Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

1 ≫

Как важна работа тормозов в экстремальных условиях, знают все, часто от них зависит жизнь водителя и других участников дорожного движения. Если только у вас не работает педаль тормоза, следует сразу же прекратить использование транспортного средства. Уберечься от несчастных случаев поможет устранение неисправности тормоза. Чтобы знать, какие могут возникнуть неполадки и как починить машину, нужно очень хорошо знать принцип работы тормозного устройства. Рассмотрим подробно, как работает на ВАЗ-2109 тормозная система.

Схема тормозов ВАЗ-2109

Устройство тормозов на модели ВАЗ-2109 можно назвать классическим, оно почти не подвергалось никаким переделкам по отношению к аналогичным автомобилям предыдущих выпусков.

Главной особенностью тормозного устройства данной модели ВАЗа является наличие диагонального разделения на контуры. Эта система повышает уровень безопасности при торможении. Как работает такая система? Каждый контур гидропривода тормозов имеет свою зону ответственности: первый отвечает за функционирование правого переднего и заднего левого тормозного механизма, второй – за переднего левого и заднего правого. В случае, если отказывает в работе один из тормозных контуров, то системой используется второй контур. И таким образом происходит торможение и остановка автомобиля.

Непосредственно схема работы тормозного устройства: водитель нажимает на педаль торможения, сигнал передается на толкатель, после этого происходит поочередное вдавливание 2-х поршней в главный тормозной цилиндр, выступающий в роли распределителя тормозной жидкости по системе, которая образует наличие давления в системе. Это давление по шлангам поступает на цилиндры тормозов, и машина начинает тормозить.

Следует учесть, что давление в тормозной системе ВАЗ-2109 довольно-таки существенно. Во избежание порывов и протекания жидкости, нужно использовать только качественные металлические трубки и шланги с армированием.

Прокачка тормозного устройства

Чтобы тормоза никогда не отказывали, следует проводить прокачку. Когда это нужно делать:

после любого ремонта;

после замены каких-либо компонентов;

при замене тормозной жидкости;

после смены колодок;

после замены шлангов;

при смене цилиндров.

При любом вмешательстве, указанном выше, и некоторых других, в тормозную систему может попасть воздух. Чтобы избавиться от воздуха, который препятствует эффективной работе авто, нужно выполнить прокачку.

Предварительно требуется очистить от грязи все соединительные шланги и трубопроводы, чтобы убедиться в их герметичности. При очистке нельзя пользоваться острыми предметами. После этого нажать на педаль и застопорить ее. Следует внимательно осмотреть все соединения, чтобы они были сухими, если где-то просачивается жидкость, нужно подтянуть крепления.

Когда все готово, можно начать собственно прокачку тормозов. Лучше это делать вдвоем. Сначала нужно надеть резиновый шланг на головку цилиндра, ослабить затяжку штуцера и начать выпускать воздух. Вскоре вместе с воздухом начнет выходить и тормозная жидкость. Закручиваете штуцер, после этого следует нажатие на педаль. Так прокачиваете до тех пор, пока в тормозной жидкости не будут появляться пузырьки воздуха. По окончании работ крепко затянуть штуцеры и надеть на них колпачки.

Не стоит забывать и о порядке проведения прокачки. Начинать нужно с заднего правого колеса, далее переднее левое, после заднее левое и, наконец, переднее правое. Порядок этот нарушать нельзя.

Неполадки тормозной системы и их устранение

Перед любым выездом на авто следует первым делом проверить тормоза. Мигание лампочки, входящей в тюнинг, оповестит вас о нехватке тормозной жидкости. Следует долить ее и сделать прокачку тормозов.

Могут быть и такие неполадки, как протекание жидкости. Об этом свидетельствуют маслянистые пятна под машиной. Узнать, откуда происходит утечка, можно только непосредственным осмотром. Обнаружив место протекания, нужно устранить причину разгерметизации и прокачать. Но если следов протекания не видно, а количество жидкости уменьшается, то это может свидетельствовать о проблемах с главным тормозным цилиндром. При этом ТЖ попадает в камеру вакуумного усилителя. Во всех этих случаях главное – найти причину утечки и устранить ее (и не забыть прокачать тормоза).

В других ситуациях, когда тормоза работают с перебоями, причиной может быть регулятор давления. Он требует доработки или регулировки. Но и после восстановления в этом случае может возникнуть такая ситуация, когда на тормозную поверхность колеса попадает смазка и, например, задняя пара колодок замаслена, а передняя работает, как положено. Торможение при этом происходит неравномерное. Здесь надо очистить загрязненную поверхность.

Бывает и такая неприятность, когда растормаживание не происходит до конца. Если здесь задействованы все колеса авто, то следует отладить свободный ход педали. Если же это касается одного из колес, то причиной может быть или какой-то тормозной цилиндр, или регулятор давления.

Это основные проблемы в тормозной системе ВАЗ-2109. Сколько еще существует других, но все они являются побочными. Чтобы их избежать, нужно самое элементарное: следить за уровнем тормозной жидкости, вовремя менять ее, содержать в чистоте тормозные колодки. Берегите свою машину и приятных вам поездок!

Материалы: http://ladaautos.ru/vaz-2109/sxema-prokachka-i-remont-tormoznoj-sistemy-vaz-2109.html

2 ≫

ВАЗ 2109 – очередной представитель из семейства ВАЗа, которого в народе называют как: «девятка», «Спутник\ Samara». Данная машина представляет собой малый автомобиль второй группы с кузовом хэтчбек и улучшенной тормозной системой ваз 2109. Впервые на авторынке данный автомобиль появился в 1987 году, а в 2006 претерпел реконструкцию и вышел в качестве обновленной версии. В периоде с 2007 года по 2011 девятка собиралась на территории Украины заводом «ЗАЗ». Исходя из наблюдений ВАЗ 2109 – это продолжение ВАЗа 2108, только в случае девятки – имеются пять дверей.

Как отмечалось выше, девятка- это пятидверныйхэтчбек. Большинство автолюбителей склоны полагать, что ВАЗ 2109 выглядит куда солидней, нежели его предшественник ВАЗ 2108. Самые первые модели Лады Самары были переднеприводными, впрочем, как и большинство советских машин.Девятка была оснащена поперечно расположенным карбюраторным (инжекторы только входили в моду) четырехцилиндровым двигателем объемом в 1,3литра, и мощностью в 65 лошадиные силы. Благодаря данному двигателю полностью загруженный автомобиль (рекомендуется не превышать нагрузку авто более чем 425 кг) мог разогнаться до 101 км\ч за 18,5 секунд, достигая скорости, равной 156 км\ч.

Выпуск ВАЗа 2109 прервали в 1997 году по причине остановки производства маломощных двигателей ВАЗ-2108 (дело в том, что и ВАЗ 2109 являлся носителем двигателя того же типа). В связи с чем, была разработана и выпущена усовершенствованная модель в виде ВАЗ- 21093, где тормозная система ваз 2109 была полностью усовершенствована.Последняя, в свою очередь, является единственной «девяткой», которую сегодня производят. ВАЗ 21093 оснащена двигателем ВАЗ 21083 объемом в 1,5л, на основании чего скоростной результат был улучшен на несколько секунд, по сравнению с ВАЗ-2109. Немного погодя свет увидели ВАЗы с инжекторными двигателями с тем же объемом в 1,5 литра. Параллельно стала выпускаться модификация с двигателем, объем которого составлял 1,1 литр и служил причиной радости для экономных водителей.

Девятка оснащена системой тормозов с диагональным разделением контуров, что означает наличие такой схемы: один контур гидропривода тормозов обеспечивает функциональность правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, второй тормозной контур – левого переднего и правого заднего. Такой механизм способствует безопасности пассажиров при вождении авто, главное не забывать про ремонт тормозной системы ваз 2109. Примечательна эта система тем, что при отказе одного из контуров рабочей тормозной системы может использоваться второй контур, который сопровождает последовательную остановку автомобиля с достаточной эффективностью. Схема работы тормозной системы девятки заключается в следующем алгоритме: нажимая на педаль тормоза, передается импульс толкателю, который вдавливает два расположенных поочередно поршня в главный тормозной цилиндр, после чего поршни вытесняют тормозную жидкость. В результате последнего действия в системе образуется давление, которое переходит по шлангам на цилиндры тормозов (тут поршни придавливают тормозные колодки к тормозным дискам), в результате автомобиль тормозит. Данное устройство тормозной системы считается выгодным и безопасном, т.к. при выходе из строя одного из контуров, автомобиль продолжит тормозить за счет двух оставшихся колес.

Как видно по рисунку, схему тормозной системы ВАЗа можно представить в виде целостной системы, состоящей из следующих деталей:

  1. тормозной механизм переднего колеса;
  2. трубопровод контура левый передний – правый задний тормоз;
  3. главный тормозной цилиндр;
  4. трубопровод контура правый передний-левый задний тормоз;
  5. бачек главного тормозного цилиндра;
  6. вакуумный усилитель тормозов 2109;
  7. тормозной механизм заднего колеса;
  8. рычаг регулятора давления тормозов;
  9. регулятор давления тормозов;
  10. рычаг привода регулятора давления тормозов;
  11. педаль тормоза.

Как и любой другой автомобиль, ВАЗ 2109 нуждается в периодическом осмотре и ремонте. В связи с тем, что тормозная система- это взаимодополняющий ряд деталей, работа которых направлена на остановку машины, стоит отметить, что «сломаться» сразу вся система не может. Вполне вероятно, что из строя выйдет одна-две детали в последствии чего вся тормозная система даст сбой. Если появились некие признаки неисправности в работе автомобиля, следует обратиться в автосервис с целью диагностики машины.

При выявленных нарушениях в работе тормозной системы (сильная вибрация тормозной педали, проваливание педали при нажатии, удары в рулевой колонке при торможении и т.п.), Схема тормозной системы ваз 2109 не хитрая, но вам, скорее всего, предложат следующие типы ремонтных работ:

  • заменить вакуумный усилитель;
  • проверить обратный клапан вакуумного усилителя;
  • заменить тормозной цилиндр ;
  • отрегулировать привод регулятора давления тормозов;
  • заменить сам регулятор, а так же тормозную жидкость;
  • отремонтировать тормозные суппорты передних колес и т.д.

Если вы собрались заняться самостоятельно тюнингом тормозной системы Лады девятки, то у вас есть два варианта:

  • заказать алюминиевую (можно бронзовую) крышку на главный тормозной цилиндр, далее необходимо завернуть в нее вентиль от камеры и дополнительным шлангом, после чего соединить с запасным колесом. В данном случае обратите внимание на показатели давления: оно не должно превышать 0,5-0,7 кгс\см2).
  • соединить резиновую грушу со штуцером колесного тормозного цилиндра (постарайтесь сделать это как можно плотней), далее сжать грущу и отвернуть штуцер; когда груша заполнится наполовину, то следующий шаг- это завертывание штуцера. Повторить процедуру прокачки тормозов 3-4 раза. При пробном торможении проверьте работу тормозов, вам желательно знать устройство тормозной системы ваз 2109.

Как показывает практика, стремитесь отдать предпочтение первому подходу, т.к. именно он считается самым надежным.

После прокачки обратите внимание на ход педали тормоза: слишком свободное движение данной детали говорит о заедании именно колесного тормозного цилиндра, что ведет к повышенному расходу топлива и как следствие – к ускоренному износу тормозных колодок. Если тормозная педаль ну уж слишком легко поддается воздействию ноги, то это говорит о сверхнормативных зазорах в механизме самой педали и нецелостности (или герметичности) тормозной системы автомобиля.Однако не стоит особо радоваться, если свободный ход педали уменьшается при неоднократном нажатии на педаль - это означает, что в тормозной системе скопился воздух. Бывают и такие ситуации, когда при торможении педаль начинает вибрировать, в данном случае проблему стоит искать в короблении тормозных дисков. Если с вами случилась эта неприятность, то устранить ее можно будет только путем замены тормозных дисков.

Множество автомобилистов, испытавших в действии девятку,оставили в большинстве случаев неблагоприятные отзывы, к примеру: низкий уровень комфорта автомобиля, недоработанная эргономика, а если ко всему прочему машина поддержанная – то учащаются жалобы на частые поломки, при езде у некоторых девяток гремит панель, а так же оставляет желать лучшего работа печки, особенно зимой. Автолюбителя рекомендую следить за автомобилем. Прокачка тормозной системы ваз 2109 поможет обезопасить вас и ваших близких от несчастных случаев.

Что касается плюсов Спутника\Samara, то цель разработчиков сделать автомобиль вездепроходцем себя оправдала, многие участвовавшие в социологических опросах это подтвердили. Так же отметили как положительную сторону доступность ремонта, дешевые детали. Помимо этого, симпатией пользуются бампера, передний привод и низкая стоимость ВАЗа 2109.

Материалы: http://auto-grad73.ru/stati/vaz-2109-i-ego-sostavlyayushhie.html

3 ≫

Тормозная система ВАЗ-2109 двухконтурная, имеет гидравлический привод. Давление в ней достаточно большое, поэтому необходимо использовать шланги с надежным армированием и металлические трубки. Конечно, их состояние требуется поддерживать на должном уровне, чтобы не произошло утечки жидкости. Но преимущество системы, используемой на автомобиле в том, что при обрыве одного из шлангов, торможение все равно будет проводиться двумя колесами. Следовательно, аварийной ситуации получится избежать. В крайнем случае, можно воспользоваться стояночным тормозом.

ГТЦ является наиболее важным, так как именно с его помощью создается необходимое давление в трубках. Состоит он из поршня, который двигается в полости цилиндра, по идеально ровной поверхности. В качестве уплотнителей использованы резиновые кольца, которые при проведении ремонта обязательно нужно заменять. Тормозная система автомобиля ВАЗ-2109 имеет высокую эффективность, во многом это обеспечивается за счет использования надежных элементов.

Особое внимание следует уделять тормозной жидкости при эксплуатации автомобиля. Не секрет, что она является слишком агрессивной, содержит множество присадок, которые обеспечивают стабильную работу. Заметьте, что при сжатии происходит повышение температуры жидкости, следовательно, изменяется ее вязкость. Применение присадок позволяет избавиться от этого эффекта. Один минус – дополнительные компоненты со временем улетучиваются. Опытные мастера рекомендуют проводить замену жидкости в системе не реже одного раза в два года.

Если вы знаете устройство тормозной системы ВАЗ-2109, то вы видели, что на противопожарной перегородке (между салоном и моторным отсеком) имеется большая, цилиндрической формы, емкость, с которой соединяется ГТЦ. Также от этой емкости идет шланг к карбюратору (если такая система впрыска топлива применяется на автомобиле). Вот это и есть вакуумный усилитель тормозов.

Служит он для облегчения управления автомобилем. С его помощью снижается в несколько раз усилие, которое необходимо приложить к педали, чтобы осуществить остановку машины. Комфорт и безопасность вам обеспечены. Чтобы по достоинству оценить все преимущества использования данного устройства, попробуйте проехать на стареньком "жигуленке", у которого нет вакуумного усилителя. Разница просто колоссальная – все движения колодок отдают ударами в педаль, а эффективность торможения крайне низкая.

На передней оси устанавливаются суппорты, которые крепко прижимают колодки к поверхности диска. Когда выполняется ремонт тормозной системы ВАЗ-2109, к замене суппортов прибегают крайне редко, так как ресурс у них большой. Это устройство, состоящее из алюминиевого корпуса, в котором находится отверстие для подключения к трубке с помощью шланга. Рядом расположено отверстие, в которое вкручивается штуцер, используемый при прокачке системы. Внутри располагается стальной поршень. Он-то и приводит в движение колодки.

Крепление переднего суппорта производится к ступице колеса при помощи двух болтов. При проведении работ не нажимайте педаль тормоза, если сняты передние колодки. Это приведет к тому, что поршень выдавится из корпуса. Собрать после этого его не получится. Немного проще устроена задняя тормозная система ВАЗ-2109. В ней используется суппорт, но он выполнен в виде цилиндра, по обе стороны которого расположены поршни. С их помощью происходит разведение колодок в стороны.

Этот элемент позволяет сделать тормозную систему более эффективной. Не секрет, что весь процесс торможения производится на 75% передними колесами. И оставшееся - задними. Но это примерное значение, зависит оно от многих параметров. Например, степень загрузки автомобиля на него влияет, а также интенсивность торможения. Следовательно, для эффективной работы необходимо, чтобы тормозная система ВАЗ-2109 самостоятельно проводила регулировку усилия на суппортах передних и задних колес.

С помощью этого несложного механизма снижается давление в трубке, по которой подается жидкость к задней оси автомобиля. Крепление его производится к задней балке при помощи кронштейна. При проведении ремонта необходимо резьбовые соединения заранее обрабатывать проникающей смазкой. Для выкручивания концов трубок потребуется использовать специальный ключ. Его можно приобрести в автомагазинах, он обжимного типа. В отличие от рожковых или накидных, не облизывает грани.

Можно даже сказать, что это второстепенный элемент всей системы, так как, к сожалению, не все автомобилисты пользуются стояночным тормозом. Поэтому не следят за состоянием данного узла, без которого схема тормозной системы ВАЗ -2109 казалась бы неполной. Причина тому – привычка устанавливать машину на скорость. И зимой такая привычка оказывается полезной, ведь может произойти примерзание колодки к барабану. При начале движения весь механизм в задних барабанах попросту может развалиться.

Но зачастую стояночный тормоз необходим. Только правильно отрегулировать его не каждый может. Работу желательно проводить на яме или подъемнике, так удобнее. Сначала на два щелчка поднимите рычаг стояночного тормоза. Затем, используя ключи и проникающую смазку, ослабьте контргайку. Второй, регулировочной гайкой, проведите натяжение троса. Опустите рычаг и проверьте, не касаются ли барабанов колодки. Если нет, то настройка проведена правильно.

При проведении этой работы потребуется использовать специальный обжимной ключ на 8, о котором говорилось выше. Также приобрести нужно в магазине медные прокладки. Старые использовать запрещается, так как они деформированы и не смогут обеспечить герметичность. Всего тормозная система ВАЗ-2109 имеет три гибкие трубки – для подключения передних суппортов и для соединения усилителя с контуром задних колес.

При замене шланга нужно сливать жидкостью полностью. Для этого нужно выкрутить штуцеры на каждом из суппортов. В месте соединения гибкой и твердой трубок установлена металлическая скоба, которая крепит их к кронштейну на кузове. Также шланги при помощи резинового уплотнителя крепятся к стойке амортизатора. В месте соединения шланга с металлической трубкой и суппортом необходимо устанавливать медные шайбы для уплотнения.

Проводится замена жидкости в системе планово, как упоминалось выше, раз в два года. Но если ремонтируется тормозная система ВАЗ-2109, устанавливаются новые трубки или шланги, то потребуется доливать жидкость и осуществлять прокачку. Для этого собираются все элементы, заливается жидкость в расширительный бачок. Прокачка осуществляется с самого дальнего колеса – заднего правого. И продвигаетесь по мере приближения к переднему левому, которое находится ближе всех к тормозному цилиндру. Чтобы не запутаться в первый раз, вам поможет схема тормозной системы ВАЗ-2109.

Пригодится вам небольшая емкость, в которую наливаете тормозную жидкость. Также нужно воспользоваться небольшим куском прозрачного шланга. Если нет подходящего, то на время ремонта позаимствуйте с системы очистки ветрового стекла. С его помощью производите контроль воздуха, выходящего из системы по пузырькам. Помощника усаживаете на водительском сиденье, он должен выжимать педаль и держать ее в крайнем положении. В это время вы выкручиваете штуцер и выпускаете воздух. Впрочем, при любой неисправности тормозной системы ВАЗ-2109 прокачку нужно проводить – это обеспечит эффективность работы.

Впрочем, это самое простое, что может вас ожидать при обслуживании. К сожалению, на автомобилях ВАЗ-2109 не предусмотрен контроль износа колодок, поэтому его нужно проводить визуально. Для проведения замены потребуется снять колесо, предварительно приподняв ремонтируемую сторону. После этого выкручиваете один болт крепления суппорта и сдвигаете переднюю его часть, освобождая доступ к колодкам, которые просто снимаете. Устройство тормозной системы ВАЗ-2109 таково, что полностью суппорт снимать не нужно. Установить новые колодки сразу не получится. Сначала нужно при помощи монтировки вдавить поршень суппорта, чтобы увеличить промежуток от него до поверхности диска.

Материалы: http://fb.ru/article/191447/tormoznaya-sistema-vaz--ustroystvo-tormoznoy-sistemyi-vaz-


Back to top