1 ≫
-
Когда автомобиль сходит с заводского конвейера, его кузов абсолютно симметричен, то есть имеет правильную геометрию. Это позволяет расположить также симметрично и все детали и элементы авто, что крепятся к автомобильному несущему каркасу.
По мере эксплуатации, детали, которые образуют остов автомобиля, несмотря на то, что они изначально жестко скреплены между собой, понемногу смещаются. Бывает, что не понемногу, когда происходит значительное механическое повреждение авто вследствие аварии. В любом случае геометрия кузова у «пожившего» автомобиля в большей или меньшей степени обычно нарушена.
Нарушенная симметрия автомобильного каркаса проявляется во многом, начиная от образования нестандартных зазоров между дверями и кузовом, до серьезных проблем с управляемостью авто в процессе езды. Можете представить, к чему это может в итоге привести. Поэтому проверка геометрии кузова важна, причем не только при покупке подержанного автомобиля, но и при эксплуатации собственного.
Проверка геометрии кузова
Определить наличие кузовных смещений можно несколькими способами. Есть менее точные методы, которые применимы и в домашних условиях, и более информативные, что применяются на высокотехнологичных СТО. Но, прежде чем определять степень смещения кузовных деталей, стоит рассмотреть более обстоятельно, что в себе несет определение геометрии автомобильного кузова.
В чем суть кузовной симметрии и основные причины ее нарушения
В техническом сопровождении к каждому автомобилю можно найти раздел, где указаны расстояния между определенными точками на кузове. То есть, производитель предполагает, что эти показатели должны быть постоянными для нормальной работы тех же дверных механизмов, регулировки развала-схождения, плотного прилегания капота и задней двери.
Основные размеры, изменения которых напрямую указывают на нарушение кузовной геометрии таковы:
- ширина передней и задней колей;
- длина базы колес (межосевое расстояние);
- расстояние меж лонжеронами и их длина;
- размеры определенных диагоналей проемов окон и дверей, моторного отдела, багажника и салона.
Но наиболее значимыми всегда являются расстояния между местами крепления к базе автомобиля (лонжеронам) элементов его ходовой части, таких, как стаканы. Лонжероны являются основой для крепления многих автомобильных узлов и механизмов, работа каких может нарушиться при смещении основных несущих элементов автомобильного каркаса.
Лонжероны
Конечно же, основной причиной нарушения геометрии кузова обычно бывают механические воздействия. Понятно, что при лобовом ударе в первую очередь значительно изменяться размеры моторного отсека. Однако, при этом, хотя и в меньшей степени, изменятся расстояния и между другими контрольными точками, даже такими, как задняя колея. То есть, при значительных механических повреждениях меняются практически все контрольные расстояния, но в разной мере.
Вторая основная причина смещения кузовных деталей, это часто далекое от идеала дорожное покрытие. В этом случае контрольные точки смещаются постепенно, незначительно и намного равномернее.
Признаки нарушенной геометрии, определяемые без измерений
Неправильно думать, что небольшие перекосы автомобильного остова можно оставлять без внимания. Ведь лучше раньше исправить кузовные деформации, чем ждать, когда значительно поведенные детали автомобиля могут привести к плохой управляемости, которая может стать причиной весьма плачевных ситуаций на дороге. Что же может указать на то, что с каркасом авто произошли пространственные изменения? Первоначальные признаки обычно следующие:
- не четко закрывающиеся двери (стоит исключить их возможное провисание на петлях);
- все хуже захлопывающийся капот и багажник.
Эти «симптомы», особенно если они появились как-то одновременно без участия значительных повреждающих факторов, должны автолюбителя натолкнуть на мысль, что кузов по каким-то причинам повело. Причем степень нарушения кузовной формы будет прогрессировать, если вовремя не устранить причину и не восстановить должную симметрию авто.
Нарушение геометрии кузова
Если в ситуацию вовремя не вмешаться, появятся следующие признаки, указывающие на то, что геометрия кузова претерпевает изменения не в лучшую сторону. Автомобиль начнет терять управляемость сначала на больших скоростях, а затем и на средних при абсолютно исправной ходовой. Это будет свидетельствовать об искривлении стаканов, лонжеронов и других конструктивных элементов остова автомобиля.
Если автолюбитель не безразличен к своему авто, а также к собственной безопасности, заметив первые признаки деформации каркаса, стоит произвести измерение контрольных размеров, что можно сделать менее точно, но самостоятельно, или с высокой степенью точности, однако на СТО.
Проверяем кузовную геометрию самостоятельно
Как было сказано выше, в техническом сопровождении можно найти раздел, где указаны контрольные точки, изменение расстояний между которыми сигнализируют о нарушении необходимой формы. Сейчас автолюбителям еще легче, потому что схему расположения контрольных меток для любой модели авто можно отыскать в интернете, если «книжка» по каким-то причинам отсутствует.
В качестве измерительного приспособления используются:
- специальная масштабная рейка;
- штангенциркуль;
- рулетка.
Измерения первыми двумя инструментами более точны. Однако они не всегда есть, поэтому чаще в домашних условиях применяют обыкновенную рулетку.
Дверные проемы и внутренние размеры салона, багажника и подкапотного пространства автомобиля обычно можно не замерять. Здесь деформация определяется путем визуального соответствия прилегания кузовных деталей.
Намного важнее в плане диагностики замеры расстояний между контрольными точками основания остова авто. Перед тем, как проверить геометрию кузова, автомобиль следует расположить над смотровой ямой, чтобы облегчить доступ к нужным точкам. При этом стоит учесть, что для замера некоторых контрольных расстояний придется снять кое-какие мешающие детали. Здесь важно замерить и оценить разницу:
- межосевых расстояний с обеих сторон;
- диагоналей между контрольными точками;
- поперечных расстояний между колесами на одной оси.
Расхождения между полученными данными и теми размерами, что указаны в техническом сопровождении к авто, указывают как на наличие кузовных деформаций, так и на их степень. На основании результатов таких измерений можно делать вывод о необходимости ремонта кузова, а также о срочности такого мероприятия.
Часто подобные замеры практикуют при покупке подержанных автомобилей, чтобы оценить, были ли ранее серьезные повреждения. Если авто побывало в аварии, даже после ремонта обычно остаются несоответствия базовых размеров. Хотя, при этом, визуально несоответствия кузовных деталей не обнаруживаются.
Оценка геометрии на СТО
Самостоятельный замер и оценка состояния кузовных соотношений нужны для того, чтобы сделать вывод о необходимости ремонтных работ, которые возможно качественно сделать только в условиях хорошей СТО. Там, перед ремонтом, также в обязательном порядке проверят и оценят состояние кузовной геометрии, но с помощью более совершенного оборудования.
На современных, хорошо оборудованных техсервисах оценивают геометрию кузова автомобиля с помощью специальных стендов, которые передают считанную информацию на компьютер. Но это в случае дальнейшего ремонта, так как предполагается съем большого количества деталей. Предварительная оценка состояния автомобильной базы также осуществляется с помощью соответствующих замеров, просто в качестве измерительных приборов используются высокоточные лазерные устройства.
Думается, что у многих автолюбителей, прочитавших статью, возникнет желание оценить правильность геометрии кузова своего автомобиля, особенно если вдруг вспомнится, что двери как-то перестали правильно прилегать, а капот в замок хуже попадает.
Материалы: http://okuzove.ru/remont-kuzova/proverka-geometrii-kuzova-avto.html
2 ≫
-
За свою жизнь почти каждый автолюбитель попадает в более или менее серьезную аварию. Кто-то таранит чужую машину из-за собственной нерасторопности. Кто-то вылетает в кювет при попытке избежать лобового столкновения. Кто-то проламывает стену собственного гаража, перепутав педали газа и тормоза. А на кого-то падает дерево во время грозы или урагана.
Каждый получает индивидуальный печальный опыт самостоятельно. Но есть одна проблема, которая возникает практически перед всеми автомобилистами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), это кузовной ремонт. Далее рассмотрим, чем важна геометрия кузова, почему ее необходимо восстановить после аварии и как проверить правильность выполнения работ.
Геометрия кузова — это точные размеры автомобиля, определенные заводом производителем. Наиболее важные из них:
- ширина передней колеи;
- ширина задней колеи;
- длина колесной базы;
- длина лонжеронов и расстояние между ними.
При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается управляемость автомобиля. Менее важные:
- размеры дверных проемов;
- размеры оконных проемов;
- размеры моторного отсека;
- размеры багажного отделения;
- размеры салона.
При нарушении вышеуказанных показателей ухудшается внешний вид автомобиля. Колея — это расстояние между правым и левым колесами, расположенными на одной оси. Ширина колеи рассчитывается от середины протектора шины правого колеса до середины протектора шины левого колеса. Колесная база — это расстояние от передней до задней оси машины. Длина колесной базы измеряется от центра ступицы передней оси до центра ступицы задней оси.
Лонжероны — это основа силового каркаса моторного и багажного отделений автомобиля. К ним обычно крепятся грязезащитные перегородки, крылья, пол, бампера, двигатель, коробка переключения передач у переднеприводных автомобилей, рулевая колонка и съемные несущие элементы конструкции моторного и багажного отсеков.
Проверка геометрии кузова — дело довольно простое. Обычно оно необходимо при покупке подержанной машины либо при проверке результатов кузовного ремонта.
- Для начала необходимо поочередно открыть и закрыть все двери, капот и крышку багажника. При этом не стоит прикладывать большие усилия. Если двери не захлопываются плотно с первого раза, значит, искривлены стойки. Если капот и крышка багажника не закрываются с первого раза, значит, искривлены лонжероны. Деформация может составлять миллиметры, но это уже причина для предъявления претензий или торга, поскольку нарушенная геометрия кузова снижает пассивную безопасность.
- Далее нужно присесть на корточки и посмотреть вдоль борта машины. В таком положении вы сразу заметите все неровности и увеличенные зазоры.
- Затем следует осмотреть ветровое и заднее стекло на наличие трещин. Вертикальные трещины, расположенные с одной стороны, свидетельствуют о смещении стоек.
- Проверить, не нарушена ли геометрия ходовой части, можно при помощи замеров. Для этого необходимо иметь рулетку и знать точные размеры колесной базы.
Если по каким-либо причинам вы не можете измерить геометрию ходовой части, постарайтесь найти ровную прямую дорогу без интенсивного движения. Разгонитесь на ней до скорости 50 километров в час и отпустите рулевое колесо на пару мгновений. Если после этого машина поедет направо или налево, значит, ее били именно в эту сторону. Если же машина продолжит прямолинейное движение, увеличьте скорость до 90 километров в час и повторите эксперимент.
Будьте предельно осторожны! Если автомобиль и при высокой скорости будет продолжать двигаться прямо, значит, геометрия ходовой части в норме. Это не значит, что машину не били, возможно, просто качественно отремонтировали. Перед проведением эксперимента убедитесь в том, что давление в правых и левых шинах симметричное.
Восстановление геометрии кузова после аварии — дело ответственное. Нельзя доверять эту процедуру гаражным мастерам. Дело в том, что для качественного ремонта необходимо специальное устройство, прямоугольная платформа, позволяющая жестко зафиксировать машину с 4 сторон и вытягивать любую ее часть в нужном направлении. Это устройство называется стапель. Без использования стапеля невозможно правильное восстановление геометрии кузова.
Кроме того, автосервис, в который вы хотите обратиться, должен иметь точные данные о геометрии кузова именно той модели автомобиля, которую вы отдаете на ремонт. Многие мастера не обладают подобной информацией. Они делают все на глазок, считая, что стороны машины симметричны. Однако следует учесть то, что все элементы конструкции современных автомобилей жестко связаны между собой. Из-за этого при сжатии одной стороны кузова другая сторона растягивается. Поэтому правильно восстановить геометрию кузова на глазок невозможно.
Также обратите внимание на наличие измерительных приборов. Наиболее качественные результаты дают лазерные приборы, но и простые лекала тоже сгодятся, если ими пользуется опытный кузовщик. В любом случае не стесняйтесь проверять качество работы после ремонта, ведь после неправильного восстановления геометрии кузова автомобиля снижаются стоимость и ухудшается активная и пассивная безопасность машины.
1 ответ
Информация данной разборки дефектов машины на хорошем уровне
Материалы: http://krasymavto.ru/kuzovnye-raboty/remont/geometriya-kuzova-avtomobilya-kak-proverit.html
3 ≫
-
Если рассмотреть автомобиль, только что сошедший с контейнера, можно легко убедиться, что его кузов полностью симметричен. В этом случае специалисты говорят, что у транспортного средства правильная геометрия кузова.
Это говорит о том, что все детали крепятся симметрично относительно автомобильного несущего каркаса. Однако в процессе активной эксплуатации детали понемногу смещаются, провоцируя постепенное искривление кузовной геометрии.
В тех ситуациях, когда автомобиль попадает в дорожные перипетии, кузовная геометрия нарушается достаточно серьёзно, заметить такие изменения сможет даже тот, кто ранее с этим не сталкивался.
Даже совсем незначительные искривления кузовной геометрии автомобиля следует своевременно устранять, поскольку любые отклонения от нормы ухудшают манёвренность транспортного средства, соответственно, негативно отражаются на безопасности поездки на таком авто.
Специалисты рекомендуют подвергать проверке автомобиль с целью выявления таких дефектов. К тому же существуют возможности осуществить такую проверку самостоятельно, не обращаясь на СТО. Важно только ознакомиться с рекомендациями, как проверить геометрию кузова в домашних условиях.
СКИДКА 190 000 РУБ.
- Официальный дилер
- Кредит 4,5%
- Рассрочка
- Trade-In
- 95% одобрений
- Без первоначального взноса
Точки контроля
Проверить геометрию кузова автомобиля, действительно, самостоятельно сумеет каждый автовладелец, если имеет желание. Первоначально, конечно, потребуется разыскать в интернете технические параметры к конкретной марке автомобиля, на основе которых можно будет делать вывод о кузовной геометрии авто.
Производитель обязательно указывает размеры авто, часть из которых важна для определения кузовной геометрии. В частности, необходимо определить один из важных показателей — ширину передней и задней колеи, представляющей собой расстояние между двумя колёсами, расположенными на одной оси.
Длину колёсной балки (межосевое расстояние) можно измерить при помощи рулетки, начало которой устанавливают в центре ступицы передней оси, а конец — в центре ступицы задней оси.
Немаловажно измерить длину лонжеронов, а также расстояние между ними. Лонжероны представляют собой основную базу каркаса, способного успешно удерживать моторный и багажный отсек. Именно к лонжеронам крепятся многие важные комплектующие транспортного средства.
Кроме этого, обращается внимание на размеры диагоналей дверных и оконных проёмов, отсеков багажника и подкапотного пространства, а также непосредственно салона.
Причины деформации
Многие автовладельцы абсолютно уверены в том, что спровоцировать деформацию геометрии кузова могут только дорожно-транспортные происшествия. Однако это серьёзные заблуждения, поскольку существует ещё множество ситуаций, при которых происходит смещение кузовных деталей.
В частности, даже если водитель бережно относится к своему автомобилю, старается его не перегружать, предпочитает безопасное передвижение, избежать наездов на камень, лежащий на дороге, открытый люк, бордюр не всегда удаётся.
Кроме этого, к сожалению, качество дорожного покрытия далеко от совершенства, поэтому транспортному средству постоянно приходится преодолевать ямы и дорожные ухабы.
Даже железнодорожный переезд может стать причиной незначительной деформации кузовной геометрии, если водителю приходится достаточно часто его преодолевать.
Незнакомая местность, а также передвижение в непогоду, когда дождь, снегопад, туман ухудшают видимость на дороге, ещё сильнее маскируют потенциальные проблемы на дороге, вследствие чего даже опытный водитель не сможет предотвратить нежелательный контакт с препятствиями.
Также в качестве причины деформации геометрии кузова может выступать неопытность водителя, когда на одной подвеске используются разные шины.
Признаки деформации
Указать на изменения кузовной геометрии могут некоторые признаки, о которых полезно знать и тем, кто осуществляет поиск подходящего авто для приобретения, и тем, кто имеет уже собственный автомобиль.
Если хотя бы одна из дверей не закрывается легко, приходится прикладывать некоторые усилия или захлопывать по несколько раз, это свидетельствует в большинстве случаев о нарушениях геометрии кузова. Точно также указать на такой изъян может плохое открытие и закрытие багажника и капота.
К более серьёзным признакам, указывающим на явные проблемы, относится потеря управляемости транспортным средством, когда машина сначала перестаёт слушаться на огромных скоростях, а впоследствии и на более спокойных. При преодолении препятствий (ям, камней, железнодорожных рельсов) машину начинает уводить в сторону.
На серьёзную деформацию кузовной геометрии указывает и тот факт, что опытному мастеру не удаётся успешно отрегулировать развал-схождение колёс, поскольку регулировкой невозможно компенсировать деформированные, перекрученные кузовные детали.
Понимая, как проверить геометрию кузова авто самостоятельно, каждый владелец транспортного средства, обязан контролировать состояние ТС, чтобы не позволить ещё больше усугубляться проблемам.
Однако незначительные изменения в геометрии сложно всё-таки найти владельцу автомобиля, поскольку для этого необходимо иметь специальные инструменты, а также определённые условия.
Самостоятельная проверка
Чтобы выявить геометрические деформации кузовной части автомобиля, владелец транспортного средства должен действовать согласно рекомендациям опытных водителей.
Прежде всего, следует открыть и закрыть двери, капот и багажник. При неплотном закрывании дверей, можно заподозрить искривление стоек. Если не удаётся закрыть легко багажник или капот, значит, уже существует проблема, указывающая на возможную деформацию лонжерона.
Новичок должен понимать, что даже отклонения от нормы в 1 мм уже провоцирует проблемы, снижает уровень безопасности.
На следующем этапе осуществления самостоятельной проверки владелец транспортного средства должен присесть на корточки и внимательно осмотреть бортовую линию. Осмотр в такой позиции позволяет обнаружить дополнительные искривления или уже возникшие зазоры.
Если на задней или ветровой стеклянной поверхности возникли вертикальные сколы или трещины, следует тщательно осмотреть стойки, поскольку именно их деформация провоцирует такие дефекты на стекле.
Для проверки геометрии ходовой части важно подготовить рулетку, при помощи которой измерить расстояние между точками контроля, а затем сравнить их с показателями, которые приводит производитель транспортного средства.
Проверить геометрию ходовой части можно и в процессе эксплуатации транспортного средства. Однако для этого понадобится найти участок автомобильной дороги, характеризующийся ровной поверхностью, а также отсутствием интенсивного движения на нём.
Водитель должен разогнать машину до 50 км/ч, далее на мгновение отпустить руль. Если машина в течение этого мгновения продолжает ехать прямо, можно перейти ко второй части проверке, когда скорость развивается уже до 90 км/ч, а потом точно также отпускается на мгновение руль.
Если же авто начинает вести в какую-то сторону, значит, транспортное средство имело механическое повреждение именно в этой стороне. Кстати, если ТС продолжает прямолинейное движение, это не гарантирует того, что оно никогда не было «участником» ДТП. Просто есть отличные специалисты, талант и мастерство которых позволяют успешно восстанавливать кузовную геометрию повреждённого авто.
Оценка геометрии на СТО
Безусловно, более качественную диагностику способны провести только опытные специалисты, поэтому многие стараются найти информацию, где проверить геометрию кузова.
На СТО геометрию кузова оценивают не дилетантскими методами, а, применяя современное оборудование, включая специальные стенды, подключённые к компьютерной технике. Конечно, такая диагностика сопровождается высочайшей точностью, но следует учитывать, что она требует съёма многих деталей, поэтому чаще всего она применяется, когда предполагается последующий ремонт.
Все замеры специалистами совершаются не при помощи рулеток, а с использованием лазерных устройств. Специалисты СТО смогут проверить датчик положения кузова.
После выявления проблем авто жёстко фиксируют на специальной платформе, после чего при помощи стапеля начинают вытягивать кузов в нужную сторону.
Качественно восстановить геометрию кузова на глазок невозможно, поэтому доверять специалистам, не имеющим специальных приспособлений, не следует.
Итак, чтобы легко управлять транспортным средством, гордиться его отличной манёвренностью, следует внимательно отслеживать любые изменения, появляющиеся на авто. Также полезно периодически проводить проверку кузовной геометрии, при острой необходимости обращаться на СТО, где проведут качественную диагностику и устранят проблемы.
Материалы: http://carsbiz.ru/buy/kak-proverit-geometriyu-kuzova-avtomobilya.html