Увеличение объема двигателя ВАЗ Классика - Двигатель

1 ≫

- 2101, 21011, 2105 = 207,1 допуск -0,15,

- 2103, 2106, 2121, 21033(под 76 бензин для Китая), 2130 (1,8 литра ОПП) = 215,9 допуск -0,15,

- 21213 (на мотре 21214 блок 21213) = 214,58 допуск -0,15.

Толщина стенок цилиндра обычно позволяет увеличить диаметр не более чем на 2-а мм, если водяная рубашка, а точнее диаметр цилиндра смещен относительно рубашки могут возникнуть проблемы.

ход 2101 - 66мм (в обиходе называется низким)

ход 21213 - 80мм (более сбалансирован за счёт более развитых

противовесов, видимо в ущерб весу)

Есть тюненские колена ходом 84,86,88 мм. Но стоят они от 10тысяч

2108 - 82мм (ставились для ездунства на 76 бензе, для экспорта)

Имеется много кованых поршней любого стокового диаметра, а максимум 84мм

Одна из основных геометрических характеристик поршня — компрессионная высота. Она определяется расстоянием от его днища до оси поршневого пальца. Для классического мотора ВАЗ она составляет 38 мм.

Есть поршни с меньшей компрессионной высотой, например поршни ТРТ. Высота составляет 31 мм.

Все шатуны 2101 длинной 136 мм но есть 213 шатун такой же длинны, но там палец прессуется в поршень а не в шатун.

Есть шатуны укороченные на 7мм(как пример: запихать 80ое колено в низкий блок) Есть два вида: укороченные - производятся сразу на 7мм короче(где то на украине делают), и усаженные , то есть берётся стоковый шатун и под нагревом усаживается, делали при совке, но они не очень желательны, и по общему мнению опасны, поскольку в месте усадки обязательно будет напряжение, и может показаться "рука дружбы"

1. Коленвал 2103 (если где услышите коленвал 2106 или 2121 то имейте ввиду, что в двигателе 2106 стоит КВ 2103, на ниве 2121(!) ставили двигатель 2106), либо 21213 (он будет получше)

2. Шатуны Укороченные, Если увеличиваем объем шатунами то поршни можно оставить родные, все зависит от ресурса мотора, если точим то берем новые поршни)))

3. Поршни (В случае если ставим родные или 213 шатуны)

2. Шатун 129 мм (как вариант, либо родной или 213)

3. Поршни 82 мм (тут зависит от шатуна, если укороченный то ставим Нивовский поршень с двигателей 21213, если Шатун будет родной или 213 то ставим поршень с меньшей компрессионной высотой)

4. Точим цилиндры до 82 мм

Так получается 1,7 литра))) Для объемов 1,5 и 1,6 тот же самый порядок, только мы будем выбирать между шатунами и поршнями, в этом случае существует такое понятие как R/S (rod to stroke ratio) разница длинны шатуна и хода коленвала. И ему уделяется достаточно серьезное внимание при доработке моторов. Многие источники считают, что «золотой серединой» является величина R / S , равная 1,75

нижней головки под углом приблизительно 45 градусов к оси шатуна.

2. Увеличение нагрузки на стенки блока цилиндров, большая нагрузка на поршни и кольца, увеличение рабочей температуры вследствие повышенного трения, как результат, более быстрый износ стенок цилиндра, колец, и ухудшении условий смазки. Износ этого участка зависит от величины смещения оси пальца отн. оси поршня и от значения максимального угла наклона шатуна, т.е. при применении "кованных" поршней со смещенным пальцем, износ будет меньше чем при применении стандартных поршей.

3. Более короткий шатун также увеличивает скорость движения поршня, что влияет на износ и увеличение трения. Максимальная скорость поршня приходится на угол около 80 градусов поворота коленчатого вала от ВМТ, для мотора с коленвалом 74,8 мм при 5600 оборотов в минуту она равна 22,92 м/с при шатуне 121 мм., и 22,80м/с., при шатуне 129 мм.

Блок 2101, изначальный объем 1200 см2

Поршень - 76 (в зависимости от ремонта: 76,4; 76,8) с уменьшенной компрессионной высотой

Получаем 1,5 с R/S - 1.7

Итог: Отличный мотор почти 2103 за счет увеличения Степени Сжатия (Далее СЖ) под 92 бензин

Блок 2101, изначальный объем 1200 см2

Получаем 1,5 с R/S - 1.61

Итог: "Тракторный" мотор, будет получше 03 за счет тяги на низах, хорошо для города )))

Блок 21011, изначальный объем 1300 см2

Поршень - 79 (в зависимости от ремонта: 79,4; 79,8) с уменьшенной компрессионной высотой

Получаем 1,6 с R/S - 1.7

Итог: Отличный мотор, будет получше 06 за счет увеличения СЖ

Блок 21011, изначальный объем 1300 см2

Получаем 1,6 с R/S - 1.61

Итог: "Тракторный" мотор, будет получше 06 за счет тяги на низах, хорошо для города )))

Двигатель 2103 имеет диаметр цилиндра 76 мм (Объем 1450 см2)

Двигатель 2106 - 79 мм (Объем 1567 см2)

Высота блока - 215,9 допуск -0,15 мм

Диаметр кривошипа (Ход Коленвала) - 80 мм

Длинна шатуна - 136 мм

Компрессионная высота поршня - 38 мм

отсюда имеем недоход поршня до ВМТ 1,9 мм.

При расточке получаем следующее:

2103 расточенный до 79 при сток КШМ получает объем в 1600 см2

2106 расточенный до 82 при сток КШМ получает объем в 1700 см2

Блок 2103 - 76мм (76,4; 76,8)

Итог - 1487 см2 (1502; 1518) *в скобках объем при ремонтных размерах

Материалы: http://al-club.ru/publ/uvelichenie_obema_dvigatelja_vaz_klassika/3-1-0-54

2 ≫

Двигатель ВАЗ 2103 с рабочим объемом 1,5 л представляет собой третье из четырех поколений тольяттинской классики. Он явился наследником моторов 2101 на 1,2 л и 21011 на 1,3 л. А сам мотор 2103 стал основой для создания движка 2106 на 1,6 л. На этом классическая линейка моторов закончилась, уступив место инжектору и переднему приводу.

Вся классическая линейка АвтоВАЗа представляет собой переработанный мотор модели Fiat 124. Переделка была отнюдь не косметической, уже модель 2101 (1970 год) заметно отличалась от прототипа. Распредвал перенесли в верхнюю часть мотора, на 3 мм увеличили диаметр поршня, а на 5,5 мм уменьшили его ход. Тогда же двигатель стал приемистее за счет короткоходности.

Следом появился мотор 21011, диаметр цилиндра которого увеличили еще на 3 мм до величины 79 мм. За счет этого увеличился рабочий объем двигателя, немного подросла мощность. В 1972 году вышел в свет ВАЗ 2103 — первая четырехглазая модель «Жигулей». Она оснащалась новым и самым мощным на тот момент мотором в 71 лошадиную силу. Диаметр цилиндра вернули к значению 76 мм, а ход поршня увеличили на 14 мм. Рабочий объем составил 1452 кубических см. Этот мотор долгое время пользовался репутацией самого живучего. Даже пробег в 250 тысяч км не является для него непостижимой величиной при правильном уходе и штатной эксплуатации.

Преемник мотора 2103 (двигатель 2106) отличается от только увеличенным до 79 мм диаметром цилиндра.

Технические характеристики двигателя 2103 отражают его положение в линейке моторов АвтоВАЗа. Его устанавливали на модели ВАЗ 2103, 21023, 21043, 21053, 21061, 2107. Это рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель внутреннего сгорания с двумя клапанами на цилиндр, который работает на бензине марки АИ-92. Для работы мотора используют масло от 5W-30 до 15W-40, при этом расход составляет 700 г на1000 км пробега.

Основные характеристики мотора ВАЗ 2103

В процессе жизненного цикла ВАЗ 2103 неоднократно проходила доработка двигателя и его усовершенствование. Были созданы инжекторная версия мотора, вариант с бесконтактной системой зажигания и масса других. Эти модификации отличаются улучшенными техническими характеристиками.

Ресурс двигателя ВАЗ 2103, заявляемый заводом-изготовителем, составляет 125 тысяч км. На практике ресурс нередко вдвое превышает заявленный.

Устройство двигателя ВАЗ 2103 представляет собой классический мотор с верхним расположением газораспределительного механизма, который имеет высокий блок цилиндров. Карбюратор ВАЗ 2103 имеет распределитель с вакуумным регулятором опережения зажигания. Высота движка составляет 215,9 мм вместо 207,1 (у ВАЗ 2101). Это позволило нарастить рабочий объем до 1,5 л и применить коленвал с увеличенным ходом поршней.

Блок цилиндров ВАЗ 2103 отлит из специального чугуна. Межцентровое расстояние равно 95 мм, что дает возможность увеличить диаметр цилиндра с 76 до 79 мм. Головка блока цилиндров изготавливается из алюминиевого сплава, ее высота составляет 112,5 мм.

Для привода газораспределительного механизма (ГРМ) применяется двухрядная втулочно-роликовая цепь, имеющая 116 звеньев. Натяжитель цепи отсутствует. Для привода генератора и водяного насоса используется клиновидный ремень сечением 10×8 мм, длиной 944 мм. Коленчатый вал имеет радиус кривошипа 40 мм и обеспечивает ход поршня 80 мм.

Поршни и клапаны модели ВАЗ 2103 аналогичны поршням и клапанам модели 2101. Поршни делают из алюминиевого сплава с покрытием наружной поверхности оловом. Поршневые кольца изготавливают из чугуна. Бочкообразная поверхность верхнего компрессионного кольца хромируется. Нижнее компрессионное кольцо упрочняется фосфатированием. Маслосъемное кольцо имеет пружину-расширитель, шлифованную по торцам и по наружному диаметру.

В целом эксплуатация двигателя не вызывает особых проблем. Своевременное выполнение регламентных работ, замена масла, регулировка карбюратора ВАЗ 2103, применение качественного моторного топлива обеспечивают продолжительный период работы мотора. Есть в эксплуатации двигателя и своя специфика, которую надо учитывать.

Одна из специфических черт двигателя 2103 заключается в том, что цепной привод газораспределительного механизма не имеет натяжителя цепи. Это приводит к необходимости периодической ревизии, а в некоторых случаях требуется и восстановление штатной работоспособности. Регламентная периодичность такой ревизии составляет 10000 км. Имея некоторый опыт, можно выполнить эту регулировку своими руками. Вот пошаговая схема действий:

  • полностью открутите колпачковую гайку натяжителя;
  • пальцем контролируя положение штока натяжителя, проверните коленвал на 1-1,5 оборота в направлении его вращения;
  • как только шток натяжителя утопится, пружина автоматически отрегулирует натяжение цепи через башмак;
  • закрутите колпачковую гайку.

Другой важной регламентной процедурой при эксплуатации мотора ВАЗ 2103 является регулировка тепловых зазоров клапанов. Необходимости ремонтировать клапан возникает, когда присутствует отчетливый стук в двигателе на малых оборотах. Регулировка осуществляется в следующем порядке:

  1. Совместите метки на шестерне и корпусе распредвала.
  2. Широким щупом 0,15 мм отрегулируйте 8-й и 6-й клапаны.
  3. Проверните коленвал на 180 градусов и отрегулируйте 4 и 7 клапаны.
  4. Проверните коленвал еще на 180 градусов, чтобы выставить 1 и 3 клапаны.
  5. Снова поверните коленвал на 180 градусов для регулировки 5 и 2 клапанов.

Проворачивать коленвал можно прокатывая автомобиль вперед на четвертой передаче.

Потенциал мотора ВАЗ 2103 так высок, что трудно удержаться от искушения выжать из него побольше. Есть умельцы, которые выжимают из машины до 200 лошадиных сил. Такой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 носит экстремальный характер, его не рекомендуется делать для езды по обычным дорогам в повседневном режиме.

Есть много вариантов, как форсировать двигатель. Один из способов увеличить мощность двигателя и повысить другие эксплуатационные характеристики — переделка мотора в движок ВАЗ 2106. Для этого надо расточить цилиндры до диаметра 79 мм и заменить поршневую группу деталями от шестерки. Остальные элементы остаются прежними, агрегаты унифицированы по всем деталям. Сборка двигателя ВАЗ 2103 после такого тюнинга проводится без проблем.

Другой популярный способ форсировки этого мотора — установка на него компрессора на 0,5 бар. Эта модернизация довольно проста и не требует серьезных доработок. Такой тюнинг может дать увеличение мощности до 100 лошадиных сил. Это относительно доступный вариант усовершенствования двигателя. Ведь на рынке есть готовые установочные наборы, обеспечивающие давление 0,5 или даже 0,7 бар.

Если ухаживать за своим автомобилем, своевременно проводить ремонт двигателя ВАЗ 2103, машина не подведет в пути. А будет много лет радовать своих владельцев безотказностью и прекрасными ходовыми качествами.

Мы собрали огромную подборку видео о ремонте, тюнинге и обслуживании автомобилей ВАЗ

Делитесь фотографиями и оценивайте фотографии других пользователей

Материалы: http://expertvaz.ru/drugie-modeli/dvigatel-2103-tehnicheskie-harakteristiki.html

3 ≫

Годы выпуска – (1972 – наше время)

Материал блока цилиндров – чугун

Система питания – карбюратор/инжектор

Количество цилиндров – 4

Клапанов на цилиндр – 2

Ход поршня – 80 мм

Диаметр цилиндра – 76 мм

Степень сжатия – 8,5

Объем двигателя 2103 – 1452 см. куб.

Мощность двигателя 2103 – 71 л.с. /5600 об.мин

Крутящий момент – 104 Нм/3400 об.мин

Расход топлива — город 9.4л. | трасса 6.9 л. | смешанн. 8,9л/100 км

Расход масла – 700 гр на 1000 км

Вес двигателя ваз 2103 — 121кг

Габаритные размеры двигателя 2103 (ДхШхВ), мм — 565х541х665

Мас ло для двигателя ваз 2103:

Сколько масла в двигателе 2103: 3.75 л.

При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс двигателя ваз 2103:

1. По данным завода – 125 тыс.км

2. На практике – до 250 тыс.км

Потенциал – 200 л.с.

Без потери ресурса – 80 л.с.

Двигатель устанавливался на:

Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод. Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км.

Основные отличия двигателя 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8 мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л.

Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, к арбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 тут.

Тем не менее, п о народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.

Форсировать двигатель 2103

Методов доработки двигателя ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем попорядку. Как форсировать двигатель ваз 2103, самый дешевый и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 или от ВАЗ 2106, на выходе имеем 1,6л. Точить дальше, под 82 мм не получится по причине слишком тонких стенок блока.

Для дальнейшего увеличения объема нужно увеличивать ход поршня до 84 мм. Увеличение объема таким способом снижает максимальные рабочие обороты, низовойдвигатель не лучший выбор для гонок, но все же. Для увеличения мощности двигателя ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же используют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.

Расточка двигателя 2103

— поршень большего диаметра, стандартный ход

Максимальный крутящий момент

115Нм при 3000об/мин

С данной конфигурацией получаем в точности мотор 2106.

— поршень большего диаметра, стандартный ход

Моментный двигатель, не для гонок конфигурация.

Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ

На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недостаток которой состоит в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты. Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это нужно исправлять путем расточки и полировки каналов.

Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора существенно снизит сопротивление на впуске, мощность двигателя во всем диапазоне увеличивается на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101», ввиду идентичности моторов, все это применимо к двигателю тройки жигулей. Доработка двигателя 2103 на этом не заканчивается, правильно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.

Распредвал на ВАЗ 2103

Правило выбора распревала простое, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше диаметра цилиндра, нужно брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Такой двигатель получится довольно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше стандарта, в то время высокие обороты пропадут. Какой распредвал выбрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 или нечто подобное по параметрам. При верховой конфигурации соответственно выбираем верховой вал широкофазный с большим подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Двигатель 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем хуже едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы приобретаем высокую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит ли двигаться вообще решать вам, основные и наиболее популярные принципы форсирования двигателя 2103 вам были представлены максимально просто и доступно.

Компрессор на классику

Компрессор на 2103 отличный вариант недорого надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику довольно такие простая и требует минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ мотор выдает более 125 л.с. Против данного метода выступает цена всех мероприятий.

Турбо классика

Это, без сомнения, самый дорогой и нерентабельный метод форсировки двигателя ваз 2103. Первым пунктом ваших затрат станет перевод мотора на инжектор. Затем приобретаем турбо кит на классику, цены от $1,5тыс. Большинство китов построены на основе турбины Garrett GT17, встают без доработки поршневой, но дуют до 0,5 бар. В данном случае компрессор на классику более рационален. В случае тотальной доработки двигателя 2103, с заменой поршневой, установкой правильного турбо вала (фаза 270-280, подъем максимальный), данный кит выдаст до 1,2 бар с мощностью более 140 л.с. Стоимость подобных переделок обойдется дороже самой машины, даже без учета ходовой, коробки, тормозной системы и прочего прочего ????

Материалы: http://wikimotors.ru/vaz-2103-15/


Back to top