Колеса легковых и грузовых автомобилей

1 ≫

Колеса автомобиля обеспечивают непосредственную связь с дорогой, участвуют в создании и изменении направления его движения, передают нагрузки от массы автомобиля на дорогу.

В зависимости от основного назначения колеса делят на ведущие, управляемые, комбинированные (ведущие и управляемые), поддерживающие.

Ведущие колеса преобразуют крутящий момент от трансмиссии в силу тяги, вследствие чего возникает поступательное движение автомобиля. Управляемые колеса воспринимают через подвеску толкающие усилия от кузова и с помощью рулевого управления задают направление движения. Комбинированные колеса выполняют функции ведущих и управляемых колес одновременно. Поддерживающие колеса создают опору качения для задней части кузова или рамы автомобиля, преобразуя толкающие усилия в качение колес.

Колесо автомобиля (рис. 8) обычно крепится к ступице 3, которая установлена на подшипниках 2 на балке моста 1. Основными частями колеса являются диск 4 с ободом 8 и пневматическая шина 5. Шина характеризуется основными размерами: наружным диаметром D, посадочным диаметром d на обод колеса, шириной В и высотой Н профиля, шины.

Диск и обод колеса штампуют из специальной стали, придавая им форму, способствующую увеличению жесткости и облегчающую монтаж шины на обод. В местах посадки шины обод имеет полки 7, которые заканчиваются бортами 6. Диск и обод колеса соединяют с помощью сварки, а для крепления колеса к ступице в диске сверлят отверстия, которыми колесо устанавливается на шпильки и закрепляется гайками.

В зависимости от конструкции обода и его соединения со ступицей все колеса делят на дисковые и бездисковые. Дисковые колеса наиболее распространены на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей. Бездисковые колеса применяют на большегрузных автомобилях МАЗ, КамАЗ и др. На автомобилях повышенной проходимости ГАЗ и ЗИЛ применяют дисковые колеса с разъемным ободом.

Устройство дисковых колес.

По форме внутренней части обода дисковые колеса подразделяют на два вида: с глубоким и плоским ободом. Первый вид обода применяют в колесах легковых автомобилей (рис. 8). Отличительной особенностью глубокого обода является то, что профиль обода 8 имеет в средней части углубление, которое служит для облегчения монтажа покрышки на обод. Неразборная конструкция такого обода позволяет максимально облегчить и упростить колесо. На таких колесах можно монтировать шины сравнительно небольшого размера - шины легковых автомобилей.

Рис.8. Колесо автомобиля с глубоким ободом (слева).

Рис.9. Колесо автомобиля с плоским ободом (справа).

Плоский обод в колесах грузовых автомобилей имеет несколько вариантов исполнения. Наиболее часто используют вариант (рис. 9) с неразрезным бортовым кольцом 1, которое выполняет функции закраины обода. Обод 3 в этом случае сварен с диском 4 в неразборную конструкцию и имеет одну посадочную полку с закраиной для борга шины, а вторая посадочная полка образована на внутренней поверхности пружинного разрезного замочного кольца 2.

При монтаже колеса шину свободно надевают на обод, устанавливают бортовое кольцо и в канавку обода закладывают разрезное замочное кольцо 2, фиксируя этим бортовое кольцо на ободе. После накачивания шины давление воздуха в ней создает плотное прижатие бортов шины к закраинам обода и бортового кольца, запирает замочное кольцо в канавке обода и обеспечивает плотную посадку шины на обод.

В других конструкциях дисковых колес с плоским ободом применяют разрезное бортовое кольцо, которое выполняет одновременно и функции замочного кольца, либо плоский обод делают разъемным, состоящим из двух частей. Из-за большой нагрузки на задний мост у грузовых автомобилей задние колеса сдвоенные. При этом внутреннее колесо крепят на ступицу шпильками и колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а наружное колесо - гайками с конусом.

Устройство бездисковых колес.

Бездисковые колеса (рис. 10, а) закрепляют на ступице, используя для этого детали самой ступицы. Отличительной особенностью конструкции обода бездискового колеса (рис. 10, 6) является исполнение обода из трех секторов 1, которые соединяются в единое кольцо с помощью вырезов на торцах секторов. При монтаже колеса на автомобиль секторы 7 закладывают в шину в ненакачанном состоянии, затем собранное колесо надвигают на конические посадочные поверхности спиц ступицы 2 и закрепляют прижимами 3 на шпильках 4 гайками 5.

Рис.10. Бездисковое колесо.

Другая конструкция бездискового колеса (автомобиль КамАЗ) имеет неразборный обод, съемное бортовое кольцо и замочное разрезное кольцо, по устройству аналогичные деталям колеса, изображенного на рис. 9. Установка его на ступицу колеса производится прижимами с центровкой по внутреннему конусу, выполненному под канавкой для замочного кольца.

Бездисковые колеса по сравнению с дисковыми имеют меньшую массу (на 10-15%) более удобны при монтаже и демонтаже в случае выполнения ремонтных работ с шинами, обеспечивают лучшие условия охлаждения тормозных механизмов. В настоящее время такие колеса все более широко применяют на большегрузных автомобилях и автобусах.

Материалы: http://tezcar.ru/u-kolesa.html

2 ≫

Колеса грузовых автомобилей отличаются от колес легковых автомоби­лей не только размерами, но и конструкцией.

Разнообразие конструкций ко­лес в основном объясняется широким диапазоном нагрузочных режимов и ус­ловий эксплуатации автомобилей. Более жесткие каркас, боковина и борт шины грузового автомобиля не позволяют монтировать ее на неразборный обод. Кроме того, обод, способный выдерживать высокие нагрузки, должен, иметь большую толщину профиля, что, в свою очередь, создает значительные трудности для его изготовления. Поэтому почти все колеса грузовых авто­мобилей выполняют с ободьями разборной конструкции.

Дисковые колеса. Дисковое колесо грузового автомобиля со­стоит из основания обода 4 (см. рис. 1,6), съемного разрезпога замочно-посадочного кольца 5 и съемного бортового кольца 6, которые в сборе образуют обод. К основанию обода, в его за­мочной части, приваривают диск 3.

Конструкцию обода совершенствуют в связи с возрастанием требований к надежности его соединения с шиной, необходи­мостью повышения несущей способности, снижения массы,, момента инерции, радиального и бокового биений.

Рис. 7. Конструкции колес грузовых автомобилей:

А — с плоским основанием обода;

Б — с ободом, имеющим коническую полку

Первые конструкции колеса имели обод с плоским основа­нием. Обод состоял из основания 3 (рис. 7,а), разрезного замоч­ного кольца 2 и бортового кольца ). Для повышения безопасности конструкции замочное и бортовое кольца, иногда соединя­ли заклепками. Такая конструк­ция обода не обеспечивала на­дежного крепления бортов шины, что снижало ходимость шин и ухудшало эксплуатационные свойства автомобилей. Устранить отмеченные недостатки удалось путем введения на основании 3 (рис. 7, б) обода конической посадочной полки с углом накло­на 5°, объединения бортового и замочного колец в одну деталь 4. В результате в зоне пятки ши­ны обеспечилась более плотная посадка шины, однако осталь­ная часть борта по-прежнему сопрягалась с ободом с зазором. Это значительно улучшило закрепление шины на ободе.

Устранить отмеченные недостатки удалось путем введения на основании 3 (рис. 7, б) обода конической посадочной полки с углом накло­на 5°, объединения бортового и замочного колец в одну деталь 4. В результате в зоне пятки ши­ны обеспечилась более плотная посадка шины, однако осталь­ная часть борта по-прежнему сопрягалась с ободом с зазором. Это значительно улучшило закрепление шины на ободе.

На следующем этапе развития конструкции ободьев были созданы одинаковые условия для посадки обоих бортов. Для это­го у колес, предназначенных для шин с нежестким каркасом, уд­линили носок съемного бортового кольца, лежащий под бортом шины, а у колес, которые собирали с усиленными шинами повы­шенной грузоподъемности, съемную бортовую закраину стали изготовлять из двух самостоятельных деталей: бортового коль­ца и замочно-посадочного кольца. В настоящее время обе кон­струкции стандартизированы и их широко применяют.

В ГОСТ 10409—74* приведены основные геометрические пара­метры ободьев. Для колес грузовых автомобилей принят единый диаметр обода, равный 508 мм. При этом посадочный диаметр больше на удвоенную величину подъема посадочной полки, наклоненной под углом 5°, и равен 514,3 мм. Ободья существен­но отличаются шириной и толщиной сечения профиля, формой бортовой закраины. Определенным сочетаниям геометрических размеров элементов бортовых закраин присвоены буквенные обозначения.

Результаты, полученные в ходе экспериментальных исследо­ваний напряженного состояния колес, позволили улучшить рас­пределение металла по сечению обода. Например, в зонах кон­центрации напряжений, таких, как переход центральной части обода в посадочную полку и ее радиусное сопряжение с борто­вой закраиной, толщину профиля увеличили, а в центральной части, где напряжения незначительны и распределены более равномерно, — уменьшили. В целях унификации конструкции дискового и бездискового колес повысили кольцевую жесткость замочной части обода, а на внутренней поверхности ввели кони­ческую поверхность с углом наклона 28° для установки бездис­кового колеса на ступицу.

Рис. 8. Замочные устройства разборных ободьев

Для вывода вентиля камеры на ободе выполняют отверстие. В зависимости от типа устанавливаемой шипы (камерная или бескамерная) отверстие делают продолговатым или круглым. Форма, размеры и расположение вентильного отверстия стан­дартизованы. Чтобы облегчить разборку замочного устройства обода, на съемных разрезных деталях выполняют паз для раз­мещения рабочих концов монтажного инструмента.

Значительные резервы для совершенствования конструкции колеса заложены в конструкциях съемной бортовой закраины и замочных устройств обода. В настоящее время разработаны ободья с укороченной съемной посадочной полкой (рис. 8, а) и со смещенным зубом замочно-посадочного кольца (рис. 8,6). Уменьшить расход металла и обеспечить универсальность (для камерных и бескамерных шин) ободу позволяет конструкция колеса, изображенная на рис. 9. Применение тороидальных по­садочных полок в сочетании с монтажным ручьем малой глу­бины способствует одинаковому закреплению бортов шины, а при установке бескамерной шины — надежной герметизации ее внутренней полости без использования каких-либо дополни­тельных деталей для уплотнения. Расчеты показывают, что если заменить конструкцию серийного колеса с ободом 178—508 на конструкцию с тороидальными посадочными полками, то непод-рессоренная масса автомобиля ЗИЛ-130 уменьшится на 20—25 кг.

У грузовых автомобилей на переднем мосту обычно устанав­ливают одинарные колеса, а на заднем и промежуточном мостах — сдвоенные. Это делают в целях обеспечения равномер­ного распределения полной массы автомобиля по мостам и воз­можности применения единого типоразмера шин на всех мостах автомобиля. В отечественных и зарубежных стандартах регла­ментированы расстояния между сдвоенными колесами и допуск на него. Если это расстояние недостаточно, то в процессе каче­ния колес боковины шин протираются вследствие соприкосно­вения в зоне наибольшей деформации.

Рис. 10. Колеса грузовых автомобилей диском

А — раскатанным; б — нераскатанным

Рис. 11. Схема ротационной раскатки диска:

А — исходное положение; б — конечное положение; 1 — оправка; 2 — заготовка; 3 — ролики; 4 — диск

При чрезмерно большом расстоянии нагрузка распределяется неравномерно между сдво­енными колесами. Чтобы исключить это, привалочную плоскость диска смещают относительно центра основания обода на опре­деленную величину, а соприкасающиеся поверхности дисков колес выполняют плоскими.

Указанные выше условия определяют конструкцию дисков колес грузовых автомобилей. На протяжении нескольких десяти­летий применяют плоскосферическую форму дисков (рис. 10). Вначале диски колес штамповали из листового проката, предва­рительно раскатанного в горячем состоянии (рис. 10,а). В ре­зультате раскатки центральная часть диска имела толщину 8—11 мм, а периферийная 3—4 мм. Уменьшение толщины про­филя диска в направлении места соединения его с ободом целе­сообразно, так как одновременно с уменьшением сечения сни­жается изгибающий момент от нормальной нагрузки. Конструк­ция получается равнопрочной. Однако при горячей раскатке требуются значительные затраты труда, использование нагрева­тельных устройств и раскатных станов.

Для снижения трудоемкости изготовления диска уменьшили его ширину и исключили операцию раскатки (рис. 10,6). Вместо приклепывания диска к центральной части основания обода стали приваривать диски к замочной части обода. Это упро­стило технологию изготовления и снизило расход металла. Например, диски четырехспицевой конструкции для колес с ободьями 178—508 штампуют в холодном состоянии из квад­ратной заготовки. Изготовление такой конструкции рациональ­но, но при этом требуется более высокое качество выполнения сварных прерывистых швов, расположенных на одной из ответ­ственных зон основания обода — замочной части.

В настоящее время за рубежом для изготовления дисков колес грузовых автомобилей применяют ротационную раскатку роликами 3 (рис. 11). Заготовка 2 прижимается к оправке 1, имеющей форму диска. Периферийную часть 4 диска раскаты­вают в холодном состоянии и одновременно формуют по поверх­ности оправки. Такой процесс изготовления позволяет значи­тельно повысить качество поверхности и применить стали, труд­но поддающиеся штамповке, с более высокими механическими свойствами. В результате использования такой технологии изго­товления уменьшается расход металла и повышается сопротив­ление усталости диска.

В диске делают центральное отверстие для выхода ступицы, отверстия для прохода болтов крепления и вентиляционные отверстия. Число и размеры крепежных отверстий, а также гео­метрические параметры центрального отверстия стандарти­зованы.

В связи с тем что долговечность колеса в целом опреде­ляется уровнем сопротивления усталости диска, для ее повыше­ния на сферической части диска обычно выполняют кольцевые ребра жесткости различной высоты. Их размеры подбирают экс­периментально. Исследования показывают, что даже незначи­тельные изменения формы периферийной части диска позволяют более чем в 2—2,5 раза повысить его долговечность [10].

Перспективными направлениями повышения сопротивления усталости колес, снижения их металлоемкости и трудоемкости изготовления являются оптимизация формы и толщины диска колес, схем их крепления и механических свойств применяемых материалов.

Бездисковые колеса. В настоящее время такие колеса все более широко применяются на грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности, у которых нормальная нагрузка на колесо превышает 20 кН. Так как долговечность дисковых колес определяется в основном сопротивлением усталости дис­ка, то бездисковая конструкция должна иметь более высокие надежность, долговечность. Следовательно, используя бездиско­вое колесо, можно повысить грузоподъемность автомобиля без изменения размеров используемых колес. Производство таких колес более экономично, так как не требуется оборудования для изготовления диска и последующей сборки его с ободом. При отсутствии диска улучшается вентиляция тормозных механиз­мов, облегчается вывод вентиля внутреннего сдвоенного колеса наружу и т. д. Все это позволяет считать конструкцию бездис­ковых колес перспективной.

Материалы: http://complexpro-nn.ru/obclugivanie_auto2/obsluzhivanie-avtomobilja-stranica-3/kolesa-gruzovyh-avtomobilej

3 ≫

Колеса обеспечивают возможность движения автомобиля, а также смягчают толчки, возникающие при движении по неровностям дороги.

Автомобильное колесо состоит из диска, обода и шины. Ступица колеса обычно входит в сборочный узел каждого моста автомобиля. Она при помощи соединительной части — диска — соединяется с ободом, на который устанавливается пневматическая шина.

По устройству соединительной части колеса делятся на три типа: дисковые, бездисковые и спицевые. Последние используются лишь на накоторых легковых и гоночных автомобилях.

Наибольшее распространение на автомобилях получили дисковые колеса, ободья которых могут быть глубокими неразборными или плоскими разборными.

На легковых автомобилях обычно применяют дисковые колеса с глубокими – ободьями, представляющими собой неразъемное сварное соединение обода с диском, на наружной стороне которого имеются ребра жесткости и выступы для крепления декоративного колпака. В средней части обода имеется кольцовое углубление — монтажный ручей, облегчающий монтаж и демонтаж шин. По обеим сторонам обода расположены конические посадочные полки, на которые монтируют борта шин. Наклон посадочных полок на угол (5±1)° обеспечивает плотную посадку шины на ободе.

Крепежные отверстия дисков имеют конические фаски с углом 60°, обеспечивающие центрирование диска и предотвращение самоотвертывания крепежных гаек.

На большинстве грузовых автомобилей шины монтируют на диск колеса с плоским (без углубления) ободом, который делается разборным для облегчения монтажа и демонтажа шин. Обод и диск колеса соединены сваркой. Съемное бортовое кольцо крепится замочным кольцом. Иногда бортовое кольцо выполняют разрезным, тогда его устанавливают на обод без замочного кольца.

Диски колес грузовых автомобилей крепятся к ступице при помощи шпилек и гаек с конусными фасками. Чтобы гайки самопроизвольно не отворачивались, резьба шпилек и гаек правых колес правая, левых колес — левая.

На задний мост грузового автомобиля устанавливают, как правило, сдвоенные колеса. Внутреннее колесо крепится на шпильках с колпачковыми гайками, имеющими внутреннюю и наружную резьбы. Наружные колеса устанавливают на колпачковых гайках и затягивают внешними гайками с конусными фасками.

На автомобилях МАЗ , КамАЗ и автобусах ЛиАЗ применяют бездисковые колеса. Их принципиальное различие от описанных выше конструкции дисковых колес состоит в том, что они не имеют промежуточной детали (диска) между ободом и ступицей. Передние колеса устанавливают на конические поверхности ступиц колес, а задние — на кольца, прикрепленные к ступице гайками и шпильками. Специальные прижимы служат для центрирования и крепления бездисковых колес.

Шины вместе с подвеской смягчают толчки, воспринимаемые колесами от неровностей дороги, поглощая энергию удара. Это обеспечивается упругостью сжатого воздуха, находящегося во внутренней полости шины. Нагрузка воспринимается в основном воздухом и частично (5—10%) упругими стенками шины.

Пневматические шины разделяют по давлению воздуха в них, способу герметизации, устройству, габаритным размерам и форме профиля.

Максимально допустимое давление воздуха в шинах легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности равно 0,2—0,30 МПа, грузовых автомобилей, автобусов и прицепов — 0,5—0,7 МПа.

По герметизации внутренней полости шины делятся на камерные и бескамерные, последние используют главным образом на легковых автомобилях.

Камерная шина состоит из покрышки, камеры с вентилем и ободной ленты (шины легковых автомобилей ободной ленты не имеют).

Покрышка воспринимает давление сжатого воздуха, удерживает камеру на ободе и защищает ее от повреждений. Она состоит из каркаса, подушечного слоя (брекера), протектора, боковин и бортов. Каркас изготовляют из нескольких слоев прорезиненной ткани — корда — и прочно присоединяют к жестким бортам, крепящим покрышку на ободе колеса. В борт монтируется сердечник — кольцо — из стальной проволоки, обернутой прорезиненной тканью. Кольцо упрочняет и предохраняет борта покрышки от растягивания.

Сверху каркаса покрышка имеет толстый слой резины — протектор, на наружной (беговой) поверхности которого наносят рельефный рисунок для улучшения сцепления колеса с дорогой. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины выпускают со следующими рисунками протектора: дорожным (Д), универсальным (У) и повышенной проходимости (ПП), последний имеет протектор с более глубоким и крупным рисунком.

Подушечный слой — резинотканевая прослойка, лежащая между протектором и каркасом. Она предохраняет каркас от повреждений и смягчает удары, воспринимаемые протектором.

Камера — замкнутый резиновый рукав, в который накачивают воздух через вмонтированный в нее вентиль — клапан, пропускающий воздух только в камеру.

Ободная лента устанавливается между ободом и камерой. Она предохраняет камеру от защемления бортами покрышки и истирания об обод.

Бескамерная шина легковых автомобилей в отличие от описанной выше не имеет камеры, вместо нее внутренняя полость покрышки покрыта специальным герметизирующим слоем толщиной 2—3 мм, не допускающим утечки воздуха. По бортам шины имеются кольцевые уплотнители и герметизирующии слои резины, обеспечивающие плотную посадку покрышки на борт. Вентиль герметично крепится непосредственно в ободе колеса. Бескамерная шина более безопасна при повреждениях, что особенно важно при высоких скоростях движения. Однако из-за увеличенного натяга бортов на полках обода демонтаж шин более сложен и требует применения специального оборудования.

По конструктивному исполнению каркаса покрышки шины делятся на диагональные и радиальные.

Нити смежных слоев корда диагональной покрышки перекрещиваются друг с другом, образуя ромбовидную сетку.

В радиальных покрышках нити корда расположены от борга к борту по окружности профиля, т. е. в поперечной (меридиональной) плоскости, проходящей через ось вращения покрышки. При таком расположении нитей корда снижаются потери на внутреннее трение и нагрев каркаса, в результате чего значительно увеличивается срок службы покрышки. Радиальные шины обозначают буквой Р, если они имеют съемный протектор, — PC (С— съемный), последние применяют только на грузовых автомобилях. На шинах PC устанавливают протекторные кольца, которые при изнашивании заменяют новыми.

Размеры автомобильных шин обозначают двумя числами и проставляют на боковине покрышки. Первое число означает ширину профиля В, а второе — посадочный (внутренний) диаметр d шины. Размеры могут быть указаны в дюймах, миллиметрах или в смешанной системе. Например, на автомобиле ГАЗ -53-12 устанавливают шины размером 8,25—20, а на автомобиле ВАЗ -2121 — размером 6,40—15. В такой записи размеры шин приведены в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). На автомобиле ЗИЛ -130 устанавливают шины размером 260—508 (в мм). На некоторых шинах применяют смешанную систему обозначения, при которой первый размер дается в миллиметрах, а второй — в дюймах. Так, на автомобиле ЗИЛ -130 могут устанавливаться также шины размером 260—20. На автобусе ЛАЗ -4202 монтируют радиальные шины 280—508Р. На автомобилях ВАЗ -2108 «Спутник» и ГАЗ -24-10 «Волга» применяют соответственно шины 165/70R13 и 205/70R14, где 165 и 205 — ширина профиля шины в миллиметрах; 70 — отношение высоты профиля к ширине в процентах; R—радиальная; 13 и 14— посадочный диаметр в дюймах.

По форме профиля шины подразделяют на обычного профиля, низкопрофильные, широкопрофильные и арочные.

Широкопрофильные шины имеют пониженную высоту (Н/В = 0,5 — 0,6), эластичный каркас и относительно небольшое внутреннее давление воздуха, равное 0,2—0,35 МПа, в результате чего повышается проходимость и плавность хода автомобилей. Такие шины установлены на автомобилях КДЗ -4540, «Урал-377НМ» и др.

Арочные шины бескамерные низкого давления (0,05—0,15 МПа) с увеличенной шириной профиля (Н/В = 0,3 4-0,50), выполненного в виде арки с развитыми грунтозаце-пами высотой 35—40 мм. Такие шины обычно устанавливают на задние и средние мосты автомобилей вместо сдвоенных шин. Арочные шины являются эффективным средством повышения проходимости различных автотранспортных средств в условиях бездорожья.

В маркировке шин указывают завод-изготовитель, дату выпуска, серийный номер и размеры шин. На боковине покрышки для бескамерных шин делают надпись «Бескамерная», для морозостойких — «Север».

Срок службы шин учитывается по их пробегу, который во многом зависит от условий их эксплуатации и ухода за ними. Указанные нормы внутреннего давления для шин распространяются на новые и отремонтированные шины в течение всего срока их эксплуатации при любых дорожно-климатических условиях.

Колеса передают усилия и моменты, действующие между автомобилем и дорогой, обеспечивая его движение. Колеса по их назначению делят на ведущие, управляемые, комбинированные (ведущие и управляемые). Обычно у двухосного автомобиля передние колеса управляемые, а задние ведущие.

Автомобильное колесо состоит из диска и обода, на который надета пневматическая шина. Колеса автомобилей выполняют с глубоким или с плоским ободом. На легковых автомобилях обычно применяют дисковые колеса с глубокими неразборными ободьями, имеющими уступы для бортов покрышки шины. Обод приваривают или приклепывают к штампованному диску, который в свою очередь крепят к фланцу ступицы шпильками и гайками. Плотная затяжка диска на ступице и правильное его центрирование обеспечены конической формой внутренней стороны гаек.

Стальное штампованное дисковое колесо грузового автомобиля имеет разрезное замочное и неразрезное бортовое кольца. Профиль обода выполнен с конической посадочной полкой. Одна закраина обода сделана с ним как одно целое, а другая представляет собой съемное бортовое кольцо, удерживаемое на ободе замочным кольцом. Шину свободно надевают на плоский обод, затем устанавливают бортовое и замочное кольца, причем последнее закладывают в канавку обода. От выпадания это кольцо удерживает давление сжатого воздуха в шине. Конические посадочные полки обода и бортового кольца обеспечивают плотную посадку шины на обод и исключают возможность их относительного провертывания.

В конструкции колеса другого типа с разрезным бортовым кольцом оно одновременно выполняет и функции замочного кольца. Колеса с плоским ободом из двух соединенных болтами частей применяют на автомобилях высокой проходимости. Наружный обод колеса делают съемным, а в середине ставят распорное кольцо, прижимающее борта шины к закраинам обода. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шин, так как для этого необходимо лишь отвернуть и завернуть гайки болтов, соединяющих диск колеса с наружным ободом.

Дисковые колеса с разрезным замочным и неразрезным бортовым кольцами устанавливают на автомобилях ЗИЛ -130, с разрезным бортовым кольцом — на автомобилях ГАЗ -63А, с разъемным ободом — на автомобилях ГАЗ -66 и ЗИЛ -131.

Из-за большой нагрузки на задний мост грузового автомобиля ставят по два колеса с каждой стороны. Задние сдвоенные колеса крепят на шпильках ступицы. Внутренние колеса крепят колпачковыми гайками (футорками), а наружные — обычными гайками, навертываемыми на футорки. И футорки и гайки имеют сферические опорные поверхности для центрирования. Чтобы избежать самоотвертывания гаек при движении автомобиля, гайки крепления левых колес имеют левую резьбу, а правых — правую.

Колеса автомобиля обеспечивают его поступательное движение, а также частично смягчают толчки и удары, возникающие при движении по неровностям дороги.

На грузовых автомобилях применяются дисковые колеса с разъемным ободом. Шины у автомобилей ГАЗ -66, ЗИЛ -131, «Урал-375Д» переменного давления, у ГАЗ -53А и ЗИЛ -130 — нерегулируемого давления, причем на передних колесах они одинарные, а на задних — сдвоенные.

Автомобильное колесо состоит из ступицы, диска, обода, пневматической шины и деталей крепления шины.

Ступица или вращается на цапфе на двух конических подшипниках, которые фиксируются гайкой, замочной шайбой и контргайкой. Смазка, закладываемая в подшипники, удерживается сальниками.

Диск и обод изготовляются штамповкой и сварены между собой в неразборную конструкцию. Диск крепится к шпилькам ступицы колеса гайками, имеющими коническую поверхность; гайки колес левой стороны с левой резьбой, для правой стороны — с правой резьбой. У сдвоенных колес диск внутреннего колеса крепится к ступице колпачковыми гайками с внутренней и наружной резьбой, а диск наружного колеса — гайками с конусом.

У автомобиля ГАЗ -66 шина на ободе удерживается съемным бортовым и распорным кольцами, бортовое кольцо крепится к диску шпильками и гайками. На автомобилях ЗИЛ -131 и «Урал-375Д» прежних лет выпуска шина крепилась на ободе бортовым, распорным и посадочным кольцами. У новых автомобилей этих марок шина крепится двумя съемными бортовыми и одним разрезным замочным кольцом. Шина автомобиля ГАЗ -53 крепится одним разрезным бортовым кольцом, являющимся одновременно и замочным; на автомобиле ЗИЛ -130 шина удерживается неразрезным бортовым и замочным кольцами.

На автомобиле ЗИЛ -131 колеса вместе с шинами подвергаются балансировке, в результате чего на колеса устанавливаются балансировочные грузики. В случае разборки и последующей сборки такого колеса шину, балансировочные грузы и другие детали нужно установить на те же места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.

Рис. 5. Колеса автомобиля ЗИЛ -131:

Регулировка подшипников ступи .ц ы колеса осуществляется с помощью гайки. Для выявления необходимости регулировки поднимают колесо или мост, вынимают полуось или фланец полуоси переднего моста, колесо накачивают руками. Если ощущается зазор в подшипниках или если колесо вращается туго, а тормозные механизмы отрегулированы правильно, то необходимо отрегулировать затяжку подшипников. При регулировке отворачивается контргайка, снимается замочная шайба, гайка затягивается до тугого вращения колеса, после толчка рукой колесо должно сразу же останавливаться.

Запасное колесо у автомобилей ГАЗ -66 и ЗИЛ -131 устанавливается за кабиной в специальном держателе, имеющем устройство для механического подъема и опускания колеса. На «Урал-375Д» держатель запасного колеса имеет гидравлический подъемник одностороннего действия, включенный в гидравлическую систему усилителя рулевого управления; кран управления подъемником расположен на правом лонжероне рамы. На ГАЗ -53А и ЗИЛ -130 запасное колесо устанавливается в откидывающемся кронштейне, расположенном за кабиной на правом лонжероне рамы.

Основными неисправностями колес могут быть: разработка отверстий под шпильки и трещины возле отверстий в дисках колес, механические повреждения закраин ободьев, бортовых и замочных колец, значительное биение колеса в результате повреждения при монтаже или демонтаже шины на обод. Неисправности колес обнаруживаются внешним осмотром, а биение пробегом. Изношенные и поврежденные детали заменяются.

Техническое обслуживание колес. При контрольном осмотре проверяется состояние колес и давление воздуха в шинах.

При ЕТО проверяется степень нагрева ступиц колес, производится очистка колес от грязи и мойка.

При ТО-1 проверяется крепление и при необходимости подтягиваются гайки крепления колес.

При ТО-2 проверяется и при необходимости регулируется затяжка подшипников ступиц колес. Через одно ТО-2 ступицы промываются, проверяется состояние подшипников и закладывается в них свежая смазка. Для смазки подшипников ступиц колес применяется «Литол-24» или жировая смазка 1-13. Подшипники ступицы заднего моста автомобилей ГАЗ -53А и ЗИЛ -131 смазываются маслом, поступающим от главной передачи.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Остались вопросы по теме:

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/kolesa-avtomobilya


Back to top