Как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля

1 ≫

Для автомобиля важна работоспособность каждой составляющей детали. Это относится не только к механическим элементам, но и электронным. А основой всего электропитания машины является аккумулятор. Именно поэтому необходимо подобрать оптимальный вариант, который идеально подойдет к конкретному автомобилю.

Выбор аккумулятора — непростая задача для новичка, включающая массу нюансов. Но с ней сталкиваются многие автомобилисты, ведь регулярная замена этого элемента проводится каждые 5 лет. Именно поэтому стоит подготовиться и узнать основные нюансы об аккумуляторах, дабы подобрать подходящий вариант для своих задач.

Типы аккумуляторов

Для начала необходимо определиться с типами аккумуляторов, используемых в автомобиле. Принцип действия у них приблизительно схож, поэтому разделяют их по другим параметрам. Основным типом классификации отмечают разделение по обслуживанию, где отмечают:

Первый тип не так распространен, но отличается большой возможностью ремонта. При необходимости в нем можно заменить поврежденные банки, поэтому такой аккумулятор можно спасти даже после короткого замыкания. Хороший вариант, но имеет короткое время работы.

Второй тип — малообслуживаемые батареи. Они наиболее распространены и характеризуются минимальным вмешательством человека в работу. Они не поддерживают замену банок, однако в них можно доливать и заменять электролит, если его плотность снижается.

Необслуживаемые типы редко используются, хотя сейчас их популярность повышается. Они вовсе не подлежат ремонту или вмешательству и применяются лишь при полной исправности. Хотя некоторые умельцы способны заменять в них электролит посредством дрели, это не соответствует нормальной эксплуатации устройства.

Каждый тип аккумулятора имеет свои преимущества и недостатки. Обслуживаемый вариант отличается невысокой стоимостью и возможностью самостоятельного ремонта. Однако за это автомобилист расплачивается:

Поэтому его приобретение нежелательно, ведь срок работы существенно ниже других вариантов. Обслуживаемый аккумулятор лучше использовать лишь как временное решение, предпочитая ему другие модели.

Малообслуживаемые модели являются средним вариантом между длительностью работы и обслуживанием. Хотя в них нельзя заменять банки, замена и доливка электролита в них допускается. Длительность их службы существенно превышает обслуживаемые модели, а стоимость немного выше.

Последний вариант стоит использовать тогда, когда нет времени заниматься автомобилем. Необслуживаемые модели имеют существенный срок службы, превосходящий все предыдущие модели. Об их работоспособности не стоит беспокоиться несколько лет. Но цена на такие модели довольно высоки.

Выбор между этими вариантами сугубо индивидуален, что зависит от финансовых возможностей, требований к аккумулятору и других нюансов.

Основные характеристики при выборе

Есть несколько основных характеристик аккумулятора, что стоит учитывать при его выборе. Они позволят подобрать подходящую модель для своего автомобиля, полностью соответствующую ему по техническим возможностям. Среди таких характеристик отмечают следующие:

Первый фактор считается наиболее важным и напрямую влияет на возможности аккумулятора. Емкость — это количество электричества, которое способна отдать батарея при длительной разрядке. Чем выше емкость аккумулятора, тем дольше он способен работать без подзарядки. Это особенно актуально при высоком потреблении во время простоя, а также при поломках генератора.

Если на автомобиле установлен комплекс электронных приборов вроде электропривода, аудиосистемы, сигнализации и прочего, то рекомендуется брать аккумуляторы с большой емкостью. Это снизит риск разрядки батареи при высоком потреблении.

Габариты также важны, что зависит лишь от доступного пространства в автомобиле. Если под капотом место сильно ограничено, то нужно сверяться с размерами корпуса для установки батареи. Определить требуемые размеры достаточно просто, для этого можно замерить свободное пространство в будущем месте установки или же прочесть габариты на прошлом аккумуляторе.

Тип клемм — менее распространенный критерий, с которым знаком далеко не каждый автомобилист. Так как рынок аккумуляторов начал наполняться различными моделями со всех уголков мира, возникли определенные проблемы в их совместимости с автомобилем. Отмечают три типа клемм: японские, американские и европейские.

Представленный рисунок позволит разобраться в разновидностях клемм. Первый вариант европейский, а второй – японский. Они отличаются лишь размерами, конструкция у них идентична. Третий же вариант — американский, который существенно отличается от других по типу соединения.

Последний пункт, который стоит учитывать при выборе аккумулятора — полярность. Хотя это не особо важно, но существует прямая и обратная полярность на подобных устройствах. Стандартно плюс расположен слева, а минус — справа, что свидетельствует о прямой полярности. Если минус расположен слева, то полярность обратная.

Это основные технические характеристики аккумулятора, которые стоит учитывать при приобретении. Не стоит забывать и о типе устройства, что также влияет на конструкцию. Но это далеко не все факторы, которые стоит учитывать при выборе модели. На это влияет и масса других нюансов, о которых пойдет речь дальше.

Как выбрать аккумулятор

При выборе аккумулятора на свой автомобиль нужно руководствоваться не только его техническими характеристиками. Используя представленные здесь советы, можно легко выбрать подходящую модель для своего автомобиля.

Перед приобретением устройства необходимо учесть следующие факторы:

  • технические характеристики автомобиля;
  • наличие электрооборудования в нем;
  • условия эксплуатации;
  • рекомендованные производителем автомобиля аккумуляторы;
  • ориентированную стоимость устройства.

Все эти факторы позволят определиться с требованиями и начать ориентироваться в огромном ассортименте аккумуляторов. Технические характеристики и наличие электрооборудования существенно влияют на рекомендованную емкость батарей. Условия эксплуатации также дают дополнительную нагрузку на возможности аккумулятора, что особенно актуально в холодных регионах.

Последний же фактор, на котором стоит основывать покупку — это финансовые возможности. Стоимость аккумуляторов различна и варьируется в больших пределах, что зависит от характеристик устройства, а также от производителя.

Учитывая эти факторы, выбор аккумуляторной батареи для автомобиля будет довольно прост. Важно лишь сопоставить необходимые технические характеристики, подобрать подходящий по цене вариант и удостовериться в его исправности.

Производители аккумуляторов

Хотя технология работы аккумуляторов практически не изменяется, их качество существенно варьируется у разных производителей. Поэтому стоит учитывать, что приобретение товара проверенных производителей будет куда более надежным вложением денег, нежели покупка «неизвестного» варианта.

Оптимальными вариантами для приобретения среди АКБ являются производители Bosch и Varta. Они предоставляют хорошее качество и гарантию на свою продукцию, а их имя известно по всему миру. Но они ставят высокую цену за такое качество, из-за чего многим автомобилистам попросту не по карману приобретать их продукцию. АКБ премиум класса надежны и безопасны, но их стоимость крайне высока по отношению к среднему сегменту.

Если говорить о батареях среднего ценового сегмента, то отмечают следующие неплохие варианты:

Что касается отечественных производителей, многие рекомендуют продукцию Тюменского аккумуляторного завода. Все эти варианты достаточно неплохи, обладают своими преимуществами и недостатками. Продукция таких производителей относится к стандартному классу качества, поэтому имеет умеренную цену и отличается неплохими характеристиками.

Батареи среднего качества способны прослужить до трех лет в зависимости от условий эксплуатации и других факторов. Разница между ними несущественна, так как самыми важными факторами при питании автомобиля является емкость батареи и напряжение. Если оба параметра в норме, а аккумулятор подключен и нормально заряжается, то его другие особенности несущественны.

Для лучшего ознакомления с аккумуляторами и нюансами их выбора рекомендуется посмотреть это видео. Здесь доходчиво описаны все особенности, которые стоит учитывать при выборе этого устройства, а также другие важные моменты в данном процессе:

Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2484

2 ≫

Необходимость замены аккумулятора рано или поздно настигает каждого водителя. В основном этот момент наступает в период холодов, когда низкая температура окончательно выводит из строя старую батарею. Существует два возможных плана действия. Первый подразумевает срочное обращение на станцию техобслуживания, второй – самостоятельный выбор и замену аккумулятора. Сделать это гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд. Как выбрать аккумулятор для авто правильно? Какие параметры наиболее важны?

Перед покупкой автомобильной аккумуляторной батареи (как ее еще называют – АБ, или АкБ) необходимо внимательно изучить предложение, сложившееся на рынке. Основной критерий для выбора – емкость батареи. Что же это за параметр?

Под емкостью подразумевается количество энергии, которую способен накопить аккумулятор за время полной подзарядки и которая затем будет расходоваться при длительном разряде (в случае длительной работы или севшего генератора). Емкость батареи измеряется в ампер-часах (А/ч) и указывается на корпусе АБ.

Следует учесть – генератор в машине рассчитан на работу с определенным количеством вырабатываемого тока. При установке АкБ более мощной, чем нужно, время подзарядки генератора увеличится, что может привести к его регулярной недозарядке, а затем и скорой «смерти». Поэтому так важно подбирать аккумулятор, подходящий под конкретную модель автомобиля. При этом емкость новой батареи должна быть на 2-5 А/ч больше, чем у предыдущей.

Общие рекомендации можно представить таким образом:

Внушительный запас емкости позволяет дольше крутить стартер при запуске холодного двигателя, а также подключать больше устройств. В случае солидной «начинки» машины, включающей в себя кондиционер, сигнализацию, продвинутую аудиосистему и т. д., следует дополнительно накинуть еще 5-10 «лишних» А/ч. То же самое нужно сделать, если автомобиль регулярно используется в условиях минусовых температур.

Несмотря на то что емкость считается наиболее существенной характеристикой АкБ, нужно учитывать еще и такие параметры:

1. Напряжение. Ориентироваться нужно на следующее:

  • 6-вольтные АК практически не используются, иногда их можно встретить на очень легкой мототехнике;
  • 12 В – наиболее распространенный вариант, подходящий преобладающему количеству мотоциклов, легковушек, автобусов, а также использующийся на грузовых машинах с бензиновыми двигателями;
  • напряжение в 24 В актуально для военной техники и тяжелых грузовиков с дизельными двигателями, помимо этого – для трамваев и троллейбусов. Иногда для достижения нужного значения напряжения применяются две параллельно соединенные батареи, напряжение каждой из которых составляет 12 В.

2. Габариты (ширина, высота, длина). Определить этот параметр очень легко, измерив свой старый аккумулятор. Важность размера батареи обусловлена тем фактором, что под нее в авто выделяется ограниченное пространство.

3. Полярность. От нее зависит расположение электродов. Следует ориентироваться на обозначения «+» и «-», указанные на корпусе батареи. Полярность бывает всего двух видов:

  • прямая – при взгляде на АкБ со стороны наклейки с названием знак «+» оказывается слева;
  • обратная – слева оказывается знак «-».

4. Стартовый ток. Иначе этот параметр именуется пусковым током. Стартовый ток находится во взаимосвязи с емкостью батареи и применяется для ее тестирования на соответствие стандарту. Параметр обозначает максимально возможный ток, поступающий от аккумулятора без снижения напряжения на клеммах менее 9 В на протяжении полуминуты при температуре -18 С. Следует убедиться, что пусковой ток приобретаемой батареи не ниже, чем у заменяемой. Как правило, АкБ, «дружащие» с дизельными моторами, имеют больший стартовый ток (батарея емкостью 55 А/ч для бензинового двигателя характеризуется показателем в 255 А, тогда как аналогичный аккумулятор для «дизеля» рассчитан на 300 А).

Обязательно необходимо придерживаться рекомендаций производителя авто. Если он советует устанавливать определенный тип аккумулятора, стоит прислушаться.

Все АкБ разделяют на несколько групп исходя от степени «самостоятельности» батареи, которая, в свою очередь, зависит от материала изготовления электродов. Существует три наиболее популярных вида аккумуляторов:

  1. Обслуживаемые (сурьмянистые). Необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и добавлять дистиллированную воду. Аккумуляторы поддаются ремонту: в случае короткого замыкания можно поменять банки.
  2. Малообслуживаемые (малосурьмянистые). Характеризуются невысокой требовательностью к электрическому оборудованию и хорошей выносливостью. Устойчивы к глубоким разрядам. Добавка воды осуществляется каждые полгода-год.
  3. Необслуживаемые (кальциевые). Отличаются очень хорошими токовыми свойствами, не склонны к «выкипанию» и практически не подвержены саморазряжению. Срок службы таких аккумуляторов составляет 4-7 лет. Главный недостаток – невозможность ремонта, при этом цена на батарею выше, чем на остальные виды.

Часто обслуживаемые сурьмянистые батареи уже не устанавливают на автомобили: их место заняли более современные и практичные АБ.

Малосурьмянистые аккумуляторы наиболее популярны среди владельцев автомобилей. Такие батареи хорошо подходят для легковушек отечественного производства. При минимальной стоимости АкБ обеспечивают хорошую работу в условиях нестабильного напряжения бортовой сети.

Кальциевые АкБ очень требовательны и должны использоваться в почти идеальных условиях при стабильно работающей бортовой сети. Слово «необслуживаемый» не следует понимать буквально: минимальный уход все же нужен. Понадобится время от времени контролировать плотность электролита: зеленый цвет индикатора означает норму, красный – указывает на пониженное значение и необходимость замены аккумулятора. Также потребуется следить за герметичностью корпуса, отслеживать чистоту дренажных отверстий, устранять течи и обрабатывать корпус и отсек АБ щелочным составом. Чаще всего кальциевые батареи устанавливают на иномарки класса выше среднего, так как в этих автомобилях гарантируется стабильность электрооборудования.

АкБ разделяются по типу заводской поставки. Они бывают:

  1. Сухозаряженные. После покупки батареи ее нужно будет подготовить к использованию: залить электролит, пропитать на протяжении 20-60 минут и зарядить.
  2. Залитые. Аккумулятор изначально готов к немедленной эксплуатации. Никаких дополнительных манипуляций проводить не требуется.

Большинство водителей сходится на том, что лучше покупать залитую батарею, так как ее установка не требует лишних затрат времени и усилий.

Сухозаряженные АкБ актуальны, если планируется хранить аккумулятор на протяжении 3-5 лет. Следует учесть, что хотя основные свойства батареи останутся неизменными, через год хранения она потеряет сухозаряженность. Вследствие этого возрастет время, необходимое для зарядки аккумулятора после заливки и пропитки электролита: вместо 3-4 часов потребуется около 6-10 часов.

Купить хороший автомобильный аккумулятор может даже водитель-новичок. Главное, убедиться, что новая батарея «понравится» машине.

Материалы: http://kakvybrat.su/avtomobilnyj-akkumulyator.html

3 ≫

Через 3-4 года ежедневной эксплуатации автомобиля практически каждый автолюбитель сталкивается с необходимостью замены аккумулятора. Ситуация обостряется глубокой осенью – во время наступления первых холодов. Ведь теплым летом даже подсевшая батарея способна прокручивать легковращающийся вал стартера.

Перед тем, как рассматривать новые аккумуляторы для автомобиля и какой лучше выбрать, следует разобраться со старой батареей. Возможно, пришло время, через которое необходимо менять старый источник энергии на новый. А возможно, случилось следующее:

  • изделие просто разрядилось (напряжение заряженной батареи – 12,6-12,7 В) и его следует зарядить специальным устройством;
  • понизилась плотность электролита: необходимо замерить ареометром – должна быть не менее 1,25-1,27 г/см3;
  • произошла сульфатация пластин (пластины покрываются большим слоем сульфата свинца и перестают пропускать ток) – можно вылечить с помощью специального зарядного устройства с режимом десульфатации;
  • упал уровень электролита в банке – необходимо долить дистиллированной воды.

Также следует проверить, исправен ли генератор автомобиля. Для этого необходимо измерить напряжение на клеммах АКБ при работающем двигателе – оно должно быть в пределах 13,8-14,5 В. Не лишним будет проверить, есть ли утечки тока на какие-либо источники при стоянке авто, исправен ли стартер и не окислены ли клеммы силовой проводки.

Неопытный автолюбитель легко может запутаться в ассортименте современных аккумуляторных батарей. Значительно облегчить ситуацию можно классифицировав многообразие источников электроэнергии на три вида:

  1. Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом.
  2. EFB (Enhanced Flooded Battery).
  3. AGM (Absorbed Glass Material).

Традиционные «жидкие» батареи состоят из шести банок, в которых находятся свинцовые пластины и жидкий электролит. Дабы свинец не осыпался с пластин, их дополнительно упрочняют. В зависимости от упрочняющего материала источники энергии данного класса принято делить на несколько подвидов:

  • малосурьмянистые (свинцово-сурмяные электроды);
  • кальциевые (свинцово-кальциевые электроды);
  • гибридные (электроды «+» – свинцово-сурмяные, «-» – свинцово-кальциевые).

Малосурьмянистые источники тока

Решая вопрос, как выбрать АКБ для автомобиля, следует иметь в виду, что малосурьмянистые батареи имеют маркировку Sb на этикетке. Данные изделия отлично противостоят глубоким разрядам. Модели принадлежат к классу обслуживаемых, поскольку имеют съемные крышки для доступа к банкам с электролитом. Вместе с тем, малосурьмянистые экземпляры требуют частого обслуживания и обладают такими недостатками:

  • интенсивное испарение электролита;
  • низкая устойчивость к саморазрядам;
  • малый пусковой ток;
  • малая емкость.

Кальциевые источники энергии

Кальциевые батареи относятся к классу необслуживаемых, поскольку в их конструкции не предусмотрен доступ к емкостям с электролитом. Крышки таких моделей наоборот имеют специальные лабиринтные каналы для сбора конденсата электролита. Это отнюдь не является минусом изделия, поскольку аккумуляторы данного вида склонны к минимальному испарению токопроводящей жидкости. К числу положительных характеристик кальциевых АКБ следует причислить:

  • большую емкость;
  • высокие пусковые токи;
  • добавление серебра в структуру электродов;
  • малый саморазряд при хранении.

Не лишены изделия данного класса и минусов. В частности они не переносят глубокие разряды. А 3-4 разряда приводят к потере емкости аккумулятора на 80 %. Не порадует автовладельцев KIA Rio и цена на батареи типа Ca/Ca.

Гибридные батареи

Изделия, таящие в маркировке словосочетание типа «Hybrid battery» или надпись в виде Sb/Ca, относятся к классу гибридных, имеющих усредненные электротехнические характеристики. Батареи малообслуживаемы и устойчивы к глубоким разрядам. Останавливаясь на выборе традиционных аккумуляторов для автомобиля и выясняя какой лучше из них выбрать специалисты рекомендуют отдать предпочтение именно гибридным источникам.

Батареи AGM

В изделиях типа Absorbed Glass Material электролит удерживается в микропористом стекловолокнистом материале, уложенном между пластинами. Свободный объем микропор служит для процесса замкнутой рекомбинации газов, благодаря которому водород и кислород удерживаются внутри конструкции.

На таких моделях нередко можно заметить надпись Start-Stop. И не зря, ведь семейство AGM аккумуляторов часто встречается на автомобилях Jaguar F-Pace с системой Старт-Стоп и рекуперативным торможением. В наборе достоинств:

  • высокий пусковой ток;
  • устойчивость к глубоким циклическим разрядам;
  • долговечность;
  • возможность работать в любом положении.

EFB батареи

Enhanced Flooded Battery – модели с технологией влажного электрода. Электроды здесь покрыты пленкой из специального микроволокна. Это препятствует возможности осыпания материала с пластин, что, как и в случае с AGM, позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. В отличие от Absorbed Glass Material, электролит здесь жидкий.

Следует отметить, что батареи типа AGM и EFB в ближайшем будущем вытеснят традиционные изделия с жидким «электролитом». Пока ограничивающий фактор – слишком высокая цена на модели прогрессивного класса: они в 2-2,5 раза выше стоимости «традиционок».

Размер

Автопроизводитель выделил специальное место батарее – будь-то в моторном отсеке или в багажнике. Размеры ниши жестко фиксированы, значит и с габаритами «коробки» прогадать нельзя. У большинства европейских автомобилей искомый габаритный размер – 242х175х190 мм.

Конфигурация клемм

На большинстве европейских автомобилей клеммы стандартизированы и легко умещаются в специально отведенных выемках на батарее. Этого нельзя сказать про другие авто, например азиатские. Клеммы последних часто не умещаются в отлитом квадрате «коробки-европейки», а вот азиатский типоразмер им кстати.

Полярность

Перед тем, как выбрать АКБ для своего автомобиля, обязательно необходимо удостоверится в расположении отрицательного и положительного полюсов. Ежели этого не сделать, длины проводов может не хватить для подключения клемм к источнику электроэнергии с иной полярностью.

Страна происхождения

Российские и европейские методики контроля работоспособности электробатарей существенно различаются. Европейские требования значительно жестче, значит и качество гарантируемых характеристик заведомо немного лучше.

Дата производства

Покупать следует тот «коробок», который пролежал на полке магазина не более 6 месяцев.

Номинальная емкость

Регламентируется величиной отдаваемой энергии заряженной АКБ при разряде в течение 20 часов. Емкость фиксируется в Ач. Например, аккумулятор емкостью 60 Ач в течение 20 часов должен выдавать ток 3А.

Отдать предпочтение стоит той величине емкости, которая у старой батареи. Можно даже чуть больше – генератору это не навредит, а вот на морозе лишних сил «коробке» добавит.

Пусковой ток

Номинальное значение пускового тока также можно посмотреть на старой батарее. Чем этот показатель выше, тем легче изделию прикуривать стартер.

Гарантия

С позиции гарантийного обслуживания отдавать предпочтение следует тем устройствам, срок гарантии которых не менее двух лет.

В процессе выбора не стоит забывать о следующих советах:

  • если была установлена AGM, то и заменять надо на батарею с адсорбированным электролитом;
  • выбрав определенную модель, следует попросить продавца проверить ее нагрузочной вилкой: напряжение не опускается ниже 9 В и со временем начинает расти – такое изделие можно смело брать;
  • купив изделие, стоит обязательно его полностью зарядить.

Отечественному автомобилисту предоставлена возможность выбирать продукцию среди большого количества моделей из стран СНГ, Европы и Азии. Огромная численность моделей, львиный разрыв в ценовом соотношении – тут способен запутаться даже опытный автолюбитель.

Анализируя тематику, какой фирмы выбрать аккумулятор для автомобиля, уместным будет обратиться к рейтингу АКБ . Здесь специалисты рекомендуют не отдавать предпочтение новичкам и аутсайдерам. В целом же ситуация с брендами выглядит следующим образом:

  • фаворитом рынка считаются модели немецкого происхождения – компании Bosch. Они надежны при любой температуре, качественны и долговечны;
  • качественный аналог моделям Bosch – изделия концерна Varta. Этим изделиям не раз присваивались награды в виде лучшего соотношения цены и качества;
  • фору лидерам-иностранцам способны дать батареи Тюменского аккумуляторного завода. Tyumen Battery обладают отличными электротехническими характеристиками, обслуживаемы и имеют вполне демократичный ценник;
  • крепкими середнячками считаются батареи от компаний Зверь, Topla, Exide, Medalist, АКОМ, Mutlu.

Технологии AGM и EFB по силам фаворитам рынка – Bosch и Varta. Неплохие AGM делают Banner и Exide.

  • Будущее за батареями AGM и EFB. Среди традиционных свинцово-кислотных аккумуляторов предпочтение следует отдавать гибридным моделям.
  • При выборе АКБ следует обращать внимание на размеры, конфигурацию клемм, полярность, дату производства, емкость, пусковой ток, гарантию.
  • Выбранную батарею необходимо обязательно проверить нагрузочной вилкой: напряжение не менее 9 В после 5-10 секунд, можно смело брать.
  • Фавориты рынка Bosch, Varta и Tyumen Battery.

Обсуждение: 2 комментария

Если не доверяете продавцу, то порядок действий следующий. Меряем нишу под аккумулятор, где бы она не была. Потом определяем полярность. Помните, что на неевропейской машине могут отличаться не только форма клемм, но и их расположение. Теперь можно идти в магазин.

Посоветую никогда не брать гелиевые Варту или Бош на отечественный автомобиль. Лучше взять обычный АКБ такого же типа, что и был до этого, но с запасом около 10% по емкости.

  • Автоправо (18)
  • Альтернатива 4 колесам (10)
  • Анонсы (14)
  • Винтаж (1)
  • Обслуживание (61)
  • Тест-драйвы и отзывы (55)
  • Тюнинг (12)
  • Шины и диски (21)
  • Эксплуатация (49)

© 2017 autobann.su // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

© Все тексты авторские и являются интеллектуальной собственностью владельца. Убедительная просьба не использовать материал на сторонних ресурсах без согласования с автором.

Материалы: http://autobann.su/kak-vybrat-akb-dlya-avtomobilya.html


Back to top