1 ≫
-
МТЗ 50 относится к поколению послевоенных тракторов. В 1956 году, на Минском тракторном заводе, началась работа над этим трактором. Первая машина сошла с конвейера предприятия в 1958 году. Что примечательно, для этой модели специально разрабатывался дизельный двигатель, он устанавливался практически на все последующие модификации.
После полевых испытаний, которые МТЗ-50 выдержал с честью, было налажено серийное производство машин. Это произошло в 1962 году. Вплоть до 1985 года, машина поставлялась во все республики бывшего Советского Союза. После упомянутого срока, выпуск тракторов «Белорус» серии МТЗ-50, был частично приостановлен. Машины стали выпускаться в ограниченных количествах и предназначались на экспорт. За 17 лет работы производственной линии, эти колёсные трактора успели неплохо зарекомендовать себя в различных производственных и сельскохозяйственных отраслях. Рассмотрим вкратце общие технические характеристики машин из этой серии.
Устройство техники
Двигатель
В базовой комплектации, трактор МТЗ-50 «Белорус» выпускался с четырёхцилиндровым дизельным двигателем Д-50. Этот агрегат выделялся рядным расположением цилиндров и системой жидкостного охлаждения.
Трактор МТЗ 50
Мощность силовой установки составляет 55 лошадиных сил, рабочий объём – 4,75 литра. Скорость вращения коленвала – 1 700 об/мин. Из достоинств можно отметить неприхотливость двигателя к качеству потребляемой соляры. Расход топлива при пиковых нагрузках – 8 литров в час.
Основной дизель приводится в действие при помощи двигателя предварительного запуска. Это маломощный бензиновый мотор с высоким крутящим моментом. Предусмотрена возможность запуска мотора вручную.
Ходовая часть
Белорус МТЗ-50 — трактор с передними ведущими колёсами. Передняя колёсная пара устанавливается на полужёсткую подвеску. Для лучшей проходимости, передняя подвеска дополнена балансирным мостом.
Задняя подвеска выполнена в жёстком варианте. Передняя и задняя колея могут изменяться по ширине. Задние колёса крепятся к осям при помощи специальных клемм. Это обеспечивает быстрое снятие и замену колёс в случае необходимости.
Трактор МТЗ 50
Трансмиссия
Эта модель тракторов «Белорус» оснащается механической схемой трансмиссии. В трансмиссию входит девятиступенчатая коробка передач, однодисковая сухая муфта сцепления замкнутого типа, блокировка дифференциала заднего моста и тормозная система дискового типа.
Коробка передач обеспечивала трактору 9 передних и две задние скорости. Чтобы переключение между различными рабочими режимами происходило без потерь мощности, устанавливался уменьшитель хода комбинированный с увеличителем мощности. Такая схема положительно сказывалась на манёвренности и проходимости трактора.
Кабина
У МТЗ-50 «Белорус» заднее расположение кабины. Рабочее место располагается непосредственно за двигателем. Водительское кресло было подрессорено, это позволяло не испытывать дискомфорта при работе на неровной местности. Кабина была каркасной и цельнометаллической.
Металл был покрыт грунтовкой и специальным порошкообразным красителем. Это повышало сопротивляемость коррозии и позволяло машине работать даже в агрессивной среде.
Внутренняя отделка была выполнена из вибропласта, что обеспечивало защиту от шума и вибраций. Герметичность кабины обеспечивалась за счёт резиновых уплотнителей, которые устанавливались на стёкла.
Обзор модификаций
За время выпуска, МТЗ-50 «Белорус» несколько раз модифицировался. Новые машины имели схожие технические характеристики с базовой моделью, но предназначались для выполнения более сложных работ.
- МТЗ-50Х. Эта модификация — продукт совместного производства Минского и Ташкентского тракторных заводов. Модель предназначалась для работы на хлопковых полях, поэтому обладала более высоким дорожным просветом и выпускалась в трёхколёсном варианте.
- МТЗ-50В и МТЗ-50Р. Эти машины «Белорус» выпускались на гусеничном ходу и предназначались для работы на виноградниках и рисовых полях.
- МТЗ-50Л. Практически точная копия базовой модели, разница заключалась в установке другого двигателя предварительного запуска.
- МТЗ-50Н. Низкопрофильный колёсный трактор. Дорожный просвет был уменьшен за счёт установки задних колёс меньшего радиуса.
- МТЗ-60, МТЗ-62. Экспортные варианты трактора «Белорус» МТЗ-50. Эти машины оснащались дизельными двигателями СМД-12. Мощность увеличилась до 65 лошадиных сил.
Преимущества и недостатки
Трактор МТЗ-50 «Белорус» относится к тяговому классу 1,4. Машина может работать с различными видами сельскохозяйственного и промышленного навесного оборудования. Благодаря довольно мощному двигателю, трактор отлично справляется с пропашными и уборочными работами.
Рабочий ресурс силового агрегата – 5 000 часов. На практике, дизель Д-50 может отработать гораздо больше времени. Все основные узлы находятся в свободном доступе, поэтому в случае ремонта не нужно разбирать половину машины, чтобы добраться до нужной детали.
Из недостатков можно отметить низкий уровень комфортности кабины. Уплотнители быстро протираются, что разрушает и так невысокую герметичность кабины.
Кондиционер не предусмотрен конструкцией, приходится устанавливать самостоятельно. Система отопления далека от совершенства, поэтому в зимнее время работать практически невозможно.
Хотя производители заявляли, что их детище может работать на топливе любого качества, часто глохнущий двигатель говорит об обратном. Машина не предназначена для работы на больших пространствах, тому виной двигатель, который за всю историю МТЗ-50 «Белорус» ни разу не дорабатывался.
Материалы: http://fermerznaet.com/selhoztehnika/traktor/mtz-50.html
2 ≫
-
Колесные тракторы «Беларусь» модели МТЗ-50 (рис. 1), МТЗ-50 Л (рис. 2), МТЗ-52 (рис. 3), МТЗ-52Л (рис. 4)
Рис.1. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-50
Рис.2. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-50Л
Рис.3. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-52
Рис.4. Колесный трактор «Беларусь» модель МТЗ-52Л
являются универсальными сельскохозяйственными тракторами класса 1,4 т. На них установлены дизельные двигатели Д-50 и Д-50Л с электростартерным пуском и пусковым двигателем.
На переднем брусе полурамы установлены водяной и масляный радиаторы, жалюзи и гидроусилитель рулевого управления. Насос гидроусилителя размещен на двигателе. Двигатель закрыт облицовкой аллигаторного типа с откидыванием ее вперед по ходу трактора.
Сзади облицовка заканчивается приборным щитком, на котором установлены контрольно-измерительные приборы.
Непосредственно за двигателем расположены механизмы силовой передачи трактора: муфта сцепления и соединительная муфта, смонтированные в общем корпусе; коробка передач и задний мост, расположенные в отдельных корпусах. На корпусе заднего моста с боков закреплены тормоза, а сзади установлен вал отбора мощности (ВОМ) и механизм задней навески гидравлической системы.
Гидравлическая система тракторов раздельно-агрегатная. Насос гидросистемы получает вращение от двигателя через шестерни привода ВОМ. На корпусе муфты сцепления закреплен корпус гидроагрегатов — масляный бак. Распределитель гидросистемы, гидроувеличитель сцепного веса и механизм управления ими прикреплены к корпусу гидроагрегатов и закрыты облицовкой.
Аккумулятор гидроувеличителя крепится к левому рукаву полуоси заднего колеса. Выводы от распределителя гидросистемы к боковым (выносным) цилиндрам расположены в средней части трактора, в удобном для пользования месте. Основной цилиндр и аккумуляторные батареи размещены на крышке заднего моста, под сиденьем тракториста. За сиденьем, между крыльями, находится топливный бак.
Непосредственно перед сиденьем расположены рулевое колесо, рычаги и педали управления трактором. Вал рулевого управления пропущен над двигателем под облицовкой.
Колеса тракторов снабжены пневматическими шинами низкого давления. Задние ведущие колеса установлены на полуосях конечных передач. Передние направляющие колеса смонтированы на поворотных цапфах передней оси, установленной шарнирно в приливах переднего бруса полурамы. Вес трактора на передние колеса передается через цилиндрические пружины, которые размещены внутри кронштейнов выдвижных кулаков оси и обеспечивают подрессоривание передней части остова машины.
Колея тракторов переменная и может регулироваться в интервале от 1200 до 1800 мм. Передние и задние колеса защищены крыльями. Крылья передних колес прикреплены к поворотным цапфам, а задних — к полу кабины.
Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней навески устанавливается поперечина со стандартной прицепной вилкой. Предусмотрены также специальное буксирное устройство с амортизатором, гидрофицироваиный крюк с управлением от гидросистемы и привод управления тормозами прицепов, используемые на транспортных работах. Для работы на стационаре имеется приводной шкив, который монтируется сзади трактора на крышке вала отбора мощности.
Привод механизмов различных машин может осуществляться от заднего вала отбора мощности, приводного шкива, а также от бокового вала отбора мощности. Для увеличения проходимости тракторов па влажных почвах предусмотрена установка полугусеничного хода.
При работе с навесными машинами сцепной вес тракторов регулируется гидроувеличителем сцепного веса, а с прицепными машинами — дополнительными грузами и жидкостью, заливаемой в шины задних колес.
Трактор имеет большое количество мест, легкодоступных для крепления сельскохозяйственных машин. Они расположены на переднем брусе и лонжеронах полурамы, корпусах муфты сцепления и заднего моста, корпусе гидроусилителя рулевого управления, рукавах полуосей и т. д.
Для освещения па тракторах установлены четыре фары: две передние вмонтированы в облицовку радиатора, а две задние — на крыльях.
Тракторы снабжены звуковым сигналом, указателями поворотов, габаритов и торможения, фонарем освещения номерного знака, стеклоочистителем. Имеется штепсельная розетка, позволяющая дополнительно подключать на сельскохозяйственных машинах две фары и кнопку сигнала для двухсторонней связи с трактористом, а также задний фонарь и указатели поворота прицепа.
Трактор МТЗ-50Л отличается от трактора МТЗ-50 пусковым устройством двигателя.
Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л, сохраняя полностью все преимущества тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л, в том числе и универсальность, обладают повышенными тягово-сцепными свойствами и высокой проходимостью за счет использования всех четырех колес в качестве ведущих. Предназначены для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями. Имея высокий дорожный просвет под рукавами переднего моста и бесступенчато регулируемую в широких пределах колею, тракторы М.ТЗ-52 и МТЗ-52Л могут выполнять междурядную обработку как высокостебельных (кукуруза, подсолнечник), так и низкостебельных (сахарная свекла и др.) пропашных культур.
Тракторы можно успешно использовать для привода различных стационарных машин, перевозки грузов, дорожно-строительных и других работ.
Повышенные тягово-сцепные свойства и проходимость тракторов МТЗ-52 и МТЗ-52Л обеспечивают увеличение их производительности и экономичности, позволяют расширить область применения колесных тракторов, устранить сезонность их использования.
Тракторы МТЗ-52 и МТЗ-52Л полностью выполняют комплекс работ по механизированному возделыванию сахарной свеклы, включая уборку в агрегате с трехрядными комбайнами.
Тракторы МТЗ-52 и MT3-52J1 отличаются от тракторов МТЗ-50 и МТЗ-50Л следующим:
вместо передней неведущей оси установлен передний ведущий мост с колесами размером 210—508 (8,3/8—20″);
установлены дополнительные узлы привода переднего ведущего моста: раздаточная коробка, карданный привод, который состоит из промежуточного и переднего карданных валов и промежуточной опоры;
рулевой механизм отличается сошкой гидроусилителя руля и трубой рулевых тяг;
изъяты дополнительные грузы с задних колес, на передние колеса грузы также не предусмотрены.
Привод к переднему мосту осуществляется через раздаточную коробку и последовательно соединенные промежуточный карданный вал, промежуточную опору и передний карданный вал от шестерни коробки передач, чем обеспечивается синхронность оборотов передних и задних колес на всех передачах.
Раздаточная коробка крепится к корпусу коробки передач справа по ходу трактора, оборудована муфтой свободного хода для осуществления автоматического включения переднего моста в работу при переднем ходе трактора и буксовании задних колес более установленного. Кроме того, раздаточная коробка снабжена также механизмом блокировки муфты свободного хода с управлением от педали для принудительного включения переднего моста в работу при заднем ходе трактора, а также при необходимости — при переднем ходе.
Карданные валы универсальные, с игольчатыми подшипниками в карданных шарнирах. Эти валы заимствованы по конструкции у автомобилей ГАЗ-69, УАЗ-451А и отличаются только длиной трубы. Промежуточная опора карданных валов крепится к корпусу муфты сцепления снизу.
Передний мост состоит из главной передачи, самоблокирующегося конического дифференциала повышенного трения, который исключает раздельное буксование колес и улучшает тягу моста; колесных двухступенчатых редукторов с коническими шестернями, выполняющими одновременно роль шарниров равных угловых скоростей.
Передний мост соединен с брусом двумя полыми осями. Это позволяет мосту вместе с колесами качаться на определенный угол в поперечной плоскости. Конструкцией обеспечивается бесступенчатое изменение (с помощью винтовых механизмов) колеи передних и задних колес в пределах 1200—1800 мм.
На правом лонжероне полурамы трактора имеется место для установки лопаты, а в кабине — для установки огнетушителя. [Тракторы Беларусь. МТЗ-50, МТЗ-50Л, МТЗ-52, МТЗ-52Л (1974 г.)]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/mtz-50-mtz-50l-mtz-52-mtz-52l/
3 ≫
-
До настоящего времени во многих частных и фермерских хозяйствах успешно работают неприхотливые в обслуживании и долговечные в эксплуатации минские тракторы марки «Беларусь» 50-й версии, в стандартной и полноприводной модификации.
Эти машины высоко ценятся за универсальность, неприхотливость в повседневной работе, высокую ремонтопригодность всех узлов и агрегатов. Запчасти и сменные комплектующие представлены в большом ассортименте и по доступной стоимости.
Минские тракторы этой марки выпускались на протяжении длительного времени, что позволило разработчикам накопить большой опыт использования своей продукции в сложных климатических и погодных условиях ближнего и дальнего зарубежья.
Даже в то непростое время конструкторы Минского завода уделяли особое внимание комфортности рабочего места водителя, расширению возможностей этих машин за счет увеличения ресурса силовой установки, повышения надежности трансмиссии, совместимости с большим количеством разных навесных, полунавесных и прицепных агрегатов.
Минский трактор МТЗ-50 стал основой для разработки специальных машин, предназначенных для механизации работ на хлопковых, рисовых и виноградных плантациях, выращивания сельскохозяйственных культур на участках со сложным рельефом.
Эксплуатационные возможности 50-й модели существенно расширены применением полноприводной ходовой части, которая удачно реализована в тракторах МТЗ-52 и МТЗ-52М. В этих вариантах использован более продвинутый тюнинг, выполнен ряд доработок по повышению комфортности рабочего места водителя.
Базовая версия машины характеризуется компактностью размещения основных узлов и систем, свободным доступом для их обслуживания и текущего ремонта.
- Трактор 50-й модели массой в 2,8 тонны обладает достаточно компактными габаритами, соответственно 3815х1970х2470 мм. Маневренность и проходимость машины обеспечивается небольшим радиусом разворота и дорожным просветом в 465 мм.
- Колею переднего моста с полужесткой подвеской можно регулировать в пределах 1200-1800 мм, для колеи заднего моста этот показатель составляет 1400-2100 мм. Бортовая гидросистема — раздельно агрегатная, снабженная производительным шестерёнчатым насосом и трехпозиционным гидрораспределителем.
- Силовой вал трансмиссии реализует передачу крутящего момента на задний мост, имеющий функцию механической блокировки дифференциала заднего моста. Эта особенность ходовой части позволяет трактору без проблем преодолевать участки с рыхлыми и заболоченными грунтами.
Конструкция трактора совместима с разными видами навесного экскаваторного, погрузочно-разгрузочного, бульдозерного, снегоуборочного и другого оборудования, активируемого посредством независимого вала отбора мощности.
Машины МТЗ-50 и 52 с одинаковым успехом могут задействоваться в сельском хозяйстве, животноводстве, в городских коммунальных предприятиях, жилом и промышленном строительстве.
Фото: тюнингованный МТЗ-52
- Компактный, простой в обслуживании и экономичный в эксплуатации дизельный двигатель мощностью 55 л.с. имеет гарантийный ресурс 5000 моточасов. Расход топлива даже при максимальных нагрузках составляет всего 8 л/ч.
- Характеристики силовой установки в полной мере обеспечивают активацию энергопотребляющих навесных агрегатов. 130-литровый топливный бак обеспечивает автономную работу тракторного агрегата или сцепки на протяжении более полутора рабочих смен.
- Крутящий момент от четырехцилиндрового дизельного двигателя объемом около 5 литров, передается на многоступенчатую коробку передач через однодисковую муфту сцепления постоянно-замкнутой конструкции.
- 9 передач переднего хода и 2 заднего обеспечивают машине большой диапазон скоростных, в том числе транспортных режимов.
Фото: МТЗ-50 в работе
Обе модели характеризуются бюджетной стоимостью, продолжительным ресурсом нагруженных узлов и механизмов, передовой для своего времени эргономикой рабочего места водителя.
- Кабина трактора оборудована достаточно эффективной тепло-звукоизоляцией, остекление обеспечивает полноценный круговой обзор.
- Имеет место удобное размещение всех элементов управления, наличие достаточно надежного в работе гидроусилителя руля, подрессоренного сидения, возможность вентиляции внутреннего объема с помощью открываемых окон и забора чистого воздуха через верхний люк.
В перечне недостатков — относительно небольшая кабина, умеренное качество резины дверных и оконных уплотнителей. На первых партиях отмечалась низкая эффективность отопления, при обкатке новых машин имелись претензии к затяжке резьбового крепежа.
Следует отметить, что эти недостатки достаточно оперативно устранялись в последующих сериях. По мнению многих владельцев — трактор МТЗ-52 конструкционно-производственных недостатков практически не имел. Основные претензии предъявлялись к качеству отдельных деталей, в частности к уплотнениям цилиндров гидросистемы и гидрораспределителя.
Фото: музейный экспонат МТЗ-50
Эти машины давно сняты с производства, поэтому речь может идти только о покупке бэушного трактора, технически исправного и обладающего достаточным остатком эксплуатационного ресурса. В источниках рекламной информации имеются предложения по продаже разных версий МТЗ-50 и его более совершенного полноприводного варианта МТЗ-52.
На сегодняшний день в продаже имеется достаточный выбор запасных частей, позволяющих с умеренными затратами средств и времени восстановить машину с любым, в том числе достаточно большим пробегом.
С учетом комплектации и степени износа ценовой диапазон на тракторы этих моделей варьируется в пределах от 70 до 120 тысяч грн(3000 — 5000$). Экономия на приобретении более дешевых машин может сделать покупку нерентабельной из-за значимых расходов на ремонт.
В этой категории присутствуют однотипные по мощности и назначению тракторы отечественного и зарубежного производства. Ближайший аналог 50-й и 52-й модели — популярный в недавнем прошлом трактор ЮМЗ-6, который на протяжении 30 лет выпускался в Днепропетровске.
Разработанная на базе трактора МТЗ-5 машина, существенной модернизации не подвергалась, поэтому по основным характеристикам уступает более совершенным тракторам 50-й модели и их функциональным версиям. Покупка более дешевого ЮМЗ-6 может создать много проблем, связанных с поиском запасных частей и механизмов.
Веду небольшое фермерское хозяйство, поэтому покупать мощные и достаточно дорогие тракторы нет необходимости. На сегодняшний день эксплуатирую два трактора 50-й модели: один на полевых, а другой — на транспортных работах. По самым скромным подсчетам, техника уже отработала по нескольку назначенных сроков службы. Техническое обслуживание выполняю в соответствии с регламентом, поэтому количество отказов и неисправностей в пределах нормы. Видел в работе новую машину марки МТЗ-500. Насколько мне известно — это доработанный вариант 50-й модели. Если рентабельность ремонта моей техники снизиться до минимума, буду брать именно этот трактор.
После армии работаю в строительной организации, с первых дней посадили на старый МТЗ-52. Машина была в хороших руках, поэтому особых проблем с ремонтом не имею. Кабина герметичная, но мощности печки в морозную погоду явно не хватает, имеет место небольшой перерасход масла в двигателе, в остальном пока все устраивает.
Материалы: http://agromania.com.ua/traktory-mtz-50-i-mtz-52-lidery-rejtingov-proshlyx-let/