Классификация тракторов

1 ≫

Современный трактор представляет собой самоходный тягач, выполняющий различные работы как путем буксирования рабочих машин, так и в стационарных условиях. При этом рабочие органы буксируемых или стационарных машин могут приводиться от двигателя трактора через шкив или вал отбора мощности.

Самоходное шасси — это разновидность трактора с такой компоновкой агрегатов и частей, которая позволяет универсально использовать шасси самохода для наиболее рационального навешивания разнообразных по назначению и сложности рабочих машин.

Схемы общего устройства тракторов и самоходных шасси изображены на рисунке 1.

Тракторы классифицируют по назначению, тяговому усилию, типу ходовой части, типу остова, типу двигателя.

По назначению тракторы подразделяют на сельскохозяйственные (универсально-пропашные, общего назначения и специальные) и промышленные (общего назначения и специальные).

Универсально-пропашные тракторы предназначены для наиболее эффективного выполнения работ по уходу за пропашными культурами, однако они могут использоваться и для выполнения трудоемких сельскохозяйственных операций (пахота, уборка зерновых культур и др.).

Характерные особенности универсально-пропашных тракторов: тяговое усилие 2, 6, 9, 14 и 20 кН, увеличенное расстояние между поверхностью земли и наиболее низко расположенными деталями между колесами или гусеницами, так называемый дорожный просвет (600…800 мм), малый радиус поворота (3…4 м), переменная колея, минимально возможная ширина колес или гусениц, рабочие скорости до 15 км/ч, транспортные 25…35 км/ч. Мощность двигателя у этих тракторов колеблется от 14 до 73,5 кВт.

Тракторы общего назначения (пахотные тракторы) применяют при выполнении наиболее трудоемкой сельскохозяйственной операции — пахоты, но могут выполнять также такие операции, как боронование, посев, уборка и др. Эти тракторы имеют расчетное тяговое усилие от 20 до 60 кН, рабочие скорости 5…11 км/ч, а в перспективе до 15 км/ч, мощность двигателя 9…220 кВт, дорожный просвет 250…350 мм.

Специальные тракторы, созданные на основе конструкций существующих тракторов, используют для работы в специфических условиях (болотистая или горная местность), а также для выполнения специальных работ, например обработки высокостебельных сельскохозяйственных культур, транспортирования хлыстов в условиях лесоразработок и т. п.

Конструктивные особенности специальных тракторов в зависимости от их назначения: болотных — широкая гусеница для уменьшения давления на опорную поверхность; горных — горизонтальное положение остова при работе поперек склона; хлопковых — трехколесная ходовая часть с увеличенным дорожным просветом и регулируемой колеей ведущих колес.

По номинальному тяговому усилию на низших рабочих передачах тракторы подразделяют на следующие тяговые классы: сельскохозяйственные — 2, 6, 9, 14, 20, 30, 40, 50 и 60 кН; промышленные — 100, 150 и 250 кН.

По типу ходовой части различают гусеничные, колесные и колесно-гусеничные тракторы.

Гусеничные тракторы имеют небольшое удельное давление на почву (0,035…0,050 МПа), сравнительно небольшие потери на буксование, повышенное сцепление ходового аппарата с опорной поверхностью и улучшенную проходимость.

Колесные тракторы отличаются сравнительно небольшими затратами мощности на самопередвижение, меньшей металлоемкостью, повышенными скоростями передвижения при выполнении транспортных операций на дорогах, однако склонны к повышенному буксованию. Для повышения тягово-сцепных свойств колесных тракторов иногда все четыре колеса трактора делают ведущими (колесная формула таких тракторов 4 х 4).

Колесно-гусеничные тракторы имеют упрощенные гусеничные движители, каждый из которых состоит из ведущего колеса, опорного катка и охватывающей их облегченной гусеницы.

Эти тракторы по сравнению с колесными менее склонны к буксованию вследствие пониженного удельного давления движителей на почву. Управляют такими тракторами так же как и колесными, при помощи рулевого управления и управляемых колес.

По типу остова тракторы бывают рамные, полурамные, безрамные.

Рамные тракторы в качестве остова имеют специальную раму, к которой крепятся все части и механизмы трактора. Рамный остов отличается повышенной жесткостью взаимного расположения механизмов и узлов, что особенно важно для сохранения соосности валов силовой передачи.

Остов полу рамных тракторов образуется из корпуса заднего моста, к которому прикрепляются две продольные балки, связанные в передней части поперечиной.

У безрамных тракторов остов образуется соединенными между собой корпусами механизмов силовой передачи и двигателем.

Полурамные и особенно безрамные тракторы имеют несколько облегченный, а следовательно, менее металлоемкий остов. Недостатки такого остова: пониженная жесткость взаимного расположения узлов силовой передачи и затруднительность доступа к отдельным узлам и деталям при техническом обслуживании и ремонте.

По типу двигателя различают тракторы с двигателем внутреннего сгорания-карбюраторным или дизельным и тракторы с электрическим двигателем. Преимущественное распространение на тракторах получили дизельные двигатели, обладающие высокой экономичностью и хорошими технико-эксплуатационными свойствами.

Сельскохозяйственные работы очень разнообразны, поэтому для их механизации требуются тракторы общего назначения, универсально-пропашные и специализированные.

Тракторы общего назначения используют для выполнения наиболее энергоемких сельскохозяйственных операций, общих при возделывании большинства сельскохозяйственных культур.

Они обладают хорошим сцеплением с почвой и развивают тяговое усилие не менее 30 кН.

Универсально – пропашные тракторы применяют главным образом при возделывании и уборке пропашных культур. Тяговое усилие у них меньше, чем у тракторов общего назначения. Для обработки различных междурядий колею (т. е. расстояние между правыми и левыми колесами) таких тракторов можно регулировать.

Специализированные тракторы создают обычно на базе существующих тракторов, приспосабливая их для работ по возделыванию свеклы, хлопчатника, для работы в садах, виноградниках или в особых условиях.

По типу ходовой части тракторы подразделяют на гусеничные и колесные.

Гусеничные тракторы опираются на большую поверхность, поэтому имеют хорошее сцепление с почвой, незначительно сминают и уплотняют ее и работают даже на увлажненных и рыхлых почвах.

Колесные тракторы более универсальны, чем гусеничные. Но проходимость их на переувлажненных и рыхлых почвах хуже, чем у гусеничных.

По типу остова изучаемые тракторы бывают рамные и полурамные.

У первых основные части смонтированы на раме трактора, состоящей из продольных балок, скрепленных поперечными брусьями.

У вторых двигатель крепится на короткой полураме, которая жестко присоединена к корпусу трансмиссии.

По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют в соответствии с тяговым классом.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/klassifikatsiya-traktorov

2 ≫

Тракторы классифицируют по ряду признаков. По области применения тракторы разделяют на сельскохозяйственные, промышленные, лесопромышленные и лесохозяйственные.

    По назначению и специализации различают тракторы:

  • сельскохозяйственные общего назначения, пропашные, универсально-пропашные, специализированные по видам культур (виноградниковые, рисоводческие, садоводческие, свекловодческие и др.) и условиям эксплуатации (горные, болотоходные, тепличные, животноводческие), малогабаритные, мотоблоки;
  • промышленные общего и специального (болотоходные, подземные, подводные и др.) назначения, погрузчики, трубоукладчики, земноводные, малогабаритные;
  • лесопромышленные специализированные по назначению и видам работ (тракторы в агрегате с одноооперационными или многооперационными машинами) и условиям эксплуатации (плавающие, болотоходные);

    лесохозяйственные общего назначения и специальные (болотоходные; лесопожарные).

  • Ниже приведен перечень работ, для которых предназначены тракторы.

  • общего назначения — энергоемкие технологические операции в растениеводстве (пахота, сплошная культивация, рыхление, фрезерование, внесение удобрений, дискование тяжелыми боронами и т.д.), кормопроизводстве, кроме работ по уходу за пропашными культурами и их уборке;
  • пропашные — посев, уход и уборка пропашных культур в междурядьях различной ширины;
  • универсально-пропашные синтезируют функции двух предыдущих групп тракторов, но имеют ограниченное использование на работах по подготовке почвы;
  • виноградниковые — обработка узкорядных виноградников одного или двух рядков (портальные тракторы); размеры портала определяются высотой и шириной шпалеры; ширина трактора по кромкам движителя не превышает 0,95 м;
  • овощеводческие — обработка узкорядных и узкострочных посевов овощных культур (имеют увеличенный агротехнический просвет или портал, регулируемую в широких пределах колею);
  • рисоводческие — возделывание риса по воде (имеют увеличенный клиренс, специальные шины для обеспечения самоочистки и высокие тяговые показатели в условиях работы в реках);
  • садоводческие — обработка средней части междурядий сада и ягодных кустарников и приствольных полос с боковым смещением машин относительно продольной оси трактора (трактор имеет оборудование, защищающее ветки деревьев, дополнительную навесную систему, минимально возможную высоту и гидрофицирован);
  • свекловодческие — посев, уход и уборка свеклы; размеры гусеницы и колея определяются величиной междурядий (0,45 и 0,60 м);
  • табаководческие и чаеводческие — возделывание табака, ягодных кустарников, саженцев, плодовых и ягодных культур, чая; отличаются высоким агротехническим просветом (до 1,8 м), регулируемой колеёй, возможностью навески и работы с машинами фронтального, межосевого и заднего расположения;
  • хлопководческие — возделывание хлопчатника в междурядьях 0,6 и 0,9 м на поливных землях; высокая маневренность трактора обеспечивается за счет малого радиуса поворота колесного трактора схемы ЗК2;
  • горные — работы в растениеводстве и кормопроизводстве на склонах с уклоном до 20° с использованием навесных устройств, приспосабливающих машины к работе на склоне, стабилизацией остова или сиденья тракториста; тракторы имеют повышенную устойчивость, защитные средства против опрокидывания и другие особенности, вызванные условиями их эксплуатации;
  • болотоходные — работа на влажных и переувлажненных почвах (ходовая часть обеспечивает низкое давление на поверхность, а повышенный клиренс проведение мелиоративных работ на заболоченных землях, сельскохозяйственных — на осушенных болотах);
  • малогабаритные — работы па малоконтурных участках, делянках, террасах и в коммунальном хозяйстве;
  • мотоблоки — работы в подсобном и коммунальном хозяйстве.
    • Промышленные тракторы:

  • общего назначения — работы в агрегате с бульдозером, рыхлителем или скрепером и другим оборудованием, устанавливаемым спереди и сзади;
  • погрузчики — погрузочные, землеройные и землеройно-транспортные работы (основным движителем является колесный, обеспечивающий повышенную маневренность и возможность транспортирования грунта на необходимое расстояние; при выполнении сосредоточенных работ, можно применять гусеничный движитель);
  • трубоукладчики — механизация работ по монтажу и укладке магистральных трубопроводов (имеют боковое грузоподъемное устройство);
  • болотоходные — землеройные и мелиоративные работы на грунтах с низкой несущей способностью;
  • мелиоративные — работы по осушению, строительству и , обслуживанию мелиоративных систем;
  • подземные — работы под водой на глубине до 7 м (имеют дистанционное управление, систему герметизации двигателя, забирающего воздух из атмосферы);
  • подводные — работы в акваториях рек и на континентальном шельфе морей глубиной до нескольких десятков метров (оборудуются электрическим двигателем, дистанционным или радиоуправлением);
  • малогабаритные — малообъемные землеройно-очистительные и вспомогательные работы в стесненных условиях.
    • Лесопромышленные тракторы:

    • трелевочные — сбор и транспортирование леса в полупогруженном состоянии (оборудуются толкателем для скучивания деревьев, выравнивания камней, расчистки волонов и др.); в зависимости от способа сбора воза тракторы разделяют на тросочокерные, с гидрозахватом и гидроманипулятором.
    • лесовозные — погрузка и транспортирование леса в полностью погруженном состоянии;
    • лесосборочные — сбор и транспортирование леса выносным оборудованием из лесосеки к трактору (дистанционная система транспортирования исключает необходимость маневрирования трактора на лесосеке, обеспечивает заготовку леса в труднодоступных местах);
    • плавающие — работы на лесосплаве (имеют комбинированный движитель, водонепроницаемый корпус-лодку, бревнотолкатель и лебедку);
    • болотоходные — лесозаготовки на грунтах с низкой несущей способностью.
      Лесохозяйственные тракторы:

    • общего назначения — лесовосстановительные работы, трелевка древесины при рубках ухода;
    • болотоходные — работы на грунтах с низкой несущей способностью;
    • лесопожарные — локализация и тушение лесных пожаров (отличаются более высокими транспортными скоростями и проходимостью).

    По типу ходовых систем (движителей) тракторы разделяют на колесные, гусеничные, полугусеничные, колесно-гусеничные, шагающие, плавающие, на воздушной подушке и др.

    По тяговому классу различают сельскохозяйственные тракторы тяговых классов от 0,2 до 8 (0,2; 0,6; 1,4; 2,0; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0 и 8) промышленные — тяговых классов от 1,4 до 100 (1,4; 8,0; 10; 15; 25; 35; 50; 75 и 100). [Тракторы. Проектирование, конструирование и расчет. Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов. И.П. Ксеневич, В.В. Гуськов, Н.Ф. Бочаров и др.]

    Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/klassifikaciya-traktorov/

    3 ≫

    Сельскохозяйственная техника представляет собой большой перечень технического оборудования, созданного для облегчения и повышения эффективности сельскохозяйственного труда посредством автоматизации и механизации отдельных видов технологических работ. Основной базой для сельского хозяйства во все времена считались трактора.

    Трактор - безрельсовое средство передвижения, используемое как тягач при разнообразных видах работ в сельском хозяйстве, дорожном строительстве. Может сам оборудоваться навесными или полунавесными машинами различного назначения.

    Классификация тракторов

    Основные параметры, по которым можно классифицировать трактора, следующие:

    По области применения существуют три группы: общего применения, универсально-пропашные и специальные.

    По типу устройства ходовой части тракторы делятся на колёсные и гусеничные.

    Классификация по типу наличия или отсутствия рамы:

    Рамные, корпус которых является рамой.

    Полурамные, их корпус состоит из двух продольных балок, соединённых с задним мостом.

    Безрамные - корпус этого типа тракторов, это соединённые воедино корпуса составляющих его механизмов и элементов.

    По показателям тягового усилия существует 9 классов тракторов. Учитывается номинальное усилие, которое означает значение, при котором трактор наиболее эффективен на среднестатистическом по влажности и твёрдости грунте.

    Марка трактора - кодовое название условно принятое для обозначения той или иной модели. Вначале обычно пишут буквенные знаки, которые являются аббревиатурой завода, или начальные буквы какого либо слова и через чёрточку показатели мощности в лошадиных силах или модельный номер.

    Технику, готовую к производству и вышедшую в серию вносят в каталог.

    Ниже будут приведены модели и модификации тракторов, разделённых по тяговым классам.

    Тяговый класс 0,2. Мини-трактора (МТЗ-082, МТ-15, T-012, АМЖК-8 и др.), применяемые для малых или селекционных полях и фермерских угодьях. Это трактор имеющий малые габариты, очень универсален, имеет две оси или гусеницы. Такие тракторы могут быть соединены с косилкой, прицепной тележкой, культиватором, плугом и другими агрегатами, предусмотренными для этих моделей.

    Тяговый класс 0,1. Мотоблок на одной оси, который управляется оператором при помощи рычагов.

    Тяговый класс 0,6. Самоходные шасси и тракторы (ХТЗ-2511, СШ-25, T-30A-80, Т-25ФМ, TT3-30, T-25A и Т-16МГ) используются в междурядной обработке и посеве, посадке садов и овощей, уборка сена, уход за посевами, различные транспортные работы. Самоходные шасси являются разновидностью трактора, которая имеет грузовую платформу на раме, предназначенную для перевозки грузов, а также для навеса различных агреготов, орудий и машин для работы в сельском или коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси Т-16МГ и СШ-25 применяются в садоводстве, животноводстве, овощеводстве и полеводстве.

    Тяговой класс 0,9. Это тракторы (JIT3-55AH, JIT3-55A, JIT3-55, Т-28Х4М, ТТЗ-80.10 и BT3-45AT) обладают широким диапазоном передач, реверсивным ходом, а также регулировкой ширины колеи, поэтому могут очень широко применяться в сельском хозяйстве и на транспортных работах. Это может быть предпосевная и междурядная обработка, посев, уборка культур, вспашка на малой площади лёгких почв и уборка сена, борьба с вредителями.

    Тяговый класс 1,4. Эти тракторы (ЮМЗ-6АКМ, МТЗ-80, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-бОАБ, МТЗ-82) с успехом применяются на уборке овощных и технических культур, а также при их возделывании. Для вспашки, боронования, посадки, посева, вспашки, применяются в совокупности с различным навесным оборудованием. На них можно заготавливать корма, распределять по полю удобрения, перевозить различные грузы. К этой группе относятся машины "Беларусь", имеющие более 25 модификаций. Различие модификаций между собой заключается в комплектации. Например, 920-ая модель снабжена двигателем с мощностью 90 л. с. Также у него все колёса ведущие, коробка передач синхронизирована, передачи имеет несколько диапазонов и могут переключаться на ходу.

    Базовые модели классов 0,6; 0,9 и 1,4 являются универсально-пропашными колёсными тракторами. Сюда же относятся трактора повышенной проходимости, у которых все колёса ведущие, тракторы горные для работы на крутых склонах и др.

    Тяговой класс 2. Сюда относятся трактора Т-90С, на гусеничном ходу (а также T-70B, вино - градниковый и T-70CM, свекловодческий) и трактора на колёсном ходу "Беларусь-1221", JIT3-95, JIT3-155, а также шасси универсальное "Беларусь" Шу-356.

    "Беларусь-1221" имеет дизельный двигатель с шестью цилиндрами, общая мощность которого 130 л. с. Имеется турбонаддув. Переключаемая на ходу коробка передач. Есть передняя и задняя навеска, может быть оснащён дополнительным ВОМ.

    Трактор JIT3-155 считается интегральным, так как в нём сопряжены вместе различные части и виды агрегатов, как простые, так и комбинированные. Двигатель имеет мощность 150 л. с. Этот трактор имеет принцип строения называемый модульным. Три основные модули (части) это технологическая, управляющая и энергетическая. Первая (технологическая) часть, это задний мост вместе с устройствами для работы с орудиями сельского хозяйства и машинами, уборочным оборудованием, платформой для груза и т.д. Есть возможность изменения дорожного просвета. Вторая (управляющая) часть, это расположенный в кабине пост управления, который может вращаться на 180 градусов. И третья (энергетическая) часть представлена дизельным двигателем, коробкой передач, ведущий передний мост, ВОМ и навесное оборудование.

    Шасси ШУ-356 имеет двигатель на 80 л. с. и сконструировано для использования на различных полевых работах, транспортировки грузов. Платформа имеет объём 2,5 куб. метра.

    Тяговый класс 3. Трактора этого класса (колесные ХТЗ-121, T-15K, T-150K, BT-130K и гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, BT-100, BT-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, T-150, XT3-180P, ХТЗ-200) используются для почвенной обработки, уборки, посева транспортных работ. Колесные варианты имеют одинаковые по размеру и все ведущие колёса.

    Трактор ДТ-175М оснащён двигателем в 170 л. с., коробкой передач с гидротрансформатором, автоматической передачей в зависимости от тягового усилия.

    Трактор ВТ-130 имеет двигатель на дизеле с регулируемой мощностью от 120 до 145 л. с. Наивысшие показатели мощности достигаются при помощи турбонаддува. Кабина трактора откидывается набок, есть система автоматического контроля процесса работы трактора. Гусеничные модификации Т-150 и ВТ-130К унифицированы с их базовой колёсной моделью.

    Тяговый класс 4. Гусеничный трактор Т-4А предназначен для мощных энергоёмких работ. Применяют для работы на крупных полях. Есть модификация Т-402 для работы в степных зонах.

    Тяговый класс 5. Представлен тракторами со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колёсами ("Кировец" K-701M, К-744 и K-700A). Подобные модели используют для крупномасштабной вспашки, посева, снегозадержания, культивации, а также в транспортных работах. Двигатели таких тракторов имеют мощность до 350 л. с. Существует гусеничная модификация Т-250.

    Тяговый класс 6. Примером является трактор на гусеничной тяге Т-170М. Этот трактор используется для тяжёлых мелиоративных и сельскохозяйственных работ большого объёма и площади.

    Материалы: http://studbooks.net/791564/agropromyshlennost/klassifikatsiya_traktorov_selskohozyaystvennyh_mashin


    Back to top