Учимся ездить на мотоцикле (азбука вождения)

1 ≫

Самостоятельное упражнение № 1

Знакомимся с мотоциклом

И вот ваша заветная мечта перед вами. Так и хочется вспрыгнуть в седло и.

Но не торопитесь! Мотоцикл, как и автомобиль - средство повышенной опасности! Легко поскользнуться на четырех колесах, а на двух - гораздо проще! Отнеситесь к процессу обучения (а позже и вождения) с максимальным вниманием и осторожностью. Научитесь слушать и понимать мотоцикл. Он не прощает ошибок и их последствия могут быть очень тяжелыми, а зачастую и трагическими. Но освоив мотоцикл полностью, вы поймете, каким прекрасным инструментом вы овладели.

Итак, для начала ознакомимся с органами управления мотоциклом. Подойдите к нему и встаньте слева. Это обусловлено тем, что у мотоциклов, предназначенных для правостороннего движения, кикстартер располагается слева, а у мотоциклов для левостороннего движения - справа.

Слева, кроме стартера, располагается рычаг коробки передач. Он имеет положение нейтрали и 4-5 положений включенной передачи, а на гоночных мотоциклах и до 12. Нейтральная передача позволяет отключать с помощью сцепления двигатель от коробки передач и прерывать передачу крутящего момента от двигателя на колесо. Это необходимо для остановки мотоцикла, для выбора нужной передачи в зависимости от скорости и условий движения.

Первая передача включается переводом рычага из нейтрального положения вниз, высшие передачи - переводом рычага вверх, через «нейтраль».

Иногда переключение передач осуществляется не левой ногой, а поворотом рукоятки на руле или отдельным рычагом, размещенным около бензобака или на раме мотоцикла. Но эти варианты встречаются достаточно редко, поэтому заострять на них внимание не будем.

Справа от двигателя находится педаль «ножного» тормоза. Этот тормоз воздействует на заднее колесо и, как следует из названия, работать с ним вы будете" правой ногой.

Основные органы управления расположены на руле мотоцикла. Справа на руле расположена вращающаяся рукоятка управления дроссельной заслонкой. Поворачивая ее по часовой стрелке или против, вы можете добавлять или уменьшать обороты двигателя соответственно. Перед ней находится рукоятка «ручного» тормоза. Он действует на переднее колесо. Посередине руля, как правило, находится комбинация приборов и контрольных ламп. Тут же чаще всего расположен и замок зажигания. Слева расположена рукоятка сцепления. Остается найти блок управления осветительными приборами и научиться им пользоваться - езда без включенной фары запрещена Правилами дорожного движения.

Снимаем мотоцикл с подставки

Теперь учимся снимать и ставить мотоцикл на подставку. Встаньте слева от мотоцикла. Левой рукой возьмитесь за руль, правой рукой - за ручку на седле или около негр. Толкните мотоцикл вперед так, чтобы он «спрыгнул» с подставки и встал на колеса. При этом будьте внимательны и осторожны. Встав на колеса, мотоцикл тут же начнет заваливаться на бок. Столкнув его с подставки, постарайтесь, чтобы мотоцикл слегка наклонился на вас - вы его наверняка удержите достаточно легко. Но если мотоцикл начнет валиться в противоположную от вас сторону, то шансов удержать его у вас, практически нет!

Удержав мотоцикл, учимся ставить его на подставку.

Возможно, вам придется проделать это упражнение несколько раз, пока вы не научитесь быстро и уверенно снимать, удерживать и ставить его на подставку.

Название упражнения верно! Еще не ездить, а только водить его «за рога», за руль. Сняв мотоцикл с подставки, убеждаемся, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении и, чуть наклонив мотоцикл на себя, слегка толкаем его вперед, держа мотоцикл двумя руками за руль, водим его по двору или площадке. Сначала отрабатываем движение по кругу против часовой стрелки - это сделать проще, так как мотоцикл чуть завален на вас.

Затем делаем круги по часовой стрелке. При вождении мотоцикла за руль учимся останавливаться у намеченного предмета, пользуясь рукояткой ручного тормоза. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока почувствуете, что мотоцикл уже не стремится упасть, а его поведение вами полностью контролируется.

Отработав предыдущее упражнение, переходим к следующему. Для него вам потребуется найти площадку с небольшим уклоном. Сев в кресло мотоцикла, отталкивайтесь ногами от земли и начинайте движение под уклон. Если при этом вы почувствуете, что мотоцикл начинает заваливаться вправо или влево, выравнивайте его поворотом руля в соответствующую сторону.

При скатываний мотоцикла под уклон пользуйтесь ручным тормозом, чтобы не дать мотоциклу сильно разогнаться. Отрабатывайте это упражнение до тех пор, пока не добьетесь умения уверенно держать равновесие.

На следующем этапе упражнения съезжайте, стоя на левой подножке мотоцикла, а в конце уклона перенесите правую ногу через седло и сядьте в него. Необходимо также научиться, разогнав мотоцикл, вскакивать на него, на ходу. Это может вам пригодиться при поломке кикстартера или разряженной аккумуляторной батарее. Освоив это упражнение и почувствовав, что мотоцикл вам полностью послушен, приступаем к запуску двигателя.

Допустим, что системы питания и зажигания мотоцикла исправны, в баке есть топливо, а аккумуляторная батарея полностью заряжена. В первую очередь, перед запуском двигателя убедитесь, что рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. Затем плавно два-три раза нажмите на педаль кикстартера. При этом обогащенная смесь поступает в цилиндр двигателя. Теперь вставьте ключ в замок зажигания и поверните ключ в положение «Вкл». При этом должна загореться индикаторная лампа.

Затем поверните ручку «газа» на 1/3-1/4 оборота и резко нажмите на педаль кикстартера. Если все отрегулировано правильно, двигатель тут же заработает. При запуске двигателя никогда не поворачивайте ручку «газа» до упора, так как при этом в цилиндр поступает слишком много воздуха, смесь становится обедненной и запуск двигателя становится затрудненным.

Запустив двигатель, дайте ему прогреться примерно до 60 гр.ц. Если на вашем мотоцикле стоит двигатель с водяным охлаждением, это легко сделать по соответствующему прибору. Если такого датчика нет, то можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу. Приложите ладонь к цилиндру. Если она еще терпит, а тыльная сторона - нет, то двигатель прогрелся до рабочей температуры.

Трогаемся с жеста и останавливаемся

Теперь учимся трогаться и останавливаться. При трогании с места надо выключить сцепление и включить первую передачу. При этом вы почувствуете, как мотоцикл чуть дернулся вперед. Это говорит о том, что шестерни в коробке передач вошли в зацепление. Но диски сцепления еще разъединены и поэтому крутящий момент от двигателя не передается на привод. Медленно отпускайте рычаг сцепления и внимательно прислушайтесь к двигателю (или смотрите на тахометр, если ваш мотоцикл им оборудован). При включении сцепления обороты начнут падать, а мотоцикл потянет вперед. Почувствовав этот момент, выключите сцепление и переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение. Проделайте это упражнение несколько раз, добейтесь умения безошибочно определять момент включения сцепления и трогания. Освоив и закрепив это упражнение, переходим к следующему этапу.

«Поймав» момент включения сцепления, задержите рычаг в этом положении и немного прибавьте газ. Мотоцикл начнет медленно двигаться вперед. Поставьте ноги на подножки и плавно отпустите рычаг сцепления до конца. Для остановки вам необходимо выключить сцепление, сбросить обороты двигателя и притормозить. Затем не забудьте перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение и опустить ноги на землю.

При освоении трогания с места возможно несколько типичных ошибок. Если вы долго будете держать в фиксированной позиции рычаг сцепления, мотоцикл будет медленно двигаться вперед с буксующим сцеплением, а это существенно сократит срок его службы. Кроме того, на маленькой скорости очень трудно держать равновесие и мотоцикл будет заваливаться на бок, а вы - постоянно отталкиваться от земли то одной, то другой ногой. Возможно, что вы слишком быстро отпустите (включите) сцепление, но недостаточно прибавите оборотов двигателю. В этом случае мотоцикл дернется, а двигатель заглохнет. Если вам удалось тронуться с места, а вы слишком резко и много добавили оборотов двигателю, то мотоцикл может встать на заднее колесо и довезти вас до первого препятствия или выбросить из седла. Характерной ошибкой начинающего мотоциклиста может стать ситуация, когда вы после остановки забыли выключить передачу, но отпустили рычаг сцепления. В этом случае мотоцикл резко прыгнет вперед и хорошо, если в этот момент перед ним никого и ничего не будет.

Чтобы избежать этих ошибок, повторяйте трогание с места, даже если оно получилось у вас с первого раза, до тех пор, пока все ваши действия не будут доведены до полного автоматизма.

Не торопитесь с переходом на вторую передачу. Когда ваш мозг запомнит последовательность взаимодействий рук-ног как «отче наш», переходите к освоению перехода на высшие передачи.

Внимательно изучите инструкцию на ваш мотоцикл. В ней, как правило, приведено значение максимальной скорости движения для каждой передачи. Ни в коем случае не превышайте указанную скорость! В противном случае нарушаются условия смазки и охлаждения двигателя, а это чревато заклиниванием поршня и, как следствие, дорогостоящим ремонтом. Переключите передачи, когда двигатель наберет 70-80% оборотов допустимых для движения в этом диапазоне скоростей. Чем больше объем и мощность двигателя, тем эти цифры ниже. Ранний переход на следующую передачу также не сулит двигателю ничего хорошего. Умение и понимание того, когда двигатель «просит» перейти на следующую передачу, придет с опытом. Научитесь применять торможение двигателем, то есть включать пониженную передачу для данной скорости. Это пригодится не только при экстренном торможении, но и в случае потери управляемости при движении по грязной дороге, льду, снегу. Но не переусердствуйте: Если при движении с большой скоростью включить слишком низкую передачу, вероятно возникновение заноса. Наиболее правильное торможение - одновременное торможение двигателем и тормозами. Причем торможение двигателем не всегда осуществляется переходом на нижнюю передачу. Для возникновения этого эффекта достаточно повернуть ручку «газа» для уменьшения оборотов.

Вам необходимо научиться ездить, управляя мотоциклом одной рукой. Хотя современные мотоциклы оборудованы всей необходимой светотехникой, при сдаче экзамена в ГИБДД, весьма вероятно, вас попросят показать рукой сигналы поворотов и торможения.

Вы уже уверенно ездите на мотоцикле, выучили назубок Правила дорожного движения и, как вам кажется, готовы к сдаче экзаменов в ГИБДД.

Прежде чем отправляться на сдачу экзаменов, вам необходимо получить медицинскую справку установленного образца. Ее выдают в специальной медицинской комиссии. Для ее прохождения вам надо предоставить две фотографии 3x4 см и взять еще две справки, что вы не состоите на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере. На водительской комиссии вас проверят терапевт, хирург, окулист, невропатолог и отоларинголог. Окулист проверит не только остроту зрения, но и проконтролирует, насколько хорошо вы воспринимаете и различаете цвета. Если окажется, что для вождения вам необходимы очки, он сделает запись в вашей карте. В этом случае соответствующий «штампик» появится и в ваших будущих «правах», а на фотографии, вклеиваемой в них, вы также должны быть в очках. Справка выдается сроком на три года и ее необходимо предъявлять при прохождении технического осмотра и при постановке мотоцикла на учет.

1. Заявление. Оно заполняется на фирменном бланке непосредственно в отделении ГИБДД, где вы будете сдавать экзамен.

2. Экзаменационная карточка водителя и, если вы заканчивали мотошколу, свидетельство о прохождении обучения по соответствующей программе.

3. Медицинскую справку, о которой мы говорили выше.

4. Две фотографии 3.5х4.5 см на матовой бумаге с правым углом. Если в вашем ГИБДД выдают современные удостоверения в виде пластиковой карты, то фотографирование производится в ГИБДД перед сдачей экзамена.

5. Паспорт или документ его заменяющий, подтверждающий вашу прописку.

6. Квитанция об уплате сбора за экзамен и водительского удостоверения.

Как видите, документов надо совсем немного.

Она действует три месяца и если в течение этого промежутка времени вы не сдали практическую часть экзамена - вождение - то придется пересдавать ее еще раз.

Если вам не удалось сдать практическую часть экзамена, то следующая попытка предоставляется не ранее чем через семь дней - у вас еще будет время потренироваться. А о методике сдачи экзамена в ГИБДД расскажем в следующей главе.

Материалы: http://motoinstructor.ru/articles/vojdenie-motosikla/uchimsya-ezdit-na-motosikle.html

2 ≫

Исследовать загородные дороги на мотоцикле ночью – немного пугающее, но в то же время весьма увлекательное занятие. Конечно, мотошкола может дать много знаний по этому поводу, но личные навыки не помешают. Меня зовут Аленксандр, работаю мото-инструктором в мотошколе МотоДрайв. Я много раз предпринимал подобные поездки, и уверен, что вам будет интересен и полезен мой опыт. Попробуем предпринять меры, чтобы ночная езда была безопасной и приятной.

Проверяем свое оборудование, не спеша и со знанием дела. Внимательно осматриваем мотошлем, есть ли на его щитке царапины. Убеждаемся в его чистоте и прозрачности. Лучше всего использовать противотуманные средства. Мне больше всего нравится маска против тумана, которой даже удалось изменить к лучшему мой стиль езды ночью. А еще в числе моих блестящих находок – мокрая тряпка, которую я привязываю к мотоциклу резинкой. Когда на шлем налипают крупные частички, мешающие обзору, я слегка замедляю ход, достаю эту тряпку и протираю ею щиток. Суть в том, что «моющий» конец резинки обвязан вокруг пальца, которым протирается стекло. Сама резинка при этом находится в перчатке мотоциклиста. Это изобретение стоит жизни многих дворников.

Фары должны быть всегда чистыми. Для этого необходимо протирать их перед поездкой. Как только вы почувствуете, что свет от машины стал хуже, не теряя времени, сразу останавливайтесь и исправляйте положение. Выучите пожалуйста место расположения главного переключателя дальнего и ближнего света. Неплохо знать на ощупь и с закрытыми глазами, где находятся все остальные переключатели. Это серьезно и настолько, что даже обычная смена перчаток может повлиять на качество и оперативность переключений.

Правильно ли положение и посадка при езде? Главное здесь — чтобы мотоциклист ощущал тепло и комфорт, насколько это возможно. Ни в коем случае не стоит ехать, судорожно вцепившись в рукоятку, сидя в напряженной позе. Научитесь расслабляться. В этом поможет тщательное планирование движения мотоцикла наперед. Темп — только тот, который удобен вам. Продолжайте движение, до тех пор пока отчетливо видите дорогу перед собой.

Обсудим практическую часть вождения.

Как бы ни хотелось, не смотрим на фары приближающихся машин. Вместо этого научитесь смотреть на свет, отражаемый ими от живой изгороди и дороги. Любой маневр планируется заранее. При этом надо запомнить расстояние в метров сто перед собой и мысленно поставить там черту, чтобы потом «пройти» её. Благодаря этому, больше не будет необходимости в постоянных остановках. Конечно, привыкать к подобному методу может быть трудно, но оно того стоит, поверьте. Не стоит поддаваться искушению устроить поединок дальнего света. Если вы видите, что к вам приближается транспортное средство с включенным дальним светом, включите короткий ближний свет. Этим вы вежливо напомните водителю встречной машины о себе. Если он никак не отреагировал, приготовьтесь остановиться или замедлить ход, только не смотрите на его дальний свет.

Поступая так, вам не придется останавливаться лишний раз. Используем дорогу по всей ширине. Поворачивая направо, держим левее, при повороте влево - наоборот, правее. При повороте, особенно при взгляде на него, фары не так комфортны. Поворачивая, мы наклоняем мотоцикл, поэтому фарами освещается ненужная часть дороги. Двигаясь ночью, я стараюсь сильнее свешиваться с машины, и удерживать его вертикальное положение. При сложном повороте старайтесь всегда включать дальний свет своего мотоцикла. И нет нужды беспокоиться, что встречное движение будет ослеплено, ведь величина угла при повороте этого не допустит. Я могу быть уверенным в этом, потому что даже с закрытыми глазами моментально найду переключатель дальнего света у своего мотоцикла. Стремитесь тоже инстинктивно определять местоположение переключателей.

Чтобы правильно определять расстояние, постоянно практикуйтесь в глазомере. В темноте глаза искаженно воспринимают дорогу и расстояние. Поэтому нужно с большим вниманием смотреть вперед по движению, и учиться издалека определять находящиеся на обочине, тракторы или машины. В то же время, ночные поездки считаются более безопасными, так как в это время у всего встречного движения включены фары. Я езжу ночю, почти так же, как и днем, за исключением, может быть, небольшого снижения скорости. Конечно, чтобы придти к этому, потребуется масса времени, но результат того стоит. Повторюсь, что одним из самых важных факторов для безопасного и быстрого движения на мотоцикле ночью, является хорошая система защиты от запотевания и защитный щиток. Как видите, просто получить права на мотоцикл недостаточно — мастером станешь только, приобретя свой уникальный опыт езды на мотоцикле. Так что, «в добрый путь»!

Возможно, Вам также будет интересно:

Материалы: http://www.chopper-bike.ru/view_invited_paper.php?id=549

3 ≫

Езда на мотоцикле под усеянным звездами куполом ночного неба дарит потрясающие ощущения. Однако, принимая во внимание тот факт, что зрение является практически единственным каналом получения информации о состоянии дороги впереди, ночью вам потребуются дополнительные умения и навыки езды. Необходимо внести некоторые «темные» изменения в ваш обычный стиль езды и продолжать наслаждаться безопасностью и комфортом в ночных поездках.

Ночное зрение

В человеческом глазу лишь небольшое количество рецепторов приспособлено для низкоуровневого светового восприятия. Ночью или в темном помещении, зрачки расширяются и интенсивный свет (например, от фар автомобилей) задействует все рецепторы. Это приводит к ослеплению белым светом. Когда свет тускнеет, зрачки расширяются, увеличиваются и вбирают больше света.

Для мотоциклиста, расширенные зрачки означают ухудшение способности менять фокус между ближними и дальними объектами. Поэтому в процессе езды вы, возможно, будете испытывать «ослепление» от приближающихся фар и даже уличных фонарей.

Более того, как только фары проезжающей машины скроются из поля зрения, вашим глазам понадобится время для того, чтобы снова адаптироваться к темноте. И это снова ухудшает вашу способность четко видеть дорогу. В потоке напряженного трафика, ваши глаза могут вообще не успевать адаптироваться из-за того, что вам приходится все время всматриваться то во тьму, то на свет. Приемлемое решение проблемы – смотреть слегка в сторону от приближающихся огней фар. Это может помочь ненадолго, но вообще лучше стараться избегать езды по ночам ради вашей безопасности.

15 советов для безопасной езды ночью:

  1. Чистите свой мотоцикл. Убедитесь, что фара, стоп-сигнал, поворотники и ветровое стекло (при его наличии) чистые. Вы сами будете лучше видеть дорогу, и вас будет лучше видно.
  2. Визор шлема. Поцарапанный визор или защитные очки могут доставить массу неприятностей ночью и могут исказить ваше видение. Анти-туманный визор является большим преимуществом, поскольку ночной воздух обычно более холодный и легко конденсируется. Старайтесь перепроверять состояние визора перед каждым выездом.
  3. Не опережайте вашу фару. Это происходит, когда ваш полный тормозной путь превышает видимое для вас расстояние. Полный тормозной путь включает время, необходимое для восприятия опасности, реакции на эту опасность и время, необходимое мотоциклу для остановки. Невозможность видеть достаточно далеко вперед означает, что опасность может таиться позади окончания луча вашей фары.
  4. Старайтесь быть видимыми, заметными и узнаваемыми. Водители авто реагируют на что-то, что они заметили, проходя 4 этапа:

а) обнаружение; б) идентификация; в) принятие решения о реакции; г) реагирование.

Для того, чтобы сократить время реакции на первых трех этапах, важно, чтобы вас можно было узнать вовремя. Светоотражающая экипировка и светоотражающая лента сделают вас легко заметными для других участников движения. Ваша заметность – это главный момент, но правильное распознавание препятствия также очень важно. Белый отражает в 5 раз сильнее, чем красный, но красный означает опасность. Красный и белый цвета используются для сигналов остановки и отметок железнодорожных переездов. Красный цвет кажется более ярким для человеческого глаза, чем есть на самом деле. Используйте эти цвета ночью: наклейте светоотражающие стикеры или ленту на шлем, крутку, жилет, а также на мотоцикл, чтобы уменьшить вероятность столкновения.

СОВЕТ: по возможности, едьте посередине своей полосы. Здесь вы более всего заметны. Если вы жметесь к обочине дороги, вас хуже видно из-за отблеска фонарей.

  1. Избегайте ослепления. Не смотрите прямо на свет фар приближающихся машин. Вместо этого, смотрите на обочину дороги или сбоку от фар.
  2. Используйте дальний свет своей фары. Если это не мешает встречному движению, включайте дальний свет на максимум. Это сделает вас более заметными и предотвратит быстрое уставание глаз от напряженного всматривания вперед. Вам будет лучше и дальше видно дорогу впереди, и вы сможете быстрее отреагировать на перемены в дорожной ситуации.
  3. Используйте транспортное средство впереди. Там, где это возможно, соблюдайте безопасную дистанцию и следуйте за машиной, пользуясь преимуществом ее более широкого и четкого обзора дороги впереди.
  4. Животные. Дикие животные более активны между заходом и восходом солнца, хотя это также может зависеть от региона. Будьте особенно осторожны, проезжая через лес. Часто можно заметить оленя, лося и других крупных животных по отблеску их глаз. Замедлитесь в этих опасных зонах и будьте готовы к экстренной остановке. Животные непредсказуемы; их поведение может представлять неподконтрольную вам опасность.
  5. Избегайте фиксации взгляда на дороге впереди. Езда ночью может быть монотонной и утомляющей. Вам даже могут начать видеться какие-то образы в тени, которых там на самом деле нет. Всегда смотрите по сторонам, сканируйте все полотно дороги впереди, а не просто уставьтесь взглядом в одну точку дороги.
  6. Не едьте в сонном состоянии, делайте остановки. Монотонность ночной поездки может вызвать усталость, ведь поездка в темноте требует высокой концентрации внимания. Время от времени останавливайтесь ненадолго у обочины, чтобы сохранять бдительность.
  7. Учитывайте замедленность реакции. Оставляйте больше времени на реагирование, поскольку с наступлением темноты вы будете получать минимальное предупреждение об опасности. Замедлите скорость и заранее готовьтесь на подъезде к перекресткам и примыкающим боковым дорогам. Принимайте в расчет ночные опасности: бездумных и уставших ночных путников, детей и пр.
  8. Придерживайтесь надлежащих ограничений скорости. Более быстрая езда увеличивает время реакции для маневрирования и объезда препятствий. Уменьшение скорости даст вам больше времени для принятия правильного решения и совершения правильных действий с вашим мотоциклом.
  9. Следите за питанием. Повышенные требования к вниманию и бдительности на дороге быстрее истощают резервы энергии. Полноценный ужин или плотный перекус в дороге важны для поддержания вашего энергетического потенциала. Хорошо ешьте и пейте много воды.
  10. Помните о своем возрасте. Мотоциклисты постарше могут так же хорошо водить в темноте, как и молодые, однако имейте в виду, что зрение ухудшается с возрастом, а тем более ночью.
  11. Пьяные водители. Ночь – время вечеринок; это означает, что ночью следует особо опасаться пьяного за рулем автомобиля. Согласно статистике, более 16% водителей садятся за руль вечером в выходные в нетрезвом состоянии ????

Примите во внимание данные советы и наслаждайтесь безопасными ночными поездками на мотоцикле!

Материалы: http://sheandmoto.com/kak-bezopasno-ezdit-mototsikl-nochyu/


Back to top