Как проверить катализатор на машине

1 ≫

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобиля своими руками. Катализатор (каталитический нейтрализатор) — один из наиболее важных элементов системы выхлопа.

Как проверить катализатор

Парадоксален тот факт, что многие автолюбители даже не знают о таком устройстве, его назначениях, функциях, признаках неисправности. Вопрос же, как проверить катализатор на машине, и вовсе оказывается тайной «за семью печатями». На самом деле, в этом нет ничего сложного.

Назначение

Катализатор устанавливается на всех авто (с дизельными или бензиновыми моторами). Место монтажа — между глушителем и выпускным коллектором. Основная задача данного устройства — снизить объемы вредных веществ в выхлопе исключить дополнительное сопротивление для вырывающихся наружу газов.

Как определить неисправность катализатора ?

Чтобы определиться с необходимостью проверки, важно четко знать симптомы забитого катализатора и своевременно на них реагировать.

К наиболее ярким признакам неисправности стоит отнести:

  • Автомобиль крайне туго набирает скорость, как будто сзади кто-то прицепил якорь. В определенный момент у мотора появляется новый «запал», и он снова начинает работать в обычном для себя режиме;
  • описанная выше проблема появляется не сразу, а с постепенным снижением ограниченной скорости. К примеру, сначала машина с трудом набирает 150 километров в час, после возникают проблемы уже на 120-ти и так далее в сторону снижения;
  • в крайнем случае, мотор и вовсе не может запуститься.

При появлении описанных выше симптомов стоит задуматься, как проверить катализатор и устранить надоедливую неисправность. Это легко объяснить. Подобные признаки, как правило, свидетельствуют о снижении пропускной способности системы выхлопа .

При этом производительность силового узла падает, ухудшается процесс вентиляции цилиндров. Как следствие, двигатель не может захватить необходимый объем воздуха из-за повышенного сопротивления в области катализатора.

Часть выхлопных газов собирается в цилиндрах и не дает подготовленной смеси заполнить всю камеру сгорания. Итог — падение тяти («тупость») автомобиля.

По каким причинам забивается катализатор

Чтобы не допустить проблему в будущем, важно понимать причины «захламления» катализатора.

  • Нарушение работы выхлопной системы и проблемы с двигателем. К примеру, такое возможно, когда мотор начинает «есть масло»;
  • Пропускные ячейки катализатора имеют слишком низкий диаметр. Следовательно, для закрытия существующих отверстий большого времени не нужно;
  • использование топлива низкого качество. В таком случае бензин не успевает сгорать в моторе, а догорает уже в области коллектора. Как следствие, катализатор перегревается и оплавляется;
  • частые поездки по плохим дорогам, что может привести к механическому воздействию (удару) по катализатору.

Особенности проверки катализатора

Теперь, собственно, разберемся, как проверить, забит ли катализатор.

Есть три основных способа проверки катализатора:

1. Самый простой из них — снятие каталитического нейтрализатора и его осмотр на факт явных просветов. Фиксатор устройства зачастую так прикипает, что демонтировать его можно лишь при помощи специальных инструментов, к примеру, той же «болгарки».

Нельзя забывать, что конструкции выхлопных систем (в зависимости от моделей ВАЗ) могут незначительно отличаться, так что определенное время придется потратить и на понимание принципов работы системы.

2. Если спросить у специалиста, как проверить исправность катализатора, то он порекомендует другой способ — проверку на противодавление. В этом случае необходимо измерить уровень давления в системе выхлопа авто.

Реализовать поставленную задачу несложно. Для этого потребуется специальный манометр, который вкручивается вместо датчика кислорода. Напрямую подключить его не удастся, поэтому стоит задействовать специальный переходник.

Номинальное значение давления составляет 0.3 кгс/см2. Измерения должны проводиться при фиксированных оборотах (2500 об/минуту).

Несмотря на все преимущества, данная методика имеет и ряд минусов. В частности, демонтаж датчика для проведения такой проверки — далеко не самая простая задача. Более того, датчики очень крепко прижимаются к выпуску, поэтому для их демонтажа придется помучиться.

3. Третий вариант — наиболее техничный и подразумевает обязательное посещение СТО. В данном случае измерительным устройством выступает мотор-тестер.

Принцип проверки прост. Сначала в место вкручивания свечи зажигания ставится специальный контрольный датчик, фиксирующий давление в системе. Далее снимается осциллограмма, и на ее основе принимается решение об исправности.

Если вы заметили признаки забитого катализатора, то не оттягивайте проблему и проведите необходимые проверки. В противном случае придется мириться со снижением мощности, проблемах с пуском, а иногда и повышенным расходом топлива .

Кроме этого, такой режим работы крайне не желателен для двигателя, ресурс которого снижается в разы. Удачной дороги и конечно же без поломок.

Также советуем почитать

Ну не жадничай, поделитесь статьей в социальных сетях! И оставьте пожалуйста комментарий.

1 коммент. к “Как своими руками проверить катализатор на автомобиле”

Благодаря статье , наконец — то прояснил для себя в чем заключается неисправность катализатора на моем авто . Отлично и толково описано все проблемы связанные с работой катализатора.

Материалы: http://remontavtovaz.ru/avto-sovety/kak-svoimi-rukami-proverit-katalizator-na-avtomobile.html

2 ≫

С каждым годом в мире ужесточаются экологические стандарты. На данный момент в странах Европейского Союза используют автомобили с выхлопом не ниже «Евро-4». В России менее требовательны к экологичности выхлопных газов. Однако даже современная «Лада» и «ГАЗы» оснащаются таким устройством, как катализатор. Что это за элемент? Как он работает? Как проверить исправность катализатора? Обо всем этом и не только – далее в нашей статье.

Итак, что такое катализатор? Данный элемент представляет собой одну из составных частей выхлопной системы. Располагается катализатор перед глушителем, после приемной трубы (если в автомобиле есть резонатор, то перед ним). Полное название устройства – каталитический нейтрализатор. Для чего он служит? Данное приспособление предназначено для снижения токсичности выхлопов отработавших газов. Таким образом, катализатор дожигает вредные вещества, не давая им возможность выйти в атмосферу. Выхлоп становится более чистым и менее вредным для окружающей среды.

Давайте рассмотрим устройство катализатора. Данный элемент состоит из нескольких частей:

Как это все работает? Главный элемент любого катализатора – это блок-носитель. Он изготавливается из керамики. Это самая дорогая составляющая в нейтрализаторе. Внутри элемента (в сердцевине) есть множество сот-ячеек, которые вы можете увидеть на фото ниже. Так выглядит катализатор в разрезе. Через эти соты проходят выхлопные газы. Благодаря им площадь соприкосновения газов с веществами-катализаторами значительно увеличивается. Следующий слой - это теплоизоляция, которая снижает потерю нагрева внутри устройства. Ведь вредные вещества должны дожигаться, а для этого важно достичь максимальную температуру в керамической сердцевине. И, наконец, все это помещено в металлический корпус. Он достаточно толстый, поэтому прогар его, как на глушителе, исключен. Тем более имеется слой теплоизоляции.

Каким образом газы, проходя через катализатор, очищаются от вредных веществ? Все очень просто. Внутри керамического блока имеются вещества-катализаторы. Это палладий и платина, а также родий. Данные вещества способствуют ускорению химических реакций. Таким образом, несгоревшие оксиды углерода преобразуются в углекислый газ, а углеводороды – в водяной пар.

Эффективность работы катализатора достигается только при условии высоких температур, не ниже 400 градусов по Цельсию. Именно поэтому устройство располагается сразу за приемной трубой выпускного коллектора. Однако не всегда можно достичь такой температуры, особенно зимой при старте. Поэтому часть выхлопов не очищается, и проходит сквозь очиститель «вхолостую».

Чтобы увеличить эффективность и ускорить химические процессы, нужно всегда поддерживать высокую температуру в катализаторе. Как этого достичь? Для этого в устройстве устанавливают кислородный датчик. Он считывает нужную информацию о выхлопе, и далее передает сигнал на блок управления. И уже от ЭБУ поступает сигнал на впускной коллектор, где меняется состав топливно-воздушной смеси. Благодаря таким корректировкам электроника автоматически поддерживает нужную температуру внутри катализатора. За счет обогащения воздушной смеси увеличивается нагрев элементов.

Любой нейтрализатор рассчитан на определенный срок эксплуатации. Обычно данные устройства служат 200 тысяч километров. По истечению этого срока внутри сердечника скапливается достаточное количество ненужных веществ, которые забивают его. Как проверить катализатор на машине, не снимая его? Определить это можно по косвенным признакам:

  • Автомобиль начинает перерасходовать топливо.
  • Пропадает тяга.
  • Имеется резкий запах сероводорода.
  • Затрудненный запуск мотора. Причем такое случается даже «на горячую». Причина тому – забитый катализатор. Выхлопным газам трудно преодолеть загрязненную сетку.

Все эти симптомы могут сопровождаться желтой контрольной лампой на панели приборов. Выглядит она так, как на фото ниже.Если на панели приборов загорелся CHECK, а поведение машины изменилось в худшую сторону, это повод задуматься о забитости катализатора.

Причин данного явления всего несколько. Это разрушение каталитического слоя или керамической составляющей либо загрязнение сот сажей. Также нередки случаи, когда ячейки катализатора попросту оплавляются. В разрезе данное явление выглядит следующим образом.Это значит, что элемент забит, и его следует заменить. Такие же симптомы могут быть и у дизельных двигателей, где вместо катализатора используется сажевый фильтр. Не стоит игнорировать эти симптомы.

Суть данного метода заключается в проверке выхлопной системы на противодавление. Как проверить катализатор на забитость? Для этого нам понадобится манометр и переходник. Последний должен быть такого диаметра, чтобы плотно зашел на место кислородного датчика. Итак, выкручиваем лямбда-зонд и устанавливаем туда манометр с переходником. Как проверить катализатор? Заводим двигатель, поднимаем обороты до 2,5 тысячи и смотрим на показания. Нормальное давление должно составлять не меньше 0.34 кгс на квадратный сантиметр. Если уровень меньше, значит, элемент забит.

Таким способом можно проверить катализатор ВАЗ 2170 или любой иномарки. Единственная проблема – трудности при демонтаже кислородного датчика. Нередко он «прикипает» к катализатору. Также необходимо достичь максимальной герметичности соединения. Если выхлоп «сечет», показания будут неточными.

Как проверить, забит ли катализатор? Можно воспользоваться мотор-тестером. Для этого вместо свечи зажигания устанавливают контрольный датчик, который фиксирует давление в системе. Далее на компьютере снимается осциллограмма, на основании которой принимается вывод об исправности катализатора. Метод довольно точный, однако не у каждого под рукой есть мотор-тестер. Часто такую услугу можно заказать на специализированных СТО.

Как проверить катализатор своими руками? Этот метод доступен каждому, но сразу отметим его минусы. У вас непременно возникнут трудности при демонтаже элемента. Часто болты намертво «прикипают», и срезать их можно только болгаркой. Конечно, заменить их можно. Но это дополнительные траты. Сняв элемент, вы увидите состояние сот-ячеек. Если на их поверхности есть следы оплавления, такой катализатор уже непригоден к эксплуатации. Часто взамен его устанавливают обычную проставку или пламегаситель. Так как элемент содержит внутри дорогие металлы, его цена составляет от 500 долларов. Наиболее дешевый выход – монтаж пламегасителя с прошивкой ЭБУ. В блоке «выпиливают» очистительный элемент, чтобы в дальнейшем на панели не появлялась надпись CHECK.

Итак, мы выяснили, как проверить катализатор своими руками, как устроен и работает данный элемент. Смотрите на показания одометра и прислушивайтесь к работе мотора. Если автомобиль довольно старый, непременно удаляйте катализатор – машине будет гораздо легче «дышать».

Материалы: http://fb.ru/article/294655/kak-proverit-katalizator-na-zabitost-poshagovaya-instruktsiya-ustroystvo-i-rekomendatsii

3 ≫

Удаление катализатора в нашей стране пользуется большой популярностью среди автолюбителей. Некоторые из них считают, что катализатор может выйти из строя в неподходящий момент. По мнению других, эффективность работы катализатора серьёзно ухудшается из-за низкого качества нашего топлива, что приводит к падению мощности двигателя. Не менее распространенным является и мнение о том, что удаление забитого катализатора помогает сократить расход топлива. Как проверить, забит ли катализатор?

В большинстве случаев специалисты рекомендуют сначала проверить катализатор и только после этого принимать решение о том, стоит ли удалять его. Нередко демонтаж этого элемента выхлопной системы может привести к появлению ошибки, так как электронный блок управления двигателем относится к этому, как к поломке. Решить проблему можно с помощью банальной перепрошивки ЭБУ. Но, прежде всего, необходимо понять, как узнать, забит ли катализатор. Очень важно тщательно выполнить его проверку. В нашей статье мы также рассмотрим основные признаки забитого катализатора.

Подробнее о том, что такое катализатор и как он работает, написано тут.

  • Самый доступный вариант – снять катализатор и провести его визуальный осмотр. Для того чтобы понять забились ли соты, необходимо использовать источник света. Как правило, снять катализатор бывает очень сложно, поскольку крепежные элементы прикипают достаточно сильно. Лишние хлопоты добавляет и то, что все работы проводятся под машиной.
  • Проверять катализатор можно также с помощью определения количества вредных веществ в выхлопных газах (один из признаков забитого катализатора – повышенное содержание вредных веществ).
  • Измерение противодавления на выпуске (если катализатор действительно забит, сопротивление будет очень высоким, что также влияет на давление).

Автопаб советует применять все приведенные выше методы. Лишь в таком случае можно точно узнать, забит ли катализатор.

Мы решили рассмотреть метод проверки катализатора по текущему противодавлению.

Некоторые специалисты советуют вварить перед катализатором специальные штуцеры, с помощью которых будет осуществлять отбор определенного количества отработанных газов. Желательно использовать резьбовые штуцеры, в которые после выполнения проверки можно вкрутить заглушки (рекомендуется делать их из латуни).

Для того чтобы измерить обратное давление, нужно вкрутить в штуцер тормозную трубку для рассеивания лишнего тепла (длина трубки должна составлять около 40-50 см). На второй конец трубки следует надеть шланг, подсоединить к нему манометр с интервалом измерений до 1 кг/см3. При проведении процедуры шланг не должен контактировать с элементами системы выхлопа автомобиля.

Для получения точного результата необходимо измерять давление во время разгона машины, причем дроссельная заслонка должна быть открыта полностью. Все показатели при увеличении оборотов двигателя нужно записать. Если в определенном интервале оборотов показатель обратного давления с открытой заслонкой составляет выше 0,35 кг/см3, ваша система выхлопа нуждается в улучшении.

Хотя такой вариант действительно позволяет проверить катализатор максимально точно, в реальных условиях далеко не каждый автомобилист может выделить время и средства для того, чтобы вварить штуцера. Поэтому, можно использовать иной метод.

  1. Выкрутить лямбда-зонд, установленный перед катализатором и установить манометр с помощью соответствующего переходника. Переходником может стать обычный шланг, но нужно добиться полной герметичности.
  2. Запустить мотор и записать показания прибора (вы узнаете противодавление на выпуске).
  3. Другой человек должен разогнать движок до 3000 об/мин, а вам нужно записать показания манометра. Затем надо поднять обороты двигателя до 5000 об/мин и снова записать полученные данные (вполне хватает 4-7 сек.).

Существует ещё одно решение:

  • Выкрутить лямбда-зонд, который находится перед катализатором.
  • Вкрутить на его место штуцер.
  • Соединить штуцер с тормозной трубкой.
  • Надеть на её конец резиновый шланг и просунуть в салон автомобиля.
  • Выполнить всё в такой же последовательности, как в первом способе, который мы назвали оптимальным.

Если на панели приборов загорелась лампочка Check Engine, не паникуйте, поскольку это нормальная реакция ЭБУ на отключение лямбды. После установки этого элемента на место лампочка погаснет.

Также хочется отметить, что при проверке катализатора максимум в 0,35 кг/см3 более актуален для машин с доработанным двигателем. Многие специалисты считают, что для обычных моделей вполне приемлемым является результат до 0,5 кг/см3.

После того как вы увидели, что показания манометра серьезно отличаются от оптимальных, необходимо постараться очистить катализатор и промыть его. Если сделать это не удается, выполняется замена этой детали. Поскольку во многих случаях за катализатор приходится отдавать немалые деньги, зачастую принимается решение о его демонтаже.

Узнать о том, что катализатор в скором времени придётся менять или просто выбрасывать, можно с помощью некоторых признаков.

Признаки неисправности катализатора:

  • ухудшение скоростных показателей автомобиля;
  • падение максимальной скорости;
  • появление проблем с запуском мотора;
  • наличие резкого запаха сероводорода.

Распознать симптомы забитого катализатора не очень сложно. Нередко автомобилисты просто не уделяют этому вопросу достаточно внимания. Они просто нажимают сильнее на педаль акселератора, в то время как в забитом катализаторе уже происходит нарушение различных химических процессов.

Основных причины поломки катализатора всего две:

  • разрушение керамической составляющей или каталитического слоя;
  • загрязнение сот сажей либо оплавление сердцевины катализатора, выполненной из керамики.

Если вы заметили даже минимальные симптомы, которые были упомянуты выше, советуем проверить катализатор, причем это лучше сделать как можно раньше.

Нередко автолюбители устанавливают пламегаситель вместо катализатора. Вас также заинтересовала эта тема? Переход по ссылке поможет разобраться во всех тонкостях процесса.

Материалы: http://avtopub.com/proverka-katalizatora-svoimi-rukami-priznaki-zabitogo-katalizatora/


Back to top