Схемы и типы коробок передач колесного трактора

1 ≫

На тракторах отечественного производства применяют ступенчатые коробки передач, т.е. такие, которые дают возможность получать несколько различных скоростей с определенными интервалами.

Ступенчатые коробки передач подразделяются по числу валов, передвижных кареток (ходов) и ступеней или передач. На колесных тракторах устанавливают коробки с двумя или тремя валами. Двухвальная коробка имеет первичный, или ведущий, вал 1 (рис. 97, а) и вторичный, или ведомый, вал 2. Передача вращения с первичного вала на вторичный осуществляется, как правило, одной или двумя парами шестерен.

Трехвальная коробка передач (рис. 97,6) имеет, кроме того, промежуточный вал 3. Если первичный и вторичный валы такой коробка непосредственно соединяются между собой, то образуется прямая передача и оба вала вращаются как одно целое. Для получения других передач вращение от первичного вала на вторичный передается двумя парами шестерен.

Рис. 97. Схемы коробок передач:

а—двухвальная коробка; б—трехвальная коробка; 1—первичный (ведущий) вал; 2—вторичный (ведомый) вал; 3—промежуточный вал.

Трехвальная коробка более компактна, чем двухвальная, имеет небольшой вес и позволяет иметь много ступеней (передач) при небольших габаритах. Однако такая коробка сложнее и, кроме того, ее некоторые детали имеют пониженную износостойкость.

В зависимости от числа перемещающихся кареток или зубчатых муфт, осуществляющих включение передач, различают двух-, трех- и четырехходовые коробки. Шестерни, расположенные на ведущем и ведомом валах, различаются по числу зубцов. При включении каждой пары шестерен получается определенное передаточное число, а следовательно, определенная скорость. Чем больше пар шестерен различных диаметров можно вводить в зацепление, тем больше ступеней будет иметь коробка.

Коробки передач колесных тракторов имеют от четырех до десяти передач вперед и от одной до четырех передач заднего хода. Переключение передач производят механизмом, который имеет рычаг переключения, валики и вилки, а также замки, фиксаторы и механизм блокировки. При помощи рычага, валиков и вилок шестерни передвигают на валах. Фиксаторы удерживают шестерни во включенном или выключенном положении: конус фиксатора 1 (рис. 98) входит в выточку валика 2 вилки, препятствуя самовключению или самовыключению шестерен.

Рис. 98. Схема фиксатора, блокировочного механизма и замка:

1—фиксатор; 2—валик вилки; 3—валик блокировки; 4—тяга; 5—педаль муфты сцепления; 6—рычаг коробки передач; 7—кулиса; 8—вилка.

Замки препятствуют одновременному включению двух пар шестерен. Замком служит кулиса 7, имеющая пазы для одного из плеч рычага коробки.

Когда рычаг движется по пазу кулисы, он перемещает только один из валиков переключения передач.

Механизм блокировки не допускает переключения передач при не полностью выключенной муфте сцепления. Оп состоит из валика с вырезами под стержни фиксаторов, рычага и тяги, соединяющей валик с механизмом управления муфтой сцепления. Когда муфта сцепления не выключена или выключена не полностью, валик блокировки пе дает конусам фиксаторов выйти из углублений валиков переключения шестерен и делает переключение невозможным. Если же муфта сцепления выключена полностью, валик блокировки поворачивается (или перемещается) так, чтобы выемки валика оказывались против стержней фиксаторов, которые могут выходить из выемок; переключение шестерен становится возможным.

Блокировочный механизм исключает возможность самовыключения шестерен при работе трактора.

Traktora.org — все о сельскохозяйственной технике и про трактор — устройство, обслуживание, ремонт, эксплуатация, инструкции, схемы.

Перепечатка материалов возможна только при наличии активной гиперссылки на источник

Материалы: http://www.traktora.org/sxemy-i-tipy-korobok-peredach-kolesnogo-traktora

2 ≫

На тракторах устанавливают механические коробки передач, в которых крутящий момент передается шестернями, соединяемыми между собой в различных комбинациях. Коробка передач с механическим переключением передач представлена на рисунке 1, а, б, в.

Рис. 1. Принцип устройства и действия коробки передач с механическим переключением передач:

а — включен передний ход; б — нейтральное положение; в — включен задний ход; 1 — ведущий вал; 2, 3, 4, 5 — шестерни, жестко закрепленные на ведущем валу; 6 — промежуточная шестерня; 7 — промежуточный вал; 8 — ведомый вал, 9, 10, 11 — шестерни, сидящие на шлицах ведомого вала; 12 — корпус коробки.

Устройство. Коробка передач представляет собой механизм, собранный в металлическом корпусе 12 (см. рис. 1, б), в котором установлены два (а может быть три или даже четыре) вала — ведущий 1, соединенный с валом главного сцепления трактора через промежуточное соединение, и ведомый 8, соединенный с главной передачей трансмиссии.

На ведущем валу 1 закреплены неподвижно шестерни 2, 3, 4 и 5. На ведомом валу 8 посажены на шлицах шестерни 9, 10 и 11. Это дает им возможность перемещаться вдоль вала 8 и одновременно вместе с ним вращаться.

В некоторых коробках передач, наоборот, неподвижные шестерни сидят на ведомом валу, а подвижные — на ведущем, что не меняет принципа действия коробки передач.

Кроме перечисленных шестерен, в коробке на промежуточном валу 7 свободно посажена шестерня 6, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 5.

Действие. Во время работы двигателя с включенным главным сцеплением ведущий вал 1 и сидящие на нем шестерни вращаются, а ведомый вал 8 с шестернями, находящимися на его шлицах, неподвижны. При таком расположении шестерен вращение через коробку передач не передается, и это расположение принято называть нейтральным положением коробки передач.

Если же при работающем двигателе в зацеплении оказываются, например, шестерни 11 и 2 (см. рис. 1, а), то вращение от вала 1 передается на вал 8. Но поскольку ведущая шестерня 2 имеет меньший диаметр, чем ведомая 11, частота вращения ведомого вала 8 будет меньше, чем частота вращения ведущего вала 1, а крутящий момент на ведомом валу будет больше. Такую передачу называют (для данной схемы) первой передачей. Трактор при этом двигается медленно, но одновременно с этим обладает большой силой тяги.

Соединяя поочередно шестерни 3, 10, 4 и 9, можно получить еще два варианта передаточных чисел, или, иначе, вторую и третью передачи, при которых скорость движения трактора увеличивается, а тяговое усилие уменьшается.

Если соединить шестерню 9 с шестерней 6 (см. рис. 1, в), ведомый вал 8 будет вращаться в обратную сторону, т. е. будет включен задний ход.

Таким образом, в рассматриваемой коробке передач можно получить три различные передачи вперед и одну передачу назад, обеспечивающие три различных тяговых усилия вперед и одно назад. Такая коробка называется механической трехскоростной.

Известно, что сельскохозяйственные машины и орудия, буксируемые трактором, имеют самые разнообразные тяговые сопротивления. Причем бывают случаи, когда одна и та же машина или орудие в различных условиях эксплуатации обнаруживает различные тяговые сопротивления. Это обстоятельство говорит о том, что нагрузка на двигатель весьма разнообразна, поэтому ему приходится работать на разных режимах, порой весьма неэкономичных.

Для того чтобы трактор работал более экономично со всевозможными машинами или орудиями, в коробках передач установлены не три, а значительно больше передач — четырнадцать, восемнадцать, двадцать две и др.

Рис. 2. Устройство для переключения передач подвижными шестернями:

а — общий вид коробки передач; б — механизм переключения; 1 — ведущий вал; 2 — ползун; 3 — планка; 4 — конец рычага переключения; 5 — рычаг переключения; 6 — валик, 7 — фиксатор; 8 — вилка; 9, 10 — каретки; 11 — ведомый вал; 12, 13 — ведомые шестерни; I — механизм переключения заблокирован; II — то же, разблокирован.

Переключение передач в такой коробке осуществляется специальным механизмом, который состоит из рычага 5 (рис. 2, а), ползунов 2 (или валиков) и вилок 8, входящих в кольцевые выточки кареток подвижных шестерен 9 и 10, сидящих на ведущем валу.

Для того чтобы в начале движения трактора соединить быстро вращающуюся шестерню на ведущем валу с неподвижной шестерней на ведомом валу, вращающуюся шестерню следует остановить. Для этого необходимо выключить главное сцепление трактора, а уже после соединения шестерен плавно его включить.

Для того чтобы нельзя было переключить передачи без предварительного выключения главного сцепления и остановки ведомого вала, на коробке передач установлен блокировочный механизм, который уменьшает износ зубьев шестерен и обеспечивает более надежную фиксацию подвижных шестерен коробки во время работы. Этот механизм состоит из фиксаторов 7 и валиков 6, соединенных через рычаги и тягу с педалью управления сцеплением. Когда сцепление включено (см. рис. 2, б. положение I), выточки на валиках 6 располагаются так, что валик не позволяет фиксаторам 7 подняться и пропустить ползун 2 для переключения передачи.

Для включения нужной передачи следует нажать на педаль сцепления (положение II). Валик в при этом повернется на угол, при котором его выточка расположится над фиксаторами. Затем нужно поставить рычаг 5 (см. рис. 2, а) так, чтобы его нижний конец 4 встал против нужного ползуна, и повернуть рычаг вперед или назад (в зависимости от того, какую нужно включить передачу). При этом соединяются шестерни А и А’ или Б и Б’ (см. рис. 2, б).

Обычно в коробках передач имеется не один ползун, а несколько, причем их располагают рядом так, чтобы можно было переключать все передачи одним рычагом.

Для того чтобы нижний конец рычага не захватывал одновременно два ползуна, между ними помещают разделительные планки 3 (см. рис. 2, а).

Коробка передач с гидравлическим переключением передач. Устройство. В чугунном корпусе 12 (рис. 3, а) устанавливают валы — ведущий 6, ведомый 75, заднего хода (не показан) и др.

На ведущем валу жестко укреплены четыре ведущие шестерни 5 и 10, а на ведомом свободно посажены на шариковых подшипниках четыре ведомые шестерни 11 и 16 (на рисунке показано только по две шестерни). Ведомые и ведущие шестерни попарно соединены между собой и находятся в постоянном зацеплении. Каждая из ведомых шестерен соединена с гидроподжимной муфтой, жестко укрепленной на ведомом валу 15.

Гидроподжимные муфты предназначены для соединения свободно вращающихся ведомых шестерен с ведомым валом. Муфты собраны попарно в барабане 13, жестко установленном своей шлицевой ступицей на ведомом валу 15 коробки передач.

Каждая из муфт устроена следующим образом. Внутри барабана 13 помещены: поршень 7, прижимаемый пружинами к перегородке барабана, а также ведущие 8 и ведомые 9 диски (дисков бывает четыре или пять).

Ведущие диски 8 своими внутренними зубьями соединяются со шлицами на ступицах шестерен 11 и 16, а ведомые 9 входят своими выступами в пазы барабана. Для подачи внутрь гидромуфты рабочей жидкости в ведомом валу 15 и ступице барабана сделаны каналы.

Действие. Во время работы двигателя с включенным главным сцеплением ведущий вал 6 (рис. 3, б) и все ведущие и ведомые шестерни вращаются, а ведомый вал 15 и гидроподжимные муфты неподвижны. Такое положение называется нейтральным.

Если же подать в любую из гидромуфт рабочую жидкость под давлением 0,7…0,9 МПа, создаваемым насосом 18, поршень передвинется от перегородки барабана и сожмет ведущие и ведомые диски между собой. Муфта замкнется, и ведомый вал начнет вращаться.

Поскольку у ведущих и ведомых шестерен диаметры по величине разные, в рассматриваемой конструкции можно получить четыре различных передаточных числа — четыре различные передачи.

Переключение передач у такой коробки может производиться на ходу трактора без разрыва потока мощности. При постановке рычага 2, например, в положение II масло, поданное насосом из картера коробки передач, направляется в распределитель 1, откуда по каналу, просверленному в ведомом валу 15, поступает в правую муфту. Здесь оно давит на поршень 7, который при этом передвигается вправо и сжимает

Рис. 3. Переключение передач гидроподжимными муфтами:

а — схема действия; б — устройство; 1 — распределитель; 2 — рычаг; 3 — манометр; 4 — гидроаккумулятор; 5, 10, 11 и 16 — шестерни; 6 — ведущий вал, 7 — поршень; 8 — ведущие диски; 9 — ведомые диски; 12 — корпус; 13 — барабан; 14 — пружина; 15 — ведомый вал; 17, 19 — фильтры; 18 — насос; 20 — клапан.

Если перевести рычаг 2 в положение I, то раздаточный паз распределителя встанет против отверстий верхнего канала и направит масло в цилиндр левой муфты.

До тех пор пока масло будет заполнять этот цилиндр, а поршень не сожмет диски, правая муфта останется включенной, так как в ней поддерживается давление, создаваемое гидроаккумулятором 4.

Гидроаккумулятор постепенно разряжается за счет вытекания масла через дроссельное отверстие, и давление масла в правой муфте постепенно падает. Когда поршень левой муфты сожмет диски и вращение будет передаваться через шестерни 5 и 10, перебросные клапаны (на схеме не показаны) под воздействием перепада давления переместятся в такое положение, при котором гидроаккумулятор будет поддерживать давление в верхнем канале.

В гидросистеме коробки также установлены масляный радиатор (не показан), всасывающий 17 и нагнетательный 19 фильтры и предохранительный клапан 20, через который при избыточном давлении в магистрали (более 0,9 МПа) масло стекает в картер коробки передач, что предупреждает возможную поломку. Для контроля за давлением масла в гидросистеме коробки передач установлен манометр 3. [Трактор. Семенов В.М., Власенко В.Н. 1989 г.]

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/korobki-peredach-traktorov/

3 ≫

Коробка передач обеспечивает трактор большим количеством рабочих режимов, благодаря чему машина может выполнять тяжёлые и энергозатратные работы с минимальными затратами топлива. Схема переключения передач МТЗ 82 и МТЗ 80 работает по аналогичному принципу, поэтому эти трактора можно рассматривать вместе.

На трактор МТЗ-80 и его аналог МТЗ-82, устанавливается одиннадцатиступенчатая коробка передач. Это даёт машине девять передних и два задних рабочих режима.

Если в базовую комплектацию входит редуктор ходоуменьшителя, то число рабочих режимов увеличивается в два раза. Такая схема нужна для выполнения тяжёлых работ в оптимальном режиме. Это существенно расширяет возможности трактора и снижает расход горючего.

Схема переключения между режимами у трактора МТЗ-80, равно как и у МТЗ-82, выглядит следующим образом:

  1. Переключение передач возможно только на пониженных оборотах двигателя.
  2. После этого выжимается сцепление.
  3. Затем включается нужный рабочий режим, педаль сцепления плавно отпускается.
Схема переключения передач

Бывают моменты, когда коробка заедает и переключение передач становится невозможны. Порядок действий должен быть следующим: рычаг возвращается в исходное положение и процедура повторяется.

КПП обеспечивает не только переключение передач, но и функционирование навесных механизмов и агрегатов. Для этого предусмотрен ВОМ (вал отбора мощности), который располагается сбоку.

Если рассмотреть коробку передач в продольном разрезе, то можно увидеть два рядом идущих вала: первичный и вторичный. Оба механизма установлены на одной оси и соединяются между собой через опорный подшипник.

Приводные шестерёнки 3-ей, 4-ой и пятой скорости располагаются на первичном валу. Тип соединения – шлицевое. Кроме того, через зубчатое колесо первичный вал подсоединяется к редуктору ходоуменьшителя. Промежуточный вал оснащается шестерёнкой, которая зацепляется зубьями с шестернёй третьей скоростной передачи.

Промежуточный вал вращается за счёт втулки, установленной в обойму подшипника. Втулка соединяется с центральной шестерёнкой второй редукторной ступени. За этим зубчатым колесом размещаются кулачки вала отбора мощности.

Коробка передач МТЗ-80

Кроме этого, над главной шестернёй редуктора трактора МТЗ-80 и последующего аналога МТЗ-82, установлена система разбрызгивания смазки. Если не смазывать трущиеся детали, трактор быстро выйдет из строя. Это аксиома для любого механизатора.

Трактор МТЗ-80 и модель МТЗ-82 оснащены 2-х ступенчатым понижающим редуктором. Им дополнена коробка передач, схема соединения приводилась выше. На первую редукторную ступень завязаны 1-5 скорости и один режим заднего хода.

Другие рабочие режимы приходятся на другую ступень редуктора. Первая редукторная ступень включается посредством зацепления ведущего зубчатого колеса с венцом вторичного вала. Вторая ступень включается в результате зацепления шестерни с зубчатым колесом первой ступени.

Коробка передач, которой оснащается трактор МТЗ-80 и его модификация МТЗ 82, считается надёжным узлом. Но как и любой механизм, состоящий из множества трущихся деталей, КПП нуждается в регулярной смазке и техническом обслуживании. Если этим пренебрегать, можно столкнуться со следующими явлениями:

При переключении скоростей раздаётся скрип

Это свидетельствует о дефекте дисков сцепления или неправильно отрегулировано зацепление зубчатых колёс. Необходимо поставить трактор в ремонт и заменить отслужившие свой срок узлы.

Если после замены и регулировки скрип остался, необходимо проверить длину пружины, которая находится в блоке управления кулачками. Её длина не должна превышать 32 миллиметра в состоянии максимального сжатия.

Проверка зазоров

Для накладок тормозкового диска максимально допустимый зазор не должен превышать 1,5 миллиметра. Оптимальный зазор цапфа отводки и вилки включения – 2,2 миллиметра. Если эти показатели превышены, трактор МТЗ-80, как и МТЗ-82, нуждается в замене этих деталей.

Люфт рычага переключения передач

Эта проблема обычно сопровождается непроизвольным включением скоростных режимов или их неполным выключением. Это явление говорит о проблемах с вилками переключения, им не хватает трущего усилия.

Кроме того, такой эффект дают ослабшие пружинные фиксаторы. Чтобы устранить проблему, необходимо демонтировать переключающее устройство и провести полную ревизию деталей.

Особое внимание стоит уделить щёчкам вилок переключения, зазорам между переключающими планками и ширине зева. Все изношенные детали не подлежат ремонту, поэтому нуждаются в полной замене.

Коробка передач МТЗ-82

Посторонний шум в коробке

Скорее всего, износились опорные подшипники или валы. Если не принять своевременных мер, коробка передач может заклинить и трактор отправится на капитальный ремонт.

Чтобы устранить проблему, необходимо вскрыть коробку и проверить надёжность крепления валов. Делают это вручную, при помощи монтировки или небольшого лома.

Если валы не жёстко зафиксированы в местах креплений, они сдвинутся от приложенного усилия. Необходимо проверить затяжную гайку, если с ней всё в порядке, значит, развалились подшипники. Если подшипники и гайка в порядке, стоит замерить зазор оси вторичного вала.

Стук в коробке

Если в коробке передач слышится посторонний стук, который исчезает в момент переключения режимов, значит, изношены приводные шестерёнки. Чтобы устранить проблему, необходимо снять раздаточную коробку и крышку КПП. Трактор МТЗ-80 и аналогичный ему МТЗ-82 ставится на домкрат. После этого нужно прокручивая колесо вручную, выявить дефектные шестерёнки. Для их замены коробку передач придётся разбирать полностью.

Стоит отметить, что трактор МТЗ-80 и его последующая вариация МТЗ-82, относится к разряду «не убиваемой» техники. При своевременном обслуживании, проблем с машиной практически не возникает.

Материалы: http://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/korobka-peredach-mtz-80-82.html


Back to top