Что нужно знать при выборе и замене масла, Пособие автомобилиста

1 ≫

Выбор и замена моторного масла — предмет вечного спора автолюбителей между собой. Однако часто знания «бывалых» основаны не на теории автомобиля, а на народных мифах, домыслах и откровенной лжи некоторых производителей автохимии. Поддавшись на рекламу и мнение «Иваныча» из гаража, водители экспериментируют с «сердцем» автомобиля, заливая в него якобы «придающую мощь, экономичность, восстанавливающую работу и т.д.» жидкость.

ЧТО СОВЕТУЕТ ЗАВОД

Автолюбитель, обслуживающий свою машину самостоятельно либо на «сером» СТО, обычно при выборе масла руководствуется красивой рекламой или советами знакомых. Далеко не всегда это совпадает с тем, что рекомендует производитель машины. Дело в том, что все масла имеют разный набор присадок и поэтому рассчитаны на различные моторы и условия эксплуатации. Неправильный выбор масла, а именно — этого букета присадок, может снизить мощность мотора и повысить расход топлива. Кроме того, если уж масло совсем неподходящее, возможен повышенный износ мотора.

Поэтому советуем начать с изучения сервисной книжки (инструкции), где указано, какое масло нужно заливать в мотор. Если сервисной книжки нет, лучше выяснить этот вопрос на официальной СТО либо в справочнике-каталоге. Нам нужна не марка и не производитель масла, а его параметры — допуск автопроизводителя по маслу к двигателю (набор букв и цифр, например, VW 501.01).

Нередко автопроизводитель допускает использовать в конкретном моторе от 5 до нескольких десятков масел, которые различаются между собой по классу вязкости. Тут уже рекомендуем оглядываться на условия эксплуатации. Так, уже упомянутый допуск VW 501.01 разрешает использовать масла от 5W-30 до 20W-50. Соответветственно, первый вариант подойдет для зимы, второй — для лета. При этом можно использовать как минералку, так и полусинтетику и синтетику. Попытка же улучшить работу мотора, залив в него более дорогое масло, не имеет никакого смысла.

Развод водителей. Промывка двигателя при замене масла не нужна

Некоторые «специалисты» на СТО настолько профессионально умеют пудрить клиентам мозги, что навязывают сразу несколько противоречащих друг другу мнений.

Так, мастера говорят о том, что смесь двух масел различного типа обязательно приведет к капремонту, а старое масло полностью слить невозможно. Поэтому нужно произвести промывку (залить туда масло с моющими присадками и слить его после нескольких минут работы). Стоит эта услуга порядка 100—200 грн (за работу и само моющее масло, в зависимости от наглости работников СТО).

По этой логике, капремонт должен наступить именно после промывки — промывочное масло ведь точно так же слить полностью невозможно. Однако автомобили после того, как в двигатель поверх остатков промывочного льют свежее масло, работают прекрасно.

На самом деле никакого смысла в промывке нет — это лишь способ для СТО заработать на услуге дополнительные деньги. Современные масла прекрасно смешиваются друг с другом (из рассчета 80—90% нового и 10—20% остатков старого). Единственный случай, когда промывка нужна, — если попала посторонняя жидкость. Но делать ее нужно обычным маслом, которое нужно слить после 1—2 часов работы.

КОГДА СИНТЕТИКА ЛУЧШЕ МИНЕРАЛКИ

В рекламе некоторых производителей масел встречается фраза о том, что полусинтетическое и синтетическое масло нужно менять реже, чем минеральное. В частности, минеральное масло служит не более 10 тыс. км, а синтетическое можно менять раз в 20 тыс. км. Мол, покупка более дорогого масла себя оправдывает тем, что его нужно реже менять.

В некоторых случаях это действительно так. Но не всегда. На самом деле срок смены масла определяет производитель техники. В некоторых случаях на новых автомобилях оговаривают увеличенный пробег при условии использования полностью синтетического масла класс Longlife. Такое масло действительно стабильнее, нежели «минералки»: менее подвержено окислению, может обладать лучшей текучестью, коррозионной стойкостью и смазывающими свойствами.

Однако если производитель не предусмотрел для данного двигателя возможность применения масла с пометкой Longlife, лить его и увеличивать интервал замены вдвое не стоит — ведь, помимо масла, производитель еще и предусматривает для таких моторов специальный масляный фильтр, который служит вдвое дольше. Более того, многие европейские автопроизводители техники, рекомендующие в странах ЕС замену масла раз в 20 тыс. км, для условий эксплуатации на дорогах СНГ рекомендуют сокращать этот интервал вдвое. То есть, с точки зрения экономичности, минеральное и полусинтетическое масла являются более предпочтительными, посколько служат столько же, а стоят при покупке в полтора-два раза дешевле. А вот ставить дешевые фильтры не советуем категорически — они могут «рассыпаться», что приведет к задирам на стенках цилиндров.

НЕБЕЗОПАСНЫЕ ПРИСАДКИ В МАСЛО

Если двигатель барахлит. Химпрепарат мастера не заменит

Некоторые автолюбители при отклонениях в работе двигателя отправляются не на СТО к мотористу, а, следуя рекламе, заливают в моторное масло специальные присадки, которые якобы способны заменить капремонт.

Добавление в масло различных химических препаратов действительно может улучшить некоторые его свойства. Но точно также они способны резко ухудшить другие — это неблагоприятно скажется на состоянии двигателя. Дело в том, что в качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, а добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс. В лучшем случае масло просто потеряет часть своих свойств, а в худшем — засорится система смазки двигателя. Кроме того, некоторые препараты-восстановители приводят к удорожанию капремонта в разы (очень сложно расточить блок цилиндров).

Правда, в большинстве случае присадки вообще не оказывают никакого эффекта, кроме «плацебо», — водителю кажется, что машина разгоняется резвее, а двигатель стал работать тише.

Материалы: http://sanekua.ru/chto-nuzhno-znat-pri-vybore-i-zamene-masla/

2 ≫

Замена масла — важный технологический процесс, который обеспечит надежную защиту трущихся деталей двигателя автомобиля. Правильная и своевременная замена масла и соответствующих фильтров убережет машину от поломок ее силового агрегата. Несвоевременное выполнение этих процедур станет причиной капитального ремонта, как мотора, так и других систем автомобиля.

В процессе эксплуатации транспортного средства моторное масло теряет свои изначальные технические характеристики и становится непригодным для дальнейшего применения. Каким качественным ни было бы масло, со временем оно становится более вязким и хуже смазывает трущиеся детали двигателя автомобиля, что может привести к его поломке. Поэтому процесс замены моторного масла является одним из ключевых моментов в плане технического обслуживания автомобиля.

Процесс замены моторного масла представляет собой довольно простой процесс и может проводиться как на станции технического обслуживания, так и самостоятельно. Чтобы выполнить замену масла, потребуется подъемник или смотровая яма, благодаря чему можно будет слить отработанное масло с поддона, а также без трудностей заменить масляный фильтр.

Замену масла следует проводить на заглушенном, но еще теплом силовом агрегате. Благодаря этому более жидкое масло максимально стекает из двигателя, а не остается в его каналах в густом состоянии, если бы двигатель был холодным. Чтобы выпустить масло с картера двигателя, следует открутить сливной болт и дождаться, когда весь объем масла окажется в сливной таре. После слива старого масла следует снять масляный фильтр и установить на его место новый. Зафиксировав фильтр и установив сливной болт на место, можно приступать к смене воздушного и топливного фильтра — их следует менять вместе с моторным маслом.

По завершению этих процедур следует приступать к заливке нового моторного масла через заливную горловину. Количество нужного масла следует определять по щупу — его уровень должен соответствовать уровню между указателями "Мin" и "Max".

Если планируется провести смену масла на другой тип или масло меняется на приобретенном б/у автомобиле и автовладелец не знает, какое масло заливалось до этого, следует в обязательном порядке выполнять промывку системы смазки двигателя. Этот процесс исключит смешивания масел с разными рабочими параметрами и убережет от ненужных химических и коррозионных реакций.

Для качественной промывки двигателя перед заливкой нового масла используется специальное промывочное моторное масло. Это масло представляет собой специальное масло, обогащенное стабилизирующими, моющими и прочими добавками, которые позволят максимально качественно удалить остатки прежнего масла из системы смазки автомобиля. Промывочные масла применяют как при регламентном ТО, так и при обычной замене масла.

Процесс очистки мотора при помощи промывочного масла состоит в следующем. После слива старого масла в систему автомобиля заливается промывочное масло и выполняется пуск двигателя, после чего автомобиль должен проработать 20-30 минут. По истечению этого времени масло сливается из системы автомобиля. После выполнения подобной очистки можно заливать новый тип синтетического или полусинтетического масла.

Промывка силового агрегата является обязательной в следующих случаях:

  • если автолюбитель впервые проводит замену масла и не знает, какое было залито раньше (особенно актуально при приобретении б/у автомобиля);
  • если происходит смена типа используемого масла;
  • если меняется марка масла и его производитель;
  • если двигатель имеет серьезные загрязнения от длительной эксплуатации и использования горюче-смазочных материалов низкого качества.

Если же в процессе технического обслуживания автомобиля применяется один и тот же тип марки одного производителя, то промывку двигателя промывочным маслом можно не выполнять.

Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку эксплуатационный период определенного типа масла зависит от многих параметров, которые связаны как с его качеством, так и условиями эксплуатации транспортного средства. Каждый производитель автомобиля в техническом регламенте его обслуживания указывает рекомендуемый период эксплуатации определенного типа масла. Но это только рекомендуемый период, и он не может быть одинаков для одного и того же автомобиля, которые эксплуатируются по-разному и в разных условиях. Поэтому период замены масла может быть и меньше рекомендованного заводом-производителем автомобиля. Многие специалисты говорят, что масло должно меняться не менее одного раза в год.

  • Редкая эксплуатация автомобиля. Длительный простой автомобиля без поездок приводит к тому, что в двигателе образуется конденсат, который смешиваясь с продуктами сгорания, образуя кислотные смеси, которые разъедают детали двигателя и ухудшают рабочие характеристики моторного масла.
  • Частые поездки на короткие расстояния на непрогретом двигателе. Используя автомобиль для коротких поездок, автомобилисты часто забывают нормально прогреть двигатель, что также чревато пагубным действием конденсата. Особенно это актуально в зимнее время года.
  • Длительная езда в пробках с частым троганием и остановкой. Максимальные нагрузки на двигатель приходятся во время трогания автомобиля, поэтому при движении в пробках масло более интенсивно теряет свои свойства. Также в пробках двигатель длительное время работает на холостом ходу без движения — в таком режиме хуже охлаждается двигатель, и масло попросту перегревается.
  • Частая эксплуатация автомобиля в горной местности и буксировка прицепов. В таком режиме двигатель автомобиля также претерпевает максимальные нагрузки, что приводит к преждевременному износу используемого масла.
  • Использование топлива низкого качества. При плохом сгорании топлива, фракции, что остаются, смешиваются с моторным маслом и ухудшают его рабочие параметры.
  • Использование транспортного средства в условиях пыльного воздуха. Частая езда по сельским запыленным дорогам, да и по некоторым городским приводит к тому, что загрязнение масла может происходить через воздух, который попадает в двигатель в процессе формирования воздушно-горючей смеси. Поэтому своевременная смена воздушных фильтров играет очень важную роль.

Таким образом, чтобы гарантировать своему автомобиль длительную эксплуатацию без ремонта двигателя, следует своевременно выполнять замену моторного масла и всех соответствующих фильтров. Период смены масла следует корректировать, исходя из условий эксплуатации автомобиля.

Материалы: http://www.avtoall.ru/article/5839733/

3 ≫

Особенностью четырехтактного мотора является наличие у него такого элемента как масляный картер, который необходим для поддержания требуемого уровня масла, необходимого для стабильной работы двигателя. С помощью масляного насоса из картера смазка попадает в смазочную систему и покрывает стенки цилиндра. В результате происходит движение поршня по масляной пленке. Специальные маслосъемные кольца, расположенные на поршне, отсекают масло обратно в масляную ванну, для того чтобы исключить его попадание в камеру сгорания, что чревато повышенным расходом масла, нестабильной работой двигателя, проблемами с системой зажигания.

Рис 1. Замена масла в двигателе своими руками

Масло для четырехтактного двигателя должно обеспечивать стабильность всех смазывающих свойств на длительное время. Одним из условий эффективной эксплуатации автомобиля является его своевременное техобслуживание и замена расходных материалов, в том числе смена масел.

Несмотря на то что, процедура смены масла в четырехтактном двигателе, принимая во внимание другие работы по двигателю, является несложной и не требует специальных навыков или дорогостоящих инструментов, чтобы правильно сменить масло в двигателе, нужно учитывать некоторые нюансы.

Постараемся разобраться с заменой масла более детально и перечислим основные установленные правила, которые необходимо знать всем автомобилистам.

Плановый интервал замены масла все производители указывают в инструкции по эксплуатации, которая прилагается к каждому автомобилю. Это дает основное представление о периодичности смены масла применительно к конкретному авто. Однако, помимо инструкции, необходимо ориентироваться и на условия, в которых используется автомобиль. Если, к примеру, мотор автомобиля постоянно испытывает высокие нагрузки, значительная часть пробега проходит по пыльным дорогам с грунтовым покрытием либо автомобиль используется в городских условиях с постоянными пробками, имеет смысл сменить масло несколько раньше рекомендованного срока.

Виды моторных масел по своему составу также влияют на рекомендованный период между заменами. К примеру, синтетическое масло в абсолютном большинстве случаев отличается более высоким качеством и, соответственно, при его использовании, интервал замены может быть более длительным.

Для непосредственного проведения самостоятельной смены масла в двигателе необходимы следующие инструменты и материалы:

  • ёмкость для слива отработанного масла, достаточной площади и с небольшими бортами, позволяющими исключить пролив масла при замене;

Перед началом работ необходимо установить автомобиль над смотровой ямой или на эстакаде, зафиксировав на площадке с помощью ручного тормоза и противооткатных башмаков.

Далее следует определить расположение основных элементов системы: заливной горловины, масляного фильтра и сливной пробки (при необходимости используя инструкцию по эксплуатации транспортного средства). Нередко доступ к ним может быть частично или полностью закрыт (например, кожухом или элементом защиты поддона картера), поэтому лучше заранее, по возможности, снять мешающие элементы.

После того как доступ будет открыт, необходимо внимательно осмотреть расположение сливной горловины, чтобы в дальнейшем при сливании масла исключить возможность попадания его на части подвески. Для этого и послужит подготовленный поддон для отработанного масла, а средства для защиты лица уберегут глаза от попадания брызг.

Лучше всего осуществлять слив масла, когда оно прогрето до определенной температуры, но не более 40 С. Масло становится более жидким и текучим, что позволит тщательно опорожнить масляный картер и детали мотора. Но не следует разогревать двигатель до более высокой температуры, так как в этом случае многократно возрастает риск ожогов рук при смене масла.

В первую очередь ослабляем пробку сливной горловины, открутив ее на один-два оборота с помощью ключа. При этом необходимо отметить наличие или отсутствие прокладки. После этого, подставив подготовленный поддон для слива использованного масла, начинаем выворачивать пробку. Как правило, это производится вручную, поэтому целесообразно использовать резиновые перчатки. Важно быть внимательным и своевременно отследить близость полного выкручивания, чтобы своевременно убрать руку с пробкой в сторону от стекающего масла. Затем можно откорректировать расположение поддона, чтобы отработавшее моторное масло полностью попадало в него.

В то же время, когда отработанное масло стекает в поддон, необходимо снять масляный фильтр. В первую очередь стоит попробовать отвернуть его вручную. Если удалось сдвинуть фильтр с места, откручиваем его полностью, предварительно подложив снизу ветошь, это позволит закрыть от капель части двигателя и другие элементы под капотом, на которые может попасть смазочная жидкость при снятии фильтра. Также стоит очистить от явных загрязнений посадочный фланец фильтра на блоке цилиндров.

Рис 2. Маслянной фильтр

Стоит отметить, что вручную отвернуть фильтр удается далеко не всегда. На части автомобилей специфика конструкции и расположения двигателя не позволяет удобно захватить руками фильтр, кроме того, применяемый на конкретном автомобиле фильтр может быть недостаточных размеров для комфортного захвата или, в значительном количестве случаев, резиновая прокладка на фильтре может просто «прикипеть» к фланцу на блоке цилиндров и затруднять его откручивание.

В этой ситуации используется специальный ключ, который позволяет из любого положения крепко захватить корпус фильтра и приложить достаточную силу для откручивания элемента в сложных положениях. В то же время, следует помнить, что при откручивании с помощью специального ключа не исключено чрезмерное сдавливание корпуса фильтра и, как результат, его повреждение и утечка масла, но это вполне устранимо.

Также существует несколько «народных» советов по откручиванию масляного фильтра. Как вариант, для обеспечения лучшего обхвата, корпус фильтра оборачивают в полосу наждачки (как правило, лучшего эффекта позволяет достичь бумага средней зернистости). Другой вариант - из старого ремня привода генератора или просто из широкого кожаного ремня можно сделать петлю, которую надевают на корпус. Сдвинуть фильтр с места, потянув за конец ремня зачастую существенно проще.

Наконец, необходимо установить новый фильтр. Перед его установкой следует изучить рекомендации производителя, которые, как правило, указаны на упаковке либо на самом фильтре. Как правило, рекомендуется новым маслом промазать резиновую прокладку и добавить немного масла в фильтр, после чего следует закрутить его и подтянуть вручную. Затягивая фильтр, не стоит прилагать больших усилий.

После установки фильтра, отодвигаем поддон со старым маслом в сторону и закрываем сливную горловину пробкой. Обычно это производится со средним усилием ключом.

На этом работы под автомобилем закончены. Если масло, несмотря на меры предосторожности, попало на отдельные детали, перед окончанием работы следует протереть их ветошью. Если на машине установлена защита картера, возвращаем ее на место. Наконец, снимаем пробку заливной горловины и заливаем с помощью воронки новое масло. Заливать масло необходимо, ориентируясь по щупу уровня, дополнительно обращая внимание на метки объема на канистре. По достижении маслом отметки минимального уровня, прекращаем заливку и выжидаем 10-15 минут, давая всему маслу со стенок двигателя стечь в картер. После чего повторно проверяем итоговый уровень и, при необходимости, доливаем масло до максимальной отметки. Также допустимо остановиться на среднем уровне масла. Закручиваем пробку заливной горловины.

Запускаем двигатель, не повышая его обороты, через несколько секунд работы красная лампочка указателя уровня масла должна погаснуть. На этом смена масла в четырехтактном двигателе будет окончена.

Есть еще один, существенно более простой вариант — обратиться в нашу станцию технического обслуживания. Это позволит вам не только бесплатно сменить масло, но и приобрести сертифицированный продукт по действительно невысокой стоимости.

Материалы: http://zamena-masla-spot.ru/useful/smena-masla-v-chetyrehtaktnom-dvigatele


Back to top