Маркировка дисков

1 ≫

Практически каждый автомобильный диск имеет специальную кодированную маркировку. Расшифровка ее позволяет любому автовладельцу получить наиболее четкое представление о структуре диска колеса, а также обрести базовое понимание различной сопроводительной терминологии.

Если такая маркировка дисков легко нашлась и на ваших колесах, то тогда на основе ниже предложенного примера вы сможете с легкостью разобраться во всей нужной для автомобилиста информации относительно данного изделия и выяснить, соответствует ли данный диск автомобилю, на котором установлен.

В первую очередь определимся с основными параметрами колесных дисков.

Стандартные характеристики автомобильных дисков и их буквенные индексы.

Любой диск производители наделяют целым рядом характеристик, которые находят отражение в его маркировке, обычно это:

  • тип хампа (обозначается буквой «H»);
  • Х-фактор (обозначается буквой «Х»);
  • внутренняя дисковая поверхность (обозначается буквой «S»);
  • закраина его посадочного места (обозначается буквой «F»);
  • количество имеющихся крепежных отверстий (обозначается буквой «N»);
  • диаметр расположения крепежных отверстий (обозначается буквой «C»);
  • ширина обода (обозначается буквой «A» и исчисляется в дюймах);
  • вылет диска (обозначается буквой «E» и исчисляется в миллиметрах);
  • диаметр основного (центрального) отверстия (обозначается буквой «D» и исчисляется в миллиметрах);
  • диаметр обода диска (обозначается буквой «В» и исчисляется в дюймах).

Расшифровка маркировки колесных дисков?

Рассмотрим расшифровку маркировки дисков по примеру записи, которая встречается чаще всего: 7 1/ 2 Fx 18 H 5×100 ET45 d55.1.

  • 7 1/ 2- здесь указывает на ширину обода (единица измерения — дюймы).
  • 18 – на диаметр колесного обода (единица измерения – дюймы) без учета имеющейся высоты его закраин.
  • F –профиль закраины обода. Обычно именно такой буквой его и обозначают (либо буквой «J»). Хотя в маркировке колесных дисков легковых автомобилей иногда можно встретить и множество других индексов, однако суть показателя от этого не меняется.
  • Н – обозначает количество кольцевых выступов, расположенных на посадочном отверстии обода. Так называемые «хампы» необходимы для надежности крепления бортов шин без камеры, при воздействии на них сбоку (обычно это происходит при повороте), и препятствия оттоку воздуха. Сам индекс Н при этом указывает на то, что данные выступы располагаются лишь с одной из сторон обода, а индекс с припиской, H2, говорит, что хампа имеется с двух сторон.
  • D55.1 – диаметр основного (центрального) отверстия, предназначенного под ступицу колеса, измерение которой производится с привалочной плоскости. Данный показатель является практически основным при определении соответствия дисков колеса к автомобилю. Благодаря точности в совпадении диаметров отверстия диска и посадочного цилиндра обеспечивается точное центрирование колеса. В случаях, когда эти диаметры не совпали, то точность в центрировании обеспечивается при помощи крепежных гаек/болтов сферической или конической формы. Также в такой ситуации можно использовать обычные центровочные кольца.

Стоит заметить и то, что зачастую точность посадки колеса можно обеспечить лишь при использовании оригинальных дисков конкретного автопроизводителя. Поэтому оставшаяся часть колесных дисков иных производителей идут в комплекте с уплотнительными кольцами. Последние нужны для удешевления производства дисков и их унификации, так как дешевле производить диски с центровочными кольцами, нежели налаживать выпуск продукции, которая будет отличаться одним только диаметром основного (центрального) отверстия — с шагом в миллиметр.

Материалы: http://autoepoch.ru/avtoazbuka/markirovka-kolesnyx-diskov.html

2 ≫

Рассмотрев внимательно диск можно заметить, что почти на каждом диске присутствует маркировка. Обозначения на литых дисках и на штампованных – одинаковы и являются стандартными для любых автомобильных дисков. Сертификация дисков согласно UN/ECE 124 является обязательной на территории стран Европы.

В данной статье рассмотрим все возможные варианты обозначений наносимые на автомобильные диски и параметры дисков. На диске должен находиться логотип или товарный знак изготовителя, неделя и год производства, порядковый номер изготовления, максимально возможная нагрузка в фунтах или килограммах (MAX LOAD), максимально допустипое давление в шинах (MAX PSI), клеймо проверки контролирующего органа (SAE, РСТ, ISO, TUV), а для литых дисков должно присутствовать клеймо прохождения рентгеноконтроля, ну и самое главное типорамер диска.

Обозначения на диске

Рассмотрим основные параметры дисков и расшифруем маркировку автомобильного диска, на примере обозначений стандартного стального диска:

B — Тип кромки обода (конструкция закраины)

C — Ширина обода диска

E — Расположение крепежных отверстий (PCD)

G — Диаметр посадочного отверстия (DIA)

H — X-фактор (Caliper Clearance)

J — Внутренняя поверхность диска

5J x 14H2 5×120 ET35 d58,6 S

Ширина обода [5](rim width) расстояние от внутреннего края одного обода до внутреннего края противоположного, в дюймах. Возможные значения для легковых автомобилей: 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 6,5 и 7. К сведению, данное значение надо учитывать при выборе покрышек, так как для любой шины существует допустимый диапазон значений ширины обода диска на который возможно ее установить. Лучше если значения ширины обода попадает с середину данного диапазона.

Тип кромки обода [J](flange) физическая форма закраины обода, место где шина соединяется с диском. Возможные обозначения для легковых авто: J, JJ, JK, K, B, D, P. Точно ответить на вопрос, какой именно вид профиля обозначен конкретной буквой довольно сложно и долго. Самым распространенным для легковых автомобилей является J, для внедорожников JJ. К примеру, автомобили марки Ягуар (особенно старого образца) имеют тип закраины K, а у старых моделей WV Beetles возможны типы – P и B. Сложность точного описания конструкции закраины обозначенного конкретной буквой связана с тем, что описание в стандарте (Standards Manual of the European Tyre and Rim Technical Organisation) очень большое и неоднозначное, поэтому кратко изложить его не получиться. Под каждой буквой скрыто множество параметров таких, как: форма контура профиля, радиус закругления, угол наклона полок обода, их высота и другие, и для разных категорий транспортных средств эти параметры свои. Самый распространенный код J обозначает «Контур диска» (Rim Contour) только в одной категории «Коды от 10 до 26 на 5 градусов. Неразборный диск с глубоким ободом» (Code 10 to 26 on 5deg. Drop-Centre Rims). Различия между типами закраин обозначаемыми буквами B и J незначительные, но пренебрегать ими нельзя. Область прилегания покрышки к ободу очень критична, небольшие изменения профиля борта шины приводят к сложности и даже невозможности монтажа, а также к невозможности удерживать требуемое давление внутри колеса. Обозначения А и D контура обода попадают под категорию «Велосипеды, мотоциклы и скутеры» (Cycles, Motorcycles, and Scooters), а также возможны в категории «Промышленный транспорт и грузоподъемники» (Industrial Vehicles and Lift Trucks). Естественно, что контуры имеют совершенно разные геометрии по тем же обозначением в двух разных категориях. Закраины с обозначением S, T, V и W относятся к категории в «Грузовые автомобили, диски с плоским ободом»( Commercial Vehicles, Flat Base Rims), а обозначения E, F G H — к категории «Грузовые автомобили, диски с разборным ободом» (Commercial Vehicles, Semi-Drop Centre Rims). Резюмируя выше изложенное можно сказать, что лучше подбирать диски с типом закраины обода рекомендованным для Вашего автомобиля.

Разъемность обода [x]— знак “x” означает что обод неразъемный, т.е. состоит из одного элемента, а знак “-“ означает – разъемный, состоит из нескольких элементов. Неразъемный обод диска более жесткий и легкий по сравнению с разъемным, состоит из одного элемента. На такие диски возможен монтаж покрышек с эластичными бортами, поэтому применяется для колес легковых и малых грузовых автомобилей. Разъемный обод состоит из нескольких элементов, применяется в конструкции колес автобусов и грузовых автомобилей. Борта покрышек таких автомобилей настолько жесткие, что монтаж через закраину обода не возможен.

Монтажный диаметр [14](rim diameter) посадочный диаметр обода диска, при этом высота закраин обода не учитывается, в обиходе его еще называют радиус диска, измеряется в дюймах. При выборе покрышек должен соответствовать внутреннему (посадочному) диаметру шины. Стандартные значения для легковых авто и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19.

Кольцевые выступы (подкаты) [H2](hump) тип конструкции и количество кольцевых выступов (хампов) на посадочных полках обода, предназначенных для надежной фиксации бескамерной покрышки на диске и препятствующие оттоку воздуха при боковом воздействии на шину. Н2 показывает, что хампы расположены с двух сторон обода, просто Н означает, что только с одной стороны. Также возможны следующие обозначения: FH – (Flat Hump) хамп плоской формы, AH — (Asymmetric Hump) имеет ассиметричную форму, CH – (Combi Hump) комбинированной формы. Возможно полное отсутствие хампов, при этом на диске делается специальная полка SL (Special Ledge), конструкция которой спроектирована таким образом, что покрышка держится только за закраины обода и не соскакивает при движении.

Расположение крепежных отверстий [5×120](PCD — Pitch Circle Diameter) центры крепежных отверстий располагаются по окружности центр которой совпадает с центром диска. В данной маркировке [5] обозначает количество крепежных отверстий, а [120] – это диаметр окружности на которой крепежные отверстия расположены. Стандартные значения для PCD: 98, 100, 112, 114,3, 120, 130, 139,7 преимущественно они применяются производителями авто по традиции, либо обусловлено конструкцией авто. Количество отверстия для болтов обычно от 4 до 6, хотя редко бывает 3, 8 или 10. Распространенная ошибка, когда диск с PCD равным 98×4 одевают на ступицу с PCD 100×4. Ведь сложно оценить разницу между 98 и 100 мм на глаз, а приводит это к тому, что затянуть полностью можно только один болт, крепление будет затянуто с перекосом и прилегание к ступице будет не полным. Как следствие при движении возможно «биение» колеса и самопроизвольное откручивание незатянутых полностью болтов.

Вылет диска [ET120](ET — (нем.) Einpress Tief, offset, deport) расстояние в миллиметрах между плоскостью, проходящей через центр поперечного сечения диска и плоскостью находящейся в зоне соприкосания диска со ступицей автомобиля (привалочной плоскостью). Вылет диска бывает положительным, когда плоскость симметрии автодиска расположена дальше, от центра автомобиля, чем привалочная плоскость и обозначается ЕТ120. Отрицательный вылет диска обозначается как ЕТ-30 и значит, что привалочная плоскость на 30 мм дальше от центра авто, чем плоскость симметрии диска. Возможно также значение ЕТ0 в случае когда привалочная плоскость находиться в центре симметрии диска. Вылет диска должен полностью соответствовать значению, которое указал производитель автомобиля, в противном случае любое отклонение изменяет направления и величины сил действующие на подвеску, что в экстремальных условиях может привести к ее поломке.

Диаметр посадочного отверстия [d58,6](hub diameter, DIA) диаметр центрального (ступичного) отверстия диска, в миллиметрах. В основном величина данного параметра находится в пределах 50-70 мм. Подбирать диски надо в точном соответствии диаметра центрального отверстия диска и размера посадочного пояска на ступице автомобиля. Если диаметр посадочного отверстия диска будет меньше, то диск попросту будет невозможно одеть, если больше, то возможно использовать центрирующее посадочное кольцо. Такие кольца обычно идут в комплекте с не оригинальными дисками, это обусловлено удешевлением производства большой партии автодисков с одинаковым размером посадочного отверстия, чем выпуск множества мелких партий с разными отверстиями.

Симметричность монтажного ручья обода [S] – необязательное обозначение, возможные значения A и S. Монтажный ручей – это углубление посередине обода диска, служащее для облегчения монтажа и демонтажа покрышки, если символ “S” присутствует — это значит, что обод симметричный, т.е. монтажный ручей обода симметрично расположен относительно плоскости колеса. Если присутствует символ “А” либо нет данной маркировки, тогда монтажный ручей обода расположен асимметрично (со смещением).

X-фактор — (X-factor, Caliper Clearance, Brake Clearance) – расстояние от привалочной плоскости до внутренней поверхности диска. Для автомобилей у которых тормозные элементы выступают за плоскость крепления диска значение данного параметра имеет не малое значение, т.к. диски с х-фактором близким к нулю могут цепляться за выступающие элементы подвески.

Схожие по теме статьи:

Для вывода облака тегов необходим Flash Player 9 или выше.

Материалы: http://avtoshyna.ru/markirovka-diskov/

3 ≫

Поведение автомобиля во время движения на дороге имеет плохое свойство зависеть от соответствия шин и колесных дисков параметрам ходовой подвески. Что общего между нормальным ходом легкового автомобиля и маркировкой колесных дисков? Связь очевидна, и выбор нужно делать на основе правильной ее расшифровки.

С резиной проще, здесь многие параметры очевидны, сведения о характеристиках напечатаны в маркировке ровным рядочком на боковине колеса и понятны на интуитивном уровне. С колесными дисками сложнее, они покупаются гораздо реже, а иногда достаются в наследство вместе с машиной или задешево по случаю. Поэтому, чтобы не купить металлолом, нужно правильно читать маркировку колес, расшифровывать ее без ошибок.

Видео как правильно читать маркировку дисков:

Совет практика

Рынок завален колесами на любой вкус и финансы. Как ни странно, даже в продвинутых автолавках наряду с первоклассным товаром продается невесть что. Читаем маркировку и анализируем. Не связанные конкретными требованиями выдерживать место и форму маркировки производители ставят код маркировки:

  • в зоне центровочного ступичного кольца или плоскости сопряжения колеса и ступицы моста как с наружной, так и с внутренней стороны;
  • по периметру обода колесного диска, также в обоих направлениях;
  • в разных местах группами.

Маркировка представляет собой цифробуквенный код, содержащий уйму информации о конкретном изделии, позволяет выбрать «железо», но не гарантирует его качество. Код маркировки включает слегка путаный набор символов, характеризующий геометрические параметры колеса. Большинство технических сведений, используемых в маркировке, необходимы, но не всегда нужны потребителю.

Рассмотрим, как пример, такой вариант маркировки колес легкового автомобиля.

Третий, пятый и шестой показатели определяются техническими параметрами ступицы моста, поэтому выбор колесного диска всегда начинается с них.

Первое и самое важное число – размер ширины обода в дюймах, другими словами – от него отталкиваются при выборе резины или наоборот. Существует определенный ряд соответствия ширины колесных дисков параметрам резины. При известной ловкости рук можно одеть узкопрофильную резину на широкопрофильный диск, но в таком случае не исключены разнообразные сюрпризы. В лучшем случае отделаетесь постоянной подкачкой колес из-за плохого прилегания посадочного бортика шины, в худшем – округлением профиля протектора и «съеданием» резины в считанные месяцы эксплуатации.

Группа Jх15 в маркировке говорит о форме закраины борта диска, если у вас обычный автомобиль, то можно не обращать особого внимания. Для внедорожников и гоночных вариантов, скорее всего, будет стоять JJ – символ повышенной устойчивости к боковым нагрузкам и возможным срывам покрышки.

Код 5/112 в маркировке обозначает параметры крепления колеса. Количество отверстий под шпильки ступицы и диаметр в миллиметрах, на котором расположены оси креплений. Первый параметр явно лишний в маркировке, число легко контролируется визуально, он нужен скорее технологам или учетчикам. Второй – так же важен, как и посадочная ширина колеса. Иногда дополняется аббревиатурой PCD и ставится не в общей группе, а отдельно. В универсальных колесных дисках может существовать два диаметра отверстий под шпильки ступицы. В таком случае обозначение будет выглядеть, как 5х100/120 – два ряда отверстий, расположенных на окружности в 100 и 120 мм. Возможно, подобная унификация привлекательна для производителя, но преимущества для потребителя весьма сомнительны, второй ряд отверстий, даже в усиленном варианте, снижает прочность и увеличивает вероятность развития трещин.

На поверхности ручья обода колесного диска предусмотрены специальные кольцевые выступы, именуемые хампами, от слова hump – выступ или бугор. Их задача – обеспечить устойчивость посадочного бортика шины. Параметры H – один выступ или H2 – два выступа. Для обычной резины – вещь второстепенная, но, если планируете использовать шины с усиленными боковинами, именуемыми в народе «бронированные», или правильно – RunFlat, о значении параметра стоит поинтересоваться именно у продавцов резины.

Два наиболее важных параметра колесного диска – ET и D

ЕТ, ET45 в маркировке так называемый вылет, или расстояние от плоскости симметрии шины, перпендикулярной оси вращения, до поверхности прилегания диска к ступице моста. Заводом-изготовителем машины рекомендуется определенный параметр вылета колесного диска для конкретной модели автомобиля.

Теоретически, чем больше абсолютное значение вылета, тем больше нагрузка на ступичные подшипники. Лучшее значение ЕТ=0. Но особенности конструкции колесных арок, тормозных суппортов и амортизаторных стоек вынуждают применять колесные диски с вылетом. Ширина обода диска в ряде случаев связана с размером вылета диска. Иногда автолюбители устанавливают по собственной инициативе колеса с большей шириной обода, чем рекомендованные заводской маркировкой. В итоге часть колеса выступает за пределы колесных ниш. Такие варианты можно определить невооруженным глазом. Пыль, грязь, царапины от гравия на дверях и задних крыльях позволяют определить нарушение вылета диска безо всякой маркировки.

Специалисты в один голос утверждают, что превышение вылета колеса уменьшает ресурс подшипников, но реальной статистики выходов из строя практически нет, поэтому вопрос остается открытым.

В маркировке параметр D всегда определяет диаметр посадочного центрирующего отверстия в колесном диске, позволяющего точно установить колесо на соответствующий выступ на ступице. Размер в маркировке дается с десятыми миллиметра, и соблюдать этот параметр крайне важно. От его соблюдения в значительной степени зависит точность и прочность крепления колеса. Часто производителю более выгодно изготавливать колесные диски с большим размером D, прилагая к комплекту дисков набор дешевых переходных колец-проставок. В таких случаях уменьшается глубина завинчивания гайки на величину проставки и снижается надежность крепления.

Последним и очень важным является показатель MAX LOAD, или величина предельной нагрузки на диск. Указывается в фунтах или килограммах.

Группа обозначений маркировки, не связанных с безопасностью движения

Дополнительно на колесных дисках может присутствовать:

  • маркировка производителя;
  • фирменное название;
  • предельное давление в шине, например, MAX PSI 50 GOLD;
  • способ обработки металла, например, FORGET (кованый);
  • дата выпуска в виде недели и года. Например, 0115 –первая неделя 2015г.

Эти сведения в маркировке важны для маркетинга или правильной продажи товара, но для автомобилиста они отходят на второй план, если, конечно, целью покупки колесных дисков не является повышение внешнего вида автомобиля, престижа и самооценки.

Технологически литые диски колес изготавливаются методом литья или жидкой штамповкой легких сплавов – алюминиевых, магниевых и титаномагниевых. Кроме перечисленных индексов, в маркировке литых дисков автомобиля обязательно будет присутствовать клеймо проверки рентгеном, клеймо организации, контролирующей качество изготовления. Причем, последнее на стенках колес выбивается в виде эмблемы или пиктограммы.

На видео можно посмотреть маркировку дисков J7x16, PCD 5x114.3 ET45 более подробно:

Материалы: http://mashintop.ru/term.php?id=129


Back to top