Электромобили изобрели раньше бензиновых авто

1 ≫

Кажется, будто электрокары – это новый этап в эволюции авто, который заменит неэкологичные бензиновые автомобили. Но мы имеем дело с тем случаем, когда следует вспомнить поговорку «все новое – это хорошо забытое старое»: ведь электрический двигатель был изобретен раньше, чем двигатель внутреннего сгорания, а электромобили появились раньше, чем их бензиновые собратья.

Электромобиль, 1895 год

Первый электрический двигатель был изобретен Майклом Фарадеем в 1821 году, когда великий физик продемонстрировал возможность преобразования электрической энергии в механическую. Казалось бы, электричество массово вошло в жизнь людей только во второй половине 20 века, но при этом первый электрический двигатель был сконструирован намного раньше — всего через 9 лет после Бородинской битвы! Магнетизм и электричество захватили умы ученых по всему миру, что привело к быстрому развитию данной области. Уже в 1828 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик смог внедрить электромотор в игрушечную модель автомобиля и показать, что машина может успешно двигаться. Первая машина на электрическом двигателе с использованием гальванических элементов была создана в 1837 году изобретателем Робертом Дэвидсоном. Кроме автомобилей электродвигатели пытались внедрить и на другой транспорт: например, в 1839 году русским изобретателем Б.С. Якоби была создана лодка, которая успешно могла перевозить 14 человек. Этот случай стал первым применением электродвигателя для общественного транспорта. Правда, в промышленное производство электролодка так и не вышла.

Электрокар из германии, 1904 год | источник

С изобретением в 1859 году свинцово-кислотных аккумуляторов, поддерживающих перезарядку и позволяющих долгое время сохранять заряд, промышленники стали вкладывать значительные средства в развитие электромобилей. Вскоре европейские и американские города наводнили тестовые образцы электромобилей, которые наравне с конными экипажами гордо ехали по центральным улицам, удивляя зрителей. В 1890-х годах значительно повысилась емкость аккумуляторов, что сделало автомобили на электродвигателях более привлекательными.

Электрическое такси на улице Вашингтона, США, 1905 год

Золотой век электромобилей наступил в конце 19 века: различные модели поступили в массовое производство, в крупных городах организовывались даже таксопарки из электромобилей. Их скорость обычно не превышала 35 км\ч, а дальность езды на одной зарядке составляла около 70 км. В 1892 году был построен и первый в мире электробус – его создал русский инженер Ипполит Романов. Электробус мог перевозить 17 пассажиров на дальность 60 км и развивал скорость до 40 км\ч.

О популярности электромобилей красноречиво говорит статистика: в начале 20 века в США автомобилей с электродвигателем было в 1,73 раза больше, чем бензиновых.

А как же обстояли дела с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)? И хотя идея газового ДВС была известна еще с конца 18 века, и в течение последних десятилетий инженеры успешно внедряли и эксплуатировали работающие на газовом топливе двигатели, бензиновый ДВС был изобретен лишь в 1876 году немецким инженером Отто Николаусом.

Первые автомобили с бензиновыми двигателями начали выпускаться в конце 19 века несколькими независимыми производителями. Первый массовый выпуск бензиновых автомобилей начался в 1888 году Карлом Бенцом – в это время электромобили вовсю рассекали по улицам городов.

В начале 20 века бензиновые двигатели по массовости все еще проигрывали электрическим: сказывалась высокая цена на топливо и сложность в его получении. Запас хода и развиваемая скорость у электрических и бензиновых автомобилей были примерно одинаковыми.

Закат электромобилей произошел вследствие нескольких факторов. Во-первых, получение электроэнергии было дорогим удовольствием: отсутствовали привычные нам сегодня АЭС и «зеленые» источники электроэнергии. Первостепенной задачей стало обеспечение энергией городов вследствие всеобщей электрификации. Себестоимость же добычи нефти снижалась, открывалось все больше месторождений, а бензиновый ДВС претерпевал значительные усовершенствования куда быстрее, чем электрический. Постепенно человечество в большинстве своем перешло на бензиновые двигатели, а электромобили отошли на задний план, чтобы стать вновь популярными в 21 веке.

Иллюстрация: depositphotos | @ Sonar

Материалы: http://mydiscoveries.ru/elektromobili-izobreli-ranshe-benzinovyih-avto

2 ≫

Для начала краткий ликбез о Spyker. Голландская компания Spyker в ее нынешнем виде появилась в 1999 году, когда перекупила права на ТМ Spyker (производитель карет, автомобилей, самолетов в 1898-1925 гг.) и начала выпускать эксклюзивные суперкары Spyker С8. Основой этих автомобилей практически всегда были двигатели Audi V8 – это, мягко говоря, очень далеко от мира электромобилей.

Однако в начале 2016 года появилась информация, что Spyker может выпустить свой первый электрокар. Все сомнения развеялись 1-го марта на Женевском Автосалоне, когда компания показал свой очередной суперкар – Spyker C8 Preliator. Сердцем которого был, нет, не электромотор, а бензиновый двигатель Audi V8 объемом 4,2 л, который выдавал 525 л.с. мощности и 600 Нм крутящего момента. Как заявили представители компании Spyker «в наших автомобилях важны эмоции, звук мотора, ощущения от езды и управления мощным автомобилем с механикой и без системы стабилизации». Похоже, покупатели согласны со Spyker, и поэтому из 50-ти Spyker C8 Preliator 90% будут оснащены механической коробкой передач.

Однако история с электрокарами Spyker здесь не закончилась, а вдруг получила продолжение в средине 2016 года в виде возможного выпуска электрического кроссовера. Речь идет о модели Spyker D12 Peking to Paris, показанной в качестве концепт-кара еще в 2006-м году на Женевском Автосалоне. Тогда крупный кроссовер (длина 4,95 м; ширина 2 м; высота 1,67 м; вес 2 000 кг) был оснащен двигателем Audi W12 мощностью 500 л.с., который позволял разгоняться от 0 до 100 км/ч за 5 секунд и развивать максимум 280 км/ч.

На тот момент концепт-кар Spyker D12 Peking to Paris был избыточен во всем: в мощности, динамике, эксклюзивности. Но сейчас – с появлением Bentley Bentayga, Maserati Levante,Tesla Model X – мир готов к столь дорогим и эксклюзивным кроссоверам. Соответственно, Spyker также может найти свою нишу – пусть и не очень большую, но ведь компания никогда не стремилась к массовости продуктов. В подтверждение этого уже встречались заявления представителей Spyker, что в случае старта производства D12 Peking to Paris «…желательно иметь в гамме 12-цилиндровый мотор, версию с V8, можно подумать об электрической версии кроссовера, раз рынок просит». Проще говоря, Spyker нацелен конкурировать не только с Bentley Bentayga, Maserati Levante, но и с топовыми версиями кроссовера Tesla Model X, который пока не знал конкурентов.

Но что может сделать небольшая компания, выпускающая несколько десятков автомобилей в год, недавно прошедшая процедуру банкротства и реорганизации, в разработке электрокаров, где нужны инвестиции в сотни миллионов или даже парочку миллиардов долларов? Правильный ответ – искать партнера.

Возможно, сработали авиационные корни, возможно, другие неведомые нам факторы, но партнером Spyker сейчас выступает авиастроительная компания Volta Volare, которая производит эксклюзивные частные самолеты серии GT4. С гибридным приводом между прочим: основным двигателем является электромотор пиковой мощностью 220 кВт (300 л.с.), для питания которого предусмотрен комплект АКБ. В случае необходимости ему в помощь приходит ДВС-генератор мощность 180 л.с. с запасом топлива 87 л.

Благодаря столь изощренной конструкции, по заявлениям производителя, самолет Volta Volare GT4 является одним из самых выгодных бизнес-джетов для частного использования.

Материалы: http://econet.ru/articles/137720-elektromobil-spyker-byt-ili-ne-byt

3 ≫

К осени нынешнего года в России должны разобраться с мерами господдержки электрического транспорта. Поручение о разработке законодательного инструментария для этого дал глава правительства Дмитрий Медведев. Решение явно назрело – в то время как спрос на этот вид транспорта в мире бьет рекорды, в России его продажи падают. Есть ли у электромобилей перспективы освоить российские дороги?

Credit: flickr.com/photos/automobileitalia

Электрокары вытесняют нефть

Главными мотивами появления гибридов и электрокаров стали экономия топлива и снижение выбросов. Электромобили оказались универсальным решением проблемы загрязнения воздуха и снижения зависимости мира от нефти.

Рост продаж электромобилей уже сейчас ощутимо снизил спрос на нефтепродукты. Автотранспорт, по разным оценкам, обеспечивает более 60% мирового потребления нефти. Как пишет The New York Times, если подтвердится прогноз Bloomberg, согласно которому 54% новых продаж легковых автомобилей будет приходиться на гибриды и электромобили, это приведет к радикальным изменениям на нефтяных рынках. В отчете подсчитали, что резкий рост электромобилей будет экономить 8 млн баррелей топлива каждый день. Сейчас мир потребляет около 98 млн баррелей в день.

В мире с 2011 года наблюдается настоящий бум электромобилей. В 2015 году рост автопарка электрокаров и гибридов в Европе составил 48,5% – всего было продано 76,3 тыс. таких машин. В лидерах – Норвегия, Великобритания и Германия.

В прошлом году и в России был отмечен рост продаж, но показатели нынешнего года не впечатляют: всего по дорогам страны передвигается менее тысячи таких автомобилей. За первые полгода года был продан 21 электрокар. Эта цифра на 16% меньше показателей прошлого года.

Сторонники традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания предъявляют несколько претензий к электрокарам. Основные: малый ресурс батарей и высокая цена.

Первый стереотип, который существует в массовом сознании – электрокар маломощен и встанет на дороге без дозаправки. Это не более чем миф – утверждают лоббисты электрокаров и первые российские автолюбители. Нынешние даже не самые продвинутые модели имеют запас около 130 км для беззаправочного пробега. Если учесть, что городской автовладелец проезжает в среднем 50-80 км в день, то для городских условий это более чем достаточно.

Недешевый аккумулятор с ограниченной мощностью действительно является самым уязвимым местом электрокаров в борьбе за потребителя. Именно аккумулятор – основная составляющая цены на электромобиль. Именно из-за этой составляющей в среднем мировая цена на новые электромобили держится на уровне $40 тыс. Зато на рынке подержанных автомобилей электрокары в отличном состоянии достигают «цен доступности» – менее $10 тыс. и становятся по карману более массовому кругу автолюбителей, в том числе и российских.

Да, электроэнергию пока невозможно накопить на долгий срок. Но сторонники электрокаров возражают: с 2010 года средняя стоимость литий-ионных аккумуляторов снизилась на две трети – примерно до $300 за киловатт-час. А в исследовании Bloomberg прогнозируется падение стоимости до $73 к 2030 году даже без каких-либо существенных технологических прорывов, благодаря таким компаниям, как Tesla, которая увеличивает производство батарей на больших заводах, оптимизирует их конструкцию и совершенствует химический состав.

У бензиновых автоплатформ за спиной десятилетия совершенствования и годы технологических изменений, у гибридных и электрических машин – пока только опыт создания бензиновых автомобилей. Дайте электромобилям время и точку опоры, и они перевернут мир, говорят сторонники электрических авто.

Как показали опросы, российских автовладельцев от покупки электромобилей во многом удерживает неуверенность на счет обслуживания и ремонта. Специализированных автосервисов пока нет, стоимость электромобилей достаточно высока – водители боятся отсутствия оригинальных запчастей.

Те россияне, которые купили такие автомобили, утверждают, что обслуживать его значительно проще, чем бензиновую машину: не нужно масло в двигатель, нет коробки передач. Уход нужен за ходовой частью и тормозными колодками, а с этим справляются любые автосервисы.

Существенный плюс, о котором говорят владельцы электрокаров – «заправлять» такие машины энергией существенно дешевле, электрические двигатели не имеют таких провалов в мощности, как бензиновые.

Провалы отечественного «электрокаростроения»

Уже десяток лет в России витает идея отечественного электромобиля – с тех самых пор, когда Владимир Путин демонстративно прокатился на электрокаре в 2008 год в Пекине. Спустя пару лет инвестиционная группа «ОКЭКСИМ» заявила о старте проекта гибридного авто – «Ё-мобиля». В апреле 2011 года Владимир Путин разъезжал уже на прототипе российского электрокара. К 2014 году появились первые известия о том, что проект закрывается. Правда, до этого момента свой «Ё-мобиль» успел получить лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Спустя всего 3 года он пожаловался, что авто вышло из строя, а чинить его негде, и даже попросил правительство помочь с ремонтом.

Позже в России появлялись и электрокары. Так, в 2012-2013 годах АвтоВАЗ выпускал электромобиль LADA Ellada. В 2016 году была представлена новая LADA Vesta EV, оснащенная электродвигателем. Серийный выпуск намечался на 2017 год, но пока никакой официальной информации об этом нет.

В том же 2016 году, в соответствии с постановлением, принятым годом ранее, АЗС должны были обзавестись зарядками для электромобилей. И хотя число заправочных станций в крупных городах России действительно существенно увеличилось, далеко не все регионы и федеральные трассы пока могут предоставить заправки для электротранспорта.

Несмотря на отсутствие успехов отечественного электромобилестрения и низкие продажи зарубежных моделей, власти России с оптимизмом смотрят в будущее экологически чистого транспорта в стране. По их данным, рост популярности таких автомобилей стоит ожидать в ближайшем будущем.

В своем докладе для форума ENES 2016 министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что количество электромобилей в России к 2020 году может достичь 200 тыс. штук. «Рывок» планируется совершить за счет стимулирующих мер со стороны государства.

В этом году из бюджета России будет выделено около 900 млн руб. государственных субсидий для производителей городского электрического транспорта. Еще 600 млн дадут производителям беспилотников и машин с дистанционным управлением.

Со ссылкой на слова премьер-министра России Дмитрия Медведева СМИ отмечают, что производителям экологически чистого современного транспорта могут быть также предоставлены налоговые льготы. Стимулировать чиновники планируют и тех, кто производит компоненты для электрокаров и способствует развитию инфраструктуры.

В Правительстве рассматривают также возможность принятия программы предоставления бесплатных парковочных мест на муниципальных парковочных пространствах для электромобилей и гибридов и ввести на среднесрочный период программу субсидирования приобретения электротранспорта. При этом желающие купить электромобиль уже год пользуются «нулевыми» ввозными пошлинами.

Понятие электромобиля уже включили в российские Правила дорожного движения. Как сообщает пресс-служба Минпромторга России, «планируется проанализировать российские и зарубежные стандарты и другие нормативные документы. После этого будут подготовлены предложения по методикам проверки технического состояния. Эти разработки станут основой для создания новых регламентов».

В 2015 году российское представительство Renault и «Россети» заключили соглашение о совместном создании зарядной инфраструктуры для электрокаров. В феврале нынешнего года на Сочинском инвестиционном форуме компании подписали трехстороннее соглашение с администрацией Краснодарского края о создании благоприятных условий для развития электротранспорта в регионе. В качестве пилотного проекта были определены «зеленые зоны» в пределах Сочи, Адлера и Олимпийского парка, куда будут въезжать исключительно электромобили.

На днях в Краснодаре заработала первая зарядная станция, подключенная к электросети и имеющая парковку. Действует она от солнечных батарей и имеет возможность заряжать электротранспорт мощностью до 3,6 кВт. Производство, доставка и установка зарядного «столбика», по экспертным оценкам, обошлась в 250 тыс. руб. Пилотный проект зарядной станции создала краснодарская компания, которая специализируется на производстве электрощитового оборудования.

Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов объявил, что в столице количество точек, где можно зарядить электромобиль, будет доведено до 200. А «Россети» обещают к концу 2018 года построить около тысячи зарядных станций в других регионах.

Что мешает увеличить парк легкового электротранспорта до 200 тыс. штук к 2020 году, как хочет Новак? Насколько это реально?

Президент Bellona Фредерик Хауге, помогавший в разработке норвежской рекламной кампании Tesla, считает что «рецепт таков: предоставьте владельцам правильные стимулы. Например, снизьте или отмените налоги на электромобили, и в то же время сохраняйте или поднимайте налоги на ископаемое топливо и сжигающие его автомобили, – рассказывает Хауге. – Затем поддержите и профинансируйте инфраструктуру зарядных станций вдоль дорог, возле домов и рабочих мест. Людям нужна возможность пользоваться электромобилем без помех».

«Логично было бы ввести субсидирование при покупке электромобиля по аналогии с европейским опытом», – считает начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Виктория Гимади.

Почему так бойко дела идут за рубежом? Эксперты говорят в один голос: большинство стран, где электромобили стали массовыми, объединяет одно: наличие субсидий на покупку электрокара и субсидий на установку зарядных станций.

Быстрее всех европейских государств электротранспорт освоила Норвегия. Правительство приняло программу, по которой к 2025 году в стране не должно остаться ни одного бензинового автомобиля. Несколько лет в Норвегии действует комплекс мер, способствующих покупке «зеленого» транспорта, – это и право передвигаться на них по полосам для общественного транспорта, и право бесплатного проезда по платным дорогам. В дальнейшем список льгот для владельцев электрокаров будет расширяться, а вот купить автомобили на бензине или дизельном топливе станет гораздо сложнее – правительство намерено существенно увеличить налоги на их покупку.

В Германии реализацию машин на горючем топливе решено запретить с 2030 года. Страна ввела стимулы для покупки электрокаров: освобождение на 10 лет от налога на собственность, грант на покупку «зеленой» машины в 4000 евро и низкие проценты по кредиту.

К 2040-му году полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания придется и жителям Франции. Это решение стало одним из первых, принятых новым правительством Эммануэля Макрона. В стране больше 100 тыс. электрокаров или 1,2% всего рынка. Покупателям «зеленых» авто правительство компенсирует 10 тысяч евро.

В 2016 году КНР приобрела 507 тыс. из 873 тыс. проданных в мире электромобилей. Согласно принятой там больше десяти лет назад концепции развития национального автопрома, КНР пытается стать мировым лидером в этом направлении. Власти помогают производителям электромобилей – и своим, и иностранным, работающим в стране. Для них – беспроцентные кредиты на НИОКР, сеть электрозаправок (строительство берет на себя государство), налоговые льготы и прямые финансовые вычеты для покупателей (компенсируется 20-30% от цены).

Китайский владелец электромобиля быстро и бесплатно получает регистрационный номер, притом, что покупатель обычного авто – только за большие деньги или через аукцион.

А для автопроизводителей действует «кнут»: уже в 2018 году электромобили или гибриды должны составить не менее 8% от годового объема производства фирм. Спустя еще год планка поднимется до 10%, а в 2020-м – до 12%. Компании, не выполнившие эти требования, ждут кары – от штрафов до закрытия.

Сегодня сегмент электроавтомобилей является наиболее растущим на мировом рынке – плюс 76% в год. К 2020 году их парк достигнет, по прогнозам компании Civitta, отметки 24 млн. Если учесть, что по состоянию на 1 января 2015 года в мире было зарегистрировано 740 тыс. единиц электромобилей, то выходит, что к 2020 году их количество возрастет в 32 раза. Если такие темпы роста сохранятся и в дальнейшем, можно предположить, что к 2030 году восемь из десяти новых автомобилей будут оснащены электрическим мотором.

Не замечать мировые тенденции «нашествия» электромобилей России невозможно, хотя бы потому, что велика вероятность, что в обозримом будущем мировые гиганты откажутся от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Текущая линейка дизельных автомобилей может стать последней для Porsche – компания планирует заменить ее электрокарами.

В июле Volvo объявила, что будет поэтапно отходить от традиционного двигателя внутреннего сгорания, а новые модели начиная с 2019 года, будут либо гибридами, либо полностью электрокарами.

«Те, кто купил электромобиль, в 90% случаев уже не возвращаются к обычному автомобилю», – уверяет управляющий компании «Электромобили» Василий Пановицын.

Аналитики сравнивают ситуацию с электромобилями с революцией в производстве мобильных телефонов 10 лет назад – после появления смартфонов уже никто не хочет пользоваться кнопочными версиями устройств.

Электрокары еще находятся на ранней стадии развития, поэтому их рынку еще предстоит пережить взлет, считают аналитики. Tesla превращает электрокары в крутые и желанные, превратив средство передвижения в планшет на колесах. Автомобили Tesla обновляют свое программное оборудование по технологиям беспроводной связи, а значит, другие представители индустрии могут за ними не угнаться и быстро устареть.

Можно предположить, что через десять лет инновации при выпуске аккумуляторов позволят ещё больше увеличить запас хода и значительно снизить стоимость электрокара. Будущее России в разработке новых технологий систем хранения энергии – считают некоторые экономисты и политики. Это сложно представить, но, возможно, через десяток лет мы увидим, как автомобили на ископаемом топливе станут настоящими ископаемыми, как сейчас кнопочный телефон или как …мамонты.

Материалы: http://bellona.ru/2017/08/31/elektromobil-v-rossii/


Back to top