1 ≫
-
Дым из автомобильного глушителя может стать диагностическим признаком для многих опытных автолюбителей и профессионалов. Он указывает на появившиеся в силовой установке неисправности, даёт понять по цвету, какие именно проблемы возникли. Так в чём же может быть причина дыма из выхлопной трубы авто?
Определение нормального выхлопа
Определение неисправности двигателя по цвету выхлопа является одним из современных методов диагностики
Множество самых разнообразных приборов нынче способны помочь провести качественную диагностику автомотора. Большинство из них непосредственно связываются с блоком двигателя, что существенно облегчает самодиагностику и контроль за счёт сканеров неисправностей. Однако приборы передают лишь поверхностные сведения о функционировании различных систем и датчиков.
Безусловно, они призваны облегчить диагностику, однако ни один из них, каким бы современным он ни был, не подскажет, что именно не в порядке. Диагностический прибор даёт лишь подсказки, и не более.
Получить конкретную информацию поможет газоанализ или изучение выхлопной системы автомобиля. Другими словами — цвет и состояние выхлопа.
Интересный момент. Проводить диагностику выхлопного тракта рекомендуется только после проверки на герметичность. Дело в том, что внутрь системы частенько попадает воздух (в момент разрежения). Молекулы воздуха сбивают с толку показания, и для специалиста это лишняя головная боль.
2-компонентный автомобильный газоанализатор, подключённый к выхлопу, даст возможность проверить нормальные показатели функционирования силовой установки. Контроль уровня токсичности выхлопа проводится по экостандарту ГОСТ-2003, обязательно в соответствии с Евро-4 и Евро-5.
Применение газоанализатора полностью оправданно
Среди преимуществ газоанализатора выделяется возможность измерения количества содержания СО и СH, графическая интерпретация итоговых результатов и многое другое. В таблице ниже приведены технические характеристики автомобильного газоанализатора, по которым можно будет определить состояние и качество функционирования силовой установки.
Таблица: технические характеристики автомобильного газоанализатора
Исправный двигатель должен выделять газы бесцветные, особенно летом, в тёплое время года. Зимой же цвет может быть беловатым, что объясняется наличием водяного пара, присутствующего в выхлопном газе.
Нормы отработанных газов дизельной силовой установки
Следует знать, что автомашины с дизельным силовым агрегатом попадают под ГОСТ 21393, если речь заходит о диагностике норм выхлопных газов. При этом основным критерием становится числовое значение понижения света, который эксперты называют К.
Внимание. Показатели К всегда рекомендуется измерять на бесскоростном положении, в двух режимах.
Диагностика в режиме свободного ускорения
Благодаря диагностике выхлопа удастся выявить правильность функционирования ДВС
На стоящей неподвижно автомашине измерения проводятся следующим образом:
- На глушитель диагностируемого авто ставится оптический детектор или соединяется шланг измерительного зонда газоанализатора. Обязательно задействуется регулятор масла.
- Затем непосредственно к силовому агрегату подключается ДЧВ (датчик частоты вращения) коленвала.
- Силовой агрегат заводится и прогревается до рабочей температуры. Одновременно ставится частота вращения на самый минимум.
Перед измерениями обязательно следует выполнить серию из 6 повторных циклов изменения амплитуды вращения коленвала автомобильной дизельной силовой установки. Схема должна идти от минимума до максимума, с плавным нажатием на педаль акселератора с временным интервалом 7–15 секунд (крайнее положение — упор педали до пола).
После этого проводится повторная серия, но уже состоящая из 4 измерений. В данном случае надо нажимать на педаль газа быстро, но не резко. Держать педаль следует около 2–3 секунд, поддерживая таким образом постоянную амплитуду вращения коленвала, ограничиваемую ТНВД.
Внимание. Цель манипуляции — определить максимальное значение К, амплитуда вращения с ограничителем ТНВД и амплитуда вращения в бесскоростном положении.
Как определить неполадки в режиме оптимальной частоты вращения
В данном случае показатели снимаются не позднее чем через минуту после испытаний первым способом. На педаль следует нажимать плавно, тем самым управляя подачей горючего равномерно. Педаль удерживается 2–3 секунды, амплитуда вращения регулируется ТНВД.
Диагностика с помощью газоанализатора
Нормальными показателями дымности являются такие значения, при которых они не превышают 6 процентов по специальной шкале, в графе N (подробнее в таблице).
Примечание. Это значение N представляет собой степень ослабления К, что обусловливается поглощением и рассеиванием света выхлопными газами, проходящими сквозь глушитель.
Таблица пересчёта показателей светового потока в коэффициент ослабления светового потока
Что касается допустимости норм дымности дизельных агрегатов, то они представлены уже в другой таблице.
Таблица допустимости норм дымности дизельных двигателей
Выявление неисправностей силовой установки по цвету выхлопа
Итак, изменение цвета выхлопа всегда свидетельствует о неисправностях либо в самом моторе, либо в какой-нибудь автомобильной системе. Цвет может быть разным в зависимости от конкретного характера нарушения.
Чёрный выхлоп: причины и последствия
Если из глушителя повалил чёрный дым, то это явное свидетельство неполного сгорания горючего в цилиндрах двигателя. Вероятнее всего, что в мотор поступает недостаточное количество воздуха, смесь обеднена и сгорает из-за этого не полностью.
Черный дым из глушителя может свидетельствовать о неполном сгорании топлива
Дым чёрного цвета также может говорить о малой доле компрессии в силовой установке. Чтобы удостовериться в этом, достаточно проверить расход топлива. Если он повысился, это лишний раз доказывает малую компрессию.
Ещё причины, вызывающие появление чёрного выхлопа:
- Засорение системы выхлопа.
- Проблемы с воздушным фильтром.
- Ошибки в регулировке зазоров свечей.
Кстати, на карбюраторном ДВС появление чёрного выхлопа почти всегда свидетельствует о засорении или неисправности карбюратора.
Что касается разницы появления чёрного выхлопа между дизельными и бензиновыми агрегатами, то на вторых часто это является причиной подтекания форсунок. Решается проблема легко — форсунки очищаются и промываются. У дизельного мотора наличие чёрного дыма несёт куда более обширный характер. Это может говорить о наличии сложностей в самом моторе, особенно при появлении дыма во время запуска.
Кроме того, у бензиновых агрегатов на инжекторе и карбюраторе чёрный выхлоп — прямое свидетельство дефекта датчика системы впрыска. У дизельных агрегатов наличие чёрного выхлопа может говорить также про неисправности систем регулирования наддува, подтекании запальной свечи или чересчур малом давление впрыска топлива из-за неправильно установленных (неродных) форсунок. Сложности могут быть и с ТНВД, что тоже приведёт к появлению чёрного дыма на дизелях, в том числе и турбо.
Чёрный выхлоп легко просматривается в дневное время, когда светло. Подробнее о появлении чёрного выхлопа можно посмотреть в видеообзоре.
Почему из глушителя идёт сильный чёрный дым
Белый выхлоп на бензине и дизеле
Как и было написано выше, белый цвет выхлопа не всегда свидетельствует о неисправности, ведь в холодное время года такое случается. Но такой цвет постепенно исчезает по мере нагревания мотора.
А вот на прогретом ДВС появление густого белого выхлопа — уже не есть хорошо. Причиной этого становится проникновение в моторные цилиндры антифриза (тосола).
Примечание. В этом случае его оттенок может быть разным, так как напрямую зависит от состава жидкости и состояния окружающей среды, степени освещённости и т. д. В некоторых случаях оттенок напоминает сизый цвет, наподобие масляного дыма.
Белый дым из глушителя повод задуматься
Как же отличить нормальный белый выхлоп и неисправный? Легко — надо обратить внимание на то, рассеивается ли дым. Если да, то это водяной пар и ничего более. А после масляного дыма синеватый туман не уходит и остаётся ещё надолго.
Антифриз способен попасть в двигательные цилиндры по разным причинам, но основная — это выход из строя прокладки или трещина в ГБЦ.
Другие причины появления белого выхлопа следующие:
- Перегрев мотора, вызванный нерабочим термостатом.
- Проблемы с регулятором задействования вентилятора или выход из строя последнего.
- Утечка жидкости из радиатора.
После доказания природы белого дыма эксплуатировать автомашину запрещено. Подобные дефекты имеют свойство быстро прогрессировать, да и функционирование ДВС в таком режиме значительно ускорит износ важнейших элементов, и без капремонта мотора через пару сотен километров пробега проблему уже не устранить.
Сизый (синий, голубой, серый) выхлоп
Как правило, основной причиной появления голубого выхлопа эксперты называют масло. Другими словами, смазка попадает внутрь ДВС, в результате чего из глушителя начинает идти сизый дым.
Безусловно, «маслодым» всегда сопровождается повышенным расходом горючего. Если расход топлива не слишком высок, сизый дым появляется в основном только при разгоне автомобиля. Если же потребление горючего уже переходит все границы, синий выхлоп присутствует всегда, даже при обычных режимах езды.
Причина появления такого дыма кроется не в самом попадании масла, а связано это с устареванием внутренних элементов ДВС. Одновременно с этим возможно снижение компрессии.
Надеемся, что нам удалось хоть как-то помочь автолюбителям понять причины появления дыма из выхлопа и по этим признакам определить «болезнь» двигателя автомобиля. Помните, что в машине всегда можно всё отремонтировать, и если что-то не получается сделать своими руками, надо обращаться в специализированные центры.
Материалы: http://motorltd.ru/diagnostika-avtomobilnogo-silovogo-agregata-po-dyimu-iz-vyihlopa/
2 ≫
-
Многие опытные водители знают, что диагностировать некоторые неисправности автомобиля можно по цвету выхлопных газов. Если при работе двигателя выхлопная труба начала выпускать дым различных цветов – от белого до черного, это явный признак наличия неисправностей в работе автомобиля.
Фото: JT (flickr.com/photos/environmentblog/)
И здесь главное своевременно среагировать на тревожные знаки, выявить и устранить возможные неисправности или поломки, чтобы избежать проведения серьезного и дорогостоящего ремонта.
Сегодня мы попытаемся разобраться в том, какие виды неисправностей можно диагностировать по цвету выхлопных газов на примере инжекторного и карбюратного бензинового двигателя.
Но перед тем как перейти к рассмотрению неисправностей, надо сказать о некоторых общих моментах.
Прежде всего, стоит отметить, что в момент завода автомобиля в холодную погоду, белый дым – это абсолютно нормальное явление, при условии, что он пропадает, когда двигатель хорошенько прогреется. Причина белесого дымка – пар, образовавшийся от сгорания конденсата, образовавшегося в топливной системе автомобиля.
Так же не является неисправностью едва заметный белый дымок, выходящий из выхлопной трубы в мороз. Впрочем, в сильный мороз этот дымок может быть достаточно хорошо заметен, но это тоже вполне нормальное явление, так же, как и пар изо рта при выдыхании теплого воздуха.
При этом важно уметь отличать пар от белого дыма. Сделать это достаточно легко, пар полупрозрачен и быстро рассеивается после выхода из трубы. Дым же более плотный и тянется шлейфом, быстро рассеиваясь лишь при наличии ветра.
Но дым из выхлопной трубы может быть не только белым. Он так же может быть и черным, и синеватым, и сизым.
Цвет дыма меняется в зависимости от качества топливной смеси (как правило, переобогащение топливом), а так же от того, что примешалось к топливной смеси при работе двигателя. А это может быть моторное масло или охлаждающая жидкость. Эти примеси не сгорают полностью в цилиндрах и окрашивают выхлоп в различные цвета.
Очевидно, что за некачественную подготовку топливной смеси отвечает механизм топливоподачи. А попадание в цилиндры посторонних жидкостей говорит о чрезмерном износе отдельных деталей поршневой группы.
Но не все так однозначно. Например, ситуация может развиваться по такому сценарию: сломалась система охлаждения двигателя, который начинает периодически перегреваться. Это влечет за собой пригорание поршневых колец, которые начинают пропускать в цилиндр масло и появляется дым из выхлопной трубы.
Можно заменить кольца, на какое-то время дым прекратится, но если не устранить первопричину – плохую работу системы охлаждения, то через некоторое время неисправность даст о себе знать снова, дым опять появится.
То есть дым из выхлопной трубы чаще всего говорит о том, что есть серьезные проблемы с двигателем, а именно с системой топливо-подачи или охлаждения, но для того чтобы точно определить, в чем первопричина, придется проанализировать и сопоставить все имеющиеся факты.
Для примера рассмотрим несколько возможных ситуаций…
О наличие неисправностей или поломок в двигателе инжекторного типа, оснащенного системой впрыска, выхлопная система автомобиля сигнализирует выводом черного, синего или белого выхлопа.
Черный выхлоп
В двигателях данного типа, как и в карбюраторных аналогах, может происходить образование и вывод выхлопных газов черного цвета. Зачастую эта проблема возникает вследствие подачи слишком богатой топливной смеси.
Подобная неисправность проявляется из-за поломки любого датчика или выходом из строя управляющего блока системы подачи топлива. В данном случае потребуется лишь простая замена датчика (если неисправным оказался он) или замена всего блока управления (более сложная и дорогостоящая операция).
Дополнительными причинами появления черного выхлопа может стать зависание иглы в форсунке на системе впуска, постоянная подача небольшого напряжения на рабочий инжектор или же появление возможных неполадок в работе управляющего блока (например, изменение частот передачи импульсов).
Белый или синий (сизый) выхлоп
Часто белый или сизый выхлоп появляется вследствие попадания воды в топливо или масляной смеси в камеру сгорания. Для ДВС, оснащенных системой турбонаддува, появление белых или сизых выхлопных газов зачастую обусловлено поломками основной турбины наддува.
В двигателе карбюраторного типа появление неисправностей проявляется выводом выхлопных газов, также имеющих белый, сизый и черный цвет.
Белый выхлоп
Как и в случае с инжекторными двигателями, в ДВС данного типа белый выхлоп свидетельствует о присутствии воды в топливе. Причин появления воды в топливном баке достаточно много – образование конденсата в баке и в трубопроводах; высокая влажность воздуха при заправке топлива; попадание воды из системы охлаждения.
Среди прочих причин появления белого выхлопа можно назвать снижение герметичности прокладки блочной головки, попадание жидкости-хладагента в топливные цилиндры, утечка воды из системы, которая отвечает за подогрев карбюратора.
В некоторых случаях густой белый дым появляется вследствие плохого прогрева двигателя до нужной температуры, в результате чего часть воды может остаться в выхлопной системе (вот почему для автомобиля очень вредны короткие поездки, особенно в холодную погоду).
Сизый выхлоп
Выхлоп сизого или синего цвета появляется в результате попадания некоторого количества масла в камеру сгорания. Часто это может быть связано с изношенностью цилиндров и поршней топливной системы ДВС.
Степень изношенности деталей определяется при помощи измерения уровня компрессии. Если уровень компрессии соответствует установленным значениям, следовательно, за образование сизого выхлопа отвечают клапанные уплотнители – втулки и манжеты.
Часто сизый выхлоп проявляется вследствие залегания, поломки или износа маслосъемных поршневых колец.
К наиболее вероятными причинам вывода сизых выхлопных газов также можно отнести снижение упругости манжет и колец во втулках и тарелках клапанов; высокую степень износа клапанных седел и основных деталей цилиндров и поршней; завышенный уровень масла в картере; а также применение топлива низкого качества с масляными примесями.
Черный выхлоп
Выхлоп черного цвета в карбюраторных двигателях образуется в результате недостаточного сгорания топливной смеси с образованием густой сажи. Основной причиной подобного явления является подача слишком обогащенной топливной смеси в карбюратор.
К дополнительным причинам вывода черных выхлопных газов из выхлопной системы можно отнести высокий уровень топлива в камере поплавкового типа; плохо открытая заслонка для подачи воздуха; присутствие засорений в жиклере; изношенность отверстий жиклеров; применение жиклеров неподходящих размеров и типов; поломка клапана системы холостого хода; неисправность в работе свечей зажигания.
Конечно, это лишь несколько вероятных причин, из-за которых может появиться дым из выхлопной трубы, но главное – теперь вы знаете, в каком направлении нужно копать, чтобы докопаться до истинной причины появления неисправности.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Автодромо - автомобильный портал, новости автомобильного рынка, тест-драйвы популярных моделей машин, полезные статьи для автолюбителей, объявления о продаже автомобилей, отзывы владельцев авто, каталог автосалонов и дилеров, форумы и другие сервисы.
Материалы: http://autodromo.ru/articles/diagnostika-neispravnostey-avto-po-cvetu-vyhlopnyh-gazov
3 ≫
-
Для того, чтобы поставить предварительный диагноз двигателю Вашего автомобиля, обратите внимание на его выхлоп..Когда ваш двигатель начинает дымиться, это может означать , что он неисправен и ему срочным образом необходима диагностика
К огда дым черного цвета, это служит сигналом неполного сгорания масла, недостаточного количества воздуха или выпровоженного содержания углеродов. Следует провести проверку распылителей форсунок. Вероятно, нарушена их герметичность, и не полностью сгорает топливо.
Причиной к тому же может служить загрязнение воздушного фильтра. Более этого, вполне вероятно, может быть запачкан продуктами сгорания и маслами коллектор впускного действия. Когда это является причиной задымления, в таком случае следует снять впускной коллектор и почистить его .
Черный дым может появиться и в случае малой компрессии на двигателе — при малой степени сжатия сгорание топлива происходит в полной степени. Частым результатом служит увеличенный расход топлива. И когда у вашего любимого авто вдруг вы обнаружили повышенный аппетит, стоит обратить внимание на дым — это достаточно надежная диагностика автомобиля.
Повышенное количество дыма — это может являться не только черный дым. Вполне возможно он может быть и белым. В данной ситуации необходимо выполнить диагностику «на нюх», это значит принюхаться к трубе выхлопных газов. Когда пахнет сладким, то совершенно возможно, что жидкость охлаждающего действия смогла попасть в камеру сгорания. Это может произойти в следующих причинах: смогла прогореть прокладка головки цилиндрового блока; поскольку двигатель перегрелся, смогло повести головку блока цилиндров; появилась трещина в рубашке охлаждения цилиндрического блока, поскольку перегрелся двигатель.
Для того, чтобы убедиться в том, что охлаждающая жидкость смогла попасть в камеру сгорания, не в обязательном порядке надо обнюхивать выхлопную трубу. Вполне хватит наличие белого цвета дыма, который сопровождается постоянным уменьшением уровня жидкости охлаждения. Однако дым белого цвета, не постоянно служит признаком неисправности.
Когда дым белого цвета и выделяющиеся капельки жидкости из выпускной трубы появляются непосредственно после «холодного старта», в таком случае повода для беспокойства нет — автомобиль в полном порядке.
Когда масло смогло попасть в камеру сгорания, дым можно наблюдать синего цвета. Причиной данного явления может служить: маслосъемные колпачки, которые «задубели»; износ клапанных стержней из-за применения масла плохого качества; попавшая пыль в камеру сгорания; износились достаточно сильно маслосъемные кольца в результате старения, применения масла достаточно плохого качества, а также установка маслосъемных колец, а то время, когда производился ремонт двигателя не оригинального типа (не оригинальный, это достаточно недорогой комплект колец, который сможет выдержать только четыре - семь тысяч километров автомобильного пробега).
Стоит проверить, что же конкретно является неисправным в том случае, если дым начал синеть. Сделать это можно произведя замер компрессии в цилиндрах двигателя. Когда ее показатель ниже нормы, в подобной ситуации проблема в кольцах и двигатель автомобиля нуждается в ремонте. Когда же компрессия в порядке, тогда синий дым говорит об износе маслосъемных колпачков, и их необходимо попросту заменить.
Сизый (синий) дым образуется при попадании масла в камеру сгорания. Определить износ деталей цилиндро-поршневой группы можно путем измерения компрессии. Если значение компрессии имеет требуемые числа, — значит, в повышенной дымности и расходе масла виновны уплотнители клапанов (направляющие втулки и резиновые манжеты). Залегли маслосъемные кольца. Износ или поломка маслосъемных колец. Износ седел клапанов и их направляющих. Потеря упругости резиновых манжет и колец в направляющих втулках и тарелках пружин клапанов. Износ деталей цилиндро-поршневой группы. Повышенный уровень масла в картере двигателя. Некачественное топливо с содержанием масла
2. Двигатель со впрыском
Чёрный дым , как и в карбюраторных двигателях, появляется при слишком обогащенной горючей смеси. Неисправность, как правило, говорит о выходе из строя какого-либо из датчиков или же блока управления системы впрыска. При наличии запасных датчиков желательно их поочередно заменить, а если и это не поможет, необходимо заменить и блок управления. Постоянно открыт инжектор холодного впуска (механическое зависание запорной иглы). Постоянно подается напряжение на инжектор холодного пуска. Постоянное небольшое напряжение на рабочих инжекторах («смещение»). Дефекты в блоке управления (слишком широкие импульсы управления).
Сизый (синий) и белый дым у бензиновых двигателей с впрыском вызван теми же причинами, что и у карбюраторных двигателей. Если двигатель оборудован турбонаддувом, а сизый дым появляется после его прогрева, то это связано с неисправностью турбины, как и у дизельных двигателей.
Материалы: http://tachki.md/index.php/remont-diagnostika/925-remont-azia/1458-diagnostika-po-vihlopnim-gazam.html