Система питания инжекторного двигателя ЗМЗ 406 на автомобиле Волга ГАЗ 31105

1 ≫

описание автомобиля Волга ГАЗ 31105

руководство технического обслуживания и ремонта

система питания инжекторного двигателя ЗМЗ 406

Волга ГАЗ 31105

система питания инжекторного двигателя ЗМЗ 406 на автомобиле Волга ГАЗ 31105

расположение элементов системы питания двигателя в моторном отсеке

1 — воздушный фильтр; 2 — воздухоподводящий шланг; 3 — датчик массового расхода воздуха; 4 — дроссельный узел; 5 — трос привода дроссельной заслонки;

6 — шланг регулятора холостого хода; 7 — регулятор холостого хода; 8 — ресивер; 9 — шланг системы вентиляции картера двигателя; 10 — топливопровод; 11 — топливный фильтр

описание конструкции системы питания инжекторного двигателя ЗМЗ 406

Расположение элементов системы питания двигателя под днищем автомобиля Волга ГАЗ 31105:

1 — топливный бак; 2 — трубка подвода топлива к топливному насосу; 3 — трубка слива топлива в бак; 4 — топливный насос; 5 — трубка подачи топлива к топливному фильтру

На автомобилях Волга ГАЗ 31105 первого года выпуска устанавливали систему питания двигателя, такую же, как на волге ГАЗ 3110, с подвесным топливным насосом.

Подвесной топливный насос — электрический, установлен на кронштейне под днищем автомобиля Волга ГАЗ 31105.

Топливный насос включается по команде электронного блока управления двигателем (ЭБУ) и подает топливо из бака в топливную рампу через фильтр тонкой очистки топлива под давлением свыше 3,0 бар.

Топливный бак — стальной, емкостью 55, 65 или 70 л. Заливная горловина резиновым шлангом соединена с топливным баком.

Для связи топливного бака с атмосферой пробка оборудована впускным и выпускным клапанами. Впускной клапан пропускает в бак воздух по мере расходования топлива, а выпускной сбрасывает избыточное давление из бака при повышении температуры окружающего воздуха. В топливном баке установлены датчик указателя уровня топлива и топливозаборник со съемным сетчатым фильтром.

Топливозаборник соединен с топливным насосом медной трубкой с резиновыми шлангами на концах. Часть автомобилей ГАЗ 31105 с конца 2005 года оборудуют системой улавливания паров топлива и погружным топливным насосом.

Система улавливания паров топлива предназначена для снижения токсичности. Надтопливное пространство топливного бака автомобилей ГАЗ 31105 с системой улавливания паров топлива связано с атмосферой через адсорбер.

Адсорбер — фильтр с наполнителем из активированного угля. При неработающем двигателе пары топлива, поступающие из бака в адсорбер, поглощаются и удерживаются активированным углем.

После пуска двигателя ЭБУ системы управления двигателем подает сигналы на электромагнитный клапан продувки адсорбера. Клапан сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом, и начинается продувка полости адсорбера.

Пары топлива смешиваются с воздухом и засасываются через дроссельный узел в ресивер и далее по впускному трубопроводу в цилиндры двигателя.

Расположение элементов системы улавливания паров топлива в моторном отсеке

1 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 2 — адсорбер

Погружной топливный насос — электрический, установлен в топливном модуле. Топливный насос развивает давление топлива свыше 3,0 бар.

погружной топливный насос

1 — топливозаборный патрубок; 2 — корпус топливного насоса; 3 — патрубок подачи топлива; 4 — колодка соединительного разъема

Топливный модуль — топливный насос, совмещенный с датчиком указателя уровня топлива и топливозаборником в едином корпусе.

Топливный модуль установлен в топливном баке. Топливо, забираемое из топливного бака, проходит через сетчатый фильтр, установленный на заборном патрубке топливного насоса.

1 — корпус топливного модуля; 2 — трубка слива топлива; 3 — трубка подачи топлива; 4 — крышка топливного модуля; 5 — датчик указателя уровня топлива

Топливный фильтр — неразборный с металлическим корпусом. Направление движения топлива через фильтр указано стрелкой, нанесенной на его корпус.

На автомобиле Волга ГАЗ 31105 с подвесным топливным насосом, топливный фильтр закреплен в моторном отсеке на щитке передка.

На автомобиле Волга ГАЗ 31105 с топливным модулем, топливный фильтр из под капота перенесен под днище, на место подвесного топливного насоса (в более прохладное место).

Топливная рампа предназначена для подачи топлива к форсункам. Топливная рампа изготовлена из алюминиевого сплава и крепится двумя болтами к впускному трубопроводу.

В переднем торце топливной рампы установлен латунный штуцер для соединения со шлангом подводящего топливопровода. Для точного дозирования впрыскиваемого топлива необходимо поддерживать оптимальное давление топлива у входных патрубков форсунок.

Регулятор давления представляет собой топливный клапан, соединенный с подпружиненной диафрагмой. Под действием пружины топливный клапан закрыт.

Диафрагма делит полость топливного клапана на две изолированные камеры — топливную и воздушную. Воздушная соединена шлангом с ресивером, а топливная непосредственно с полостью топливной рампы.

При работе двигателя разрежение в ресивере, преодолевая сопротивление пружины, стремится втянуть диафрагму и тем самым открыть топливный клапан.

С другой стороны на диафрагму давит топливо, также стремясь сжать пружину. В результате топливный клапан открывается, и часть топлива стравливается через сливной трубопровод обратно в топливный бак.

Если дроссельная заслонка закрыта, разрежение в ресивере максимально и топливный клапан полностью открыт. При нажатии педали «газа» дроссельная заслонка открывается, и разрежение в ресивере уменьшается.

Диафрагма под действием пружины прикрывает топливный клапан, и давление топлива возрастает.

Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче напряжения на его обмотку. После снятия напряжения клапан закрывается под действием пружины.

Работой форсунок управляет ЭБУ системы управления двигателем. На нижнем конце форсунки выполнен распылитель, через который, при открытии клапана форсунки, топливо впрыскивается во впускной трубопровод.

Соединения форсунки с топливной рампой и впускным трубопроводом уплотнены резиновыми кольцами.

Воздушный фильтр установлен в моторном отсеке на кронштейне правого брызговика кузова. Корпус воздушного фильтра — металлический, состоит из двух частей. Фильтрующий элемент — бумажный, сменный.

Количество воздуха, поступающего в двигатель, регулируется, проходя через дроссельный узел и регулятор холостого хода.

Дроссельный узел установлен на ресивере. В корпусе дроссельного узла на поворотной оси установлена дроссельная заслонка, которая соединена тросом привода с педалью «газа».

Угол поворота оси дроссельной заслонки отслеживает датчик положения дроссельной заслонки.

Регулятор холостого хода представляет собой клапан с электроприводом, регулирующим подачу воздуха в обход дроссельной заслонки на различных режимах работы двигателя (пуск, прогрев, холостой ход, торможение двигателем).

Регулятор холостого хода установлен на ресивере и шлангами соединен с дроссельным узлом и впускным трубопроводом. Направление воздушного потока показано стрелкой, нанесенной на корпусе регулятора холостого хода.

С неисправным регулятором холостого хода, двигатель на холостом ходу может глохнуть, работать нестабильно или с повышенной частотой вращения коленчатого вала. Клапан неразборный. При выходе из строя его заменяют.

Материалы: http://car-exotic.com/gaz-cars/gaz-31105-car-power.html

2 ≫

Двигатель 406 производился с 1996 года. Он успел себя зарекомендовать как простой и достаточно надежный силовой агрегат. По уровню надежности этот мотор не уступает, а в некоторых случаях превосходит 402. Данный двигатель является настоящей гордостью завода.

Первые прототипы агрегата появились в 1982-84 гг. Это была плановая разработка НИИТ "АвтоПром". Советские инженеры при постройке 406-го взяли за основу спортивный «Сааб 900». Чуть позже иностранные работники немного переделали «Сааб», однако сходства есть.

В 1990-м году двигатель 406 был уже полностью сконструирован. Он наконец обрел свою окончательную форму. В 1992-м году на ЗМЗ запущен специальный цех, где производили малыми сериями новое семейство двигателей.

Первые опытные прототипы моторов данного семейства устанавливали на небольшие патрульные катера. Затем 406-й всерьез заинтересовал работников ГАЗ. В марте 1996 данными агрегатами стали комплектовать "Волги" и "Газели".

Итак, двигатель 406 - это 16-клапанный, четырехцилиндровый, рядный бензиновый двигатель. Он был оборудован электронной системой управления впрыском. Как уже говорилось выше, их устанавливали на автомобили ГАЗ 3110 и 3302.

Данный двигатель имеет особенности конструкции. Это расположенные вверху в ГБЦ распределительные валы. Каждый цилиндр имел по 4 клапана. Инженеры значительно повысили степень сжатия. Теперь она составляла 9,3. Этого удалось достичь благодаря замене камеры сгорания со свечами зажигания, расположенными по центру, а также применением новой системы впрыска. Еще в новом моторе заменили привычную карбюраторную систему питания.

Так, удалось значительно повысить мощность и крутящий момент данного агрегата. При этом снизился расход топлива, а также уменьшилась токсичность выхлопа. Однако среди автолюбителей и в статьях, которые публиковались в авторитетных автомобильных журналах, ходили слухи и проскакивала информация о том, что мощность автомобиля "Волга 406" (двигатель ЗМЗ устанавливался и на нее) была искусственно завышена.

Чтобы работа данного силового агрегата после проведенного увеличения мощности была более надежной, инженерами были применены следующие конструктивные особенности. Давайте рассмотрим их.

Его изготавливали методом отливки из чугуна, а не из алюминия, как в прошлых версиях. Головка двигателя 406 не имела вставных гильз, а отличалась более высокими показателями жесткости, стабильными зазорами. Ход поршней инженеры намеренно снизили до 86 мм. Массу поршня и пальца также уменьшили. Для их изготовления применили более современные и технологичные материалы. Также из качественных материалов изготовили коленчатый вал, шатуны и другие детали.

Он представляет сбой цепной привод, оснащенный автоматическими гидронатяжителями. В механизме клапанов конструкторы применили гидротолкатели. Теперь отпадает необходимость в постоянной регулировке зазоров.

Однако гидравлика, а также то, что двигатель 406 теперь форсированный, требуют применения более качественного масла. Поэтому теперь мотор оснащается улучшенным масляным фильтром с дополнительными элементами для очистки.

Комплексное управление агрегатом имеет функции управления зажиганием, а также дает возможность гораздо точней дозировать подачу топлива и корректировать угол зажигания. Теперь при различных режимах работы можно получить оптимальные показатели по мощности, экономичности и токсичности.

Итак, как уже было сказано, это бензиновый 4-тактный рядный мотор. Диаметр цилиндра составляет 90 мм. Цилиндры имеют объем в 2,3 л. Степень сжатия двигателя составляет 9,3. Цилиндры работают в порядке 1-3-4-2. Коленчатый вал вращается в правую сторону. Мощность, на которую способен этот мотор, составляет 110 л. с. Двигатель работает на 92-м бензине. Система питания осуществляется посредством впрыска в трубу.

Система смазки в данном агрегате комбинированная. Масло разбрызгивается на детали трения принудительно, под давлением. Охлаждение мотора - жидкостное, принудительное.

Многие водители сталкиваются с выбором между двумя вариантами. Это потому, что старые конструкции повсеместно вытесняются новыми инжекторными моторами. 406-й и 405-й агрегаты ставят на тяжелые автомобили. Ими оснащены «Волги», УАзы, «Газели». Данным автомобилям требуется мощность, а этот мотор может ее дать.

Если сравнивать 406 двигатель (карбюратор) и его инжекторного родственника, то первый заметно проиграет по мощности и производительности. Все дело в карбюраторной системе питания. В этом случае горючее попадает в цилиндры не принудительным образом, а по мере того, как растут обороты. Именно поэтому в таких агрегатах меньшие характеристики мощности и разгона, нежели у их инжекторных аналогов. На таких ДВС питание поступает по принудительной схеме. При этом доза впрыска максимально точная. Она рассчитывается электроникой. И здесь топливо попадет непосредственно в цилиндры. Если максимально резко заставить открыться дроссельную заслонку, то смесь не станет бедней, как было бы с карбюратором. Это позволяет говорить о лучших динамических качествах.

Кроме этого, 406 двигатель (карбюратор), как считают водители и владельцы, - это экономичность. В этом случае очень трудно отрегулировать точную дозировку горючего. Многие всерьез уверены, что это практически невозможно. В различных режимах в агрегат будет подана различная смесь горючего и воздуха. Это поведет за собой снижение мощности и повышенный расход.

Однако, несмотря на все отрицательные качества, данный двигатель имеет и преимущества. Это надежность работы карбюратора. Максимум, что может с ним случиться, - засорение. Так, не составит никакого труда разобрать и прочистить жиклеры, где бы ни находился автомобиль.

Как можно понять, 406 двигатель инжектор намного превышает своего карбюраторного собрата по мощностным показателям и экономичности. Однако основное преимущество именно такой установки - в надежности.

Данные моторы не нужно регулировать. Они не часто отказываются работать. Здесь отсутствуют жиклеры как класс, поэтому в системе питания ничего не забьется. Горючее будет поступать прямо в цилиндры. К тому же это очень экономично.

Но и здесь не все так хорошо и радужно. Инжектор имеет свои подводные камни. Если в пути автомобиль выйдет из строя, то водитель вряд ли сумеет починить его самостоятельно. Об этом говорят многочисленные отзывы.

Работа таких моторов полностью контролируется электроникой. Поэтому в случае выхода из строя хотя бы одного из датчиков это обязательно скажется на характеристиках работы мотора. Конечно, если есть возможность установить элементы импортного производства и регулярно проводить ТО, то 406 двигатель (инжектор) будет только радовать своего обладателя.

Двигатель вполне ремонтопригоден, как и вся продукция Заволжского завода. Коленчатый вал поддается шлифовке, блок цилиндров можно расточить. Чугунная головка уже не так чувствительна к некачественному антифризу.

Как и многие современные силовые агрегаты, данный мотор требует лишь качественного масла. Конструкция его сделана таким образом, что сам агрегат стал сильно привередлив. Многие водители часто жалуются на повышенный расход масла на таких двигателях.

Ремонт 406 двигателя - дело затратное и очень серьезное. Многие автолюбители предпочитают отдавать его специалистам. Однако все работы по ремонту этого агрегата подробно расписаны во множестве статей и книг.

Хоть 406-е моторы больше не выпускаются, использовать их будут еще очень долго. Ведь именно этот двигатель серийно устанавливался на такие автомобили, как «Волга» и «Газель». Поэтому его актуальность не угаснет как минимум ближайшие лет 10.

Материалы: http://www.syl.ru/article/178241/CHANGEME

3 ≫

Posted in // СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛ ЗМЗ 406

Проверить обмотку форсунки можно не снимая форсунку с двигателя автомобиля волга газ 31105. При выключенном на автомобиле газ 31105 зажигании, нажав на фиксатор, отсоединяем колодку жгута проводов от форсунки. При

Подсоединив щупы омметра к выводам форсунки, измеряем сопротивление обмотки. Сопротивление обмотки исправной форсунки должно быть 15-16 Ом. Аналогично проверяем другие форсунки.

Для проверки исправности клапана форсунки.

. кратковременно подаем напряжение от аккумуляторной батареи на выводы форсунки (для наглядности показано на демонтированной форсунке).

При этом должен быть слышен отчетливый щелчок срабатывания клапана форсунки.

Для проверки герметичности клапана форсунки снимаем форсунку с двигателя (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»).

Снимаем с патрубка форсунки уплотнительное кольцо.

Надеваем на патрубок форсунки резиновый шланг и обжимаем его хомутом. Опускаем распылитель форсунки в емкость с керосином. Компрессором или шинным насосом создаем в шланге давление 3 бар.

У исправной форсунки воздух не должен выходить из распылителя.

Аналогично проверяем другие форсунки. Для проверки качества распыливания форсунки снимаем форсунку (см. «Снятие топливной рампы и форсунок»).

Наконечники проводов «массы», которые были отсоединены при снятии ресивера, надеваем на заднюю шпильку впускного трубопровода и зажимаем между двумя гайками для обеспечения надежного контакта с «массой» двигателя.

Аналогично подсоединяем наконечник провода «массы» к передней шпильке впускного трубопровода.

Надеваем на патрубок форсунки шланг подачи топлива в рампу и отверткой затягиваем хомут.

Операции по проверке распыления форсунки — пожароопасны. Работу запрещается выполнять вблизи источников открытого огня и мест разлета искр.

Из распылителя форсунки должен выходить конический факел тонко распыленного топлива.

Аналогично проверяем качество распылителя топлива других форсунок. Засорившиеся распылители форсунок можно промыть на станции технического обслуживания, имеющей специальное оборудование и стенд для проверки форсунок. Заменив неисправные форсунки, устанавливаем топливную рампу на двигатель.

Материалы: http://remont-dvigatelja.ru/index.php/%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0-%D0%B3%D0%B0%D0%B7-31105-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B7%D0%BC%D0%B7-406.html


Back to top