Европейский автопром: один за всех, и все за одного

1 ≫

Европейские союзы

Хронически убыточное европейское подразделение GM, Opel-Vauxhall, всячески старается заключить союз с другим игроком этого рынка, находящемся в таком же тяжелом положении, французским концерном PSA PeugeotCitroën, для совместного покрытия затрат на производство автомобилей. И, как стало известно на состоявшемся в этом году автосалоне в Париже, Daimler - наименее успешный немецкий автопроизводитель премиум-класса собирается объединить усилия и расширить партнерство с уже существующим альянсом между французской компанией Renault и японской Nissan.

Daimler объявил о начале кооперации с Renault и Nissan еще в 2010 году. На сегодняшний день сотрудничество этих компаний становится более плотным. На автосалоне в Париже глава Daimler, Дитер Цетше, появился вместе с Карлосом Гоном, который управляет Renault и Nissan, чтобы объявить, что они будут совместно работать над новой линейкой компактных двигателей, а также новой автоматической трансмиссией для некоторых моделей. Цетше намекнул, что в перспективе сборка производимых его фирмой автомобилей Mercedes-Benz будет вестись в огромном комплексе, который Nissan строит в Мексике. «Со временем мы выстроили настолько доверительные отношения, что работаем в очень тесном сотрудничестве друг с другом», - заявил Цетше.

Первым значительным результатом этого партнерства стал Mercedes Citan, новый коммерческий фургон, построенный на базе французской модели Renault Kangoo. Вскоре Smart, находящийся в плачевном состоянии мини-кар компании Daimler, получит новую платформу и породнится с Renault Twingo; завод Nissan в штате Теннесси начнет поставку двигателей на конвейерную линию Mercedes в Алабаме; кроме того, элитные бренды MercedesA- и B-класса и Nissan Infiniti также «разделят» между собой платформы.

Автопроизводители уверяют, что все эти меры сохранят им миллиарды евро, что является необходимой экономией, учитывая плачевное состояние европейского рынка и давление со стороны регулирующих органов в Европе и Америке, благодаря которой у них появиться возможность инвестировать значительные средства в новые экономичные двигатели. Точно так же GM и Peugeot надеются получить экономию в размере около $ 1 млрд. в год в течение пяти лет. С тех пор, как они объявили о своем партнерстве в феврале, стала известна маленькая подробность. Самый логичный способ, с помощью которого они (и другие проблемные автопроизводители) могут сократить расходы - это объединить свои производства в Европе и закрыть заводы с недоиспользованными производственными мощностями. Но, учитывая негативную реакцию, которую вызывают эти закрытия, их первый совместный завод, скорее всего, будет построен где-то в другом месте: перед Парижским автосалоном просочилась информация о том, что две компании планируют совместное производство автомобилей в Бразилии.

Партнерские отношения между давними врагами появляются повсюду: GM работает с Ford над созданием девяти-, а также десятиступенчатых автоматических коробок передач. Ford работает над разработкой гибридных авто совместно с Toyota (за компанией закрепился образ одинокого волка, но теперь и она стремится к сотрудничеству). Toyota объединяется с BMW для совместного создания дизельных двигателей и электрических батарей.

Альянсы автопроизводителей зачастую вызывают больше проблем, чем решают их, однако такие партнерства, как Renault-Nissan является достаточно успешными. Именно приток наличности от французского производителя помог предотвратить коллапс Nissan в конце 1990-х годов. Теперь же наоборот японская фирма поддерживает Renault, поскольку продажи на основных европейских рынках компании резко упали; точно так же Chrysler держит на плаву своего основного акционера, Fiat, который страдает от сокращения объемов продаж на своем внутреннем рынке, в Италии.

Тем не менее, «слияние равных» таких, как Daimler и Chrysler, произошедшее в 1998 году и развалившееся девять лет спустя, стало настоящей катастрофой – именно поэтому Цетше зарекся от каких-либо альянсов и теперь предпочитает более свободные партнерства. В 2005 году GM пришлось заплатить Fiat около $ 2 млрд., чтобы разорвать неудачный союз и, совсем недавно, партнерство Volkswagen и Suzuki, менее крупного японского производителя, закончилось взаимными обвинениями и судом.

Даже несмотря на все это, объединение в альянсы становится, в настоящее время, популярной тенденцией. Гон говорит, что лучше всего заключать соглашения с фирмами, которые не являются прямыми конкурентами, а также необходимо, чтобы руководители обеих сторон четко представляли, что они ожидают от этого слияния, прежде чем подписывать договор. Наиболее важным условием для совместной работы является получение поддержки на всех уровнях каждой компании. Это нелегко, когда сотрудники рискуют потерять рабочие места, хотя Цетше и Гон настаивают, что в их тройственном союзе им удалось заручиться такой поддержкой. Если это так, то «шоу Карлоса и Дитера» может стать обычным явлением на автосалонах.

Материалы: http://rosinvest.com/page/evropejskij-avtoprom-odin-za-vseh-i-vse-za-odnogo

2 ≫

Согласно статистике ACEA, в первом квартале 2017 года в странах Европейского союза автомобилисты купили почти 213 000 машин с двигателями, работающими на альтернативных видах топлива. Всего электромобилей и гибридов в ЕС продано на 37,6% больше, по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года.

На фото: Nissan Leaf

Как сообщает «Коммерсант», эксперты отметили увеличение на 29,9% продаж машин, которые способны заряжаться от бытовой электросети (в эту категорию попадают и электрокары, и гибриды), было реализовано 47 200 машин. Однако максимальный рост (49%) в этом сегменте продемонстрировал спрос на электромобили, которые работают на батареях (24 500 единиц).

По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, на сегодняшний день значительно выросли продажи гибридных машин: увеличение составляет 61,6% (до 111 000 рублей). Помимо этого положительная динамика зафиксирована также в сегменте автомобилей с двигателями, работающими на природном газе: «плюс» 10,4% (до 54 700 экземпляров).

Стоит отметить, что из всех стран Евросоюза наибольший прирост на машины, чьи моторы питаются альтернативным топливом, по итогам первого квартала 2017 года отмечен в Испании («прибавка» на 87,4%), в Германии (на 67,5%) и Великобритании (на 29,9%). При этом в целом по итогам указанного периода крупнейшим в ЕС рынком сбыта таких машин стала Италия, где было продано 62 300 единиц, что на 17,2% больше, чем годом ранее.

Ранее портал «Колёса.ру» публиковал рейтинг самых продаваемых автомобилей Европы. В десятке лидеров Ford Fiesta, Volkswagen Golf, Volkswagen Polo, Renault Clio, Opel Corsa, Nissan Qashqai, Ford Focus, Opel Astra, Peugeot 208 и Renault Captur.

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?

Материалы: http://www.kolesa.ru/news/evrosoyuz-postepenno-perehodit-na-elektrokary-i-gibridy

3 ≫

По результатам рассмотрения ходатайства компании «Bayer AG» (Германия) по приобретению 100% голосующих акций компании «Monsanto Company» (США), Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что сделка может создать существенные риски для конкуренции на российском рынке, которые необходимо исключить на этапе ее согласования.

Сделка затрагивает рынки следующих продуктов, конечными потребителями которых являются сельхозпроизводители: семена, средства защиты растений, в частности, неселективные гербициды, а также цифровые предложения для сельхозпроизводителей. В связи с этим антимонопольная служба продлила срок рассмотрения ходатайства на три месяца.

При оценке влияния сделки на состояние конкуренции на российском рынке ФАС исходила из того, что объединенная компания будет обладать значительными возможностями, позволяющими осуществлять производство биотехнологических семян с заданными признаками, а также накопленными массивами больших данных и ключевыми алгоритмами в сфере цифрового земледелия, что позволить ей быстро и эффективно нарастить свое присутствие на российском рынке в сфере АПК и в сфере цифрового земледелия, предлагающего сельхозтоваропроизводителям «пакетные» агротехнологические решения.

Это, с большой вероятностью, может привести к резкому усилению присутствия объединенной компании на российском рынке вплоть до доминирования сразу на всех затрагиваемых товарных рынках и созданию высоких барьеров для входа на соответствующие рынки компаний, не обладающих одновременно такими ресурсами и возможностями.

После консультаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, бизнес-сообществом, представителями науки и участниками сделки в качестве наиболее сбалансированного решения, отвечающего целям защиты конкуренции и не создающего непреодолимых препятствий для совершения рассматриваемой сделки, ФАС было выбрано установление поведенческих требований, направленных на создание условий для развития потенциальной конкуренции со стороны российских компаний на рынках семян и в области цифрового земледелия.

Поведенческие требования включают в себя, в том числе передачу технологий в области селекции, необходимых для создания новых сортов и гибридов, применимых в российских агроклиматических условиях, на основании неэксклюзивной лицензии, а также доступ к базам данных в области цифрового земледелия российским компаниям.

Для выполнения поведенческих требований компании «Bayer AG» необходимо будет в трехмесячный срок заключить договор с компетентной организацией, определенной антимонопольным органом с целью обеспечения и мониторинга трансфера технологий и недискриминационного доступа к цифровым агрономическим платформам. Договор вступит в силу после совершения сделки Bayer-Monsanto. В связи с определением условий, после выполнения которых антимонопольный орган примет решение об удовлетворении рассматриваемого ходатайства, ФАС продлила срок рассмотрения ходатайства на три месяца.

ФАС России одобрила слияние Bayer с Monsanto в обмен на технологии

Международный химико-фармацевтический концерн Bayer создаст в России Центр трансферта технологий. В том числе компания передаст банк генетических данных о создании новых сортов сельхозкультур, а также предоставит доступ к массивам информации в области цифрового земледелия. Такая договоренность была достигнута между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Bayer, рассказали «Известиям» в пресс-службе ФАС. В обмен на строительство центра ФАС согласует концерну сделку по слиянию с глобальным производителем ГМО — американской компанией Monsanto. Для одобрения сделки Bayer необходимо заручиться поддержкой всех ключевых антимонопольных ведомств мира — США, Канады, Европы, стран БРИКС, в том числе России. Концерн в России ведет бизнес, связанный с фармацевтикой и агрохимией.

Bayer договорился о покупке производителя ГМО Monsanto в сентябре прошлого года. Сделка станет рекордной для агрохимической отрасли — $66 млрд с учетом долгов. Объединенная компания станет крупнейшим в мире производителем семян и пестицидов c капитализацией $120 млрд. Поскольку сделка значима для глобального рынка агрохимии, производства удобрений и ГМО, необходимы заключения антимонопольных регуляторов рынков, на которых присутствует компания — США, Евросоюза, а также стран БРИКС. Российская ФАС вынесла положительное решение, оговорив его рядом условий. Основное из них — передача России доступа к банку генетических данных. Благодаря этому создание глобальной компании не ухудшит условия на рынке и не повредит конкуренции. Как рассказали в ФАС, Bayer создаст в России Центр трансферта технологий.

— Согласно российскому законодательству, подобные сделки должны проходить одобрение, если оборот продаж в стране превышает 1 млрд рублей в год, предшествующий сделке. Оборот Bayer существенно больше. Если компания игнорирует предписание антимонопольного органа, то она не сможет присутствовать на российском рынке, — рассказали в ФАС.

В компании Bayer не ответили на запрос с просьбой подтвердить согласие на передачу России технологий и данных.

Bayer AG присутствует в России с 1876 года. Фабрика анилиновых красителей в Москве стала первым предприятием компании за пределами Германии. Затем концерн начал поставки в Россию аспирина. В 1919 году деятельность Bayer в РСФСР была приостановлена, а затем в 1978 году она возобновила присутствие уже в СССР. В новой России дочерняя компания была зарегистрирована в 1994 году. Основной профиль компании — фармацевтика и медицинские продукты, но также производятся пищевые добавки, медицинское оборудование, высокотехнологичные полимеры. Концерн вышел на рынок агрохимии и цифровых решений для сельского хозяйства. В частности, Bayer занимает 30% российского рынка семян. Примерно такую же долю компания занимает в агрохимическом секторе РФ.

— Предписание ФАС направлено на то, чтобы у тех российских компаний, которые в том или ином виде присутствуют на рынке селекционных технологий, появилась возможность конкурировать. Сейчас селекция растений происходит на основе анализа генетических данных, а у российских селекционных центров и компаний их мало. Теперь они, по крайней мере, смогут пользоваться данными и технологиями компании Bayer, — рассказал директор Института права и развития «ВШЭ — Сколково» Алексей Иванов. Он консультировал ФАС при подготовке предписания.

Как пояснил эксперт, сейчас в российской сельскохозяйственной продукции существенную часть цены составляет стоимость семян и технологий, которые, как правило, завозятся из-за рубежа. Так, импорт составляет около 90% рынка семян сахарной свеклы, 70% семян кукурузы и 80% — сои.

В России работает 38 селекционных центров и семеноводческих хозяйств. Кроме того, изыскания по созданию своих семенных фондов проводят частные компании — например, «Мираторг» и «Русагро». Однако в этих компаниях отказались давать комментарии о возможных последствиях соглашения ФАС с Bayer.

— Конечно, это очень хорошо, что российские сельхозпроизводители получат доступ к передовым технологиям. Полагаю, что они могут быть транслированы через консультационные центры и исследовательские учреждения. Сейчас проблемой российских фермеров является элементарный доступ к интернету, пока мало кто задумывается о цифровом земледелии, — сказала вице-президент Ассоциации крестьянских хозяйств Ольга Башмачкина.

Согласование международных сделок регуляторами стран присутствия — обычная практика на мировых рынках. В России таких примеров пока немного. В данной ситуации российский антимонопольный орган выдвинул условия, защищающие конкуренцию на внутреннем рынке. Теперь всё зависит от того, воспользуются ли российские компании данными и технологиями, к которым им предоставят доступ.

Материалы: http://www.fumigaciya.ru/news/1088


Back to top