1 ≫
-
Обучение дроссельной заслонки – технический термин, с которым совсем недавно пришлось познакомиться владельцам современных транспортных средств. Эта процедура проводится на авто, оборудованных ЭБУ (электронным блоком управления) в случае неустойчивой работы двигателя на холостом ходу по ряду причин, которые будут рассмотрены ниже.
Первые ЭБУ (или контроллеры) начали устанавливаться еще в конце 80-х годов. При этом открытие угла дроссельной заслонки (ДЗ) зависело от сигналов с датчиков и положения педали газа, которое менялось вместе с силой нажатия водителем педали.
Современные авто оборудованы электронными акселераторами, на которых установлены электронные датчики. Именно с них и считываются данные о степени нажатия (угле) на акселератор. Соответствующая информация подается на блок управления. Однако обучение ДЗ проводится и на авто, оборудованных педалями газа, передающими усилие на дроссельную заслонку механически.
В большинстве современных авто европейского, американского и японского изготовления установлены обе системы.
Признаки адаптации дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка в современном виде является одним из последних узлов, подвергшихся электронной модернизации. Вместо механических тяг на ней устанавливается компактный электродвигатель, который служит исполнительным элементом.
Сигнал на него поступает непосредственно с датчика дроссельной заслонки. В комплексе эта система позволяет корректно управлять двигателем, вовремя подавая необходимый объем топливной смеси в камеры сгорания. Признаков, по которым следует приступить к настройке положения дроссельной заслонки, несколько.
Например, при резком отпускании педали газа мотор не выходит на режим холостого хода и глохнет, также может происходить следующее:
- нестабильная работа мотора на холостом ходу;
- значительное «зависание» оборотов в районе отметки в 1,5 тысячи;
- провалы оборотов при наборе мощности;
- загорание на приборной панели табло «CHECK ENGINE»;
- затруднительный пуск при заводке на «холодную»;
- отсутствие отклика при нажатии на педаль газа.
В зависимости от типа двигателя может наблюдаться незначительная потеря мощности, например, у моторов с конфигурацией V8. Также практически всегда увеличивается расход топлива. Особенно часто эти признаки появляются на автомобилях с пробегом 30 тысяч км и более, оборудованных турбонаддувом.
Причины
Наиболее распространенной причиной, при которой следует провести адаптацию, являются последствия обслуживания дроссельной заслонки. В результате эксплуатации в этом узле происходит образование большого количества отложений, поэтому после промывки положение дроссельной заслонки меняется, а ЭБУ продолжает подавать сигналы о ее состоянии до профилактики.
Со временем происходит естественный износ резистивного слоя потенциометра датчика и подвижных элементов дроссельной заслонки, в этом случае после адаптации чаще всего потребуется его замена. Нужно провести обучение в случае внесения изменений в настройку ЭБУ (чип-тюнинг), особенно если произведены операции по увеличению мощности двигателя.
Процедура выполняется с использованием специальных программ на компьютерном оборудовании или без них (строго определенный порядок, который будет рассмотрен ниже) в зависимости от марки авто. Автоэлектрики должны учесть особенности модели, года выпуска, тип установленного ЭБУ на транспортном средстве.
Необходимость обслуживания
Процедуру профилактики не следует проводить при отсутствии очевидных причин. Перед началом нужно внимательно оценить состояние дроссельной заслонки. Если на нем нет явных признаков смолистых отложений и участков закоксования, тогда причина нестабильной работы может крыться в другом.
Также учтите пробег авто. Специалисты рекомендуют прибегнуть к промывке не ранее чем через 100 тысяч км. Но на некоторых авто, например, Форд Фокусе может потребоваться выполнить промывку уже через 30 тысяч км пробега.
Следует знать, как почистить дроссельную заслонку, чтобы достичь желаемого результата. Для этого требуется специальный раствор-очиститель карбюратора, например, Abro Carb & Choke Cleaner или аналогичные средства. Узел нужно обязательно демонтировать, только в этом случае можно достичь максимального эффекта, иначе нагар останется внутри трубок. Рассоедините от дроссельной заслонки все патрубки чтобы получить хороший доступ к входной части узла.
Снимайте нагар деликатно, используя чистую ветошь или мягкую щетку. Не прилагайте излишних усилий, вы можете повредить заслонку. Внутренние элементы покрыты тонким слоем молибдена, который начинающие автолюбители принимают за вредные отложения.
Последствия рьяной очистки могут быть различны, подвижную часть заслонки начнет закусывать или наоборот, в закрытом положении она начнет пропускать воздух. В этом случае без ремонта дроссельной заслонки обойтись не получится.
Обучение дроссельной заслонки холостому ходу
После промывки узла или перепрошивки ЭБУ следует обучить дроссельную заслонку холостому ходу. Для этого выполните следующие условия:
- проконтролируйте напряжение на АКБ при отключенном двигателе, оно должно составлять не менее 12,9 В;
- температура охлаждающей жидкости должна быть в диапазоне от 70 до 100 градусов;
- руль должен находится в нейтральном положении;
- масло в КПП должно быть прогрето;
- все электрические потребители отключены;
- ручка АКПП в положении Р.
Несоблюдение вышеизложенных требований приведет к некорректной работе двигателя, поэтому они обязательны к выполнению. После прогрева двигателя необходимо:
- на 10 секунд выключить зажигание;
- убедиться, что педаль акселератора находится в верхнем положении;
- установить ключ в положение ON на 3 секунды (двигатель не заводить);
- 5 раз в течение 5 секунд нажать до упора педаль газа, в последний раз отпустить ее;
- по истечению 7 секунд нажать до упора педаль газа и дождаться, пока табло «CНЕСK ENGINE» не будет непрерывно гореть;
- выдержав паузу 3 секунды, отпустите педаль газа.
Попробуйте завести авто, попытку допускается повторить неоднократно. При устойчивой работе газаните несколько раз, холостой ход должен вернуться в допустимый диапазон.
Порядок обучения дроссельной заслонки с использованием ПК и автомобильных программ имеет свою специфику, зависящую от марки авто и пр. Поэтому описывать подробно весь процесс не имеет смысла. Но предварительно вам требуется установить на ПК специальное программное обеспечение, например, VAG-COM для группы авто VAG (или другое) и драйвера. Далее следует стандартный для всех порядок соединения:
- включение зажигания;
- соединение ПК с диагностическим разъемом авто информационным проводом;
- запуск ПО на ПК;
- проведение теста;
- получение информации о готовности к дальнейшей работе – надпись: «Адаптер к работе готов».
Следуя специальному алгоритму, вы сможете провести согласование ДЗ и ЭБУ в режимах «заслонка полностью открыта/полностью закрыта» для автомобилей как с электронной, так и механической педалью газа. В этом случае обучение дроссельной заслонки проводится при прогретой машине и соблюдении вышеизложенных требований.
Материалы: http://avto-cool.com/remont-avtomobiley/obuchenie-drosselnoy-zaslonki
2 ≫
-
Значение процедуры адаптации дроссельной заслонки трудно недооценить, при этом далеко не каждый автолюбитель знает, как выполнить данную операцию своими силами.
При работе дроссельного узла любого современного транспортного средства на поверхности дросселя постепенно скапливается множество загрязнений в виде пыли, сажи, масла. Они формируют слой грязи, который делает воздушный зазор между заслонкой и воздуховодом автомобиля меньше установленной нормы. Этот зазор важен для нормального функционирования "сердца" автомобиля, так как благодаря ему обороты холостого хода поддерживаются на необходимом уровне.
При его уменьшении электронный блок управления транспортного средства (компьютер авто) приоткрывает заслонку посредством введения коэффициентов, учитывающих изменения ее сечения. До определенного момента ЭБУ удается поддерживать воздушный зазор на постоянном уровне, но рано или поздно дроссельную заслонку все же придется очищать от грязи. После промывки данного узла обороты двигателя обязательно увеличатся за счет того, что сечение дросселя, освобожденного от загрязняющего слоя, станет больше.
Процедуру возвращения в начальное (заданное производителем) положение заслонки принято называть ее обучением либо адаптацией.
Необходимость в подобной операции, предполагающей приведение к стандартному показателю высоких оборотов холостого хода, возникает не только после промывки дроссельного узла, но и в других случаях, в частности, в следующих:
- после полного разряжения аккумуляторной батареи транспортного средства;
- после замены либо снятия педали акселератора;
- после замены или переподключении электронного блока управления ТС.
Несомненными признаками, сигнализирующими о том, что требуется незамедлительно обучить заслонку, являются далее указанные явления:
- свист при перегазовке;
- неадекватное поведение мотора на холостом ходу;
- нехватка мощности на холостом ходу либо провалы.
Перед началом обучения следует выполнить ряд обязательных условий:
- поездить на автомобиле 10 минут;
- обеспечить напряжение АКБ на холостом ходу не менее 12,9 В;
- прогреть коробку передач;
- колеса ТС должны стоять прямо, руль находится в среднем положении;
- температура двигателя – 70–95 °С;
- все приборы, оказывающие нагрузку на электросеть машины (обогрев стекол, фары и так далее), следует отключить;
- селектор автоматической коробки передач ставят на N или Р.
Адаптацию этих устройств желательно выполнить перед тем, как вы будет обучать холостой ход. Если кабель датчика, посылающего сигнал о положении педали акселератора, отсоединялся, необходимо выполнить следующие действия:
- Полностью отпустить педаль.
- Повернуть в "ON" ключ зажигания, выждать не менее двух секунд;
- Отключить зажигание, выдержать 10 секунд;
- Повторить процедуру по п.2, а после и по п.3.
Описанная процедура (согласитесь, совсем несложная) научит заслонку правильному открытию. А вот для адаптации клапана положению "Закрыто" следует выполнить такие операции:
- Отпустить (полностью) педаль акселератора.
- Ключ поставить в положение "ON".
- Зажигание переключаем в "OFF" и ждем 10 секунд.
- Следим за тем, чтобы на протяжении 10 секунд происходило перемещение рычага клапана (о том, что перемещение имеется, свидетельствует характерный звук).
Теперь можно приступать непосредственно к обучению холостого хода, "вооружившись" секундомером и некоторой толикой терпения. Процедура выполняется так:
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера.
- Двигатель запускается и прогревается до стандартной рабочей температуры.
- Зажигание выключается, в течение 10 секунд никаких действий не производится.
- Зажигание включается (педаль акселератора находится в отпущенном положении), ждем 3 секунды.
- Пять раз подряд выполняются следующие действия: педаль акселератора полностью нажимается и полностью отпускается.
- Через 7 секунд педаль вновь нажимается (полностью) и выдерживается в таком состоянии на протяжении 20 секунд.
- Полностью (и при этом без промедления) отпускается педаль в тот момент, когда перестает мигать индикатор неисправности на панели (он должен гореть ровным светом).
- Затем сразу же, не касаясь педали акселератора, нужно запустить мотор, чтобы он функционировал на холостом ходу.
- Ждем примерно 20 секунд.
После всех озвученных действий разгоняем двигатель (2–3 раза) и убеждаемся в соответствии стандартам угла опережения зажигания и оборотов холостого хода. На этом процедуру адаптации заслонки можно считать завершенной.
Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?
Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить, потому что вам уже знакомо что:
- СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
- Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
- В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти
И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327 , который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите.
Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.
Материалы: http://tuningkod.ru/chip-tuning/drosselnaya-zaslonka/obuchenie-drosselnoj-zaslonki.html
3 ≫
-
Повреждение датчика можно определить по неправильной работе агрегата на холостом ходу, авто самопроизвольно глохнет. Однако не стоит паниковать раньше времени и делать поспешных выводов о поломке двигателя. Такой прибор, как ДПДЗ представляет собой обычный потенциометр, его предназначение заключается в считывании информации с педали акселератора (непосредственно о его положении) и определении угла самой дроссельной заслонки. Без него исключена нормальная работа двигателя. Этот высокоточный датчик, рассчитывает топливную смесь, подаваемую в камеру сгорания.
От датчика положения дроссельной заслонки зависит безупречная работа автоматической КПП, а также момент зажигания. В связи с этим, следует следить за исправным состоянием автомобиля.
Когда датчик положения дроссельной заслонки теряет свою работоспособность, то система считывает неправильные данные. Поэтому начинается увеличение подачи объема топлива и как результат двигатель «заливает».
Если своевременно не решить проблему с испорченным датчиком, можно привести двигатель в неисправное состояние, что огорчает автомобилиста кругленькой суммой вложенной в ремонт двигателя. Вследствие всего этого повышается расход топлива, и увеличиваются затраты на него же.
Найти датчик совсем не сложно, так как он относится к мотору и прикреплен там. Вам необходимо отыскать дроссельный патрубок, именно в том месте закреплен датчик и соединяется с осью дроссельной заслонки.
Выявить источник поломки датчика можно по следующим признакам:
1. Неравномерные обороты двигателя на холостом ходу.
2. Повышенные холостые обороты двигателя (в независимости от его режима работы).
3. В момент разгона транспортного средства возникает задержка в ускорении.
4. Машина едет рывками, иногда происходит подергивание на ходу.
5. Повышенный расход горючего.
6. Плохой отклик при нажатии акселератора.
7. Прекращение работы двигателя при выключении передачи.
8. Регулярно или периодически горит лампа Check Engine.
Какие бы вы признаки не наблюдали, в любом случае не нужно игнорировать их.
В том случае, если вы обнаружили у себя хоть один признак, немедленно проводите диагностику дроссельной заслонки. Этот процесс не сложный, но стоит помнить, что выполнять его следует в определенной последовательности и применяя мультиметр.
Хотелось бы немного уточнить, лампа «Check Engine» уведомляет автомобилиста о повреждении двигателя, а также о проведении профилактических работ и необходимости ремонта. Если после того, как вы включили зажигание, она не перестает тухнуть, значит, система выявила повреждение. Давайте рассмотрим последовательность действий:
· Первым что нужно сделать, это выключить само зажигание и конечно же проверить панель на которой находиться приборы (лампа «check engine» не должна гореть);
· После того, как вы удостоверились, что лампа не горит, выключаем мотор и открываем капот (вам нужно найти массу). Для упрощения процесса измерения вам понадобится мультиметр;
· Приступаем к поиску минуса;
· Отыскав запитывающий провод, необходимо проверить наличие в датчике тока;
· Далее смотрим, чтоб размыкание холостого хода бесперебойно работало. Чтобы это сделать, нужно подсоединить один из проводов измерителя к разъему датчика, а вот при помощи второго изменяем положение заслонки;
· В том случае, если значения устройства меняется, то прибор в порядке, а если показание осталось прежним, то необходимо поменять датчик.
Помимо этих процедур, нужно проводить и дополнительные проверки, дабы в дальнейшем избежать неисправностей:
1. Проверить размыкание контактов холостого хода.
2. Проверить состояние пленочного резистора. Когда на дорожке датчика имеются стертости или разрывы, то блок управления получает неправильные данные.
В том случае, если вы поставили новый датчик, то выполнять дополнительные регулировки не стоит.
Конечно, защитить полностью свой автомобиль от повреждений не получится. Но давайте рассмотрим основные причины, по которым перестает работать ДПДЗ:
1. Износ слоя напыления основы в начале хода ползунка. По этой причине становиться невозможным линейное увеличение возникающего напряжения выходного сигнала.
2. Износ подвижного контакта. Источником, является поломанный наконечник, который способствует задиру и в итоге приводит к выходу из строя остальных наконечников. Несмотря на это, ДПДЗ может и не терять свою работоспособность, до тех пор, пока не произойдет полный износ резистивного слоя. Также следует учесть один нюанс, что при такой поломке не появляются сигналы на приборной доске. Явным признаком может быть нестабильное функционирование на разных режимах.
3. Окисление контактов.
Очень часто можно встретить автомобиль, который оснащен дешёвым пленочно-резистивным датчиком, что часто приводит к быстрой поломке.
Лучшим вариантом для вашей машины будет бесконтактный ДПДЗ, правда стоит он дорого, но работает дольше и эффективней. Принцип действия заключается на магниторезистивном эффекте.
Итак, вот мы и рассмотрели все источники, признаки и способы устранения поломок датчика. Благодаря нашей статье, вы сможете без труда диагностировать и самостоятельно решать данную проблему, без больших финансовых затрат.
Материалы: http://bilety-pdd.com/blog/remont-avtomobilej/kak-vyyavit-povrezhdenie-datchika-drosselnoj-zaslonki-samosto/