Принцип замены ремня идентичен вышеописанному. Но, доступ к ремню у данного авто несколько сложнее из-за наличия нескольких защитных чехлов, которые посажены на болты.

Видео: Замена ремня ГРМ на Лада Приора своими руками

При совмещении меток важно учитывать, что распредвалов – два, и на обеих метки должны совпасть.

Помимо направляющего ролика с натяжителем у этого авто имеется еще и опорный ролик. Но даже при его наличии в последнюю очередь ремень ГРМ заводится за ролик с натяжителем.

После установки нового ремня нужно очень внимательно проследить, чтобы метки на распредвалах точно совпадали.

Обязательно при замене ремня ГРМ производится и замена всех роликов, поскольку ресурс их одинаков с ресурсом ремня. Попутно, выполняя замену ремня, нужно проверить состояние подшипников жидкостного насоса, чтобы после замены ремня выход из строя помпы не стал неприятной неожиданностью.

Материалы: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/zamena-remnya-gazoraspredelitelnogo-mehanizma-grm/

2 ≫

Ремень ГРМ — газораспределительного механизма — выполняет важную функцию в двигателе, он обеспечивает синхронное вращение коленчатого вала и вала распределительного механизма. Ремень ГРМ производят из усиленной резины с добавлением металла, а резина, как известно со временем может растягиваться и рваться.

Если ремень ГРМ порвется во время движения, то это чревато очень серьезными последствиями — клапаны не смогут закрыться и двигающиеся с громадной скоростью поршни их просто погнут. В результате — капитальный ремонт двигателя с заменой всех клапанов, а то и всей цилиндро-поршневой группы.

Чтобы такого с вами не приключилось, ремень ГРМ нужно периодически менять. В инструкции к авто указывается, когда производитель рекомендует менять ремень: для одних моделей это может быть 75 тысяч км, для других — 150 тысяч. Самостоятельно проверить состояние ремня ГРМ сложно, поэтому судить о его износе можно только по поведению машины — двигатель плохо заводится, наблюдаются сбои в его работе.

Замена ремня ГРМ — это не самый сложный процесс, чем-то напоминающий замену цепной передачи велосипеда. Однако, современные автомобили значительно отличаются сложностью своих систем и все работы нужно проводить очень точно — ремень должен быть натянутым до нужного значения, иначе вас ждут большие проблемы.

Двигатель любого автомобиля имеет свои особенности, поэтому рассмотрим, как меняют ремень на наших ВАЗах.

Первым делом вам нужно заглушить мотор авто, подождать некоторое время пока он остынет, затем нужно отключить массу — снять минусовую клемму. Для ослабления ремня нужно открутить болт натяжного ролика. Когда ремень ослаблен, его снимают со всех шкивов, через которые он проходит — коленвала, помпы и распред вала. В некоторых моделях приходится снять шкив привода генератора и застопорить маховик коленчатого вала.

Когда ремень снят, нужно проверить состояние всех шкивов, очистить их от загрязнений с помощью растворителя, уайт-спирита или бензина. Установка ремня производится в обратном порядке:

  • установите его на шкивы, чтобы ремень находился в своем обычном положении;
  • с помощью ключа вращайте натяжной ролик против часовой стрелки до тех пор, пока метки на вырезы на втулке и внешнем диске не совпадут;
  • затем натяжной ролик нужно прочно закрепить с помощью болта крепления.

Часто разрыв ремня ГРМ приводит к выходу из строя и самого натяжного ролика, в нем может посыпаться подшипник. О данной проблеме свидетельствует шум и люфт ролика. Если они присутствуют, значит его тоже необходимо заменить.

Если заменить ремень ГРМ на наших машинах довольно просто, то на машинах иностранного производства приходится разбирать чуть ли не половину мотора: снимать клапанную крышку, стопорить маховик, снимать шкив коленвала. К тому же, в некоторых машинах используется несколько ремней, связанных друг с другом. Замена ремня ГРМ Мазды в сервисе обойдется в несколько тысяч рублей, а если браться за это дело самому, то придется несколько раз перечитывать инструкцию и некоторое время провести под машиной. Правда, на всех шкивах и на самом ролике предусмотрительные японцы нанесли метки, которые помогают определить правильно ли вы устанавливаете и натягиваете ремень.

Покупать ремень для замены лучше всего у официальных дилеров. В небольших магазинчиках, как правило, продают неоригинальные запчасти китайского производства, которые вряд ли прослужат вам долго, поэтому лучше не скупиться и заплатить полную цену оригинальной запчасти, зато потом будете спокойно ездить 60-100 тысяч километров.

Видео о том как заменить ремень ГРМ на автомобиле Лада Калина. Также меняем натяжной ролик.

А тут показывают как меняется ремень ГРМ на Опель Вектра

Материалы: http://vodi.su/zamena-remnya-grm/

3 ≫

Важной деталью автомобиля является ремень газораспределительного механизма (ГРМ), обеспечивающий нормальное функционирование двигателя. Однако, начинающие водители вряд ли скажут, что он собой представляет и где находится. В частности, они узнают о его существовании в момент поломки, когда требуется замена ремня ГРМ. А если поломка случается на дороге, то водителю предстоит справиться с такой задачей самостоятельно. Если, конечно, его попутчик не окажется механиком. Но поговорим о том, как заменить ремень без посторонней помощи.

При помощи этого механизма в цилиндры своевременно впускается свежий заряд горючей смеси и выпускаются отработавшие газы. В состав ГРМ входит: распредвал, механический программатор, приводы, звенья, клапана и другие элементы. В принципе, знание этой информации не требуется для выполнения замены ремня, но для общей осведомленности она не будет излишней.

Стоит понимать, что распределительный и коленчатый валы должны работать синхронно, поскольку слаженность их действий влияет на качество работы ГРМ, управляющего этапами газораспределения автомобильного двигателя. В свою очередь, ремень ГРМ играет ключевую роль – он обеспечивает поворот распредвала с заданной скоростью, которая в два раза меньше, нежели угловая скорость коленвала. Помимо этого, он сглаживает пульсацию ДВС и гарантирует равномерную работу шкивов валов.

Что обеспечивает вращение валов ГРМ?

Если посмотреть под шкив распределительного вала, то можно увидеть пару роликов, разместившихся справа (опорный) и слева (натяжной). Опорный ролик имеет отверстие, немного смещенное от его оси. Если вы проводите ремонт авто своими руками, то нужно учитывать это во время регулировки. Так вы сможете правильно отладить работу двигателя за счет ремня.

Устанавливая фазы газораспределения, обратите внимание на особые метки, нанесенные на различные детали – шкивы, корпус масляного насоса и др.

Рассмотрим процесс замены ремня ГРМ без помощи специалиста на примере машины Форд Фокус.

С учетом данных, прописанных в документации, менять ремень требуется периодически, а не в случае нарушения целостности. В данном случае установка нового ремня рекомендуется после каждых 160 000 км пробега. Поскольку устройство автомобиля обладает сложной конструкцией, то стоимость проведения работ по замене этой детали будет выше. Поэтому ремень ГРМ дешевле менять самому.

Чтобы поменять испорченный ремень, потребуется подготовить необходимые инструменты. Вам не обойтись без:

  • специального ключа для регулирования натяжного ролика;
  • накидного ключа (17);
  • фомки или большой отвертки;
  • ключа на 15;
  • инструмента, при помощи которого будут извлекаться стопорные кольца.

Когда требуется замена ремня ГРМ?

Оценить, в каком состоянии находится ремень, и необходима ли его замена, можно визуально — для этого следует отогнуть кожух. Для полного осмотра ремня требуется прокрутка двигателя. При наличии на осматриваемой детали трещин или ниток потребуется ее незамедлительная замена. Иначе возникнут серьезные проблемы с двигателем.

Также установка нового ремня рекомендуется:

  • при наличии дефектов;
  • если явно видно, что изнутри ременные зубцы износились;
  • если на ремне имеются масляные подтеки.

Как снять старый ремень?

Первым делом потребуется снять кожух ГРМ, который обычно фиксируется двумя болтами — откручиваем их. Затем приступаем к выкручиванию болтов, предназначенных для крепления картерной защиты. Здесь пользуемся ключами №17 и 13. Снятие защиты мотора выполняется для упрощения доступности к приводу, который нуждается в тщательном осмотре.

После этого выкручиваем крепежные болты на компрессоре и снимаем компрессорный ремень.

Далее компрессор возвращается в исходное положение. Для правильной установки нового ремня ГРМ обратите внимание на метки на старом.

Для обесточивания всех контактов снимается клемма, находящаяся на аккумуляторной батарее. Чтобы обезопасить себя полностью, клемму лучше поместить в чехол из резины. Далее приступаем к снятию бака жидкости ГУР и патрубков охлаждающей жидкости.

Выкрутив болты, держащие генератор, приступаем к снятию клеммы. При этом она удаляется вместе с фишкой, находящейся справа. Извлекать нужно и сам генератор – это выполняется после откручивания нижнего болта. Таким образом, у вас будет возможность добраться до ремня ГРМ.

При помощи ключа на 10 выкручиваем болты и снимаем шкив помпы.

Теперь наступает самый важный момент – снятие защиты ремня. Для чего потребуется избавиться от пяти болтов, расположенных сверху, снизу и в центре (именно в такой последовательности).

Устанавливаем новый ремень

Вот вы и сняли старый ремень своими руками, теперь предстоит поставить новый. Стоит заметить, что стоимость новой детали может быть различной, ее стоимость определяется производителем.

Перед заменой шлеи стоит зафиксировать маховик – это исключит его движение, когда вы будете ставить новый ремень. Для этого нужно снять стартер и вместо него установить приспособление, фиксирующее маховик. Профессионалам при выполнении такой работы не нужно снимать стартер – они обходятся откручиванием болта в нижней его части.

При выставлении муфты, КПП должна находиться на «нейтралке», при этом муфта оборачивается 11 раз по направлению часовой стрелки. После этого, на место заглушки вкручиваем болт, которым крепится коленвал. Не забудьте отметить положение маховика, такая метка пригодится при необходимости регулировки.

Далее нужно закрепить коленвал двумя болтами, а для удержания шкива установить специальный ключ.

Для снятия опоры мотора воспользуйтесь домкратом и выкрутите 4 болта, после чего извлеките держатель опоры.

Открученный болт коленвала осмотрите на изношенность, при необходимости замените его.

Раскачивая держатель шкива, снимите сам шкив. И не забудьте закрепить установленную на муфту «бабочку».

Менять ремень механизма газораспределения и ролики следует только после того, как снята крышка зубчатого шкива. После ослабления натяжного ролика ГРМ устанавливается чека, что позволяет легко извлечь ролики и ремень.

Теперь переходим непосредственно к замене. После установки нового ремня грм требуется затянуть натяжитель. При изношенности роликов выполняют их замену.

После затягивания болта коленвала обязательно проверяется метка на маховике, после чего детали собираются в том порядке, в котором проводилась разборка. По окончанию работы проверяется, как работает машина.

Выполнить такой ремонт самостоятельно несложно. Понятно, что для этого необходимо иметь базовые знания в области ремонта автомобиля и хоть немного разбираться в его «начинке». Если вы этим не владеете, то лучше воспользоваться услугами автосервиса.

А автомобилисты, неплохо знающие устройство своей машины, справятся с поставленной задачей без особого труда. Тем более, если следовать инструкции, то сделать это будет легко.

В конце хотелось отметить важность регулярной замены ремня ГРМ, поскольку игнорирование рекомендаций производителя приведет к поломке двигателя. А его ремонт обойдется гораздо дороже. Следует постоянно следить за состоянием этой детали, поскольку на её преждевременный выход из строя могут влиять различные факторы – например, манера вождения, дорожные и климатические условия.

Автомобилю требуется постоянный уход, только тогда владелец может надеяться на его надежность и безопасность.

Смотрите также видео о замене ремня ГРМ на примере Рено Логан:

Подписывайтесь на автожурнал 2AUTO.su по e-mail, Вконтакте, Facebook или в Twitter, и не пропускайте интересные автомобильные новости.

Оставить отзыв

1 отзыв к записи “Замена ремня ГРМ своими руками”

Очень подробно. Спасибо автору. Для новичков информация, правда, сложновата будет.

Материалы: http://2auto.su/article/tuning/zamena-remnya-grm-svoimi-rukami/


Back to top