Марки моторных масел и правила их применения

1 ≫

Согласно принятой классификации всем моторным маслам присвоен индекс, и они разделены на классы и группы в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств. По эксплуатационным свойствам и области применения масла делят на следующие группы (таблица 22.1).

По типу двигателя маслам присваивается цифровой индекс: 1 - для бензиновых, 2 - для дизелей.

Масла универсальные не имеют индекса.

По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние, всесезонные. Летние масла нормируются значением кинематической вязкости при температуре 100 °С, зимние - при 100 °С и при минус 18 °С. Всесезонные масла обозначаются дробью: в числителе указывается класс вязкости зимнего, а знаменателе – летнего масла.

Маркировка моторных масел включает в себя: букву М – принадлежность к моторным маслам; цифру – класс кинематической вязкости (при обозначении дробными цифрами в числителе указывается класс вязкости масла при температуре минус 18 °С, а в знаменателе – при 100 °С). Прописные буквы указывают на группу масла по эксплуатационным свойствам, индекс 1 - для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей.

При обозначении моторных масел кроме перечисленных используют и дополнительные индексы:

- Рк – рабоче-консервационные масла;

- З – масло, содержащее загущающую присадку;

- К – масло предназначено для двигателей КамАЗ и т.д.

Таблица 22.1- Группы масел в зависимости от эксплуатационных свойств

Примеры обозначения масел:

М-8-В1: М – моторное; 8 - класс кинематической вязкости; В - по эксплуатационным свойствам относится к группе В (среднефорсированные двигатели); индекс 1 – предназначено для бензиновых двигателей;

М-10-Г: М – моторное; 10 - класс кинематической вязкости; Г - по эксплуатационным свойствам относится к группе Г (высокофорсированные двигатели); индекс 2 –предназначено для дизелей; индекс «к» - масло предназначено для двигателей КамАЗ;

М-6з/10-В: М – моторное; 6 и 10 - класс кинематической вязкости; буква «з» означает, что масло имеет загущающую присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства, и предназначено для всесезонного или зимнего применения; В (без индекса) – масло универсальное и предназначено как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.

Часто возникает необходимость выбора отечественного масла для зарубежной техники или импортного масла для отечественной и в этом случае необходимо знать о возможной взаимозаменяемости отечественных и зарубежных масел.

В международной практике широко используется классификация моторных масел по вязкости (SAE), разработанная Американским обществом автомобильных инженеров, а эксплуатационные свойства масел и область их применения оценивается по классификации API (разработана американским институтом нефти).

Согласно SAE масла подразделяются на три категории: летние, зимние, всесезонные.

Летние маркируются: 20, 30, 40, 50, 60 (вязкость в секундах Сейболта при температуре 98,9 °С); зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифры означают вязкость в секундах Сейболта, а «W» – первая буква английского слова «Winter» - зима); всесезонные (загущенные) масла имеют двойную нумерацию. Например, 10W/50, означает, что данное масло при температуре минус 17,8°С соответствует по вязкости SAE-10, а при температуре 98,9 °С - SAE 50.

Классификация масла по условиям эксплуатации API подразделяет масла на две категории: S - категория «Сервис» (для бензиновых двигателей) и С - коммерческая категория (для дизелей). При этом для бензиновых двигателей применяют маркировку SA, SB, SC, SD, SE, SF, SH, SJ ( 9 классов по состоянию на 2005 г.), а для дизелей – СА, СВ, СС, СD, СD11, СЕ, CF, CF – 4, CF – 2, CG – 4 (10 классов по состоянию на 2005 г.). Таким образом, вторая буква обозначает степень качества масла и чем буква дальше по алфавиту, тем масло качественнее.

Цифры при обозначении классов СD-11, CF-2, CG-4 дают дополнительную информацию о применяемости масел данного класса в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно.

Большинство современных масел универсальны, т. е. применимы как для бензиновых двигателей, так и для дизелей. Такие масла имеют двойное обозначение – SF/CC, SF/CD, CG/CD, CD/SF и др., где на основное назначение указывают первые буквы. Полная маркировка масла обозначается, например, так: SAE 10W-30 API SF/CC.

Для отечественных автомобилей рекомендуются следующие марки моторных масел:

М-4з/6-В1 – применяют всесезонно в северной климатической зоне и как зимнее в районах с умеренными климатическими условиями;

М-8-В – применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км пробега, а также как зимнее масло для среднефорсированных дизелей;

М-6з/10-В – применяют всесезонно в среднефорсированных бензиновых двигателях и безнаддувных дизелях. Это универсальное масло отличается повышенной работоспособностью. Пробег до замены масла для автомобилей с бензиновыми двигателями составляет 18 тыс. км, а с дизелями – до 500 мото-ч;

М-5з/10-Г1 – применяют всесезонно в высокофорсированных бензиновых двигателях в регионах с низкими температурами зимних месяцев как всесезонное;

М-6з/12-Г1 - применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями при температуре воздуха от минус 20 до 45 °С;

М-8-Г2 и М-10-Г2 – применяют соответственно для зимней и летней эксплуатации дизелей без наддува или невысоким наддувом;

М-8-Г и М-10-Г – применяют соответственно для зимней и летней эксплуатации двигателей семейства КамАЗ;

ВНИИ/НПМ –5з/16-Д2 – применяют всесезонно для двигателей КамАЗ-740.50-360;

М-8-Д2 М и М-10-Д2 М – применяют соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных турбонаддувом дизелей, работающих в тяжелых условиях.

Материалы: http://poznayka.org/s62652t1.html

2 ≫

Этот вопрос встает перед владельцем автомобиля обычно только тогда, когда гарантийный срок на автомобиль уже закончился. Как правило в течение гарантийного срока замена масла производится на сервисной станции с использованием одобренных производителем автомобиля марок масел. Если же срок гарантии уже истек, то становится актуальной проблема грамотного выбора подходящей марки масла. А выбирать есть из чего — полки магазинов буквально «ломятся» от разнообразия продукции различных производителей. Чем же руководствоваться при выборе?

Основой для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии. При этом Вам будет необходимо подобрать:

класс вязкости по SAE

класс качества по АСЕА (ССМС) или API

решить какое масло Вы предпочтете: минеральное или синтетическое.

Спецификация SAE (SAE -общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом, регламентирующие вязкость масел. Ни о качественных характеристиках масел, ни их применении для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не говорит. Для примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для моторных масел. Обозначение класса вязкости «10W дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W — это начальная буква английского слова WINTER — зима). Иными словами, от правильного выбора этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе. Класс вязкости «40» в нашем примере является так называемым «летним» классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в высокотемпературных зонах двигателя. Наличие только одного из рассмотренных параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о том, что это сезонное масло (SAE 10W -зимнее сезонное масло, SAE 40 — летнее сезонное масло). Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере — SAE 10W-40) говорит о всесезонности данного масла.

— Как выбрать класс вязкости по SAE?

При выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не новый и рекомендации в инструкции или уже устарели или просто отсутствуют), то можно воспользоваться следующими рекомендациями: При выборе так называемого «зимнего» класса вязкости необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей таблицей, рекомендации которой совпадают с требованиями производителей автомобилей:

OW до -30°С и ниже

Следуя этим рекомендациям Вы и Ваш автомобиль будете застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий для двигателя (таких как повышенный износ и «заклинивание» во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного «голодания»), которые возникают обычно при применении масел несоответствующего класса вязкости.

Необходимо помнить, что при каждом запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется некоторое время для того, чтобы масляный насос прокачал масло по системе смазки и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так называемого масляного «голодания», о котором мы уже упоминали выше. Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса «OW».

Что касается выбора так называемого «летнего» класса, то следует отметить, что боль* шинство европейских производителей автомобилей рекомендуют использование масел класса «40» по SAE. Это связано с высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала,и т.д.). В этих жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и охлаждения пар трения. Эта задача становится особенно актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и «заклинивания» в жару или во время длительного нахождения в «пробке» (в условиях отсутствия обдува и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие, перегрев масла в картере двигателя), а также в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.

— Что такое «температура застывания» и можно ли по ней определить низкотемпературный предел применения масла зимой?

Температура застывания, приводимая обычно в разделе технических характеристик масла, получается в результате лабораторного теста и является температурой, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность). На самом же деле работоспособность моторного масла теряется намного раньше уже при значительно менее низких температурах, когда оно уже потеряло способность быть прокачанным штатной системой смазки двигателя. Таким образом, при подборе масла для использования в зимнее время нужно руководствоваться не температурой застывания, а классом вязкости по SAE.

— Для всех ли марок автомобилей можно использовать моторные масла классов вязкости 5W-… и OW-… по SAE ?

Никаких ограничений по использованию моторных масел данных классов вязкости не имеется. Эти классы подходят также и для старых и для изношенных двигателей. Исключение составляют случаи, когда производители специально запрещают применение данных классов вязкости в рилу каких-то конструктивных особенностей двигателя. Пример: двигатель объема 1300 смЗ Skoda Felicia, в котором имеются особенности смазки цепи механизма газораспределения распылением масла через форсунку.

— Как правильно определить качество моторного масла?

Существуют две наиболее распространенные спецификации моторных масел по качеству:

— API — американского института нефти

— АСЕА (ССМС) — ассоциации европейских производителей

В настоящий момент спецификация API имеет следующие классы:

SA, SB, SC, SD, SF — «устаревшие» классы

SG, SH, SJ — действующие классы, т.е. те, требования по применению которых Вы можете встретить в инструкциях по эксплуатации автомобилей начиная примерно с 89 года выпуска. Но даже если Ваш автомобиль «старше» и в инструкции рекомендуется один из приведенных выше устаревших классов (например SD или SF), нет необходимости искать масло именно с таким же классом качества по API и имеющее, соответственно, далеко не самые совершенные характеристики. Недаром рекомендации производителя автомобиля звучат примерно следующим образом: «Рекомендуется моторное масло класса не ниже (например) SF no API. Таким образом моторные масла самого последнего класса качества SJ являются абсолютно универсальными (с точки зрения API).

— для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.:

СА, СВ, СС, CD — устаревшие классы

CF — действующий клаcс, который является универсальным c точки зрения API) для любых дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п.

Таким образом, с точки зрения АРI, масла, имеющие спецификацию SJ/CF, являются универсальными и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. (независимо от года выпуска), производители которых требуют применения масел, удовлетворяющих только лишь требованиям одного из классов по API.

В отличие от API, спецификация АСЕА наиболее полно учитывает конструктивные особенности европейских двигателей и режимы их эксплуатации в европейских условиях. Ее требования по отдельным тестам значительно превышают требования API. Предпочтение следует отдавать маркам масел, прошедшим испытания в АСЕА и получившим соответствующий класс качества по этой спецификации. В настоящий момент спецификация АСЕА имеет следующие классы:

— для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п.:

Масла, одновременно удовлетворяющие классам АЗ-96 и ВЗ-96, имеют самые совершенные характеристики и подходят для любых бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, джипов и т.п. (независимо от года выпуска).

— Имеет ли значение порядок написания «бензиновых» и «дизельных» спецификаций в обозначениях класса качества моторных масел по API и АСЕА?

Нет, не имеет. Нет никакой разницы (с точки зрения применения масел для бензиновых или дизельных двигателей), в каком порядке Написаны спецификации. Например:

API SJ/CF означает то же, что oo и-АИ CF/SJ;

АЗ-96/ВЗ-96 означает то же что и АСЕА ВЗ-96/АЗ-96

Ни o каком преимущественном применении для бензиновых или дизельных двигателей порядок написания не говорит.

— Можно ли применять современные моторные масла (в том числе синтетические), имеющие самые высокие спецификации (такие, как например SAE SJ/CF или АСЕА АЗ-96/ВЗ-96) в подержанных автомобилях, у которых требования к маслам значительно ниже?

Конечно можно. Слишком «хорошего» масла не бывает. Чем качественней масло и чем, соответственно, выше его спецификации, тем лучше оно бу-дет защищать даже самый «старый» или изношенный двигатель.

Исключения из этого правиле см. в «В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?»

— Как переходить с одной марки моторного масла на другую?

Если ранее в двигателе использовалось качественное масло (минеральное или синтетическое) производства ведущих фирм, не нарушались интервалы замены, двигатель не имеет значительных отложений, то переход на использование масла другой марки производится в соответствии с обычными рекомендациями по замене масла, которые приводятся в инструкции по эксплуатации.

Во всех остальных случаях, а именно:

— если неизвестна марка залитого в двигатель масла

— если неизвестен пробег автомобиля после последней замены масла

— если имеются значительные отложения на внутренних поверхностях двигателя, которые возникают обычно при использовании некачественных масел, нарушении сроков замены или попадании в масло посторонних веществ, таких как охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п.

— необходимо произвести «промывку» двигателя

— Как производить «промывку» двигателя?

Относительно «промывки» нужно отметить следующее:

Во-первых, необходимость в промывке возникает не тогда, когда масло в двигателе кажется «слишком» темным и Вы думаете, что двигатель «грязный». Как (эаз наоборот, случается, что в двигателе имеются значительные отложения, а масло даже после нескольких тысяч километров пробега остается чистым и прозрачным. Это показатель того, что данное масло не обладает необходимыми «моющими» свойствами и его необходимо поменять.

Во-вторых, если на внутренних поверхностях двигателя имеются значительные отложения, то отмыть его полностью удастся только при полной разборке двигателя. Никакая, даже самая агрессивная, специальная промывочная жидкость не справится с этой задачей.

В-третьих, следует иметь в виду, что «промывка» — это длительный процесс. Даже самая агрессивная промывочная жидкость не сможет за 5 мин снять слой отложений, например, с клапанной крышки или с головки блока цилиндров, на поверхности которых масло (или в данном случае промывочная жидкость) попадает лишь в виде брызг. Лучше всего решить проблему с промывкой сможет обычное, обязательно качественное моторное масло (не синтетическое!), на котором, в отличие от промывочных жидкостей, можно не только «дать поработать двигателю на холостом ходу в течение 5-10 мин», но и проехать не одну сотню километров. Однако, если Вы проехали уже более тысячи километров, а отложения в двигателе еще остались, am означает, что запас мвкнцих свойств масла уже на исходе и требуется его замена. Следовать данной схеме необходимо и далее вплоть до исчезновения отложений, после чего можно переходить на интервал замены масла, рекомендованный изготовителем.

— Чем отличается синтетическое масло от минерального?

Отличие состоит в основном в молекулярном строении базы (основы) масла. В процессе производства синтетических масел «строятся» (синтезируются) молекулы с заданными, оптимальными эксплуатационными свойствами, Синтетические масла в отличие от минеральных имеют максимальную химическую и термическую стабильность. Химическая стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и т.п.), ухудшающих его эксплуатационные характеристики.

Термическая стабильность означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках. Благодаря особенностям своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.

— В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического моторного масла?

Проблемы, связанные с переходом на «синтетику», возникают обычно в случаях, когда ранее использовались некачественные масла, нарушались рекомендованные интервалы замены или имело место попадание в масло посторонних веществ, таких как, например, охлаждающая жидкость, специальные добавки в масло и т.п. При этом в двигателе могут появиться значительные отложения.

Обычно одновременно наблюдается частичная или полная потеря эластичности (вплоть до растрескивания) уплотнительных элементов (сальников, маслосъемных колпачков и т.п.). В отличие от минеральных масел, которые «моют» отложения в двигателе постепенно, слой за слоем, синтетические масла (благодаря присущей им высокой текучести и проникающей способности) вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя, что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов, работе в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в случае потери эластичности сальников, синтетическое масло, очистив предварительно себе «дорогу», будет вытекать из двигателя.

Таким образом, применение синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях:

— при наличии значительных отложений на внутренних поверхностях двигателя (см.»Как призводить «промывку» двигателя?»)

— если уплотнительные элементы (сальники, маслрсъемные колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо заменить сальники)

— в двигателях с сальниками с «набивкой» (ГАЗ, Газель, УАЗ, старый Renault) — возможны подтекания (однако при экстремально низких температурах, когда нет другого выхода, допускается использовать «синтетику»)

— в период обкатки для двигателей, требующих обкатку, т.е. «полезный износ», с целью приработки пар трения. То же касается и двигателей после капитального ремонта. В этих слу-‘ чаях обкатку необходимо произвести на качественном минеральном масле (например ВР Visco 2000), после чего можно переходить на «синтетику».

— в роторно-поршневых двигателях.

Во всех остальных случаях применение синтетических масел не только ни в коем случае не повредит даже «старому» и изношенному двигателю, а наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит максимально возможный срок службы.

— Как переходить на синтетическое моторное масло?

Если есть опасения, что при переходе на «синтетику» могут возникнуть проблемы, то следует придерживаться следующих рекомендаций (см. также «В каких случаях могут возникнуть проблемы при переходе на использование синтетического масла?»):

1. Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже имеются подтекания масла, то переход на «синтетику» невозможен до ликвидации причин, их вызывающих.

2. Если в двигателе имеются значительные отложения -«промыть» масляную систему двигателя. (Подробнее см.»Как производить «промывку» двигателя?»)

3. Если есть основания полагать, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в местах посадки), то переход на «синтетику» лучше отложить до ремонта двигателя и замены сальников.

Если же следов подтеканий не наблюдается, то для надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование полусинтетического масла и проехать на нем полный интервал до замены. Если и после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно переходить на использование полностью синтетических продуктов.

— Как поступать, если в инструкции на автомобиль рекомендуется какое-либо специальное масло без указания конкретных спецификаций?

Обычно в инструкции по эксплуатации производителем приводятся требования к применяемым смазочным материалам в зависимости от температуры окружающей среды, режимов эксплуатации и т.д. Иногда, только в качестве примера, приводятся конкретные марки масел конкретных производителей. В этом случае, используя приведенные в данном буклете рекомендации, Вы сможете правильно выбрать подходящую марку масла. Если же в рекомендациях производителя нет никаких требований к маслам, а рекомендован лишь один единственный продукт (название которого начинается в большинстве случаев с сокращенного названия фирмы-производителя автомобиля), то в этом случае владельцу такого автомобиля остается только поехать на ближайшую сервисную станцию и поменять там масло или же получить консультацию о том, где можно приобрести этот специальный продукт.

— Взаимозаменяемы ли «жидкости для автоматичес-ких коробок передач (ATF)?

Некоторые жидкости взаимозаменяемы. Однако в настоящее время нет проблемы найти на полке жидкость, имеющую точно такую спецификацию, которая требуется производителем Вашего автомобиля и приводится в инструкции по эксплуатации. Например, в инструкции требуэтся жидкость, имеющая спецификацию Dextron IID. В этом случае для замены и доливки необходимо просто найти марку жидкости, имеющую именно эту спецификацию. При доливке необходимо также помнить, что жидкости разных цветов не совместимы.

— Взаимозаменяемы ли антифризы различных марок?

Большинство производителей требует применения для системы охлаждения охлаждающей жидкости, состоящей из 50% концентрата антифриза на основе этиленгликоля и 50% дистиллированной воды. При этой концентрации температура замерзания будет составлять минус 35-40° С. Рекомендуется также менять охлаждающую жидкость, не реже, чем 1 раз в 2 года или после определенного пробега.

Здесь можно дать следующие рекомендации;

1. Не рекомендуется смешивать жидкости разных марок. Это может привести к снижению защитных свойств антифриза.

2. Нельзя смешивать антифризы разных цветов.

3. В случае необходимости для доливки лучше использовать обычную воду, контролируя при этом плотность получаемой смеси для определения температуры замерзания.

Использованные в тексте сокращения:

— АСЕА — ассоциация европейских производителей автомобилей

— API — американский институт нефти

— ССМС — комитет изготовителей автомобилей стран Общего рынка (с 01.01.1996 г. заменен АСЕА)

— SAE — общество инженеров-автомобилистов

Материалы: http://sanekua.ru/kak-pravilno-vybrat-marku-masla/

3 ≫

1034 вуза, 2119 предмета.

Моторные масла для дизелей. Разработан ГОСТ 8581—78, в соответствии с которым выпускаются масла шести марок (табл. 14).

Моторные масла для дизелей характеризуются сле­дующими технологиями изготовления и содержанием введенных присадок.

Моторные масла М-8В2 и м-10В2 изготовляют на основе прошедших селективную очистку дистиллятного и остаточного компонентов сернистых нефтей. В состав масла входят композиции моющих, антиокислительных, противоизносных, депрессорных и антипенной присадок. Масла применяют в автотракторных дизелях типа СМД-14,А=41, ЯМЗ-236 и др.

Основой моторных масел М-8Г2 и М-10Г2 служат базовые масла М-8 и М-10 селективной очистки, в которые вводят композицию присадок в составе: 6% ВНИИНП-360; 3,5% ПМС’Я; 0,0003% ПМС-200А и др. масла применяют в высокообразных форсированных дизелях с наддувом типа ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238НБ, СМД-62 и др.

Моторные масла М-8Г2к и М-10Г2к приготовляют из сернистых нефтей на основе дистиллятного и остаточно­го компонентов селективной очистки, куда вводят эффек­тивную композицию присадок. Эти масла применяют для двигателей автомобилей КамАЗ и автобусов «Икарус».

Кроме масел этих марок, выпускается долгоработающее всесезонное моторное масло марки М-6з/10В (ТУ 38 101155—76), которое вырабатывают из сернистых нефтей. Оно предназначено для среднефорсированных дизе­лей и карбюраторных двигателей без наддува с увели­ченной периодичностью замены (в тракторных дизелях при сроке работы 480 мото-ч, в автомобильных двигателях после пробега 15. 18 тыс. км).

Таблица 13.Моторные масла, рекомендуемые для двигателей

Степень форсирования двигателя

Марка базового двигателя

Рекомендуемая группа масла

ГАЗ-51А, ГАЗ-52-01, ГАЗ-69А, ЗИЛ-157,

ЗИЛ-164А, МЗМА-401, МЗМА-407.

ГАЗ-21, ГАЗ-24-01, ГАЗ-53,ГАЗ-66,

ЗИЛ-130, ЗИЛ-375 Я4, ЗИЛ-375 ЯГ,

ЗИЛ-375, ЗМЗ-24, ВАЗ-2101, ВАЗ-2103,

Д-16, Д-20, Д-28, Д-38, Д-40, Д-48, Д-54, Д-60, КДМ-46.

Д-21, Д-22, Д37М, Д-50, СМД-7, СМД-14, Д-108, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, А-01М, Д-75Т, А-03, А-01, ЯАЗ-204, ЯАЗ-206

8ДВТ-330,ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Н, ЯМЗ-140Б, СМД-17К, СМД-18К, СМД-19, СМД-20, СМД-60, СМД-62, СМД-64, СМД-72, А-41, Д-160, Д-37Е, Д-65, Д-240, Д-21А, Д-144, ЯМЗ-740, ЯМЗ-741, ЯМЗ-240Б.

Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях

СМД-80, СМД-84, ЯМЗ-238НБ, Д-145Т, Д-181, Д-240Т, Д-260Т, 8ДВТ-330, А-01Т, ЯМЗ-240Н.

Перспективным является масло М-10Дм (ТУ 38 101783—80), которое предназначено для эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом.

Оно по сравнению с маслом М-10Г2 обладает более высокими мою­щими и антиокислительными свойствами и увеличенным сроком работы до замены.

В качестве смазочных масел для низкооборотных стационарных дизелей типа Д-16 и других выпускают масла двух марок, которые по своим эксплуатационным свойствам соответствуют группе А; дизельное дистиллятное моторное масло Т без присадок (ТУ 38 101655—76) и дизельное моторное масло Т (ТУ 38 101266—72) с 3 % присадки ЦИАТИМ-339. Эти масла обладают большой вязкостью (62. 68 мм 2 /с при 50 °С) и невысокой темпе­ратурой застывания.

Моторные масла для карбюраторных двигателей. Ас­сортимент моторных масел для карбюраторных двигате­лей с различной степенью форсирования в соответствии с ГОСТ 10541—78 включает шесть марок групп А, Б, ВиГ.

Моторные масла для карбюраторных двигателей ха­рактеризуются следующими технологиями изготовления и содержанием введенных присадок.

Таблица 14. Основные показатели дизельных моторных масел

Значение показателя для масла марки

Кинематическая вязкость при 100 ºС, мм 2 /с

Индекс вязкости, не менее

Зольность, %, не более

Щелочное число, мг/г, не менее

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

вспышки, не ниже

застывания, не выше

Моторные испытания по ГОСТ 17479-72

Моторное масло М-8А — дистиллятное масло селек­тивной очистки из сернистых нефтей, в состав которого входят в небольшом количестве моющие и антиокисли­тельные присадки. Обычно его применяют в малофорси­рованных карбюраторных двигателях.

Моторное масло М-8Б1 состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов селективной очистки, в ко­торое вводят различные композиции присадок, в основ­ном сульфонатные и фосфатные. Его применяют всесезонно в двигателях с V-образным (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.) и рядным (ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А и др.) расположе­нием цилиндров, а также в двигателях легковых автомо­билей, за исключением автомобилей ВАЗ.

Моторное масло М-8В1 состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов с композицией, включа­ющей в себя эффективную сукцинимидную присадку. Оно обладает высокими моющими и антиокислительными свойствами, хорошей влагостойкостью, малой склонно­стью к образованию осадков при работе двигателя в ус­ловиях низких температур и высокой термоокислитель­ной стабильностью. Масло применяют всесезонно для всех моделей карбюраторных двигателей, кроме автомо­билей ВАЗ.

Моторные масла М-8Г1, М-6з/10Г1 и M-12Г1 получают добавлением высокоэффективных композиций металлосодержащих и беззольных присадок. Масла M-8Г1 и М-6з/l0Г1 обладают хорошими вязкостно-температурны­ми характеристиками, что обеспечивает легкий пуск дви­гателей в зимнее время. Применяют эти масла в высокофорсированных карбюраторных двигателях автомоби­лей, в первую очередь в автомобилях ВАЗ.

Основные показатели авиационных масел следующие:

Вязкость при 100 ºС, мм 2 /с

Кислотное число, мг КОН/г масла, не более

Зольность, %, не более

Температура вспышки, ºС, не ниже:

в закрытом тигле

в открытом тигле

Масла для авиационных двигателей. В сельскохозяй­ственном производстве при индустриальной технологии возделывания различных культур находят применение специальные самолеты, вертолеты и т. д. Моторные мас­ла в авиационных двигателях этих машин работают в условиях высокой тепловой и динамической напряжен­ности. Поэтому эти масла должны обладать высокой вязкостью, хорошей смазывающей способностью и высо­кой термоокислительной стабильностью. Выпускают ави­ационные масла трех марок: МС-14 и МС-20 — селектив­ной очистки, МК-22 — кислотно-контактной очистки (ГОСТ 21743—76).

Масло для обкатки двигателей внутреннего сгорания. После изготовления или ремонта деталей на их поверх­ностях имеются шероховатости, микронеровности и т. д., поэтому необходимо перед началом эксплуатации про­вести обкатку двигателя. Цель обкатки — приработка сопряженных поверхности деталей, в результате кото­рой уменьшается шероховатость, что увеличивает несу­щую способность, уменьшает нагрев и т. п. Хорошая при­работка поверхностей деталей зависит от правильного выбора скоростного, нагрузочного и температурного ре­жимов. Условия обкатки должны обеспечить сглажива­ние микронеровностей без повышенного износа деталей. При обкатке трущиеся поверхности работают в условиях смешанного (граничного, сухого, жидкостного и проме­жуточных) видов трения. Поэтому обкаточное масло должно обладать охлаждающими свойствами, хорошей прокачиваемостью, высокой полярной активностью и до­статочной вязкостью.

Обкаточное масло ОМ-2 (ТУ 38 101325—79) пригото­вляют на базе масла ДС-8 введением в него 2,5 % приработочной серосодержащей присадки дипроксид, 2 % ПМС'Я или ПМС, 2 %ЦИАТИМ-339 и антипенной при­садки ПМС-200А. По эксплуатационным свойствам об­каточное масло ОМ-2 соответствует группе Б2. При ис­пользовании этого масла в двигателе в процессе прира­ботки на поверхностях деталей выделяется активная сера. Она взаимодействует с металлом поверхностных слоев, образуя сульфиды. Они обладают повышенной пластичностью, что значительно ускоряет приработку. Для ускорения процесса приработки и повышения его качества одновременно применяют приработочные при­садки к топливу. Вырабатывают присадку АЛП-2 (ТУ 38 101368—73) для добавления к топливу, которая является раствором органических соединений алюминия в дизельном масле ДС-8. Эту приработочную присадку вводят в топливо в количестве 2,5 %. При сгорании та­кого топлива в камере образуется оксид алюминия со средним размером частиц 2 мкм. Твердость его кристал­лов выше твердости материала поршневых колец и гильз цилиндров. Это и обеспечивает ускорение приработки. Как показывает опыт, для дизеля после обкатки на то­варном топливе угар моторного масла составлял 2,4 % по отношению к расходу основного топлива, при обкат­ке на топливе с присадкой угар масла составил лишь 0,9%.

Совместное применение обкаточного масла ОМ-2 и приработочной присадки к топливу АЛП-2 обеспечивает - высококачественную обкатку двигателя за 45. 60 мин, что фактически равноценно 60-часовой эксплуатацион­ной обкатке трактора на маслах и топливе товарных ма­рок.

В целях обеспечения высококачественной обкатки двигателей для дальнейшей их надежной и долговечной эксплуатации многие научно-исследовательские учреж­дения страны продолжают не только разрабатывать бо­лее эффективные присадки к обкаточным маслам и топ­ливу, но и совершенствовать технологию обкатки.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/5351935/page:28/


Back to top