1 ≫
-
Тахометр предназначен для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя. Схема тахометра приведена на рис.1.
На вход устройства подключают датчик, который представляет собой 10 витков провода диаметром 0,5 мм в изоляции толщиной 1…1,5 мм, намотанных на высоковольтный провод, соединяющий катушку зажигания с распределителем.
Импульсы датчика поступают на вход ждущего мультивибратора, собранного на элементах DD 1.1, DD 1.2 и запускают его. Элемент DD1.3 используется в качестве буферного каскада.
Амплитуда и длительность импульсов на выходе элемента DD 1.3 постоянны, поэтому ток, протекающий через измерительный прибор, пропорционален частоте запускающих импульсов, т.е. частоте вращения коленчатого вала двигателя. Питается тахометр от параметрического стабилизатора напряжения R 6, VD 3. Диоды VD 1, VD 2 и резистор R 1 защищают элемент DD 1.1 от перегрузки по входу. Конденсаторы С2, С3 надо выбрать с возможно меньшим ТКЕ. Миллиамперметр РА1, рассчитанный на ток полного отклонения стрелки 1 мА.
Частота следования запускающих импульсов датчика связана с частотой вращения коленчатого вала:
где: n – частота вращения вала, мин -1 ; К – тактность; Z – число цилиндров двигателя.
Калибровку тахометра можно проводить по этой формуле на частоте электроосветительной сети. Делают это следующим образом. Полагают F равной 50 Гц, для этой частоты определяют частоту вращения коленчатого вала. Затем на вход тахометра подают переменное напряжение 6…8 В частотой 50 Гц и подстроечным резистором R 3 устанавливают стрелку прибора РА1 против деления шкалы, соответствующей найденной по формуле частоте вращения коленчатого вала. Более точно тахометр можно откалибровать с помощью звукового генератора. После подключения датчика тахометр готов к работе.
«Конструкции на логических
Тахометр на светодиодах
Тахометр желательно иметь на приборном щитке любого автомобиля. С его помощью можно следить за частотой вращения вала двигателя, что помогает выбрать наиболее экономичный режим движения, избежать преждевременного износа мотора от излишне высокой частоты вращения вала, наиболее успешно провести обкатку нового двигателя или обеспечить безопасное движение на непрогретом двигателе. А так же, тахометр позволяет своевременно заметить некоторые неисправности двигателя и выполнить необходимые регулировки.
К огромному сожалению, очень многие автомобили, как отечественные, так и зарубежные, не укомплектованы тахометрами. Что странно, это обычно автомобили с двигателями маленького рабочего объема, и небольшой мощности. Но именно такие моторы приходится сильно «крутить» чтобы достигнуть приемлемой динамики движения, особенно в гористой местности.
Во время движения, когда большая часть внимания водителя должна быть направлена на дорожную обстановку, удобнее считывать показания по повороту стрелки или по диаграмме, чем по мелькающим цифрам. Кроме того, цифровой тахометр, рассчитанный на четырехцилиндровый двигатель, при установке на автомобиль с другим числом цилиндров будет показывать неправильно.
Предложенная конструкция тахометра на рисунке 1, хорошо испытана, и показывает значение частоты вращения в виде диаграммы с тремя зонами из светодиодов зеленого, желтого и красного цвета. Этот тахометр можно использовать на автомобиле с бензиновым двигателем с любым числом цилиндров. Соответствие показаний действительности устанавливается аналоговой настройкой прибора (подстроечный резистор).
На рисунке 2 показан вариант для карбюраторного двигателя. Схема состоит из преобразователя частота – напряжение на транзисторе VT 1 и измерителя напряжения на микросхеме LM 3914.
Точка «К» подключается к выходу коммутатора зажигания (или к точке «К» катушки зажигания). В машине с двумя катушками, двойным коммутатором он подключается только к одному из выходов коммутатора (к любому). Или к прерывателю, если машина с механической системой зажигания.
На базу транзистора поступают импульсы, амплитуда которых ограничена стабилитроном VD 3. С каждым импульсом транзистор открывается и происходит зарядка на С3. Это напряжение измеряет схема светодиодного индикатора напряжения, выполненная на микросхеме LM 3914 и десяти индикаторных светодиода.
На транзистор VT 1 поступает напряжение, стабилизированное стабилитроном VD 2.
Чем больше частота вращения вала двигателя, тем выше частота, поступающая на базу VT 1, и выше напряжение на С3. Соответственно, больше светодиодов горит.
Подстроечным резистором R 4 преобразователь частота – напряжение настраивают так, что – бы на холостом ходу горел только HL 10. В диапазоне ло 3000 об/мин. горят зеленые светодиоды (рабочий диапазон). Желтые светодиоды будут индицировать до 4000 об/мин, а красные, - от 4000 об/мин. и выше. Резистором R4 можно установить и другую характеристику индикации.
Переменный резистор R 7 служит для регулировки яркости светодиодов.
Подключение и настройка тахометра.
По питанию тахометр можно подключить после замка зажигания или прямо к аккумулятору. При неработающем двигателе все светодиоды будут погашены, и ток потребления мал.
Точку «К» подключают как сказано выше.
Предварительно двигатель машины должен быть хорошо отлажен и настроен на холостой ход.
Двигатель нужно прогреть до нормальной температуры, и держа его на холостых оборотах, подстроить резистор R 4. Сначала установить его в положение наибольшего сопротивления. При этом светодиоды не должны гореть. Если горят – нужно последовательно R 4 включить дополнительный резистор 100 – 200 кОм.
Затем, постепенно уменьшайте сопротивление R 4, пока не загорится HL 10. Отметьте это положение движка R 4, и уменьшайте его сопротивление дальше, пока не загорится HL 9. Отметьте и это положение. А затем, поверните движок R 4 в положение ровно посредине между отмеченными положениями.
На этом настройку можно считать завершенной.
Материалы: http://kopilkasovetov.ucoz.ru/index/ehlektronnyj_takhometr/0-94
2 ≫
-
Тахометром оборудован каждый автомобиль, но не каждый автомобилист знает, какие функции он выполняет и чем он так важен. Попробуем на этой страничке вместа в этом разобраться.
Электронным тахометром является прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Его устанавливают для того, чтобы водитель не превышал допустимые обороты двигателя.
Главной функцией данного прибора является продление жизни двигателя. То есть когда стрелка тахометра достигает красной зоны, водителю следует переключиться на следующую передачу. Применяется для регулировочных работ не только во время движения автомобиля, но и на холостом ходу.
Работа тахометра заключается в подсчете импульсов, которые передаются на него из датчиков, а так же с какой частотой они поступают и в каком порядке. После чего происходит регистрация данных импульсов и подсчет сразу в двух направлениях – в прямом и обратном порядке.
Водителю тахометр показывает уже обработанные данные, то есть измерения, которые уже подсчитываются в метрах, минутах, секундах. Тахометр электронный автомобильный показывает самые точные показания, и его погрешность не превышает 100 оборотов в минуту. Устройство прибора позволяет при необходимости обнулять все предыдущие показания.
Автомобильный тахометр помогает водителю:
- Вовремя увидеть все возможные отклонения в работе двигателя;
- Провести настройку двигателя во время работы холостого хода;
- Во время движения выбирать оптимальную передачу;
- Проводить обкатку машины.
Современные тахометры поддерживают ряд функций, которые помогают водителю лучше ориентироваться во время движения транспорта, в его комплектацию входит:
- Электронная панель;
- Центральный процессор и микросхема;
- Датчик контроля температуры жидкости;
- Оптрон, помогающий проводить диагностику на холостом ходу;
- Восьмизарядный преобразователь.
Но кроме основного управления, тахометры могут поддерживать и дополнительные функции, такие как будильник, термометр, вольтметр, сигнал, который предупреждает водителя о необходимости сменить передачу.
На карбюраторный двигатель тахометр можно установить только одним путем – через катушку зажигания.
В момент подключения оборудования осуществляется особый процесс – импульс преобразуется в электромагнитное поле.
Во время покупки тахометра необходимо посмотреть, для каких видов автомобилей он предназначен, в противном случае могут возникнуть проблемы в момент работы в электрической цепи.
Сам датчик следует крепить на видное место панели.
Красный провод, который расположен на самом датчике, заводится на плюсовую клемму, масса крепится на любом месте кузова, а минус именно на саму катушку.
Электронные тахометры оснащены дополнительным проводом, который закрепляется к габаритам. Это необходимо для того, чтобы в темное время суток вместе с габаритами и фарами включалась подсветка на устройстве.
Электронный тахометр ОРИОН БК-06 предназначен не только на карбюраторные, но и на инжекторные двигатели.
Кроме основных функций, в него добавлен часы, вольтметр, термометр и показывает время в пути. Средняя стоимость данной модели около 950 рублей.
Тахометр модели ЭРКОН-415 выполняет необходимые функции при помощи трех методов: измеряет по периоду движения импульсов, в необходимом временном интервале и в течение внешнего стробирующего импульса.
Стоимость данного оборудования достаточно высока, около 3000 рублей.
Тахометр Tiny Tach (TTA2) оборудован встроенной батареей которая сохраняет все данные и часы даже при неработающей машине. Кроме оборотов двигателя и часов оборудован термометром.
Может работать даже при пониженных температурах воздуха, до -20 градусов. Стоимость такого устройства около 4800 рублей.
Тахометр является необходимой частью любого автомобиля. Все измерения, которые производит устройство, очень важны, с его помощью можно легко настроить необходимую динамику работы двигателя. И в процессе движения он показывает правильность работы, и сможет вовремя определить, когда автомобилю потребуется ремонт.
Материалы: http://ladamaster.com/takhometr-yelektronnyy-avtomobilnyy
3 ≫
-
Автомобильный тахометр электронный – это контрольно-измерительный прибор, отражающий информацию о частоте вращения коленчатого вала двигателя (обороты в минуту). Значения этого показателя используются при регулировке холостого хода, выборе момента переключения передач и контроле режимов работы двигателя.
Датчики частоты вращения считывают число оборотов коленчатого вала двигателя и создают электрические импульсы, которые в тахометре преобразуются в числовые значения. В отличие от традиционного (аналогового), на многих автомобилях установленного еще на заводе и использующего стрелочную индикацию, электронный тахометр отражает точное цифровое значение частоты вращения коленчатого вала. Погрешность измерений прибора не превышает 100 оборотов в минуту, тогда как для аналоговых образцов этот показатель может достигать 500 оборотов в минуту.
Автомобильный электронный тахометр состоит из:
- цифрового табло;
- микропроцессора;
- микросхемы;
- контрольного датчика на клапане холостого хода;
- счетчика (преобразователя).
Как уже было указано, показания прибора выводятся на табло. Питание прибора осуществляется от бортовой сети автомобиля с напряжением 12 В, значение силы потребляемого тока составляет до 120 мА.
Еще одним достоинством, которым обладает автомобильный электронный тахометр по сравнению с аналоговым, является возможность сочетания в одном приборе различных функций:
- таймера;
- будильника;
- счетчика пробега;
- измерителя напряжения;
- измерителя угла замкнутого состояния контактов (УЗКС) прерывателя напряжения.
Перед установкой
Некоторые модели автомобилей (особенно это относится к малолитражным) в штатной комплектации не оснащены тахометром, поэтому владельцы таких моделей больше других нуждаются в получении важной и объективной информации о работе двигателя. Как следствие, в дооснащении автомобиля электронным тахометром. Автолюбители, уже привыкшие видеть на приборной панели стрелочный прибор, могут установить автомобильный электронный тахометр для получения более точных показаний, реализации дополнительных функций или придания интерьеру более стильного вида.
Очень важно учесть, что электронные тахометры предлагаются для моторов с различным числом цилиндров, которое указано в его характеристиках. При использовании устройства в автомобиле, на котором установлен двигатель с другим числом цилиндров, существует риск получить недостоверные данные.
Приобретая автомобильный электронный тахометр, необходимо ознакомиться с его техническими характеристиками, а также уточнить у продавца, возможна ли его установка на конкретный автомобиль, так как алгоритмы считывания для бензиновых и дизельных двигателей отличаются. Существуют и универсальные устройства.
Способ установки электронного тахометра зависит от его размеров и дизайна. Можно закрепить его сверху на «торпедо» при помощи двухстороннего скотча, кронштейна или установить в панели на свободное место, возможно, взамен оборудования (например, часов).
Имеют стандартный внешний вид. Предназначены для использования на автомобилях с карбюраторными двигателями, число цилиндров от 1 до 16. Крепятся сверху панели приборов.
Достоинствами этой серии являются невысокая цена, а также максимальный набор дополнительных функций – практически все вышеперечисленные, а также таймер парковки автомобиля и имитация сигнализации. Заявленная погрешность измерения устройств довольно низкая: до 5 об/мин. Модели линейки различаются схемой управления (одна или две кнопки), количеством сегментов табло (3–5), наличием возможности изменения яркости индикатора.
Multitronics
Тахометры Multironics DD5/DM10/DM20 менее универсальны. Из них только первая модель имеет в качестве дополнительных функций часы и таймер, автоматическую регулировку яркости дисплея, в остальных имеется только вольтметр. Погрешность измерения несколько выше – при 2000 об/мин она составляет 10 об/мин, а при больших оборотах – до 3%. DD5 отличается также тем, что может применяться для широкого спектра двигателей – с 2, 4, 5, 6 и 8 цилиндрами как бензиновых, так и дизельных. DM10/DM20 предназначены только для четырехцилиндровых бензиновых двигателей. Для дизелей предлагаются модели DM11/DM12/DM20D. Крепление данных тахометров также осуществляется на двухсторонний скотч.
Амфитон-219/250
Эти модели отличает эффектный внешний вид и индикация с цветовыми зонами в зависимости от нагрузки на двигатель. Предназначены они только для карбюраторных четырехцилиндровых двигателей. Среди дополнительных функций представлены вольтметр, измеритель уровня заряда АКБ и контроль работы регулятора напряжения. Амфитон-250 оснащен также таймером и УЗСК. Эти модели более габаритные, чем предыдущие. Еще одним недостатком данной серии является ограниченный диапазон измерения: 400 – 5990 об/мин.
В случае бензинового двигателя автомобильный электронный тахометр подключается в следующем порядке:
- Черный контактный провод необходимо подключить к «массе» автомобиля.
- Красный провод соединяется с клеммой замка зажигания. Таким образом, при включенном зажигании на устройство будет приходить напряжение 12 В.
- Подключение третьего провода, который может иметь разные цвета, зависит от типа системы зажигания на конкретном автомобиле. При контактной системе зажигания подключение производится через прерыватель-распределитель. При бесконтактной системе провод подсоединяется к коммутатору напряжения или к выводу катушки зажигания.
- Если в тахометре предусмотрена подсветка, она замыкается на провод питания габаритных огней.
- При наличии среди дополнительных функций устройства вольтметра, он имеет отдельный провод, который должен быть соединен с «плюсом» аккумулятора.
На автомобилях с дизельным мотором последовательность подключения такая:
- Нужно снять защиту генератора. Обычно доступ к ней затруднен, поэтому для ее демонтажа нужно будет заехать на смотровую канаву, эстакаду или использовать подъемник.
- Выходной провод нужно подключить к клемме генератора, отмеченной буквой «W». Если такой клеммы нет, то единственным вариантом является разборка генератора. Затем отключается один из проводов, идущих от обмотки к выпрямителю генератора. Этот провод необходимо соединить с проводом тахометра и заизолировать. Затем производится сборка и установка генератора.
Рекомендуется дополнительно замкнуть контакт масляного насоса, в противном случае может происходить ложное срабатывание лампы аварийного давления масла при достижении определенных оборотов коле
Материалы: http://autolirika.ru/aksessuary/elektronnyj-tahometr-v-avto.html