1 ≫
-
Устройство, схемы, ремонт
Сцепление трактора Т-40 и его регулировка
Сцепление трактора Т-40 используется для размыкания цепи передающей мощность от двигателя к коробке передач, а также для разъединения цепи на небольшой промежуток времени от двигателя к трансмиссии при работающем двигателе, с целью мягкого переключения передач и плавного начала движения трактора с места.
На трактор Т-40 устанавливается сдвоенная муфта сцепления, состоящая из муфты главного сцепления и муфты сцепления вала отбора мощности (ВОМ). Данные муфты являются однодисковыми, сухие, постоянно замкнутые и имеющие раздельное управление. Муфта сцепления обеспечивает передачу вращения и крутящего момента от дизельного двигателя двумя разными потоками: для привода рабочих органов агрегатируемого оборудования и для передвижения самого трактора. Данная конструктивная особенность позволяет останавливать трактор или переключать передачи без выключения ВОМ.
Схема сцепления трактора Т-40: 1 и 13 — гайки; 2 — нажимной болт; 3 — упор нажимного болта; 4 — шарикоподшипник; 5 — уплотнение; 6 — ведомый диск муфты ВОМ; 7 — ведомый диск главной муфты; 8 —нажимной диск главной муфты; 9 — нажимной диск муфты ВОМ; 10 — регулировочный болт; 11 — ведущий диск муфты ВОМ; 12 — отжимной рычаг главной муфты; 14 — разводной шплинт; 15 — шарикоподшипник; 16 — вал сцепления ВОМ; 17 — вал главного сцепления; 18 — ведомая шестерня; 19 — отводка выключения главной муфты; 20 — отводка выключения муфты ВОМ; 21 — роликоподшипник; 22 — рычаг отжимной муфты ВОМ; 23 — валик вилки выключения главной муфты; 24 — втулка; 25 — вилка выключения главной муфты; 26 — валик вилки выключения муфты ВОМ; 27 — пресс-масленка; 28 — палец; 29 — стакан пружины; 30 — нажимная пружина.
Сцепление Т-40 монтируется на маховике двигателя и состоит из ведущего диска, нажимных и ведомых дисков. При помощи нажимных пружин ведомые диски постоянно прижаты к ведущему диску и маховику. При нажатии на педаль главного сцепления происходит перемещение отводки с подшипником, которая воздействуя на рычаги выключает муфту главного сцепления. При нажатии на педаль муфты сцепления вала отбора мощности происходит перемещение втулки с подшипником, которая нажимая на рычаги, выключает сцепление вала отбора мощности.
Эксплуатация муфты сцепления трактора Т-40
Для нормальной работы сцепления во время эксплуатации трактора, а также для увеличения ее срока службы необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. не выключайте сцепление без надобности, а также не держите его долго выключенном при работающем двигателе;
2. во время движения трактора не держите ногу на педали муфты сцепления;
3. выключайте муфту сцепления быстро выжимая педаль до отказа;
4. включение муфты должно происходить плавно без задержки педали сцепления в промежуточном положении;
5. своевременно регулируйте свободный ход педали сцепления.
Техническое обслуживание муфты сцепления трактора Т-40
Техническое обслуживание сцепления заключается в своевременной смазке трущихся деталей, контроле за состоянием резьбовых соединений, а также в их подтяжке при необходимости.
В сцеплении смазываются трущиеся поверхности кронштейна и отводки с добавлением смазки в подшипник отводки главной муфты. Смазывание рекомендуется проводить солидолом через каждые 240 мото-часов эксплуатации трактора при помощи обычного штокового шприца через пресс-масленку, находящейся на стороне корзины сцепления т-40. Регулярно проверяйте свободный ход педалей, который должен равняться 35-50 мм, а рабочий ход — 85-90 мм.
Регулировка сцепления трактора Т-40 необходима для восстановления зазора между выжимными упорными подшипниками отводок и концами отжимных рычагов. Нормальный зазор в сцеплении должен составлять 4 мм.
Как правило, при постепенном износе накладок ведомого диска, концы рычагов становятся ближе к подшипнику, образуя при этом зазор. Если отсутствует необходимый зазор, то лапки рычагов будут касаться корпуса подшипника, что приведет к повышению износу деталей в месте соприкосновения. При дальнейшем приближении рычагов к обойме, сцепление будет пробуксовывать. Для нормального функционирования сцепления, его необходимо отрегулировать, установив при этом зазор 4 мм между упорными подшипниками отводок и отжимными рычагами.
Регулировка сцепления трактора Т-40, при уменьшении свободного хода педали до 25 мм, осуществляется двумя способами:
1. При регулировке тягой смотрите следующую инструкцию:
а) откройте люк корзины сцепления, расшплинтуйте и выньте ось вилки тяги. Вилку необходимо снять с рычага;
б) путем навинчивания вилки установите длину тяги таким образом, чтобы во время соединения вилки с рычагом зазор между концами рычагов и выжимным подшипником был равен 4 мм;
в) установите и зашплинтуйте ось вилки. Закройте люк в корзине крышкой.
В случае, если сцепление невозможно отрегулировать путем изменения длины тяги, осуществите регулировку при помощи регулировочных болтов.
2. Регулировка сцепления трактора Т-40 при помощи болтов осуществляется следующим образом:
а) откройте верхний люк корзины сцепления и расшплинтуйте гайки регулировочных болтов;
б) в следствии того, что ранее регулировка сцепления осуществлялась изменением длины тяги, вначале требуется восстановить ее первоначальную длину. Это необходимо для следующих регулировок путем изменения длины тяги;
в) откручивая гайки регулировочных болтов, переместите все рычаги сцепления вперед по направлению к двигателю на 7-8 мм. Соедините рычаг муфт с вилкой тяги. Зашплинтуйте ось вилки. При помощи щупу отрегулируйте зазор между выжимным упорным подшипником отводки и концами отжимных рычагов, который должен быть равен 4 мм.
Принцип регулировки муфты вала отбора мощности является таким же.
Двигатель Т-40
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Далее.
Силовая передача
Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40
Далее.
Система питания
Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.
Далее.
Электрооборудование
Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.
Далее.
Гидравлика
Гидросистема: неисправности и ремонт.
Трактор Т-40 - устройство, эксплуатация и ремонт
Материалы: http://tractor-t40.ru/silovaya_peredacha/sceplenie_traktora_t-40_i_ego_regulirovka.html
2 ≫
-
Рис. 1. Муфта сцепления:
1 — педаль муфты сцепления ВОМ; 2, 33 — пружины педалей; 3 — тяга педали муфты сцепления ВОМ; 4 — валик вилки выключения муфты сцепления ВОМ; 5 — стакан нажимной пружины; 6 — нажимная пружина; 7 — палец; 8 — ведущий диск муфты сцепления ВОМ; 9 — нажимной диск муфты главного сцепления; 10 — вал муфты сцепления ВОМ; 11 — вал муфты главного сцепления; 12 — роликоподшипник; 13 — манжета; 14 — коленчатый вал; 15 — упорный подшипник отводки выключения муфты сцепления ВОМ; 16 — нажимной диск муфты сцепления ВОМ; 17 — ведомый диск муфты сцепления ВОМ; 18 — ведомый диск муфты главного сцепления; 19 — маховик; 20 — регулировочный болт; 21 — отжимной рычаг муфты главного сцепления; 22, 25 — гайки; 23 — отжимной рычаг муфты сцепления ВОМ; 24 — упорный подшипник отводки выключения муфты главного сцепления; 26 — нажимной болт; 27 — валик вилки выключения муфты главного сцепления; 28 — рычаг; 29 — шарикоподшипник; 30 — педаль муфты главного сцепления; 31 — тяга педали муфты главного сцепления; 32 — рычаг переключения ВОМ; 34 — тяга механизма блокировки; 35 — рычаг; 36 — промежуточный валик механизма блокировки; 37 — валик механизма блокировки муфты сцепления с коробкой передач
Муфта сцепления (рис. 1) — сдвоенная, включает в себя муфту главного сцепления и муфту сцепления вала отбора мощности, каждая из которых однодисковая, сухая, постоянно замкнутая, с раздельным управлением.
Муфта сцепления смонтирована на маховике дизеля и состоит из ведомых дисков 17 и 18, нажимных дисков 9, 16 и ведущего диска 8. С помощью нажимных пружин 6 ведомые диски постоянно поджимаются к ведущему диску и маховику. При нажатии на педаль муфты главного сцепления перемещается отводка с подшипником 24. Последний, нажимая на рычаги 21, выключает муфту главного сцепления. При нажатии на педаль муфты сцепления ВОМ перемещается втулка с подшипником 15, который, нажимая на рычаги 23, выключает муфту сцепления ВОМ.
-
Для обеспечения нормальной работы муфты сцепления в процессе эксплуатации трактора выполняют следующие рекомендации:
- не выключают муфту сцепления без надобности и не держат ее долго выключенной при работающем дизеле;
- не держат ногу на педали муфты при движении трактора;
- выключают муфту быстро, нажимая на педаль до отказа;
- включают муфту плавно, но без задержки педали в промежуточном положении;
- своевременно регулируют свободный ход педалей.
Регулировка муфты сцепления. Вследствие постепенного изнашивания накладок ведомого диска концы рычагов приближаются к подшипнику, выбирая зазор. При отсутствии зазора лапки рычагов будут касаться обоймы подшипника, что вызовет повышенный износ деталей в месте касания. Дальнейшее приближение рычагов к обойме может привести к пробуксовке муфты сцепления и повышенному изнашиванию накладок. Для восстановления ее нормальной работоспособности устанавливают зазор 4 мм между отжимными рычагами и упорными подшипниками отводок.
Муфты регулируют при уменьшении свободного хода педали до 25 мм двумя способами — тягой и болтами.
-
При регулировке тягой выполняют следующие операции:
- открывают верхний люк корпуса муфты, расшплинтовывают ось вилки тяги и вынимают ее, снимают вилку с рычага;
- свинчивая вилку, устанавливают такую длину тяги, чтобы при соединении вилки с рычагом зазор между выжимным подшипником отводки и концами рычагов был равен 4 мм;
- устанавливают ось вилки и зашплинтовывают ее. Устанавливают крышку люка.
-
Когда изменением длины тяги невозможно отрегулировать муфту главного сцепления, необходимо ее регулировать регулировочными болтами, для чего:
- открывают верхний люк корпуса муфты и расшплинтовывают гайки 22 (рис. 2) регулировочных болтов;
- поскольку ранее регулировали муфту только изменением длины тяги, то вначале необходимо восстановить ее длину до первоначальной (это нужно для последующих регулировок изменением длины тяги); затем, отвертывая гайки 22 регулировочных болтов, перемещают конец каждого рычага муфты вперед (к дизелю) примерно на 7—8 мм, соединяют рычаг муфты с вилкой тяги; ось вилки зашлинтовывают; окончательно регулируют по щупу зазор между концами отжимных рычагов и выжимным упорным подшипником отводки, зазор должен быть равным 4 мм. Разница зазоров между рычагами не должна превышать 0,4 мм.
Последовательность регулировки муфты сцепления ВОМ такая же.
Рис. 2. Схема системы управления муфтами главного сцепления и сцепления ВОМ:
поз. 1, 3, 21, 22, 23, 26, 30, 31 см. рис. 1; 2 — отводка выключения муфты сцепления ВОМ; 39 — отводка выключения муфты главного сцепления
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/mufta-scepleniya-traktora-t-40m/
3 ≫
-
Устройство муфты сцепления трактора Т-40 и Т-40А представлено на рис. 50.
Рис. 50. Устройство муфты сцепления трактора Т-40 и Т-40А.
а) – Главная муфта сцепления выключена, муфта сцепления независимого привода ВОМ включена;
б) – Главная муфта сцепления включена, муфта сцепления независимого привода ВОМ выключена;
1) – Ось педали муфты ВОМ;
2) – Пружина педали муфты ВОМ;
3) – Педаль муфты ВОМ;
4) – Регулировочная тяга;
5) – Вал муфты сцепления ВОМ;
7) – Стакан подшипника;
8) – Каркасный сальник;
9) – Вал главной муфты сцепления;
10) – Кронштейн отводки;
11) – Нажимной болт;
12) – Пружина отжимного рычага;
13) – Трубка подвода смазки к отводам;
14) – Упор нажимного болта;
15) – Отжимной рычаг муфты ВОМ;
17) – Рычаг муфты ВОМ;
18) – Стакан пружины;
19) – Нажимная пружина;
20) – Нажимной диск муфты ВОМ;
21) – Прокладка пружины;
22) – Нажимной диск главной муфты;
23) – Маховик двигателя;
25) – Ведущий диск муфты ВОМ;
26) – Отводка выключения главной муфты;
27) – Упорный подшипник отводки главной муфты;
28) – Отводка выключения муфты ВОМ;
29) – Упорный подшипник отводки муфты ВОМ;
30) – Ступица ведомого диска муфты ВОМ;
33) – Каркасные сальники;
34) – Коленчатый вал двигателя;
35) – Ступица ведомого диска главной муфты;
36) – Ведомый диск муфты ВОМ;
37) – Ведомый диск главной муфты;
38) – Отжимной рычаг главной муфты;
39) – Регулировочный болт;
40) – Сферическая шайба;
41) – Корончатая гайка;
42) – Валик вилки выключения главной муфты;
43) – Корпус муфты;
44) – Рычаг главной муфты;
45) – Педаль главной муфты;
46) – Регулировочная тяга;
47) – Рычаг управления задним валом отбора мощности;
48) – Шестерня независимого привода ВОМ;
49) – Шестерня синхронного привода ВОМ;
50) – Блокировочная тяга;
51) – Вал педалей;
52) – Валик блокировки коробки передач.
Муфта сцепления смонтирована за двигателем в чугунном корпусе (43) [рис. 50]. Передний фланец корпуса предназначается для соединения с картером маховика двигателя и установки лонжеронов рамы. Корпус разделён на две части перегородкой.
Муфта сцепления и её привод размещаются в переднем сухом отсеке.
Привод и механизм переключения валов отбора мощности располагаются в заднем отсеке. Сверху задний отсек закрывается крышкой. На дне отсека имеется фигурное окно для установки редуктора привода передних ведущих колёс. В модификации трактора Т-40 без передних ведущих колёс окно закрывается крышкой. В левой стенке есть круглое окно для установки бокового вала отбора мощности. К заднему фланцу корпуса муфты сцепления крепится корпус трансмиссии. Ведущим диском главной муфты служит внутренняя торцовая поверхность маховика двигателя.
Ведомый диск (37) главной муфты через шлицевую ступицу (35) соединяется с валом (9) главной муфты сцепления, который передаёт вращение ведущей конической шестерне коробки передач. Передней опорой вала (9) является шарикоподшипник (31), который установлен в расточке коленчатого вала (34). Задний шлицевой конец вала входит в отверстие ведущей конической шестерни коробки передач.
Ведущий диск (25) муфты вала отбора мощности – это обработанная чугунная отливка, которая крепится болтами к маховику (23). Нажимные диски (20) и (22) входят в расточку маховика.
Ведомый диск (36) муфты ВОМ шлицевой ступицей соединяется с полым валом (5), на заднем конце которого нарезана шестерня для передачи вращения на валы отбора мощности. Опорами вала (5) служат роликоподшипник (32), сидящий на валу (9), и шарикоподшипник (6). Шарикоподшипник (6) устанавливается в стакане (7) в перегородке корпуса (43) муфты и прижат к бурту стакана кронштейном (10) отводки.
К стальным ведомым дискам (36) и (37) с двух сторон приклёпаны фрикционные накладки.
Каждый нажимной диск центрируется в расточке тремя пальцами (24), которые запрессованы в маховик. Данное соединение даёт возможность нажимным дискам, вращаясь вместе с маховиком, перемещаться в осевом направлении при включении/выключении муфт. Перемещение нажимных дисков (20) и (22) и сжатие ведомых дисков (36) и (37) осуществляется под воздействием нажимных пружин (19), которые равномерно установлены по окружности дисков в стаканах (18).
Разжимаясь, пружины (19) одним концом через прокладки (21), которые изготовлены из нетеплопроводного материала, давят на нажимной диск (22) и перемещают его до тех пор, пока он не прижмёт ведомый диск (37) главной муфты к торцу маховика (23). Другим концом пружины (19) через бурты стаканов (18) давят на нажимной диск (20), перемещая его до тех пор, пока ведомый диск (36) муфты ВОМ не прижмётся к ведущему диску (25).
Пружины (19) прижимают ведомые диски к ведущим дискам с силой, создающей между дисками такой момент трения, который обеспечивает передачу максимального крутящего момента от двигателя к трансмиссии и валам отбора мощности.
При включённых муфтах вращение от коленчатого вала двигателя двумя независимыми потоками передаётся через ведомый диск (37) главной муфты и вал (9) к трансмиссии трактора и далее на ведущие колёса, а через ведомый диск (36) муфты ВОМ и полый вал (5) – к валам отбора мощности.
В соответствии с этим главной муфтой и муфтой ВОМ управляют раздельно.
Для переключения передач либо для остановки трактора следует нажать на педаль (45) главной муфты. Педаль через систему рычагов связана с валиком (42). Перемещение педали вызывает поворот валика (42) и закреплённой на нём вилки. Вилка входит в пазы отводки (26) главной муфты и перемещает её по кронштейну (10) отводки в сторону муфты. Перемещение отводки ограничивается ходом педали.
Отводка через упорный подшипник (27) оказывает воздействие на три отжимных рычага (38), которые установлены в проушинах ведущего диска (25). В отверстиях малых плеч отжимных рычагов (38) имеются регулировочные болты (39). Крепятся болты корончатыми гайками (41) через сферические шайбы (40). Передними (Т-образными) сферическими головками регулировочные болты (39) входят в пазы нажимного диска (22) главной муфты.
Таким образом, отжимая отводку (26) вперёд, через рычаги (38) и регулировочные болты (39) осуществляют перемещение нажимного диска (22) назад. Пружины (19) при этом сжимаются и освобождают ведомый диск (37) главной муфты.
Передача вращения от двигателя к коробке передач прекращается – главная муфта выключена.
Для того чтобы выключить муфты валов отбора мощности следует нажать на педаль (3) муфты ВОМ. Педаль через систему рычагов связана с валиком и закреплённой на нём вилкой. Перемещением педали вызывается поворот валика и вилки. Вилка входит в пазы отводки (28) муфты ВОМ и перемещает её по расточке кронштейна (10) отводки в сторону муфты.
Отводка (28) через упорный подшипник (29) оказывает воздействие на три отжимных рычага (15), которые установлены в проушинах ведущего диска (25). Перемещение отводки муфты ВОМ ограничивается упорами на ведущем диске.
Отжимая отводку муфты ВОМ вперёд, через отжимные рычаги (15), нажимные болты (11) и упоры (14) перемещают нажимной диск (20) тоже вперёд. Пружины (19) при этом сжимаются и освобождают ведомый диск (36) муфты ВОМ. Передача вращения от двигателя к валам отбора мощности прекращается - муфта ВОМ выключена.
При вращении муфты возникает значительная центробежная сила, которая стремится прижать концы отжимных рычагов (15) и (38) к упорным подшипникам (29) и (27) отводок (28) и (26). Для устранения этого на отжимных рычагах предусмотрены массивные приливы, которые уравновешивают рычаги при вращении муфты. Кроме того, рычаги постоянно отжаты от упорных подшипников пружинами (12).
Для предотвращения попадания смазки в полость муфты, на валу (5) имеется каркасный самоподжимной сальник (8). Шарикоподшипник (6), который расположен за сальником, снабжён защитной шайбой со стороны сальника. С обратной стороны перед подшипником устанавливается отражательная шайба.
На валу (9) размещён каркасный самоподжимной сальник и резиновое кольцо.
Масло, которое попало в сухой отсек корпуса муфты, сливают через отверстие в нижней части картера маховика (оно закрывается пробкой).
Главной муфтой сцепления и муфтой ВОМ управляют педалями, расположенными перед сиденьем, над полом кабины, под левой ногой тракториста.
Педаль (45) главной муфты смонтирована на валу (51) в двух капроновых втулках, которые запрессованы в ступицу педали. Педаль соединяется с рычагом (44) валика вилки выключения главной муфты сцепления регулировочной тягой (46).
Оттяжная пружина удерживает педаль (45) в крайнем заднем положении и возвращает её в исходное положение при снятии усилий с педали. Педаль (45) главной муфты сцепления соединяется с механизмом блокировки переключения передач блокировочной тягой (50).
Педаль (3) муфты ВОМ находится с левой стороны корпуса муфты. Она поворачивается вокруг оси (1), которая фланцем крепится к левой стенке корпуса муфты. В крайнем заднем положении педаль удерживается пружиной (2).
При выключении муфты ВОМ усилие от педали (3) на рычаг (17) муфты передаётся регулировочной тягой (4).
Последние записи
В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]
Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]
Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]
Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах
Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/ustrojstvo-mufty-scepleniya-traktora-t-40-i-t-40a.html