Как работает электронная система контроля курсовой устойчивости автомобиля(ESC, ESP)

1 ≫

В середине 90-х годов, был сделан значительный шаг в сторону безопасного вождения автомобиля, а именно была создана электронная система контроля устойчивости (ESC).

Разработчик этой системы — немецкий автоконцерн Bosch. Эта система впервые была установлена на Mercedes-Benz S-Class и BMW 7-й серии. На данный момент эта система известна под разными названиями, например, у Audi она называется ESP, у Ford — это Advance Trac, у GM — Stabilitrak, у Porsche — Porsche Stability Management.

Во всех этих системах, независимо от их названия, применяются датчики, которые вместе с электронным блоком управления (ЭБУ) помогают водителю при необходимости.

Датчик вращения контролирует вращение автомобиля вокруг оси Z. Если на повороте автомобиль заносит, система ESC фиксирует это и предпринимает действия, чтобы стабилизировать положение автомобиля. В распоряжении ESC находятся все современные электронные системы автомобиля, поэтому она может активировать один или несколько тормозов, в зависимости от ситуации и изменить угол открытия дросселя, чтобы уменьшить скорость движения. Электронный блок управления ESC фиксирует разницу между углом поворота рулевого колеса и направлением автомобиля, производит поправки, чтобы направление автомобиля совпадало с тем, которое задумал водитель.

Электронная система контроля стабилизации (ESC), пользуется двумя другими системами, ABS и traction control, а также несколькими датчиками. Таким образом, через ABS, ESC может воздействовать на одно конкретное колесо или на все сразу, по мере необходимости, чего не может сделать водитель.

Для безопасности движения ESC контролирует тягу автомобиля и в случае, если обнаруживается резкое возрастание скорости вращения одного из ведущих колес (что означает потерю сцепления и начало буксования), электронный блок управления принимает меры для снижения тяги и/или притормаживая это колесо.

Для снижения тяги могут (в зависимости от реализации системы) использоваться следующие методы:

  • прекращение искрообразования в одном или нескольких из цилиндров;

Если есть разница между углом поворота рулевого колеса и направлением автомобиля, то ESC будет работать системой контроля тяги, контролируя дроссель, чтобы уменьшить скорость и воздействует ABS-ом на нужные колеса (или колесо).

Отличие систем ESC и ABS заключается в следующем, ESC контролирует движение автомобиля из стороны в сторону вокруг вертикальной оси, а ABS вперед—назад.

  • Датчик угловой скорости колеса расположен на каждом колесе и измеряет скорость его вращения;

Преимущества электронного контроля устойчивости.

Наиболее важную роль ESC играет в безопасности движения, сокращая количество тяжелых аварий. Электронная система контроля устойчивости, наряду с другими системами безопасности и регулирования, находящихся на борту современных транспортных средств, может помочь водителю сохранять контроль на дороге. ESC не избавляет от случайных столкновений с другими машинами, для этого существуют другие системы. Одна из них измеряет расстояние между передним бампером Вашей машины и задним бампером впереди идущей машины, не позволяя уменьшить это расстояние ниже определенного значения. ESC вступает в действие, когда скольжение колес — означает потерю контроля над автомобилем, независимо есть ли кто-нибудь на дороге или нет.

Материалы: http://hubstub.ru/auto/9-kak-rabotaet-elektronnaya-stabilizaciya-avtomobilya.html

2 ≫

Автомобиль стоимостью 2 млн. Евро ждет своего покупателя

Красивые автомобили и красотки

Hamann Motorsport создали тюнинг-пакет для BMW 6-серии.

Kia Venga: Компактный колобок для большого города

Система курсовой устойчивости ESP (Electronic Stability Program)

В эффективности системы курсовой устойчивости не приходится сомневаться: американская организация IIHS провела исследования, относительно эффективности автомобилей с системой курсовой устойчивости ESP. Результаты были впечатляющими: число погибших в ДТП удалось уменьшить до 43%, а в одиночных ДТП даже до 56%. Вывод: система курсовой устойчивости (ESP) помогает водителю справляться с управлением автомобиля в сложных условиях. Да и перевернуться на автомобиле с ESP гораздо сложнее. Данные американских ученых показали, что вероятность переворота на автомобиле с ESP с летальным исходом снижается на 77-80%. В свою очередь, исследования немецких страховщиков показали, что от 35-40% всех ДТП с летальным исходом могли окончиться удачей, если автомобиль, попавший в аварию был оборудован ESP. По мнению немцев, система курсовой устойчивости является современной палочкой-выручалочкой для многих водителей (в первую очередь, для неопытных).

Система курсовой устойчивости в большинстве своем (в Америке и Европе) обозначается как ESP ( от. Нем. Electronic Stability Programme — электронная программа устойчивости), на других автомобилях она обозначается по-другому:

На автомобилях Honda и Acura система курсовой устойчивости обозначается как VSA (Vehicle Stability Assist);

На Hyundai, KIA (иногда Honda) система обозначается как ESC (Electronic Stability Control);

На автомобилях Rover, Jaguar, Mazda, Mini и BMW система обозначается как DSC (Dynamic Stability Control);

На шведских автомобилях VOLVO система курсовой устойчивости обозначается как DTSC (Dynamic Stability Traction Control);

На автомобилях Mitsubish система курсовой устойчивости обозначается как MASC (Mitsubishi Active Stability) Control System;

CST (Controllo Stabilita e Trazione) — именно так обозначается система курсовой устойчивости у итальянских автомобилей Ferrari;

В автомобилях FORD применяется обозначение RSC (AdvanceTrac with Roll Stability Control), иногда IVD (Interactive Vehicle Dynamics);

На автомобилях, Buick, Cadillac и Chevrolet система ESP обозначается как StabiliTrak;

На немецких автомобилях Porsche эта система обозначается как PSM (Porsche Stability Management);

На автомобилях Subaru , Infiniti,Nissan, Alfa Romeo эта система обозначается как VDC (Vehicle Dynamic Control).

На автомобилях Maserati эта система обозначается как MSP (Maserati Stability Programme)

- Блок управления системой;

Система ABS с ее впускными и выпускными клапанами;

Контрольные лампы оповещения системы ESP, ABS и тормозов.

Система ASR с ее переключающими и клапанами высокого давления;

Датчик давления тормозной системы;

Датчик скорости поворота;

Датчик поперечного ускорения;

Датчик угловой скорости колес;

Датчик угла поворота рулевого колеса;

Датчик продольного ускорения;

Датчик скорости поворота машины;

Как уже указывалось, все эти датчики используется в оценке фактических параметров движения автомобиля и оценке действий водителя.

Система ESP изменяет крутящий момент двигателя автомобиля (это достигается следующими путями: изменяется положение дросселя, отменяется переключение передачи в АКПП, пропуск впрыска топлива, изменение угла опережения зажигания, пропуск импульсов зажигания, если есть полный привод, то происходит перераспределение крутящего момента между осями).

Система ESP производит подтормаживание колес автомобиля. Это действие производится путем включения в работу определенных систем активной безопасности автомобиля. При этом, наблюдается циклический характер работы.

Если в автомобиле имеется система активного рулевого управления, то система ESP изменяет угол поворота передних колес автомобиля.

В случае наличия в автомобиле адаптивной подвески, система ESP изменяет степень демпфирования амортизаторов.

На сегодняшний момент, системы курсовой устойчивости производят следующие компании: Robert Bosch GmbH; Delphi; Hitachi, Nissan Kogyo, TRW, WABCO, Bendix Corporation, Mando Corporation, Teves, Continental Automotive Systems.

Материалы: http://avtomaxx.ru/sistema-kursovoy-ustoychivosti-esp-electronic-stability-program.html

3 ≫

Доступно о системе динамической стабилизации автомобиля, ее достоинствах и недостатках

В производстве современных автомобилей все больше внимания уделяется системам активной безопасности движения. Антиблокировочная система тормозов, разнообразные системы парковки, круиз–контроль, камеры ночного виденья и т. д. Но вот эту систему можно по праву назвать функцией, позволяющей избегать ДТП. Речь идет о системе курсовой устойчивости автомобиля

В кругах экспертов эти системы называют по разному ESC (Электронная система стабилизации) или DSC (динамическая система стабилизации), но именно ее считают самым важным изобретением в сфере автомобильной безопасности после ремней безопасности. Она обеспечивает водителю наилучший контроль за поведением автомобиля.

Электронная система стабилизации срабатывает в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем.

Определение потери управляемости происходит путем сравнения блоком управления действий водителя и реальных параметров движения автомобиля. В случае, когда желаемые параметры существенно отличаются от фактических, система динамической стабилизации распознает ситуацию как неконтролируемую и тут же включается в работу. Время ее срабатывания не превышает 20 миллисекунд. Работает ESP на любых скоростях и при любых режимах движения (разгон, торможение, движение по прямой, прохождение поворотов, а также при свободном качении).

Стабилизация движения транспортного средства может достигаться следующими способами:

притормаживание определенных колес;

снижение оборотов двигателя;

закрытие дроссельной заслонки;

пропуск впрыска топливо- воздушной смеси;

изменение угла опережение зажигания;

отмена переключения передачи в АКПП;

перераспределение крутящего момента между осями на полноприводных автомобилях.

изменение угла поворота передних ведущих колес (при наличии системы активного рулевого управления);

изменение жесткости амортизаторов (при наличии адаптивной подвески).

Если описать работу системы простым языком, то получится примерно так: система анализирует положение всех колес автомобиля и в зависимости от ситуации, может управлять каждым из них независимо друг от друга, по необходимости притормаживая то или иное, чтобы стабилизировать положение. Система работает, основываясь на сотни и тысячи алгоритмов, заложенных в нее техническим прогрессом.

В зависимости от производителя система курсовой устойчивости может иметь различные торговые наименования:

ESP (Electronic Stability Program) на Audi, Citroen, Fiat, Mercedes-Benz, Opel, Peugeot, Renault, Volkswagen и другие;

ESC (Electronic Stability Control) на Kia, Hyundai;

DSC (Dynamic Stability Control) на BMW, Land Rover, Mazda, Mini;

DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на Volvo;

VSA (Vehicle Stability Assist) на Acura, Honda;

VSC (Vehicle Stability Control) на Lexus, Toyota;

VDC (Vehicle Dynamic Control) на Infiniti, Nissan, Subaru.

Система курсовой устойчивости во многом объединяется с антиблокировочной системой и имеет следующее устройство:

датчик угла поворота руля;

датчик давления в тормозной системе;

датчик угловой скорости колес;

датчики продольного и поперечного ускорения;

датчик скорости поворота.

Следует помнить, что ESP не отменяет законов физики и не дает стопроцентную гарантию безопасности движения. Если дорога очень скользкая, то эффективность системы резко падает. Поэтому даже при небольших превышениях скорости на автодороге с маленьким коэффициентом сцепления возможность вылета с трассы увеличивается в разы. Помимо этого, если автомобиль сорвался в глубокий занос, стабилизировать его с работающей ESP намного сложнее, чем с выключенной.

Когда же стоит применять систему динамической стабилизации? Каждый сам для себя решает как удобнее и безопаснее ездить. Можно только посоветовать отключать эту систему в следующих ситуациях:

При езде с небольшой скоростью по сыпучему грунту или размытой дождем грунтовке.

При установленных на колеса цепях.

Если машина застряла в снегу или грязи.

При движении по 15-20 см снега, для предотвращения раннего срабатывания антипробуксовочной системы.

Отключение системы помогает проходить сложные, труднопроходимые и скользкие участки. При обычном режиме движения всегда включайте ESP.

Многие водители утверждают, что система курсовой устойчивости не нужна. Но проведенные исследования показывают, что одну треть аварий со смертельным исходом можно было бы избежать, если бы все автомобили были оснащены ESP. Эта система на сегодняшний день является самой эффективной системой безопасности, поэтому она нужна не только начинающим автолюбителям, но и профессионалам.

Но, несмотря на все плюсы ESP, в редких случаях она может привести к непредвиденным последствиям и даже авариям. Например, на неровной грунтовке в случае отрыва колеса от дороги, или при движении по льду, когда машину уже начало нести. В таких ситуациях стабилизировать движение гораздо тяжелее, поэтому необходимо заранее отключать систему.

Можно привести случай из жизни:

Водителю нужно было развернуться. По встречной полосе шел интенсивный поток. Заметив небольшой интервал между встречными машинами, автолюбитель нажал газ. Зад слегка повело. И тут вмешалась ESP и «придушила» двигатель. Хорошо, что водители на встречной полосе успели притормозить и тем самым избежать аварии.

Весьма опасно полагаться на электронные системы при агрессивном вождении. Причем самое печальное, что не только для «гонщика», но и для окружающих занос автомобиля на скользкой дороге опасен сам по себе, а когда он происходит при превышении оптимальной скорости, он становится смертельно опасным. А системы курсовой устойчивости, пытаясь исправить ситуацию, лишь ухудшают положение.

Нужна ли вам такая система безопасности или нет, решать вам. Но очень многих аварий удалось избежать благодаря этому полезному автомобильному гаджету.

Материалы: http://www.rul.by/magazine/64323.html


Back to top