Вежливая подсветка салона своими руками

1 ≫

На некоторых иномарках заводом-изготовителем установлена так называемая вежливая подсветка салона, что подчеркивает продуманность машины и повышает уровень ее комфорта. К сожалению, в базовой комплектации большинства авто данная функция отсутствует. Исправить ситуацию и обзавестись системой плавного включения (отключения) света под силу каждому автолюбителю. Для этого нужно собрать небольшое электронное устройство на популярном микроконтроллере ATtiny13.

Функциональность устройства

Прежде чем перейти к схемотехнической стороне, узнаем, какими возможностями обладает умная подсветка.

  1. Открытие двери приводит к плавному включению света в салоне, которое нарастает до максимума примерно за 4 секунды.
  2. Закрытие двери с выключенным двигателем приводит к плавному погашению ламп по истечении задержки в 10 секунд (настраивается пользователем).
  3. Закрытие двери при работающем двигателе приведёт к плавному погасанию лампы в течение 3-4 секунд без задержки.
  4. Освещение салона будет выключено по истечении 10 минут с момента открытия двери.

Кроме перечисленных функций пользователь может в любое время настроить время паузы (задержку) и чувствительность к бортовому напряжению.

Схема и принцип её работы

Принципиальная схема вежливой подсветки приведена на рисунке. Её исполнительным органом является 8-битный микроконтроллер ATtiny13 с программируемой flash памятью ёмкостью 1 кБ. Он отличается низким потреблением тока и широким диапазоном питающего напряжения (1,8–5,5В). Данная схема запитывается от аккумулятора (+12В). На МК ATtiny13 (вывод 8) напряжение поступает после выпрямительного диода (защита от переполюсовки) и стабилизатора на 5В, собранного на LM7805 и двух сглаживающих конденсаторах. Выходной сигнал снимается с вывода 5, который затем поступает на n-канальный МОП-транзистор.

Остальные программируемые выводы подключаются к соответствующим элементам обвязки. Кнопка для дополнительной настройки с нормально разомкнутым контактом подключается между общим проводом (GND) и выводом 3. Вывод 6 через диод соединён с дверным концевиком. Лампочка с одной стороны подключается к +12В, а с другой – к стоку МОП-транзистора.

Печатная плата

Конструкторская разработка изделия представлена в виде печатной платы podsvetka.lay, которая доступна для Layout версий 5.0 и 6.0. Плата вежливой подсветки выполнена в одностороннем варианте и, несмотря на компактные размеры (18*28 мм), легко собирается своими руками. Резисторы, конденсаторы и диоды – SMD компоненты типоразмером 0805 и 1206. Транзистор AP60T03AH (Imax=45A, Uси=30В) установлен в корпусе ТО-252 со стоком на радиаторе. МК ATtiny13 применен в 8-ми выводном корпусе SOIC.

Прошивка

Чтобы микроконтроллер начал управлять силовым транзистором, в него необходимо загрузить программу. Проще всего воспользоваться недорогим программатором PonyProg, который совместим со всеми версиями ОС Windows. Для осуществления прошивки микросхему нужно вставить в аппаратную часть PonyProg, подключиться к ПЭВМ, запустить соответствующее программное обеспечение и открыть файл, который можно скачать здесь.

Варианты подключения

Рассматриваемая вежливая подсветка может подключаться двумя способами к салонному освещению авто. Первый (наиболее простой) не предусматривает изменений в электропроводке светильника. Как видно из рисунка, в момент замыкания концевика ток нагрузки начнёт протекать через самодельное устройство, запуская в работу схему плавного включения (отключения). Если освещение салона включить стационарным переключателем, то схема умной подсветки остаётся незадействованной, и лампочка будет гореть постоянно.

Техническая реализация второго способа предусматривает переделку плафона. Контур протекания тока нагрузки разрывается по «минусу». Минусовый контакт лампочки соединяется со стоком транзистора, а провод от стационарного переключателя с катодом диода. В результате такого подключения свечением лампы можно управлять как от концевика, так и от штатного переключателя.

Дополнительные настройки

Владелец авто может изменить настройки по умолчанию, то есть время до наступления погасания ламп (светодиодов) после закрытия двери с выключенным двигателем. Для этого следует проделать следующие шаги:

  • открыть дверь и дождаться свечения на полную мощность;
  • нажать кнопку на плате, после чего лампочка начнет мигать.

Каждое последующее нажатие увеличивает задержку на 5 секунд, то есть:

  • 1 вспышка – без задержки;
  • 2 вспышки – 5 с;
  • 13 вспышек – 60 с, после чего цикл повторяется.

Значение бортового напряжения для каждого автомобиля является индивидуальной величиной. Поэтому схему вежливой подсветки необходимо подстроить под личное авто. Для этого нужно закрыть дверь, дождаться погасания лампочки и начать нажимать кнопку на плате. Как и в предыдущем случае, лампа начнет вспыхивать с каждым нажатием на 1 раз больше, что соответствует изменению чувствительности к напряжению бортовой сети, а именно:

Если вместо ламп накаливания предполагается использовать светодиоды, то включать их нужно только через токоограничительный резистор. Это правило не касается светодиодных лент и led ламп специально предназначенных для подсветки салона, так как они рассчитаны на питание от сети +12В.

Материалы: http://ledjournal.info/shemy/vezhlivaya-podsvetka-salona.html

2 ≫

Любой современный автомобилист знает, что комфортное и безопасное передвижение в значительной мере зависит от качественного освещения, как внешнего, так и внутреннего. Ведь, путешествуя в темную пору суток, или просто в условиях плохой видимости, нередко возникает необходимость:

  • свериться с картой;
  • записать или прочитать какую-то информацию;
  • отыскать какую-нибудь мелочь в бардачке;
  • да и, вообще говоря, находится длительное время в плохо освещенном салоне машины не особенно приятно.

Поэтому качественная подсветка салона автомобиля имеет большое значение, хотя далеко не все производители обеспечивают наличие этой опции в достаточной мере. В большинстве случаев приходится усовершенствовать систему внутреннего освещения самостоятельно – и современный рынок автомобильной техники предлагает несколько достаточно интересных вариантов решения этой технической задачи.

Коррекция освещения: играем по собственным правилам

В последнее время приобретает популярность такой интересный способ, как изготовление своими руками вежливой подсветки автомобиля, или же так называемого «диммера» .

Это приспособление представляет собой специальную управляющую электронную плату, которую монтируют в стандартные осветительные блоки от производителя – с целью улучшения качества освещения салона.

Многих автомобилистов раздражает, когда свет резко выключается после закрытия двери – установка такой схемы позволит избежать этого неприятного эффекта, продлить освещение и сделать эксплуатацию вашего автомобиля более комфортной.

Этот метод позволяет не только сэкономить на дорогостоящих аксессуарах, но и достичь мягкого, приятного освещения в салоне, которого постепенно рассеивается и затухает.

Чтобы выполнить все правильно, необходимо немного подготовится – запастись чертежом схемы, и набором необходимых деталей:

  • пяти резисторов величины сопротивления от 1 до 220 K;
  • конденсаторов емкости 50-100 мкФ — напряжением 16 вольт;
  • транзисторов разных конфигураций (например — КТ819Г и KT361);
  • многожильным проводом сечением 0,80…1 кв.мм;
  • диодом SR5100;
  • паяльником, канифолью и припоем.

Все это можно приобрести в любом магазине радиотоваров. Установка вежливой подсветки не занимает много времени, а, если следовать схеме (фото ниже) и вооружится терпением, эффект превзойдет ваши ожидания.

Чтобы максимально упростить задание, последовательность элементов схемы рекомендуется соединять с помощью провода, соблюдая правила изоляции каждого соединения.

Схема вежливой подсветки

Закончив работу над схемой, стоит проверить ее эффективность, после чего, при условии успешного результата, желательно залить схему силиконовым закрепителем. Подойдет также и технический термоклей.

Приготовленную схему осталось пристроить в плафон освещения и подключить вот так:

  • (1) (смотрите выше) подключается к плюсовому проводу;
  • (2) присоединяется к выключателю плафона освещения (минус);
  • (3) подключается к проводу — подходящему к дверям.

Впрочем, если вы не уверены в своих технических способностях, лучше все же приобрести подсветку в магазине или обратится за помощью к профессионалам.

Видео 1: изготовление печатной платы для вежливой подсветки.

Видео 2: монтаж радиодеталей.

Роскошь в деталях: эти приятные мелочи

Производители автомобильной техники не зря пытаются предусмотреть все возможные возникающие потребности и запросы потенциального владельца. Наличие в автомобиле некоторых устройств, аксессуаров и опций просто поражает, но зачастую, оказывается оправданным.

К примеру, прикуриватель может выполнять не только свою непосредственную функцию, но еще и быть источником питания для осветительной системы. Любителей изощренных технических решений и полифункциональности каждой детали, несомненно, заинтересует такой вариант, как подсветка салона автомобиля от прикуривателя.

В основном, такая подсветка представляет собой несколько светодиодных модулей, вращающихся вокруг своей оси, что обеспечивает возможность регулирования угла и радиуса освещения.

Они крепятся в ногах водителя, выделяя каждую деталь экстерьера, создавая в салоне уютную, и даже интимную атмосферу. Кроме того, установка такой подсветки требует минимум усилий, она надежна и проста в эксплуатации, включается и выключается с помощью одной кнопки и не занимает много места в салоне. Такая подсветка представляет собой превосходную альтернативу стоковым плафонам и другим методам автомобильного освещения.

Преимущества светодиодной подсветки: универсальность, качество, эргономия

Стоит отметить, что современная подсветка в салоне машины, в основном, работает на светодиодах, поскольку этот материал наиболее эргономичен и функционален.

Светодиодные осветительные устройства обладают рядом существенных технологических преимуществ:

  • долговечность;
  • эргономичность;
  • простота установки;
  • разнообразие цветовых решений;
  • возможность дистанционного управления осветительными режимами.

Светодиодная подсветка в классическом техническом решении представляет собой мягкую прорезиненную ленту, в которой вмонтированы линзованные светодиоды. Подсветка обеспечивает длительное, мягкое и приятное освещение салона, создавая при желании, интересные цветовые эффекты. Она позволяет существенно экономить энергетические ресурсы вашего автомобиля и даже экспериментировать с цветовыми режимами.

С помощью светодиодов можно подсвечивать как отдельные детали экстерьера – ручки, приборную панель, бардачок, так и весь салон целиком. Вы можете установить потолочную, боковую подсветку и даже подсветку педалей – все зависит только от личных предпочтений и пожеланий. Удобство, функциональность и экономичность такого варианта освещения ставит его вне любой конкуренции в сфере автомобильных осветительных систем.

Некоторые производители начали выпускать светодиодную подсветку в металлических корпусах, что повышает показатели износостойкости, позволяет избежать механических повреждений и существенно расширяет спектр функциональности. Такая подсветка смотрится стильно и современно, одновременно не раздражая глаз и создавая мягкий, переливающийся неоновый эффект.

Монтаж подсветки также не составит особых трудностей – она крепится с помощью липкой ленты или других материалов и, благодаря особенностям выполнения, гармонично вписывается в общее оформление салона.

Материалы: http://avto-i-avto.ru/tyuning-avto/podsvetka-salona-avtomobilya.html

3 ≫

Nizhny Novgorod, Russia

Привет друзья хочу поделится с вами своей новой поделкой. Вежливая подсветка салона с возможностью регулировки время розжига и затухания лампы подсветки. Собственно вот схема.

Схема довольно проста и не имеет каких либо дефицитных деталей. Данная схема включается в разрыв штатной проводки и ни каких дополнительных подключений не требует. Схема может работать, как в 12в системах, так и в 24в, при условии что рабочее напряжение конденсатора будет выше напряжение сети.

Как видно схема состоит из 3-х транзисторов 2 из которых это VT1 и VT2 pnp структуры (я использовал импортные s8550), VT3 это npn транзистор (я использовал mje13003 в корпусе TO-92). Конденсатора на 470мКф и нескольких резисторов два из которых подстроечные для регулировки время розжига и затухания лампы подсветки. Транзистор VT1 в данной схеме подключен базой и коллектором на выход концевиков дверей, при открывании двери база и коллектор закорачиваются на массу в следствии чего начинает заряжаться конденсатор через подстроечный резистор R2, изменяя сопротивление которого мы можем регулировать скорость заряда конденсатора (время розжига лампы). По мере роста напряжения на выводах конденсатора открывается транзистор VT2 который закорачивает базу транзистора VT3, который же в свою очередь закорачивает минус лампы на массу. При закрывании двери транзистор VT1 закрывается и конденсатор C1 начинает разряжатся на базу транзистора VT2 и доразрядные резисторы R3 и R4. Транзистор VT2 закрывается по мере разряда конденсатора закрывая в свою очередь транзистор VT3 который и гасит лампу нашей подсветки. Транзистор VT1 нужен в этой схеме для того, что бы после закрытия дверей конденсатор разряжался только на базу транзистора VT2 и доразрядные резисторы R3 и R4, и не как не мог разрядится на диодик в панели приборов и блок сигнализации. Резистор R2, как я уже писал регулирует время (скорость) розжига подсветки. Резистор R3 регулирует время задержки и плавность затухания подсветки. Резистор R4 выступает в качестве страховки от кз при случайном выкручивании в 0 резисторов R2 и R3. Резистор R5 номиналом 10кОм для того, чтобы максимально уменьшить ток разряда конденсатора на базу транзистора VT2.

Эта схема выполнена на печатной плате собственного изготовления.

Как уже писал данная схема включается в разрыв штатной проводки.

Конкрено эта плата была изготовлена для авто лада гранта.

Спасибо всем за внимание. Более конкретно про принцип работы данной схемы, о компонентах и номиналах, демонстрация работы смотрите в видео. Для вас старался.

Comments 55

поменяйте коллектор с эмиттером VT2 и будет почти феншуй. VT1 замените диодом.

Есть вариант гораздо проще как в элементной базе, так и в способе подключения к бортовой сети

На схеме бред нарисован…

Транзистор VT1 — нафиг не нужен и так ничего разряжаться не будет через приборку и сигу, VT2 — должен быть npn

Я пробовал без VT1. Приходится ждать пока свет погаснет иначе не встает на охрану авто.

аааа, ну конечно, да, диод придется ставить, точно

на схеме VT2 — pnp- так он не будет работать, должен быть npn

  • Editing history

Не ищете простых путей))

Один мосфет и мизерная обвязка обеспечивает мелкий размер и в тот же момент стабильность схемы.

Емкость с 85 градусами я бы не ставил)

На схеме в места соединения ставят точкой, раз такая пьянка.

Текстолит вам стоило бы с меньшим усилием резать ножовкой во избежания трещин как на льду.

Пустая плата мне напомнила мой первый радиомикрофон! Я его еще рисовал спиртоканифолью!)))))

За видео отдельно: Молодец! Многие хотят не то чтобы научиться, но "понять" как это работает.

Спасибо за отзыв. Текстолит с трещинами да, его ножницами резал. В основном использую китайский текстолит он режется хорошо но фольга очень тонкая тут решил советский взять он потрескался, но слой меди в разы толще.

То что на фото — это не текстолит. Это больше похоже на гетинакс. А его надо не резать ножницами, а царапать резаком со стороны фольки, затем ломать. Далее напильником обработать.

Я не электронщик, но по второй схеме, наверное, сделаю ночную подсветку замка входной двери из квартиры. Это удобно при входе, когда погашен свет — дотронулся до ручки и светодиод посветит то, что нужно.

Да кстати идея хорошая.

А на заказ реально?)

Почему бы и нет.

связка vt2-vt3 в том виде, как на схеме, работать не будет

какова суммарная мощность ламп подсветки?

  • Editing history

Работает. Мощность 5Вт. Если лампы мощные можно взять другой другой транзистор MJE13009 к примеру.

значит, сделано не по этой схеме, на схеме — бред

вместо "вежливая подсветка" этой теме больше подошло бы название "невежливый развод читателей"

  • Editing history

Схему сам рисовал. Все зделано именно по ней и прекрасно работает.

ты, часом, не на АвтоВАЗе "трудишься"?

значит, сделано не по этой схеме, на схеме — бред

вместо "вежливая подсветка" этой теме больше подошло бы название "невежливый развод читателей"

0.8А ток транзистора MJE13003 в корпусе ТО-92. 0.2А это 13001. Читать надо внимательнее.

да, насчёт тока коллектора был неправ, исправил

  • Editing history

Задумка полезная. Но…

Связка Vt2-VT3 не впечатлила!

По сути ОДИН P-канальный полевик (напр IRF4905, а еще лучше FDD6337) и, в конечном итоге, тот же функционал.

Из бонусов — меньше потери а отркрытом состоянии ключа и в 3 раза меньше обвески. ИМХО

  • Editing history

На выходе нужен именно npn транзистор, так размыкаем минус. Плюс на лампе постоянный по этому p-канальный полевик в данном случае не подойдет.

С N-канальным еще проще — их навалом от материнских плат, да и новые копейки стоят.

Полевики имеют емкость затвора и такой плавность как биполярным транзистором не получится, только если добавлять еще один резистор для разряда затвора. Биполярники дешевле полевиков. Да и мощности здесь большой не надо.

Собственная емкость затвора для данного приложения вообще не учитывается!

Плавность на ПТ обеспечивается вполне приемлемая и достаточная

Задумка полезная. Но…

Связка Vt2-VT3 не впечатлила!

По сути ОДИН P-канальный полевик (напр IRF4905, а еще лучше FDD6337) и, в конечном итоге, тот же функционал.

Из бонусов — меньше потери а отркрытом состоянии ключа и в 3 раза меньше обвески. ИМХО

не стоит туда ставить mosfet. они в ключевом режиме должны работать. а здесь динамический

Точнее линейный. Полевички и в таком режиме вполне хорошо живут.

ТС малость перемудрил с биполярниками. Линейность под очень большим вопросом… А по факту, может и есть

под маленькую нагрузку — вполне себе живут ).

да, там схема не от мира сего, перемудреная.

Если плавное включение не нужно и есть желание установить с минимальным вмешательством в проводку, то вот это схемка вполне годится!

я так понял эта схема даст задержку по времени на включение?

Всё хорошо, но вот электролит…, мороз и жара не для него. Постепенно потеряет ёмкость.

Постепенно лет за 10.

Подстроечниками по лету перенастроите, тантал те да, лет на десять

А зачем транзистор с U c-e 700V? Они обычно в китайских эпра стоят для ламп дневного света. Проще найти более низковольтный, но с запасом по мощности)

Да даже нужно. Просто был такой (из балласта эконом лампы). Впринципе для светодиодов вполне хватает мощности.

схема не соответствует плате — у платы 6 проводов, а у схемы только 4 .

Схема дефектна, половина деталей лишние, не указано где плюс где минус при подключении к лампе плафона.

+ и — на плате соединены. Видимо для удобства монтажа.

схема не соответствует плате — у платы 6 проводов, а у схемы только 4 .

Схема дефектна, половина деталей лишние, не указано где плюс где минус при подключении к лампе плафона.

+ и — общие это 4 контакта и для провода с концевиков 2 и того 6. 3 провода если разрезать получится 6 концов.

к концевику на схеме два провода больше никуда кроме транзистора не подключенных — на плате с обеих сторон есть только средний провод который идет от детали, остальные соединены еще много с кем. Значит какой-то из проводов концевика соединен с массой но какой? Подписано что оба ;)

Провод с коневиков подключается к базе и коллектору транзистора VT1, а с выходит с эммитора тразистора VT3.

Схему надо рисовать правильно, хотя я так понимаю ты ее картинку взял в интернете, вот выше в ответе схема i-a.d-cd.net/1f88c1s-240.jpg нарисована правильно. Все массы снизу, плюс сверху.

У китайцев есть что то похожее?

А если у нас не концевик, а сигнальный контакт? Как переделать?

Сигнальный — или +? Если минус, то гляньте у меня в блоге схему — она и проще и правильней. Если + то опять же глядите туда же :) но нужно будет добавить транзисторный ключ замыкающий сигнальный вход схемы на землю

А вот это пока не известно. Есть задумка сделать подсветку в зеркала, снял с сигналки, подсветка горит некоторое время, затем тухнет. Ну и при постановке на охрану тоже можно что б подсветка включалась. Пока только так в теории все.

Перечитал несколько раз. Ниче нн понял. Сорри

Глянуть чем сигналка управляет ( скорее минус), Свести сигналы диодами на управляющий вход схемы. При таком подключентт будет зажигать при закрытии и открытии замков, дальше уже усложнять алгоритм по желанию

левый транзистор работает диодом, и может быть на него заменён, анодом направо. 2й транзистор тоже должен быть n-p-n, по крайней мере, если включать так, как по схеме. Резистор в базе правого транзистора можно смело увеличть до пары кОм. У правого транзистора: эмиттер — на массу, коллектор — к лампочке (надо поправить обозначение).

лучше на тиньке, возни столько же, а функционал шире

  • Editing history

Лучше, но микроконтроллеры я только начал изучать. Так что пока так.

лучше на тиньке, возни столько же, а функционал шире

А М32 еще лучше, Кажется NoID привел наиболее оптимальную схему. Там вообще штатную проводку рвать не надо а плавное включение у меня в коридоре-дневной свет. Бесит жутко, надо просто тапки глянуть где а он 20 сек плавно моргает. Надо ленту врубить, лень пока.

Материалы: http://www.drive2.com/c/466652252233269290/


Back to top