Воздухоочиститель двигателя Д-36, Спецтехника

1 ≫

Содержание пыли в воздухе зависит от свойств почвы, ее влажности, скорости движения агрегата, характера выполняемой работы и типа ходовой системы трактора. Пыль наполовину состоит из частиц кремнезема, твердость которого выше твердости металлов двигателя. Поэтому для повышения долговечности и надежности тракторных двигателей необходима хорошая очистка воздуха от пыли.

Работа воздухоочистителя характеризуется степенью очистки воздуха от пыли и величиной сопротивления, которое он создаст прохождению воздуха. Сопротивление воздухоочистителя зависит от его устройства и состояния.

При повышенном сопротивлении ухудшается наполнение двигателя, а следовательно, снижается его мощность и экономичность. Сильное загрязнение масла и набивки воздухоочистителя или применение слишком вязкого масла могут снизить мощность и экономичность двигателя на 10—12%. Воздух очищают от пыли различными способами: инерционным, контактным и фильтрацией.

При инерционном способе используется сила инерции частиц пыли, заставляющая их выпадать из воздушного потока при резком изменении его направления или при завихрении (центробежная сила).

При контактном воздух пропускают через непрерывно смачивающийся маслом элемент с крупными порами. Таким элементом служат обычно проволочные сетки, проволочная набивка или металлические кольца, насыпанные в корпус воздухоочистителя. Двигаясь через поры контактного элемента, воздух соприкасается с большой, увлажненной маслом поверхностью. Частицы пыли прилипают к масляной пленке и удерживаются ею.В качестве контактных элементов используют также масляные ванны, в которых хорошо задерживаются частицы пыли при прохождении воздуха над поверхностью или через слой вспененного масла.

Для фильтрации используют матерчатые элементы с порами, которые по своим размерам меньше частиц пыли.

Инерционным способом и фильтрацией очищают воздух от более крупных и тяжелых частиц пыли, контактным — от более мелких. В комплексе эти три способа могут обеспечить почти полную очистку воздуха при сравнительно небольшом сопротивлении. Воздухоочистители с двумя или тремя способами очистки называются комбинированными.

Воздухоочиститель двигателя Д-36 комбинированный (рис.).

Рис. Воздухоочиститель двигателя Д-36:

1 — головка воздухоочистителя; 2 — несъемная сетка без обоймы; 3 — сетка с обоймой; 4 — корпус; 5 — замыкающая сетка; 6 — поддон; 7 — центральная труба; 8 — хомут крепления сухого инерционного очистителя; 9 — соединительная труба; 10 — колпак; 11 — обтекатель; 12 — днище колпака с завихряющими лопатками; 13 — войлочное кольцо; 14 — стяжной хомут; 15 — стяжной болт хомута; 16 — пылесборник.

Он состоит из сухого инерционного очистителя, поддона с масляной ванной и корпуса с контактным элементом. Сухой инерционный очиститель надет на верхнюю часть центральной трубы 7. Он состоит из колпака 10, обтекателя 11, пылесборника 16 я соединительной трубы 9. В днище колпака отштампованы щели для входа воздуха. Перегородки каждой щели отогнуты под углом 45° и образуют завихряющие лопатки.

Стеклянный стакан пылесборника прикреплен к держателю стяжным хомутом 14 и уплотнен войлочным кольцом 13. В корпус уложены тринадцать гофрированных сеток из стальной проволоки, образующих контактный элемент: шесть верхних (несъемных) сеток 2 без обойм, семь нижних 3 с обоймами (кассеты). Одна из последних закреплена в корпусе и удерживает верхние несъемные сетки. Замыкающая сетка 5 имеет, кроме обоймы, воронку и отражатель.

Под действием разрежения воздух заходит через щели днища под колпак инерционного очистителя. Лопатки придают ему вращательное движение со скоростью около 10000 об/мин. При такой скорости центробежные силы частиц пыли достаточно велики и относят частицы к стенам обтекателя. Двигаясь вверх по стенкам обтекателя, частицы попадают в его отверстие, теряют скорость и оседают в пылесборнике. Сухой очиститель удерживает от 30 до 70% пыли, находящейся в воздухе, при условии, если в месте его крепления не подсасывается воздух.

В масляной ванне поддона выделение частиц пыли происходит частично за счет сил инерции, частично за счет контакта с маслом. Воздух, попадая из центральной трубы в стакан поддона, завихряется там, распыливает масло и захватывает его с собой. Частицы пыли, прилипшие к масляным капелькам, под действием инерционных сил ударяются о поверхность воронки, откуда попадают в наружную ванну. Через нижнее отверстие стакан непрерывно пополняется отстоявшимся маслом.

Увлажненный маслом воздух направляется отражателем в центральную часть контактного элемента, где окончательно очищается. Воздухоочистители двигателей Д-24 и Д-14 по устройству одинаковы с описанным выше. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/vozduxoochistitel-dvigatelya-d-36/

2 ≫

В цилиндры двигателя за каждый час работы засасывается 150—400 м3 воздуха. В нем содержится много пыли. Если бы она попадала в цилиндры, то через короткий срок работы трущиеся части двигателя оказались бы изношенными.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры, двигатель трактора оборудован воздухоочистителем. Он не должен оказывать большого сопротивления движению воздуха, чтобы не уменьшать наполнение цилиндров и не снижать этим мощность двигателя.

Воздух в двигателе трактора очищается от пыли несколькими способами: инерционным, контактным или способом фильтрации.

Инерционный способ заключается в придании воздуху быстрого вращения или в резком изменении направления его движения. При этом пыль под действием центробежной силы (силы инерции) будет выделяться из воздуха.

При контактном способе очистки запыленный воздух подводится к масляной пленке поддона воздухоочистителя. Здесь остается часть пыли. Затем воздух пропускается через крупные ячейки сетки, смоченной маслом. Частицы пыли прилипают к мокрым сеткам.

Способ фильтрации основан на прохождении воздуха через фильтрующий материал, в порах которого пыль задерживается.

Действие воздухоочистителей тракторных двигателей основано на использовании нескольких способов очистки воздуха, поэтому такие воздухоочистители называются комбинированными. В них воздух проходит две или три ступени очистки: сухой центробежный пылеотделитель, инерционно-масляный контактный пылеуловитель, фильтрующий материал. Эти воздухоочистители оказывают небольшое сопротивление движению воздуха и хорошо улавливают из него пыль.

Инерционно-масляные воздухоочистители двигателей Д-37М (а), Д-50 (б), Д-37Е и Д-21 (б):

1 - сетка; 2 — завихритель; 3 — корпус инерционного очистителя; 4 — щель для выброса пыли; 5-стяжной хомут; 6 — внутренняя труба воздухоочистителя; 7 — кассета с матерчатым фильтром; 8 — патрубок отвода чистого воздуха; 9 — уплотнительные резиновые кольца, 10 — корпус воздухоочистителя; 11 — кассета с сетчатыми элементами; 12 — проволочная сетка кассеты; 13 — пружина для поджима кассет; 14 — резиновое уплотнительное кольцо; 15 — опорная шайба; 16 — маслоотражатель; 17 — масляная ванна (чашка); 18 — поддон воздухоочистителя с пояском-указателем уровня масла; 19 — стяжной болт поддона; — пружина клапана; 21 — стержень клапана для аварийной остановки двигателя; 22 — отверстие для прохода воздуха; 23 — резиновая шайба; 24 — верхний фильтрующий элемент; 25 - нижний фильтрующий элемент; — фильтр из пенополиуретана; 21 — фильтр из пористого капрона

Инерционно-масляный воздухоочиститель. Воздухоочиститель двигателя Д-37М (рис. а) имеет три ступени очистки: центробежный пылеотделитель, инерционно-масляный контактный пылеуловитель и матерчатый фильтр.

Пылеотделитель герметично соединен с трубой 6. Между ней и корпусом 10 расположена кассета 11 с гофрированными проволочными сетками 12 и кассета 7, в которой уложена лента из ватина ворсом навстречу потоку воздуха. Обе кассеты закреплены на трубе внизу пружиной 13 и шайбой 15.

Снизу корпус 10 воздухоочистителя закрыт поддоном 18, который притянут через уплотнительное резиновое кольцо 14 к корпусу. В поддон вварена ванна (чашка) 17, имеющая одно нижнее отверстие и несколько отверстий по окружности.

Воздух заходит в пылеотделитель через сетку 1, ударяется о наклонные лопасти неподвижной крыльчатки-завихрителя 2 и приобретает винтовое движение.

При этом тяжелые частицы пыли (до 50% всей пыли, поступающей с воздухом) центробежной силой отбрасываются к стенкам корпуса 3 и, продолжая вращаться, выбрасываются через две щели 4 наружу.

Воздух же с более легкой пылью устремляется по трубе 6 вниз, ударяется о масло, находящееся в чашке 17 поддона, вытесняет это масло и, резко меняя направление, устремляется вверх, а частицы пыли прилипают к масляному слою чашки. Этот слой загрязненного масла непрерывно перемещается движущимся воздухом по стенкам чашки вверх и через края чашки сбрасывается в поддон. Одновременно через нижнее отверстие в чашку постоянно поступает из поддона отстоявшееся масло.

Оставшиеся в воздухе мелкие частицы пыли встречают на своем пути сначала масляную пену, которая образуется в кольцевом пространстве над чашкой, а затем гофрированные сетки, смоченные каплями масла. Часть пыли задерживается в масляной пене, а остальная пыль прилипает к мокрым сеткам.

Очищенный на 97—98% от пыли воздух проходит через кассету 7 с матерчатым фильтром, оставляя в ворсистой части ватина мельчайшие частицы пыли, и поступает в головку воздухоочистителя, а далее по всасывающим трубам идет в цилиндры двигателя.

Воздухоочиститель двигателя Д-108 устроен аналогично описанному, но не имеет фильтрующей ступени очистки, отличается большими размерами и некоторыми конструктивными особенностями. Пылеотделитель расположен на крыше кабины трактора, соединен с, трубой воздухоочистителя шлангом и имеет две заслонки. Первая перекрывает трубу, в результате чего разрежение, создаваемое движением поршней, передается через трубу в топливный бак для механической заправки его топливом. Вторая заслонка перекрывает трубу для забора теплого воздуха из-под капота двигателя при работе трактора в зимних условиях. Этот воздух идет в кабину.

Воздухоочиститель двигателя Д-50 (рис. б) имеет в верхней части пылеотделителя клапан для аварийной остановки двигателя. При нажатии рукой до отказа на тарельчатую кнопку стержня 21 конусная резиновая шайба 23 плотно закроет трубу, доступ воздуха в цилиндры прекратится, и двигатель остановится.

В корпусе воздухоочистителя вместо проволочных сеток заложены два фильтрующих элемента из капроновой щетинки: верхний 24 и нижний 25. Верхний элемент из тонкой щетинки плотнее нижнего, изготовленного из более толстых нитей.

В корпусе воздухоочистителя двигателей Д-37Е и Д-21 (рис. б) уложены фильтрующие элементы 27 из пористого капрона и 26 из очень пористой пластмассы—пенополиуретана или три элемента из этой пластмассы. Чем выше в корпусе расположен элемент, тем он плотнее.

Циклонный воздухоочиститель. На двигателях СМД-14 и СМД-14А установлен циклонный воздухоочиститель (рис. выше) с двумя ступенями очистки: сухой инерционной в циклонах 7 и мокрой контактной в кассетах 16 с проволочной путанкой, смоченной маслом. Основная очистка воздуха от пыли (до 97% ее содержания в водухе) происходит в блоке циклонов 18, который изготовлен из пластмассы или сварен из листовой стали.

1— эжектор с искрогасителем; 2 — трубка эжектора; 3 — воздухоочиститель; 4 — воздухозаборная труба с сеткой; 5 — бункер для сбора пыли; 6 — кожух воздухоочистителя; 7 — циклон; 8 — трубка циклона; 9 — вход воздуха в циклон; 10 — рефлектор; 11 — уплотнительные резиновые кольца; 12 — стяжной болт; 13 — пружинная защелка барашка; 14 — головка воздухе теля; 15 — стяжной центральный болт; 16 — кассеты с проволочной путанкой; 17 — входной патрубок; 18 — блок циклонов; 19 — эжектор для отсоса пыли; 20 — искрогаситель

Воздух поступает через сетку и заборную трубу 4 во входные патрубки циклонов 7. Патрубки расположены по касательной к поверхности корпуса, поэтому воздух приобретает здесь быстрое вращательное движение. Пыль, поступающая в циклон, центробежной силой отбрасывается к его корпусу и вместе с потоком воздуха движется по спирали вниз. В середине циклона направление потока воздуха резко меняется.

Очищенный таким образом воздух, обладающий меньшей инерцией, засасывается в трубку 8 и движется вверх. Проходя через кассеты 16, смоченные маслом, он очищается от мельчайших частиц пыли. Чистый воздух попадает в головку воздухоочистителя, а из нее — во всасывающую трубу двигателя.

Рефлектор 10 направляет поток воздуха от циклонов к кассетам и препятствует стеканию масла с кассет в циклоны.

Частицы пыли, выделившиеся из воздуха под действием силы инерции, продолжают опускаться по спирали в нижнюю часть циклона. На конической поверхности циклона скорость вращения частиц увеличивается и опускаясь, попадают в бункер 5. Отсюда вместе с частью воздуха засасывается отработавшими газами в эжектор 19 и выбрасывается наружу.

Пыль поступает в эжектор потому, что работавшие газы, проходя через узкую эжектора с большой скоростью, создают разрежение, которое передается в бункер

Воздухоочиститель двигателей АМ-01 и АМ-41 тоже циклонный, но отличается от описанного размерами, большим числом циклонов, изготовленных из листовой стали, и наличием одной широкой кассеты из проволочной путанки, смоченной маслом.

Материалы: http://www.ya-fermer.ru/vozduhoochistitel

3 ≫

На двигателе Д-160 трактора Т-130М смонтирован двухступенчатый воздухоочиститель. Воздухоочиститель включает в себя мультициклонный очиститель (20) [рис. 1] с эжекционным автоматическим удалением пыли, а также бумажные фильтры (12) и (13) тонкой очистки воздуха.

Рис. 1. Система питания воздухом двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Впускной коллектор;

2) – Нижний патрубок подвода воздуха к впускному коллектору от турбокомпрессора;

3) – Компенсационный резиновый патрубок;

4) – Стяжной хомут;

5) – Фильтрующий элемент;

6) – Внутренняя сетка фильтр-патрона;

7) – Наружная сетка фильтр-патрона;

8) – Крышка корпуса воздухоочистителя;

9) – Крышка основного фильтр-патрона;

10) – Крышка предохранительного фильтр-патрона;

11) – Резиновое уплотнительное кольцо;

12) – Предохранительный фильтр-патрон;

13) – Основной фильтр-патрон;

14) – Резиновые уплотнительные кольца;

16) – Гайка крепления предохранительного фильтр-патрона;

17) – Стяжная гайка;

18) – Корпус воздухоочистителя;

19) – Поддон циклонного воздухоочистителя;

20) – Элементы циклонного воздухоочистителя;

22) – Патрубок для подвода воздуха к турбокомпрессору;

23) – Патрубок отсоса пыли из поддона циклонного воздухоочистителя;

24) – Направляющий аппарат циклона;

25) – Корпус циклона;

27) – Патрубок (эжекционная труба) для отсоса пыли из поддона циклонного воздухоочистителя;

28) – Крышка выхлопной трубы;

29) – Выхлопная труба;

30) – Корпус эжектора выхлопной трубы;

31) – Внутренний патрубок эжектора выхлопной трубы;

32) – Выпускной коллектор;

33) – Планка крепления впускного и выпускного коллекторов;

34) – Крышка впускного коллектора;

35) – Масляная трубка;

36) – Регулировочная заслонка;

37) – Верхний патрубок.

Мультициклонный очиститель состоит из тридцати двухзаходных циклонов (20), которые расположены в панели двумя рядами. В поддон (19) очистителя вварена трубка, соединённая одним концом (посредством шланга) с воздухопроводом, а вторым крепится к отростку трубы (31) – эжектору, который вварен в выхлопную трубку (29) дизельного двигателя Д-160. Очиститель грубой очистки воздуха прикреплён к патрубку основного воздухоочистителя посредством болтов.

Вторая ступень очистки воздухоочистителя включает в себя корпус (18), крышку (8) и четыре бумажных фильтр-патрона – пара больших (основных) (13) и пара малых (предохранительных) (12). В верхней части к корпусу воздухоочистителя приварены два патрубка. К одному из патрубков прикреплён мультициклонный воздухоочиститель, а другой патрубок (22) соединён с нагнетателем (компрессором) турбокомпрессора (26) посредством шланга. Воздухоочиститель крепится к головке цилиндров, впускному и выпускному коллекторам двигателя Д-160 трактора Т-130М посредством кронштейнов.

За счёт разрежения на входе в нагнетатель (компрессор) турбокомпрессора (26) и, как следствие, в корпусе (18) и патрубке (22) воздухоочистителя всасывание воздуха осуществляется через входные окна и циклоны (20), из-за чего воздух движется с завихрением. Частицы пыли отбрасываются центробежной силой к стенкам циклона и ссыпаются в поддон (19) через его нижнее отверстие. Далее пыль отсасывается из поддона и выбрасывается в атмосферу через трубу (29) выхлопными газами. Прошедший предварительную очистку воздух выходит через отверстия направляющего аппарата циклонов (24) в центральный патрубок и корпус (18) основного воздухофильтра, где он подвергается повторной (более тонкой) очистке за счёт прохождения через бумажный слой фильтр-патронов (12) и (13). Далее воздух направляется в нагнетательную часть турбокомпрессора (26) через задний патрубок воздухоочистителя, а оттуда нагнетается (под давлением) во впускной коллектор (1) и цилиндры двигателя Д-160 трактора Т-130М.

Последние записи

В процессе проведения ТО-2 генераторной установки необходимо проверить: 1) – Степень затяжки болтов генератора; 2) – Надёжность соединения проводов с клеммами генератора, а также реле-регулятора; [. ]

Длительно наблюдаемый повышенный зарядный ток, а также быстрое выкипание электролита являются признаками повышенного напряжения вследствие неисправности регулятора. Продолжительный разрядный ток, [. ]

Ежедневно после пуска двигателя требуется выполнять проверку генераторной установки по показаниям указателя тока либо указателя напряжения (автомобиль МАЗ-6422). Если после пуска двигателя (на [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/vozduxoochistitel-sistemy-pitaniya-vozduxom-dvigatelya-d-160-traktora-t-130m.html


Back to top