Самостоятельная регулировка ГБО

1 ≫

Очень часто наши автолюбители после установки газобаллонного оборудования на свои авто жалуются на повышенный расход топлива и слабые динамические характеристики. Это заставляет водителей обращаться за помощью в сервисные центры для проведения дополнительной регулировки системы.Однако справиться с этой проблемой можно и самостоятельно. А о том, как происходит регулировка ГБО, расскажет наша сегодняшняя статья.

Нужно ли бить тревогу?

Вообще, такие факторы, как повышенный расход топлива и слабый разгон автомобиля с места, присущи даже машинам с самым дорогим газобаллонным оборудованием. Дело в том, что газ (какой бы он ни был, пропан или метан) по своим свойствам отличается от обычного бензина – коэффициент расширения последнего намного меньше, да и к тому же газ быстрее испаряется. В связи с этим машина начинает тратить больше топлива. Как правило, это значение не столь большое. «Аппетит» автомобиля увеличивается на 5-8 процентов, а мощность уменьшается на 3-5 лошадиных силы (но не более чем на 10 процентов). В то же время токсичность отработавших газов уменьшается до уровня Евро-5. Но как бы там ни было, если машина стала тратить больше топлива, не стоит поднимать панику – это естественное явление для газа. Обычно на СТО работники предупреждают водителей об этом при установке газобаллонного оборудования. Но если расход автомобиля стал запредельно высоким, регулировка ГБО будет неизбежной.

Сложно ли это сделать?

Как показывает практика, сложностей с настройкой ГБО практически не возникает. Если у вас уже имеется опыт самостоятельной регулировки карбюратора или системы впрыска, то проблем с газовой установкой у вас не будет.

Что будем настраивать?

Регулировка ГБО может быть разной в зависимости от поколения установленной системы. Итак, настройка газобаллонного оборудования может осуществляться через редуктор, винт регулировки мембраны и/или холостого хода, находящийся на шланге.

Как происходит регулировка ГБО?

Перед выполнением работ сначала нужно убедиться в уровне компрессии в цилиндрах (данное значение не должно быть менее 6.5 кгс/см 2 ) и герметичности впускного такта.

Далее можно смело приступать к настройке электронного редуктора. Здесь ставим переключатель в салоне в положение «бензин» и поворачиваем ключ зажигания. После того как мотор прогреется до рабочей температуры, устанавливаем холостые обороты в районе 1 тысячи, выключаем подачу газа и вырабатываем остаток бензина.

Сама регулировка ГБО (Ловато в том числе) зависит от типа дозатора. Если он 1-секционный, то выворачиваем его на максимум. Ежели это 2-секционный дозатор, I камера устанавливается на MAX, а II - на MIN. Винт холостого хода поворачивается до упора, а далее прокручивается в обратном направлении на пять оборотов. При этом винт чувствительности устанавливается в среднее положение.

Как производится регулировка ГБО 4 поколения? Установка оборотов холостого хода

Это, пожалуй, самая ответственная операция в ходе регулировки газобаллонного оборудования. Что для этого нужно сделать? Первым делом необходимо переключить регулятор в положение «газ», завести двигатель и выставить при помощи подсоса обороты в пределах от 1600 до 2000. Что делается далее? Теперь подсос немного убирается, и винт холостого хода устанавливается на максимум. Так нужно делать до тех пор, пока ручка устройства не будет полностью утоплена.

Затем постепенно заворачивается винт чувствительности. Это делается для того, чтобы добиться максимума оборотов на холостом ходу. В завершении процесса мотор будет работать на газу устойчиво. При этом холостые обороты будут стабильно находиться в пределах от 950 до 1000 в минуту.

Настройка чувствительности редуктора

Это последний этап нашей регулировки. Для выполнения данного действия первым делом необходимо открутить винт чувствительности и после стабилизирования оборотов закрутить его обратно на 1 оборот. Далее резким нажатием на педаль газа проверяем нашу регулировку - приемистость ДВС должна быть хорошей.

Теперь настраиваем дозатор. Здесь вам понадобится помощник, который, нажимая на акселератор, установит обороты ДВС в пределах 3-3.5 тысяч в минуту.

Настройка дозатора начинается с вращения винта. Найдя пороговую точку (при которой меняются обороты двигателя внутреннего сгорания), данная деталь выворачивается обратно на ¾ оборота. Таким образом, для 2-секционного дозатора регулируется I камера. Для того чтобы отрегулировать вторую, произведите аналогичное действие (при этом винт выворачивается на ¼ оборота). Подобным образом производится также регулировка ГБО 2-го поколения.

В газовых редукторах, которые имеют возможность регулировки первой степени необходимо установить еще на холостых оборотах давление при помощи внешнего манометра. Его значения должны колебаться в пределах от 0.39 до 0.42 кгс на квадратный сантиметр. После этого настройка холостого хода повторяется заново (так же как и чувствительность редуктора).

Как в завершении происходит на ГБО 2 поколения регулировка? Последняя операция включает в себя настройку винта чувствительности. Что с ним необходимо сделать? Для этого, нажимая на педаль акселератора, закрутите на ¼ оборота винт чувствительности. Данная операция повторяется до тех пор, пока не появится заметный провал оборотов. После этого винт чувствительности выкручивается на ½ оборота. На данном этапе регулировку газобаллонного оборудования можно считать завершенной.

Как часто следует производить регулировку?

Стоит отметить, что необходимость в настройке газобаллонного оборудования на автомобилях возникает исключительно по мере забивания фильтра системы. Точной периодичности регулировки никто назвать не может, так как все напрямую зависит от качества залитого/задутого газа. Как показывает практика, если автомобиль будет постоянно заправляться на проверенных АГЗС, то надобность в настройке ГБО попросту отпадет. В таком случае регулировка редуктора и винтов чувствительности не понадобится ближайшие 5-10 лет (и это минимальный срок).

Материалы: http://fb.ru/article/139842/samostoyatelnaya-regulirovka-gbo

2 ≫

Введи свое настоящее имя!

Регулировка газобаллонного оборудования

Почти всегда, в мастерских, где выполняется переоборудование автомобиля на газовое топливо, газобаллонное оборудование регулируют "на слух", так как газоанализатор для большинства подобных мастерских оказывается слишком дорогостоящим. Газоанализатор предназначен для измерения состава отработавших газов, и по его показаниям можно отрегулировать газобаллонное оборудование так, чтобы состав смеси (соотношение Воздух/Топливо) на всех режимах работы двигателя было оптимальным. Таким образом, можно достичь минимальной потери мощности двигателя при переходе с бензина на газ и при этом минимально возможного расхода газа.

Широкополосный лямбда-зонд позволяет измерить численное значение соотношения Воздух/Топливо (Air Fuel Ratio – AFR) или численное значение коэффициента Лямбда (коэффициент ?).

Рассчитывается значение соотношения Воздух/Топливо или значения коэффициента Лямбда по измеренному уровню содержания кислорода в отработавших газах.

Широкополосный лямбда-зонд может работать только в паре с соответствующим контроллером по двум причинам. Измерительный элемент датчика требует точного поддержания его температуры на заданном уровне, так как датчик работает только при условии его разогрева до температуры выше 750 °C за счёт подогрева от встроенного электроподогревателя и от разогретых отработавших газов. Но при этом во избежание поломки датчика, необходимо исключить его нагревание выше температуры 900 °C путём точного регулирования мощности встроенного в датчик электроподогревателя. Кроме того, кислородным насосом, встроенным в датчик, можно управлять только с помощью внешних электронных цепей, работающих на основании показаний измерительного элемента датчика.

Оптимальное соотношение Воздух/Топливо для бензиновых двигателей теоретически составляет 14,7 килограммов воздуха для сжигания каждого килограмма бензина, 15,5 килограммов воздуха для сжигания каждого килограмма пропана, 17,2 килограммов воздуха для сжигания каждого килограмма метана… При сгорании таких смесей, теоретически, весь кислород, содержащийся в воздухе, вступает в реакцию со всем топливом. В результате в отработавших газах не остаётся ни несгоревшего топлива, ни свободного кислорода. Такое соотношение топлива и воздуха называют стехиометрическим. Стехиометрические соотношения Воздух/Топливо (AFR) для различных видов топлива различны:

Для бензинового двигателя работающего на пропане при соотношении Воздух/Топливо равном 15,5:1 значение Лямбда равно единице (? = 1). Когда двигатель работает на "богатых" смесях, то значения Лямбда составляет меньше единицы (? 1), при этом, в отработавших газах содержится свободный кислород.

Оптимальной считают топливовоздушную смесь когда ? = 0,95 … 1. Максимальная мощность двигателя может быть достигнута, когда двигатель работает на "обогащённой" топливовоздушной смеси при ориентировочных значениях ? = 0,8 … 0,9. Максимальная экономичность бензинового двигателя может быть достигнута, когда двигатель работает на установившихся средних оборотах на "обеднённой" топливовоздушной смеси при ? = 1,04 … 1,08.

Пред началом рассмотрения методики регулировки газобаллонного оборудования при использовании широкополосного лямбда-зонда для контроля состава смеси, необходимо обратить внимание на некоторые особенности эксплуатации автомобиля на газовом топливе.

В состав наиболее распространённых недорогих комплектов газобаллонного оборудования входит редуктор, предназначенный для дозирования необходимого количества газа в зависимости от нагрузки на двигатель.

Одним из недостатков таких редукторов, является быстрое старение его диафрагм, и как следствие ухудшение эксплуатационных качеств редуктора с течением времени. По этой причине, в ходе эксплуатации автомобиля оборудованного газобаллонной установкой время от времени возникает необходимость выполнения повторных регулировок.

Газовый редуктор, предназначенный для эксплуатации на сжиженном газе, конструктивно состоит из двух редукторов и некоторых других составных частей. Редуктор первой ступени (понижающий) предназначен для стабилизации давления газа на заданном уровне, поступающего на вход редуктора второй ступени (дозирующий). Во многих редукторах значение давления на выходе понижающего редуктора в значительной мере зависит от давления газа на его входе, то есть в газовом баллоне – повышение давления на входе вызывает некоторое повышение давления на выходе. Нестабильность выходного давления редуктора первой ступени заметно влияет на количество газа подаваемого редуктором второй ступени на смеситель. Указанный недостаток проявляется следующим образом. В случае повышения температуры газового баллона, в баллоне возрастает давление, что приводит к некоторому обогащению топливовоздушной смеси. Когда температура газового баллона снижается, состав топливовоздушной смеси несколько обедняется. Таким образом, для достижения оптимального состава топливовоздушной смеси при любом количестве топлива в газовом баллоне, регулировку газобаллонного оборудования следует проводить при условии, что температура газового баллона находится в диапазоне 20-30 °C.

Октановое число сжиженного и сжатого газов значительно превышает октановое число бензина. По этой причине, при наличии технической возможности, рекомендуется при переключении на газовое топливо смещать угол опережения зажигания на несколько градусов в сторону "раньше".

Сжиженный газ, предназначенный для использования в качестве автомобильного топлива, представляет собой смесь двух газов – Пропана и Бутана. Соотношение Пропана и Бутана в сжиженном газе, реализуемом на некоторых заправочных станциях, может значительно отличаться от номинального, из-за чего даже правильно настроенное газобаллонное оборудование при эксплуатации на таком топливе уже не может обеспечить приготовления смеси с приемлемым соотношением Воздух/Топливо.

Следует так же учесть, что при пуске холодного двигателя, топливо, поступающее в редуктор через ещё холодный испаритель, испаряется не в полном объёме, вследствие чего в редуктор частично поступает топливо в жидкой фазе. Это приводит к обогащению топливовоздушной смеси. Данный эффект благоприятно влияет на пуск холодного двигателя за счёт некоторого обогащения смеси. При необходимости, степень обогащения смеси можно изменить путём изменения мощности испарителя (замена или модификация испарителя, регулировка скорости потока охлаждающей жидкости через испаритель).

В ходе регулировки оборудования необходимо стремиться достичь приготовления такой топливовоздушной смеси, чтобы измеренный коэффициент ? (Лямбда) на всех режимах работы двигателя был максимально близким к единице. Для проведения измерений значения коэффициента ? или значения соотношения Воздух/Топливо, необходимо установить широкополосный лямбда-зонд в поток отработавших газов посредством держателя и подключить его к контроллеру. Держатель широкополосного лямбда-зонда необходимо одной стороной установить в выхлопную трубу, при этом исключить вероятность подсоса воздуха. К другой его стороне плотно подсоединить патрубок подходящего диаметра длинной не менее двух метров для исключения подмешивания атмосферного кислорода к выхлопным газам в зоне установки широкополосного лямбда-зонда.

Повернуть держатель широкополосного лямбда-зонда так, чтобы датчик оказался в положении между 10:00 и 14:00 по шкале аналоговых часов.

Первым шагом является регулировка состава смеси на холостом ходу.

Путём вращения регулировочного "винта подачи газа на холостом ходу" расположенного на корпусе редуктора, необходимо так отрегулировать состав топливовоздушной смеси, чтобы коэффициент ?, измеренный с помощью широкополосного лямбда-зонда, был равным единице или несколько меньшим единицы.

Следующим шагом является регулировка состава топливовоздушной смеси на режиме частичной нагрузки. Путём плавного открытия дроссельной заслонки, медленно увеличиваем обороты двигателя до 3 000 оборотов в минуту. Если значение коэффициента ? по достижении такой частоты вращения двигателя больше единицы, что указывает на обеднение смеси, то путём вращения "винта расхода газа под нагрузкой" против часовой стрелки (выкрутить) необходимо несколько обогатить смесь за счёт увеличения проходного сечения вентиля.

Если значение коэффициента ? меньше единицы, что указывает на обогащение смеси, то путём вращения "винта расхода газа под нагрузкой" по часовой стрелке (вкрутить) необходимо несколько обеднить смесь за счёт уменьшения проходного сечения.

По достижении значения коэффициента ? равного единице при частоте вращения двигателя равной 3000 оборотов в минуту, необходимо повторно выполнить регулировку состава смеси на холостом ходу. Регулировки винтов необходимо повторить три-четыре раза, так как "винт подачи газа на холостом ходу" и "винт расхода газа под нагрузкой" оказывают значительное взаимное влияние. Для достижения максимальной точности настройки, рекомендуется измерить коэффициент ? при движении автомобиля по трассе со скоростью 90 км/ч на установившемся режиме и при необходимости откорректировать регулировки винтов. Для обеспечения безопасности при этом, за измеренным составом топливовоздушной смеси наблюдают сидя в пассажирском кресле автомобиля, водитель при этом должен обеспечить движение автомобиля со стабильной скоростью и свести к минимуму изменения нагрузки на двигатель.

В случае установки более сложного газобаллонного оборудования на двигатель "с инжекторной системой управления", подключение цифрового многоканального осциллографа к широкополосному лямбда-зонду и одновременно к датчикам и исполнительны механизмам штатной системы управления двигателем и электронным компонентам газобаллонного оборудования, позволяет отрегулировать систему приготовления газовоздушной смеси с максимальной точностью. При достижении приготовления газовоздушной смеси, измеренный коэффициент ? которой равен единице на всех режимах работы двигателя, достигается максимальная мощность двигателя и одновременно максимальная топливная экономичность.

Материалы: http://www.remrai.ru/ekspl/151-regulirovka-gazoballonnogo-oborudovanija.html

3 ≫

Хорошо известно, что установка ГБО (с учетом значительного подорожания бензина одновременно со снижением качества данного вида топлива) уже многие годы является практически единственной возможностью существенно сократить расходы в рамках эксплуатации бензинового двигателя.

Сегодня различные поколения газобаллонного оборудования можно повсеместно встретить на карбюраторных и инжекторных авто. Если говорить об инжекторе, перевести на газ можно не только моноинжекторные двигатели и моторы с распределенным впрыском, но и силовые агрегаты, в которых топливо подается в каждый цилиндр напрямую (прямой впрыск).

Если точнее, на таких моторах главной задачей является правильно настроить редуктор-испаритель. Далее мы поговорим о том, как выполняется настройка газового редуктора автомобиля с карбюратором, а также какие особенности и нюансы нужно учитывать, чтобы добиться оптимальных результатов.

Начнем с того, что когда речь идет о газовом оборудовании на карбюраторном двигателе, основные манипуляции сводятся к настройкам редуктора-испарителя. Указанный редуктор позволяет выполнить следующее:

  • отрегулировать давление газа применительно ко второй ступени (настроить чувствительность);
  • выставить количество газа, который проходит через клапан ХХ;

Итак, общая процедура настройки выглядит следующим образом:

  • Сначала двигатель запускается, причем запуск должен производиться на бензине.
  • Далее силовой агрегат, работающий на бензине, должен выйти на рабочие температуры.
  • После прогрева нужно выставить на карбюраторе холостые обороты 950-1000 об/мин.
  • Далее подачу бензина нужно перекрыть и выждать, пока его остатки будут выработаны.

Теперь переходим к настройке ГБО. На начальном этапе регулировок следует:

  • Вывернуть дозатор полностью (сечение канала для подачи газа открыто максимально).
  • Если дозатор имеет раздельные секции, позволяя отдельно производить регулировки по каждой камере, тогда для первой камеры выставляется полное открытие канала, а для второй канал открывается по минимуму.
  • Регулировочный винт, который позволяет настраивать ХХ, сначала полностью закручивается, после чего его следует отпустить на 5 оборотов;
  • Что касается винта чувствительности, его следует поставить в среднее положение.

Далее нужно приступать к настройкам режима холостого хода. После того, как все описанные выше манипуляции были завершены, двигатель автомобиля нужно завести, при этом запуск уже производится на газу. Также необходимо вытянуть «подсос».

Затем следует поднять обороты до 1750-1950 об/мин, далее, вращая винт холостых на несколько оборотов, параллельно убирается подсос. Операцию зачастую приходится проделывать по нескольку раз. Основной задачей является найти такие обороты холостого хода, чтобы при полностью убранном подсосе двигатель работал устойчиво на ХХ.

В случае, когда обороты ХХ начинают сильно плавать, тогда винт холостого хода откручивается на максимум. Если же устойчивой работы мотора добиться не удается, тогда винт чувствительности закручивается на пару оборотов обратно, после чего вся процедура настройки повторяется заново.

Как видно, необходимо найти правильный баланс между винтом «количества» газа и винтом холостого хода. Удачным результатом можно считать такой, когда винт чувствительности полностью закручен, а обороты ХХ составляют около 1150-1200 об/мин, при этом мотор работает ровно.

Завершающим этапом можно считать дополнительную подстройку холостых оборотов при помощи соответствующего винта. Указанный винт еще немного закручивается, обороты опускаются до минимально возможных, затем винт немного откручивается, а обороты ХХ должны стать на отметку около 1 тыс. об/мин.

После того, как обороты холостого хода были выставлены, необходимо добиться того, чтобы двигатель быстро реагировал и набирал обороты при нажатии на газ. Для этого необходимо постепенно откручивать регулировочный винт чувствительности до момента, пока обороты ХХ не начнут меняться. Как только было замечено изменение холостых оборотов, указанный винт нужно завернуть обратно на 2/3 от 1 полного оборота или на один оборот с четвертью (в зависимости от того или иного ДВС и т.д.).

По окончании нужно нажать на педаль газа, сначала плавно, затем можно понажимать резко. Главное, если настройка сделана правильно, не должно быть никаких провалов, двигатель должен быстро выходить из режима ХХ, адекватно реагировать на педалирование, хорошо раскручиваться и резво откликаться на любые нажатия педали газа.

  • После того, как настройки были закончены и отзыв на педаль газа не вызывает нареканий, нужно переходить к настройкам самого дозатора. Для этого следует поднять обороты, в среднем, до 3 или 3.5 тыс. об/мин без подсоса. Для этих целей лучше пригласить помощника, который будет нажимать на газ.

Итак, когда положение винта, приводящее к изменению оборотов, было найдено, следует отвернуть винт от этого положения на половину или 3/4 четверти оборота. Обратите внимание, если установлен дозатор, который имеет две секции, тогда все описанные выше манипуляции проводятся с первой камерой.

Вторую камеру выставляют до 1/3 от первой. В том случае, если редуктор также имеет возможность регулировки давления первой ступени, тогда потребуются дополнительные действия.

  1. Прежде всего, мотор нужно заглушить, после чего перекрывается газовая магистраль. Затем к полости первой ступени подключается манометр. Само подключение реализуется через контрольное отверстие, которое перекрыто винтом.
  2. Что касается манометра, прибор должен иметь шкалу 1.5 кгс на квадратный сантиметр. После подключения следует открыть подачу газа и завести двигатель. В режиме холостого хода настраивается давление на первой ступени по манометру.
  3. Показатель должен оставлять 0.38-0.42. Выставив давление, регулировки холостых оборотов и чувствительности редуктора следует провести повторно.

Как видно, регулировка газового оборудования на карбюраторном двигателе не является сложной процедурой (за исключением настройки давления в двухсекционном дозаторе ГБО 2 поколения). Отметим, что грамотно проведенная процедура позволяет добиться устойчивой работы мотора на всех режимах, двигатель хорошо реагирует на педаль акселератора, не происходит потери мощности и т.д. Расход газа также остается в пределах нормы для того или иного карбюраторного ДВС.

Добавим, что для проверки качества всех регулировок и финальной подстройки следует резко нажать на педаль газа, после чего винт чувствительности постепенно закручивается на ¼ от полного оборота за один шаг. Делать это нужно до того момента, пока не появится «провал» при наборе оборотов.

После того, как положение винта, при котором появляется провал, было найдено, нужно отпустить указанный винт на половину оборота. Уловить изменения оборотов можно по слуху, анализируя изменения в работе мотора. Также настройки дозатора при необходимости нужно провести повторно.

Дело в том, что при минимальной подаче газа силовой агрегат будет работать на обедненной смеси. При этом значительно сэкономить на горючем не получится, однако для двигателя ущерб может быть очень большим. Работа на переобедненной смеси приводит к перегревам, детонации, прогару клапанов, появлению трещин в блоке и ГБЦ и другим серьезным последствиям.

Получается, основной доступной альтернативой является перевод уже имеющегося бензинового автомобиля на газ, то есть установка ГБО.

Преимущества и основные плюсы ГБО. Значительная экономия, пожалуй, это главное преимущество ГБО для авто.

Установка газобаллонного оборудования позволяет существенно экономить . По принципу подачи газа в двигатель ГБО условно принято делить на поколения.

Какой тип ГБО на турбированный двигатель лучше установить. Как уже было сказано выше.

Если было принято решение поставить ГБО на дизель, лучше обратиться в крупные установочные центры, которые дают гарантию как на оборудование.

Какие форсунки лучше ставить на ГБО. С учетом постоянно растущих цен на топливо установка ГБО в ряде случаев становится полностью оправданным и.

Материалы: http://krutimotor.ru/nastrojka-i-regulirovka-gbo-na-karbyuratornom-dvigatele/


Back to top