История ЗАЗ

1 ≫

Украинский автопром не имеет звания эталонного производителя, но свою долю в эту сферу он внёс. Каждому известны машины ЗАЗ, которые в своё время были одними из лучших представителей рынка. История ЗАЗ началась с 1863 года, после открытия сельскохозяйственного производства голландцем Абрахамом Коопом.

С чего всё началось

Среди заводчан присутствует несколько версий основания производства ЗАЗ. Одна из них приходится на 1908 год — именно тогда был создан моторный завод в городе Мелитополе. Он занимался поставками запчастей для производства автомобилей с 1960 года. Также нередко фигурирует дата 1923 года, когда был переименован завод Абрахама в «Коммунар». Правда, завод продолжал ориентирование на выпуск сельхозтехники до 1960 года.

Такая тенденция могла и продолжаться, если бы не идея Хрущёва создать производство автомобилей, чтобы обогнать Штаты. Правда, оригинальный стиль больших и просторных машин было решено переделать на более компактные. Это было сделано в духе того времени, чтобы человек получал только необходимое.

Первый шаг

Для будущего ЗАЗ, история создания которого имеет много интересных страниц, был взят за основу Fiat 600. Этот автомобиль получил большой успех среди покупателей, поэтому из него можно было сделать хорошую машину для отечественного пользователя. На начальных этапах производство было обустроено на мощностях «Москвича». Ранее завод МЗМА занимался созданием автомобиля «Москвич-560», который положительно зарекомендовал себя на рынке. Но, поскольку завод «Москвич» был перегружен работой, производство перенесли на «Коммунар».

Первым творением был выпуск ЗАЗ-965 в 1960 году 22 ноября. В народе его быстро прозвали «горбатым» из-за специфической формы кузова. Вскоре после этого был произведён выпуск следующего флагмана ЗАЗ-966, который имел полностью переработанный дизайн. Правда, официальный выпуск с конвейера был отложен из-за экономических соображений, ведь было расточительно сразу же выпускать новую модель.

Технические особенности

Автомобиль представлял собой привычный автомобиль в кузове седан 60-х годов. Правда, в нём была небольшая корректировка дизайна — присутствие воздухозаборников. Вскоре их прозвали «ушами», после чего машина получила название «ушастый». Это свидетельствовало о народной расположенности к новинке.

Двигатель был установлен сзади. Вначале за его характеристики отвечал 30-сильный мотор МеМЗ-966А, но вскоре его заменили на 40-сильный МеМЗ-966В. На практике это позволяло машине развивать скорость до 120 км/час. Конечно, этого показателя было непросто достичь, поэтому риск получить штраф за превышение скорости был минимален.

В 1979-м была организована серьёзная переработка модели ЗАЗ-968М. Она стала последней машиной отечественного автопрома, в которой отсек для двигателя располагался сзади. Правда, его производство продлилось вплоть до 1994 года, что говорит о большом спросе на «долгожителя». Вскоре автомобиль лишился своих «ушей», что сделало дизайн слишком простым. Несмотря на это, в нём был установлен достаточно мощный двигатель.

Изменения в производстве

Вполне возможно, что продолжение модернизации могло бы дать интересный результат, но в 90-х годах история автомобилей ЗАЗ подошла к рубежу, когда создалось мнение, что автомобили «Запорожцы» являются позором украинского рынка. По этой причине мощности были направлены на выпуск «Таврии». В 1963 году молодым инженером Сташенко была предложена идея создания микролитражки. Всех поразило, что на примере Mini такой автомобиль может развивать достаточно высокие показатели скорости.

В 1976-м с конвейера был выпущен хетчбэк с полным приводом и седан, обладающий передним приводом. Чуть позже эти автомобили были взяты как основа для создания «Перспективы» (обновлённый аналог «Таврии»). Уже в 1980 году идея была полностью реализована в жизнь, и отечественный покупатель увидел совершенно новый автомобиль. Только в 1988 году было организовано полномасштабное производство автомобилей «Славута».

Особые флагманы

Среди производимых моделей стоит отметить автомобили, которые не были выпущены в широкое производство. К ним относится ЗАЗ-970, который был выпущен в 1961 году как дополнительная разработка к основному проекту 966-го автомобиля. Общая грузоподъёмность составляла 350 кг. В машине был предусмотрен небольшой капот, отчего она получила прозвище «Точило».

Уже в 1962 г. концерн выпустил новый фургон модели ЗАЗ-970В. В нём было шесть мест, что по сегодняшней классификации считается минивэном. Преимуществом была возможность складывания задних сидений, отчего водитель мог перевозить большие грузы до 350 кг. Аналогично автомобилю ЗАЗ-970Б двигатель имел выдутую форму.

Движение от 70-х

В этот период модельный ряд ЗАЗ считался лучшим по производству линейки автомобилей «Такси». Для его разработки даже был объявлен конкурс. По его итогам была выбрана машина с габаритами знаменитой «Таврии» на 3,5 метра. Особым решением была установка сидения водителя непосредственно над левым колесом, а двигатель должен был быть установлен справа.

В начале девяностых было решено внести на конвейер пикап модели ЗАЗ-968МП. Такие пикапы чаще всего производились непосредственно для нужд самого завода, не выходя в широкую продажу. Но эта модель была положительно воспринята в качестве машины для развозки груза и материалов. В основном они изготавливались из дефектных материалов, поэтому вскоре их производство было прекращено.

Смена направления

1998 год запомнился большой переменой в работе компании. Тогда был заключён большой контракт с корейским производителем, который дал начало новому этапу ЗАО «АвтоЗАЗ-Дэу». С этого времени в производстве начинается полномасштабный выпуск Daewoo Nubira, Lanos и Leganza. Они считаются первыми автомобилями, изготовленными по корейскому образцу.

Известный Lanos также получил свои мощности на заводе ЗАЗ. Он успешно зарекомендовал себя для частного пользователя и государственных предприятий. Уже ближе к 2003 году история завода ЗАЗ вышла на международный уровень. В этом помогли иностранные инвестиции, сменившие структуру собственности предприятия. В наше время половина всего капитала находится под управлением Hirsch & Cie, как результат сотрудничества со швейцарцами.

С 2004 года был настроен полномасштабный выпуск Daewoo и ЗАЗ, который продолжается и по сегодня. Интересным фактом была организация выпуска для известного бренда Opel. Подписание контракта состоялось в Киеве, и по его условиям завод производил выпуск моделей «Корса», «Астра» и «Вектра». Такое сотрудничество дало большой опыт в повышении качества сборки, которое всё ещё применяется, несмотря на отменённый контракт.

Наше время

Концерн KIA в 2009 году начал использовать мощности производства ЗАЗ для выпуска своих автомобилей. На практике заводом полноценно создаются две модели известного бренда. Уже через год к общему числу выпускаемых единиц добавляется популярный Lanos. Также было настроено производство ZAZ Forza, за основу которого взяли Chery A-13 (Китай).

Таким образом, продолжается тенденция к наращиванию мощностей производства всё более брендовых автомобилей. История авто ЗАЗ началась с небольшого завода, который занимался сельхозтехникой. Благодаря смелым решениям компания смогла выйти в лидеры, став главным автопроизводственным центром страны.

Каждый человек знает, что выбирать производство своей страны — это не только выгодно, но и надёжно. Правда, это встречается не всегда, ведь иногда попадаются и низкокачественные товары. На рынке ЗАЗ получил высокие оценки качества, ведь имеет не только современное оборудование и сырьё, но и обладает навыками немецкого производства.

Материалы: http://carextra.ru/istoriya/kompaniya-zaz.html

2 ≫

Свою жизнь завод начал как предприятие по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам. Он был основан в 1863 году менонитом Абрагамом Яковлевичем Коопом в колонии Шенвизе. Через какое-то время предприятие стало производить сельскохозяйственные машины.

В 1908 году завод был преобразован в «Мелитопольский моторный завод» (МеМЗ), а в 1923 году предприятие было переименовано в «Коммунар», но направление деятельности не сменило, продолжая выпуск уборочных комбайнов, тракторов и прочей сельскохозяйственной техники.

В 1961 году завод получил название «Запорожский автомобильный завод», в то время как «МеМЗ» с 1960 года начал поставлять для предприятия автомобильные двигатели. Начался выпуск первого автомобиля – ЗАЗ-965, получивший знаменитое прозвище «Горбатый», который продержался на конвейере до 1970 года, когда на смену ему пришел новый ЗАЗ-966 «Запорожец».

В 1975 году МеМЗ стал частью производственного объединения «АвтоЗАЗ».

Всего с 1960 по 1994 годы было выпущено более 3.5 млн автомобилей «Запорожец», оснащенных двигателями с воздушным охлаждением МеМЗ.

В середине 90-ых годов завод испытывал большие финансовые трудности, но после успешных переговоров с вице-президентом General Motors, было создано совместное предприятие с концерном Daewoo, ранее приобретенным GM. В 1998 году завод превратился в предприятие под названием «АвтоЗАЗ-Daewoo», и спустя какое-то время начал крупноузловую сборка новых автомобилей Daewoo. Так же начался выпуск обновленной модели ЗАЗ-1102 «Таврия-Нова».

В 2003 году завод снова изменил название и превратился в ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод», а на следующий год на его мощностях начинается лицензированная сборка автомобилей АвтоВАЗ (21093 и 21099), Opel Astra G и GM-DAT («Ланос»). В 2004 году партнером ЗАЗ стала индийская компания TATA, а в 2006 началось сотрудничество с китайским автопроизводителем Chery. С 2009 года ЗАО «ЗАЗ» так же тесно сотрудничает с корейским автогигантом KIA Motors.

На сегодняшний день Запорожский автомобилестроительный завод – ведущее автомобильное предприятие Украины, занимающееся производством легковых автомобилей, а так же автобусов и фургонов. На заводе имеется полный цикл автомобильного производства, начиная от штамповки металлопроката и автоматизированных и роботизированных линий сварки и покраски, заканчивая сборкой и техническим обслуживанием автомобилей, проданных через официальные сети автосалонов.

Знаменитый «Горбатый Запорожец» создавался с целью удовлетворить потребность населения в простом и дешевом легковом автомобиле. Прототипом этой модели стал автомобиль Fiat 600, который был очень популярен в Европе. Масса запорожца была всего 610 кг, а мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 23 л.с. (27 л.с. в одной из более поздних модификаций). Двигатель с воздушным охлаждением устанавливался сзади, привод автомобиля был тоже задний. ЗАЗ-965 выпускался так же в двух модификациях для инвалидов - в виде почтового фургона и пикапа.

Наследником 956 модели стал ЗАЗ-966 – «Ушастый Запорожец» с двигателем воздушного охлаждения мощностью 41 л. с., кардинально отличавшийся от своего предшественника внешне. Он обладал достаточно удобной для своего класса посадкой водителя и пассажиров, был прост в обслуживании и ремонте, а так же имел высокую проходимость, которая достигалась за счет малого веса, большого дорожного просвета, и хороших сцепных свойств за счет заднего расположения двигателя. Подвеску у модели была независимая на всех 4 колесах.

ЗАЗ-1102 «Таврия», выпускавшийся с 1987 года, стал первый автомобилем завода с жидкостным охлаждением двигателя. Представлял из себя переднеприводный микролитражный трехдверный хэтчбек. «Таврия» послужила основой для целой линейки автомобилей, выпускавшихся в разных модификациях вплоть до 2011 года.

Первые автомобили ЗАЗ-965 не имели задней передачи, но из-за малого веса, несколько человек могли его приподнять и просто развернуть в нужном направлении.

ЗАЗ-965 фигурирует в мультфильме «Зима в Простоквашино». Особенно знаменателен тем, что его починка происходила внутри квартиры семьи Дяди Фёдора. Так же его можно увидеть во многих советских фильмах, особенно примечательна картина «Три плюс два».

«Ушастым» запорожец стал называться из-за воздухозаборников для охлаждения двигателя, напоминавших оттопыренные уши.

В мультфильме «Тачки 2» в некоторых кадрах можно заметить персонажа, сильно напоминающего ЗАЗ-966.

ЗАЗ в Росси представляет официальный дистрибьютор ЗАО «ЗАЗАВТОРУС». Официально к нам поставляются модели ЗАЗ Вида и ЗАЗ Шанс. Оба автомобиля предлагаются как в кузове седан, так и в исполнении хэтчбек. Автомобили позиционируются как недорогие, но надежные и неприхотливые в обслуживании, соответствующие европейскому уровню. Модель Vida является братом-близнецом Chevrolet Aveo, а Chance, в свою очередь, приходится родственником Chevrolet Lanos – обе модели имеют изначально корейское происхождение, и в прошлом носили имя Daewoo.

Материалы: http://blamper.ru/auto/zaz/wiki/vse-marki-i-modeli/istoriya-marki-zaz-3879

3 ≫

Несмотря на ряд неизлечимых «болезней», следствие ошибок конструкторов и вмешательство военного заказчика, «горбатый „Запорожец"» ждала счастливая судьба культового автомобиля.

Начало его истории положил переход Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) с 401-й модели на 402-ю. С самыми благими намерениями новую модель сделали просторнее и динамичнее, но она оказалась и существенно дороже. В ответ активные граждане Союза завалили Минавтопром письмами с просьбами разработать новую «супермалолитражку», которая заняла бы место «Москвича-401».

Для решения этой задачи заводские КБ и автомобильные институты предложили несколько оригинальных разработок, однако все они имели те или иные недостатки. В конце концов, на оригинальность махнули рукой и снова обратили внимание на западные модели. Прототипом будущего «Запорожца» стал Fiat 600 - одна из самых удачных и популярных европейских малолитражек. Ее главной особенностью была заднемоторная компоновка, давшая рекордную компактность и простоту конструкции.

Ошибкой будет считать, что ЗАЗ-965 - копия Fiat 600. Общность двух авто ограничивается компоновкой и стилем дизайна. Первое важное отличие - подвеска. Передняя подвеска у «Запорожца» - на продольных рычагах системы «Порше» (как на «Жуке» компании Volkswagen и ранних моделях Porsche), а задняя хоть и повторяет конструкцию Fiat 600, но имеет иные демпфирующие элементы. В модели ЗАЗ была редкая технологическая изюминка: одинаковые переднее и заднее стекла.

Двигатель - полностью отечественная разработка. Он-то и стал главной головной болью будущих владельцев «горбатых». Военные непременно хотели унифицировать «Запорожец» по мотору с разрабатывавшейся параллельно «амфибией» ЛуАЗ-967 (основным заказчиком выступало министерство обороны). Перепробовав и отметя мотоциклетные 2-цилиндровыс, 2- и 4-цилиндровые оппозитные двигатели, остановились на довольно экзотической схеме 4-цилиндрового V-образного двигателя с воздушным охлаждением. На автомобиле-амфибии он располагался спереди и работал стабильно. А вот на «Запорожце» мотор, размешавшийся сзади, был склонен к перегреву, да и шумность оказалась великоватой для гражданской машины. Отчасти ненадежность компенсировалась ремонтопригодностью мотора: его можно было практически в любых условиях полностью разобрать, даже снять цилиндры.

Сначала предполагалось, что «горбатый» будет делаться на МЗМА, поэтому первые образцы носили обозначение «Москвич-444» и «Москвич-560». Затем под новую машину решили реконструировать запорожский «Коммунар», до того выпускавший сельскохозяйственную технику. Производство двигателя отдали Мелитопольскому моторному заводу (МсМЗ).

Несмотря на «болезни» двигателя, покупатели встретили «Запорожец» с распростертыми объятиями. Многие свойства авто снискали ему добрую память: живучая подвеска, высокая проходимость (за счет хорошей загрузки ведущих колес), простая конструкция, хорошее качество. При том, что выпуск ЗАЗ-965 завершился в 1969 г., даже 20 лет спустя машину можно было часто встретить на дорогах.

В 1963 г. появился модернизированный ЗАЗ-965А с двигателем увеличенной мощности.

Сейчас «горбатый», с одной стороны, служит предметом анекдотов, с другой - объектом культа. Он популярен у коллекционеров и тюнеров, выбирающих его как основу для автоэкзотики. В этом смысле роль ЗАЗ-965 в бывшем СССР весьма похожа на роль «жука» в Германии или того же Fiat 600 в Италии.

Материалы: http://shikoshlir.com/zaz-avtozavod-zaz-istorija-zavoda-avtomobili-zaz/zaz-965-istorija-sozdanija-avtomobilja-kult.html


Back to top