1 ≫
-
ОСНОВНЫЕ РЕГУЛИРОВКИ ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ КЛАССА 3 т
Регулировка муфты сцепления и блокировочного механизма коробки передач.
Трактор ДТ-54А. Величина свободного хода педали муфты сцепления должна быть равна 30—35 мм, При величине свободного хода менее 30 мм муфту регулируют в следующем порядке. Изменяя длину тяги, соединяющей педаль с рычагом 6 муфты, регулируют зазор между нажимным диском тормозка и накладкой ступицы 22 тормозка; зазор должен быть в пределах 7—8 мм при полностью включенной муфте. Если при выключении края стаканов тяг 14 тормозка отходят от ушек нажимного диска 13 на 3—5 мм, то зазор между нажимным диском и ступицей тормозка установлен правильно. После этого при крайнем заднем положении педали муфты сцепления, вращая корончатые гайки тяг 19, устанавливают зазор 3,5—4,5 мм между концами отжимных рычагов 18 и обоймой выжимного подшипника 10, при этом разница в зазорах между отдельными рычагами не должна превышать 0,3 мм. При отвинчивании гайки на 1 оборот зазор увеличивается на 2,5 мм. После регулировки корончатые гайки должны быть зашплинтованы.
Блокировочный механизм регулируют изменением длины тяги. Рычаг переключения передач устанавливают в нейтральное положение и, отъединив тягу 3, проверяют легкость вращения валика блокировочного механизма. Повернув рычаг / валика вперед до упора в прилив 2 корпуса и поставив верхний конец педали 4 муфты сцепления на расстояние 20—25 мм от правого рычага управления муфтами поворота, регулируют длину тяги 3 и соединяют ею рычаг / и педаль 4 муфты сцепления (на некоторых тракторах тяга 3 нерегулируемая).
Трактор Т-75. Регулировку муфты сцепления проверяют и при необходимости выполняют через 240 час. работы трактора в следующем порядке. Установив рычаг управления муфтой в крайнее заднее положение, проверяют зазор между рычажками и муфтой 6, который должен быть в пределах 3,5—4,5 мм. Разность зазоров у отдельных рычажков не должна превышать 0,3 мм. При необходимости устанавливают требуемый зазор гайками 26 тяг 5 нажимного диска. После этого регулируют зазор между упорами 22 и промежуточным диском 4, который должен быть в пределах 1,2—1,8 мм. Для этого, отвернув контргайки, завинчивают упоры до соприкосновения с промежуточным диском, а затем вывинчивают каждый упор на 1У2 оборота и затягивают контргайки.
Регулировка тормозка муфты сцепления выполняется при полностью выключенной муфте сцепления. Отвернув контргайку нажимного винта 20 рычага 24, завинчивают винт до тех пор, пока накладка колодки 19 тормозка не прижмется к тормозному шкиву 8. После этого включают муфту сцепления, ввинчивают нажимной винт 20 в рычаг 24 еще на 2 оборота и затягивают контргайку.
Блокировочный механизм регулируют, изменяя длину тяги, соединяющей нижний конец рычага управления муфты сцепления с рычажком валика механизма блокировки коробки передач. Для этого рычаг 25 муфты сцепления устанавливают так, чтобы его короткое плечо соприкасалось с упором, к которому его прижимает пружина. Нижний конец рычага управления муфтой сцепления соединяют с рычагом 25 так, чтобы верхнее плечо рычага управления было отклонено назад на 12—15° от вертикали. Рычаг валика механизма блокировки коробки передач поворачивают вперед до упора в прилив крышки и, регулируя длину тяги, соединяют этот рычаг с нижним концом рычага управления муфты сцепления.
Тракторы Т-74 и ДТ-75. Регулировка муфты сцепления проверяется и при необходимости выполняется через 240 час. работы трактора. Регулировка производится так же, как и у трактора Т-75, только зазор между отжимными рычагами и муфтой 11 выжимного подшипника при включенной муфте сцепления должен быть равен 2,5—3,5 мм, а зазор между промежуточным диском 20 и упорным винтом 14 должен быть в пределах 1,7—2,3 мм, для чего каждый винт завинчивают до упора, а затем отвинчивают на 2 оборота и затягивают контргайку.
Регулировка тормозка муфты сцепления у трактора ДТ-75 аналогична таковой у трактора Т-75, описанной выше. У трактора Т-74 тормозок регулируют при выжатой до отказа педали муфты сцепления, сохраняя в остальном тот же порядок регулировки.
Механизм блокировки коробки передач у трактора Т-74 регулируют, изменяя длину тяги, соединяющей нижний рычажок педали муфты сцепления и рычажок валика механизма блокировки. Для этого педаль муфты отводят назад до упора в уголок пола, а рычажок валика механизма блокировки вперед до упора во фланец коробки передач. Регулируя длину тяги, соединяют ею нижний рычажок педали муфты и рычажок валика механизма блокировки. Одновременно регулируют длину тяги, соединяющей верхний рычажок педали муфты с верхним концом рычага, установленного на валике вилки муфты и отведенного в крайнее заднее положение.
Механизм блокировки коробки передач у трактора ДТ-75 регулируют совместно с регулировкой механизма управления муфтой сцепления и УКМ, описанной ниже.
Регулировка механизма управления муфтой сцепления и увеличителя крутящего момента трактора ДТ-75. Перед регулировкой механизма управления следует отрегулировать главную муфту сцепления и муфту сцепления УКМ. У последней при включенном положении зазор между подшипником отводки и отжимными рычажками должен быть равен 4±0,3 мм, а разница зазора у отдельных рычажков не должна превышать 0,3 мм.
Регулировка величины хода отводки главной муфты сцепления. При упоре отводки в корпус заднего подшипника вала муфты сцепления рычаг 11 (рис. 238) должен быть отклонен назад от вертикали на 30±5°, при этом длину тяги 10 регулируют так, чтобы рычаг 6 управления главной муфтой был отклонен назад от вертикали на 30—40°, а при его повороте вперед до упора отводка переместилась бы вперед на 22 ±1 мм.
Регулировка сервомеханизма. Винтом 8 следует натянуть пружину 9 сервомеханизма так, чтобы рычаг 6 управления главной муфтой сцепления фиксировался в переднем и заднем положениях. Затем, изменяя длину тяги 14, нужно добиться, чтобы при заднем положении рычага 6 двуплечий рычаг 13 не доходил до упора 12 на 1— 2 мм.
Регулировка хода нажимного диска муфты сцепления УКМ. Установив рычаг 7 управления УКМ в переднее положение и сдвинув вперед отводку муфты сцепления УКМ до упора в стакан переднего подшипника ведущего вала УКМ (при этом верхнее плечо двуплечего рычага 16 должно быть наклонено вперед от вертикали на 8±7,5°), нужно отрегулировать длину тяги 15 так, чтобы между задней стороной паза этой тяги и пальцем нижнего конца рычага 16 был зазор 1—2 мм, а при выключенном состоянии муфты сцепления УКМ суммарный зазор между ее дисками был равен 1,8— 2,0 мм.
Регулировка одновременности включения главной муфты сцепления и муфты сцепления УКМ производится тягой 5. Для этого, поставив рычаг 7 в крайнее заднее положение, а рычаг 6 в крайнее переднее положение, изменяют длину тяги 5 так, чтобы передняя сторона паза этой тяги без зазора касалась пальца верхнего плеча рычага 16, а при полном включении главной муфты сцепления между пазом и пальцем был зазор не менее 2 мм. При выключении муфты сцепления УКМ рычагом 6 (главной муфты сцепления) суммарный зазор между ее дисками должен быть равен 1,5— 2,0 мм.
Регулировка тормозка водила УКМ. Выключив главную муфту сцепления, изменяют длину тяги 4 так, чтобы выступы заднего конца ее вилки совпали с выступами рычажка 3 управления тор-мозком, а зазор между задней стороной паза рычажка 3 и лальцем тяги 4 был равен 1—3 мм.
Регулировка тормозка главной муфты сцепления производится так, как описано выше у трактора Т-75.
Регулировка механизма блокировки коробки передач производится изменением длины тяги при включенной главной муфте сцепления, при этом между пальцем рычага заднего валика 1 механизма блокировки и упором крышки коробки передач должен быть зазор 2—5 мм, а при выключении муфты этот палец должен касаться площадки прилива колонки крышки.
Окончательная регулировка длины пружины 9 сервомеханизма винтом 8 должна обеспечить надежную фиксацию рычага 6 управления главной муфтой в его крайних положениях при минимальном усилии для переключения.
Положение отжимных рычагов муфты сцепления УКМ в эксплуатации не регулируют. Регулировка блокировочного механизма коробки передач. .
Сельскохозяйственные гусеничные тракторы за рубежом создают как специальные сельскохозяйственные модификации промышленных тракторов. .
Слово «трактор» произошло от латинского слова «трахо»—«тащу», «тяну». В этом и заключается главное назначение трактора: он или тащит на себе различные .
Показанная на рисунке модель трактора колесного типа приводится в движение при помощи патефонного пружинного двигателя. Но может быть применен и .
В России создание тракторов с двигателем внутреннего сгорания связано с именем ученика Ф. А. Блинова Я- В. Мамина (1873—1955). .
Автомобили, тракторы, тягачи изготовляются серийно, поэтому многие их сборочные единицы широко используются в конструкциях различных строительных машин. .
Материалы: http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-172-traktory-2/76.htm
2 ≫
-
В отличие от описанных выше муфта сцепления трактора ДТ-14 непостоянно замкнутого типа. Муфта расположена в соединительном корпусе 2 (рис. 95); штампованный кожух ее 16 прикреплен болтами к маховику двигателя.
Рис. 95. Муфта сцепления и соединительная муфта трактора ДТ-14:
1—маховик; 2—корпус соединительный; 3—ведомый диск; 4 —накладки; 5—маслоотражатель; 6—ступица ведомого диска; 7—маслоотводящий канал; 8—самоподжимной сальник; 9-подшипник роликовый; 10—вал муфты сцепления; 11—ведущий диск; 12—палец; 13—пружина; 14—ограничительная втулка; 15—нажимной диск; 16—кожух; 17—защелка; 18—кулачок; 19—серьга; 20—боковины соединительной муфты; 21—стакан выключения (отводка); 22—пружинное кольцо; 23— шариковый подшипник отводки муфты; 24—крышка обоймы; 25—регулировочный диск; 26—компенсационная пружина; 27—валик вилки выключения; 28—втулка; 29—вилка; 30—болты соединительной муфты; 31—шпонка; 32—установочные кольца.
Маховик 1 и соединенный с кожухом тремя пальцами 12 ведущий диск 11 образуют ведущую часть муфты. Между этими деталями расположен стальной ведомый диск 3 с накладками и ступицей 6, надетой на шлицевой конец вала 10 муфты. Передний конец вала 10 опирается на витой роликовый подшипник, закрепленный в торце коленчатого вала, а задний жестко соединен с ведущим валом коробки передач. Диск 3 и вал 10 составляют ведомую часть муфты.
Механизм управления муфтой состоит из нажимного диска 15, кулачков 18 с серьгами 19, отводки (стакана выключения) 21, вилки 29 с валиком 27 и рычагом, тяги и ручного рычага муфты.
Нажимной диск 15 стальной, штампованный. В его отверстиях вставлены штампованные стаканчики, внутрь которых помещены компенсационные пружины 26. Спереди эти пружины упираются в ведущий диск муфты. Нажимной диск прикреплен к ведущему тремя болтами, под головки которых подложены ограничительные втулки 14. Длина этих втулок такова, что при полностью завернутых болтах суммарное усилие предварительно затянутых пружин составляет 300 кг. Болты и компенсационные пружины соединяют нажимной и ведущий диски в одно целое. Задняя торцовая поверхность нажимного диска имеет три винтовых выступа, в которые упираются выступы кулачков 18 включенной муфты.
Стальные кулачки 18 шарнирно закреплены пальцами в ушках регулировочного диска 25 и через серьги 19 соединены с отводкой. Каждый кулачок имеет спереди грузик, а в средней части выступ, упирающийся в нажимной диск. Регулировочный диск входит в углубление кожуха муфты 16 и удерживается в нем от проворачивания защелкой 17; передний конец защелки входит в одно из девятнадцати отверстий регулировочного диска.
Отводка 21 расположена на валу муфты 10. На ее стакан напрессован шариковый подшипник 23, который удерживается от осевого смещения стопорным кольцом. Наружное кольцо этого подшипника запрессовано в стальном корпусе и зажато в нем крышкой.
На наружной поверхности корпуса подшипника расположены два пальца, которые охватываются рожками вилки 29, прикрепленной болтами к валику 27. С наружным рычагом валика при помощи тяги соединен ручной рычаг управления муфтой сцепления.
Traktora.org — все о сельскохозяйственной технике и про трактор — устройство, обслуживание, ремонт, эксплуатация, инструкции, схемы.
Перепечатка материалов возможна только при наличии активной гиперссылки на источник
Материалы: http://www.traktora.org/mufta-scepleniya-dizelnogo-traktora-dt-14
3 ≫
-
Муфта сцепления предназначена для отъединения коленчатого вала дизеля от механизма силовой передачи во время переключения передач, для плавного трогания и остановок трактора. Кроме того, муфта сцепления предохраняет детали дизеля и силовой передачи от поломок при резком изменении числа оборотов дизеля или при внезапном и резком изменении скорости движения трактора.
Работа муфты сцепления основана на действии сил трения, возникающих между поверхностями при сжатии двух или нескольких дисков. Диск, связанный с коленчатым валом дизеля, называется ведущим. Диск, связанный с соединительным валом, — ведомым. Если диски прижаты один к другому, то благодаря возникшему между ними трению ведущий диск начнет плавно вращать ведомый. При достаточно сильном сжатии дисков вращение коленчатого вала дизеля начнет полностью передаваться через соединительный вал механизмам силовой передачи. При резком изменении скорости вращения одного вала относительно другого диски включенной муфты частично проскальзывают (пробуксовывают). Это предотвращает поломку деталей дизеля и силовой передачи. Если ведомый диск отвести от ведущего, силы трения между ними исчезают, и коленчатый вал отсоединяется от силовой передачи.
На тракторе установлена однодисковая, сухая, постоянно замкнутая муфта сцепления. Она все время должна находиться во включенном (замкнутом) состоянии. Поэтому дизель с силовой передачей можно разобщать только на время, необходимое для перехода с одной скорости на другую.
Устройство муфты сцепления. Муфта сцепления состоит из ведущей и ведомой частей, выключающего устройства, механизма управления муфтой и тормозного устройства ведомой части (рис. 1).
Рис. 1. Муфта сцепления:
а — продольный разрез; б — детали; 1 — задняя балка; 2 — картер сцепления; 3 — маховик; 4 — корпус; 5 — ведомый диск; 6 — подпятник; 7 — пружина; 8 — стакан; 9 — резьбовое отверстие; 10 — пружина отжимного рычага; 11 — крышка люка; 12 — отжимной рычаг; 13 — масленка; 14 — корпус отжимного подшипника; 15 — кронштейн; 16 — масленка; 17 — соединительный вал; 18 — корпус сальника; 19 — гнездо подшипника; 20 — комбинированная тяга тормозка; 21 — вилка; 22 — валик; 23 — тяга; 24 — вилка тяги; 25 — рычаг; 26 — пружина; 27 — гайка; 28 — фигурная шайба; 29 — болт отжимного рычага; 30 — нажимной диск; 31 — болт маховика; 32 — коленчатый вал; 33 — вал муфты сцепления; 34 — подшипник; 35 — ступица; 36 — маслоотражательная шайба; 37 — ось отжимного рычага; 38 — державка; 39 — ведущий палец; 40 — втулка; 41 — серьга; 42 и 43 — подшипники; 44 — масленка; 45 — канал для подвода масла.
Основными рабочими деталями муфты сцепления являются три диска: ведомый 5, связанный с валом 33 муфты, и два ведущих, одним из которых является маховик 3, а вторым — нажимной диск 30.
Все прочие детали муфты сцепления являются вспомогательными и вместе с педалью служат для отъединения и соединения дисков.
Корпус 4 муфты сцепления прикреплен болтами к маховику дизеля (для улучшения центровки корпуса муфты с маховиком, начиная с дизеля № 36415, два болта, крепящие корпус муфты, проходят через специальные центрирующие втулки, запрессованные в маховик). Снаружи муфта сцепления защищена чугунным корпусом (картером) 2, основание которого крепится к задней балке 1.
В картере 2 имеется люк для смазки и регулировки муфты. Точность установки картера муфты сцепления обеспечивается двумя установочными штифтами, запрессованными в заднюю балку.
Ведомый диск 5 представляет собой стальной лист толщиной 2 мм с прикрепленными к нему заклепками кованой ступицей 35 и двумя райбестовыми накладками. Накладки необходимы для увеличения трения.
Для предотвращения трения о ведущие части муфты головки заклепок утоплены в райбестовых накладках на величину допустимого износа накладок. Чтобы ведомый диск был гибким и не коробился при нагревании вследствие трения дисков, он имеет шесть прорезей, идущих от краев к центру, но не доходящих до центрального отверстия диска. За счет гибкости ведомый диск равномерно прилегает к поверхности маховика 3 и нажимного диска 30, поэтому при их сжатии муфта включается плавно.
Ступица 35 ведомого диска насажена на шлицевую часть стального вала 33 и может перемещаться по его шлицам.
Вал муфты сцепления вращается на двух шарикоподшипниках. Подшипник 34 переднего конца вала установлен в расточке фланца коленчатого вала. Задний конец вала опирается на подшипник 42, установленный в гнезде 19, прикрепленном к картеру 2 болтами.
Нажимной диск 30 изготовлен из серого чугуна и помещен в штампованном корпусе 4. К цилиндрической поверхности корпуса приклепаны три державки 38, в каждую из которых запрессован ведущий палец 39 с квадратной головкой. Квадратные головки ведущих пальцев входят с небольшим зазором в специальные прорези, имеющиеся на нажимном диске 30. Он вращается вместе с корпусом 4 и может перемещаться только вдоль вала муфты сцепления.
Нажимной диск прижимается к ведомому диску двенадцатью пружинами 7, вставленными в штампованные стальные стаканы 8. Для установки стаканов на днище корпуса 4 имеется двенадцать круглых отверстий. Они расположены по окружности на равном расстоянии друг от друга в два ряда. Края стаканов имеют буртики, которые удерживают их в отверстиях корпуса. Стаканы вставляются с внутренней стороны корпуса так, что пружины одним концом упираются в их донышки, а другим — в подпятники 6, вставленные в цилиндрические гнезда, имеющиеся на поверхности нажимного диска. Подпятник 6 служит для установки пружин и предохранения их от чрезмерного нагрева за счет тепла, передаваемого от нажимного диска. Подпятник представляет собой штампованную чашечку, к днищу которой прикреплена теплоизолирующая прокладка из асбеста.
Нажимной и ведомый диски имеют возможность перемешаться вдоль вала муфты, и поэтому пружины прижимают их к торцу маховика. Под действием сил трения, возникающих при сжатии между поверхностями маховика, ведомого и нажимного дисков, маховик и нажимной диск будут вращаться вместе с ведомым диском и валом муфты сцепления.
Выключающий механизм. Муфта сцепления выключается при помощи механизма, состоящего из педали, тяги 23, валика 22 с рычагом 25, вилки 21, корпуса 14 отжимного подшипника и трех отжимных рычагов 12.
Педаль муфты сцепления расположена в кабине трактора перед правой ногой водителя. Педаль в нижней части соединена регулируемой по длине тягой 23 с рычагом 25 муфты сцепления. Рычаг 25 насажен на елочные шлицы валика 22 вилки выключения и закреплен болтом, стягивающим его разрезную головку.
В нижней части к рычагу присоединена оттяжная пружина 26, второй конец которой закреплен к поперечному брусу рамы. Пружина помогает возвращению педали в исходное положение.
Валик 22 вилки выключения опирается на две втулки 40, запресованные в корпус муфты сцепления, и может свободно поворачиваться в них. На средней части валика жестко закреплена вилка 21 выключения. Вилка при помощи рожек соединена с цапфами (пальцами) корпуса 14 отжимного подшипника.
В переднем торце корпуса 14 расточено гнездо, в котором запрессован радиально-упорный шарикоподшипник 43. Корпус подшипника сидит на цилиндрическом хвостовике кронштейна 15 и может по нему свободно перемещаться.
Отжимные рычаги 12 насажены на оси 37, закрепленные в проушинах серег 41. Последние приклепаны к наружной поверхности корпуса муфты сцепления. Отжимных рычагов три. Короткими плечами они соединены болтами 29 с нажимным диском. Внутренние длинные плечи отжимных рычагов имеют выступы, расположенные против кольца радиально-упорного шарикоподшипника. При нажатии на педаль валик выключения поворачивается и вилкой передвигает отжимной подшипник по направлению к маховику. Отжимной подшипник упирается кольцом в выступы длинных концов отжимных рычагов, заставляя их перемещаться вперед. При этом короткие концы отжимных рычагов оттягивают нажимной диск от маховика, освобождая ведомый диск и выключая муфту сцепления.
Одинаковый зазор между выступами отжимных рычагов и кольцом отжимного подшипника устанавливают регулировочными гайками 27, навертываемыми на концы болтов 29.
Под каждой регулировочной гайкой имеется фигурная шайба 28, выступы которой входят в углубление на коротких концах отжимных рычагов. Для того чтобы отжимные рычаги не качались при тряске трактора, на их длинные концы нажимают слабые пружины 10.
Тормозок муфты сцепления служит для безударного включения шестерен коробки передач. Он автоматически тормозит первичный вал коробки передач и ведомые части муфты сцепления тотчас после ее выключения. Тормозок размещен внутри кронштейна 15 (рис. 2).
Рис. 2. Тормозок муфты сцепления:
а — продольный разрез; б — детали тормозка; 1 — вилка; 2 — полукольцо; 3 — шпонка; 4 — накладка; 5 — гайка; 6 — подшипник; 7 — нажимной диск; 8 — ступица с фланцем; 9 — болт; 10 — пружина; 11 — серьга; 12 — палец (цапфа) корпуса отжимного подшипника; 13 — корпус; 14 — подшипник; 15 — кронштейн; 16 — вал муфты сцепления.
Он состоит из нажимного стального диска 7 и ступицы с фланцем 8. Нажимной диск имеет две проушины, проходящие в прорези кронштейна. Через два отверстия в проушинах диск соединен двумя комбинированными тягами с корпусом отжимного подшипника.
Комбинированная тяга состоит из трех деталей: серьги 11 с полым цилиндрическим хвостовиком, пружины 10 и болта 9 с корончатой гайкой 5. Серьга надевается ушками на пальцы 12 корпуса отжимного подшипника. В середине ушек серьги проходят рожки вилки 1 выключения. Пружина надета на болт и вставлена внутрь цилиндрического хвостовика. Одним концом пружина упирается в головку болта 9, другим — в буртик хвостовика серьги 11.
На выступающий из хвостовика конец болта надевается проушина нажимного диска 7 тормозка и навертывается корончатая гайка 5.
К фланцу 8 ступицы приклепана райбестовая накладка 4. Ступица фланца при помощи сегментной шпонки 3 закреплена на валу муфты сцепления и вращается вместе с ним. Для предотвращения осевого перемещения ступица зажата между двумя полукольцами 2, вставленными в выточку вала, и внутренним кольцом заднего шарикоподшипника 6.
При выключении муфты сцепления вилка 1 передвигает отжимной подшипник 14, а вместе с ним и нажимной диск 7 тормозка в сторону маховика. При этом выбирается зазор между внутренним кольцом отжимного шарикоподшипника 14 и выступами отжимных рычагов 12 (рис. 1), а также между нажимным диском 7 (рис. 2) тормозка и райбестовой накладкой 4 ступицы. При дальнейшем передвижении отжимного подшипника муфта сцепления выключается, а пружины комбинированных тяг сжимаются. Между нажимным диском и накладкой ступицы возникают силы трения. Поэтому вал 16 муфты сцепления и связанный с ним через соединительный вал первичный вал коробки передач быстро останавливаются. [Трактор ДТ-54А. Гуревич А.М., Горожанкин В.И. 1968 г.]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/mufta-scepleniya-traktora-dt-54a/