История мотоциклов отечественного производства

1 ≫

Мало кто знает, но история создания мотоциклов началась совершенно случайно. Живший в конце девятнадцатого века на территории Германии инженер-изобретатель Готлиб Даймлер долгое время проводил у себя в мастерской, разрабатывая бензиновый двигатель. Ему удалось не только собрать работающий агрегат, но и сделать конструкцию, очень похожую на современную мототехнику. Мужчина вовсе не думал изобретать мотоцикл, а лишь хотел проверить работу двигателя. 29 августа 1985 года он выехал за пределы своего огромного двора на двухколёсном транспортном средстве, приводимом в действие при помощи бензинового силового агрегата. Именно этот день принято считать началом эры мотоциклостроения.

Отечественное производство

Отечественная история создания мотоциклов началась в 1913 году. Именно на заре двадцатого века были предприняты попытки организовать импорт деталей из Швейцарии, а также наладить сборку лёгких мотоциклов. Для этого были выделены производственные мощности на заводе «Дукс», располагавшемся в столице. Но из-за начавшейся Первой мировой войны пришлось остановить конвейер.

Первым несерийным мотоциклом, который собрали на территории СССР, считается модель, получившая название «Союз». Она была спроектирована благодаря энтузиазму целой группы московских инженеров, работавших под руководством П. Н. Львова. Модель получила довольно мощный одноцилиндровый четырёхтактный силовой агрегат, рабочий объём которого составлял 500 см 3 . Несмотря на то что разработка закончилась успехом, массовая сборка была невозможной, так как завод изменил профиль своей деятельности.

Уже через четыре года после того, как в Москве была собрана и испытана первая модель, история мотоциклов отечественного производства получила продолжение. В Ижевске было принято решение создать конструкторское бюро, главной задачей которого стало мотоциклостроение. Возглавил группу специалистов Пётр Можаров, который считался одним из талантливейших инженеров тех времён. Под его началом стартовали кропотливые конструкторские работы, а уже через несколько лет было создано целых пять моделей мотоциклов, которые успешно прошли все испытания и были готовы к серийному производству. Именно так начиналась история создания мотоцикла ИЖ.

Байки из Ижевска

История мотоциклов ИЖ началась с моделей, которые получили название ИЖ-1 и ИЖ-2. Они оснащались двухцилиндровым V-образным силовым агрегатом, объём которого составлял 1200 см 3 . При максимальных нагрузках этот двигатель способен выдавать 24 л. с., что по тем временам было неплохим результатом. Как только мотоциклы поступили в серийное производство, были сконструированы и испытаны следующие модели, такие как ИЖ-3, 4 и 5.

ИЖ-3 получил V-образный двухцилиндровый двигатель, объём которого был значительно меньше, чем у предшественников, и составлял 750 см3. Самым лёгким и бойким в линейке получился ИЖ-4, который имел в своём оснащении двухтактный мотор с одним цилиндром. ИЖ-5, получивший привлекательное название «Композиция», позаимствовал силовую установку у мотоцикла «Неандер», однако внешнего сходства с ним не имел.

Только имея готовый модельный ряд, руководство Советского Союза всерьёз задумалось над строительством завода, на котором будут собирать отечественные мотоциклы. На этот момент в стране существовало сразу несколько конструкторских бюро, которые располагались в Ленинграде, Ижевске, Харькове и Москве. После того как была собрана комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР и детально изучен этот вопрос, мотоциклетный завод решили построить в городе Ижевске.

В 1933 году с конвейера сошли первые мотоциклы, а конструкторы продолжали работать над новыми моделями. Однако из-за начавшейся войны все проекты пришлось заморозить. Конструкторы вернулись к своим обязанностям лишь в 1946 году, после чего было налажено серийное производство мотоциклов серий «Сатурн», «Орион», «Сириус», и «Сатурн».

«ИЖ-Планета»

В 1962 году началась история мотоцикла «ИЖ-Планета», который стал настоящей легендой отечественного мотоциклостроения. Старшее поколение, прожившее много лет в стране с социалистическим строем, наверняка помнит, как практически все парни мечтали иметь ИЖ-ПС («Планета Спорт»). Модели, представляющие эту линейку, нередко встречаются на городских дорогах и сегодня.

История мотоциклов «Минск»

Минский мотоциклетно-велосипедный завод начал свою деятельность в послевоенный период, а именно в 1945 году. Запустить производственные мощности стало возможно благодаря импортному оборудованию, которое привезли с территории Германии, объявившей о своей капитуляции. Первые шесть лет выпускались исключительно велосипеды, а уже с 1951 года стартовала серийная сборка мотоциклов.

Первым байком, выехавшим с территории завода, был «Минск-М1А», который имел много общего со своими зарубежными аналогами. Например, передняя часть мотоцикла была очень похожа на немецкую модель DKW-RT125, которая получилась невероятно успешной. DKW-RT125 был настолько грамотно продуман, что разработкой немецких конструкторов заинтересовались не только в Советском Союзе, но и в таких странах, как Япония, США и Великобритания.

Время шло, и необходимо было менять внешний облик мотоциклов на более современный. Руководство страны поручило конструкторам завода поработать не только над экстерьером, но и увеличить долговечность конструкции. Стоит отметить, что заводчане подошли с полной ответственностью к выполнению задания, и в 1974 году, в канун Дня Конституции СССР, была представлена модель дорожного мотоцикла ММВ3-3.111. Однако история мотоциклов, собранных белорусскими специалистами, на этом не закончилась.

Красавец М-106

Симпатии советских граждан были отданы байку, получившему название М-106. Этот красавец имел комбинированную окраску в два цвета (вишнёвый и чёрный). Но главной особенностью стало то, что, несмотря на серьёзные отличия от своих предшественников, 84% деталей были взаимозаменяемыми. То есть при выходе из строя, например, поршневой группы, для ремонта можно использовать аналогичную деталь, снятую с другой модели мотоцикла "Минск".

«Урал» (ИМЗ)

История мотоциклов «Урал» берёт своё начало в предвоенные годы. Сразу несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Харькове и Москве, получили задание от правительства: сделать отечественный аналог немецкого мотоцикла BMW R71. Для этого в Швеции были куплены пять единиц зарубежной техники, которые тайно перевезли в Советский Союз.

Работы над «клонированием» начались в 1941 году, и до начала боевых действий было создано три мотоцикла, которые поступили на службу в советскую армию. Конструкция оборудовалась противотанковой установкой «Конкурс-М». Однако из-за войны пришлось перенести производственные мощности на восток, в небольшой уральский город Ирбит. Именно здесь была налажена массовая сборка. Несмотря на непрекращающуюся работу, удовлетворить потребность армии в мототехнике так и не удалось. Для того чтобы выйти из трудного положения, государство было вынуждено закупать технику в США и Великобритании до окончания Второй мировой войны.

Мотоциклы для гражданского населения

Невзирая на боевые действия, завод смог не только пережить колоссальные трудности, но и продолжил работать после капитуляции фашисткой Германии. Первый мотоцикл, получивший название «Урал», сошёл с конвейера в 1960 году. Это была модель М-61, которая на протяжении трёх лет собиралась на ИМЗ.

В истории мотоциклов «Урал» были не только чёрные полосы. После линейки М-61 появилась серия М-63. Она могла похвастаться байками, характеристики которых находились на уровне, а порой и превосходили своих лучших зарубежных аналогов. Наиболее успешными считаются «Стрела» и «Кросс-650».

Индекс «Урал» использовался до 1976 года. Именно в этот период появилась модель М 67-37, которая стала последней в линейке. ИМЗ работает и по сегодняшний день. Предприятие сделало серьёзный ребрендинг и собирает мотоциклы, способные конкурировать с любыми мировыми лидерами.

«Восход»

История мотоциклов «Восход» началась с 1965 года. Эти байки пришли на смену модели К-175, которая тоже собиралась на заводе им. Дегтярёва. Как и все остальные мотоциклы, «Восход» имеет сильные и слабые стороны. К последним можно с уверенностью отнести стоимость нового мотоцикла, а также простоту его конструкции. Он был более доступным для среднестатистических граждан, нежели ИЖ или "Ява", и не таким прихотливым в обслуживании.

«Восход», как правило, покупали малоопытные водители, которые слабо разбирались в технической части самого аппарата. Это объясняется тем, что в конструкции нет сложных узлов и агрегатов, а устранить поломку можно прямо на дороге, имея при себе минимум инструментов. Однако это вовсе не значит, что мотоцикл не нуждался в обслуживании. Чем больше внимания уделялось профилактике и смазке всех механизмов, тем реже были поломки.

2М и 3М

В 1976 году в продаже появились мотоциклы «Восход-2М», которые являлись доработанной версией своего предшественника. Кардинальных изменений не было, однако двигатель лёгкого отечественного байка стал немного шустрее, головная оптика – более качественной. Подвеска получила усовершенствованные амортизаторы, а также полностью была заменена передняя вилка.

В 1954 году с конвейера сошёл «Восход 3М». Он отлично зарекомендовал себя и выпускался на протяжении восьми лет. 3М получил более качественную систему охлаждения, головную оптику со световым рассеивателем европейского класса. Изменениям подверглась и приборная панель, на которую выводились не только привычные индикаторы температуры, поворотов и спидометр, но и индикатор износа тормозных колодок.

Мотоциклы «Ява»: история моделей

Эти мотоциклы имеют довольно интересную историю и появились спонтанно. Основатель завода, которым был Ф. Янечек, занимался производством огнестрельного оружия и не собирался менять свой род деятельности. Однако вмешался случай. Постепенно количество заказов стало уменьшаться, продажа винтовок не приносила ожидаемой прибыли. Чтобы не стать банкротом, предприниматель принял решение модернизировать заводские мощности и перейти на выпуск мототехники. Он приобрёл патент на производство мотоциклов, которые ранее собирались фирмой «Вандерер». Получив добро на сборку тяжёлых мотоциклов, Янечек в 1929 году запустил конвейер, однако спрос на "Яву" 350 SV был невелик.

Сотрудничая с английским конструктором, чехословацкий предприниматель создал новую модель, которая поступила в продажу в 1932 году. Более лёгкие мотоциклы оснащались 250- и 350-кубовыми четырёхтактными двигателями, позволяющими развивать неплохую скорость. Продажи заметно поднялись и держались на высоком уровне до начала Второй мировой войны. Оккупировав Чехословакию, солдаты вермахта долгое время пытались создать собственный мотоцикл под маркой "Ява", а также ремонтировали на заводе военную мототехнику собственного производства.

Новая история мотоциклов "Ява" началась в 1945 году. В первое время завод выпускал довоенные модели, однако уже в 1946-м была представлена абсолютно новая "Ява 250". Мотоцикл привлёк внимание тем, что оснащался очень резвым двухтактным двигателем, а также коробкой передач с автоматическим выключением сцепления.

Знаменитая "Ява 350" увидела свет в 1948 году. Так как предприятие стало государственным и находилось под контролем Советского Союза, это позволило экспортировать мотоциклы за границу. Но главными потребителями оставались советские мотоциклисты, которым пришлось по душе чехословацкое качество.

В период с 1950 по 1970 гг. выпускались такие модели:

Современная история Jawa

Несмотря на то что с развалом Советского Союза спрос резко упал, история мотоциклов "Ява" не закончилась. Предприятие по сей день занимается производством и сборкой мотоциклов. Последней моделью, которая была представлена чешскими конструкторами, является Jawa 250 Travel.

"Днепр"

История мотоциклов "Днепр" началась в послевоенные годы. Практически сразу же после победы над фашистами власти Советского Союза приняли решение о переоборудовании Бронетанкового ремонтного завода. На его месте должен был появиться Киевский мотоциклетный завод.

Переоснащение заводских мощностей не заняло много времени, и уже в 1946 году был собран первый мотоцикл "К1Б Киевлянин". Конструкторы использовали в качестве прототипа опытную модель немецкого байка Wanderer. Этот 100-кубовый аппарат стоял на производстве до 1952 года.

После К1Б стартовала сборка мотоциклов "Днепр 11", которая имела в своей комплектации боковую коляску. Следующей моделью стал "Днепр 16", получивший дополнительный привод на колясочное колесо. Этот мотоцикл был представлен в двух вариациях – с коляской и без неё. Последний имел увеличенные колёса, а также место для крепления люльки.

Несмотря на то что конструкторы КМЗ так и не смогли создать надёжную модель тяжёлого мотоцикла, который бы не так часто ломался, им удалось завоевать сердца многих мотолюбителей. Сегодня можно встретить большое количество переделанных мотоциклов "Днепр", из которых народные умельцы собирают чопперы и прочие кастомные байки.

Материалы: http://fb.ru/article/343760/istoriya-mototsiklov-otechestvennogo-proizvodstva

2 ≫

Мотоцикл "Иж"-350 1946-1951 г.в.

История знакомых с детства вишневых мотоциклов начинается в 1929 году, когда чешский предприниматель Франтишек Янечек начинает на своем заводе лицензионный выпуск мотоциклов Wanderer. Над названием своих мотоциклов он особо не раздумывал и собрал название марки из первых букв своей фамилии и названия мотоцикла. Получилось JaWa.

В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть "Пераку" приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.

Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием "Кивачка". В Советском Союзе вначале прижилось название "Чекушка" из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название "Старушка".

Во всех крупных городах нашей необъятной Родины существовал свой фирменный магазин запчастей Jawa. К концу 50-х вишневые мотоциклы на дорогах были настолько частым явлением, что их владельцы стали регулярно собираться вместе. Традиционно местом встречи становился как раз магазин явовских запчастей.

"Ява" 350 "Калифорниан"

Около магазина люди собирались стайками по интересам. Они все были принципиально разные для одной большой компании.

Фирменная коляска была под стать мотоциклу

С 50-х годов "Ява" была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.

После Второй мировой войны Чехословакия стала социалистической страной, со всеми издержками дружбы с СССР. В 1973 году, через 20 лет после начала производства, безнадежно устаревшая и пользующаяся спросом только в странах соцблока "Чекушка" была заменена новой моделью. Но новой весьма условно: старый двухцилиндровый двигатель 350 в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, новые — рама и подвеска.

В 1991 году, после развала СССР, чешское предприятие осталось с безнадежно устаревшей моделью 40-летней давности. Были, правда, множественные патенты на технологии, придуманные некогда чехами и использующиеся другими производителями. Например, автоматический выключатель сцепления, несколько вариантов клапана впуска двухтактного мотора и декомпрессор с приводом от ручки газа.

Большинство современных "Яв" построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.

Комментарии (3)

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Материалы: http://batona.net/63956-istoriya-legendarnogo-motocikla-jawa-13-foto.html

3 ≫

Так поется в песни Юрия Хоя. В этой статье речь пойдет о легендарном мотоцикле JAWA с фото.

Продукция чехословацкого концерна Jawa была весьма популярна в советские времена, дорожные мотоциклы Ява отличались наилучшим качеством из всего мототранспорта, доступного на советском рынке, и в 70-80-е представляли собой предмет мечтаний многих.

В свое время под этим брендом выпускались модели для спидвея, признанные одними из лучших в мире, они использовались в таких видах спорта, как спидвей на льду и мотокросс.

Концерн продолжает функционировать и в наши дни, выпуская ряд новых моделей, соответствующих современным тенденциям и сохраняющих присущие бренду Jawa особенности.

В 1922 году Франтишек Яничек открыл в Праге оружейный завод Zbroiowka, а через 6 лет решил его перепрофилировать и наладить производство мотоциклов. Первый патент на производство был куплен у немецкой фирмы Wanderer, 500-кубовый мотоцикл которой послужил базовой моделью для производства.

К работе в новом качестве завод приступил в 1928 году, а в 1929 с конвейера впервые сошел мотоцикл Ява-500, и была зарегистрирована торговая марка Jawa, название которой образовано первыми слогами фамилии Janeček и названия фирмы Wanderer.

Эмблема фирмы появилась в 1931 году. В 30-е годы от выпуска мотоциклов по немецкому патенту завод перешел к моделям, разработанным англичанином Джорджем Патчеттом, в годы войны производство мотоциклов было свернуто, завод работал на военную и оборонную промышленность, а в 1946 появился первый мотоцикл послевоенной эпохи, с инновационной на тот момент конструкцией, Ява-250.

Большинство моделей, выпускавшихся в 60-70-е, восходили к базовым моделям 1946 и 1948 годов с объемом двигателей 250 и 350, модернизации не затрагивали основных конструктивных особенностей.

В этом же году был выпущен двухмиллионный мотоцикл концерна, то есть половина всего объема продукции, произведенной с момента основания фирмы, эксплуатировалась в СССР.

Даже не самая новая модель, Ява -250, более чем вдвое превышала по цене отечественный Ковровец, Ява-350 была еще дороже. Но именно эта продукция пользовалась огромным спросом, владеть таким мотоциклом было престижно.

От советских Ковровцев, ИЖей и Уралов импортная мототехника выгодно отличалась ремонтопригодностью, простотой обслуживания, доступностью запчастей.

В 1974 году был начат выпуск моделей с улучшенными ходовыми характеристиками, более устойчивых и предназначенных для поездок по сложным трассам. Объемы производства существенно сократились в начале 90-х, после развала Союза, раздела Чехословакии и прекращения импорта Явы в Россию.

Филиал концерна в Быстрице переключился на выпуск новых усовершенствованных моделей, в том числе по заказам других стран. А немало старых моделей Ява и сегодня ездит по дорогам постсоветского пространства.

Самая первая модель, Jawa-500 OHV с четырехтактным двигателем, была выпущена в 1929 году. Основанная на модели Wanderer, она отличалась от нее каплеобразной формой бензобака и еще рядом деталей. Уже в этом мотоцикле проявились присущие бренду особенности дизайна, окраска в красный цвет с желтыми линиями.

Мотоцикл отличался внушительным внешним видом, тяжелым весом и высокой ценой. В последующих сериях были внесены некоторые конструктивные изменения, затронувшие переднюю вилку, фару, глушитель. Несколько снизилась цена.

Модели Ява-175 Villiers Vodnik, Special и Villiers выпускались в 1933-34 годах, сначала из английских деталей, потом по лицензии, имели двухтактовый двигатель, более компактные размеры, элегантный спортивный дизайн и доступную стоимость.

Мотоциклы Ява класса 350 начали выпускать в 1934 году, первой была модель SV с двухтактным одноцилиндровым двигателем. Ява -350 OHV (1936 г.) с четырехтактовым двигателем для спортивных целей была доступна в версиях Standart и Special.

Множество моделей этого класса – Ogar (1947), Perak (1952 и 54), Velorex (1955), Monark (1962), Bizon, или 623 (1969), Californian (1972), 634, 638 выпускались в последующие десятилетия и являлись модификациями базовой модели.

До сих пор продается ряд моделей с 350-кубовым двигателем и обновленным дизайном образца 2008-9 годов – Реплика, Люкс, Премьер.

Первая модель Ява-250 появилась еще в 1935 году, обрела мировую известность в 1946 году, когда на парижской выставке была представлена усовершенствованная версия мотоцикла с двигателем 250, последние ее модификации были выпущены в 1970 году.

В 1993 году появились усовершенствованные модели 250593 Master с жидкостным охлаждением двухтактного двигателя.

С 2005 года Ява выпускает мотоциклы с двигателями большего объема. Среди них ретро-чоппер Ява 650 Classic, городской мотоцикл Jawa 650 Dakar, стилизованный под внедорожник, дорожный мотоцикл для длительных путешествий Jawa 650 Style.

В этом же году начался выпуск дорожных и эндуро мотоциклов с объемом двигателя 125 кубиков — Jawa 125 Dakar, Dandy, Sport и Travel.

Модель ява 634-01, на фото ниже, класса Ява-350 образца 1974 года была в свое время самой популярной в СССР. При разработке ее ходовой части взяли за основу спортивный мотоцикл.

Ява-350 модели 634 имела такие характеристики:

  • Двухтактовый двухцилиндровый двигатель мощностью 22 л. с. объемом 350 (точнее, 343,5) см куб. с воздушным охлаждением. Генератор 6 В, 75 Вт, емкость батареи 14А/ч.
  • Объем бака 16,2 л, примерный расход топлива (бензин А-76 или А-80) 4 л на 100 км.
  • Габариты – 208 см в длину, 71 в ширину, 106,5 в высоту, вес 155 кг. Заявленная грузоподъемность 180 кг, реально на мотоциклах этой модели перевозили и большие грузы.
  • Скорость 128 км/ч максимум, достигалась при сильном наклоне вперед, езде практически в положении лежа.

Примерно такие же характеристики присущи одной из современных модификаций Ява-350, модели Premier образца 2009 года. Он стал немного длиннее и шире, мощность двигателя увеличилась до 23,1 л. с., скорость 125 км/ч. От старых моделей Премьер выгодно отличается более мягким седлом, дизайн привлекает внимание спицованными колесами, вмонтированной в стильный обтекатель оптикой, спортивными глушителями.

Новый мотоцикл ява, на фото ниже, это дорожный мотоцикл Jawa 650 Dakar, имеет такие характеристики:

  • Двигатель Rotax одноцилиндровый четырехтактный объемом 651,9, мощностью 48 л. с., с жидкостным охлаждением, электростартером, пятиступенчатой коробкой передач.
  • Скорость максимальная 165 км/ч.
  • Расход топлива 6 л/100 км, вместимость бензобака 17 л.
  • Габариты – колесная база 152 см, ширина 78, высота 113 (по седлу 86) см, вес 195 кг.

Сложен ли тюнинг мотоцикла «Минск» своими силами? Давайте рассмотрим.

По ссылке, выбираем экипировку для мотоциклиста.

Сегодня можно приобрести модели мотоциклов Jawa с двигателями объемом 125, 350 и 650 см. куб., чем больше объем двигателя, тем выше цена, зависит она также от комплектации и варьируется у разных продавцов.

125 Dandy – наиболее доступный по цене дорожный мотоцикл, цена 117-129 тыс. руб.

125 Dakar более дорогой мотоцикл класса эндуро, цена 130-143 тыс.

350 Premier – 155-170 тыс.

350 Lux – 175-193 тыс.

350 Replica – 200-220 тыс.

650 Dakar – 375-412 тыс.

В самом начале статьи фото мотоцикла ява 350, одна из популярных моделей советского времени.

admin

5 сообщений

В конце 80-х годов и у меня была красавица «Ява-250». Я называл ее с любовью — «Старушка». Поставил на нее большие гнутые дуги из нержавейки, здоровенный руль, форсировал двигатель. Разгонял ее свободно более 120 км/час. Все девчонки в округе были мои.

Была у меня в молодости Ява-350 образца 74 года. Остался еще от деда. Конечно, по трудится пришлось, но получился он на загляденье. Свою сотню не без труда, но выжимал. До соседних деревень катались, иногда и толкать приходилось.

Здравствуйте, вы мало рассказали о разновидностях явы 350, я создал три фильма с подробностями модификаций и моделей, буду раз если кому-то будет интересно

Материалы: http://twokolo.com/mototsiklyi/yavu-yavu-vzyal-ya-na-halyavu.html


Back to top