1 ≫
-
Наверное, каждому автолюбителю знакомо не понаслышке сочетание слов «развал-схождение». Эта профилактическая процедура позволяет уберечь от раннего износа шины и улучшает поведенческие характеристики автомобиля в целом. Как определить правильность этого параметра на своём автомобиле и можно ли в домашних условиях сделать развал-схождение, разберём далее.
Что такое развал-схождение
Автомобильные колёса требуют особого отношения к аккуратности их установки. Развал-схождение представляет собой соотношение углов, которое обязательно должно учитываться в данной процедуре.
- развал представляет собой вертикальный угол, тот, который образуется между колесом и плоскостью его вращения. Этот показатель может быть отрицательным или положительным. Если колёса наклоняются верхней частью к поверхности авто, то развал считается отрицательным, а если нижней, то это – положительный развал. Именно от этого показателя зависит контакт протектора с дорогой и устойчивость автомобиля;
- схождение – горизонтальный угол, то есть угол между колесом и дорожной плоскостью. Его значение также определяется, как положительное или отрицательное. Колёса, сходящиеся по направлению движения, образуют положительный угол, а расходящиеся – отрицательный. От этого показателя напрямую зависит износ покрышек и управляемость автомобиля.
Показатели этих углов должны стремиться к нулю. Для лучшей управляемости на неровных дорогах допускается небольшое положительное значение развала у заднеприводных автомобилей, или слегка отрицательный развал у машин с передним приводом.
Как и где выявляются нарушения развала-схождения
Проверка развала-схождения колёс проводится специалистами станции технического обслуживания при помощи специальных диагностических стендов.
- Самые старые модели – оптические и лазерные стенды, используются в наше время крайне редко, ведь по удобству и точности диагностики, такие аппараты значительно уступают современным моделям;
- чаще всего в автосервисах сегодня можно встретить компьютерные или кордовые стенды. Такие аппараты позволяют достигать высокой точности и привлекают владельцев СТО низкой ценой;
- наиболее продвинутые салоны всё чаще используют новейшее 3D-оборудование. К таким относятся: инфракрасные, радиоканальные и бесконтактные стенды для диагностики. Возможности такого оборудования позволяют не только диагностировать с высокой степенью точности развал-схождение, но и обследовать подвеску и кузов автомобиля.
В каких случаях необходимо делать развал-схождение
Прежде чем приступить к самостоятельной регулировке развала-схождения, важно понять, какие обстоятельства могут повлиять на нарушение этих параметров.
- Вмешательство в ходовую часть обязательно должно закончиться регулировкой развала-схождения.
- Большой износ покрышек – верный признак того, что колёса установлены неправильно. Причём, как правило, покрышки страдают именно от неправильной регулировки схождения.
- Свистящий звук шин при поворотах и торможении также говорит о неправильном схождении колёс.
- Сезонная замена шин также может привести к нарушениям углов правильной установки колёс. Обычно, если замена шин происходит не в домашних условиях, то мастер автоматически производит диагностику развала-схождения.
- Появившиеся проблемы в управлении не обязательно могут свидетельствовать о нарушении развала-схождения, но, также могут послужить поводом для проверки данного параметра.
- Смена размера колёс является довольно серьёзным поводом для обращения за диагностикой и регулировкой развала-схождения.
Некоторым опытным водителям удаётся определить нарушения визуально. Как правило, это становится заметным при значительных отклонениях.
Прежде чем самому делать развал-схождение, подумайте, не проще ли обратиться к опытным автомеханикам, тем более, что эта процедура не очень дорогая. Впрочем, право выбора в данном случае касается в основном городских жителей. Сельским автолюбителям, действительно не помешает навык регулировки развала-схождения колёс.
Подготовка рабочего места
Вряд ли, для домашнего использования кто-нибудь будет приобретать специальный стенд. Даже самые простые из них, всё же не окупятся при личном использовании. Поэтому, постараемся обойтись подручными средствами. Следует понимать, что в домашних условиях можно добиться лишь приблизительных показателей. Для более точной регулировки, желательно, хотя бы иногда посещать СТО.
Площадка для регулировки должна быть ровной, в идеале желательно наличие смотровой ямы. Для самостоятельного определения отклонений от нормы понадобятся шнур-отвес и специальная телескопическая линейка. Для непосредственной регулировки – набор ключей. Также, помощниками станут мел и налобный фонарь.
Развал-схождение делается в два этапа. Вначале необходимо отрегулировать развал, а уже после – схождение.
На видео наглядно можно ознакомиться как произвести развал-схождение:
Этапы регулировки развала
- В первую очередь, установите колёса в прямолинейное положение и сделайте отметки мелом сверху и снизу так, чтобы их соединение могло образовать диагональ.
- Приложите к крылу шнур-отвес и приступайте к замерам. С помощью линейки измерьте расстояние между шнуром и верхней отметкой, а затем – между шнуром и нижней отметкой. Если они одинаковы, можете быть спокойны за развал своего авто. Но если разница этих показателей превышает 3 мм, то это напрямую указывает на необходимость регулировки.
- Теперь прокрутите колёса немного вперёд или, наоборот, назад, чтобы метки оказались параллельны полу. Повторите предыдущие шаги.
- Совершите ещё несколько перемещений и произведите замеры в нескольких местах. Это необходимо для более точного определения отклонений от нормы.
- Снимите колесо и открутите болты между поворотным кулаком и кронштейном амортизационной стойки.
- Сдвиньте поворотный кулак в соответствии с данными проведённых измерений – внутрь или наружу.
- Установите колесо и повторите все замеры.
На данном этапе, делать развал-схождение своими руками не так уж сложно. Впрочем, регулировка развала – только начало. Дальше вас ожидает более сложная в техническом плане процедура – регулировка схождения.
Этапы регулировки схождения
- Для регулировки этого показателя, также необходимо установить колёса в прямонаправленное положение.
- Сделайте метки мелом на передней внутренней стороне шин.
- Возьмите телескопическую линейку и, уперев её краями в обозначенные метки, зафиксируйте полученный замер.
- Прокрутите колёса немного вперёд, так, чтобы линейка переместилась назад. Сравните полученные показатели с предыдущими.
- Если второй показатель оказался меньше, значит, речь идёт об отрицательном схождении. Соответственно, обратное значение говорит о положительном показателе.
- Чтобы отрегулировать схождение, нужно изменить параметры рулевых тяг. При отрицательном схождении нужно их укоротить, а при положительном – удлинить.
- Отрегулируйте муфту в соответствии с обнаруженными отклонениями, ослабив контргайки на рулевых тягах.
- Произведите контрольные замеры.
Делая развал-схождение своими руками важно ответственно подходить к затягиванию болтов, иначе все проведённые процедуры окажутся напрасными.
Что такое кастер
Регулируя развал-схождение, стоит учесть ещё пару крайне важных параметров – поперечный наклон оси и продольный угол или кастер. Эти параметры отвечают за стабилизацию ведущих колёс во время движения. Проще говоря, если отпустить руль, то он автоматически возвращает колёса в прямонаправленное положение.
Кастер влияет на показатели поворотного угла и максимальное сцепление протектора с дорожным покрытием. Эффекта максимального угла поворота можно достигнуть только при нулевом значении кастера.
Как и показатели развала-схождения, этот параметр можно отрегулировать самостоятельно. Для этого нужно изменить количество шайб на растяжках подвески. Увеличивая угол, нужно удалить лишние шайбы. Для уменьшения наклона количество шайб должно быть увеличено. При этом важно понимать, что максимально допустимое количество этих элементов не должно превышать двух спереди и четырёх сзади.
Развал-схождение на задних колёсах. Делать или нет?
Учитывая всё вышеописанное, возникает вполне резонный вопрос, делается ли развал-схождение на задних колёсах. Этот вопрос едва ли не самый обсуждаемый среди автолюбителей. На самом деле, регулировка задних колёс требуется лишь в случае наличия независимой подвески. Во всех остальных случаях задние колёса трогать не нужно.
Обычно задние колёса выставляются заводом-изготовителем с небольшим отрицательным значением развала. Это делается с одной целью – создания оптимальной устойчивости, особенно на поворотах. Возможно, вам приходилось обращать внимание на автомобили гонщиков «Формулы 1», колёса которых выставлены самым нелепым образом краями наружу. Так вот, это не просто блажь гонщиков, а прямая необходимость, позволяющая автомобилю удерживаться на дороге при высоких скоростях.
Даже при хорошем понимании процесса, самостоятельная регулировка развала-схождения колёс – достаточно сложное и хлопотное занятие. Без специальных приборов, вам не удастся добиться точных показателей. Помимо всего вышесказанного придётся учесть ещё и баланс между показателями развала, схождения и углов поперечного и продольного наклона. Ведь, не достигнув равновесия, вам вряд ли удастся добиться хорошей управляемости. Поэтому, прежде чем устраивать в своём гараже «станцию технического обслуживания», подумайте, стоит ли оно того.
В любом случае, действия профессионалов окажутся более точными и эффективными.
Материалы: http://mashintop.ru/articles.php?id=2335
2 ≫
-
Действительно ли необходима дорогостоящая услуга, или можно выполнить эту процедуру самостоятельно?
- Стенд для проверки и установки углов колес, безусловно упрощает сам процесс. Автомобиль стоит строго горизонтально, передние колеса расположены на вращающихся дисках. Кроме того, благодаря лазерной системе измерений, точность достаточно высокая. Нет необходимости вникать в таблицы углов, и примерять их на свой автомобиль, информация есть в базах данных. Это позитивная сторона.
Все это оборудование предназначено для ускорения процесса, и его коммерциализации. Если настройка углов развал-схождения на стенде занимает не более 30 минут, то в условиях гаража можно потратить несколько часов. А если у вас нет ямы, то процесс длится еще дольше.
Что до точности измерений – стены домов, выстроенные по водяному уровню и отвесу, ничуть не более кривые, чем современные строения, которые измеряли лазерным уровнем.
Наши отцы и деды ничего не слышали про мудреные стенды, очередь в автосервис была не меньше, чем в мавзолей Ленина. Тем не менее автомобили ездили ровно, и шины изнашивались равномерно (с учетом дефицита – покрышки берегли, как зеницу ока).
В «Инструкции по техническому обслуживанию» автомобиля, среди прочих параметров, есть углы развала, схождения и кастора. У вас нет такой книжки? Все правильно! Автодилеры полагают, что владелец имеет право лишь крутить руль, и переключать передачи. Остальное должен делать авторизованный сервис, причем за ваши деньги. Поэтому к новому автомобилю прилагается лишь «Инструкция по эксплуатации». В которой подробно расписано, как переключать радиоканалы на вашей мультимедийной системе, и включать подогрев сидений.
Если постараться, информацию можно найти на любую марку авто. Для начала, определимся с терминологией:
- Развал – угол отклонения плоскости колеса по отношению к вертикали. То есть, колеса стоят либо «домиком», либо «лодочкой».
Установка развала
Заполучив эти показатели (в градусах), переводим их в миллиметры. Для этого рисуем воображаемый треугольник (см. иллюстрацию).
Угол развала известен, диаметр диска тоже. Отклонение развала в мм вычисляем по школьному курсу геометрии. Полученное значение – разница в расстоянии нижней и верхней кромки диска относительно вертикали. Вертикаль установить просто: подвешиваем на крыло отвес.
И замеряем отклонение. Регулировка на каждом автомобиле выполняется по-разному. Как правило, оси рычага подвески закреплены болтами – эксцентриками. Но это уже дело техники: главное – понять принцип.
Схождение
Тут процедура насколько сложнее. Для начала готовим поверхность под передними колесами. Они должны проворачиваться относительно легко. Вращающихся опор в гараже нет, поэтому мажем полы (можно подложить куски старого линолеума) мыльным раствором.
И наезжаем передними колесами на скользкий участок. Затем необходимо зафиксировать руль в положение «прямо». Это можно сделать с помощью длинной доски и уровня.
Натягиваем вдоль центров ступиц леску. Она должна быть на одном расстоянии от центров передних и задних колес.
Разницу в расстоянии от лески до передней или задней кромки диска вычисляем также, как и для развала. Разумеется, не в градусах, а в миллиметрах. Аккуратно проворачиваем муфту установки схождения (в разных моделях авто – конструкция может отличаться).
И добиваемся правильного угла установки. Процедуру необходимо повторить несколько раз, сверяя расстояния на обеих кромках. При повороте колеса, меняются оба расстояния.
Аналогичным образом выставляем схождение второго колеса.
Точность установки углов зависит только от вашей аккуратности и терпения. После окончания работ, ваш покорный слуга заехал к знакомому, на сервис (где есть 3D стенд). Протестировали углы – все оказалось в пределах заводских допусков.
Если у вас есть место и время для самостоятельного обслуживания автомобиля, можно сэкономить на элементарных операциях.
Материалы: http://sdelaysam-svoimirukami.ru/3873-razval-shozhdenie-koles-avtomobilya-svoimi-rukami.html
3 ≫
-
Многие автовладельцы слышали о такой операции, как развал-схождение колес и даже проводили ее в автомастерской. Из статьи вы узнаете, почему эта операция важна и научитесь проводить ее самостоятельно, не обращаясь к помощи специалистов.
Развал – это отклонение плоскости колеса от строго вертикальной линии. Если развал отличается от рекомендованных для автомобиля значений, то ускоряется износ покрышек, падает управляемость и немного возрастает расход топлива.
Схождение – это отклонение направления вращения колес от направления движения автомобиля. Схождение у стоящего неподвижно автомобиля всегда отличается от этого же параметра у автомобиля, находящегося в движении. Поэтому схождение настраивают таким образом, чтобы при наборе скорости отклонение сводилось к нулю. Если же схождение отличается от рекомендованного для автомобиля, то возрастает расход топлива, ускоряется износ покрышек, падает управляемость и устойчивость машины на дороге.
Ходовая часть современного легкового автомобиля – это сложная сбалансированная система, влияющая на большинство характеристик машины. Если максимально упростить конструкцию и принцип работы ходовой части, то ее можно представить в виде подвижного треугольника, в котором нижняя сторона всегда параллельна земле. В этом случае при изменении расстояния от днища автомобиля до земли меняется угол между нижней и длинной частями треугольника, а также длина второй короткой части. Если по каким-то причинам длина одной из частей треугольника меняется, то нарушается работа всей системы. Поэтому развал и схождение зависят как от исправности подвески, так и от настроек регулировочных элементов. Прежде чем приступать к регулировке развала и схождения, необходимо отремонтировать переднюю и заднюю подвеску. В противном случае даже самая лучшая регулировка на неподвижном автомобиле не приведет к оптимальным углам развала и схождения при движении даже на средней скорости. В результате – снижение управляемости, увеличение расхода топлива и ускорение износа шин.
Для регулировки развала потребуются:
- отвес с грузом;
- мел;
- штангенциркуль с возможность измерения глубины отверстий (его можно заменить линейкой с четкими делениями или обычной строительной рулеткой);
- домкрат;
- колесный ключ;
- набор рожковых и накидных ключей.
Для проверки и регулировки развала сделайте следующее:
- Установите автомобиль на смотровую яму или ровную площадку.
- Поверните колеса до упора сначала влево, затем вправо, после чего установите ровно.
- Нагрузите автомобиль людьми или мешками с песком, чтобы обеспечить максимально допустимый вес.
- Несколько раз резко, всем весом, нажмите сначала на левый, затем на правый угол багажника и капота. Это необходимо для того, чтобы подвеска заняла правильное положение.
- Закрепите на переднем крыле отвес таким образом, чтобы он проходил через центр колеса.
- Мелом нанесите на края колесного диска метки напротив нитки отвеса.
- С помощью штангенциркуля, линейки или рулетки измерьте расстояние от края диска до отвеса сверху и снизу колеса.
- Прокатите автомобиль вперед таким образом, чтобы метки колеса сдвинулись на 90 градусов и снова измерьте расстояние между колесным диском и отвесом.
- Прокатите автомобиль вперед, чтобы колесо повернулось еще на 90 градусов и метки поменялись местами.
- Если при всех трех измерениях разница расстояний не превышает 2 мм, то развал выставлен правильно. Если результаты измерений при повороте колеса отличаются больше, чем на 1 мм, колесный диск погнут и его необходимо заменить.
- Если во всех измерениях разница превышает 2 мм, развал необходимо отрегулировать. Способ регулировки развала зависит от типа подвески. На двухрычажной подвеске (ВАЗ классика, все автомобили семейства Волга и многие иномарки 70-80 годов прошлого века) развал регулируют изменением количества шайб, которые отодвигают верхний рычаг передней подвески от кузова. На подвеске типа «МакФерсон» развал регулируют с помощью верхнего болта-эксцентрика, соединяющего амортизаторную стойку и поворотный кулак. Более подробно эти операции описаны в инструкции по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Единого мнения о том, нужно ли для регулировки развала снимать колесо, нет. Одни механики поддомкрачивают машину, расстояние между подкрылком и колесом увеличивается, позволяя менять развал. Другие предпочитают снять колесо, потому что это позволяет свободней откручивать и закручивать гайки. Поэтому выбирать, каким именно способом регулировать развал, придется вам.
- После регулировки необходимо снова проверить развал колес.
Для проверки и регулировки схождения колес вам понадобятся:
- смотровая яма;
- линейка длиной около 2 метров с миллиметровой разметкой;
- два ровных деревянных бруска длиной 60-80 сантиметров;
- набор ключей;
- лампа с удлинителем.
Схождение желательно проводить на полностью загруженном автомобиле с полностью исправной передней и задней подвеской. Если передняя или задняя подвеска неисправна, то проводить регулировку схождения не имеет смысла. Ведь расположение колес во время движения будет отличаться от необходимого, несмотря на тщательно проведенную настройку.
Сама проверка и регулировка не вызывает затруднений. Чтобы проверить и отрегулировать схождение, сделайте следующее:
- Закатите автомобиль на яму, таким образом, чтобы можно было толкать его вперед еще 1-1,5 метра.
- Загрузите автомобиль до максимально разрешенной массы.
- Несколько раз качните автомобиль, как описано в 4 пункте проверки и регулировки развала.
- Поверните руль до упора влево, затем вправо, после чего установите прямо.
- Нанесите на шину 4 метки, 2 вдоль линии соединяющей центры переднего и заднего колеса, а еще две перпендикулярно этой линии.
- Приставьте бруски к колесу строго по линии, соединяющей центр переднего и заднего колеса и, прикрепите к колесному диску с помощью скотча. Это поможет более точно измерить схождение колес.
- Измерьте расстояние между брусками спереди и сзади колеса и запишите значение.
- Снимите бруски и прокатите автомобиль так, чтобы колесо повернулось на 90 градусов, после чего снова измерьте схождение и запишите значение.
- Еще раз прокатите автомобиль и снова измерьте значение. Все три измерения должны показать одинаковый результат. Если он отличается больше, чем на 1 миллиметр, необходимо проверить состояние колесных шин.
- Сравните результаты проверки с теми значениями, что указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
- Если результат измерений отличается от указанного в руководстве по эксплуатации автомобиля, спускайтесь в яму и найдите рулевые тяги, которые соединяют рулевую колонку с поворотными кулаками.
- Придерживая регулировочную втулку, открутите контргайки или ослабьте хомуты, которые фиксируют рулевые тяги и наконечники. Вращая втулку измените общую длину рулевой тяги на необходимое значение. Эту операцию необходимо выполнять на левом и правом колесе.
- Проверьте схождение. Если колеса установлены правильно, зафиксируйте втулку с помощью контргаек или хомутов. Если схождение не соответствует указанному в инструкции к автомобилю, продолжайте регулировку.
Развал и схождение вполне возможно выполнить своими силами. Главное – не спешить и тщательно выполнять все пункты рекомендаций. Это позволит вам поддерживать свой автомобиль в хорошем состоянии, снизить расход топлива и уменьшить износ покрышек.
Материалы: http://vipwash.ru/shinomontazh/regulirovka-razvala-i-shozhdeniya-koles-svoimi-rukami