Как вытягивают кузов автомобиля: советы и рекомендации

1 ≫

Вытяжка кузова является весьма сложным процессом, который обычно выполняется после ДТП, когда все искажения геометрии кузова автомобиля устраняются при помощи оказания противоположного усилия полученному во время аварии.

Что нужно для вытягивания повреждений?

Для исправления повреждений такого характера всегда используются специальные инструменты, которые могут вернуть в прежнее состояние любую часть автомобиля, это гидравлические и винтовые домкраты, которые можно применять на:

  • проемах дверей,
  • капоте и крышке багажника,
  • проемах лобового и заднего стекла.

То, сколько стоит вытяжка кузова всегда зависит от метода работы, но иногда отремонтировать машину после незначительного столкновения, например, неудачной парковки, можно и своими руками.

Чтобы выполнить рихтовку своими руками методом нагрева , нужно вооружиться:

  • резиновые или металлические молотки разного веса;
  • средства для защиты – перчатки, очки;
  • источник тепла – горелка или фен.
Вытягивание кузова

Как это работает?

Выравнивание формы кузова при помощи домкратов должно происходить в несколько этапов:

  1. Демонтаж всех деталей, которые каким-либо образом мешают проведению ремонта и доступу к местам повреждений.
  2. Установка кузова автомобиля на специальные опоры.
  3. Установка гидравлического домкрата и определение угла воздействия.
  4. Запуск вытяжки. Во время проведения процесса вытягивания всегда очень важно выполнять замеры специальной кузовной линейкой и сравнивать показатели по контрольным точкам первичного чертежа корпуса.
  5. Во время вытягивания механики также «постукивают» молотком по всем перекосам и сгибам металла, что помогает придать корпусу первичную форму.
  6. В случаях, когда с первого раза так и не удалось вытянуть детали в прежнее положение, производится повторное вытягивание с передавливанием, в таком положении все оставляют на сутки для «привыкания» металла. Если повреждения очень масштабные, то вмятину могут вытягивать сразу два или три домкрата.

Такой метод может подразумевать использование вакуума в тех случаях, когда вогнутая часть сохранила целостность лакокрасочного слоя, он позволит избежать необходимости делать «косметику». Он может обойтись дороже, но учитывая, сколько стоит покраска машины, такая вытяжка все же дешевле.

Места для установки оборудования для вытягивания кузова

Не исключено и использование обратного молотка, но здесь покраски не избежать. Метод работает так:

  1. К погнутому участку приваривается зацепной крючок из толстой проволоки.
  2. К крючку цепляется обратный молоток, которые ударами будет вытягивать металл в изначальное положение.
  3. Когда процесс успешно завершен, зацепки срезаются, а кузов проходит шлифовку и покраску.

Иногда для установки обратного молотка может просверливаться отверстие для зацепки, в которое продевается гайка с шайбой. После завершения отверстие обрабатывают шпатлевкой или заваривают.

Еще одним способом ремонта корпуса является вытягивание с применением газовой горелки, в основном его используют для осадки вытянувшегося металла и разравнивания складок. Здесь работать нужно очень осторожно, держа горелку на расстоянии, иначе есть риск прожигания корпуса.

Обратите внимание, что вытяжка должна быть своевременно закончена. Это означает, что все работы вы должны завершить одновременно с полным остыванием поверхности, иначе он может вернуться в неправильное положение.

Стенд для рихтовки автомобиля

Самым популярным же среди приспособлений для устранения деформаций автомобильного корпуса является специальный стенд:

  1. На него устанавливается кузов и закрепляется струбцинами в четырех точках для надежной фиксации – в точках соединения пола автомобиля с порогами.
  2. Подбираются подходящие захваты исходя из локации повреждений. Затем они крепятся на автомобиль, и устанавливается правильный угол вытягивания.
  3. Запускаются гидравлические домкраты, которые выполняют предварительную вытяжку корпуса. После этого производятся контрольные замеры, при необходимости процесс повторяют.
  4. Далее выполняется рихтовка корпуса.

Также заслуживает внимания и самый простой способ ремонта деформаций – демонтаж испорченной детали с применением усилителя, который 6-миллиметровым сверлом пройдет по периметру сварочного шва и отделит часть корпуса от корпуса. Его рихтуют и приваривают на место.

Если ремонту подвергается весь кузов, то нужно предотвратить проседание дверей путем подставки под передние и центральные стойки специальных козелков в том количестве, сколько потребуется для надежной опоры.

Для каждого вида деформации могут применяться различные методы вытяжки и рихтовки, при этом все они направлены на сокращение масштабов вмешательства в целостность кузова. Поэтому предпочитаемым способом вытяжки считается работа с корпусом автомобиля на стенде или использование домкратов. Маленькие же вмятины порой можно ликвидировать своими руками бытовым феном, используя нагревание.

Материалы: http://okuzove.ru/remont-kuzova/vytyazhka-kuzova-avtomobilya-svoimi-rukami.html

2 ≫

Кузов автомобиля по праву считается самой дорогостоящей его деталью и это особенно актуально, когда дело доходит до серьезных восстановительных работ. По тем или иным причинам детали кузова иногда требуют рихтования, при этом металл вытягивают и выстукивают. Для этого есть много методов, которые подробно описаны в рассматриваемом материале. Некоторые из них можно осуществить своими руками в гаражных условиях, для других нужно специализированное оборудование и особая технология сложного вытягивания кузова.

К необходимости рихтовальных работ приводят мелкие аварии и прочие неосторожности водителя. На поверхности кузова появляются мелкие вмятины, портящие общий внешний вид автомобиля. При этом лакокрасочное покрытие может оставаться невредимым, просто нарушается геометрия поверхности кузова. Такие повреждения наиболее просты в ремонте, для восстановления не нужны сложные инструменты и дорогостоящее оборудование. Чаще всего мелкие вмятины легко можно исправить своими руками и обойтись без дорогостоящих услуг специализированных сервисов.

Более серьезного вытягивания требует кузов автомобиля, который побывал в серьезной аварии. В таких случаях своими руками мало что можно исправить, и требуется сложное оборудование и специальный инструмент. При этом некоторые элементы кузова нередко приходится заменять новыми деталями. Те места, которые можно вытянуть без потерь жесткости и прочности, возвращаются к прежней форме.

Еще один фактор, который со временем приводит владельца автомобиля на рихтовальный сервис – это естественное нарушение геометрии кузова. Этот дефект заключается в изменении расстояний между контрольными точками, которые установлены производителем для каждой конкретной модели. Такая работа не может осуществляться своими руками, так как нужны не только специальные инструменты, но и вытягивающее оборудование, которое имеется не у каждого профессионала.

Технология вытягивания элементов кузова автомобиля включает в себя несколько распространенных методов, среди которых можно отметить следующие:

  • вытягивание нагревом;
  • выправка небольших участков инструментами обратного действия;
  • вытягивание на стендах с использованием компьютерного управления.

По всем этим методам можно найти видео, которое поможет наглядно понять суть процесса. Первые два метода легко осуществляются своими руками, причем не требуются особые инструменты и оборудование. Последний метод реализуется только на специализированных станциях технического обслуживания, которые укомплектованы вытягивающими стендами, при этом каждый стенд рассчитан лишь на несколько марок автомобилей.

Один из наиболее эффективных методов рихтования незначительных повреждений – это оттяжка металла с прогреванием. Осуществляется она своими силами с использованием сварочного инвертора. Растяжка металла проводится после прогрева поврежденного участка – так материал становится более податливым, будет легче избежать образования трещин и прочих дефектов. Перед началом работ понять суть процесса поможет видео с примером такой операции.После прогрева для выравнивания используется вполне стандартный инструмент – резиновые и металлические молотки разного веса. Нарушенный участок постепенно выстукивается ими до нормальной формы.

При этом следует учитывать, что растяжка должна быть завершена своевременно, то есть металл к окончанию работ должен остыть, а иначе он может деформироваться и вновь испортить геометрию поверхности.

Этот метод можно условно разделить на два типа. Первый заключается в том, что для работы используется вакуумный инструмент, а второй тип предусматривает использование обратного молотка. Оба метода работают по схожему принципу, а понять процедуру можно, просмотрев видео по этой теме.

Технология рихтовки вакуумным инструментом заключается в следующем. К поврежденному участку металла закрепляется инструмент с присосками и физическими усилиями вмятина вытягивается до нормального положения.

Этот метод часто применяется в тех случаях, когда на месте повреждения осталось целым лакокрасочное покрытие, так как вытягивание присосками позволяет сохранить краску и избежать косметического ремонта.

Если используется обратный молоток, то покрасочных работ не избежать. Технология вытягивания вмятины этим способом такова – к поврежденному участку привариваются зацепные крючки из проволоки, к ним, в свою очередь, подсоединяется обратный молоток, и металл ударными усилиями вытягивается до нормального положения. После этого зацепы срезаются, а кузов шлифуется и красится.

Еще один способ вытянуть вмятину с помощью обратного молотка – сверление отверстия. В это отверстие продевается резьбовой наконечник инструмента, а с другой стороны надевается шайба и закручивается гайка. После выравнивания отверстие шпатлюется или заваривается. Следует отметить, что этот метод будет затруднительно выполнить в тех случаях, когда нет доступа к месту повреждения с обеих сторон. Все эти техники требуют осторожности и определенного опыта, поэтому предварительно нужно просмотреть несколько видео с разными вариантами подобной рихтовки.

Самый сложный кузовной ремонт – это растяжка на стендах, для чего используется не только специальный инструмент, но и сложное оборудование. Почти всем процессом вытягивания управляет робот, который программируется предварительно человеком. Растяжка на стендах применяется в тех случаях, когда кузов требует капитального ремонта или восстановления заводской геометрии.

Для вытягивания на стендах кузов фиксируется специальными приспособлениями и на определенных точках, на которые требуется создать воздействие, закрепляются оттягивающие цепи или рычаги. После этого практически все делает компьютер – по предварительным измерениям, которые характеризуют степень нарушения геометрии, оборудование настраивается на такое воздействие, которое возвращает все контрольные точки на свои места.

Дополнительно при стендовом вытягивании могут использоваться и ручные инструменты в виде молотков или рычагов. Ручная выправка применяется в тех местах, где невозможно закрепить оттягивающие приспособления. Таким образом, кузов восстанавливается до прежнего состояния комплексно, а как это выглядит на практике, можно понять после просмотра нескольких видео, которые показывают возможные варианты вытягивания кузова.

Интересное по теме:

Сейчас сервис по вытягиванию вмятин без покраски распространен, в каждом городе по несколько точек есть. А вот несколько лет назад это была проблема. Лет шесть назад я попала в небольшую аварию, на переднем крыле моей «десятки» получилась вмятина размером с футбольный мяч, но краска вся осталась целая. Жила в маленьком городке, ближайший сервис по вытягиванию этих вмятин в 200 км. Мне посоветовали одного умельца, который вручную выбивает вмятины. И действительно, с помощью молоточка, и каких то ещё пару нехитрых приспособлений часа за три-четыре он убрал вмятину. Краска абсолютно не повредилась, никаких сколов, следов от вмятины не осталось вообще. Проездила на этом авто ещё четыре года, краска сохранилась.

Как специалист могу сказать, что каждый метод по своему хорош. По долгу службы вправляли такое, что клиент уходил с глазами по полтиннику. Вряд ли дома можно сделать это так же качественно, как в сервисе, но если руки оттуда растут — дерзайте!

Мне вытягивал кузов один умелец, после такого аварии. Машина была сантиметров на пять короче. Он в своем гараже растяжками растянул машину и каждые несколько часов вытягивал ее. Потихоньку, помаленьку, привел ее в божеский вид. Так, что умеючи вполне возможно это сделать самому, при минимуме инструмента. В сервисе сделали бы конечно быстрее, но и намного дороже.

Материалы: http://autokuz.ru/kuzovnoy-remont/kak-vytyagivayut-kuzov-avtomobilya.html

3 ≫

Здрав­ствуйте доро­гие чита­тели блога kuzov.info!

Эта ста­тья будет инте­ресна нович­кам в кузов­ном ремонте, инте­ре­су­ю­щимся про­цес­сом вытя­ги­ва­ния кузова авто­мо­биля после ава­рии.

Мы рас­смот­рим неко­то­рые моменты, извест­ные для про­фес­си­о­на­лов, но непо­нят­ные для нович­ков.

Итак, перед ремон­том повре­ждён­ного кузова авто­мо­биля, важно вни­ма­тельно осмот­реть и понять логику повре­жде­ний. Что и куда сме­сти­лось, что можно отре­мон­ти­ро­вать, а что нужно менять. Нужно опре­де­лить, изме­нены ли гео­мет­ри­че­ские пара­метры кузова. При ударе в перед­нюю или в зад­нюю часть авто­мо­биля, могут быть повре­ждены соот­вет­ственно перед­ние или зад­ние лон­же­роны. При боко­вых уда­рах может сме­ститься боко­вая стойка кузова, а также порог и пол. Пол­ная кар­тина будет видна, после раз­бора кузова, сня­тия повре­ждён­ных пане­лей, ради­а­то­ров, фар и пр.

Ремонт начи­на­ется с поста­новки «на место» всех сило­вых эле­мен­тов, вли­я­ю­щих на гео­мет­ри­че­ские пара­метры кузова. Даже если какие-то из сило­вых эле­мен­тов тре­буют замены, их, всё равно, нужно вытя­нуть и, насколько воз­можно, вер­нуть «гео­мет­рию» кузова до нуж­ных раз­ме­ров. Это вер­нёт точки креп­ле­ний эле­мен­тов, тре­бу­ю­щих замены на свои места.

Для пони­ма­ния того, куда и насколько сме­сти­лись сило­вые эле­менты кузова, для изме­ре­ния гео­мет­ри­че­ских пара­мет­ров при­ме­ня­ются раз­лич­ные изме­ри­тель­ные системы.

Чаще всего, в усло­виях гараж­ных мастер­ских и неболь­ших авто­сер­ви­сах при­ме­няют линейки для изме­ре­ния гео­мет­рии кузова, а также про­стые рулетки.

Рулет­кой не все­гда удобно поль­зо­ваться, так как на пути двух точек, между кото­рыми нужно изме­рить рас­сто­я­ние, могут быть раз­лич­ные пре­грады (осо­бенно в мотор­ном отсеке). Изме­ри­тель­ная линейка поз­во­ляет сде­лать замеры доста­точно легко (см. ста­тью о изме­ре­нии гео­мет­рии кузова).

Важно про­ве­рить диа­го­нали чашек амор­ти­за­то­ров и мест креп­ле­ния под­вески к кузову. Эти пара­метры вли­яют на выстав­ле­ние раз­вала-схож­де­ния колёс.

Для того чтобы вытя­ги­вать сило­вые эле­менты кузова, а также, в целом, про­из­во­дить вытя­ги­ва­ю­щие опе­ра­ции, кузов­щики при­ме­няют ста­пель. Ста­пель пред­на­зна­чен для жёст­кого креп­ле­ния кузова и после­ду­ю­щего вытя­ги­ва­ния его повре­ждён­ных эле­мен­тов. Креп­ле­ние обычно про­из­во­дится за отбор­товки поро­гов. Это нужно, чтобы авто­мо­биль не дви­гался вме­сте с вытя­ги­ва­е­мым эле­мен­том.

Мно­гие гараж­ные мастера кузов­ного ремонта обхо­дятся без при­ме­не­ния ста­пеля. Для этого в гара­жах исполь­зуют забе­то­ни­ро­ван­ные петли, кото­рые рас­по­ла­га­ются по пери­метру гараж­ного пола. Они слу­жат как для вытя­ги­ва­ния кузова (к ним цеп­ля­ется лебёдка или гид­рав­ли­че­ская стяжка), так и для фик­са­ции авто­мо­биля цепями с обрат­ной сто­роны вытя­ги­ва­ю­щего уси­лия. Если вытя­ги­ва­ется перед, то при­вя­зы­ва­ется цепями к пет­лям зад авто­мо­биля, если вытя­ги­ва­ется зад, то при­вя­зы­ва­ется, соот­вет­ственно, перед­няя часть. Также, исполь­зуют упоры, при при­ме­не­нии боко­вого вытя­ги­ва­ю­щего уси­лия.

Чаще, всё же, при­ме­ня­ется ста­пель. Гараж­ные мастера кузов­ного ремонта при­об­ре­тают ста­пели, при­год­ные для при­ме­не­ния в неболь­ших мастер­ских, а также копи­руют и изго­тав­ли­вают кон­струк­ции завод­ских ста­пе­лей, а также соби­рают само­дель­ные ста­пели, при­ду­ман­ные само­сто­я­тельно. В круп­ных авто­сер­ви­сах при­ме­ня­ются ста­пели плат­фор­мен­ного типа.

  • Прин­цип вытя­ги­ва­ния повре­ждён­ного эле­мента в том, чтобы при­ло­жить уси­лие в направ­ле­нии, про­ти­во­по­лож­ном силе удара при ава­рии.
  • В про­цессе вытя­ги­ва­ния необ­хо­димо про­сту­ки­вать складки на металле, обра­зо­ван­ные при дефор­ма­ции. Реа­ли­зу­ется это сле­ду­ю­щим обра­зом: вытя­ги­ва­ю­щее уси­лие вырав­ни­вает эле­мент и потом про­цесс как бы при­оста­нав­ли­ва­ется, после про­сту­ки­ва­ния, вытя­ги­ва­ние воз­об­нов­ля­ется, и складка металла раз­рав­ни­ва­ется.
  • Суще­ствует такое поня­тие, как «пере­тяжка». Смысл в том, чтобы пере­тя­нуть повре­ждён­ный эле­мент немного больше, чем нужно, так как он всё равно немного вер­нётся.
  • Отштам­по­ван­ный металл, можно ска­зать, имеет «память». То есть, все дефор­ми­ро­ван­ные детали кузова нахо­дятся в напря­же­нии. Задача кузов­щика сни­мать эти напря­же­ния, вырав­ни­вая повре­ждён­ные эле­менты и «помо­гать» металлу вер­нуться в исход­ное состо­я­ние.
  • Ино­гда, при вытя­ги­ва­нии сило­вых эле­мен­тов кузова, при­ме­няют нагрев . Это помо­гает вытя­нуть непо­дат­ли­вые участки. Не реко­мен­ду­ется делать на высо­ко­проч­ной стали сило­вых эле­мен­тов, так как это зна­чи­тельно её ослаб­ляет.
  • Также, ино­гда, при­хо­дится делать над­резы, чтобы осла­бить непо­дат­ли­вые складка.

Также можете про­чи­тать ста­тью о вырав­ни­ва­нии кузова авто­мо­биля, где подробно рас­смат­ри­ва­ются тех­но­ло­гии ремонта кузова.

Гид­рав­ли­че­ская рас­тяжка при­ме­ня­ется в кузов­ном ремонте для вытя­ги­ва­ния мето­дом выдав­ли­ва­ния. Суще­ствуют раз­лич­ные гид­рав­ли­че­ские рас­тяжки, даю­щие раз­лич­ное уси­лие от 4-х тонн и выше. При­ме­ром при­ме­не­ния этого при­спо­соб­ле­ния можно назвать вытя­ги­ва­ние боко­вых стоек кузова, выдав­ли­ва­нием изнутри салона. Можно выправ­лять сме­щён­ные в сто­рону лон­же­роны. А также, выправ­ле­ние дефор­ми­ро­ван­ных двер­ных про­ёмов и про­ёмов лобо­вого и зад­него стё­кол. Обычно мастера-кузов­щики при­об­ре­тают набор, вклю­ча­ю­щий в себя несколько видов удли­ни­те­лей раз­ной длины, насадки, саму рас­тяжку и гид­рав­ли­че­ский насос, но можно купить каж­дый эле­мент отдельно.

Гид­рав­ли­че­ская стяжка дей­ствует как преды­ду­щий девайс, но наоборот, стя­ги­вает. Может при­ме­няться для вытя­ги­ва­ния, как аль­тер­на­тива лебёдки.

Для непо­сред­ствен­ного креп­ле­ния цепи от вытя­ги­ва­ю­щего устрой­ства (лебёдки или стяжки) к повре­ждён­ному эле­менту при­ме­ня­ются раз­лич­ные кузов­ные захваты.

Ино­гда при­ва­ри­вают метал­ли­че­ские петли и пла­стины с пет­лями в местах, где невоз­можно при­ме­нить кузов­ной захват, либо при отсут­ствии спе­ци­аль­ных захва­тов.

Неко­то­рые совре­мен­ные кузов­ные захваты имеют само­за­жим­ную кон­струк­цию. При добав­ле­нии вытя­ги­ва­ю­щего уси­лия, захват сжи­ма­ется силь­нее, что предот­вра­щает его выскаль­зы­ва­ние.

Как было ска­зано выше, при изме­ре­нии «гео­мет­рии» кузова важно про­ве­рить рас­по­ло­же­ние чашек амор­ти­за­то­ров. Изме­ря­ются диа­го­нали отрез­ков от цен­тров верх­них бол­тов креп­ле­ния стоек к бол­там креп­ле­ния крон­штей­нов капота к кузову. Также, про­ве­ря­ются диа­го­нали рас­сто­я­ний между цен­трами бол­тов обеих чашек кузова.

При сме­ще­нии чашек амор­ти­за­то­ров при­ме­ня­ется спе­ци­аль­ное при­спо­соб­ле­ние. Оно поз­во­ляет вытя­ги­вать чашку в любом направ­ле­нии.

После вытя­ги­ва­ния всех сило­вых эле­мен­тов и замены повре­ждён­ных дета­лей кузова, не под­ле­жа­щих вос­ста­нов­ле­нию, при­ме­ря­ются лице­вые панели кузова. Если все сило­вые эле­менты вытя­нуты пра­вильно и все места креп­ле­ний встали на свои места, то все зазоры лице­вых пане­лей кузова должны быть ров­ными и оди­на­ко­выми с обеих сто­рон авто­мо­биля.

Все двери, капот и крышка багаж­ника должны закры­ваться без зна­чи­тель­ных уси­лий и не заде­вать за сосед­ние панели кузова. О том как отре­гу­ли­ро­вать зазоры на авто­мо­биле можете про­чи­тать здесь.

Нерав­но­мер­но­сть зазо­ров может пока­зать, что и куда недо­тя­нуто или пере­тя­нуто. Зазоры, таким обра­зом, дают инфор­ма­цию о том, пра­вильно ли вытя­нут кузов.

Под­водя итог можно ска­зать, что при нали­чии необ­хо­ди­мых, не самых доро­го­сто­я­щих инстру­мен­тов и устрой­ств, а также зна­ний и опыта можно вытя­ги­вать слож­ные повре­жде­ния кузова авто­мо­биля даже в усло­виях гараж­ной мастер­ской. Опыт, конечно же, имеет нема­ло­важ­ное зна­че­ние. При недо­ста­точ­ном опыте лучше начи­нать вытя­ги­вать ава­рий­ные кузова, име­ю­щие неболь­шие сме­ще­ния сило­вых эле­мен­тов.

Не менее высо­кого мастер­ства тре­бует рих­то­ва­ние повре­ждён­ных пане­лей кузова. Овла­дев базо­выми при­ё­мами рих­то­ва­ния, можно выправ­лять доста­точно слож­ные повре­жде­ния. О спо­собе рих­то­ва­ния вмя­тин при помощи рих­то­воч­ного молотка, под­держки и кузов­ной гла­дилки читайте в дру­гой ста­тье.

Материалы: http://kuzov.info/vityagivanie-kuzova-avtomobilya/


Back to top