1 ≫
-
Бендикс, он же обгонная муфта, является частью стартера. Он имеет зубчатую конструкцию. Задача бендикса на стартере передать вращение только в одном направлении. Зубья так сконструированы, что после запуска двигателя и набора оборотов, бендикс в обратном направлении крутится в режиме холостого хода. Со временем сами зубья и внутренние детали бендикса изнашиваются. Как результат он проскальзывает и перестаёт передавать вращательный импульс двигателю.
Замена обгонной муфты на стартере
Так как оригинальный бендикс достать не так просто, особенно для устаревших моделей автомобилей, важно определить, что именно бендикс виновен в проскальзывании. Возможно, износилось зубчатое колесо, входящее в зацепление с маховиком. Протестировать бендикс можно в сервис-центре.
Народные умельцы придумали оригинальный способ, как проверить эффективность бендикса. Стартер демонтируют и зажимают в тисках за ухо. Подключают его к аккумулятору. Когда стартер раскрутится, упираются в обгонную муфту деревянным бруском (из мягких пород). Если бендикс ещё работоспособен, он начнёт стачивать деревянный брусок. Появятся запах палёного дерева, дымок. Если из-за деревяшки бендикс застопорится, а стартер при этом продолжает вращение, значит бендикс требует замены. Конечно, такой метод диагностики не сертифицирован и выполняется на свой страх и риск.
О неисправности обгонной муфты может свидетельствовать следующий факт: при повороте ключа зажигания в положение «на старт» сам стартер крутится, но двигатель не вращается.
Поэтапная замена бендикса
- На первом этапе необходимо демонтировать стартер. Но перед этим обязательно отсоединяется минусовая клемма от аккумулятора. Затем один провод отсоединяется от разъёма втягивающего реле, а второй откручивается гаечным ключом (чаще «на 13») на стартере.
- Теперь окручиваются крепёжи, удерживающие стартер. В разных моделях авто своя система крепления.
Чтобы добраться до стартера и вытянуть его, возможно, придётся демонтировать другие узлы автомобиля.
- Уже сейчас можно визуально определить состояние зубьев маховика.
- Если мы определились с заменой, разбираем стартер. Для этого откручиваем крепёж крышки стартера. Откручиваем крепёж выхода обмотки стартера на втягивающее реле. Достаём шайбу-скобу.
- Окручиваем оставшийся крепёж и стартер разделяем пополам. Если внутри есть шарик не потеряйте его.
- Раз уж мы разобрали стартер, попутно проверяем другие его узлы, часто выходящие из строя: втулку, щётки, реле и т.д.
- Если требуется, откручиваем втягивающее реле, вынимаем резиновую вставку и шайбу. Достаём сердечник втягивающего реле и оставшиеся детальки. Теперь возможен демонтаж бендикса на стартере.
- Отвёрткой вынимаем из вилки «уши» бендикса.
- Чтобы освободить стопор, опускаем вниз шайбу, поддевая её маленькой плоской отвёрткой. Вместо шайбы может быть стопорное кольцо: в этом случае удобно наставить на него гаечный ключ и лёгкими ударами молотка сбить его вниз.
- Оставшееся стопорное кольцо отвёрточкой или съёмником поддевается вверх и стягивается с вала.
- Всё, бендикс освобождён. Достаём его и устанавливаем новый исправный бендикс.
- Сборка оставшихся деталей осуществляется в обратной последовательности.
Материалы: http://auto-tuner.ru/stati/sistema-pitaniya-zazhiganiya/423-kak-pomeniat-bendiks-startera-svoimi-rykami
2 ≫
-
Стартер это сложный узел, который нужен для запуска автомобиля, он раскручивает маховик который уже в свою очередь начинает крутить сам двигатель. Но стартер не может работать без такого казалось бы малого, но очень важного элемента как — бендикс, он крепится на валу и выполняет очень важную роль. Но про этот малый узел мало кто слышал, еще меньше автомобилистов представляют — как он работает. Хотя многие неисправности связаны именно с ним …
Для начала определение.
Бендикс стартера – это своеобразная шестерня, которая в определенный момент вступает в зацепление с маховиком, раскручивая его, после запуска двигателя эта шестерня уходит. Нужно сказать ее «выход» и зацепление контролирует втягивающее реле (про него я напишу в других статьях).
Если сказать простым языком, то это усовершенствованный узел зацепления, это конечно не совсем шестерня, а целый механизм.
По сути, стартер это обычный электрический двигатель, причем достаточно мощный. У него только одна задача, раскрутить двигатель при старте. Постоянно он не может находиться в зацеплении с мотором, после его пуска он должен отключаться. Бендикс находится на валу стартера, он если хотите, блуждает вперед и назад, в нужный момент его двигает в зацепление втягивающее реле, бендикс зацепляется с маховиком стопорится — начинает работать как обычная шестерня. То есть передает крутящийся момент от электрического двигателя мотору.
В двигателе происходит сжатие топливной смеси, благодаря стартеру, ведь именно он на начальном этапе толкает поршни, в верхней точке происходит воспламенение, и двигатель запускается! В этот момент, бендикс выходит из стопора, и его затягивает обратно втягивающее реле.
МЫ поняли — что эта шестерня ходит по валу и в нужный момент стопорится. Но как это происходит, за счет чего.
Тут тоже достаточно просто – шестерня имеет верхнюю и нижнюю часть. Сверху находятся шлицы, а вот снизу обычный цилиндр, который окружает обойма. Вокруг нижней располагаются ролики, которые в обычном положении ни как не воздействуют на этот цилиндр, но после того как шестерня вступает в зацепление с маховиком, вал стартера начинает вращаться — от этого ролики начинают сходиться к центру и стопорят вал, таким образом шестерня жестко сидит на валу — передает вращение на маховик! Нужно отметить — что вращение происходит только в одну сторону, в другую не пускают ролики и прижимные пружины.
После запуска двигателя уже маховик крутит бендикс, а поэтому ролики начинают расходиться (им помогают пружины, которые находятся рядом), шестерня выходит из клина, просто вращается на валу. После ее затягивает втягивающее реле. Как мне кажется, очень простой принцип действия.
НУ что ребята, лично я сам в далеком прошлом, когда у меня была еще ВАЗ 2101, впервые столкнулся с неисправностью бендикса. Проявлялось это как — крутите вы ключ зажигания, а ничего не происходит, то есть зацепление проявляется, но мотор не раскручивается. Это неисправность называется — проскальзывания верхней части.
Как я уже писал, он должен крутиться только в одну сторону, но от времени, ролики или прижимные пружинки изнашиваются, не происходит клина при зацеплении – бендикс начинает прокручиваться и в другую сторону! То есть он свободно вращается на валу.
Многие мастерские просто меняют этот узел, то есть идут по пути наименьшего сопротивления, но его можно отремонтировать, причем своими руками.
Конечно же изначально нужно снять стартер — разобрать его – снять с вала эту шестерню. Это подготовительные шаги на них я не буду заострять внимание.
1) После этого нам нужно располовинить шестерню, отсоединить верхнюю и нижнюю части.
2) Затем смотрим на состояние роликов и пружин, зачастую дело именно в них.
3) Пружины могут быть просевшими или как еще называют уставшими, от времени они могут быть подвержены ржавчине – просто сломаться. Нужно их заменить, чтобы прижим был как прежде.
4) Дело может быть и в самих роликах, после длительного времени использования они просто стираются, нужно понимать, что на них действуют достаточно сильные нагрузки. При необходимости также меняем.
Посмотрите небольшое видео, по ремонту.
Вот такая вот конструкция этот бендикс, не смотря на простату, он выполняет вполне реальную работу.
Материалы: http://avto-blogger.ru/chto-takoe-v-avtomobile/bendiks-startera-chto-eto-podrobnye-foto-i-video-pochemu-mozhet-proskakivat.html
3 ≫
-
Стартер, являющийся, по сути, электрическим двигателем повышенной мощности, - достаточно важный элемент системы электроснабжения любого автомобиля. Достаточно сказать о том, что без стартера пуск силового агрегата транспортного средства от ключа зажигания просто невозможен. Исходя из этого постулата, вполне логично выглядит заключение о необходимости своевременного ремонта или замены вышедшего из строя стартера. Именно о самостоятельном ремонте стартера, точнее, о замене одного из его элементов – бендиксе, и пойдет речь в предлагаемой вашему вниманию статье.
Бендикс, или обгонная муфта, - составная часть стартера, функциональное предназначение которой заключается в обеспечении временного соединения венца маховика с валом стартера для раскручивания коленчатого вала силовой установки.
Автолюбителю, не обладающему достаточным практическим опытом, довольно сложно определить момент, когда возникает необходимость в замене бендикса. Поэтому, конкретизируем «симптомы», свидетельствующие о нарушении работоспособности этого элемента:
- Резкая потеря эффективности работы стартера, что выражается в отсутствии стабильного запуска силовой установки автомобиля.
Внимание! Слабый заряд аккумуляторной батареи инициирует схожую ситуацию, поэтому до начала работ по замене бендикса убедитесь в том, что зарядка аккумулятора обеспечивает выдачу напряжения, необходимого для работы элементов системы электроснабжения.
- Возникновение в процессе пуска двигателя посторонних звуков (скрежета, потрескивания) и ощущения «заклинивания» стартера.
Перед началом выполнения ремонтно-восстановительных работ на стартере в обязательном порядке изучите рекомендации производителя по устранению данной проблемы, изложенные в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Кроме того, руководствуйтесь двумя основными правилами, соблюдение которых обеспечит высокое качество конечного результата:
- Осторожность. Как уже отмечалось выше, стартер – достаточно сложный электрический прибор и требует аккуратного и осторожного обращения. Нарушения этого правила чреваты повреждениями его внутренних элементов (шестерня привода, шунтовая катушка, коллектор, контактная пластина и т.д.) и полным выходом агрегата из строя.
- Внимание. Одним из основных мероприятий разборки (сборки) стартера является контроль состояния внутренних составляющих агрегата – шестеренок, подшипников, щеток и т.д.
Материально-техническое обеспечение процесса замены включает приобретение нового бендикса и подготовку необходимого инструмента:
- комплекта накидных ключей;
- несколько отверток различных размеров и конфигураций;
- набора головок;
- изоляционной ленты.
А теперь, собственно замена бендикса на стартере:
- Устанавливаем автомобиль над ямой или поднимаем его на подъемник.
- При наличии защиты силовой установки, предварительно демонтируем ее.
- Отсоединяем клемму от минусового контакта аккумуляторной батареи транспортного средства, обесточивая его.
- При помощи гаечного ключа отсоединяем от втягивающего реле провод, соединяющий его с положительным контактом аккумулятора.
- Отсоединяем провода от клемм стартера, одновременно контролируя состояние их изоляционного слоя.
- Накидным ключом выкручиваем нижний, а затем, верхний болты крепления стартера. Следует отметить трудоемкость этого процесса в силу неудобного расположения фиксирующих болтов. Для удобства рекомендуется использовать трещотку с карданным соединением и двумя вставками.
- Снимаем кронштейн, посредством которого стартер крепится к блоку и аккуратно извлекаем агрегат из моторного отсека.
- Выкручиваем шпильки, расположенные вдоль агрегата, и разъединяем его на две части
- Выкрутив из крышки два винта, снимаем кожух, после чего освобождаем стопорное кольцо и вынимаем шайбу.
- Соблюдая осторожность, вынимаем щетки. При помощи мягкой кисточки (щетки) очищаем все элементы стартера.
- Аккуратно сбиваем стопорное кольцо вниз и удаляем его с вала ротора.
- Демонтируем бендикс.
Внимание! На данном этапе работ целесообразно провести осмотр технического состояния вилки и втулки, и при необходимости заменить их.
Сборка стартера после замены бендикса производится в порядке, обратном изложенному выше с обязательной установкой всех крепежных гаек, открученных ранее. После того, как агрегат собран, к нему подсоединяют питающие провода и устанавливают на его штатное место в моторном отсеке. Заключительным этапом монтажа стартера является подключение клемм к выводам аккумуляторной батареи и проверка работоспособности агрегата путем пуска двигателя.
Материалы: http://vipwash.ru/starter/bendiks-startera