Руководство по замене и ремонту насоса гидроусилителя руля своими руками

1 ≫

ГУР предназначен не только для того, чтобы облегчить автолюбителю управление транспортным средством, но и для смягчения ударов при езде по отечественным дорогам. Такой элемент, как насос гидроусилителя руля, является одним из основных, определяющих нормальную работу узла в целом. Подробнее о признаках неисправности и нюансах ремонта вы можете узнать ниже.

Назначение и особенности конструкции

Гидроусилитель представляет собой закрытую гидравлическую систему, основные элементы которой таковы:

  • насос ГУР;
  • расширительный бак, в котором находится расходный материал;
  • контроллер, регулирующий давление насоса;
  • управляющий элемент;
  • силовой цилиндр.

Насос ГУР является основным узлом в конструкции рулевой системы. Благодаря этому узлу обеспечивается перекачка гидравлического масла из расширительного бачка по магистралям, которая впоследствии расходится по кольцу. В зависимости от автомобиля, основными типами используемых узлов являются пластинчатые либо шиберные механизмы. Как показывают отзывы, такой принцип работы позволяет обеспечить минимальный износ деталей и поверхностей. Однако у узлов такого типа есть и недостаток — подшипниковые элементы изнашиваются чаще, в результате чего автовладельцу приходится ремонтировать ГУР своими руками.

Устройство и обозначение элементов насоса

Уровень давления в таких системах достаточно высокий — он составляет около 150 бар максимум. Согласно принципу работы данный узел начинает работать в результате воздействия на него ремня, крутящего генераторное устройство, а также помпу.

Следует отметить, что устройство насоса гидроусилителя руля, будь то система MSG или любая другая, предусматривает наличие зазоров в конструкции, определенных производителем. Обычно эти зазоры должны составлять около 0.005-0.01 мм. В том случае, если зазор начнет увеличиваться, это может привести к снижению уровня давления на небольших оборотах, то есть руль может стать тугим. Основными элементами, определяющими нормальный принцип работы системы, являются шкив насоса ГУР, а также редукционный клапан насоса ГУР.

Признаки и причины неисправностей

По каким причинам системы MSG или другой марки может загудеть и свистеть и как проверить узел? В целом пластинчатые системы представляют собой узел с высоким ресурсом эксплуатации. Но если в использовании агрегата были допущены ошибки, это может привести к гудению и прочим поломкам.

Основные неисправности насоса MSG или любого другого такие:

  • произошла течь масла, его уровень в магистралях снизился;
  • масло менялось достаточно давно и уже потеряло все свои особенности и характеристики;
  • в магистрали или механизмы системы попали посторонние предметы или примеси;
  • масло перестает двигаться по системе, может произойти перегрев механизма (автор видео — канал Своими Руками).

Чтобы не пришлось ремонтировать свой ГУР, всегда нужно следить за уровнем расходного материала в системе. Кроме того, ремонт насоса ГУР можно избежать путем регулярной диагностики магистралей на предмет целостности.

Итак, почему гудит система, мы разобрались, теперь рассмотрим основные признаки неисправности:

  1. При езде на небольших оборотах приходится прикладывать больше усилий для поворота руля. Когда обороты увеличиваются, эта необходимость пропадает.
  2. Во время поворота руля появляются сторонние звуки.
  3. Под днищем автомобиля и на элементах силового агрегата могут проявляться потеки от гидравлического масла.
  4. Во время движения может проявляться свист подшипникового устройства.

Перед тем, как отремонтировать, нужно проверить насос. Если внешняя диагностика показала неисправность узла, его нужно поменять либо произвести ремонт.

Инструкция по замене и ремонту насоса

Проверяться механизм может в домашних условиях. Возможно, ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками будет включать в себя только замену износившегося подшипникового элемента. Нередко причиной появления поломок является образование воздушных пробок в магистралях узла, поэтому в первую очередь необходимо прокачать гидравлику и избавиться от пробок.

Итак, как осуществляется переборка и замена насоса гидроусилителя руля в домашних условиях:

  1. Сначала нужно немного ослабить болт, фиксирующий сам насос к скобе, для этого используется отверстие, расположенное на шкиве. Необходимо полностью выкрутить стопорную гайку устройства натяжителя и произвести демонтаж ремешка.
  2. С помощью шприца и трубки нужно выкачать расходный материал из расширительного бачка. Чтобы жидкость максимально вышла из системы, в процессе можно проворачивать рулевое колесо в разные стороны.
  3. Затем необходимо немного ослабить хомут на патрубке, идущем от бачка, этот участок магистрали можно демонтировать.
  4. После этих действий выкрутите болт, фиксирующий патрубок высокого давления, который идет от устройства в систему. Затем можно демонтировать осевой винт, фиксирующий узел к скобе и вместо него установить отвертку. Выполнив это, можно выкрутить гайку, фиксирующую шкив устройства.
  5. Далее, нужно потянуть сам насос вверх, после чего извлеките его и положите на подготовленное для этого место. С корпуса механизма следует убрать всю пыль и подтеки. Используя специальный съемник, необходимо демонтировать стопорное кольцом подшипникового элемента.
  6. Затем можно открутить болты, фиксирующие заднюю крышку. Осторожно и без усилий подденьте ее с помощью отвертки и демонтируйте, при этом следите за тем, чтобы лопасти ротора не выпали. Извлеките сами лопасти и положите их на бумагу, при этом бумажки желательно заранее пронумеровать, в противном случае вы можете допустить ошибки во время сборки.
  7. Затем демонтируйте пластину и все компоненты, которые находятся под ней. Теперь вам необходимо выбить вал, для этого аккуратно постукивайте по нем молотком или отверткой.
  8. С вала узла необходимо выпрессовать подшипниковый элемент. Если он износился, произведите его замену на новый.
  9. Произведите диагностику элементов системы на наличие дефектов и повреждений, очистите все поверхности от пыли. По мнению специалистов, такая очистка позволит снизить зазоры и увеличит ресурс эксплуатации узла в целом. Процедура сборки осуществляется в порядке, обратном демонтажу. Перед сборкой проверьте сальник, уплотнительные резинки, если состояние шайб плачевное, замените их.

Видео «Самостоятельный ремонт насоса гидроусилителя на Chevrolet Aveo»

На примере автомобиля Chevrolet Aveo вы можете ознакомиться с процедурой ремонта насоса системы ГУР (автор видео — канал Chevrolet Aveo).

  • Поиск неисправностей ГУР и способы их устранения
  • Знакомимся с ГУР и ЭУР: разница в управлении автомобилем
  • Почему гудит гидроусилитель руля и как решить эту проблему?

Комментарии и отзывы

  • Иван Иванович Баранов

    Опыт работы на СТО:

    Посмотреть все ответы

    Avtozam.com - ваш помощник в ремонте и обслуживании авто

    Использование вами данного веб-сайта означает ваше согласие с тем, что вы используете его на свой страх и риск.

    Материалы: http://avtozam.com/elektronika/eby/nasos-gidrousilitelya-rulya/

  • 2 ≫

    Дата публикации: 26 апреля 2016 .

    Гидроусилитель руля (или сокращенно ГУР) – это элемент рулевого управления, предназначенный для уменьшения силы воздействия человека на поворот рулевого колеса. Благодаря этому устройству жизнь автолюбителей за последние несколько десятков лет заметно облегчилась. Помимо того что ГУР позволяет прилагать минимум усилия для вращения руля, он также улучшает маневренность автотранспортного средства, в результате водитель чувствует себя более комфортно.

    Как и любая другая деталь машины, гидроусилитель может выйти из строя. Починить его можно как в автосервисе, так и самостоятельно. В отличие от установки электрики и таких вспомогательных элементов, как парктроники или сигнализация, ГУР требует большого опыта в подобных ремонтных работах. Поэтому если вы не уверены в своих силах лучше обратиться к специалистам, ну а если ваши навыки позволяют заниматься такими работами, то можно смело приступать к ремонту. В первую очередь необходимо убедиться, что проблема заключается именно в гидроусилителе.

    Существует несколько признаков, исходя из которых можно сделать вывод, что пришло время заняться гидроусилителем:

    • Если вы заметили, что туго крутится руль с гидроусилителем. Причем происходит это на холостом ходу, а при увеличении оборотов проблема исчезает.
    • Когда при вращении рулевого вала вы слышите неприятный свистящий звук (скорее всего, свистит ремень гидроусилителя).
    • Начали свистеть подшипники.

    Выход из строя ГУР чаще всего связан с проблемами в гидравлике, а точнее, с рабочей жидкостью. Исходя из этого, могло произойти следующее:

    • Из гидроусилителя начала вытекать жидкость, в результате чего упал ее уровень в бачке и трубопроводе.
    • Жидкость долгое время не меняли или использовали некачественный состав.
    • В систему попали посторонние примеси.
    • Жидкость не циркулирует в системе, в результате чего происходит перегрев гидроагрегата.

    Если говорить о механических повреждениях, то наиболее частой проблемой является порванный ремень ГУР или неполадки насоса. Исправить эти поломки можно самостоятельно.

    Для того чтобы натянуть ремень гидроусилителя руля вам понадобятся:

    Перед тем как натянуть ремень гидроусилителя, автомобиль необходимо загнать на яму и затянуть стояночный тормоз. После этого определите, где установлен ГУР. Если двигатель у вашего автомобиля имеет поперечное расположение, снимите переднее колесо со стороны шкивов и ремней. Поднимите авто на домкрате и зафиксируйте его. После этого выполните следующие шаги:

    • Снимите с мотора защитный фартук. Для этого, используя отвертку, удалите все пластиковые клипсы, а потом с помощью торцевого ключа снимите имеющиеся крепежные болты.
    • С помощью фонарика найдите, где крепится ГУР, точнее, его регулировочный болт.
    • Используя накидной ключ, начните потихоньку поворачивать регулировочный болт и крутите его, пока ремень не натянется.
    • Выполните тест на напряжение. Для этого необходимо взяться пальцами за сам ремень (между шкивами), оттянуть его и резко отпустить. Если ремень издал короткий и глухой звук – значит, вы все сделали правильно и натяжение оптимальное. Если вы услышали долгий и высокий «писк» - это свидетельствует о чрезмерном натяжении. В этой ситуации ремень нужно ослабить.

    Если вы слишком сильно натянете ремень ГУР, то вы рискуете вывести из строя подшипники. Лучше придерживаться оптимальной силе натяжения, порядка 5-7 килограмм. Проверить силу натяжения можно и в процессе работы, для этого нужно надавить на ремень посередине с силой равной 3-4 килограммам. Если его длина небольшая, а шкивы расположены недалеко друг от друга, то он должен продавиться на 3-5 миллиметров. В случае, когда расстояние составляет 40-50 сантиметров, он должен продавливаться на 1,5-2 сантиметра.

    Следующая проблема ГУР – это насосное оборудование.

    Этот элемент можно попробовать перебрать, но довольно часто становится проще купить ремкомплект насоса гидроусилителя руля, стоимость которого составляет от 4 000 до 50 000 рублей в зависимости от марки и модели вашего автомобиля.

    Независимо от того используете вы новый насос или хотите отремонтировать старый, до этого элемента еще предстоит добраться. Для этого вам понадобится:

    • ключи на 12, 13, 14 и 24;
    • съемник стопорных колец;
    • 2 медные шайбы, прокладку для заднего кожуха, 2 уплотнительных кольца и сальник. Все это можно заменить готовым рекомплектом;
    • подшипник;
    • емкость и шприц, которые понадобятся для откачки жидкости из гидроусилителя;
    • наждачка и тряпки.

    Также не будет лишним подготовить рабочий верстак, чтобы на нем можно было спокойно разобрать насос. Лучше сразу подстелить для этого картон или полиэтилен. Далее, приступаем к работе, для этого:

    1. Немного опустите осевой болт, который держит насосный агрегат на скобе. Для этого используйте специальное отверстие в шкиве.
    2. Полностью открутите стопорную гайку и снимите ремень ГУР.
    3. Откачайте гидравлическую жидкость с помощью шприца. Для того чтобы масло вытекло полностью необходимо несколько раз повернуть руль в одну и другую сторону до упора.
    4. Найдите хомут, который расположен на шланге, идущем от расширительного бака, и ослабьте его. После этого трубопровод можно снять.
    5. Открутите крепежный болт, который удерживает шланг высокого давления (он будет идти от насоса к системе).
    6. Выньте осевой болт, который крепит насос к скобе и вставьте на его место отвертку или любой другой металлический прут, подходящий по диаметру. Таким образом, вы застопорите шкив.
    7. Открутите гайку, удерживающую шкив насоса.
    8. Вытяните насосный агрегат наружу и положите его на верстак. С помощью тряпок очистите его от грязи и масла.
    9. Используя съемник, уберите стопорное кольцо подшипника.
    10. Открутите болты, удерживающие заднюю крышку. После этого ее можно осторожно снять, используя небольшую отвертку.
    11. Снимите лопасти ротора и аккуратно уложите их в определенном порядке.

    Полезно! Обязательно запомните положение лопастей, пока они еще собраны. После этого подготовьте пронумерованные листки.

    1. Снимите пластину, а также все детали, которые под ней находятся.
    2. Аккуратно простукивая отверткой, выбейте вал.
    3. Выпрессуйте подшипник с вала насоса.
    4. Смените подшипник на новый.
    5. Проверьте остальные детали насосного агрегата. Возможно, вы заметите какие-то дефекты или признаки износа.
    6. Очистите все поверхности от грязи и избавьтесь от шероховатостей с помощью наждачки.

    Полезно! Даже обычная чистка всех элементов насосного агрегата позволяет продлить работу механизма без необходимости замены каких-либо элементов.

    1. Соберите систему в обратной последовательности. При этом не забудьте поменять сальник и уплотнительные кольца.

    Если вы просто меняете насос ГУР на новый, то работы будет намного меньше, но в целях экономии можно попробовать продлить «жизнь» и старого насосного агрегата.

    Если вы хотите приобрести новый насос, то лучше отдавать предпочтение пластинчатым (шиберным) моделям. Они на сегодняшний день пользуются наибольшей популярностью, благодаря долгому сроку эксплуатации и превосходным характеристикам.

    Также причиной поломки ГУР могут быть связаны с попаданием воздуха в систему. Для удаления воздушных пузырей в этом случае необходимо использовать специализированное оборудование, которым может похвастаться далеко не каждый автовладелец. Поэтому в этом случае дешевле будет обратиться в автосервис.

    Мы рассмотрели возможные поломки гидроусилителя, которые можно исправить самостоятельно. Если ранее вы не выполняли таких работ обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашего авто и следуйте инструкциям. Для того чтобы облегчить сборку ГУР лучше подготовить чертеж гидроусилителя, на котором будут помечены все его элементы. Выкладывая каждую деталь на отдельный пронумерованный листок, вы не запутаетесь. Помните, система гидроусилителя напрямую отвечает за управляемость машины, а соответственно и за жизни пассажиров.

    Материалы: http://avto-moto-shtuchki.ru/zapchasti/71-remont-nasosa-gidrousilitelja-rulja-svoimi-rukami.html

    3 ≫

    Самым важным элементом является насос, именно он гонит жидкость по закольцованному трубопроводу. Чаще всего применяются пластинчатые или шиберные насосы. Они достаточно производительны, и практически не подвержены износу. Проблемы могут возникать только с подшипником.

    Как говорилось выше, насосы, используемые в гидроусилителях, достаточно надежные. Но, при неправильной эксплуатации они могут выходить из строя. Также поломкам способствует большой срок эксплуатации, в таком случае сказывается естественный износ деталей узла. Для продления срока службы агрегата необходимо следить за следующими показателями:

    • Своевременная замена жидкости. В процессе эксплуатации она теряет свои технические характеристики. Это приводит к повышенной нагрузке на насос;

    Чтобы избежать проблем с гидроусилителем, обязательно не реже раза в неделю проверяйте уровень жидкости в бачке. Также осматривайте все соединения на предмет повреждений и утечек. Обязательно нужно заменять гидравлическую жидкость в сроки, указанные производителем. Для долива используйте только качественную жидкость, рекомендованную к использованию на вашем автомобиле.

    При неисправности насоса важно своевременно определить проблему и устранить ее. Ведь поездки с проблемным ГУРом могут привести к износу рулевого механизма, и это не говоря о снижении комфорта при вождении. Насторожиться нужно при следующих признаках:

    • При холостых оборотах или на малом ходу возникают проблемы с поворотом руля, его повернуть значительно сложнее. При этом, на больших оборотах проблема исчезает;

    Как только в вашей машине проявится один из этих признаков, нужно провести осмотр гидроусилителя, и принять меры к устранению неисправности.

    Перед разборкой гидроусилителя обязательно нужно проверить наличие воздушных пробок в системе. Часто плохая работа ГУРа происходит именно из-за них. Для их устранения прокачайте гидроусилитель. Если после этого проблема не ушла, то можете смело приступать к демонтажу «гидрача». Производится это действие в следующем порядке:

    • Очищаем запчасть от грязи, важно, чтобы грязь не попала в шланги. Это может усугубить проблему. Снимите ремень привода;

    Для начала следует его осмотреть. В первую очередь обращайте внимание на очаги коррозии. Их следует аккуратно зачистить. Также проверьте исправность подшипника, при попытке пошевелить шкив, вы заметите люфт. Желательно проверить насос на гидравлическом стенде, но далеко не всегда имеется такая возможность. Поэтому, большая часть водителей находит неисправность в процессе разборки. При разборке насоса гидроусилителя будьте осторожны, некоторые его детали достаточно хрупкие. В некоторых случаях не имеет смысла ремонтировать этот узел, но все же распишем процесс разборки:

    • Используя съемник, извлекают стопорное кольцо, удерживающее подшипник;

    Заключение. В современных автомобилях присутствует много деталей, которые облегчают управление, и добавляют безопасности поездкам. Но, за этими элементами нужно правильно ухаживать. А при необходимости, и проводить ремонт насоса гидроусилителя руля своими руками. Благо работа это не сложная. Для ее проведения практически не требуются никакие особые навыки и приспособления.

    Материалы: http://autoflit.ru/2101-remont-nasosa-gidrousilitelya-rulya-svoimi-rukami-vse-mozhno-pochinit.html


    Back to top