За какие нарушения возможен штраф а не лишение

1 ≫

За совершение данных нарушений предусмотрена альтернативная санкция штраф или лишение

Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

2. Управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

1. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде - влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Статья 12.21.2. Нарушение правил перевозки опасных грузов

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Только лишение права управления

Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

4. Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.

5. Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет с конфискацией указанных устройств.

6. Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

Материалы: http://www.proautopravo.ru/services/return/other/

2 ≫

Грубое нарушение правил бухгалтерского и налогового учета грозит немалыми штрафами. Речь идет о двух нормах, которые изложены в НК РФ и КоАП РФ. При этом Федеральным законом от 21.10.2013 N 276-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" было уточнено понятие грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также обозначены условия освобождения от административной ответственности должностных лиц. Рассмотрим нововведения подробнее.

Понятие грубого нарушения

В налоговом учете грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является любой из следующих фактов деятельности (абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ):

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • отсутствие регистров бухгалтерского учета;
  • отсутствие регистров налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Грубое нарушение правил учета доходов или расходов или объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, наказываются штрафом в размере 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). Если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, то речь идет о 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). Если была занижена налоговая база, то штраф исчисляют в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

Условия освобождения от ответственности

В случае грубого нарушения правил учета, повлекшего занижение налоговой базы, можно избежать ответственности, если представить уточненную налоговую декларацию. Условия освобождения от ответственности содержатся в таблице 1.

Таблица 1. Правила привлечения к ответственности при подаче уточненной декларации

Период представления уточненной декларации (расчета)

Условия освобождения от ответственности

До истечения срока подачи декларации

Налоговая декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ)

После истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога

Уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ)

После истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога

Уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. Условия таковы: до представления уточненной декларации уплачиваются недостающая сумма налога и соответствующие пени (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)

Уточненная декларация представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога (пп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ)

Понятие грубого нарушения

С 1 ноября 2013 г. под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ):

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета (ранее речь шла о любых искажениях, как в меньшую, так и в большую сторону, сумм налогов и сборов не менее чем на 10%);
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% (данная норма не изменилась).

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (п. 15.11 КоАП РФ).

Условия освобождения от ответственности

Еще одним новшеством стало появление условий освобождения от административной ответственности должностных лиц по ст. 15.11 КоАП РФ. Теперь, чтобы избежать штрафа, следует (примечание 2 к ст. 15.11 КоАП РФ):

  • исправить ошибку в бухгалтерском учете;
  • исправить ошибку в налоговом учете;
  • доплатить недостающую сумму налога (сбора);
  • уплатить соответствующие суммы пеней;
  • представить уточненную налоговую декларацию (расчет).

Напоминаем, что порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете зависит от их вида (существенные или несущественные) и от времени обнаружения (см. таблицу 2). Также следует соблюсти условия, предусмотренные п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ (см. таблицу 1).

Таблица 2. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете

Период обнаружения ошибки

Порядок исправления ошибки

Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года

Исправляется записями в том месяце отчетного года, в котором она была выявлена (п. 5 ПБУ 22/2010 *)

Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год

Исправляется за декабрь отчетного года (п. 6 ПБУ 22/2010)

Ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год

Исправляется в том месяце отчетного года, в котором она была выявлена. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 14 ПБУ 22/2010)

Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года

Исправляется в том месяце отчетного года, в котором она была выявлена (п. 5 ПБУ 22/2010)

Ошибка отчетного года, выявленная после окончания этого года, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год

Исправляется за декабрь отчетного года (п. 6 ПБУ 22/2010)

Ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после даты подписания годовой бухгалтерской отчетности, но до ее представления органу, уполномоченному осуществлять права собственника

Исправляется за декабрь отчетного года (п. 7 и 8 ПБУ 22/2010)

Ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после представления годовой бухгалтерской отчетности органу, уполномоченному осуществлять права собственника, но до даты ее утверждения

Ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения годовой бухгалтерской отчетности

Исправляются следующим образом (п. 9 ПБУ 22/2010):

1) в текущем отчетном периоде (в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)");

2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в отчетности за текущий отчетный год. Исключение составляют случаи, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов

* Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н (далее - ПБУ 22/2010).

** Ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно (п. 3 ПБУ 22/2010).

Материалы: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/otavetstvennost-gruboe-naruschenie-uchet

3 ≫

Типичные нарушения и недостатки, выявляемые

Контрольно-счетной палатой города Казани

- определение наиболее характерных нарушений и недостатков допущенных муниципальными учреждениями и предприятиями;

- проведение профилактической работы среди участников бюджетного процесса, экономических служб муниципальных учреждений и унитарных предприятий с целью укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

При рассмотрении нарушений и недостатков приведены характерные примеры со ссылками на нормативные правовые акты.

Согласно статье 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена также статьей 162 БК РФ.

Характерными примерами нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств являются:

- расходы по оплате пени и штрафов по налогам и иным обязательным платежам;

- оплата коммунальных услуг за арендаторов служебных помещений с последующим несвоевременным возмещением в бюджет;

- оплата косвенных затрат при оказании больницей медицинских услуг за счет средств, выделенных из бюджета г. Казани, в рамках одноканального финансирования, оплата которых должна осуществляться за счет средств предпринимательской деятельности;

- отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность;

- не возврат в конце года средств в бюджет;

- необоснованный возврат стоимости оказанных услуг

Например: на основании заявления пациентов в связи с неудовлетворительным качеством выполненных работ по зубопротезированию без соответствующего заключения экспертов и составления акта;

- закупка товаров без учета существующих нормативов

Например: закупка продуктов питания для школьников, не предусмотренных Рекомендуемыми среднесуточными наборами продуктов для питания детей, утвержденными Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- наличие оборудования, приобретенного за счет средств бюджета и не используемого на момент проверки.

Согласно статье 38 БК РФ бюджетные средства должны расходоваться в соответствии с принципом адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования и расходуются ими на указанные цели.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет ответственность в соответствии с КоАП РФ, УК РФ.

Характерными примерами нецелевого использования бюджетных средств являются:

- финансирование расходов не по тем кодам экономической классификации расходов (приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»);

- возмещение расходов физическим лицам, не состоящим в штате учреждения, за счет внебюджетных средств (приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»)

Например: оплата проезда спортсменов и тренеров, не состоящих в штате;

- не обоснованные расходы на уборку территории, которая не передана собственником муниципального имущества в оперативное управление;

- направление на текущее содержание учреждения средств, полученных от арендаторов, в качестве возмещения эксплуатационных расходов;

- направление средств бюджета города Казани, выделенных по одноканальному финансированию на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств;

- перерасход средств по фонду оплаты труда вследствие несоблюдения нормативов образования фонда оплаты труда;

- необоснованная выплата заработной платы вследствие установления завышенных размеров надбавок, доплат, необоснованной выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск;

- расходование средств не по тем кодам экономической классификации расходов, по которым произведено финансирование;

- оплата междугородных переговоров неслужебного характера;

- направление средств на цели, не соответствующие целям и задачам деятельности учреждения (статья 70 Бюджетного кодекса РФ);

- направление средств бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств;

- использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных сметой доходов и расходов;

- направление средств бюджета на покрытие расходов арендатора по оплате коммунальных платежей без последующего возмещения;

- переплата поставщику вследствие приобретения продукции по завышенным ценам, чем это установлено договорами на поставку.

Нарушения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд

Наиболее характерные нарушения, допускаемые при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:

- заключение муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов или запроса котировок (статья 10 и часть 2 статьи 55 Федерального закона РФ от 01.01.2001 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон );

- неправомерное изменение условий муниципальных контрактов (часть 5 статьи 9 Федерального закона )

Например: заключение дополнительного соглашения, по которому увеличивается срок действия муниципального контракта;

- отсутствие контроля со стороны заказчика за исполнением обязательств по контрактам. Не предъявление претензий поставщикам (подрядчикам, исполнителям), нарушившим сроки исполнения контракта (часть 11 статьи 9 Федерального закона );

- несоблюдение сроков направления сведений о заключенных муниципальных контрактах в орган, уполномоченный на ведение Реестра муниципальных контрактов (статья 18 Федерального закона );

- осуществление закупок одноименных товаров по раздельным договорам на суммы, превышающие установленный предельный размер (пункт 14 части 2 статьи 55 Федерального закона РФ );

- приобретение продукции (выполнение работ, оказание услуг), не предусмотренной муниципальными контрактами (часть 5 статьи 9 Федерального закона №94-ФЗ);

- осуществление бюджетными учреждениями авансовых платежей по муниципальным контрактам сверх установленного нормативным актом Руководителя Исполкома размера.

Нарушения порядка ведения кассовых операций,

расчетов наличными деньгами

- ведение Кассовой книги только автоматизированным способом (пункты 22, 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБР от 01.01.2001 №40 (далее – Порядок ведения кассовых операций);

- отсутствие в учреждении расчета на установление лимита остатка кассы (пункт 5 Порядка ведения кассовых операций);

- превышение лимита остатка денежных средств в кассе, установленного кредитной организацией или органом, осуществляющим ведение лицевого счета.

Нарушения порядка начисления и выплаты заработной платы

- выплата премий работникам без соответствующих приказов руководителя учреждения;

- нарушение порядка премирования муниципальных служащих руководителями структурных подразделений Исполнительного комитета города Казани (Решение Казанской городской Думы (далее – Решение КГД));

- выплата сотрудникам премий, не предусмотренных условиями оплаты труда муниципальных служащих (Решение КГД);

- выплата надбавок, не предусмотренных утвержденным порядком оплаты труда муниципальных служащих Исполнительного комитета города Казани (Решение КГД);

- неправомерное включение в расчет единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска выплаты за ученую степень (Решение КГД);

- необоснованное снижение установленного Решением Казанской городской Думы размера ежемесячного денежного поощрения муниципальным служащим;

- не включение премий (установленных порядком оплаты труда муниципальных служащих Исполнительного комитета города Казани) при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков за последние 12 календарных месяцев (Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»);

- выплата сотрудникам дополнительной материальной помощи с превышением предусмотренного размера выплат (Решение КГД);

- неправильное осуществление расчета единовременной выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска (Решение КГД)

Например: не учитываются изменения классного чина, выслуги лет и пр.;

- оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с превышением установленного размера (статья 153 Трудового кодекса РФ);

- не отражение в табелях учета рабочего времени отработанного сотрудниками времени в выходные и праздничные дни (Инструкция по бюджетному учету);

- не отражение в табелях учета рабочего времени дней нахождения сотрудников в командировке (Инструкция по бюджетному учету);

- отсутствие в приказах руководителей учреждений об установлении доплат в связи с увеличением объема работ сотрудникам, срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержания и объема (статья 151 Трудового кодекса РФ).

Нарушения при совершении и отражении

- выдача денежных средств под отчет при наличии задолженности по ранее выданным авансам (пункт 11 Порядка ведения кассовых операций);

- принятие авансового отчета от одного подотчетного лица за нескольких командированных сотрудников;

- выдача денежных средств без указания в заявлении назначения аванса и срока на который он выдается (Инструкция по бюджетному учету);

- оплата расходов подотчетному лицу без оправдательных документов (Инструкция по бюджетному учету).

Нарушения при использовании муниципального имущества

Характерными нарушениями при использовании муниципального имущества являются:

- отсутствие регистрации права оперативного управления на занимаемое помещение (статья 131 Гражданского кодекса РФ);

- сдача в аренду муниципального имущества без заключения соответствующих договоров;

- осуществление работ по капитальному ремонту, текущему содержанию и благоустройству объектов, не состоящих на балансе учреждения (Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»);

- не отражение в бухгалтерском учете объектов основных средств учреждений (Инструкция по бюджетному учету);

- занижение стоимости муниципального имущества;

- снос деревьев без соответствующего распоряжения Исполнительного комитета г. Казани;

- распоряжение имуществом без согласия собственника имущества (ст.298 Гражданского кодекса РФ).

- отсутствие утвержденной Учетной политики в бюджетном учреждении (пункт 3 статья 5 Федерального закона -ФЗ «О бухгалтерском учете»);

- завышение и занижение амортизации объектов основных средств, из-за неверного включения данных объектов в соответствующие амортизационные группы и неправильного определения сроков их полезного использования (Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»);

- не начисление амортизации по отдельным основным средствам (пункт 43 Инструкции по бюджетному учету).

- отсутствие в инвентарных карточках учета основных средств характеристик объектов и, соответственно, в невозможности определения перечня составляющих их предметов и их основных качественных и количественных показателей (Приказ Министерства финансов РФ н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета»);

- необоснованное списание стоимости горюче-смазочных материалов вследствие эксплуатации автотранспорта в выходные и праздничные дни без соответствующих приказов руководителя учреждения;

- не отражение в учете результатов инвентаризации в виде излишков и недостач материальных ценностей (Инструкция по бюджетному учету);

- искажение отчетности вследствие не отражения в кассе остатков денежных средств (Инструкция по бюджетному учету);

- организация деятельности без соответствующей лицензии;

- наличие недостоверных данных о дебиторской задолженности вследствие несвоевременного отражения в бухгалтерском учете операций по оказанию услуг поставщиками (Инструкция по бюджетному учету);

- не составление расчетно-платежных ведомостей, следовательно, не подписание руководителем и главным бухгалтером учреждения разрешения на выплату заработной платы (начисление и выплата заработной платы без соответствующей санкции) (Инструкция по бюджетному учету);

- получение на внебюджетный счет учреждений, являющихся структурными подразделениями Исполнительного комитета города Казани, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц и дальнейшее их расходование на финансирование затрат, связанных с решением вопросов местного значения городского округа (пункт 2 статьи 18 -ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

- принятие бюджетных обязательства без доведенных лимитов бюджетных обязательств (п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ);

- не отражение в бухгалтерском учете операций, подлежащих забалансовому учету (Инструкция по бюджетному учету).

II. Нарушения и недостатки в деятельности муниципальных унитарных предприятиях, обществах с участием муниципального образования

Нарушения при расчете платежей в бюджет муниципального образования части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей

- несвоевременное перечисление в бюджет части чистой прибыли муниципальным унитарным предприятием, дивидендов на муниципальный пакет акций;

- расходы, не связанные с деятельностью предприятия, не исключаются при расчете платежей в бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей

Например: материальная помощь, премии ко Дню строителя, города и РТ, оплата стоимости квартиры физическому лицу, премии к юбилейным датам, подарки и путевки сотрудникам, оплата за сторонние организации и т. п.;

- расходы унитарного предприятия необоснованно завышены в результате принятия к учету первичных документов организаций - контрагентов, оформленных с нарушением требований ст.9 Федерального закона от 01.01.2001 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

- несоответствие должностных лиц, указанных в первичных документах лицам, указанным в договорах, а также в сведениях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- отсутствие у контрагентов видов оказываемых услуг в перечне видов деятельности в Едином государственном реестре юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- заключение сторонами притворных сделок с целью прикрыть другую сделку (п.2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ).

Нарушения при формировании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, отражающих имущественное состояние муниципального унитарного предприятия

- неправомерное включение в состав затрат текущего периода расходов капитального характера и необоснованное занижение стоимости муниципального имущества. Отсутствие должного документооборота по комплексным капитальным общестроительным работам, подтверждающим назначение, необходимость, характер, объем принятых и оплаченных работ, по капитальному ремонту, реконструкции, новому строительству (пп. 8, 14, 26 п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина России от 01.01.2001 № 26н), Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (Постановление Госстроя СССР от 01.01.2001 № 279), Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина РФ от 01.01.2001 № 160));

- необоснованное занижение стоимости муниципального имущества вследствие не включения в первоначальную стоимость затрат по разработке проектно-сметной документации (проектно-изыскательских работ) на строительство объектов основных средств;

- отсутствие в бухгалтерском учете вновь построенных зданий и сооружений фактически эксплуатируемых, но не введенных в эксплуатацию и не учтенных в составе основных средств. Правоустанавливающие документы на вышеуказанные объекты, а также на передачу в хозяйственное ведение отсутствуют. Отсутствует государственная регистрация права хозяйственного ведения в УФРС РФ по РТ по недвижимому имуществу.

- необоснованное отвлечение средств в дебиторскую задолженность, непринятие мер по ее взысканию; наличие кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, что приводит к занижению финансового результата организации;

- несоответствие данных бухгалтерского учета совершенным хозяйственным операциям (фактическим данным);

- необоснованное включение в состав затрат отчетного периода расходов будущих периодов в виде услуг по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком действия 5 лет подлежащие равномерному списанию в течение периода, к которому они относятся (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 01.01.2001 №34н), п.19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99, приказ Минфина РФ от 01.01.2001 №33н)).

Нарушения порядка выдачи и привлечения займов

- предоставление беспроцентных займов без согласования с собственником (п. 4 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» -ФЗ);

- осуществление заимствований в формах, не предусмотренных законом. Заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме кредитов по договорам с кредитными организациями, бюджетных кредитов и заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей (статья 24 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» -ФЗ).

Например: заключены договора займа между унитарными предприятиями;

привлечены денежные средства по договорам займа у физических лиц, коммерческих организаций.

Недостатки (неэффективная деятельность) при получении и

Характерными нарушениями законодательства и недостатками при распоряжении муниципальным имуществом являются:

- без согласования с собственником заключение договоров о совместной деятельности с коммерческими организациями

Например: заключен договор о совместной деятельности с коммерческой организацией, согласно которому происходило совместное инвестирование, проектирование и строительство двух комплексов баз отдыха на территории земельных участков муниципального образования, повлекшее выбытие земельных участков из муниципальной собственности;

- использование площадей, находящихся в муниципальной собственности сторонними организациями без оформления договоров аренды, при отсутствии калькуляции стоимости квадратного метра сдаваемого в аренду помещения, без возмещения коммунальных услуг и без предъявления пени, предусмотренных договорами за каждый день просрочки

- стоимость квадратного метра помещений установлена в договорах с арендаторами без наличия калькуляции стоимости квадратного метра помещений, предназначенных для сдачи в аренду. Отсутствие калькуляции стоимости квадратного метра помещений, предназначенных для сдачи в аренду, не обеспечивает возможность унитарному предприятию проанализировать результаты от сдачи в аренду нежилых помещений в целях достижения определенного уровня рентабельности предприятия и эффективного распоряжения муниципальной собственностью

- заключение договорных отношений не напрямую с заводами-изготовителями, а с организациями, не специализирующимися на производстве той или иной продукции

- по юридическому адресу муниципального унитарного предприятия одновременно зарегистрировано еще 10 и более организаций, договорные отношения на аренду помещения, дающие право зарегистрироваться в налоговых органах по данному адресу, у муниципального унитарного предприятия с организациями отсутствуют

- пени, предусмотренные договором за каждый день просрочки (0,1% с просроченной суммы), унитарным предприятием в адрес арендатора не предъявлены. В конце года в учете отражен зачет взаимных требований, в котором отсутствуют данные, позволяющие определить, по каким требованиям производится зачет, основание их возникновения, что не соответствует п.2 статьи 9 Федерального закона -ФЗ «О бухгалтерском учете» и недостаточно обосновывает погашение взаимных задолженностей;

-занижение количества металлолома от демонтированных основных средств, доход от полученного металлолома сформирован в неполном объеме;

- отсутствие пообъектного учета недвижимого имущества, полученного в хозяйственное ведение;

- списание основных средств без подтверждающих документов о невозможности дальнейшего использования

Например: отсутствуют заключения специализированных организаций о невозможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств, документы, подтверждающие демонтаж оборудования. Не обеспечен контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов;

- не определен балансодержатель и тем самым не обеспечены сохранность муниципального имущества и его эффективное использование в результате отсутствия инвентаризации основных средств; несогласованности в действиях между муниципальным унитарным предприятием, собственником и профильным комитетом; частой реорганизации юридических лиц, за которыми было закреплено муниципальное имущество в период с 2000 по 2010 годы;

- отсутствие согласования с собственником (КЗИО ИК МО г. Казани) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность директора муниципального унитарного предприятия с юридическими лицами, где учредителями (руководителями) являются аффилированные лица (статья 22 Федерального закона -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»)

Например: несмотря на наличие договорных отношений с крупными оптовыми поставщиками и производителями аналогичной медицинской продукции, имеют место случаи приобретения медицинской продукции у организаций, где учредителями (руководителями) являются аффилированные лиц;

- заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, в отношении:

1) муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям;

2) муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями;

3) муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, органам местного самоуправления.

(п.3 ст.17.1 Федерального закона -ФЗ «О защите конкуренции», Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани «О порядке согласования сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями». Предусмотрена ответственность п.1 статьи 14.9 КоАП РФ).

Нарушения порядка оплаты труда

- выплата вознаграждений директору муниципального унитарного предприятия при отрицательном результате финансово-хозяйственной деятельности (убыток) (постановление Руководителя ИК МО г. Казани «Об утверждении Положения о порядке определения заработной платы руководителей муниципальных унитарных предприятий г. Казани» (далее – постановление № 000);

- отсутствие трудового договора с директором муниципального унитарного предприятия, и как следствие, отсутствие обоснованности установления размера заработной платы (Регламент назначения руководителей муниципальных предприятий и учреждений г. Казани, утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета МО г. Казани «О решении Казанской городской Думы -6 "О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений"»);

- размер должностного оклада директора муниципального унитарного предприятия превышает размер должностного оклада, исчисленный в соответствии с постановлением № 000;

- начисление премий в размерах, превышающих установленные постановлением № 000;

- в положениях об оплате труда отсутствует информация о критериях, периодичности выплат, а также о минимальных и максимальных допустимых размерах вознаграждений, доплат и надбавок работникам, в результате чего возникают вопросы объективности начисления данных выплат работникам

Например: произведено премирование специалиста в размере 400 процентов должностного оклада, несмотря на то, что он работает на полставки;

- превышение ежемесячной премии над размером, установленным Положением об оплате труда работников унитарного предприятия;

- компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, не превышающего 28 дней (статья 126 Трудового кодекса РФ);

- отсутствие контроля со стороны собственника (КЗИО ИК МО г. Казани) за порядком начисления и выплат заработных плат, устанавливаемых в обществах и предприятиях, созданных со 100 процентным участием муниципального образования.

Отсутствие лицензий и сертификатов

Заключение договоров с юридическими и физическими лицами, не имеющими соответствующих правоустанавливающих документов (лицензий, сертификатов и иной разрешительной документации), позволяющих им оказывать соответствующие услуги, выполнять работы и т. д.

- договор гражданско-правового характера на выполнение ежедневного предрейсового медосмотра штатных водителей предприятия с физическим лицом, у которого отсутствует сертификат о прохождении соответствующей подготовки (статья 20 Федерального закона -ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.1.2, 1.4 Типового положения «Об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», утвержденного Письмом Министерства здравоохранения РФ / «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»)

- для выполнения работ по демонтажу, монтажу, пуско-наладке, ремонту лифтов, диспетчерской связи привлечены не специализированные организации, а физические лица по договорам возмездного оказания услуг, у которых отсутствует разрешение Ростехнадзора на осуществление вышеуказанных работ (статья 6 Федерального закона -ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.9, 13.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ , утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 01.01.2001 №31, п.3.5.2, 3.6.5.2 приказа Госстроя РФ «Об утверждении Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации», п.1.1 ГОСТ «Лифты электрические пассажирские и грузовые. Правила организации, производства и приемки монтажных работ», утвержденного постановлением Госстроя СССР ).

Выполнение работ физическими лицами, а не специализированными организациями при отсутствии разрешения Ростехнадзора, смет и конкретного объема выполненных работ по количественным, качественным и ценовым показателям, не подтверждает обоснованность выплат;

- в составе капитальных вложений за счет средств бюджета учтены расходы по техническому надзору и разработке технических условий для производства прокола под железной дорогой, осуществленной организацией, у которой лицензия на осуществление данных услуг отсутствует. Согласно данным сайта Федерального лицензионного центра при Росстрое (www. *****) в реестре лицензий на строительство, проектирование, изыскания данный лицензиат отсутствует. На основании данных программы «ЕГРЮЛ и ЕГРИП», основным видом деятельности данной организации является оптовая торговля пищевыми продуктами.

- отсутствие в локальных актах условия об обязанности работника отработать определенный период времени или компенсировать расходы работодателя по подготовке и аттестации специалиста на квалификационный уровень, что в не должной мере обеспечивает мероприятия по эффективному расходованию денежных средств;

- необоснованное отнесение в состав прочих расходов затрат по документам, оформленным с нарушением статьи 9 Федерального закона от 01.01.2001 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Например: отметка в командировочном удостоверении сделана организацией, не имеющей отношения к командировке; несоответствие дат, указанных в счете за проживание и проездном билете;

- выплата суточных за дни, когда командированные возвращаются к месту постоянного жительства в день отъезда (п. 15 Инструкции № 62, п. 11 Постановления № 000);

- принятие к оплате авансовых отчетов без предъявления документов (чеков ККМ), удостоверяющих факт оплаты товарно-материальных ценностей, услуг у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- просрочка выплаты заработной платы работникам (статья 136 ТК РФ), что может повлечь дополнительную нагрузку на предприятие в виде обязанности выплаты работнику процентов за просрочку и уплаты штрафа по КоАП РФ;

- отсутствие в путевых листах водителей информации о конкретном месте следования автомобиля, что не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях, и не в должной мере подтверждает обоснованность списания в состав затрат стоимости горюче-смазочных материалов.

Обзоры сервисов Pandia.ru

Бизнес

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Наука

Товары

Услуги

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Материалы: http://pandia.ru/text/78/193/40149.php


Back to top