Устройство и работа раздаточной коробки автомобиля Урал-4320

1 ≫

На автомобилях Урал-4320 установлена механическая двухступенчатая раздаточная коробка с несимметричным цилиндрическим межосевым дифференциалом.

Коробка крепится к раме автомобиля на четырех резиновых подушках.

Внутри картера на подшипниках размещены: первичный вал с шестернями высшей и низшей передач, между которыми установлена муфта переключения передач; промежуточный вал с шестернями высшей и низшей передач (на конце промежуточного вала смонтирован привод к спидометру); вал привода среднего и заднего ведущих мостов и вал привода переднего моста. На валу привода среднего и заднего ведущих мостов установлен несимметричный цилиндрический межосевой дифференциал.

Все шестерни раздаточной коробки постоянного зацепления со спиральными зубьями. Шестерни первичного вала установлены на бронзовых втулках. Первичный и промежуточный валы опираются на конические роликоподшипники, установленные в расточках картера раздаточной коробки.

Положение, показанное на рис. 4.15, в раздаточной коробке — нейтраль. Для включения высшей передачи с передаточным числом 1,3 надо сместить муфту в сторону шестерни. Включение низшей передачи с передаточным числом 2,15 производится смещением муфты в сторону шестерни 8. Перемещение муфты осуществляется вилкой, укрепленной на ползуне.

Дифференциал и валы привода мостов опираются на шариковые подшипники. Дифференциал состоит из солнечной шестерни, четырех цилиндрических сателлитов и эпициклической (коронной) шестерни, которые размещены в разъемном корпусе.

Вращение на шестерню, укрепленную в корпусе дифференциала, передается от шестерни низшей передачи промежуточного вала. Корпус дифференциала играет роль водила, в котором сателлиты вращаются на бронзовых втулках. Дифференциал позволяет валам вращаться с разными частотами, одновременно распределяя крутящий момент между этими валами в отношении 1 : 2, примерно соответственно нагрузке на переднюю и две задние оси автомобиля. При движении в тяжелых условиях дифференциал блокируется перемещением муфты. При этом жестко соединяются вал привода переднего моста и корпус дифференциала и сателлиты останавливаются (не вращаются относительно сеоих осей), в результате чего валы вращаются как единое целое. Перемещение муфты осуществляется вилкой, укрепленной па ползуне, а,ее положение фиксируется шариковым фиксатором с пружиной.

Рис. 4.16. Управление раздаточной коробкой автомобиля Урал-4320:

1 — рычаг блокировки дифференциала; 2 — рычаг переключения передач в раздаточной коробке; 3 — поджимная пружина; 4 — валик рычагов управления; 5 —тяга блокировки дифференциала; 6 — тяга переключения передач; 7 — коромысло переключения передач; 8 — коромысло блокировки дифференциала; 9 — ползун блокировки дифференциала; 10— ползун переключения передач; Др — дифференциал разблокирован; Дд — дифференциал блокирован; I — низшая (первая) передача в раздаточной коробке; II — нейтральное положение; III — гысшая (вторая) передача в раздаточной коробке

Выходные концы валов раздаточной коробки уплотняются сальниковыми устройствами. На валах сальниковые устройства дополнительно разгружаются при помощи маслогонных колец. На наружных поверхностях этих колец имеются винтовые канавки, отбрасывающие при вращении масло от сальниковых устройств в картер. Учитывая направление вращения валов и нарезки винтовых канавок, на вал привода переднего моста надо ставить кольцо с маркировкой П, а на вал привода заднего моста — с маркировкой.

В полости картера раздаточной коробки поддерживается атмосферное давление, для чего на крышке подшипника установлен штуцер с трубкой, которая связывает картер с атмосферой через систему герметизации. Выходной конец трубки выведен на уровень, выше максимально преодолеваемого брода, чтобы исключить засасывание еоды в картер при преодолении еодных преград.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Устройство и работа раздаточной коробки автомобиля Урал-4320"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/ustroistvo-i-rabota-razdatochnoi-korobki-avtomobilya-ural-4320

2 ≫

На автомобиле УРАЛ-4320 устанавливается двухступенчатая раздаточная коробка с несимметричным цилиндрическим межосевым блокируемым дифференциалом и механическим приводом. Передаточные числа раз­даточной коробки на первой передаче 2. 15, на второй - 1,3. Коробка крепится к раме автомобиля на четырех резиновых подушках. Общее устройство раздаточной коробки (рис.112) этого автомобиля такое же, как и автомобиля КамАЗ-4310.

Рис. 112. Раздаточная коробка автомобиля УРАЛ-4320: 1, 22, 37 — фланцы; 2, 10, 16, 25, 33, 40 — крышки подшипников; 3, 18 — ро­ликоподшипники конические; 4, 39 — шестерни высшей передачи; 5 — втулка; 6 — крышка верхнего люка; 7 — муфта переключения пере­дач; 8, 20 — шестерни низшей передачи; 9 — картер раздаточной ко­робки; 11 — вал первичный; 12 — ведущая шестерня привода спидо­метра; 13 — ведомая шестерня привода спидометра; 14 — фланец дат­чика спидометра; 15 — штуцер системы герметизации; 17 — вал промежуточный; 19 — втулка распорная; 21 — вал привода заднего моста; 23 — кольцо маслосгонное; 24 — гайка подшипника; 26 — картер заднего подшипника дифференциала; 27 — задняя обойма дифференциала; 28 — шестерня нижнего вала; 29 — шестерня коронная; 30 — шестерня солнечная; 31 — передняя обойма дифференциала; 32 — муфта блоки­ровки дифференциала; 34 — болт; 35 — отражатель фланца; 36 — вал привода переднего моста; 38 — сателлит; 41 — гайка подшипника

Картер чугунный, неразъемный, сверху имеет люк, закрываемый крышкой с маслонаправляющим лотком.

Масло в картер заливается через верхний люк при снятой крышке или через отверстие под контрольную пробку, расположенную на задней стенке картера. Сливается масло через нижнее отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Вентиляция картера осуществляется через штуцер, трубка которого включена в общую систему герметизации агрегатов.

Ведущий вал вращается на двух конических подшипниках, уста­новленных в картере и закрытых крышками. Под крышку переднего подшипника подложены металлические регулировочные прокладки, а в крышке установлен сальник. От заднего зубчатого конца вала может произ­водиться отбор мощности при установке на автомобиль коробки дополнительного отбора мощности для привода лебедки. Шестерни второй и первой передач установлены на бронзовых втулках. Между шестернями на шлицах вала расположена зубчатая муфта переключения передач. Для подвода масла к втулкам шестерен и к их зубьям на валу и шестернях имеются отверстия.

Промежуточный вал также вращается на двух конических под­шипниках, закрытых глухими крышками; под заднюю крышку подложены металлические прокладки. Шестерни и установлены на валу на шлицах. На переднем конце вала установлена на шпонке ведущая шестерня привода спидометра; ведомая шестерня расположена в приливе крышки подшипника. Ведомая шестерня приводит в действие датчик спидометра.

Межосевой дифференциал состоит из: водила с ведущей шестерней, солнечной шестерни, эпициклической шестерни, четырех сателлитов. Водило составное, оно включает в себя переднюю и заднюю обоймы, соединенные с ведущей шестерней, кроме того, к передней обойме крепится опорная шайба.

Рис. 113. Управление раздаточной коробкой автомобиля УРАЛ-4320: 1 - рычаг блокировки дифференциала; 2 - рычаг переключения передач; 3 -поджимная пружина; 4 - валик; 5 - кронштейн и опоры двигателя; 6, 7 - тяги; 8, 9 -поводки; 10 - кронштейн поводков; 11 - шток вилки переключения передач; 12 - шток вилки блокировки дифференциала; 1 - дифференциал разблокирован; I - дифференциал заблокирован; П-переднее положение (включена вторая передача); Н - среднее положение, нейтральное, 3 - заднее положение (включена первая передача).

Привод управления раздаточной коробки механический (рис.113). Он состоит из двух рычагов 1 и 2, двух тяг 6 и 7 с вилками, двух поводков 8 и 9 с кронштейном 10, двух штоков 11 и 12 с вилками и двух фиксаторов. Рычаг 1 блокировки дифференциала и рычаг 2 переключения передач установлены в кронштейне 5 на общем валике 4. Кронштейн 5 является одновременно верхним правым кронштейном задней опоры двигателя.

Работа раздаточной коробки. При включении первой передачи водитель с помощью рычага 2 и деталей привода перемещает муфту 4 (см. рис. 112) назад и соединяет шестерню 5 с ведущим валом.

Крутящий момент передается через шестерни 5 и 13 на ведущую шестерню 24 дифференциала, в котором он распределяется между валами 28 и 14 в отношении 1:2.

На второй передаче муфта 4 соединяет ведущий вал с шестерней 1. Крутящий момент передается через шестерни 1,32 на промежуточный вал и через шестерни 13 и 27 на дифференциал.

Переключать раздаточную коробку со второй на первую передачу, нужно только после полной остановки автомобиля.

Блокировка дифференциала производится рычагом 1 (см. рис. 113), при этом солнечная шестерня 27 (см.рис. 112) через вал 30 и муфту 29 соединяется с передней обоймой водила.

Регулировки раздаточной коробки. Конические подшипники ведущего и промежуточного валов регулируются изменением количества регулировочных прокладок под их крышками. Осевое перемещение ведущего вала должно быть 0,15-0,20 мм, промежуточного вала - 0,08-0,13 мм. Под­шипники регулируются при снятой с автомобиля раздаточной коробке. Осевые перемещения валов проверяются индикатором.

При нейтральном положении муфта 4 должна так размещаться на шлицах вала 8, чтобы разность длин шлицев ведущего вала с обеих сторон муфты не превышала 1 мм. Положение муфты регулируется поворотом штока 20.

Муфта 29 в крайнем переднем положении (при разблокированном дифференциале) не должна задевать за торцы передней обоймы 26. Положение муфты 29 регулируется поворотом штока 18.

Привод управления раздаточной коробкой регулируется изменением длин тяг 6 и 7 (см.рис.113). При среднем положении штока 11, соответствующем нейтральному положению муфты переключения передач, рычаг 2 должен находиться посередине прорези кабины. При переднем положении штока 12 рычаг 1 должен находиться тоже в переднем поло­жении.

Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. В картер коробки заправляется 3,5 л масла марки ТСп-15к.

При установке коробки дополнительного отбора мощности на лебед­ку в случае ее включения втулки шестерен ведущего вала смазываются под давлением маслом, подаваемым из картера раздаточной коробки плунжерным насосом, установленным в коробке дополнительного отбора мощности.

Материалы: http://xn----7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BA%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8F-%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB-4320

3 ≫

На автомобиле Урал-4320 и его модификациях установлена механическая двухступенчатая раздаточная коробка (рис. 1) с несимметричным межосевым дифференциалом.

В период эксплуатации автомобиля раздаточную коробку периодически в плановом порядке снимают с автомобиля для осмотра и регулировки осевых люфтов первичного и промежуточного валов. Желательно в это же время устранять замеченные неисправности.

Рис. 1

Конструкция раздаточной коробки позволяет извлекать из картера без полной ее разборки первичный вал с шестернями, валы привода переднего и заднего мостов. Вал привода заднего моста может быть снят в сборе с дифференциалом. Такие неисправности, как подтекание смазочного материала, ослабление затяжки гаек крепления фланцев на валах, можно устранить без снятия раздаточной коробки с автомобиля.

Устранение таких неисправностей, как произвольное выключение передач (износ шлицев каретки переключения передач и первичного вала) или блокировка дифференциала (износ шлицев муфты блокировки дифференциала и вала привода переднего моста), поломка, нарушение посадки деталей, а также регулировочные работы в объеме технического обслуживания, выполняют на снятой с автомобиля и частично разобранной раздаточной коробке. Необходимость в полной разборке раздаточной коробки появляется редко и, как правило, после длительной эксплуатации автомобиля.

Места течи смазочного материала обнаруживать осмотром и устранять подтяжкой пробок, болтов крепления крышек подшипников или заменой прокладок и манжет.

Рис. 2

Произвольное выключение передач и блокировка дифференциала могут быть обнаружены при движении автомобиля с переменной нагрузкой в тяжелых дорожных условиях. При этом рычаги управления раздаточной коробкой произвольно перемещаются:

- рычаг переключения передач в сторону нейтрального положения;

- рычаг блокировки дифференциала в сторону выключения блокировки.

При увеличенных износах, задирах и поломках деталей раздаточной коробки изменяется шумность работы, могут появиться посторонние стуки при движении автомобиля в обычных дорожных условиях. Водители, имеющие опыт эксплуатации, и механики эти неисправности обычно обнаруживают на слух.

Раздаточную коробку снимать удобнее, если автомобиль установлен на осмотровую канаву в помещении, оборудованном грузоподъемным устройством.

Рис. 3

Для демонтажа раздаточной коробки с автомобилей Урал-4320, -4420 и -44202 опустить откидной кронштейн держателя запасного колеса и снять колесо. Снять карданный вал привода среднего моста, отсоединить от фланцев раздаточной коробки и коробки дополнительного сбора мощности фланцы карданных валов промежуточного, привода переднего моста и переднего привода лебедки. Отсоединить провода от датчика спидометра. Расшплинтовать и снять пальцы, отсоединить задние концы тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза. Отвернуть трубку герметизации от штуцера 11. Отсоединенные концы карданных валов и тяг управления раздаточной коробкой, коробкой дополнительного отбора мощности и стояночного тормоза отвести в сторону и закрепить к раме автомобиля.

Зачалить грузоподъемное устройство за скобу на крышке 4 верхнего люка раздаточной коробки и слегка натянуть стропы чалочного устройства. Расшплинтовать и отвернуть гайки шпилек крепления раздаточной коробки к кронштейнам, снять подушки и шайбы, осторожно опустить на тележку коробку и вывести ее из-под рамы автомобиля.

Материалы: http://autoruk.ru/ural/transmissiia-ural/konstruktciia-remont-regulirovka-razdatochnoi-korobki-avtomobilia-ural


Back to top