Как приготовить электролит для АКБ самостоятельно

1 ≫

В настоящее время производители предлагают автомобилистам огромный выбор аккумуляторных батарей. Приобрести можно как сухозаряженные батареи, так и уже залитые электролитом на заводе. Дальнейшее обслуживание АКБ можно производить в специальных сервисных центрах. Это удобно и безопасно. Однако встречаются ситуации, когда автомобилистам приходится самостоятельно обслуживать аккумулятор своего автомобиля. Чтобы избежать неприятных последствий, важно знать, как правильно приготовить электролит для аккумулятора.

Аккумуляторная батарея в автомобиле

Процесс приготовления электролита несложен, но требует большой осторожности и внимательности, так как в его состав входит чистая аккумуляторная серная кислота, которая при попадании на открытые участки кожи или слизистые оболочки способна вызвать сильнейшие химические ожоги.

Перед приготовлением электролита нужно тщательно подготовиться к этому процессу. Для работы потребуется:

  • эбонитовая емкость объемом не менее 5 литров. Можно взять любую другую кислотоустойчивую емкость на ваш выбор. Это может быть не только эбонит, но и хлорвинил, полиэтилен или керамика;
  • кислотоустойчивая палочка для перемешивания электролита, подойдет эбонит, но ни в коем случае не металл;
  • дистиллированная вода;
  • опрокидывающийся разливатель;
  • ареометр, уровнемер, термометр;
  • серная кислота. Важно, чтобы применялась именно аккумуляторная серная кислота. Применение технической категорически запрещается;
  • сама аккумуляторная батарея.

Кроме средств для приготовления раствора, нужно обязательно позаботиться о таких предметах личной безопасности, как:

  • резиновые перчатки;
  • рабочий халат и кислотоустойчивый фартук;
  • специальные защитные очки;
  • раствор нашатырного спирта или кальцинированной соды 5–10 % (для нейтрализации кислоты);
  • раствор борной кислоты 10 % (для нейтрализации щелочи).

Только после того, как под рукой будет все необходимое, а сам исполнитель будет соответствующим образом защищен спецодеждой, можно приступать к приготовлению электролита. Обязательно убедитесь, что вы достаточно хорошо знаете, как приготовить электролит. Имеются некоторые различия в том, как приготовить щелочной и кислотный электролит для АКБ.

Процесс приготовления электролита для аккумулятора

Вместо дистиллированной воды в безвыходных ситуациях можно применять дождевую или талую снеговую воду. При этом нужно убедиться, что она не контактировала с железом. Талая вода с железной крыши или дождевая вода, собранная в железную емкость, для этой процедуры не подходят. При применении талой или дождевой воды ее обязательно нужно пропустить через полотно, чтобы отделить механические примеси.

Перед тем, как сделать электролит для аккумулятора, следует промыть дистиллированной водой всю приготовленную для работы посуду и просушить ее.

Подготавливаемый электролит по своей плотности должен соответствовать тем климатическим нормам, в которых будет использоваться аккумулятор. Учитывайте, что прибор может эксплуатироваться на открытом воздухе в суровых условиях зимы.

Аккумулятор, готовый к заправке электролитом

Обратившись к руководству по эксплуатации АКБ, в первую очередь необходимо определиться с плотностью заливаемого электролита. Она должна быть приведена к +25°С. Это позволит исключить ее замерзание и вызванные этим повреждения АКБ.

В случае если результаты измерения температуры отличаются от +25°С, нужно внести поправку. Потребуется увеличить плотность на 0,0035 на каждые 5°С, превышающие +25°С. Если температура ниже указанного порогового значения, плотность снижается на 0,0035 также на каждые 5°С. Получится плотность, приведенная к +25°С.

Следующим шагом будет определение плотности серной кислоты, которую мы используем для приготовления электролита. Она может равняться значению 1,83 г/см 3 . Такую плотность имеет жидкость, поступающая напрямую с завода. С учетом имеющегося спроса, она может представлять собой готовый электролит плотностью 1,40 г/см 3 .

Видео о том, как измерить плотность электролита:

Итак, мы определили необходимую плотность подготавливаемого нами электролита, а также определили начальную плотность имеющейся серной кислоты. Остается определить количество дистиллированной воды, необходимой для того, чтобы изготовить электролит. Это значение определяется из таблицы.

Помните, что при перемешивании кислоты с водой происходит химическая реакция. В ее результате итоговое количество вещества будет несколько ниже, чем сумма исходных компонентов.

После проведения всех замеров можно приступать к процедуре приготовления раствора. Наливаем необходимое количество дистиллированной воды в заранее приготовленную посуду. Затем вливаем отмеренное количество серной кислоты. Обязательно соблюдайте указанную последовательность. Результатом вливания воды в кислоту станет бурная химическая реакция, которая может закончиться получением опасных химических ожогов.

Ставим аккумулятор на место после завершения всех работ

Предназначенный для залива в АКБ электролит желательно остудить до температуры 150–300°С. Как и кислота, электролит может храниться в плотно закупоренных стеклянных бутылках. На бутылке должна быть бирка с указанием даты упаковки, наименования вещества и его плотности. Рассмотренные в статье основы приготовления электролита для аккумуляторных батарей ни в коем случае не являются руководством к действию. Этот процесс достаточно опасен, и перед приготовлением следует тщательно взвесить все его преимущества и недостатки. Возможно, оптимальным вариантом будет обращение в сервисный центр для получения качественного и быстрого обслуживания вашей АКБ.

Материалы: http://365cars.ru/remont/elektrolit-dlya-akb-osnovyi-prigotovleniya.html

2 ≫

Длительный срок службы АКБ во многом зависит от состояния залитого электролита. Последний представляет собой кислотно-водный раствор. Чтобы контролировать его качество надо знать и какая кислота в аккумуляторе автомобиля, и её свойства. Это может пригодиться при покупке сухозаряженных источников питания, когда надо самостоятельно определяться с заливаемой жидкостью. Но особенно этот вопрос актуален для районов с экстремальными климатическими условиями.

Источник энергии фактически является стандартной батареей. Внутри её находятся анод и катод, а также аккумуляторная жидкость или электролит. Последний представлен раствором кислоты с дистиллированной водой в процентном соотношении 30 к 70, соответственно. Такая пропорция компонентов обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие жидкости со свинцовыми пластинами.

Обычная вода содержит примеси, уменьшающие срок службы батареи. А какая кислота в аккумуляторе автомобиля обеспечит появление тока? Та, что вступает в реакции обмена с разными металлами и оксидами, которые необходимы для функционирования батареи. Самым активным из подобных веществ является триоксид серы или ангидрид с химической формулой H2SO4. Более известное и распространённое среди обывателей название серная кислота.

Когда подключается внешняя нагрузка, тогда взаимодействие жидкости со свинцом и оксидами приводит к необходимым окислительно-восстановительным реакциям. Они противоположны при заряде и разряде батареи. Ток возникает за счёт выделения электронов из свинца положительного элемента, которые принимает оксид отрицательной пластины. А передача заряженных частиц осуществляется благодаря действию раствора, который заливается в батарею.

Основные процессы, протекающие при разряде

На контактах АКБ происходят следующие химические процессы:

  • на катоде восстанавливается оксид свинца;
  • тратится триоксид серы;
  • появляется вода;
  • на аноде образуется окись металла.

Получается, что во время реакции кислоту заменяет более лёгкая вода. В результате плотность аккумуляторной жидкости падает. При заряде процессы идут в обратном направлении. После этого под действием возникающего тока начинается электролиз, то есть распад на водород и кислород. Происходит их выделение в газообразной форме. Из-за этого раствор начинает кипеть, так как активно выходят распавшиеся компоненты. Вещества покидают состав смеси, не возвращаясь обратно. Плотность электролита повышается, так как оставшаяся кислота более тяжёлая. Чтобы восстановить первоначальные свойства приходится доливать дистиллированную воду.

Параметры растворов определяют потери энергии и даже условия эксплуатации машин, то есть рабочую температуру. Нормативно характеристики регулируются стандартом ГОСТ 667-73. В большей степени физико-химические свойства зависят от пропорций содержащихся компонентов. Плотность раствора определяется соотношением кислоты и воды. Именно она является самым важным свойством электролитов для аккумуляторов. Эта величина должна укладываться в пределы от 1,07 до 1,3 г/мл. Изменение концентрации кислоты поднимает или снижает порог замерзания. От неё же зависит электрическая проводимость, которая обратно пропорциональна сопротивлению АКБ. Обледенение ведёт к повреждению и полному разрыву банок в автомобильных аккумуляторах. При низких температурах плотность рабочей смеси рекомендуется повышать до 1,31 г/см³. С точки зрения электропроводности, это не самый лучший показатель. Но уменьшение может вызвать замерзание жидкости. Оптимальная величина с минимальным сопротивлением соответствует комнатной температуре и составляет 1,23 г/см³. Какую кислотность выбирать для идеального баланса между потерями энергии и соответствия конкретным климатическим условиям описано в таблице.

Температура и рекомендуемая плотность

Таблица 1. Зависимость плотности электролита от температуры зимой и летом.

Если снизить кислотность можно добавлением воды, то с увеличением так не получится. Плотность жидкости, залитой в аккумулятор, регулируется степенью заряженности батареи. Чем вторая величина выше, тем больше первая. Это объясняется тем, что по окончании окислительных и восстановительных реакций нередко происходит распад воды на составляющие в газообразном состоянии. То есть она теряется, а повышается концентрация кислоты в электролите. С помощью заряда избавляются от недостатка плотности. Если же и это не помогает — используют корректирующий электролит.

Соотношение заряда и плотности электролита

Таблица 2. Зависимость плотности электролита от величины заряда аккумуляторной батареи.

Рынок предлагает огромное количество различных добавок, которые заливают в батарею для повышения качества электролита. Производители обещают улучшение запуска в морозы, увеличение срока службы, восстановление работоспособности АКБ и повышение энергоёмкости. Основное их действие это десульфатация, но не настолько сильная, как заверяет реклама. Остальное не имеет достаточного подтверждения. Состав присадок редко раскрывают. Чаще всего это сульфаты или фосфаты металлов. Встречаются и средства из органических соединений. Причём вторые добавляют к аккумуляторной жидкости вместе с первыми. Для поддержания наилучшего состояния АКБ достаточно убирать его в период сильного похолодания в тёплое помещение или подзаряжать. Но это подойдёт, если говорить о регионах с умеренным климатом. Когда речь идёт о работе в экстремальных температурах, выгоднее может оказаться приобретение сухозаряженной батареи. Владелец сможет самостоятельно заливать электролит, максимально подходящий к условиям эксплуатации. На видео ниже показано, как из электролита получить серную и соляную кислоты. https://youtu.be/DTUom2xCh7M

Подпишитесь на рассылку самых свежих материалов и получите секретный тренинг для сотрудников VolksWagen.

Материалы: http://akkumulyatoravto.ru/konstrukciya/kakaya-kislota-v-akkumulyatore.html

3 ≫

Любой, даже начинающий автомобилист знает, что своевременное обслуживание автомобиля очень важно для комфортной его эксплуатации. Поэтому проверка основных его основных частей, приборов и датчиков перед поездкой – обязательный ритуал водителя. Также важное условие – периодический осмотр и ремонт ТС квалифицированными мастерами на станциях технического обслуживания автомобилей. Но многие автовладельцы в процессе увеличения своего водительского стажа начинают самостоятельно разбираться в основных частях и механизмах своего транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев способны осуществить ремонт и обслуживание его устройств самостоятельно.

К таким основным частям в ТС стоит отнести аккумулятор. При нормальном раскладе такая батарея заряжается во время работы автомобиля. Но нередки случаи, когда при неисправности других устройств в машине его необходимо заряжать при помощи специального устройства. Такие условия эксплуатации влияют на быстрый износ устройства. К тому же время от времени его необходимо заправлять. Многие часто путаются, что доливать в аккумулятор: воду или электролит. Какие функции выполняет это устройство, как определить в нем уровень, как и чем правильно заправить, разберемся в этой статье.

Это специальный механизм, который используется в транспортном средстве непосредственно для его запуска и дальнейшей работы. Кроме этого, такое устройство призвано оптимизировать работу пиков напряжения в момент запуска транспортного средства.

Для эффективной работоспособности аккумулятора обязательно используется электролит. Он представляет собой раствор соляной кислоты и дистиллированной воды. Здесь не должны использоваться сторонние примеси. В противном случае это изменит его плотность. Для правильной работоспособности важен также и уровень электролита в аккумуляторе. Если он будет ниже положенной нормы, то в дальнейшем это неизбежно приведет к нестабильной работе вспомогательного источника электроэнергии транспортного средства, и владелец не сможет нормально завести машину. При этом высохнут внутренние пластинки, а мощность батареи значительно снизится. Также не стоит превышать достаточный уровень жидкости в системе. В противном случае в дальнейшем это приведет к полной или частичной поломке этого механизма. Батарея станет быстрее разряжаться. Поэтому уровень электролита в аккумуляторе обязательно должен быть стабильным. Это позволит обеспечить нормальную работу транспортного средства.

Согласно мнению многих специалистов, автомобильная батарея не подлежит техническому обслуживанию. Поэтому вопрос о том, что доливать в аккумулятор: воду или электролит - некоторые мастера считают неактуальным. Но это если он используется в нормальных условиях. Если автовладелец любит путешествовать на своем транспортном средстве на дальние расстояния, то он обязательно должен учесть данный параметр. В составе электролита обязательно используется водная масса. В процессе работы устройства она может испариться. Жидкость может начать активно переходить в парообразное состояние в случае полной и частичной неисправности реле-регулятора. К основным моментам неисправности механизма обязательно надо отнести:

  1. Появление сильного пара из заливных отверстий.
  2. Появление капель электролита на корпусе АКБ.
  3. Большой нагрев аккумулятора в процессе работы транспортного средства.

Также стоит учитывать тип батареи. Они бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. В первом случае испарение будет больше, поэтому именно для них актуален вопрос о том, что доливать в аккумулятор: воду или электролит. В необслуживаемых батареях жидкость находится в герметичном корпусе. Поэтому в процессе эксплуатации жидкость все же поднимается вверх, но не выходит за границы корпуса, и впоследствии снова опускается вниз, выпадая в осадок. В таких устройствах цикл замкнутый. Такие аккумуляторы не требуют проверки в них жидкости.

Как отмечено ранее, такой проверки требуют только обслуживаемые аккумуляторы. К первому способу проверки обязательно надо отнести визуальный осмотр. Как правило, корпус батареи устройства делается прозрачным. Здесь ставятся различные отметки. Они указывают на уровень жидкости. Поэтому визуально можно отследить количество электролита в системе.

Но не все модели обслуживаемых аккумуляторов выполняются с прозрачным корпусом. В этом случае автовладелец может воспользоваться специальной прозрачной трубочкой, которая имеет диаметр 5 мм.

Для проведения проверки:

  • необходимо открутить крышку батареи;
  • отпустить трубку в жидкость до упора;
  • пальцем плотно зажать внешнее отверстие;
  • достать трубку.

Уровень электролита должен соответствовать уровню его столба в такой трубке.

Автовладелец должен знать, что уровень высоты жидкости в трубке должен быть в пределах 15 мм. Если эта норма превышена, то следует убрать лишний раствор. Для этого понадобится резиновая груша или шприц.

При низком показателе электролита в раствор можно залить воду. Доливают ли электролит в аккумулятор? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав состав раствора в батарее. Как уже отмечалось, это вода и раствор соляной кислоты. В процессе эксплуатации испаряется только вода, поэтому она и доливается во время обслуживания. Но если плотность раствора слишком мала, то для ее повышения доливается кислота. Поэтому, отвечая на вопрос о том, что доливать в аккумулятор: воду или электролит - необходимо сначала измерить плотность раствора. Сделать это можно самостоятельно.

Автовладелец обязан знать и о том, что, кроме уровня электролита, необходимо проверять и его плотность. Поэтому перед тем, как долить дистиллированную воду в аккумулятор, стоит обязательно проверить плотность раствора.

Сделать это можно специальным прибором под названием "ареометр". Он имеет форму поплавка. Он имеет соответствующую шкалу, градуированную в единицах плотности. Сверху расположен баллон. Именно в него поступает раствор. Уровень жидкости должен обеспечивать нормальное передвижение поплавка в вертикальном положении. Показатель плотности электролита в АКБ должен оставаться в пределах 1,25-1,3 г/куб. см. Когда уровень отклоняется в большую сторону, применяется дистиллированная водная масса. Если такой уровень отклонился в меньшую сторону, то используется специальный корректирующий электролит. Он значительно повышает плотность используемой жидкости в системе.

Если плотность выше нормы, это свидетельствует об испарении жидкости, которую необходимо добавить. Сколько воды доливать в аккумулятор? Уровень раствора в АКБ необходимо поддерживать на 1-1,5 см выше уровня пластин. Нельзя добавлять дистиллированную воду больше разрешенной нормы. После заправки обязательно следует повторно проверить плотность жидкости, предварительно зарядив батарею.

На основании вышеизложенного обязательно надо сделать вывод о том, что для обеспечения нормальной работоспособности транспортного средства владелец обязательно должен отслеживать уровень электролита в аккумуляторе автомобиля. В ином варианте водитель просто не заведет свое транспортное средство. Уровень не должен отклоняться в большую или меньшую сторону. В дальнейшем это обязательно приведет к неисправностям в работе системы. Кроме отслеживания уровня электролита, надо внимательно следить и за его плотностью. Если установленный показатель отклоняется, нужно совершать определенные действия по увеличению или уменьшению уровня плотности в системе. Можно ли доливать воду в аккумулятор? Да, но только в том случае, если плотность раствора в АКБ выше нормы.

Материалы: http://fb.ru/article/276668/chto-dolivat-v-akkumulyator---vodu-ili-elektrolit-obslujivanie-akkumulyatora-avtomobilya-uroven-elektrolita-v-akkumulyatore


Back to top