1 ≫
-
Дорога не прощает ошибок. Плата за любую небрежность может быть слишком высокой, а мелочей в безопасности движения не бывает. Даже самые опытные водители могут ощущать дискомфорт во время управления, а это крайне не желательно, потому, что любая мелочь может отвлечь внимание в самый ответственный момент. Досадные мелочи и неудобства, как правило, вызваны всего-навсего неправильной посадкой за рулем.
Факторы, влияющие на правильную посадку
Подолгу не уставать в дороге, сохранять внимание и концентрацию и не довести состояние спины и позвоночника в частности до болезни поможет только правильная посадка за рулем автомобиля. У всех людей абсолютно разные физиологические данные – длина рук и ног, рост, вес, комплекция, все это влияет на посадку и удобство манипулирования органами управления индивидуально. Но все же есть ряд общих правил, которые помогут максимально удобно и правильно принять положение за рулем и свести к минимуму лишние напряжения мышц и рассеивание внимания.
На правильную посадку влияют всего несколько факторов, на которые можно повлиять:
- положение спинки сиденья;
- высота и расположение сиденья;
- угол наклона рулевой колонки;
- регулировка зеркал заднего вида;
- положение подголовника.
Грубо говоря, есть те данные, которые можно настроить и те, которым нужно попросту научиться. Попробуем систематизировать основные ошибки при посадке за рулем и рассмотреть способы, которыми возможно их избежать.
Немножко отвлечемся от темы статьи. Вот интересную статью нашел про самые быстрые круги Нюрбургринга за всю историю. Читать: http://dreamcar.ua/blog/рекорды-нюрбургринга-2017/
Высота сиденья
Правильная высота сидения это в первую очередь правильная осанка и хороший обзор. При верно подобранной высоте водитель не чувствует усталости по многу часов, но даже при коротких поездках неправильная высота может сильно ограничить обзор. Если у вас не Chrysler 300М, то высота сидений будет правильной, когда плечо водителя находится немного выше кромки бокового стекла.
Положение сиденья по горизонтали
Это едва ли не самый важный момент, который можно прочувствовать только тогда, когда садишься с ростом выше среднего в китайский Чери. Здесь невозможно добиться правильной посадки, так как сиденье не позволяет расположить ноги так, чтобы коленями не касаться руля или не тянуться за рулем при нормальном положении ног.
В идеале сиденье должно быть настроено так, чтобы при полностью выжатой педали сцепления центр тяжести водителя не перемещался вперед, а при отпущенной педали колени не касались руля. В нормальных автомобилях этого добиться вполне возможно. Сиденье правильно настроено по горизонтали, если:
перенос ноги на педаль сцепления не вызывает дискомфорта;
правая нога перемещается с педали газа на тормоз, без отрыва пятки от пола;
любое экстренное нажатие на педаль осуществляется без смещения центра тяжести.
Спинка сиденья
Как правило, подушка сиденья имеет отрицательный угол наклона. Поэтому в идеале нужно стараться выставить положение спинки так, чтобы она находилась под углом 90-110° к подушке сидения. Теперь проверьте на себе. Если вы чувствуете, что спокойно и без напряжения достаете до верхней точки рулевого колеса – дело сделано. Затем на всякий случай проверьте насколько свободно вы достаете рычаг переключения передач в самом дальнем положении, и свободно ли чувствуют себя кисти рук, когда запястья находятся на руле в рабочем положении (10 и 14 часов по московскому времени). Если все сходится – спинка настроена верно.
Самая распространенная ошибка – посадка «чайника». Так сидят, когда хотят рассмешить опытного водителя и те, кто раз в неделю ездит на рынок. Выглядит это так – водитель склонился над рулевым колесом и, вытянув шею, внимательно всматривается вдаль. Это грубейшая ошибка. Почему?
скованные предплечья не дают свободы для полного поворота руля;
центр тяжести находится где угодно, но не на спинке сиденья;
сбита работа вестибулярного аппарата неправильным положением головы.
Рулевая колонка
Сейчас практически у каждой, даже бюджетной, модели регулируется положение рулевой колонки по высоте и по выносу руля. Это очень полезная опция, так как она может откорректировать недостатки предыдущих основных регулировок и позволит улучшить читабельность приборной панели.
Тут стоит запомнить всего один угол – 120 градусов. Его должны формировать полусогнутые руки при полном контакте спины со спинкой сиденья.
Это только самые основные азы посадки за рулем, которые необходимо знать каждому, кто водит автомобиль. Каких-либо общих рекомендаций по посадке водителей с нестандартной комплекцией нет и быть не может.
Советы, вроде «прибейте досочку к полику, если у вас короткие ножки» просто смешны и не более того. Самое главное – добиться такой устойчивой посадки, которая не вызывала бы дискомфорта и не препятствовала бы свободно и удобно управлять автомобилем. Уселись? Тогда счастливого пути.
Материалы: http://avtoshef.com/pravilnaya-posadka-za-rulem-avtomobi/
2 ≫
-
Сегодня многим приходится значительную часть времени проводить за рулем. Правильно выполненная посадка за рулем позволяет не уставать в дороге и дает возможность оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации.
Плохо отрегулированное сиденье водителя не только увеличивает нагрузку на его позвоночник, но и уменьшает угол обзора. Не правильно расположенные руки на руле автомобиля замедляют управление в аварийной ситуации. Обязательные условия комфортной и безопасной поездки: туловище не напряжено, руки и ноги расположены так, чтобы не делать лишних движений.
Регулировка сиденья обеспечивает комфортное расположение места водителя в зависимости от его веса и роста. Обеспечивается правильная посадка за рулем путем выбора удобного расстояния между сиденьем, педалями и рулем. Удобное расстояние подразумевает правильное расположение ног — они должны быть немного согнуты и могут свободно перемещаться между педалями автомобиля.
Затем устанавливается угол наклона спинки водительского кресла. В зависимости от сложности и длительности поездки, его выбирают 90° или 75°. В любом варианте необходим плотный контакт спины водителя со спинкой сиденья. Не менее важно отрегулировать высоту подголовника. Он должен располагаться на уровне затылка.
Проверяем регулировку сиденья. Если руки достают до верхней части рулевого колеса автомобиля, ноги свободно нажимают на педали, значит все выполнено правильно.
Следующий этап — надо установить комфортное положение рук на руле с помощью регулировки положения руля по высоте и наклону. Возможность изменять удаленность руля от места водителя входит в перечень обязательных опций практически любого современного авто.
Ошибки регулировки руля автомобиля:
- Установлен низко — руки меньше устают, но нельзя допустить, что бы он касался колен и мешал ногам управлять педалями.
- Установлен далеко — руки будут напряжены и быстро устанут.
- Установлен слишком близко, тогда трудно управлять движением автомобиля.
Выбирают среднее положение, когда возможно свободное вращение рулевого колеса. При этом руки должны быть в полусогнутом положении, примерно на 120°.
Регулировка считается выполненной правильно, если руль не закрывает приборную панель, а кисти рук, удерживающие рулевое колесо в среднем положении, расположены немного ниже плеч.
Размещаем руки на руле
Нередко на дороге возникает ситуация, когда нужно максимально быстро изменить траекторию движения автомобиля. Безопасный выход из критической ситуации обеспечивает только правильное положение рук на руле. Опытные инструкторы рекомендуют разместить руки на руле в следующем положении:
- правая рука на отметке 3 часа;
- левая рука на отметке 9 часов;
- кисти рук немного выше локтей.
Пальцы должны плотно охватывают обод руля, но сильно напрягать мышцы не стоит – руки быстро устанут. Если руль с горизонтальной перекладиной, пальци на нее опираются. В этом случае улучшается управляемость и легко выполнить повороты не отрывая рук от рулевого колеса.
Применяется вариант, когда руки немного сдвинуты вверх (положение 2 часа и 10 часов). Тогда, без перехвата рук, безопасным будет поворот на угол меньше 45°.
Для водителя важно привыкнуть к правильному стилю вождения без перехвата руля.
Не рекомендуют размещать:
- руки по диагонали (одна вверху, вторая внизу);
- обе руки в верхнем положении;
- обе руки в нижнем положении.
Проверили положение рук на руле, теперь учимся правильно размещать ноги на педалях. Основное условие — при управлении ноги не «блуждают» по полу кузова. При переносе ноги с одной педали на другую, с отрывом от пола, может смещаться центр тяжести, соответственно ухудшается управление. Для водителя с небольшим стажем вождения это опасно вдвойне: возможна ошибка при выборе педали (вместо тормоза, нажимается газ).
Оптимальный вариант — стопа правой ноги размещается между педалями газ-тормоз. Управление выполняется поворотом стопы влево или вправо, не отрывая пятки от пола.Такая позиция наиболее удобная для безопасного управления. Педали тормоз-сцепление требуют повышенного усилия при нажимании, поэтому они нажимаются средней части стопы.
На машине с АКПП (автоматическая коробка передач) нет педали сцепления, вместо нее есть подставка для левой ноги. Управление тормозом и газом выполняется также, как и для авто с механикой, правой ногой.
Сели и пристегнулись
Знание того, как правильно сидеть за рулем не поможет, если во время поездок не пристегиваться ремнем безопасности. Большинство авто имеют подушку безопасности. Объем всех подушек безопасности, при их срабатывании, рассчитывается из условия, что пассажир не просто пристегнут ремнем безопасности, но сделал это правильно.
Итак, правильно, это значит, что ремень:
- проходит вдоль всей груди от плеча вниз;
- никогда не оказывается около горла;
- плотно прижимает туловище к креслу (но не сдавливает сильно грудную клетку);
- надежно удерживается защелкой в фиксаторе.
Проверка подготовки к движению:
- сесть на сиденье;
- пристегнуться ремнем безопасности;
- уточнить удаленность руля от рук водителя;
- проверить возможность быстро управлять педалями автомобиля.
При необходимости надо откорректировать установку водительского кресла.
Полезно знать
Прошли обучение по теме «как правильно сидеть за рулем», теперь несколько рекомендаций по эксплуатации автомобиля.
В основном это советы для начинающего водителя:
- перед пуском двигателя с МКПП убедитесь в том, что выключена передача, либо выжмите педаль сцепления;
- перед началом движения в обязательном порядке проверяйте степень обзора в зеркалах заднего вида;
- проверку расположения сидений и руля следует проверять после каждой смены водителя.
Спешка либо халатность в подобных вопросах может обернутся неприятными последствиями во время движения.
Материалы: http://autolirika.ru/soveti/pravila-pravilnoj-posadki-za-rulem.html
3 ≫
-
Как вы регулируете рулевое колесо и кресло в автомобиле, когда садитесь на водительское место?
Думаете, этот вопрос очень простой, а ответом на него может послужить «устанавливаю, чтобы было удобно»?
Более 95% опрошенных респондентов отвечают так же. Тем не менее, если большинство считает именно так, то это не значит, что данный ответ правильный.
К этому вопросу можно подойти с нескольких сторон:
— оценка дорожной ситуации (сюда же относится и состояние автомобиля, и дорожное движение, и приборная информация, и заносы-крены, посторонние звуки);
— отслеживание изменений дорожного движения;
— принятие решений и реагирование на перемены в дорожной обстановке;
— реагирование на перемены посредством воздействия на механизмы управления автомобилем.
Для всего этого требуется:
— способность водителя проделать вышеуказанное;
— доступность достаточного времени для данных действий;
— готовность водителя отследить-принять решение и вовремя отреагировать.
Каждый из вышеперечисленных пунктов раскрывается еще подробнее, однако погружаться в эргономику, науку мудрую и прекрасную, не будем.
Как же уменьшить время реагирования водителя на резкие изменения дорожной обстановки?
Для этого и необходима правильная посадка за рулем. Именно правильная.
Ведь все занятия в школах повышения мастерства водителей начинаются с оптимальной посадки за рулем и пояснения, что она делится на привычную и правильную.
Она оптимальна не по наименованию, а с точки зрения эргономики и физиологии, и потому спортсмены сидят именно так сидят за рулем, наматывая многие часы.
А происходит это, между прочим, на скоростях и в условиях, фантастических для обычных автолюбителей.
1. Садимся в кресло. При наличии в вашем авто регулируемого руля, и сиденья, постарайтесь последнее выставить максимально низко.
Чем «плотнее» сидишь к железу машины, тем лучше чувствуешь ее.
Но это получается не всегда, вследствие антропометрических данных (нужно спину, ноги. руки «устроить поудобнее», да и про обзор позаботиться.
Когда миниатюрная девушка садится в самый «низ», она может в некоторых авто видеть только небо), а также отсутствия во многих авто возможности изменения уровня сиденья.
Кроме того, некоторые намеренно садятся повыше с целью лучшего обзора габаритов автомобиля. При недостатке опыта это сбрасывать со счетов это тоже нельзя.
При правильной посадке за рулем автомобиля спину нужно держать прижатой к спинке кресла. В связи с этим, спинка грамотно отрегулированного кресла отличается очень небольшим отклонением от вертикального уровня.
2. Положите обе руки на руль. При этом запястьями на 2 и 10 часов (нужно представить, что рулевое колесо — это циферблат часов).
Вам нужно дотронуться запястьями до руля, не отрывая спины от кресла.
Второй способ — запястье правой руки кладем на 12 часов, не отрывая спину.
Если не удалось — регулируйте или просто двигайте кресло.
3. Нажмите на воображаемую или существующую педаль сцепления. Максимальное нажатие должно осуществляться при слегка согнутом колене.
4. Положите руку на селектор АКП или рукоять МКП. Все возможные манипуляции с рычагом/селектором в движении, от первой до R передачи, необходимо делать, не отрывая спину от спинки.
5. Положите ноги на педали. Руки при этом лежат на рулевом колесе в описанном выше положении «2-10 часов» (только не запястьями, а как при езде).
При этом приборная доска должна просматриваться полностью.
А теперь поднимите одновременно руки и ноги, отрывая их от рычагов управления автомобилем. Нужно проделать это без отрыва спины.
Если такая проверка не удалась – нужно регулировать дальше.
6. Отрегулируйте подголовник — выставьте его на уровне затылка и максимально пододвиньте к голове.
Не стремитесь во время движения опираться на подголовник головой, это устройство используется для другой цели — охраны шеи от перелома во время аварии.
7. Следите, чтобы кисти не находились выше локтей, ведь это затрудняет кровообращение и является причиной усталости.
Если есть возможность, измените наклон рулевой колонки.
Достаточно распространенной ошибкой при посадке водителя за рулем является то, что многие водители очень близко пододвигают к нему свое сидение.
Результатом становится то, что рулевое колесо ездит по ногам, а ноги находятся в согнутом положении.
Подобное положение сравнимо с посадкой в машинах ВАЗ классической модели.
Вследствие постоянного ужесточения требований в сфере пассивной безопасности, важно правильно отрегулировать положение ремней.
Установите длину ремня таким образом, чтобы он шел от плеча, через всю грудь.
Нельзя допускать, чтобы ремень был расположен на уровне горла. Полагаем, не стоит объяснять, чем это грозит при аварийной ситуации?
Относительно того, как туго должен ремень облегать тело, идеальным является положение, при котором между ремнем и грудью можно просунуть ладонь.
Ремень, таким образом, не будет давить грудную клетку, однако при этом будет эффективным при наступлении случаев, если он понадобится.
Если у вы имеете нестандартное телосложение, нужно принять дополнительные меры:
— длинные руки. Нужно отклонить назад спинку, соскользнув вниз по сиденью. Нужно быть готовым к большему напряжению шеи.
— длинные ноги. Нужно сесть более вертикально. Ориентиром служит комфорт рук.
— малый размер обуви. Нужно прикрепить под резиновый коврик к полу небольшую подставку, чтобы пятки были неотрывны от пола.
— слабые руки. Используйте более широкий хват. Установите руль с большим диаметром.
— короткие руки. Согните ноги и сядьте вертикально. Немного согните рычаг смены передач, чтобы вы не отклонялись при их переключении.
1. Вращаем руль исключительно двумя руками, инициатива при этом принадлежит толкающей руке (при вращении вправо, левая «инициатор»).
Потому что толкающая рука лучше чувствует дорожное покрытие и сопротивление.
Никаких расслабленных хватов и вращений открытыми ладонями, только с перехватом!
Запрещаются также «кресты» при повороте руля.
В таком положении сломать руки не удастся, да и «потерять» машину сложно, если руль будет трястись из-за незамеченных ледяных бугорков или колдобин.
2. В движении руль нужно держать только обеими руками.
3. Постоянно контролируем при езде заднюю «полусферу», периодически посматривая ее по зеркалам.
Это помогает прогнозировать перемены обстановки и часто спасает спокойного водителя от встречи с лихачами, которые прыгают из полосы в полосу.
Интересно, что в британских автошколах учеников заставляют до 35% всего времени движения вести контроль задней «полусферы».
Если контролируешь ее, то при внештатной ситуации будешь знать, куда уходить.
Материалы: http://automotocity.com/avtomobili/poleznoe/kak-pravilno_sidet-za-rulem.html