Нефть дешевеет, бензин дорожает: почему? Почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает?

1 ≫

На современном рынке энергоносителей можно наблюдать занятную ситуацию. В то время как нефть дешевеет, бензин дорожает. Почему именно таким образом складывается ситуация, детально практически никто объяснить не может. Эксперты связывают явление с ценовым произволом, который никак не ограничивается со стороны государства. Монополисты, перевернув ситуацию в свою пользу, не упускают возможности хорошо заработать. Манипуляция ценами осуществляется в личных интересах. Речь не идет об общественном сговоре. Владельцы заправок просто ориентируются друг на друга и поддерживают цены на приблизительно одинаковом уровне. Рыночную экономику, при которой нефть упала практически на 38%, а топливо поднялось не меньше чем на 8%, назвать честной весьма проблематично.

Антимонопольный комитет бездействует

Из-за бездействия антимонопольного комитета нефть дешевеет - бензин дорожает. Почему правительство не принимает кардинальные меры, объяснить весьма проблематично. Можно сказать о нежелании ввязываться в конфликты и распри. Весьма распространены слухи о том, что ситуация на рынке несет определенную материальную выгоду самим чиновникам, хоть это и невозможно доказать напрямую.

Как изменить ситуацию в теории: из опыта развитых стран мира

Вопрос о том, почему бензин не дешевеет вслед за нефтью, интересует многих. При этом, действий со стороны властных структур не наблюдается. Исправить ситуацию вполне реально, если антимонопольной службе предоставить возможность делать работу любой структуры финансово и экономически прозрачной при возникновении подозрения на монопольное положение. В Германии распространена практика возвращать цены на прежнее место при обнаружении их скачков. Только после стабилизации ситуации начинается расследование. При этом торговец, боясь уголовной ответственности, продолжает реализовывать свой товар по старой цене. Такой подход обусловлен тем, что если на время разбирательства стоимость продукта оставить завышенной, это может нанести непоправимый ущерб экономике государства.

В Италии, во избежание угнетения малого бизнеса крупной сетевой торговлей, учредили уникальное правило. В частности, крупный супермаркет может быть возведен только в той области, где обычные магазины открыть просто невозможно. При этом определенный процент товаров на прилавках должен быть местного производства. Такую систему ведения бизнеса может с легкостью внедрить даже региональная власть.

Разрыв в ценах на бензин между странами

Произвольная ситуация в России не позволяет не переживать о том, почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Уровень цен в стране уже достиг американского, а местами его и перегнал. Весьма проблематично сразу понять, почему россияне платят за топливо, изготовленное из собственной нефти, больше доллара за литр, а американцы, которые закупают «черное золото» в России, заправляются по цене в 23 рубля за литр. Ситуация не меняется достаточно продолжительный период времени, и соотечественники, казалось-бы, привыкли к обстановке на рынке горючего. Однако скачки в цене за последние пару месяцев на 8%, а за последние 2 года - на 14%, даже самых состоятельных людей не оставили равнодушными.

Почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает: выступления политиков

Многие чиновники уже неоднократно выступали с заявлениями о том, что когда цена на нефть начинает резко увеличиваться, сдержать стоимость горючего никакими известными способами не получается. Цена на топливо взлетает очень быстро. Мало внимания уделяется тому, что при снижении стоимости нефти бензин не дешевеет, а остается на стабильном уровне.

О чем говорят эксперты?

Эксперты сделали попытки объяснить, почему нефть дешевеет, а бензин дорожает. Финансовая аналитика связывает ситуацию с непомерно большим ростом инфляции, который в ближайшее время достигнет уровня в 12%. Обратим внимание на то, что рост цен уже на данном этапе существенно превосходит установленную прогнозами планку. Экономисты обращают внимание на самый простой закон рынка. Пока потребитель будет платить, цены на горючее будут повышаться. По статистике Федеральной дорожной службы, ежегодно в России количество иномарок увеличивается. Так, к 2014 году их количество достигло 50 миллионов машин. Вывод: если люди могут покупать себе дорогой транспорт, то и на топливо у них деньги найдутся. Видение ситуации правительством весьма просто и не является критическим. Некоторые чиновники даже удивляются, почему граждан России так волнует вопрос о том, почему нефть дешевеет, а бензин дорожает.

Как стоимость топлива влияет на ценообразование в России?

По краткосрочному прогнозу, в ближайшие несколько месяцев бензин будет активно дорожать. Есть весьма «хорошая перспектива», что в ближайшем будущем посещать автозаправку станет роскошью. Настораживает тот момент, что от стоимости бензина зависят цены практически на все продукты. Стоимость, предлагаемая потребителю за любой товар, уже включает транспортные расходы. Это не только транспортировка с одного места в другое, но и доставка сырья на место производства продукции. Фиксируется активный рост себестоимости многих товаров. Скачок топлива вскоре ударит по карманам не только бизнесменов и владельцев машин, но и пенсионеров, которые, придя один раз в магазин за хлебом и молоком, увидят непомерно высокие цены на продукты.

Стоимость бензина в разных странах мира

Далеко не во всех странах нефть дешевеет - бензин дорожает. Почему это происходит, определяет внутренняя политика каждой страны. Цена горючего формируется под воздействием одновременно нескольких факторов:

размер налогов и акциз;

оптовые и розничные накрутки (объем накруток и наценка производителя не должны быть более 10% на каждой стадии).

Основная часть цены топлива определяется размером налогов и акцизами. Каждое государство имеет свой подход к вопросу налогооблажения нефтяного сектора. Самые высокие налоги в Европе, что и приводит к высокой стоимости бензина в таких странах, как Голландия и Португалия, Норвегия и Германия. К числу стран с самыми высокими ценами на горючее относится и Россия. Вторая категория стран — это те, у которых налоги не составляют более 20% розничной стоимости топлива. Самый яркий представитель категории — это Америка. Третья категория государств не только не устанавливает высокие налоги, но и выделяет дотации из бюджета на развитие отрасли. Политика работает в Кувейте и Туркменистане, в Саудовской Аравии и в Алжире, в Венесуэле.

Сложившаяся ситуация определила четкую ценовую политику стран и фиксированную стоимость топлива. К настоящему моменту рынок горючего имеет следующие очерки:

Какими методами можно снизить стоимость бензина?

После того как актуальность вопроса о том, почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает, повысилась в разы, эксперты стали рассматривать методики снижения цен. Длительные исследования экономики привели к выводу, что изменить ситуацию может только государство. Частные лица ни при каких обстоятельствах не будут отказываться от своей прибыли. Попытки натянуть одеяло на себя и стали причиной того, что нефть дешевеет, бензин дорожает. Почему большинство не хочет менять ситуацию, вполне очевидно — это материальная выгода. Достаточно проблематично взять и заморозить цены на топливо в один миг по всей стране. Изначально власти должны сократить налоги на горючее, которые соответствуют 55% его розничной стоимости. Скажем сразу, это делать никто не будет, ведь порядка 40% федерального бюджета — это прибыль от энергетической сферы.

Почему чиновники не понижают налог?

Чиновники категорически отказываются понижать налог на «черное золото», ведь это приведет к опустошению бюджета государства. О том, что правительство не желает терять прибыль от энергетической отрасли, говорят все новости. Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает, становится весьма очевидным. Высокая стоимость топлива позволяет стране держаться на плаву, особенно в ситуации с падением курса рубля и активными поставками нефти на международный рынок Америкой.

Можно сказать, что снижение стоимости горючего может привести к тому, что у людей появится желание скупать дешевое горючее в России и реализовать его по более высокой цене за рубежом. Единственный более-менее объективный способ изменить ситуацию - это направить все силы на улучшение уровня благополучия населения страны.

Сколько стоит бензин в России?

Ведя активные дискуссии о том, почему нефть третий месяц дешевеет, а бензин дорожает, стоит рассмотреть фактическую ситуацию в стране. Так, с начала 2014 года было зафиксировано повышение цен на 9,2%, что значительно выше официального объема инфляции (7,6%). Колебания стоимости топлива варьируются по стране в зависимости от региона. Самое дорогое топливо в Ульяновской области, и об этом говорят все новости. Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает самыми быстрыми темпами именно в этом регионе (на 11,7%), объяснить специалистам не удается. Спокойная обстановка только среди владельцев дизельного транспорта. Горючее для них изменилось в цене на копейки.

Заканчивая рассмотрение вопроса о том, почему бензин дорожает, если нефть дешевеет, стоит сказать, что в связи увеличением предложения и сокращением спроса на международном рынке отечественные компании несут определенные убытки. Компенсация материальных расходов осуществляется именно благодаря жесткой ценовой политике на горючее. Пока ситуация на международном мировом рынке не стабилизируется, пока нефтяные компании не перестанут терять деньги по причине падения стоимости барреля нефти, ситуация на автозаправках не изменится, а возможно и усугубится.

Материалы: http://fb.ru/article/166401/neft-desheveet-benzin-dorojaet-pochemu-pochemu-neft-desheveet-a-benzin-v-rossii-dorojaet

2 ≫

Экономполитика

Цена на нефть на мировом рынке обвалилась на треть, а цены на российских АЗС только растут. Этой диспропорцией возмутился Владимир Путин и попытался переложить ответственность на ФАС. Но у антимонопольной службы, как выяснила «Газета.Ru», имеется своя трактовка бензинового беспредела.

На совещании с членами правительства во вторник Владимир Путин выразил неудовольствие ростом цен на бензин.

«Некоторые вещи вызывают, конечно, вопросы: вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть на 35%», — сказал Путин.

Он считает, что на рынке нефтепродуктов сложилась парадоксальная ситуация: на оптовом рынке цены снижаются, а на автозаправочных станциях страшно смотреть на ценник, он постоянно растет.

«Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» — поинтересовался Путин.

По его словам, стоимость импортных товаров и продуктов – это «объективные вещи». Цены на энергоресурсы выросли, а еще мы сами ограничили ввоз импортного продовольствия. Вот импорт и вырос в цене. Но это временные трудности, уверен глава государства.

«Считаем, что это временное явление, имея в виду, что сегодняшняя ситуация по ценам связана с издержками наших компаний, с необходимостью увеличить производство. Это пойдет на пользу сельхозпроизводителям, а значит, в конечном итоге и для всех граждан страны», — уверен Путин.

Но когда растут цены на АЗС при дешевеющей нефти – это нонсенс. Путин поручил контрольным органам, в том числе Минэкономразвития, постоянно следить за ценами, «чтобы не допустить со стороны участников рынка таких действий, которые никакими объективными обстоятельствами объяснить невозможно».

В октябре увеличение потребительских цен на бензин было отмечено в 81 субъекте Федерации. По сравнению с октябрем прошлого года рост цен составил 8,7%. По данным Росстата, с начала 2014 года рост составил 9,9%.

На вопрос, куда смотрит ФАС, «Газете.Ru» ответил глава управления контроля за топливно-энергетическим комплексом ФАС Дмитрий Махонин. В ФАС не отрицают роста розничных цен на бензин на 10%, утверждать, что они снизятся до конца года или даже до начала следующего, не берутся.

«Сейчас нефтепродукты реализуются по договорам, когда оптовые цены росли. Опт рос до сентября (на 35%), но с октября оптовые цены снизились в среднем на 25%. Когда будет эффект от снижения оптовых цен, сказать трудно», — говорит Махонин.

Давят на розничные цены несколько факторов, уверены в ФАС. Это рост потребления нефтепродуктов. В этом году — на 2,3%.

«На ценник повлияло и присоединение двух новых субъектов – Крыма и Севастополя. С мая новые территории полностью перешли на российское обеспечение нефтепродуктами. Спрос составил 180 тыс. тонн», — говорит Махонин.

Но основная проблема – дефицит бензина. Осенью рынок был на грани коллапса из-за того, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не сумели завершить ремонтные работы в срок. А на двух НПЗ случились аварии. Цены на бензин в Сибири и на Дальнем Востоке поднимались на 17–18%. Некоторые заправки закрывались из-за нехватки бензина.

ФАС отправила 4 декабря в адрес нефтяных компаний рекомендацию снизить цены. «Примерно 20 декабря мы изучим, как НК отреагировали на письмо, промониторим рынок и, если ситуация не изменится, возможно, будем принимать соответствующее решение», — говорит Махонин.

Заявление президента не застало ФАС врасплох, резюмируют в ведомстве. Еще в начале ноября ФАС возбудила дело в отношении «Роснефти», «ЛУКойла» и его структуры «ЛУКойл-Резервнефтепродукт», а также «Башнефти». Дело было возбуждено по ч. 4 ст. 11 закона «О защите конкуренции». Антимонопольное ведомство обнаружило тогда в действиях компаний признаки манипулирования на бирже. В биржевом крупнооптовом секторе в январе — сентябре цены на автобензин марки Аи-92 и Аи-95 выросли на 34 и 35% соответственно. Тогда как во внебиржевом крупнооптовом сегменте рост составил около 20%.

Получить официальный комментарий от НК не удалось.

Но источник «Газеты.Ru» в отрасли пояснил, что снижению стоимости бензина на АЗС происходит с некоторой задержкой после падения биржевых индексов на бензины.

«Компании должны реализовать товар на своих нефтебазах, закупленный по более высокой цене. В той же «Роснефти» этот процесс уже идет — цены на нефтебазах ЦФО, Поволжья, Сибири, южных регионов, Карелии за последнюю неделю снизились от 1 до 7%», — говорит знакомый с ситуацией собеседник издания.

По его словам, можно ожидать, что в ближайшее время и конечные потребители увидят изменения цен в сторону снижения. «В некоторых регионах эти перемены уже начались: на прошлой неделе цена на бензин Аи-92 на АЗС в Иркутской области и Алтайском крае снизились на 50 коп., что является одним из первых понижений розничной цены в России после периода ее устойчивого роста», — утверждает источник.

По мнению экспертов компании Thomson Reuters KORTES, цены на внутреннем рынке определяются исходя из нетбэка (экспортного эквивалента), а он растет из-за ослабления рубля, которое полностью нивелирует снижение цен на нефть на мировом рынке.

Также стоит учитывать, что российские нефтяные компании занимали за рубежом средства для осуществления модернизации НПЗ. Причем займы были в долларах США. Снижение розничных цен на российском рынке приведет к еще большему сокращению выручки компаний-должников, отмечают в Thomson Reuters KORTES.

Глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков также отмечает влияние на стоимость топлива курса валют. «Нефть дешевеет в долларах, а бензин мы покупаем в рублях», — объясняет эксперт.

Наконец, на топливные цены повлияла индексация акцизов и так называемый налоговый маневр (закон вступит в силу с 1 января следующего года), предполагающий снижение экспортной пошлины за счет роста налога на добычу нефти. Из-за этого себестоимость добычи сырья поднимется, но при этом его станет выгоднее экспортировать.

В результате нефтепродукты подорожают, нефти для их производства будет меньше, что теоретически способно спровоцировать очередной виток дефицита, который приведет к росту цен на топливо.

«Налоговый маневр» неизбежно приведет к росту цен на автобензин, и с каждым годом его влияние будет усиливаться. Также на рынок бензина окажет влияние запрет на обращение на территории РФ бензина ниже Евро-4. «Оба этих фактора будут основными в следующем году», — говорят в KORTES.

Акцентирование внимания на проблеме стоимости бензина более чем актуально, отмечает Павел Кондаков, руководитель группы «Шельфовые проекты» юридической компании «Пепеляев Групп». «В связи с принятым «налоговым маневром» через месяц ожидается резкое повышение цен на нефтепродукты — в среднем на 15% и, возможно, более, если речь идет в целом по году», — говорит Кондаков, предупреждая, что надеяться на значительное снижение цен на нефтепродукты не приходится.

Рост цен на топливо в 2015 году может составить около 10% из-за проведения «налогового маневра», прогнозировал ранее вице-премьер Аркадий Дворкович. «Надеемся, что будет ниже при условии выполнения всех планов эффективной работы компании. Максимальный уровень, повторяю, считаем, будет не более 10%», — заверил Дворкович.

Материалы: http://www.gazeta.ru/business/2014/12/09/6335145.shtml

3 ≫

  • Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?
  • Почему растут мировые цены на нефть
  • Почему "дешевеет" рубль

Так, в декабре 2014 года президент потребовал от ФАС выяснить причину, по которой цена бензина в России увеличилась на 10%, тогда как мировые цены на нефть упали на 35%.

На самом деле стоимость цен на нефть на мировых рынках абсолютно не влияет на цены на внутреннем рынке. Дело в том, что Россия не закупает нефть для ее переработки, а использует только собственную. При этом внутренние оптовые цены топлива в последние годы не только не снижались, но и росли (за 2014 год в среднем до 30%).

Причин, по которым в России дорожает бензин, несколько. В качестве основополагающих можно назвать монополизацию рынка; дисбаланс спроса и предложения; попытку нефтедобывающих компаний компенсировать упущенные доходы от продаж на внешних рынках за счет российских потребителей; а также налоговую политику в России.

Уровень конкуренции на российском оптовом и розничном рынке продаж нефтепродуктов крайне низкий. А где монополизация рынка, там не работают механизмы конкуренции и цены во многом подконтрольны ведущим ВИНК. И никаких позитивных изменений в этой области в последние годы не происходит, напротив, рынок продолжает консолидироваться.

Еще одна причина, которая объясняет, почему растут цены на бензин, это менее выгодные условия для продажи нефти на территории РФ, чем ее экспорт на мировые рынки.

Стоит отметить, что весомый вклад в такое положение дел внесла государственная политика. Государство также заинтересовано в продаже как можно большего количества энергоносителей на мировых рынках, так как от этого во многом зависит наполняемость бюджета. Поэтому создает дополнительные стимулы для роста экспорта.

Приоритет экспорта над внутренним рынком нашел свое закрепление в принятом налоговом маневре. Согласно ему, ставка НДПИ будет поступательно расти на фоне снижения экспортных пошлин. Так, в 2014 году ставка НДПИ увеличилась почти на 5% до 493 р./тонна, в 2015 году она возрастет до 530 р., в 2016 году – до 559 р. При этом экспортная пошлина сократилась до 59% в 2014 году и снизится до 57% - в 2015 году, 55% - в 2016 году.

Печально, конечно, что в конечном итоге за рост бюджетных поступлений в конечном итоге должны заплатить рядовые россияне. Оплачивая высокую стоимость бензина они компенсируют издержки нефтяников на рост НДПИ. При этом сами нефтедобывающие компании не так сильно пострадали от падения цен на нефть, так как из-за девальвации рубля их выручка в национальной валюте растет.

Дисбаланс спроса и предложения – классическая причина роста цен на товары. Казалось бы, откуда в стране, которая сама добывает нефть может возникать дефицит?

Дело в том, что в условиях, когда экспорт становится экономически более выгодным, внутренний рынок испытывает дефицит. Так, по официальным оценкам предложение бензина на внутреннем рынке в последнее время уменьшилось на 2%, что подстегнуло вверх оптовые цены. Слухи о недостаточности предложения создавали почву для повышенного спроса, результатом чего стал дисбаланс.

Ряд аналитиков полагает, что такой ажиотаж искусственно создают сами ВИНК, тем самым подстегивая оптовые цены на топливо. В свое время ФАС даже возбуждало уголовное дело против ряда нефтедобывающих компаний за нарушение конкуренции.

По оценкам специалистов, цена нефти в структуре себестоимости бензина не превышает 6-10%. Поэтому на его стоимости практически не сказываются ценовые колебания на нефтяном рынке. А на что тогда приходится большая часть стоимости бензина? В России – на налоги (НДПИ, НДС, акцизы и пр.)

Помимо поступательного роста НДПИ, упомянутого выше, причина роста цен в последние годы - увеличение акцизов на бензин. В 2014 году на тонну «евро-4» они возросли до 9,4 тыс. р. (по сравнению с 8,6 тыс. руб. в 2013 году), на «евро-5» - до 5,7 тыс. р. (с 5,1 тыс. руб. в 2013 году). В 2015 году также предполагается увеличить акцизы на бензин пятого класса на рубль за литр, что увеличит цены на бензин в 2015 году еще на 10-15%.

Прогнозы цен на бензин на 2015 год также не предполагают снижения цен на топливо. Так, прогнозы ФАС предполагают, что рост цен на бензин в 2015 году будет находится на уровне инфляции, т.е. около 7%.

В Правительстве ожидают как минимум 10%-ный рост в связи с налоговым маневром. А аналитики полагают, что вскоре цены на бензин в России должны и вовсе сравняться с европейским уровнем в 1,1-1,5 евро/литр.

Материалы: http://www.kakprosto.ru/kak-909770-pochemu-benzin-dorozhaet-a-neft-desheveet


Back to top