1 ≫
-
Автомобилисты давно привыкли к двум типам коробок передач – автоматическая и механическая. В начале нулевых на дорогах появились коробки другого типа, «преселективные», или, по-другому, DSG (английская аббревиатура Direct Shift Gearbox). Такие агрегаты – слияние МКПП и АКПП.
1. Что такое коробка DSG
Водитель выбирает передачи, а электроника сама управляет сцеплением и даёт команду на переключение скоростей. Отличительная особенность таких узлов – двойное сцепление и пять валов.
2. Устройство и технические тонкости коробок DSG
Коробки DSG делятся на два вида – DSG-6 и DSG-7, первая – шестиступенчатый вариант, вторая – семиступенчатый.
Такие КПП устанавливаются на автомобили повышенной мощности:
- Volkswagen Golf, Volkswagen Eos$
- Skoda Octavia;
- Audi TT, AUDI Q3.
DSG 7 – «сухая» коробка. Отличия от DSG 6 – в пониженном крутящем моменте и сухим сцеплением, трансмиссионное масло используется только для смазки дисков сцепления. Ставятся на маломощные авто или на те, в которых крутящий момент не имеет большого значения. По причине отсутствия нормального охлаждения пользуются нелюбовью у автолюбителей.
Примеры автомобилей с семиступенчатыми «роботами»:
- Volkswagen Passat, Volkswagen Transporter;
- Skoda Fabia, некоторые Octavia;
- Audi A3.
Принцип работы роботизированных коробок («роботов») таков:
Общий узел таких коробок — мехатроник, блок, который включает в себя датчики, гидравлику, электронные компоненты. Он следит за показаниями давления масла, положением шестерёнок, скоростью и прочими параметрами и исходя из этого принимает решение о переходе на повышенную или пониженную передачу.
3. Достоинства и недостатки «роботов»
У роботизированной коробки передач много и плюсов и минусов.
К плюсам относятся:
- практически мгновенное переключение передач;
- Производители заявляют экономию топлива (спорно, разве что в сравнении с обычным «автоматом»);
- Нет отбора мощности двигателя, как при управлении МКПП;
- Ручное управление.
Немало и минусов:
- Стоимость починки велика;
- Ненадёжная механическая часть даже в новых моделях;
- Дорогостоящая и сложная процедура замены масла в коробках типа DSG-6;
- Плохо переносит агрессивный стиль вождения.
- автомобили с такой коробкой стоят дороже обычного гидромеханического «автомата» и «механики».
Для примера приведём бюджетную иномарку Skoda Octavia с объёмом двигателя 1,4 литра.
Цена в комплектации с механикой – 1034 тыс. рублей, за коробку с DSG хотят уже 1074 тыс. рублей, правда, производитель заявляет экономию топлива 0,1 л на каждые сто километров пути. В дилерском центре «робот» обойдётся на 40-60 тысяч дороже обычной механики, на 10-20 тысяч дороже «автомата».
4. Мнения и отзывы
Сторонники DSG приводят такие аргументы, как «работа над ошибками» производителей DSG (сомнительное достоинство), быстрое переключение скоростей, не зависящее от навыка вождения, небольшая экономия топлива, устойчивая работа при низких температурах, положительная динамика. Недоброжелателям парируют тем, что они неправильно читали инструкцию к автомобилю. Действительно, производители рекомендуют, в отличие от гидромеханики, включать нейтраль в пробках или на светофорах. Однако, это просто советы.
Противников гораздо больше и доводы весомей. Ненадёжность программного обеспечения, сложная ремонтопригодность, часто отремонтировать вообще нельзя, меняется весь узел, а это сказывается на стоимости. Исключены «гаражные» ремонты, если даже обычную АКПП есть возможность починить в автомастерской с грамотными сотрудниками и набором инструмента, то за DSG кроме официальных дилеров никто не возьмётся. Женщины жалуются на откат в пробках, мужчины – на невозможность быстрого старта со светофора (дань надёжности, при подключении первой передачи коробка «задумывается»).
Плохих отзывов гораздо больше, чем положительных. Отчётливо просматривается негативный характер откликов. С другой стороны, если с ними всё действительно было бы так плохо, такие коробки не получили бы такого распространения, а судя по моделям, на которые они ставятся – их всё же много. Возможно, автоконцерны не признаются в своих ошибках, опять-таки, переоборудование конвейеров – затратное дело, а вот заставить поверить в качество и надёжность – работа маркетологов и пиар-службы.
5. Выводы
Решение о выборе роботизированной коробки передач принимает исключительно будущий владелец. Если вы не любитель агрессивной езды, готовы к тратам у официального дилера, вам не нравится «вялость» автоматов, но и терять комфорт из-за педали сцепления тоже нет желания – DSG вполне подойдёт. Опять-таки, в погоне за клиентом на такие коробки обычно идёт повышенная гарантия. К примеру, Volkswagen заявляет о 150 тысячах километров без ремонта. Любителям резко уезжать со светофора лучше посмотреть в сторону «механики». Если небольшие толчки и расход топлива не критичны – приобретите автомобиль с обычной автоматической коробкой.
В российских условиях DSG приживается не очень хорошо. Возможно, в скором времени инженеры корпораций и найдут решение многих проблем, как это уже не раз бывало, но пока что «роботы» — самая обычная лотерея. Играть в неё или нет – выбор за вами. Но если уж вопрос встал только о DSG, то выбор шестиступенчатой модели предпочтительнее в плане надёжности и динамики.
1 Комментарий
>DSG – это следующий шаг развития механической коробки передач. Подобные узлы ещё часто называют «роботами».
Роботизированная коробка и преселективная — это разные вещи, их путают только автор этой статьи и блондинки… Стоп, я постиг истину.
>DSG-6 обладает большим крутящим моментом
Коробка, обладающая крутящим моментом? Тогда зачем мне еще и двигатель?
>Нет отбора мощности двигателя, как при управлении МКПП;
Действительно, двигатель не нужен — мощность-то от него коробка теперь не отбирает, и крутящим моментом обладает.
Популярные кроссоверы
Выбираем кроссовер
Новости
Популярное видео
Материалы: http://procrossover.ru/avtolyubitelyu/akpp/korobka-pryamogo-pereklyucheniya-pereda.html
2 ≫
-
Вокруг коробки передач DSG сформировалось множество мифов и легенд. Автомобилисты где-то слышали о ее проблемах, но точно не могут их сформулировать. Попробуем ответить на все типичные вопросы по ней.
DSG - это роботизированная коробка с двумя сцеплениями, которая позволяет очень быстро переключать передачи, за счет чего автомобиль может быстро и эффективно разгоняться. Робот - это, конструктивно, обычная МКПП, в которой передачи переключает автоматика.
Как работает обычный робот или механическая коробка? Чтобы переключиться наверх или вниз, водитель (или компьютер) отсоединяет от маховика диск сцепления, включает нужную передачу и подсоединяет диск обратно. Пока переключаются шестерни, крутящий момент с двигателя на коробку не передается, и машина теряет в динамике.
В ДСГ эти паузы сведены до минимума: одно сцепление отвечает за нечетный ряд передач (1,3,5,7), а второе - за четный (2,4,6). Автомобиль стартует, и к вращающемуся маховику прижимается диск нечетного ряда. Диск четного ряда разомкнут. Пока машина разгоняется на первой, компьютер дает команду включить вторую передачу четному ряду, и когда приходит момент переключения, отсоединяется диск нечетного ряда и тут же включается диск четного. Соответственно, дальше работает четный ряд, а нечетный переключается и готовиться вступить в работу.
«Мокрый» и «сухой» варианты коробки DSG используются параллельно. Более выносливая DSG6 способна переваривать большой крутящий момент и ставится на более мощные авто. DSG7 идет на менее мощные версии. Также DSG под брендом S-Tronic ставят и на автомобили Audi. Эксклюзивно для этой марки предлагается модернизированная версия DSG7, сохранившая принципиальную схему с сухими сцеплениями.
DSG бывает двух видов. Первой, в 2003 году, появилась шестиступенчатая коробка DSG6. Двойное сцепление в ней было "мокрым", то есть работало в масляной ванне. Основной минус коробки - значительные потери мощности за счет масла. Поэтому в 2008-м Volkswagen представил новый вариант - DSG7. В этой коробке используется сухое сцепление. Именно эта коробка и стала проблемной. При выборе автомобиля с DSG всегда обращайте внимание на то, какой вид там используется - шести- или семиступечатый. DSG6 можно брать без сомнений, а вот DSG7 лучше оставить тем, кто плохо разбирается в технике.
Для удобства мы собрали все модели концерна Volkswagen в одну таблицу.
Особое внимание: Шкода Октавия с DSG7, VW Golf с DSG7, Ауди А3 2014 с DSG7
Самое распространенное - это толчки при переключении передач. Диски сцепления смыкаются слишком резко, отчего автомобиль дергается. Также встречаются и другие симптомы: лязг, скрежет, толчки и потеря тяги в движении. Последнее особенно опасно, если автомобиль в момент провала тяги находится в процессе обгона по встречной полосе.
Как нам объяснили в компани Питер АТ, главная проблема коробки ДСГ - это сухое сцепление. Оно подвержено ускоренному износу, причем корень проблемы - в некорректных алгоритмах мехатронного блока, который управляет работой коробки. Есть, конечно, и другие неисправности: изредка изнашиваются втулки валов и вилка выключения сцепления, отходят контакты соленоидов, налипает грязь на датчики, в масло попадает антифриз. Но эти случаи - из разряда экзотических.
Главное что нужно знать: если вы всё-таки купили пост-гарантийный автомобиль с DSG7, и коробка подает симптомы неисправности, это не повод менять её в сборе. Собственно коробка передач, то есть комплект шестерен, из строя практическ никогда не выходит. Коробку можно отремонтировать, что обойдется на порядок дешевле замены. Правда, запчасти придется ждать несколько недель - спрос на них пока невелик, и продавцы запчастей не имеют запасов.
Какова гарантия производителя на коробку DSG, бесплатный ремонт ДСГ и ее замена ?
Пожалуй, в данном случае логично будет процитировать дословно письмо компании Фольксваген Груп Рус руководителям дилерских служб сервиса. «Настоящим информируем вас о действующих правилах обработки претензий клиентов по возможным неисправностям в работе коробки передач DSG7. ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус», идя навстречу пожеланиям клиентов, с целью сохранения уверенности в автомобилях концерна, в рамках дополнительного обязательства обеспечивает поддержку клиентов при выявлении заводского недостатка в работе коробки передач DSG 7 до истечения 5 (пяти) лет или до достижения 150.000 км пробега (в зависимости от того, что наступит ранее) с момента передачи автомобиля первому покупателю. Поддержка предоставляется в форме безвозмездного для клиента устранения недостатков путем ремонта или замены отдельных комплектующих КПП или агрегата в сборе».
Иногда дилеры пытаются отказывать клиентам в гарантийном ремонте, ссылаясь на то, что тот проходил ТО на неавторизованных станциях. По закону, это не может являться причиной для отказа.
Если у вас машина младше 5 лет и с пробегом менее 150000 километров, и дилер отказывает в бесплатном ремонте DSG7, жалуйтесь непосредственно на горячую линию Volkswagen.
Также не стоит поддаваться на уговоры дилеров пройти некое плановое обслуживание DSG. Дело в том, что это необслуживаемая коробка, и плановое ТО является способом зарабатывания денег на недалеких клиентах.
Правда ли, что все проблемы с коробкой ДСГ компания Volkswagen устранила?
То, что инженеры работают над модернизацией DSG, это факт. Совершенствуется програмное обеспечение и детали узла сцепления. Впрочем, достоверно сказать, что проблема ускоренного износа решена, нельзя. Проблема в том, что концерн Volkswagen предпочитает вести закрытую политику, и публикует официальной информации по поводу того, как происходит доработка коробки. И хотя с 2014 года 5-летняя гарантия на DSG больше не распространяется, нет никаких оснований говорить о том, что проблема надежности решена.
Официальная позиция компании такова: коробка обеспечивает прекрасную разгонную динамику и экономичность. Вопросы о надежности немцы просто пропускают мимо ушей. Дальше можно лишь предположить, что причина кроется в обычном деловом расчете. Разработка коробки передач – это миллиарды евро затрат, и просто так отказаться от нее нельзя. Очевидно, в Volkswagen посчитали, что проще тратиться на гарантийный ремонт и распространять слухи о повысившейся надежности DSG7, чем срочно переводить все свои автомобили на DSG6, «автомат».
Выбирать модификацию, оснащенную любой другой коробкой, кроме DSG7. Правда, к сожалению, Golf предлагается сегодня только с ней, либо с механикой. У Skoda Octavia есть модификации с DSG6, правда только дизельные. У Polo sedan и Tiguan есть версии с традиционным 6-ступенчатым автоматом. В целом, выбор есть, хотя он и сужается.
Во-первых, потому что невзирая на все положительные качества коробки, нет смысла играть в лотерею и надеяться, что именно вам достанется машина, которая не будет дёргаться при переключениях передач и у которой коробка не «встанет» через 50 тысяч пробега.
Во-вторых, потому что машины с ДСГ7 плохо продаются на вторичном рынке. Люди, которые покупают подержанные машины, обычно в среднем более осведомлены о технических особенностях, нежели поклонники новых автомобилей из салона. Большая часть их прекрасно знают о проблемах с семиступенчатым роботом, и они справедливо не захотят с ними связываться. Конечно, всегда можно сдать машину в trade-in, но с очень большой скидкой, так как менеджеры салона тоже в курсе дела.
При любых раскладах владельца машины с ДСГ7 ожидают проблемы и финансовые потери. Стоят ли они удовольствия от управления Volkswagen, Skoda или Audi, это уже каждый решает для себя сам.
Об этом в Volkswagen не говорят. Есть опасения, что коробка проживет на конвейере достаточно долго, благо DSG6 используют с 2003 года. Есть и примеры долгой жизни откровенно неудачных узлов. Например, французский 4-ступенчатый автомат DP0 и его многочисленные производные: DP1, DP2, AL4, которые не терпят перегрева и отличаются редкостной «тупостью» в движении. Ее применяют с различными доработками с начала 90-х, и до сих пор ставят на Renault Sandero, Duster, Nissan Almera и даже на относительно недешевый Peugeot 408.
К сожалению для автомобилистов, сейчас производителей вообще очень мало заботит вопрос надежности машин. Главный вектор их развития сейчас – экология. Ради экономии ста грамм бензина на 100 километров внедряются различные сомнительные технологии, зачастую сокращающие общий ресурс автомобиля, вроде непосредственного впрыска, увеличения давления турбонаддува или степени сжатия в цилиндрах.
Коробки передач – относительно тупиковая ветвь развития, и DSG, как ни парадоксально, находится сейчас на вершине прогресса, так как обеспечивает экономичность (а значит, вожделенную экологичность). То, что агрегат «живет» в среднем 150 тысяч километров, мало кого интересует. Производители вообще не заинтересованы в существовании вторичного рынка – они мечтают о том, чтобы люди покупали только новые машины, а старые – выбрасывали на помойку.
Поэтому, как ни печально, но с DSG7 мы имеем все шансы прожить еще лет 5-10 без особых изменений. И все продолжат делать вид, что так и надо.
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.10.2010 за номером Эл № ФС77-42412)
Материалы: http://www.bibika.ru/info/content_341
3 ≫
-
Для многих автомобилистов уже знакома аббревиатура DSG. Для тех же кто не знает, вот расшифровка — преселективная коробка передач. Но так как это слишком сложно и непонятно в кругу водителей её называют роботизированной.
DSG позволяет быстро переключать передачи за счёт использования двух сцеплений. Это не просто эффективно, но ещё и удобно. Результат весьма предсказуем — автомобиль разгоняется намного быстрее.
По факту DSG — это та же МКПП, в которой за переключение передач отвечает умная система. Роботизированная коробка передач одна из самых продвинутых систем, в которой переключение может осуществлять как человек, так и робот.
Для начала рассмотрим процесс переключения передач в обычной МКПП: диск сцепления отсоединяется от маховика, в результате чего включается нужная передача. При этом крутящий момент не передаётся с двигателя на коробку. Из-за этого автомобиль немного теряет в динамике.
DSG позволяет свести пазы при переключении передач до минимума. Подобного эффекта удалось добиться за счёт использования двух сцеплений: одно отвечает за нечётные передачи, второе за чётные.
Как только машина трогается с места, маховик прижимается к диску нечётного ряда. В это же время диск чётного ряда разомкнут. Время, когда нужно переключиться на вторую передачу определяет именно компьютер. Пока работает чётный ряд — нечётный готовится к переключению.
Мокрое и сухое сцепление
Коробки передач DSG выпускаются в двух вариациях — с шестью и семью передачами. Там, где шесть передач работает мокрое сцепление. Все механизмы находятся в масле. Оно оказывает два эффекта — смазывает детали и создаёт дополнительный охлаждающий эффект.
Мокрая коробка передач DSG 6 устанавливается на мощные автомобили с большим крутящим моментом. Масло эффективно смазывает все запчасти, обеспечивая тем самым их стабильную работу даже при максимальных нагрузках.
Сухое сцепление не означает полное отсутствие масла. Оно там есть, но в значительно меньшем количестве. Неудивительно, что 7-ступенчатые коробки передач устанавливают на машины В- и С-класса.
Главным плюсом коробок передач DSG 7 является их экономичность. Несмотря на то что они не способны обеспечить работу по-настоящему мощного двигателя — это оптимальный вариант для машин эконом класса.
К сожалению, несмотря на минимальный расход топлива, коробка передач DSG 7 имеет небольшой ресурс работы. Поэтому по статистике они ломаются гораздо чаще, чем системы с сухим сцеплением.
Достоинства и недостатки DSG
Каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Чтобы понять, нужна ли вам коробка передач DSG, необходимо подробно разобрать в её плюсах и минусах, к первым можно причислить:
Высокая надёжность DSG, большой срок эксплуатации в сравнении с вариатором и даже механикой.
- В сравнении с коробкой автоматом DSG требует в два раза меньше масла.
- Высокая ремонтопригодность. Уникальность конструкция позволяет в кратчайшие сроки восстанавливать даже сложные поломки.
- Срок эксплуатации сцепления в такой коробке передач на 30—40 процентов большем, у любой другой.
- Присутствует ручной режим работы. Если его активировать, то DSG можно будет управлять практически как обычной механикой.
- Высокая экономичность. Несмотря на полную автоматичность, расход топлива такой же, как и в механической коробке передач.
Как видите, список достоинств у роботизированной коробки передач DSG более чем внушительный. мировые автомобильные эксперты в один голос утверждают, что в ближайшие несколько лет на 25 процентах всех выпущенных машин будут стоять именно такие системы.
Наряду со значимыми достоинствами коробка DSG также имеет и некоторые недостатки:
- Отсутствие возможности программирования. Некоторые модели коробок передач DSG не имеют возможности замены прошивки. Как результат поменять спецификации КПП можно только с заменой блока управления, а это крайне недешёвое удовольствие.
- Рывки при переключении. Такая проблема иногда встречается в машинах с коробкой передач DSG. Обычно чтобы избавиться от этого дефекта нужно перепрошить систему.
- Неподготовленному водителю сразу тяжело приноровиться к динамике работы данной системы.
Как видите, ни один из этих недостатков не является критичным. К примеру, для того чтобы выработать привычку к вождению, нужно несколько часов поездить по автобану, приноравливаясь к динамике работы КПП.
Отличия DSG от автомата и вариатора
Самой первой в машинах начали устанавливать механическую коробку передач. Позже ей на смену пришла автоматическая система, позволяющая забыть про переключение буквой «Г». Наконец, конечным витком эволюции стала коробка передач DSG.
Первая автоматическая коробка передач появилась в 50-х годах прошлого века. Плавное переключение без рывков пришлось по вкусу множеству водителей. Собственно эта черта и является её главным преимуществом в сравнении с DSG.
При переключении передач в автоматической коробке передач поток мощности между двигателем и колёсами не разделяется. Именно этим объясняется та плавностью, которую чувствует водитель при переходе на другую передачу.
Но не всё так идеально, автоматическая коробка передач имеет один существенный минус, а именно, большой вес. Ещё одним весомым недостатком является низкая эффективность работы в сравнении с обычной механикой.
Конструкция автоматической коробки передач обладает изрядной громоздкостью. Вес увеличивается из-за замены шестерней на планетарные передачи. Также в конструкции присутствует гидравлическая система. Вместо сцепления — гидротрансформатор. Естественно, система DSG лишне всего этого. Как результат — меньший вес.
Конструкция вариаторов интересна тем, что в отличие от той же DSG, здесь вовсе нет передач. Набор скорости происходит за счёт клиноременной системы. Она состоит из двух шкивов. Один соединяется с двигателем, другой подсоединяется к трансмиссии.
Всю конструкцию в действие приводит ремень или цепь. Сейчас чаще всего используют именно первый вариант из-за его дешевизны. Хотя есть ряд компаний, которые отдают предпочтение более долгому сроку службы с цепью в системе.
Выбирая себе трансмиссию, вы в первую очередь должны определиться для чего вам нужен автомобиль. Если вам приходится подолгу стоять в пробках. И единственное для чего вам нужна машина — это доехать от дома к работе. Ваш выбор — однозначно автомат. Для стояния в пробках также идеально подойдёт вариатор.
В свою очередь, DSG является идеальным симбиозом механики и автоматической системы управления. С ней вы можете легко ездить за городом по пересечённой местности и без каких-либо сложностей стоять в пробках.
Как уже было сказано выше многим водителям не удаётся сразу привыкнуть к езде с коробкой передач DSG. Для начала, вы должны осознать, что такая машина ездит совсем не так, как на коробке автомате. Поэтому лучшим вариантом при наборе скорости будет сброс оборотов перед самим переключением. Также вам стоит следовать таким рекомендациям:
- Не нажимайте на педаль резко. Некоторые коробки передач DSG слишком чувствительны. Как результат система автоматически переключается на найтраль.
- Старайтесь, чтобы при переключении передач не было резких толчков. Для этого разгоняйте авто максимально плавно.
- Если вам приходится въезжать на высокую гору, переключитесь на ручное управление. Данная мера предосторожности позволит избежать циклического переключения.
- Не стоит слишком долго поддерживать однообразно медленный темп движения. Это приведёт к перегреву сцепления.
Эти простые правила позволят вам намного быстрее приноровиться к управлению коробкой передач DSG. Как видите, в этом нет ничего особо сложного. Но несколько часов на переучивание потратить всё же придётся.
Когда вы движетесь в пробке, не стоит слишком быстро переключаться с первой на вторую. Дело в том, что как только включается вторая передача, на несколько секунд необходимость в движении отпадает. Робот понимает это как необходимость опуститься на одну позицию, что вскоре и происходит.
В результате такой работы сцепление изнашивается в несколько раз быстрее. Лучшим вариантом при езде в пробке является режим Tiptronic. Он позволяет уберечь систему DSG от преждевременного износа.
Среди автовладельцев бытует мнение, что система DSG часто выходит из строя. Тем не менее, если верить исключительно фактам и мнению автомобильных экспертов, истина крайне далека от этого мифа.
Но перейдём к фактам. Известный во всём мире автомобильный концерн Volkswagen ставит на свои машины именно системы DSG. Вряд ли немецкий бренд, известный качеством своих автомобилей, устанавливал бы заведомо ненадёжные детали.
Второй наиболее распространённый миф о DSG — это сбои в работе. Стоит признать, что такие случаи действительно существуют. Но в своём большинстве они связаны с неверной эксплуатацией. К сбоям могут привести такие действия со стороны водителя:
- пробуксовка,
- неиспользование ручного тормоза во время парковки,
- езда в режиме D при спуске.
Старайтесь избегать этих трёх ошибок в эксплуатации и ваша машина с системой DSG будет долго служить вам.
Виталий, Skoda Octavia
У меня Шкода 2009 года выпуска, езжу на ней уже больше пяти лет и никогда не испытывал проблем с DSG. Сейчас у меня пробег больше 145 тысяч километров. По совету заменил цепь на 110 тысячах, сцепление, кстати, поменяли по гарантии на 96 000. Динамика машинки невероятная. Мои 1,8 литра ничем не уступают 3-литровым аналогам с АКПП. Расход бензина также радует. Единственный недостаток — сгорели светодиоды, на 80 000, но это мелочи.
Сергей, Volkswagen Scirocco R
У меня стоит DSG 6 с шестью ступенями. Машина просто зверь, при таком объёме двигателя динамика фантастическая. Расход, конечно, великоват в сравнении с «сухой» системой, но удовольствие от вождения того стоит.
Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что DSG обладает массой преимуществ, которые делают эту систему достойным конкурентом хорошо известной среди водителей механики. Даже плавный автомат проигрывает на фоне умного блока управления. Если вы хотите машину, которая будет отлично себя показывать как в городе, так и на пересечённой местности, в ней должна быть роботизированная КПП.
Материалы: http://mashintop.ru/term.php?id=287&_sm_byp=iVVR8nbrspkTSnLM