1 ≫
-
На автомобилях Урал имеются три независимых тормоза: рабочий с гидропневматическим приводом на все колеса, стояночный с механическим приводом, действующий на трансмиссию, и вспомогательный компрессионного типа, устанавливаемый на трубопроводах системы выпуска газов.
Рабочая тормозная система
Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости и остановки автомобиля независимо от его скорости, нагрузки и уклонов дорог, для которых он предназначен.
Привод тормозных механизмов смешанный (пневмогидравлический) двухконтурный, с раздельным торможением колес переднего и двух задних мостов. Управление осуществляется педалью в кабине водителя, связанной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном.
Рабочие тормоза автомобилей имеют гидропневматический привод, состоящий из следующих основных агрегатов: компрессора тормозного крана, регулятора давления, двух пневматических усилителей с главными тормозными цилиндрами, межбаллонного редуктора воздушных баллонов, объединенных с помощью трубопроводов, шлангов и соединительной арматуры в единую систему (рис. 1).
Рис. 1
Для контролирования агрегатов рабочих тормозов автомобиля служит двухстрелочный манометр и система сигнализации неисправностей.
Нижняя шкала манометра показывает давление воздуха на участке воздушный баллон — тормозной кран, верхняя — в пневмоусилителях в момент торможения.
Система сигнализации неисправностей рабочих тормозов состоит из датчиков, устанавливаемых в агрегатах (узлах) рабочих тормозов и сигнальных ламп красного цвета, расположенных на щитке приборов.
Сигнальная лампа минимального давления воздуха «Воздух» при включенном зажигании подает сигнал при падении давления в воздушном баллоне менее 4 кгс/см 3 .
Сигнальная лампа аварийного состояния тормозов «Тормоз» включается при торможении рабочим тормозом, имеющим неисправности или в механической части рабочего тормоза (большие зазоры между накладками колодок и тормозным барабаном и т. п.), или в гидросистеме тормозов в целом (течь жидкости, попадание воздуха в систему и др.).
Рис. 2
Рабочий тормозной механизм барабанного типа с внутренними колодками 4 (рис. 2), взаимозаменяемыми для всех колес. Каждый тормозной механизм имеет два гидравлических цилиндра 7, выполненных в одном корпусе. Тормозные колодки установлены на опорных осях 6. Рабочий тормозной механизм регулируется по мере износа накладок уменьшением зазора между накладкой и барабаном при помощи эксцентриков 2.
Рис. 3
Порядок регулирования тормозов:
— ключом на 22 мм поверните регулировочные эксцентрики колодок до упора, вращая, правый (со стороны щита) эксцентрик по часовой стрелке, левый — против часовой стрелки;
— отпустите эксцентрики обратным поворотом примерно на 30°, что соответствует повороту головки оси эксцентрика на половину грани.
Проделав указанные операции со всеми колесами, проверьте, не нагреваются ли тормозные барабаны при движении автомобиля.
При регулировании тормозов не нарушайте заводскую установку осей 6 колодок тормоза.
Зазоры между колодкой и барабаном тормоза регулируйте с помощью осей колодок только при замене фрикционных накладок или колодок в сборе.
При этом оси колодок первоначально установите метками на торцах друг к другу. Через люк в тормозном барабане вставьте щуп толщиной 0,2 мм и ушной 200 мм между барабаном и колодкой на расстоянии 30 мм от нижнего края накладки. Поворотом оси 6 колодки слегка зажмите щуп. Удалите щуп, поверните барабан и с помощью другого щупа и регулировочного эксцентрика 2 установите зазор 0,35 мм между колодкой и барабаном на расстоянии 30 мм от верхнего края накладки. Закрепите оси колодок и вновь проверьте зазоры между колодкой и барабаном.
При износе накладок до плоскости головки заклепки замените их.
При замасливании тормозных накладок промойте их бензином.
При износе барабана тормоза, наличии кольцевых канавок глубиной более 2 мм рабочую поверхность барабана расточите с базировкой по наружным кольцам подшипников ступицы. Биение рабочей поверхности барабана не должно превышать 0,25 мм, а диаметр барабана — 424,38 мм. На передние мосты автомобилей повышенной грузоподъемности должны устанавливаться только накладки шифра 143—63 (серого цвета).
Материалы: http://autoruk.ru/ural/tormoza-ural/osobennosti-tormozov-avtomobilia-ural
2 ≫
-
Урал-4320 имеет три тормозные системы - рабочую, стояночную и вспомогательную. Последняя по конструкции аналогична вспомогательной тормозной системе автомобиля КамАЗ-4310.
Рабочая тормозная система состоит из шести тормозных механизмов и гидропневматического привоза.
Рис.165. Тормозной механизм автомобиля УРАЛ-4320: 1 - опорный диск; 2 - регулировочный эксцентрик; 3 - ключ;4 - тормозная колодка;. 5 - фрикционная накладка; 6 -ось колодки; 7 -стяжная пружина; 8 - колесный цилиндр; I -уменьшение зазора; II -увеличение зазора.
Тормозные механизмы (рис. 165) барабанные, взаимозаменяемые для всех колес. Колодки 4 тормоза чугунные, литые, установлены на эксцентриковых осях 6. В отверстиях колодок запрессованы бронзовые втулки. В исходное положение колодки стягиваются одной пружиной.
Тормоз приводится в действие сдвоенным гидравлическим колесным цилиндром 8. В каждом цилиндре размещаются два поршня с резиновыми манжетами и одна цилиндрическая пружина, прижимающая манжеты к поршням. Верхние концы колодок опираются на толкатели поршней. Колесные цилиндры защищены от попадания грязи и пыли резиновыми колпаками. В корпусе цилиндров выполнены два отверстия: одно для подвода жидкости из привода, во второе ввернут перепускной клапан для выхода воздуха при прокачке привода.
При торможении давлением жидкости поршни колесных цилиндров перемешаются и прижимают колодки к барабану. В исходное положение колодки и поршни возвращаются одной возвратной пружиной.
Частичная регулировка тормозного механизма производится с помощью эксцентриков 2, которые поворачивает колодки относительно опорных пальцев. При регулировке эксцентрики поворачивают до упора и отпускают обратно на 30°.
Полная регулировка производится эксцентриковыми осями 6 и регулировочными эксцентриками 2. Правильность регулировки проверяют измерением зазора щупом между колодками и барабаном. На расстоянии 20 мм от края накладки зазор должен быть в верхней части 0,35 мм, внизу - 0,2 мм. Проверка зазора производится через люк в тормозном барабане.
Привод рабочей тормозной системы состоит из последовательно соединенных одного пневматического и двух гидравлических контуров. Один контур гидравлического привода приводит в действие тормозные механизмы колес передней и промежуточной осей, второй контур- механизмы задней оси. Наличие двух гидравлических контуров повышает надежность рабочей тормозной системы.
Рис.166. Схема пневмогидравлического привода рабочей тормозной системы автомобиля УРАЛ-4320: 1 - буксирный клапан, 2 - компрессор, 3 - крестовин, 4 - кран отбора воздуха. 5 - манометр, 6 - рычаг стояночного тормоза, 7 -тормозной кран; 8 - воздушные баллоны, 9 - датчик падения давления, 10 - межбаллонный редуктор, 11 - разобщительный кран, 12 - соединительная головка, 13 - регулятор давления, 14 - пневматические усилители тормозов; 15 - главные тормозные цилиндры; 16 -подвод к колесному цилиндру; 17 - педаль привода рабочей тормозной системы.
К пневматической части привода относятся: компрессор 2 (рис.166) регулятор давления 13, два воздушных баллона 8, тормозной кран 7, кран отбора воздуха 4, соединительная головка 12, разобщительный кран 11, буксирный клапан 1, два пневматических силовых цилиндра (пневмоусилителя) 14, трубопроводы и шланги.
К гидравлической части привода относятся два главных тормозных цилиндра 15 с резервуарами для жидкости, шесть сдвоенных колесных цилиндров, трубопроводы и шланги.
Компрессор такой же, как и на автомобиле КамАЗ-4310. но работает совместно с регулятором давления другой конструкции.
Рис. 167. Регулятор давления автомобиля УРАЛ-4320: 1 - корпус; 2, 3 - каналы; 4 - шток; 5 - поршень; 6, 10, 14-пружины; 7 - контргайка; 8 - регулировочный болт; 9 - регулировочный винт; 11 - предохранительный клапан; 12, 15 - клапаны; 13 - диафрагма; 16 - выпускной штуцер.
Регулятор давления (рис.167) автомобиля поддерживает давление в пневматической системе в пределах 620. 730 кПа и предохраняет систему от чрезмерного повышения давления (выполняет функция предохранительного клапана); установлен на раме около воздушных баллонов. Он состоит из корпуса 1, разгрузочного поршня 5 со штоком 4, диафрагмы 13 и пружинами 6, выпускного клапана 15, обратного клапана 12 и предохранительного клапана 11.
Сжатый воздух поступает от компрессора к выводу Б, открывает обратный клапан 12 и проходит к выводу А и далее в воздушные баллоны. При достижении давления в выводе А 700. 750 кПа сжатый воздух отжимает диафрагму 13 и через каналы в корпусе поступает в полость над поршнем 5, который перемешается вниз и через шток 4 открывает клапан 15. При этом сжатый воздух из корпуса регулятора и через канал 2 проходит к штуцеру 16 и далее в атмосферу. Обратный клапан 12 закрывается, сохраняя запас воздуха в баллонах.
При падении давления в выводе А до 620 кПа диафрагма усилием пружины б прижимается к седлу и прекращает поступление сжатого воздуха в полость над поршнем 5. Последний под действием своей пружины возвращается в исходное положение, клапан 15 закрывается и прекращает выход воздуха в атмосферу. Компрессор снова нагнетает воздух в баллоны. Воздух, находившийся в полости над поршнем 5, выходит в атмосферу через дроссельные отверстия в поршне.
Обратный клапан 12 предотвращает выход воздуха из баллонов в атмосферу в случае повреждения трубопрбвода от компрессора к регулятору давления.
Пределы регулирования давления воздуха устанавливаются с помощью винта 8.
Предохранительный клапан 11 вступает в работу при давлении в баллонах 900. 950 кПа. При достижении указанного давления клапан 11 отходит от своего гнезда и сжатый воздух выходит в атмосферу через радиальные отверстия в корпусе клапана. Величина давления, при котором срабатывает клапан, устанавливается винтом 9.
Под капотом автомобиля на передней стенке кабины расположена крестовина 3 (см.рис.166) разбора воздуха. К ней подводится воздух из воздушного баллона и отводится к манометру, стеклоочистителя, в систему регулирования давления воздуха в шинах и к крану отбора воздуха.
Кран отбора воздуха служит местом отбора воздуха для различных целей и при значительных повреждениях в системе регулирования давления воздуха может служить для накачки шин, установлен на передней панели кабины.
Буксирный клапан предназначен для снабжения сжатым воздухом тормозной системы автомобиля при буксировке его с неисправным двигателем. Клапан установлен на правом кронштейне переднего буфера.
Разобщительный кран пробкового типа установлен на заднем конце , левого лонжерона рамы рядом с соединительной головкой.
Пневматические силовые цилиндры (пневмоусилители) служат для создания сжатым воздухом давления в гидравлической части привода.
Пневмоусилители вместе с главными тормозными цилиндрами расположены на левом лонжероне рамы под кабиной. Каждый пневмоусилитель состоит из двух цилиндров 2 и 4 (рис .168) с проставкой 3, штока 5 с двумя поршнями и толкателем, конической пружины. Поршни имеет уплотнительные манжеты. В штоке выполнено осевое и радиальное отверстия, по которым сжатый воздух проходит из задней в переднюю полость пневмоусилителя. На передней стенке цилиндра с внутренней стороны установлен включатель 8 сигнализации о неисправности тормозной системы.
Рис. 168. Пневмоусилитель с главным тормозным цилиндром
1 - бачок; 2 - передний пневматический цилиндр; 3 - проставка; 4 - задний пневматический цилиндр; 5 -шток с поршнем; 6, 9 -резиновые манжеты; 7 -выключатель; 8 -поршень тормозного цилиндра; 10 -пружина; 12 -пробки; 13 - впускной клапан; 14 - выпускной клапан; 15 - клапан для прокачки; 16 - компенсационное отверстие; 17 - перепускное отверстие.
Главные тормозные цилиндры служат для создания давления жидкости в гидравлической части привода. Передний цилиндр включен в контур привода тормозов переднего и промежуточного мостов, задний цилиндр приводит в действие тормозные механизмы заднего моста.
Внутри каждого цилиндра располагается поршень 8 с двумя резиновыми манжетами 6 и 9. Между внутренней манжетой и поршнем расположена стальная шайба. В крайнее заднее положение поршень отжимается пружиной 10. На цилиндре устанавливается пластмассовый бачок 1 для тормозной жидкости. Полость бачка соединяется с полостью цилиндра двумя отверстиями: малое отверстие 16 перед манжетой 9, называемое компенсационным, соединяет бачок с рабочей полостью цилиндра; отверстие 17 большего диаметра перепускное, оно соединяет бачок с нерабочей частью цилиндра. В пробке 14 цилиндра размешены два клапана: впускной (или обратный) 13 и расположенный в нем выпускной 14 клапан. Сверху на цилиндре расположен клапан 15 для удаления воздуха при прокачке системы.
При торможении поршень перемещается штоком пневмоусилителя; в рабочей полости цилиндра создается давление жидкости, при этом открывается выпускной клапан 14 и давление по трубопроводам передается в колесные цилиндры.
При оттормаживании поршень главного цилиндра возвращается в исходное положение пружиной 10, в рабочей полости перед поршнем сознается разрежение, вследствие чего открывается обратный клапан 13 и жидкость из системы возвращается в рабочую полость. Часть жидкости из бачка и через перепускное отверстие 17 и осевые отверстия в головке поршня, отгибая края резиновой манжеты 9, также заполняет рабочую полость цилиндра. Быстрое заполнение рабочей полости повышает готовность цилиндра к повторному торможению.
После возвращения всей жидкости из привода в рабочую полость излишки жидкости, поступившие через перепускное отверстие в рабочую полость возвращаются в бачок через перепускное отверстие 16.
Гидравлическая часть привода заправляется тормозной жидкостью марки «Нева» в количестве 1,5 л. Нормальный уровень жидкости в бачке должен быть на 15. 20 мм ниже верхней кромки заливной горловины.
Тормозной кран двухсекционный, поршневой, с плоскими резиновыми клапанами. Верхняя секция крана управляет тормозами прицепа, нижняя - тормозами тягача. Кран крепится к левому лонжерону рамы под кабиной и управляется тормозной педалью.
Рис. 169. Тормозной кран автомобиля УРАЛ-4320: 1, 26 - тяги; 2 - рычаг; 3 - рычаг ручного привода; 4, 27 - регулировочные гайки; 5, 25 - пылепредохранители; 6 - стопорный винт; 7 - крышка верхней секции; 8, 20 - уплотнительные кольца; 9 -труба уравновешивающей пружины; 10 -уравновешивающая пружина; 11 -упорная гайка; 12 - поршень верхнего цилиндра; 13, 19 - манжеты; 12 - возвратная пружина; 13- клапан; 16 - пружина клапана; 17 - корпус; 18 - поршень нижнего цилиндра; 21 - крышка нижней секции; 22 - режимное кольцо; 23 - регулировочная втулка; 24, 28 - пружины тяг цилиндра.
Основными частями крана являются: корпус 17 (рис.169), крышки верхней 7 и нижней 23 секций, поршни верхней 12 и нижней 18 секций с манжетами и пружинами, труба 9 с уравновешивающей пружиной 10 и упорной гайкой 11, тяга 1 верхней секции, клапана 15 верхней и нижней секции, рычаги 1 и 3, режимное кольцо 22.
Поршни секций размещаются в цилиндрических расточках корпуса, В центре поршней выполнены сквозные отверстия, через которые полости, разделяемые поршнями, соединяются между собой. Задние кромки этих отверстий являются седлами выпускных клапанов. Седлами впускных клапанов служат кромки отверстий, выполненных непосредственно в корпусе. Оба седла в каждой секции перекрываются пластинчатыми клапанами 15, пожимными пружинами 16.
Труба 9 устанавливается в крышке верхней секции. На трубу надета уравновешивающая пружина 10, которая через гайку 11 постоянно поджимает трубу к поршню. Внутри трубы размещается тяга верхней секции с пружиной. Тяга 26 нижней секции устанавливается в крышке 23 нижнего цилиндра. На тягу 26 через гайку воздействует пружина 24, установленная во втулке 2.3. Эта втулка имеет фигурную прорезь, в которую входит конец винта, ввернутого в режимное кольцо 22. При повороте кольца перемещается в осевом направлении втулка 23 и изменяется величина сжатия пружины 24. Тем самым изменяется время срабатывания нижней секции по отношению к верхней секции. На нижней крышке против выступа режимного кольца отлиты буквы П, Н, Р.
При движении с порожним прицепом режимное кольцо должно быть установлено в положение П, при работе с тяжелогруженым прицепом кольцо ставится в положение Р. Положение Н соответствует нормальной регулировке и обеспечивает работу тормозной системы в нормальных условиях.
Сжатый воздух подводится в тормозной кран из воздушного баллона через боковые отверстия в корпусе, отводится воздух в пневмоцилиндры и через боковое нижнее отверстие в секции автомобиля. В магистраль к прицепу воздух отводится через боковое отверстие в секции прицепа. Обе полости корпуса соединяются между собой и через отверстие в крышке нижней секции с атмосферой.
При отпущенной педали впускной клапан верхней секции открыт, а выпускной закрыт, в нижней секции впускной клапан закрыт, а выпускной закрыт. Сжатый воздух из баллонов автомобиля проходит в соединительную магистраль к воздухораспределителю прицепа и через него в воздушный баллон прицепа, который заполняется до давления 450. ..580 кПа, после чего впускной клапан верхней секции закрывается. Пневмоцилиндры автомобиля через открытый выпускной клапан нижней секции соединены с атмосферой.
При нажатии на педаль впускной клапан верхней секции закрывается (или остается закрытым), а выпускной открывается; сжатый воздух из соединительной магистрали прицепа выходит в атмосферу, что ведет к срабатыванию воздухораспределителя прицепа, который пропускает сжатый воздух из баллонов автомобиля в его тормозные камеры. В нижней секции закрывается впускной клапан и открывается выпускной, сжатый воздух из баллонов автомобиля проходит в его пневмоцилиндры.
При отпускании педали выпускной клапан верхней секции закрывается, впускной открывается, сжатый воздух снова проходит в соединительную магистраль, что приводит к растормаживанию прицепа.
В нижней секции закрывается впускной клапан и открывается выпускной, через который сжатый воздух из пневмоцилиндров выходит в атмосферу.
Обе секции крана обладают следящим действием . По мере выхода воздуха из соединительной магистрали в атмосферу поршень верхней секции под действием уравновешивающей пружины перемещается назад и выпускной клапан закрывается. В нижней секции по мере нарастания давления поршень перемещается вперед и впускной клапан закрывается. Тем самым в соединительной магистрали прицепа и в пневмоцилиндрах автомобиля устанавливается давление, пропорциональное приложенному к педали усилию.
При торможении стояночным тормозом автомобиля через рычаг 3 приводится в действие только верхняя секция крана, что ведет к торможению прицепа.
В тормозной системе автомобиля предусмотрена сигнализация.
В случае увеличения зазоров в тормозных механизмах или неисправностях в гидравлической части привода поршни пневмоцилиндров перемещаются на такую величину, что передний поршень воздействует на выключатель сигнализации 7 (см. рис.168 ), при этом в кабине загорается лампочка.
При падении давления в воздушных баллонах ниже 450 кПа в кабине также включается лампочка, цель которой замыкается датчиком 9 (см. рис. 168).
Материалы: http://xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B-4320
3 ≫
-
Тормозное управление автомобиля Урал-4320-31
Автомобиль оборудован раздельными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.
Источником энергии является мускульная сила водителя, которая после воздействия водителя на педаль РТС преобразуется через механическую и пневматическую часть привода в давлении тормозной жидкости в гидравлической части и заставляет раздельно срабатывать тормозные механизмы переднего моста и задней тележки.
Тормозной механизм РТС барабанного типа с внутренними колодками, взаимозаменяемые для всех колес.
Устройство тормозного механизма показанного на рисунке 12.48.
1 – эксцентрик регулировочный; 2 – колодка тормозная; 3 – накладка фрикционная; 4 – ось колодки тормоза; 5 – цилиндр колесный
Рисунок 12.48 - Тормозной механизм РТС
Привод РТС на автомобиле комбинированный, пневмогидравлический, двухконтурный. Один контур приводит в действие тормозные механизмы переднего моста, а другой – тормозные механизмы заднего и среднего мостов. Привод обеспечивает возможность присоединения тормозных систем прицепных автотранспортных средств, имеющих однопроводный и двухпроводный тормозные приводы.
Устройство привода РТС показано на рисунке 12.49.
1 – компрессор; 2 – пневмоцилиндр привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 3 – пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 4 – кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 – трехконтурный защитный клапан; 6 – ресиверы; 7 – одинарный защитный клапан; 8 – соединительные головки; 9 – клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 10 – клапан защитный; 11 – клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 12 – пневмоусилитель; 13 – регулятор тормозных сил; 14 – двухмагистральный перепускной клапан; 15 – двухстрелочный манометр; 16 – двухсекционный тормозной кран; 17 – кран отключения тормозов прицепа; 17 – кран управления стояночным тормозом прицепа; 19 – регулятор давления; 20 – рабочие цилиндры тормозных механизмов
Рисунок 12.49 - Схема привода тормозных систем автомобиля Урал-4320-31
Компрессор подает сжатый воздух через регулятор давления к блоку защитных клапанов, в который входят тройной и одинарный защитные клапаны. От них начинаются независимые контуры привода:
От тройного защитного клапана начинаются:
- контур привода тормозных механизмов передних колес;
- контур привода тормозных механизмов задней тележки;
- контур привода вспомогательной тормозной системы.
От одинарного защитного клапана начинается контур комбинированного привода тормозных механизмов колес прицепа.
Из воздушных баллонов через тройной защитный клапан производится отбор воздуха для приведения в действие стеклоочистителей, воздушного сигнала, пневматического усилителя привода сцепления и других потребителей .
Компрессор, регулятор давления, двухсекционный тормозной кран, одинарный защитный клапан, тройной защитный клапан, клапаны управления тормозами прицепа с однопроводным и двухпроводным приводом, двух магистральный клапан, соединительные головки, клапан контрольного вывода, регулятор тормозных сил устанавливаются в приводе как на автомобиле КамАЗ-5350 и были рассмотрены в п. 12.2.
Пневматический усилитель тормозов (рисунок 12.50) с главным тормозным цилиндром служит для преобразования давления сжатого воздуха в усилие, необходимое для создания давления жидкости в приводе.
1 – клапан перепускной; 2 – бачок для тормозной жидкости; 3, 5 – пневмоцилиндры; 4 – проставка; 6 – шток; 7, 10, 11, 13, 17 – манжеты; 8, 12, 16 – поршни; 9 – стяжка; 14 – включатель сигнализатора неисправности тормозов; 15 – цилиндр тормозной главный; 18 – клапан обратный
Рисунок 12.50 - Усилитель пневматический с главным тормозным цилиндром
На автомобиле имеется два пневмоусилителя тормозов, которые устанавливаются под кабиной: один – на левом лонжероне, второй – на кронштейне топливного бака.
При поступлении сжатого воздуха под поршни (их два с целью уменьшения габаритов) пневматического усилителя шток вместе с ними перемещается и через толкатель действует на поршень главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль.
При оттормаживании воздух из пневматического усилителя через тормозной кран выходит в атмосферу. Поршни главного тормозного цилиндра и пневматического усилителя под действием пружин возвращаются в исходное положение. При этом благодаря обратному клапану, в гидроприводе останется избыточное давление для предотвращения попадания воздуха из атмосферы, а за счет перепускных отверстий в поршне и корпусе главного тормозного цилиндра привод будет сразу же готов к повторному срабатыванию.
При неисправности РТС (износ накладок, нарушение герметичности гидропривода или при наличии воздуха в гидроприводе) срабатывает включатель сигнализатора неисправности РТС.
Клапан защитный (рисунок 12.51) предназначен для автоматического торможения прицепа в случае разрушения управляющей тормозной магистрали.
1 – корпус нижний; 2 – корпус средний; 3 – мембрана; 4 – корпус верхний; 5 – толкатель;
6 – пружина; 7 – кольцо уплотнительное; I – подвод сжатого воздуха; II – вывод в питающую магистраль прицепа; III – вывод в управляющую магистраль прицепа; IV – вывод от рабочих тормозов тягача
Рисунок 12.51 - Клапан защитный
При отсутствии торможения автомобиля сжатый воздух, подведенный к выводу I , через вертикальные каналы в нижнем корпусе 1 свободно проходит к выводу II и далее в питающую магистраль прицепа. Толкатель 5 под действием пружины 6 находится в верхнем положении.
При торможении автомобиля с исправными питающей и управляющей магистралями прицепа к выводу III поступает давление от клапана управления тормозами прицепа по двухпроводному приводу, а к выводу IV – давление от тормозного крана. Так как данные давления достаточно близки к давлению, подаваемому к выводу I , то толкатель 5 под действием пружины 6 будут находиться в верхнем положении. Сжатый воздух проходит от вывода I к выводу II .
В случае обрыва управляющей тормозной магистрали прицепа давление в выводе III при торможении становится равным нулю, а в выводе IV давление сохраняется на прежнем уровне. Давление в выводе IV , воздействуя на толкатель 5 через мембрану 3, опускает его вниз. Центральное отверстие в нижнем корпусе 1 закрывается. Поступление сжатого воздуха от подвода I в вывод II прекращается. Падение давления в выводе II (питающей магистрали прицепа) приводит к автоматическому затормаживанию прицепа.
Кран отключения тормозов прицепа служит для проверки водителем способности стояночной тормозной системы тягача удерживать на уклоне автопоезд. Для этого необходимо затормозить автопоезд стояночной тормозной системой, нажать кнопку крана отключения тормозов прицепа – при этом воздух выпускается из тормозных камер прицепа. Продолжая удерживать кнопку утопленной, убедитесь в течение нескольких секунд, что автопоезд надежно удерживается на уклоне. Отпустите кнопку.
Кран расположен в кабине на панели приборов.
Кран управления стояночным тормозом прицепа (рисунок 12.52) служит для управления тормозами прицепа при затормаживании автомобиля стояночной тормозной системой.
1 – корпус; 2 – кольцо распорное манжеты; 3 – втулка; 4 – шайба центрирующая; 5 – манжета; 6 – шайба опорная; 7 – кольцо замковое; 8 – направляющая золотника; 9 – золотник; а) из воздушного баллона; в) к клапану управления тормозами прицепа; с) в атмосферу
Рисунок 12.52 - Кран управления стояночным тормозом прицепа
При растормаживании (рычаг СТС опущен) воздух из баллона через вывод В крана управления поступает к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
При торможении СТС золотник крана управления смещается, соединяя с атмосферой через вывод С клапан управления тормозами прицепа (рисунок 12.53).
1 – кран управления стояночным тормозом; 2 – тяга привода крана управления стояночным тормозом; 3 – вилка; 4 – палец; 5 – рычаг промежуточного вала; а) из воздушного баллона; в) к клапану управления тормозами прицепа; L = 122–124 мм
Рисунок 12.53 - Установка крана управления стояночным тормозом
Для проверки установки крана управления установите рычаг СТС в нижнем положении. Вращая вилку 3 (рисунок 12.53), совместите отверстия вилки и рычага промежуточного вала 5, установите палец 4 и законтрите вилку 3, обеспечив размер L = 122-124 мм.
Одинарный защитный клапан (рисунок 12.54) предназначен для предохранения тормозной системы автомобиля от потери сжатого воздуха при питании контура тормозов прицепа. Клапан устанавливается в пневмосистему согласно стрелке, нанесенной на крышке 6 клапана и указывающей направление перепуска воздуха.
1 – клапан обратный; 2 – диафрагма; 3 – поршень; 4 – пружина; 5 – винт регулировочный;
6 – крышка; 7 – винт; 8 – корпус; а) канал входной; в) канал выходной
Рисунок 12.54 - Клапан защитный одинарный
В крышке установлен регулировочный винт 5, стопорящийся контргайкой. Регулировочным винтом изменяют усилие пружин, регулируя величину перепускного давления: при завинчивании величина перепускного давления повышается, при вывинчивании – уменьшается.
Сжатый воздух через канал «а» проступает под диафрагму 2, которую пружины через поршень прижимают к посадочному гнезду, перекрывая доступ воздуха в предклапанную полость. При достижении давления 530-550 кПа (5,3–5,5 кгс/см 2 ) сжатый воздух, преодолевая усилие пружин 4, приподнимает диафрагму 2 и, открыв обратный клапан 1, поступает в баллон. При снижении давления в канале «а» ниже давления перепуска диафрагма опускается под действием пружины на седло и разобщает каналы.
Тройной защитный клапан (рисунок 12.55) предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на два основных и один дополнительный контуры; автоматического отключения одного из контуров в случае нарушения его герметичности и сохраняет сжатый воздух во всех контурах в случае повреждения или нарушения герметичности подводящей магистрали, питает дополнительный контур от двух основных.
1 – корпус; 2 – крышка; 3, 12, 15 – клапаны; 4, 10, 17 – направляющие пружин;
5, 11, 16 – диафрагмы; 6, 9, 18 – пружины; 7 – колпачок защитный; 8 – винт регулировочный; 13, 14 – клапаны обратные; 19 – тарелка пружины; 20 – направляющая; 21 – пружина обратного клапана; 22 – тарелка пружины обратного клапана; 23 – пружина клапана
Рисунок 12.55 - Клапан защитный тройной
Сжатый воздух, поступающий в тройной защитный клапан из питающей магистрали, при достижении заданного давления открытия, устанавливаемого усилием пружин 6 и 9, открывает клапаны 3 и 12 и поступает через выводы в два основных контура. Одновременно сжатый воздух, воздействуя на диафрагмы 5 и 11, поднимает их. После открытия обратных клапанов 13 и 14 сжатый воздух открывает клапан 15 и через вывод поступает в дополнительный контур.
При выходе из строя одного из основных контуров давление в нем и в полости корпуса падает, клапан исправного основного контура и обратный клапан дополнительного контура закрываются, предотвращая падение давления в основном и дополнительном контурах. При снижении давления воздуха в полости корпуса до предельного значения клапан неисправного контура закрывается. Сжатый воздух от компрессора пополняет исправный контур через обратный клапан 13 или 14. В поврежденный контур воздух не поступает. При достижении давления воздуха на входе в клапан выше заданного уровня клапан неисправного контура открывается и избыток воздуха выходит через него в атмосферу. Давление при этом поддерживается постоянным, и воздух не поступает в исправные контуры.
Дальнейшее наполнение сжатым воздухом исправных контуров происходит только после падения давления в этих контурах при расходе воздуха. Клапаны в исправных контурах открываются под давлением сжатого воздуха в полости под клапанами. Таким образом, в исправных, контурах поддерживается давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура, а излишки сжатого воздуха выходят через неисправный контур.
В случае выхода из строя дополнительного контура давление падает в двух основных контурах и в полости корпуса до тех пор, пока не закроется клапан 15 дополнительного контура. При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в тройной защитный клапан в основных контурах будет поддерживаться давление открытия клапана дополнительного контура. В случае прекращения подачи сжатого воздуха в тройной защитный клапан, клапаны 3 и 12 основных контуров закрываются, предотвращая тем самым падение давления во всех трех контурах.
Техническое обслуживание РТС необходимо для поддержания ее в работоспособном состоянии. Для этого:
при предельном износе тормозных накладок и увеличении зазоров между ними и тормозными барабанами производят частичную регулировку тормозного механизма РТС с помощью регулировочных эксцентриков (рисунок 12.56).
1 – щит тормозной; 2 – эксцентрик регулировочный; 3 – ключ
Рисунок 12.56 - Частичная регулировка РТС
Эксцентрики сначала поворачивают до упора, (вращая правый со стороны щита) по часовой стрелке, левый – против часовой стрелки), а потом отпускают обратным поворотом примерно на 30º, что соответствует повороту головок оси эксцентрика на половину грани.
Окончательно правильность выполнения регулировки проверяют по нагреву тормозных барабанов после контрольного пробега. Нагрев должен отсутствовать:
- при износе накладок до плоскости головки заклепки накладки меняют;
- при замасливании тормозных накладок их промывают бензином.
Запасная тормозная система
Функции запасной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы, оставшийся работоспособным.
Материалы: http://voenobr.ru/uchmaterial/autokursi/226-tormoznoe-upravlenie.html?start=11