Карданный вал авто: части кардана, характеристики, длина, конструкция, вращение

1 ≫

Карданный вал – конструкция, которая включена в структуру трансмиссии заднеприводных и полноприводных авто, поскольку такие авто нуждаются в подаче крутящего момента (вращения) от движка к редукторам заднего и переднего мостов. Именно эту функцию посредством работы КПП выполняет данное устройство.

Механизм карданного вала

  • подвесной подшипник;
  • двойной шарнир;
  • скользящая вилка;
  • различные промежуточные уплотнения (сальники, прокладки);
  • разнообразные крепежные устройства.

По своей технологии – это тонкостенная полая труба, с установленными на ней неподвижной вилкой шарнира с одной стороны и подвижной вилкой и шлицевым соединением с другой. Относительно того, какая модель авто и какого типа КПП на нем, карданный вал бывает из 2-х или 3-х секций (передний кардан, промежуточный кардан и задний кардан). Односекционный вал содержит центральную часть и 2 наконечника, имеющих крестовины на концах.

Механизм одновременно предстает и в роли опоры для иных элементов авто.

В зависимости от модели машины, ее размеров, особенностей, карданная конструкция имеет различную массу и конструкцию. Маленькие карданы сделаны цельными и сплошными, что усиливает их промежуточную роль.

Изготовление карданных валов, как правило, основано на стали. Данный материал позволяет добиться минимального веса и габаритов при максимальной функциональности.

Части кардана

Работоспособность устройства обеспечивается шарнирами, в основе которых лежат крестовины. Крестовины обеспечивают способность вращения для 2-х сопряженных валов, углы которых изменяются относительно друг друга. Самый большой КПД наступает в момент достижения углом вращения отметок 0°-20°. Если же угол больше, крестовина подвергается сильным перегрузкам. А так же вал теряет баланс, и ощущаются колебания.

Очередной немаловажной составляющей является раздвижное шлицевое соединение карданного вала. Принцип его работы таков. Коробка передач, соединенная к одному краю вала, туго закреплена во внутренней области кузова авто, а редуктор моста, соединенный с другой стороны вала, связан с подвеской. Во время пересечении неровности промежуток меж трансмиссией и редуктором моста удлиняется. Вследствие чего валу необходимо растянуться (в том числе и передний кардан, и задний кардан). А шлицевое соединение с сальником в виде уплотнителя гарантирует безопасное растягивание устройства.

Так же в системе имеется подвесной подшипник карданного вала. На него приходится обязанность вспомогательной опоры для 1-й из составляющих вала (например, задний кардан). Кронштейн подшипника, уплотненный сальником и смазанный смазкой, прикрепляется к кузову и удерживает деталь (к примеру, задний кардан), не давая ей вращаться. Число подшипников равно числу элементов, составляющих вал.

Особой ролью во вращении является длина вала.

Если конструкция состоит из 2-х половин, то передняя – это промежуточный кардан, а вторая – задний кардан. А если состоит из 3-х, то первая – это передний кардан, серединная – промежуточный кардан, и конечная – задний кардан. Эти элементы соединены с помощью промежуточной опоры и ею же фиксируются к кузову авто.

В процессе работы длина вала может меняться. Для этого на нем устанавливается шлицевое соединение с уплотняющим сальником и специальной смазкой.

Карданная передача с шарнирами из одинаковых угловых скоростей

Технология передачи в авто с шарнирами из одинаковых угловых скоростей, зачастую, находит применяемость в машинах с передним приводом. Эта схема необходима для соединения дифференциала с движителем колес. Такая конструкция имеет 2 одинаковых шарнира, смазанных смазкой, с которыми связан передний карданный вал, передающий вращение. Ближайший к валу шарнир называется внутренним, а противоположный – внешним. Передний кардан, имея необходимое количество смазки, обеспечивает снижение уровня шума независимо от вида и размера шарнира.

Данный механизм может быть использован и в авто с задним приводом.

Преимущества

  • Устойчивость к большим нагрузкам. Некоторым транспортным средствам (например, лимузины, белазы и другие тяжеловесные авто) нужна особо надежная передача вращения к заднему мосту. Ведь ведущие задние колеса в таких автомобилях – это очень важный аспект.
  • Доступность ремонта. За счет различных составляющих при возникновении той или иной поломки, можно заменить только одну конкретную запчасть. Нет необходимости заменять полностью весь узел механизма. Это и не так дорого, и процесс замены наиболее легкий.

Недостатки

  • Габариты и вес карданного механизма. Чем больше и тяжелее автомобиль, тем больше в размерах и весе будет кардан. Соответственно, общая масса авто увеличивается, и, кроме этого, приходится уменьшить габариты салона.
  • Посторонние колебания. Дополнительный узел, который может иметь карданный вал, несмотря на смазку и на прочную фиксацию, так или иначе будет создавать некую вибрацию, ощущаемую как водителем через коробку передач, так и пассажирами в салоне транспортного средства.

Нарушения работоспособности

  1. Главным нарушением в работе карданной конструкции представляется разбалансировка. Данная проблема возникает в результате несоответствия нормам и неверной фиксации зазоров в крестовинах во время установки механизма. Сами производители часто не следят за правильной фиксацией зазоров. Сначала появляется дисбаланс, который проявляется в виде вибрации, передающейся на шаровую и ощущаемой при переключении скорости на рычаге коробки передач. Затем, начинается процесс стремительного изнашивания запчастей конструкции и шаровой в том числе. В итоге, повышается вероятность потери автомобилем равновесия и возникновения серьезной аварийной ситуации. Поэтому не стоит пренебрегать правилами, следует своевременно проводить осмотр и по необходимости ремонт изношенных запчастей.
  2. Появление стука в деталях коробки передач в момент начала езды, при быстром увеличении скорости или смены передачи. Такое может происходить при:
    • уменьшении прочности соединений на резьбе крепежных запчастей фланцев и соединяющей муфты карданной передачи;
    • наличии сверхдопустимого зазора в шлицевой части или в подшипниках крестовины. Большее внимание нужно уделять крестовине, ее сальнику и наличию смазки, так как именно крестовина может стать основным источником скрежета, требует более частой замены – каждые 10 000 км. Реже чем крестовина, но все таки часто, портится подвесной подшипник и его сальник или появляется зазор в карданном шарнире;
    • срезание шлицов. Происходит это таким образом: начинает растягиваться цепь в раздатке и образовывается люфт. Из-за люфта цепь перескакивает по зубьям шестеренкой раздатки, что на разной скорости создает мощные ударные нагрузки на шлицы переднего кардана и раздатки. При такой неисправности из-под машины слышны громкие металлические шумы. Даже на оригинальной детали с пробегом 250 000 км высока вероятность того, что шлицы срежутся, и у вала не будет полного входа в раздатку. Т.к. в момент сокращения и растяжения кузова автомобиля при езде карданный вал то входит глубоко в раздатку, то выходит из раздатки. В принципе, избавиться от этой проблемы на пару лет можно, заменив старый кардан на новый, но с шлицевым соединением большей длины. Однако главная причина заключается в растянутой цепи раздатки. Поэтому рекомендуется заменить карданный механизм вместе с цепью. А в случае, если потребуется ремонт или замена раздатки, важно учитывать все характеристики фланца на раздатке (размеры и число шлицевых соединений, внешний диаметр и диаметр по глубине шлицов).

Сильное дребезжание и колебания машины при езде так же могут возникать по причине:

  • недопустимого изгиба валов;
  • неправильной фиксации и не соблюдения монтажных меток;
  • выхода из строя центральной втулки фланца промежуточной муфты или вторичного кольца вала трансмиссии;
  • поломки подвесной опоры кардана;
  • слабого присоединения поперечной опоры на резьбе;
  • сверхдопустимого зазора в игольчатых подшипниках крестовины;
  • ослабления соединяющей гайки вилки коробки передач;
  • отсутствия смазки в шлицах.

Утечка смазки случается из-за разрушения сальника шлицевого отдела или сальника подшипников крестовин коробки.

Заключение

Карданный механизм – другими словами труба, ведущая от КПП к заднему дифференциалу, который в дальнейшем распределяет нагрузку от вращения каждому колесу.

В случае появления вибрации или скрежета во время езды, обязательно и безотложно необходимо заняться осмотром и ремонтом вышедших из строя элементов кардана. Помимо того, что одной из характеристик кардана является ремонтопригодность запчастей авто, своевременная его починка обезопасит дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.

Интересные статьи

Оставить комментарий:

Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем

Штатная магнитола Рено Дастер

  • Loading.

Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.

Материалы: http://portalmashin.ru/service/transmission/kardannyj-val-avto.html

2 ≫

Карданный вал - деталь трансмиссии всех заднеприводных и полноприводных автомобилей. Это вал, который передает крутящий момент от коробки передач или раздаточной коробки к редуктору переднего или заднего моста.

Карданный вал настолько прост и универсален, что за более, чем сто лет его конструкция практически не изменилась.

Свое название карданный вал получил в честь итальянского медика и математика Джироламо Кардано. Он описал принцип работы шарнирного механизма, соединяющего два вращающихся в одну сторону вала. Некоторые историки утверждают, что похожий механизм предлагал еще Леонардо да Винчи. Интересно, что на авторство изобретения на авторство изобретения вместе с Кардано претендовал также англичанин Роберт Хук, но патент он получил позже.

В современных карданных валах внедорожников подвижное соединение чаще всего заменяют ШРУСами на обеих концах вала. Валы такой конструкции применены в Chevrolet Niva

В 1898 году Луи Рено одним из первых использовал карданный вал в автомобиле. Простота и эффективность привода способствовали тому, что в начале ХХ века карданные валы стали практически безальтернативным средством привода. На сегодняшний день деталь остается крайне распространенной и используется во всех типах транспортных средств - от мотоциклов Harley Davidson до карьерных самосвалов БелАЗ.

Карданный вал состоит из нескольких элементов: вала, двух крестовин, скользящей вилки, уплотнений, деталей крепления и ряда других элементов, в зависимости от конструкции. Карданный вал может состоять из одной, двух, трех и более секций. Длина, толщина и вес вала зависят от габаритов автомобиля.

Крестовина кардана.

Односекционный карданный вал состоит из центральной части и присоединенных к ней наконечников с крестовинами. Центральную часть делают из стальной трубы. Использование трубы обусловлено необходимостью снижения веса вала и экономии металла. Сплошными делают только очень короткие валы.

Односекционными валами комплектуют, в основном, спортивные автомобили. К примеру, односекционный кардан применен в конструкции Nissan GT-R.

Карданный вал - одна из наиболее ремонтопригодных деталей. Его легко снять с автомобиля, а ремонт заключается в замене крестовин и подвесного подшипника

Карданный шарнир.

Работу карданной передачи обеспечивают шарнирные механизмы на основе крестовин. Крестовины позволяют двум сопряженным валам вращаться под переменным углом друг к другу. Наибольший коэффициент полезного действия достигается, когда угол вращения находится в пределах от 0° до 20°. Когда превышается этот показатель, крестовина подвергается большой нагрузке. Кроме того, вал утрачивает сбалансированность и начинает вибрировать.

Еще один важный элемент - раздвижное шлицевое соединение кардана. Его применение обусловлено тем, что подвеска автомобиля, особенно, при преодолении препятствий, существенно растягивается по высоте. Коробка передач или раздаточная коробка, к которой присоединен один конец вала, жестко зафиксирована внутри кузова, а редуктор моста (вторая точка крепления кардана) сопряжен с подвеской. В результате, при переезде препятствия расстояние между коробкой и редуктором моста увеличивается. Карданный вал в этом случае должен "растянуться", и раздвижное шлицевое соединение помогает ему это сделать.

Еще одна важная деталь карданной передачи - подвесной подшипник. Он создает дополнительную опору для составного вала, удерживая его на месте и не мешая вращаться. Кронштейн подшипника крепится к кузову. Количество подшипников зависит от количества секций, из которых составлен вал.

Основными преимуществами в работе карданных валов является их способность выдерживать большие нагрузки, что особенно важно для автомобилей с большой массой. Неслучайно все автомобили в кузове лимузин и стретч имеют задний привод. При весе в несколько тонн и мощном двигателе передача крутящего момента карданным валом - наиболее надежный способ.

Карданный вал самосвала БелАЗ весит 105 килограммов. Спортивный кардан для BMW из карбона - 1,8 килограмма

Основной недостаток - собственный вес кардана, увеличивающий общую массу автомобиля. Необходимость наличия в полу кузова специального тоннеля под кардан уменьшает объем салона, повышает уровень шума и вибраций. Кроме того, карданный вал - достаточно дорогая и сложная деталь.

Чтобы продлить срок службы крестовины карданного вала, рекомендуется после каждых десяти тысяч пробега обслуживать крестовины и шлицевое соединение, если, конечно, их обслуживание предусмотрено изготовителем. Обслуживаемые крестовины снабжены пресс-масленками, в которые необходимо закачивать густое масло типа Литол. У большинства современных автомобилей карданные валы необслуживаемые и нуждаются только в замене крестовин при появлении люфта. Кстати, после каждого ремонта вал необходимо балансировать, и сделать это можно только на специализированном оборудовании. При появлении посторонних шумов, стука при работе автомобиля, обратитесь на станцию технического обслуживания для диагностики крестовины.

Задний ход есть только у мотоциклов с карданной передачей

Услуги специализированных сервисов по ремонту карданов обходятся недешево. Стоит поберечь кардан, быть внимательнее и не допускать его работы на износ.

Материалы: http://blamper.ru/auto/wiki/transmissiya/kardannyy-val-3657

3 ≫

Карданные передачи способствуют переходу крутящего момента. В двухосной конструкции автомобиля с ведущим задним мостом происходит переход от коробки к заднему мосту.

Карданный вал – это конструкция, передняя часть которой связана с ведомым валом коробки посредством шарнира. Задняя часть соединяется с ведущей конической шестерней, которая постоянно зацеплена с большой конической ведомой шестерней. Шестерни образуют главную передачу автомобиля. Она подводит крутящий момент к ведущим колесам.

Шарнирное соединение необходимо в связи с особым расположением карданного вала и вала коробки. Они находятся под некоторым углом. Изменение угла наклона карданного вала относительно ведомого происходит в том случае, когда производится перемещение ведущего моста, подвешенного на рессорах, относительно коробки и рамы при наезде на неровности на дороге. Изменения происходят в небольшом диапазоне и в случае, когда меняется величина прогиба рессор на ведущем мосту. Это случается при снижении или повышении полезной нагрузки авто.

Карданная передача может состоять из шарниров упругой или жесткой конструкции. Шарнир имеет крестовину. Ее шипы входят в специальные отверстия вилок, которые располагаются в двух взаимноперепендикулярных плоскостях. Втулка одной из вилок соединяется с валом коробки, а втулка другой – надевается на шлицы кардана.

Шарнир обеспечивает перемещение. Благодаря его наличию карданный вал перемещается под углом относительно ведомого вала в коробке в разном направлении. Колебания заднего моста способствуют незначительному изменению расстояния между ним и коробкой. Это происходит благодаря тому, что передний шлицевой конец карданного вала обладает способностью к скольжению во втулке шарнирной вилки.

Шарниры в некоторых случаях помещаются в специальные кожухи. Так, обеспечивается их защита от проникновения грязи, а также удерживается смазка внутри. Кожухи обычно состоят из двух полусфер.

Жесткий шарнир, который включает в себя карданная передача, состоит из фланца, предохранительного клапана, ведущей вилки, сальника, игольчатого подшипника, обоймы подшипника, крышки, замковой шайбы, масленок, ведомой вилки и ее втулки, крестовины.

В шарнире есть две вилки. Ведущая соединена посредством фланца с ведомым валом коробки, а ведомая посредством втулки соединена со шлицами, расположенными в переднем конце карданного вала. Между собой вилки состыкованы при помощи крестовины с четырьмя шипами.

Упругий шарнир, из которого также может состоять карданная передача, включает в себя, как правило, несколько прорезиненных упругих дисков. К ним с каждой стороны приворачиваются втулки с тремя вилками-лапками.

В автомобилях ГАЗ-51 карданная передача имеет особую конструкцию. В нее входят шарниры, промежуточная опора. Кроме того, здесь имеется два карданных вала. Один из них – промежуточный. Присутствие двух валов необходимо для уменьшения длины карданного вала и повышения его жесткости. Задняя часть промежуточного вращается в подшипнике. Подшипник установлен в резиновом кольце в опоре, кронштейн которой присоединен к поперечине на раме.

Эластичность резинового кольца обеспечивает возможность подшипника к самостоятельной установке при деформациях, которым подвергается рама, или в случае неточной его установки.

Для двухосного автомобиля характерен переход крутящего момента от коробки посредством трех валов с шестью шарнирами.

В трехосной конструкции авто предусмотрено три ведущих моста. Здесь, кроме прочих, присутствует два карданных вала. Они используются для привода дополнительного одного заднего моста. Эти валы имеют четыре шарнира, а также промежуточную опору, расположенную на ведущем среднем мосту.

Материалы: http://fb.ru/article/51097/kardannaya-peredacha


Back to top