1 ≫
-
Навесной механизм, или механизм для навешивания орудий и машин, установлен сзади трактора и закреплен на специальной раме.
Рис. 1. Навесной механизм трактора: а — двухточечная схема навески; б — трехточечная схема навески; в — крепление тяг; 1 — ограничительная цепь; 2 — цилиндр; 5 и 34 — цапфы; 4 — петля цепи; 5 — палец бугеля; 6 — бугель левый; 7 — бугель кронштейна задней оси рамы; 8 и 31 — пальцы; 9 — левая стойка; 10 — бугель стойки; 11 — ось; 12 и 15 — подъемные рычаги; 13 — палец цапфы; 14 — центральная тяга; 16 — винт раскоса; 17 — муфта; 18 — сердечник раскоса; 19 — средний палец раскоса; 20 — вилка; 21 — нижний палец раскоса; 22 — нижняя правая тяга; 23 — распорная втулка; 24 и 26 — упорное кольцо; 25 — центральная цапфа; 27 — вилка; 28 — винт; 29 — контргайка; 30 — гайка верхней центральной тяги; 32 — ограничительная муфта; 33 — углубление; 35 — нижняя ось навески; 36 и 37 — вилки тяг.
Она состоит из двух пар стоек 9 (рис. 1, а), заделанных верхними концами в бугели 10, а нижними (две стойки) в кронштейны, крепящиеся болтами к шнеллерам рамы трактора. Две стойки прикреплены пальцами 8 к бугелям 7 кронштейнов задней оси. В верхних бугелях 10 жестко сидит ось 11. На ней установлен полый вал. вращающийся на втулках, служащих подшипниками скольжения. На шлицы этого вала установлены два подъемных рычага 12 и 15, а между ними качающаяся на шаровой опоре цапфа верхней тяги, имеющая диаметрально расположенные пальцы 13. Цапфа от перемещения фиксируется двумя упорными кольцами 26 (рис. 1, б).
В нижних бугелях 6 (рис. 1, а) рамы закреплена ось 35, на которой установлены две качающиеся цапфы 3 и 34 (рис. 1, б) и силовой цилиндр 2 (рис. 1, а). Шток силового цилиндра пальцем соединен с левым подъемным рычагом 12, который в нижней своей части имеет прилив с отверстием. Цапфа 34 (рис. 1, б) от перемещения вдоль оси фиксируется двумя разрезными ограничительными муфтами 32 со стяжными болтами, входящими в углубление 33 на оси 35. К качающимся цапфам присоединены центральная тяга 14 (рис. 1, а) и две нижние тяги 22. К концам тяг, имеющим шарниры, непосредственно присоединяют навесные орудия. Тяги 22 (рис. 1, в) при помощи вилок 56 и 37 надевают на пальцы цапф 34. Вилки, в свою очередь, прикреплены болтами к нижним тягам, изготовленным из стальной, термически обработанной полосы.
Центральная тяга представляет собой винт 28 (рис. 1, б), на конце которого навернуты пилка 27 и гайка 30 с шарниром для присоединения тяги к стойке рамы орудия. Винт имеет вороток. Вращая винт за ворот, можно увеличивать или уменьшать общую длину центральной тяги. После регулировки длины тяги заднюю гайку 30 стопорят контргайкой 29. Нижние тяги 22 соединены с подъемными рычагами 12 и 15 при помощи раскосов.
Раскос состоит из верхнего винта 16 (рис. 1. а) с шарниром, муфты 17, навернутой на верхний винт, сердечника раскоса 18, в который ввинчен винт муфты 17, и вилки 20, свободно надетой на сердечник раскоса. Вилка и сердечник раскоса соединены между собой пальцем 19. Такая конструкция позволяет изменять длину раскоса в пределах 640—670 мм. В зависимости от направления вращения винт и обойма ввинчиваются или вывинчиваются, укорачивая или удлиняя раскос. В сердечнике раскоса и муфте имеются кон-рольные отверстия, за пределы которых удлинять раскос запрещается.
При работе трактора с широкозахватными орудиями, которые, перекатываясь на опорных колесах, должны приспосабливаться к рельефу поля, раскосы устанавливаются на свободный ход для изменения длины в зависимости от поперечного наклона орудия. Для этого разъединяют вилку 20 и сердечник 18 раскоса, вынув палец 19 и установив его в одно из отверстий на сердечнике 18 против овального окна в корпусе вилки 20.
Раскосы с тягами 22 и подъемными рычагами 12 и 15 соединены пальцами, вставленными в отверстия, имеющиеся в шарнирах тяг, подъемных рычагах и вилках раскоса.
Для ограничения поперечного качания орудия, поднятого в транспортное положение, служат цепи 1, которые одним концом закреплены на пальцах 5 бугелей, а другим — на скобах, прикрепленных к продольным тягам 22. Длину ограничительных цепей можно изменять вращением стяжных гаек. При работе трактора с орудиями, которые не должны отклоняться от следа трактора, цепи используют для блокировки тяг. Для этого передние концы цепей переносят на скобы, находящиеся в передней части продольных тяг, и после присоединения орудия стягивают гайками (рис. 1, б).
Навесной механизм в зависимости от типа присоединяемых орудий можно выполнять по двухточечной (рис. 1, а) или трехточечной (рис. 1, б) схеме. При установке механизма по двухточечной схеме нижние тяги 22 присоединяют к трактору в одной точке. Второй точкой является место крепления верхней центральной тяги 14.
При установке механизма по трехточечной схеме нижние тяги крепят в двух точках. При этом они образуют вместе с рамой орудия трапецию. Третьей точкой является место крепления верхней центральной тяги 14.
На тракторах ДТ-54А последнего выпуска навесной механизм унифицирован с навесным механизмом трактора ДТ-75. В отличие от вышеописанного унифицированный навесной механизм имеет раздвижные продольные тяги 18 и 24 (рис. 2, б), облегчающие и ускоряющие процесс подсоединения к трактору тяжелых и громоздких навесных сельскохозяйственных машин и орудий.
Рис. 2. Унифицированный навесной механизм: а — вид сбоку; б — двухточечная схема навески; в — трехточечная схема навески; 1 — вилка центральной тяги: 2 — основной цилиндр; 3 — центральная тяга; 4 — пружина амортизатора; 5 — винт раскоса; 6 — стяжная муфта; 7 — сердечник; 8 — вилка; 9 — палец; 10 — защелка; 11 — стопорный палец; 12 — пружина; 13 и 14— стойки; 15 — кронштейн; 16 и 26 — вилки продольных тяг; 17 и 25 — подъемные рычаги; 18 и 24 — продольные тяги; 19 — шарнир; 20 и 23 — скобы ограничительных цепей; 21 — стяжная муфта; 22 — стяжной винт; 27 — ось; 28 — полый вал; 29 и 32 — масленки; 30 — нижняя ось; 31, 34 и 38 — качающиеся муфты; 33 — болты; 35 и 36 — качающиеся рычаги; 37 — болт крепления головки штока; 39 — стяжной болт; 40 — палец раскоса.
Изменена также конструкция подсоединения штока поршня основного цилиндра 2 (рис. 2, а) к левому подъемному рычагу 25 (рис. 2, б), вследствие чего возможна работа трактора с почвообрабатывающими орудиями без установки среднего рычага распределителя в плавающее положение. На верхнем полом валу 28 по обе стороны левого подъемного рычага 25 свободно насажены рычаги 35 и 36 (рис. 2, в), между ними помещена головка штока поршня силового цилиндра, которая соединена с рычагами 35 и 36 пальцем 37.
При подъеме орудия в транспортное положение, выдвигающийся из цилиндра шток поршня поворачивает рычаги 35 и 36 вокруг полого вала 28 до упора в левый подъемный рычаг 25 и, воздействуя через него на пустотелый вал, заставляет одновременно подниматься правый подъемный рычаг 17, а следовательно, и продольные тяги 18 и 24, связанные с рычагами посредством раскосов.
При установке орудия в рабочее положение, втягивающийся в цилиндр шток поршня воздействует только на рычаги 35 и 36, не оказывая влияния на подъемные рычаги, а следовательно, не производя принудительного заглубления рабочих органов орудия, т.е. орудие опускается под действием собственного веса.
В тех случаях, когда требуется принудительное заглубление рабочих органов орудия, рычаги 35 и 36 штока могут быть жестко связаны с подъемным рычагом 25. Для этого необходимо совместить отверстия Б в рычагах штока с отверстием А в подъемном рычаге 25 и вставить в эти отверстия стальной, цилиндрический палец, специально для этого предусмотренный.
Когда качающиеся рычаги 35 и 36 штока жестко соединены с подъемным рычагом 25 механизма, то при опускании почвообрабатывающего орудия (плуга, свеклоподъемника и др.), имеющего опорные катки, средним рычагом распределителя следует пользоваться так же, как при старой конструкции навесного механизма.
Для предохранения рамы и рабочих органов заглубленного почвообрабатывающего орудия от чрезмерных нагрузок при переезде трактора через неровности поля, а также с целью смягчения ударов и толчков при переездах трактора с поднятым в транспортное положение орудием или машиной верхняя центральная тяга 3 (рис. 2, а) снабжена двусторонним пружинным амортизатором 4.
Подготовка гидронавесной системы к работе. Перед началом работы трактора проверяют наличие масла в масляном баке и состояние всех агрегатов гидронавесной системы, а такжесоединений стальных маслопроводов и гибких шлангов.
Подготовку агрегатов проводят в такой последовательности: проверяют работу механизма включения привода насоса. Для этого перед пуском двигателя переводят рукоятку включения привода из крайнего переднего положения в крайнее заднее (в сторону кабины) до захода фиксатора рычага в свое гнездо; проверяют надежность фиксации золотников распределителя в положениях: подъем, опускание и плавающее. Для этого поднимают рычаг распределителя сначала в крайнее верхнее положение (подъем), затем переводят в среднее (нейтральное), из среднего положения вниз до щелчка (опускание) и, наконец, вниз до упора (плавающее положение). Рычаг должен каждый раз удерживаться в заданном положении. После проверки работы фиксаторов ставят рычаг в нейтральное положение; проверяют поднятием и опусканием верхней центральной тяги вручную, проворачивается ли на шарнире ее качающаяся муфта. Запустив дизель и убедившись в четкой и безотказной работе гидронавесной системы, а так¬же в отсутствии просачивания масла в местах соединений стальных маслопроводов и резиновых шлангов, навешивают орудие или машину.
Присоединение навесного орудия. При подготовке трактора для работы с навесным орудием в первую очередь переналаживают механизм для навешивания орудия на нужную схему.
По двухточечной схеме к трактору присоединяют плуги, свеклоподъемники и другие подобные им орудия и машины, а по трехточечной — культиваторы, канавокопателии т.п.
Навесное орудие должно быть правильно присоединено к навесной системе. Для этого орудие устанавливается на ровной площадке и трактор подъезжает к нему задним ходом до совмещения концов нижних тяг системы с соответствующими точками крепления орудия (машины). Установив средний рычаг распределителя в «плавающее» положение, опускают продольные тяги на высоту пальцев или оси рамы орудия (машины), надевают шарниры левой и правой тяг на пальцы орудия и закрепляют их чеками. Затем при помощи пальца присоединяют к шарниру центральной тяги среднюю стойку рамы орудия и также закрепляют чекой.
Присоединив таким образом орудие к трактору, устанавливают его раму в горизонтальное положение, изменяя длину правого раскоса и центральной тяги. Окончательно регулируют положение орудия относительно трактора в начале работы агрегата в соответствии с руководством по эксплуатации используемого орудия. Затем, подняв орудие в транспортное положение (перестановкой среднего рычага распределителя в положение «подъем»), регулируют длину ограничительных цепей так, чтобы при переездах по неровной дороге с повышенной скоростью концы продольных тяг имели боковое качание, не превышающее 20 мм в каждую сторону.
Если орудие имеет длинные рабочие органы и хода продольных тяг недостаточно для подъема их на безопасную высоту (300 мм), следует уменьшить длину центральной тяги.
-
Для переналадки унифицированного навесного механизма по трехточечной схеме необходимо:
- снять скобы 20 и 23 (рис. 2, б) для крепления ограничительных цепей к продольным тягам 18 и 24 и до предела удлинить их за счет добавления звеньев и свинчивания стяжных муфт 21;
- снять продольные тяги 18 и 24 со средней качающейся муфты 31 нижней оси 30, установить их раздельно на боковые муфты 34 и 38 (рис. 2, в) и намертво закрепить каждую болтом 33 (рис. 2, б) и специальным пальцем;
- вывернуть стяжные болты 39 (рис. 2, в) из головок подъемных рычагов и вынуть верхние пальцы 40 раскосов;
- повернуть пальцы и вставить их в отверстия головок рычагов с левой стороны каждого рычага по ходу трактора и затянуть стяжные болты 39;
- вывернуть болты 41 крепления установочных колец 42 качающейся муфты верхней центральной тяги, переставить муфту на середину пустотелого вала, ограничить ее перемещение установочными кольцами, зафиксировать их, ввернув болты в имеющиеся в пустотелом валу отверстия.
Унифицированный навесной механизм позволяет производить присоединение навесного орудия одному трактористу, без помощников. Для этого достаточно подъехать задним ходом к установленному на горизонтальной площадке орудию на расстояние 10—60 мм. Выключив передачу и затормозив трактор, тракторист увеличивает длину ограничительных цепей до предела, затем, нажав поочередно на головки пальцев 11 (рис. 2, а) правой и левой продольных тяг до сжатия пружины 12 и поставив в вертикальное положение нижние защелки 10 пальцев, вынимает их. Это дает возможность изменять длину продольных тяг и свободно надеть их задние шарниры 19 (рис. 2, б) на пальцы или оси рамы орудия (машины). После подсоединения орудия к наносному механизму включают передачу заднего хода, подают трактор назад до совмещения отверстий подвижных и неподвижных частей продольных тяг, чтобы можно было в них вставить стопорные пальцы 11.
Центральная тяга 3 (рис. 2, а) к навесному орудию подсоединяется аналогично ранее описанному. Унифицированный навесной механизм рассчитан для работы с модернизированным плугом ПН-4-35С, имеющим высоту стойки 900 мм. Поэтому при работе трактора с серийным плугом ПН-4-35, имеющим высоту стойки 700 мм, необходимо увеличивать высоту его стойки до 800 мм, что позволяет избежать задевания заднего корпуса плуга за почву при переездах по неровному полю.
Конструкция унифицированного навесного механизма позволяет устанавливать прицепную скобу для работы трактора с прицепными и полунавесными машинами или орудиями. Для этого поднимают в крайнее верхнее положение продольные тяги 4 (рис. 3) и центральную тягу 1, закрепив ее цепочкой к левому подъемному рычагу 2.
Рис. 3. Установка прицепного устройства: 1 — центральная тяга; 2 — левый подъемный рычаг; 3 — качающийся рычаг; 4 — продольная тяга; 5 — прицепная скоба; 6 — упряжная скоба; 7 — пальцы.
После этого вынимают пальцы крепления передних концов ограничительных цепей к задним вилкам бугелей, устанавливают прицепную скобу 5, прикрепив ее пальцами к задним вилкам бугелей. Упряжная скоба 6 в случае работы трактора с машиной, привод которой осуществляется от вала отбора мощности, крепится двумя пальцами 7. При переходе на работу с навесными машинами или орудиями прицепная скоба снимается и сдается на склад.
Уход за гидронавесной системой, ее неисправности и способы их устранения. Уход заключается в очистке гидронавесной системы от грязи, проверке и подтяжке всех креплений и соединений, а также в проверке уровня масла и промывке масляного бака.
Уровень масла в баке гидравлической системы проверяют при проведении технического ухода № 1. При необходимости доливают свежее масло до нормального уровня.
Через каждые 960 часов работы трактора очищают фильтрующие элементы масляного фильтра. Для этого вывинчивают пробку из сливного отверстия, сливают масло в чистую посуду и промывают пробку в дизельном топливе. Затем вывинчивают четыре винта, отводят в сторону крышку фильтра вместе со шлангом и вынимают фильтр из бака для промывки.
Промывать фильтр необходимо в разобранном виде дизельным топливом и затем обдуть сжатым воздухом. При этом нельзя нарушать регулировку перепускного клапана. Собранный после промывки фильтр устанавливают на место и заправляют масляный бак маслом до нормального уровня.
После заправки гидравлической системы включают масляный насос и пускают в ход двигатель, которому вначале дают поработать на малых оборотах при нейтральном положении рычагов распределителя в течение 2—3 мин. Затем, увеличив число оборотов дизеля до номинальных, дают поработать ему в течение 5 мин. Одновременно производят два-три подъема и опускания каждым цилиндром, проверяют соединения и устраняют подтекания. Вновь проверяют уровень масла в баке и смотрят, нет ли в нем пены. При появлении пены необходимо отыскать место подсоса воздуха и устранить неисправность.
В процессе работы гидронавесной системы могут встретиться неисправности, описание и способ устранения которых приведены ниже.
-
Навешенное орудие (машина) не поднимается или не опускается.
- Не включен насос гидравлической системы. Остановить дизель и включить привод насоса гидросистемы.
- Нет масла в гидросистеме. Заправить бак маслом до нормального уровня.
- Перепускной клапан распределителя зависает и не садится в свое гнездо. Слегка ударить через деревянную наставку по крышке перепускного клапана. Если после этого гидросистема не будет работать, снять крышку перепускного клапана, разобрать клапан, промыть в дизельном топливе, проверить его свободный ход в корпусе распределителя, в направляющей втулке и прилегание к гнезду. Во время сборки детали клапана смазать дизельным маслом.
- Масло в гидросистеме сильно охладилось и загустело. Прогреть масло до температуры +30°.
- Не работает насос гидросистемы. Проверить, работает ли насос. Для этого надо снять крышку перепускного клапана и слегка через пружинку нажать на клапан. Если насос исправен, масло будет выходить наружу. Если масло не появляется, заменить насос.
- Ослабли накидные гайки запорных устройств маслопроводов. Подтянуть запорные устройства, устранить неплотности в их соединениях.
- Засорился замедляющий клапан штуцера силового цилиндра. Снять штуцер с замедляющим клапаном с силового цилиндра и промыть его в дизельном топливе.
- Заклинился в гнезде клапан ограничения хода поршня цилиндра. Отпустить гайку-барашек, отвести упор и приподнять клапан плоскогубцами за его хвостовик.
- Зазор между упором и стержнем клапана ограничения хода поршня цилиндра меньше 10 мм. Поднять упор вверх по штоку цилиндра на 20—30 мм от стержня клапана.
-
Масло и пена выбрасываются через сапун масляного бака гидросистемы.
- Маслопроводы в местах соединения имеют неплотности, через которые происходит подсос воздуха. Проверить и подтянуть места соединения маслопровода от бака гидросистемы к насосу.
- Недостаточный или повышенный уровень масла в гидросистеме. Долить или слить масло до необходимого уровня.
-
Рычаги распределителя не возвращаются в нейтральное положение после окончания подъема или опускания навесного орудия.
- Холодное масло. Прогреть масло при средних оборотах дизеля.
- Температура масла поднялась выше 70°. Остановить дизель, выключить насос гидросистемы и дать маслу остыть.
- Заедание золотников распределителя. Заменить распределитель.
-
Рычаги распределителя не фиксируются в рабочих положениях.
- Холодное масло. Прогреть масло до температуры 35—40°.
- Сломались или износились фиксирующие пружины. Заменить фиксирующие пружины или заменить распределитель.
-
Навешенное орудие поднимается и опускается рывками.
- Мало масла в гидравлической системе. Долить масло в бак до нормального уровня.
- Температура масла превышает 70°. Выключить насос гидравлической системы и охладить масло.
- В маслопроводы гидравлической системы попадает воздух. Сделать несколько подъемов и опусканий навешенного орудия. Если рывки не исчезнут, установить орудие сначала в верхнее, а затем в нижнее положение, ослабить глухие пробки в верхней части крышки цилиндра и осторожно выпустить воздух.
-
Навешенное орудие не удерживается в поднятом положении.
- Мало масла в гидравлической системе. Долить масло в бак до нормального уровня.
- Износилось резиновое кольцо, уплотняющее поршень силового цилиндра. Снять цилиндр, проверить состояние резинового кольца поршня и в случае необходимости заменить кольцо.
- Износились золотники распределителя. Заменить распределитель.
-
Масло из гидравлической системы попадает в картер дизеля.
- Вышел из строя сальник ведущего вала насоса гидравлической системы. Заменить насос гидравлической системы или снять насос и установить новый каркасный сальник.
-
Навешенное орудие быстро опускается.
- Неправильно установлен штуцер с замедляющим клапаном в верхней крышке силового цилиндра. Поменять местами штуцеры в верхней крышке цилиндра (штуцер с замедляющим клапаном нужно устанавливать с правой стороны штока цилиндра по ходу трактора).
[Гуревич А.М., Горожанкин В.И. Трактор ДТ-54А. 1968г.]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/navesnoj-mexanizm-naveska-traktora-dt-54a/
2 ≫
-
Навесная система состоит из механизма навески, при помощи которой трактор соединяется с сельскохозяйственной машиной, и группы механизмов, предназначенных для управления навеской. Эта группа механизмов, называемая гидравлической системой, состоит из насоса, распределителя, масляного бака, силовых цилиндров и присоединительной арматуры с предохранительными и запорными устройствами.
Нормальное действие гидравлической системы дол-‘ жно быть обеспечено безотказной и четкой работой каждого механизма системы.
Шестеренчатый насос, преобразующий часть механической энергии двигателя в энергию напора рабочей жидкости, должен при номинальных оборотах двигателя создавать требуемую производительность подачи масла в систему под высоким давлением. Давление масла, поступившего через распределитель в силовой цилиндр, приводит в движение поршень силового цилиндра и механизм навески.
Силовой цилиндр является гидравлическим двигателем, в котором энергия напора рабочей жидкости преобразуется в механическую энергию движения механизма навески.
Распределитель гидросистемы служит для управления действиями силовых цилиндров. Как в распределителе, так и в насосе уплотнение между отдельными каналами и полостями, в которых находится масло, достигается за счет тщательной подгонки и притирки сопряженных деталей. Кроме того, в распределителе расположены автоматические устройства возврата золотников из рабочего положения в нейтральное. Предохранительный клапан совместно с перепускным вступает в действие также автоматически.
Все это требует умелого и аккуратного обращения с механизмами гидросистемы и особенно с распределителем. Нормальная работа распределителя обеспечивается проведением технического ухода и регулировками.
В гидросистеме регулируют пружину предохранительного клапана и пружину автоматов в золотниках распределителя. Однако не все возможные неисправности устраняются или компенсируются этими регулировками. Причину многих неисправностей обнаруживают системой контроля, а нормальную работу системы в некоторых случаях восстанавливают только заменой вышедших из строя деталей или узлов.
Система контроля состоит из операций по проверке работоспособности механизмов и проведению регулировок.
Последовательность проведения контроля такова:
- проверка герметичности гидросистемы;
- проверка времени подъема навешенного орудия;
- проверка производительности насоса при рабочем давлении масла в системе;
- проверка действия перепускного клапана;
- проверка давления срабатывания предохранительного клапана;
- проверка давления срабатывания автоматов возврата золотников в нейтральное положение.
Одновременно с поверочными операциями устраняют неисправности и регулируют узлы на тракторе или в мастерских.
Для регулировок и контроля за механизмами гидросистемы в мастерских служат стенды типа СГУ-2, СГУ-2М, КИ-1774 и КИ-4100 (готовится к производству). В конструкции стендов предусмотрены элементы, которые позволяют собрать полный комплект гидросистемы, испытать его и, если необходимо, выполнить профилактические и регулировочные операции.
Стенд КИ-1774. На рисунке 82 показан общий вид стенда.
В верхней части стенда расположены-расходный бак для образования определенного запаса рабочей жидкости и мерный бак с указателем уровня для замера производительности. В средней части установлены электромотор с двухступенчатым редуктором.
Ведущий вал редуктора вращается при 1460 об/мин, а ведомый — при 550 и 1180 об/мин, в зависимости от ступени передачи, рукоятка 10 которой выведена на правую сторону стенда. Здесь же расположены манометр 6, рукоятки кранов гидросистемы стенда, рукоятка 7 дросселя, указатель дистанционного термометра 8 и кнопки 9 включения электромотора. Насос и распределитель прикрепляют к последней плоскости стенда и подключают к его гидросистеме с помощью шлангов низкого 3 и высокого 4 давления.
Краткая техническая характеристика стенда такова:
мощность электродвигателя, квт: 10
частота вращения вала привода, об/мин: 550 и 1180
наибольшее давление рабочей жидкости, на которое рассчитап стенд, кГ/см2: 165
емкость расходного бака, л: 85
количество заправляемого масла, л: 100
замеряемая емкость при испытании насосов на производительность, л: 35
Гидравлическая схема стенда приведена на рисунке 83. Особенностью стенда КИ-1774 по сравнению С предшествующими стендами является введение в схему радиатора 7, установленного в расходном баке 6. Назначение радиатора — охлаждать рабочую жидкость до температуры 45—50° С. Охлаждение ведется с помощью воды, подаваемой по трубопроводу 15 с терморегулятором 17. Температура масла контролируется дистанционным термометром 8, датчик которого установлен во всасывающем трубопроводе низкого давления. Два крана 2 и 3 с трубопроводами служат для соединения испытываемого насоса с гидросистемой стенда. Система оборудована масляным фильтром 9 с предохранительным клапаном. Распределитель подсоединен к трубопроводам 1, причем в нагнетательную магистраль включен манометр 10 (с пластинчатым демпфером), а в трубопровод высокого давления — дроссель 11, предназначенный для изменения напора в магистралях высокого давления путем увеличения сопротивления проходу жидкости. Предохранительный клапан 13 отрегулирован на давление Срабатывания 145—150 кГ/см 2 и предназначен для предохранения гидросистемы стенда от перегрузок.
При заправке стенда рабочей жидкостью край 5 закрывают. Заправлять бак следует до отметки «0» на мерной линейке (перелив допускается не более одного деления). При пуске стенда дроссель 11 и кран 2 полностью открывают.
Как правило, на стенде КИ-1774 испытывают агрегаты гидравлической навесной системы, прошедшие в мастерской ремонт. Агрегаты же, работающие на тракторе, направлять на проверку специально на стенд КИ-1774 нецелесообразно, так как излишне частый демонтаж механизмов гидросистемы отрицательно влияет на их работоспособность. Таким образом, если нет совершенно очевидных причин для отправки механизмов гидросистемы в мастерскую, проверку и регулировку ее необходимо выполнять непосредственно на тракторе. Для этой цели существуют приборы КИ-1097 и прибор Башкирского сельскохозяйственного института для проверки и регулировки гидросистемы.
Прибор КИ-1097 (рис. 84) (прежнее наименование ДР-70, т. е. дроссель-расходомер) позволяет непосредственно на тракторе определить производительность насоса и давление срабатывания предохранительного и бустер-ного клапанов. Прибор состоит из дросселя-расходомера, шкала которого отградуирована в литрах расхода рабочей жидкости, и манометра с демпфером. Кроме того, прибор укомплектован шлангами, термометром, штуцером, угольником и переходником. Краткая техническая характеристика прибора такова:
пределы измерения расхода масла при давлении 100 кГ/см 2 , л/мин: от 0 до 70
цена деления шкалы расхода, л/мин: 5
максимальная погрешность измерения при температуре масла 50° С, %: 2,5
максимально допустимое давление в сливной магистрали прибора, кГ/см 2 : 5
пределы измерения давлений, кГ/см 2 : от 0 до 165
габариты (без футляра), мм:
Прибор для проверки и регулировки гидросистемы (Башкирского сельскохозяйственного института) показан на рисунке 85. В осевом канале корпуса 1 помещен шарик 2, прижимаемый к своему посадочному гнезду пружиной 3. Сжатие пружины изменяетсявинтом 7 с гайкой 5 и подпятником 4. Колпачок 6 винта снабжен шкалой, отградуированной на давление рабочей жидкости, соответствующее давлению отрыва шарика от своего гнезда. Прибор подсоединяют к нагнетательному трубопроводу высокого давления. Рабочая жидкость, прошедшая через прибор, поступает на слив в бак гидросистемы. Давление испытываемого насоса повышают завинчиванием регулировочного винта 7, следя одновременно за показаниями шкалы. Чрезмерно высокое давление насосу задавать нельзя во избежание повреждения системы.
Для проверки работы клапанов распределителя прибор подключают через тройник.
Техника проверки и регулировки агрегатов гидравлической системы как на стенде в мастерской, так и на тракторе имеет много общего.
Герметичность гидросистемы проверяют при работающем насосе. Рукоятку распределителя ставят в положение подъема орудия и задерживают в нем на 1 мин. За это время осматривают все соединения системы. При неисправностях подтягивают или заменяют исправными соединительные и уплотнительные устройства. Затем еще раз испытывают систему на герметичность.
Исправность гидросистемы определяют по времени подъема навесного механизма под нагрузкой. Нагрузку создают посторонним грузом, подвешенным к оси подвеса. Например, для тракторов «Беларусь» подвешивают груз в 800 кг, для тракторов ДТ-75, Т-74, ДТ-54А — 1400 кг, для трактора Т-40А — 650 кг. После прогрева двигателя и гидросистемы (рабочая жидкость должна иметь температуру 45—55°С) устанавливают двигателю максимальный скоростной режим на регуляторе. Затем, переключая рычаг распределителя, 10 раз полностью поднимают и опускают груз. При каждом опыте время подъема фиксируют секундомером и по данным десяти измерений определяют среднее время подъема. У исправной и нормально работающей гидросистемы время подъема навесного механизма под нагрузкой не должно превышать: для тракторов «Беларусь» — 2,5 сек; для тракторов ДТ-75, Т-74 и ДТ-54А — 3,5 сек; для трактора Т-40А — 4 сек. Большее время подъема указывает на неисправность гидравлической системы.
При устранении неисправностей надо прежде всего обратить внимание на состояние уплотнений в насосе, распределителе и в силовых цилиндрах, отыскать и устранить внутренние утечки масла из полостей высокого в полости низкого давления.
Техническое состояние насоса проверяют по показателям его производительности и давлению масла. Чтобы замерить эти показатели, насос отсоединяют от распределителя, к нагнетательному маслопроводу подсоединяют дроссель-расходомер, а сливной шланг расходомера опускают в бак через маслозаливную горловину, вынув из нее сетчатый фильтр. Это положение показано на нижней части рисунка 86. В этом случае насос 11 нагнетает масло только в дроссель-расходомер 2, так как шланг 10 распределителя с насоса снят.
Чтобы замерить производительность насоса и давление нагнетания, масла, кран 3 дросселя открывают полностью, включают насос и запускают двигатель, установив ему номинальный скоростной режим работы. Затем постепенно завинчивают кран до давления масла по манометру 100 кГ/см2. Производительность замеряют только после того, как масло прогреется до температуры 45—50° С.
В таблице 23 указаны значения производительности насосов, устанавливаемых на тракторах. Производительность дана для скоростей вращения вала насоса, соответствующих 540 и 1180 об/мин, что согласуется со ступенями скоростного режима работы стенда КИ-1774. Кроме того, в заводских- инструкциях, как правило, указываются значения производительности шестеренчатых насосов гидросистемы при определенных оборотах вала насоса. Наиболее часто производительность задают соответствующей номинальным оборотам вала двигателя.
Если производительность насоса не соответствует указанной, то насос отправляют в ремонт.
Может оказаться, что время подъема навесного механизма больше нормы при исправном насосе. Тогда приступают к проверке распределителя гидросистемы.
Схема проверки распределителя на тракторе с помощью прибора КИ-1097 показана на верхней части рисунка 86. В этом случае прибор отключают от насоса (шланг 4 вынимают из горловины бака, на его место ставят сетку и пробку), нагнетательный шланг 1 отвинчивают, а на его место ставят маслопровод 10. Схема подключения прибора к распределителю показана в верхней левой части рисунка. Прибор своим приемным шлангом 8 подсоединен к нагнетательному каналу распределителя, а сливным шлангом 6 — к каналу низкого давления. Таким образом, прибор подключен вместо силового цилиндра. Сопротивление, или напор рабочей жидкости, изменяют с помощью дросселя прибора. Проверив одну секцию по такой схеме, приступают к проверке другой секции распределителя. Проверка заключается- в следующем.
При работающем на максимальных оборотах (на регуляторе) двигателе полностью открывают дроссель прибора, а рукоятку золотника проверяемой секции ставят в положение «Подъем». Удерживая рукоятку золотника в таком положении* плавно перекрывают дроссель, уве-> личивая тем самым давление рабочей жидкости в магистрали высокого давления. В момент срабатывания предохранительного клапана прекращают перекрытие дросселя и определяют по манометру давление. У правильно отрегулированного клапана оно должно быть 130—135 кГ/см 2 . Клапан нужно регулировать, если давление срабатывания ниже 125 кГ/см 2 и выше 140 кГ/см 2 .
Техническое состояние распределителя определяют путем замера его производительности. Для этого рукоятку дросселя ставят в положение,- соответствующее давлению 100 кГ/см 2 по манометру прибора. В этом положении рукоятки по шкале находят производительность, т. е. расход масла из распределителя. Замеренный таким способом расход жидкости не должен отличаться от производительности насоса (при одинаковых оборотах вала двигателя) более чем на 5 л/мин. В противном случае распределитель направляют в ремонт, так как перепускной клапан и золотники перепускают на слив масла больше допустимого вледствие повышенного износа сопряженных поверхностей, неплотной посадки клапанов в гнездах и других причин.
Давление срабатывания автоматов золотника проверяют следующим образом. Открывают полностью дроссель прибора КИ-1097, двигателю задают средний скоростной режим и ставят золотник проверяемой секции в положение «подъема». Затем плавно прикрывают дроссель прибора, одновременно следя за стрелкой манометра. Давление манометра замечают и вместе с тем прекращают дросселирование в момент срабатывания автомата золотника. Для большей точности давление срабатывания определяют несколько раз и подсчитывают по данным нескольких замеров среднюю величину.
Нормальное давление срабатывания автоматов 105— 120 кГ/см 2 . Автомат регулируют, если давление получено выше 125 или ниже 105 кГ/см 2 . В таком же порядке проверяют исправность и работоспособность механизмов гидравлической навесной системы и в мастерской на стенде 1×11-1774.
Для регулирования предохранительного клапана надо снять с его колпачка 8 (рис. 87) пломбу, отвернуть колпачок и вставить отвертку в шлиц регулировочного винта 7. Вращая винт по ходу часовой стрелки, пружину 5 клапанов будут сжимать больше, следовательно, давление срабатывания клапана возрастет. Вращая же регулировочныи винт против хода часовой стрелки, давление срабатывания клапана будут уменьшать.
Для регулирования клапана золотника необходимо частично разобрать распределитель. Регулировочная пробка 8 (рис. 88), с помощью которой регулируется сжатие пружины 14 клапана, помещена в полости золотника. Для доступа к ней надо вывернуть пробку 3, вынуть втулку 17 фиксатора с пружиной и бустер 15. Если теперь отверткой вращать пробку 8 по ходу часовой стрелки, то пружина будет сжиматься и давление срабатывания соответственно возрастет. Вращение пробки S в обратную сторону будет способствовать снижению давления срабатывания автомата.
Во время регулирования клапанов распределителя надо помнить, что при работающей системе масло циркулирует под большим давлением. Даже незначительный поворот регулировочных винтов резко изменяет давление, а при неосторожном вращении возможен разрыв шлангов или присоединительных устройств, что небезопасно для персонала. После регулирования и окончательной проверки давления срабатывания клапанов снятые детали ставят на место и закрепляют.
Механизм навески служит для присоединения навесного орудия (плуга, культиватора, сеялки) к трактору. Он состоит из рычагов и тяг, соединенных между собой шарнирами по определенной схеме. Эта схема составляется с таким расчетом, чтобы поднимать и опускать орудия гидравлическим механизмом для регулирования, например, глубины пахоты плугом во время работы, а также регулировать положение навешенного орудия относительно трактора при настройке механизма перед выполнением агротехнической операции. Подъем ш опускание орудия осуществляются благодаря шарнирному соединению рычагов и тяг механизма навески. Настройка механизма навески большей частью состоит в изменении длины рабочих звеньев механизма.
В механизме навески имеются блокировочные цепи, шарниры свободного хода, которые используют для улучшения устойчивости и приспособляемости к рельефу поля некоторых видов навесных орудий во время их работы и транспорта. Существуют различные схемы навески:
- задняя — орудие соединяется с остовом трактора задним механизмом навески;
- передняя — орудие крепится к трактору между передней и задней осью;
- боковая — орудие присоединяется с левой или с правой стороны трактора;
- фронтальная — орудие располагается впереди трактора;
- комбинированная или специальная, сочетающая несколько схем навешивания отдельных орудий или секций орудия.
Для каждой из схем есть механизм навески, позволяющий присоединять различные орудия к трактору и изменять его положение во время работы при помощи силового цилиндра. В передней, фронтальной и боковых схемах навески установка орудия в горизонтальной и вертикальной плоскостях проста и обеспечивается посадочными плоскостями или шарнирами. Устройство механизма задней навески и техника установки на него орудия сложней, поэтому указанные выше регулировки большей частью относятся именно к механизму задней навески.
Механизм навески тракторов выполняют по трех- и двухточечной схеме.
Трехточечная схема навески показана на рисунке 89, из которого видно, что передние точки крепления А и В1 обеих продольных тяг 1 и 8 разведены в сторону, образуя совместно с точкой Б крепления центральной тяги 4 навесной треугольник АБВ. Присоединительный треугольник для сельскохозяйственных машин обозначен буквами АБВ. Он образуется свободными концами тех же тяг. Для навески различных машин на трактор надо иметь одинаковые размеры присоединительного треугольника и соединительных деталей как на самой машине, так и в механизме навески.
На рисунке 89 обозначены и другие важные параметры механизма навески, приспосабливающие его к работе с машиной. Сюда относятся: ход г оси подвеса — перемещение по вертикали оси АВ, соответствующее полному ходу поршня цилиндра 9; высота а присоединительного треугольника АБВ; длина б основания оси подвеса; максимальная высота в оси подвеса от поверхности почвы; наименьшее расстояние д между центром шарнира продольных тяг и контуром ведущего колеса или гусеницы; величина свободного перемещения е шарниров продольных тяг; величина свободного перемещения ж шарниров продольных тяг в вертикально-поперечной плоскости за счет установки соединительных пальцев раскосов 2 и 7 в прорезях; угол а возможного перекоса оси подвеса в вертикально-поперечной плоскости.
Установленные параметры механизма нельзя нарушать при его настройке, так как это может сказаться на работе всей системы и агрегата в целом.
Двухточечная схема навески показана на рисунке 90. Передние точки крепления обеих продольных тяг 1 и 2 совмещены в одну точку О. Параметры механизма, указанные выше для трехточечной схемы, остаются теми же и в данном случае. Изменяется величина свободного перемещения а (рис. 89) шарниров продольных тяг в горизонтально-поперечном направлении. Это перемещение в градусах поворота тяг может быть до 25° в одну сторону (суммарный угол 50°), поэтому навешенная машина получает большую свободу, что улучшает ее приспособляемость к работе.
Двухточечная схема навески применяется, для агрегатирования трактора с навесным плугом, имеющим опорное колесо. Трехточечная схема используется для агрегатирования трактора с широкозахватными орудиями (сеялки, культиваторы и др.). Как правило, механизмы навески колесных тракторов соединены по двухточечной схеме.
Гусеничные тракторы ДТ-75, Т-74 и ДТ-54А оборудованы универсальным механизмом навески. Несложным переоборудованием механизм навески можно сделать как двух-, так и трехточечным, что расширяет производственные возможности трактора общего назначения. Переоборудование заключается в основном в переборке передних шарниров нижних тяг и закреплении их в определенном месте (против переднего шарнира центральной тяги или по сторонам) на нижней оси.
На рисунке 91 показан механизм навески, трактора ДТ-75 в двухточечном варианте. Такое же устройство механизма навески имеют тракторы Т-74 и ДТ-54А.
Для переоборудования механизма из трех- в двухточечную схему надо объединить две передние опоры продольных тяг 17 (рис. 91) и 18 в одну. Объединенный таким образом шарнир показан на рисунке 92.
Для переоборудования надо разобрать вилку левой продольной тяги, установить ее на цапфу 4 правой продольной тяги 7 и собрать опору вместе с шарниром. Шарнир должен располагаться на тракторе на одной вертикальной линии с шарниром центральной тяги, пересекающейся с условной линией силы тяги трактора. Для такого совмещения объединенный шарнир и верхний шарнир центральной тяги смещают в поперечном направлении на раме механизма навески и передние концы тяг прикрепляют к маятниковому рычагу, расположенному посредине оси.
Предварительно стяжные и стопорные болты ограничительных муфт и упорных колец ослабляют, ‘а затем после установки опор в нужное положение затягивают. Кроме того, при двухточечной схеме раскос левой продольной тяги 17 (рис. 91) крепят к подъемному рычагу 20 с его внутренней стороны.
Длину блокировочных цепей при транспортном положении орудия регулируют при помощи стяжек, так как боковые раскачивания орудия не допускаются.
Качество работы навесной машины и мощность, затрачиваемая на выполнение сельскохозяйственных операций, в значительной мере зависят от правильности навески орудия на трактор. Весь объем работ, выполняемый при навешивании орудия на трактор, можно подразделить на три этапа:
- наладка механизма навески для подсоединения к нему орудия;
- соединение орудия с трактором при помощи механизма навески;
- регулировка механизма навески.
В зависимости от типа орудия существуют следующие способы наладки: для работы с навесными плугами, для работы с широкозахватными орудиями и для работы с прицепными машинами без использования вала отбора мощности и с его использованием.
Наладка предусматривает переоборудование механизма на двух- или трехточечную схему навески (тракторы ДТ-54А, Т-74 и ДТ-75, Т-100М), подбор и установку дополнительного комплекта деталей (сменные шарниры тяг, прицепной скобы для работы с прицепными орудиями и др.) с учетом особенностей навески или сцепки данного орудия.
Соединение орудия с трактором заключается в прикреплении присоединительных кронштейнов, имеющихся на орудии, к шарнирам тяг механизма навески.
Регулировка механизма навески сводится к выравниванию положения навешенного орудия в вертикальной плоскости в продольном и поперечном направлениях. Например, чтобы все корпуса навесного плуга пахали на одинаковую глубину, надо выровнять его положение в вертикальной плоскости в продольном направлении трактора. Для того чтобы плуг не имел бокового наклона относительно корпуса трактора, его положение выравнивают в горизонтальной плоскости в поперечном направлении.
Во всех механизмах навески первая регулировка выполняется изменением длины верхней центральной тяги (рис. 91), а вторая регулировка — изменением длины одного из раскосов, соединяющих подъемные рычаги с продольными тягами. Для этой цели в центральной тяге и раскосах предусмотрены регулировочные устройства. У центральной тяги есть муфта или винт, в которые ввинчены и законтрены шарнирные наконечники. Вращая муфту за вороток при отпущенной контргайке по ходу часовой стрелки (если смотреть по ходу трактора), муфту навинчивают на передний и на задний наконечник, имеющий левую резьбу. Вследствие этого тяга укорачивается, присоединительный треугольник орудия смещается своей вершиной в сторону трактора, орудие выравнивает свое положение в продольном направлении.
Для навесного плуга укорочение тяги приведет к вы-глублеиию задних корпусов. Если требуется сместить орудие в обратном направлении, муфту вращают против хода часовой стрелки. У навесного плуга это увеличит заглубление задних корпусов по сравнению с передними.
Левый и правый раскосы по конструкции одинаковы, а регулировочное устройство для изменения длины аналогично устройству центральной тяги.
Для того чтобы правильно установить навесное орудие в поперечном направлении, достаточно изменить длину одного из раскосов. Тогда присоединительный треугольник вместе с орудием поворачивается своим основанием в вертикальной плоскости. При выполнении этой регулировки изменяют длину правого раскоса.
Длину левого раскоса оставляют всегда постоянной, чтобы сохранить заводскую установку нормальной длины раскоса. По окончании регулировок муфты или винты центральной тяги и раскоса закрепляют контргайками.
Первоначально регулировку проводят на агрегате, установленном на ровной горизонтальной площадке. Окончательно регулировку выполняют в поле при первом проходе агрегата. В этом случае правильность регулировки контролируют по качеству работы орудия, например по равномерности глубины пахоты плугом.
Глубину пахоты устанавливают опорным колесом плуга. При плавающем, положении золотника распределителя глубина пахоты соответствует положению опорного колеса в вертикальной плоскости.
Длину блокировочных цепей регулируют по месту при поднятом в транспортное положение орудии. Длина блокировочных цепей должна быть такой, чтобы орудие в транспортном положении имело возможность смещаться в сторону не более 20 мм. Туго натягивать цепи в транспортном, а особенно в опущенном положении нельзя, так как это может привести к их разрыву.
Для примера рассмотрим порядок навески орудий и регулировки их положения на тракторе МТЗ-5. Навесной плуг ПН-3-36Р, устанавливаемый на трактор, снабжен опорным колесом.
Подготовка плуга и трактора. Присоединительный треугольник плуга закрепляют на первый и второй грядили. У трактора устанавливают ширину колеи 1400—1450 мм. Длина нерегулируемого левого раскоса механизма навески должна быть равна 515 мм. а вилки обоих раскосов должны быть соединены своими отверстиями (а не прорезями) со средним отверстием на каждой продольной тяге.
Навеска плуга на трактор. Рукоятку золотника распределителя устанавливают в плавающее положение. Надавливая на концы продольных тяг, опускают их до уровня присоединительных пальцев плуга. Рекомендуется соединять сначала левую тягу с пальцем оси подвеса плуга, затем правую и, наконец, верхнюю (центральную) тягу. Для этого шаровые шарниры тяг надевают их отверстиями на пальцы и в таком положении стопорят. Затем плуг поднимают в транспортное положение, при котором шток силового цилиндра полностью выведен, и регулируют длину блокировочных цепей. Цепи натягивают равномерно и на одинаковую величину, чтобы исключить боковое раскачивание орудия более чем на 20 мм (проверяют у задних шарниров продольных тяг).
Регулировка механизма навески проводится при опущенном орудии до касания носками лемехов площадки. Если рри таком положении плуга носки лемехов переднего и заднего корпуса располагаются не на одной высоте, регулируют положение плуга в продольном направлении. Центральную тягу укорачивают вращением ее регулировочного винта (если требуется поднять заднюю часть плуга) и удлиняют (если требуется опустить ее).
При боковом наклоне орудия его горизонтальное положение устанавливают изменением длины правого раскоса. Чтобы поднять правую сторону плуга, раскос укорачивают, и наоборот.
После прохода первой борозды те же регулировки корректируют. Глубину пахоты устанавливают изменением положения опорного колеса/ Если требуется увеличить глубину пахоты, вращением регулировочного винта поднимают колесо на соответствующую величину или опускают (если необходимо уменьшить глубину пахоты). Окончив регулировки, рукоятку винта стопорят во избежание произвольного проворачивания. При последующей припашке необходимо еще раз проверить равномерность глубины пахоты корпусами и, если требуется, уточнить регулировку плуга в продольном направлении при помощи центральной тяги.
В небольших пределах плуг может изменять ширину захвата за счет поворота задней части его относительно трактора в сторону вспаханного поля или обратно. Для этого в присоединительном устройстве есть регулировочные болты. Обычно эту регулировку контролируют в момент припашки по вмятию полевых досок в стенку борозды. Если полевая доска вминается в стенку, плуг разворачивают в сторону пашни, при этом ширина захвата уменьшится.
Положенно винтов подбирают так, чтобы плуг имел полную ширину захвата при наименьшем врезании полевых досок и стенку борозды.
Особенности, навески широкозахватных машин заключаются в следующем. Точно устанавливают ширину колеи трактора соответственно суммарной ширине нескольких рядков, располагающихся между его колесами (при работе в агрегате с культиваторами, сеялками и другими машинами). Вилки раскосов соединяют с продольными тягами через прорези, сделанные на концах вилок, чтобы придать способность самоустанавливаться орудию на неровном рельефе. В продольном и поперечном направлениях орудие устанавливают при помощи регулировок длины центральной тяги и правого раскоса.
В ряде операций, например при квадратно-гнездовом посеве, сплошной и междурядной культивации, орудие должно точно следовать за трактором без боковых смещений, чтобы избежать искривления рядков. Для этой цели блокировочные цепи туго натягивают при рабочем положении орудия, чтобы не было произвольного их смещения в стороны. Перед тем как поднять орудие в транспортное положение, цепи предварительно ослабляют и вновь подтягивают лишь после подъема в транспортное положение. Иначе цепи, как и другие соединительные детали, могут выйти из строя.
Автор: Абашкин Василий Андреевич,
Москва, издательство «Колос», 1969 год.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Свежие записи
Аренда помещения:
Компания ООО «Сельхозтехника» сдаёт в аренду помещения в здании площадью 2000 м 2 .
Здание расположено по адресу: город Троицк, улица Макаренко, дом №61.
Внутри отделка и все необходимые коммуникации. Помещение строилось под автосалон: возможен въезд машин на 2-й этаж, удобные подъездные пути, есть место под парковку, рядом есть остановка общественного транспорта.
Помещения сдаются как под офисы, так и под склады или магазины. Обсуждаются любые варианты. Цена договорная.
По всем вопросам: (351-63) 7-59-09.
Материалы: http://sxteh.ru/mess117.htm
3 ≫
-
Навесные и полунавесные машины могут быть расположены сзади, спереди, фронтально, сбоку трактора или в нескольких местах отдельными секциями.
Схемы различных способов навески машин и орудий на тракторе:
а — задняя навеска; б — передняя; в — фронтальная; г — боковая; д — эшелонированная; е — шеренговая; 1 — навесная машина; 2 — задние рыхлящие лапы для заделывания следа колес
Заднюю навеску (рис. а) используют для присоединения большинства почвообрабатывающих, посевных и посадочных машин к тракторам общего назначения и универсальным.
Переднюю навеску (рис. б) применяют на самоходных шасси, у которых пропашные культиваторы и другие машины расположены на раме впереди ведущих колес.
Фронтальная навеска (рис. в) позволяет навешивать впереди трактора жатки, волокуши и некоторые другие уборочные машины.
Боковые навески (рис. г) используют на сеноуборочных машинах, агрегируемых с тракторами малой мощности, а секционные (рис. д и е) для тракторов средней и большой мощности, агрегируемых с несколькими широкозахватными культиваторами, сеялками и другими машинами. В этом случае для секций, расположенных по бокам трактора, используется полунавесная сцепка со своим навесным устройством и выносным силовым цилиндром, а для задней или передней сцепки — навесное устройство трактора.
Навесное устройство служит для присоединения к трактору навесной или полунавесной машины, подъема и опускания ее при помощи силового цилиндра и обеспечения правильного положения машины при работе. Это устройство, дополненное некоторыми деталями, используют также для присоединения прицепных машин к трактору.
Самоходное шасси Т-16М навесного устройства не имеет. Навесное устройство у всех изучаемых тракторов выполнено по единой рычажно-шарнирной схеме, показанной на рис. 187. Оно состоит из вала 1, который поворачивается рычагом 13 от штока силового цилиндра 14, двух подъемных рычагов 2 и 12, двух раскосов 3 и 11, верхней тяги 4 и двух нижних тяг 6 и 10. Задние концы тяг 4, 6 и 10 имеют присоединительные шарниры 5 и 9 для крепления стойки 7 и оси 8 подвеса орудия.
Типы навесных устройств:
а — трехточечное; б — двухточечное; 1 — вал подъемных рычагов; 2 — правый подъемный рычаг; 3 — правый раскос; 4 — верхняя тяга; 5 — присоединительный шарнир верхней тяги; 6 — правая нижняя тяга; 7 — стойка орудия; 8 — ось подвеса орудия; 9 — присоединительный шарнир нижних тяг; 10 — левая нижняя тяга; 11 — левый раскос; 12 — левый подъемный рычаг; 13 — рычаг вала; 14 — силовой цилиндр
Передние концы этих тяг шарнирно присоединены к трактору в трех точках А, Б и В (рис. а) или в двух точках А и Б (рис. б).
При трехточечной схеме навески обеспечивается устойчивая работа широкозахватных машин, они почти не отклоняются от прямолинейного следа трактора. Такая навеска необходима, например, для работы с культиватором и сеялкой.
При двухточечной схеме навески, когда передние концы нижних тяг расположены под передним концом верхней тяги, трактор с погруженными в почву рабочими органами орудия может перемещаться как прямолинейно, так и при поворотах под углом до 20°. Такая навеска удобнее, чем трехточечная, например, для работы трактора с плугом.
Все колесные тракторы снабжены трехточечным навесным устройством, в гусеничные — универсальным навесным устройством, которое может быть присоединено к трактору в трех или двух точках.
Навесное устройство трактора МТЗ-50:
1 — сферический шарнир нижних тяг; 2 — задний конец нижней тяги; 3 — чека; 4 — распорная втулка; 5 — проушина стяжек ограничительных цепей; 6 — выжимной палец со стопорными пружинными кольцами; 7 — растяжка цепей; 8 — обойма нижней тяги; 9 — вилка раскоса; 10 — нижний винт раскоса; 11 — передний конец нижней тяги; 12 — кронштейн растяжек; 13 — упорный регулировочный болт; 14 — ось нижних тяг; 15 — стяжки раскосов; 16 — верхний винт раскоса; 17 — серьга соединительной тяги прицепного крюка; 18 — сферический шарнир верхнего винта раскоса; 19 — подъемный рычаг нижней тяги; 20 — кронштейн поворотного вала механизма навески; 21 — масленка; 22 — пружинная державка верхней тяги; 23 — поворотный вал; 24 — ведущий рычаг силового цилиндра; 25 — распорная втулка; 26 — сферический шарнир винта верхней тяги; 27 — передний винт верхней тяги; 28 — стяжная труба тяги; 29 — рукоятка тяги; 30 — задний винт тяги; 31 — чека пальца тяги
Навесное устройство трактора МТЗ-50. Монтируется на кронштейне 20 (рисунок), жестко присоединенном к корпусу заднего моста, и оси 14, установленной в специальных расточках этого корпуса. Шток силового цилиндра соединен с ведущим рычагом 24, закрепленным на поворотном валу 23 двумя шпонками. Вал 23 входит во втулки кронштейна 20. На елочных шлицах вала надеты правый и левый рычаги 19, поднимающие или опускающие раскосы, а вместе с ними нижние продольные тяги.
Продольные тяги разъемные; передний конец 11 соединен жестко болтом вилки 9 раскоса с обоймой 8, а задний конец 2 соединен шарнирно с этой же обоймой стержнем проушины 5. Такое соединение облегчает сцепку трактора с навесной машиной. После сцепки задний конец тяги запирается в обойме 8 выжимным пальцем 6, который поджимается специальной пружиной.
Раскосы имеют винты 10 и 16, соединенные один правой, а другой левой резьбой со стяжкой 15. Болт, соединяющий вилку 9 раскоса с нижней тягой, может быть установлен в отверстие вилки, как показано на рисунке, или же в прорезь ее. Прорезь не мешает тяге подниматься или опускаться на некоторую величину и этим дает возможность широкозахватной машине приспосабливаться к поперечному рельефу поля.
Верхняя тяга состоит из двух винтов 27 и 30 с правой и левой резьбой и стяжной трубы 28.
В передних и задних концах верхней и нижних тяг, а также в верхних концах раскоса установлены сферические шарниры 1, 18 и 26. Они облегчают навешивание орудия. Задние шарниры тяг соединяются с осью подвеса и стойкой орудия и запираются чеками 3.
Поперечное раскачивание нижних тяг при рабочем положении орудия ограничивается цепями с растяжками 7. При работе с плугом натяжение цепей регулируют растяжками так, чтобы орудие могло перемещаться в поперечном направлении в пределах 120 мм. Раскачивание этого орудия в транспортном положении устраняется упорными регулировочными болтами 13, головки которых в этом случае упираются в корпус заднего моста. Эти болты ввертывают в кронштейн 12.
При рабочем положении орудия для междурядной обработки цепи натягивают полностью, чтобы устранить боковое раскачивание.
Навесное устройство трактора ДТ-75:
а — трехточечная наладка; б — двухточечная наладка; в — амортизатор верхней тяги; г — механизм навески, настроенный для работы с плугом, сеялкой и другими сельхозмашинами; д — механизм навески, настроенный для работы с принудительно опускающимися машинами (ямокопатель, бульдозер и др.); 1 — головка нижней тяги; 2 — сферический шарнир; 3 — чека с цепочкой; 4 — нижний палец раскоса; 5 — вилка раскоса; 6 — серьга цепи; 7 — болт крепления прицепной скобы; 8 — бугель; 9 — верхний палец раскоса; 10 — ограничитель; 11 — нижний винт раскоса; 12 — палец оси; 13 — боковая головка нижней тяги; 14 — соединительный кронштейн; 15 — муфта раскоса; 15 — стойка рамы механизма навески; 17 — силовой цилиндр; 18 — верхний винт раскоса; 19 — серьга раскоса; 20— шланги; 21 — палец левого подъемного рычага; 22 — палец рычага штока; 23 — ведущий рычаг штока; 24 — левый подъемный рычаг; 25 — верхняя ось; 26 — прицепная скоба; 27 — втулка вала рычагов; 28 — масленкам—трубчатый вал рычагов; 30 — упорное кольцо со стопорным болтом; 31 — головка верхней тяги; 32 — сферический шарнир верхней тяги; 33 — палец верхней тяги; 34 — правый подъемный рычаг; 35 — палец рычага; 36 — фиксатор верхней тяги при работе трактора без навесных орудий; 37 — задняя ось; 38 — головка нижних тяг центральная; 39 - нижняя ось; 40 — втулка шарнира; 41 — большой сферический шарнир нижней тяги; 42 — отверстие под палец растяжки; 43 — палец вилки; 44 — специальный болт; 45 — вилка нижней тяги; 46 — защитная пластина; 47 — палец тяги с пружиной и защелкой; 48 — передняя цепь; 49 — стремянка; 50 — специальное звено; 51 — задняя цепь; 52 — винт растяжки с левой резьбой; 53 — хомут стяжной с левой резьбой; 54 — муфта растяжек; 55 — стяжной хомут; 56 — винт растяжек с правой резьбой; 57 — траверса верхней тяги; 58 — большой шаровой шарнир верхней тяги; 59 — вилка верхней тяги; 60 — передняя упорная шайба; 61 — палец шайбы; — пружины верхней тяги; 63 — труба тяги; 64 — винт верхней тяги; 65 — муфта тяги; 66 — отверстия под палец, соединяющий рычаг штока с левым подъемным рычагом; 67 — палец, соединяющий рычаги 23 и 24
Навесное устройство тракторов ДТ-75 и Т-74. Монтируется на раме, состоящей из двух стоек 16 (рис. выше), трех осей 25, 37 и 39 и некоторых других деталей. Рама крепится позади остова трактора.
Силовой цилиндр 17 шарнирно закреплен на задней оси 37, а его шток присоединен к ведущему рычагу 23 навесного устройства. Рычаг 23 свободно надет на трубчатый вал 29. На елочные шлицы этого же вала надеты рычаги 24 и 34, управляющие через раскосы нижними тягами. Ведущий рычаг 23, упираясь снизу (рис. г) в рычаг 24, может поднимать навесное орудие и удерживать его в установленном положении.
Если же при помощи пальца 67 (рис. д), введенного в отверстие 66 рычагов 23 и 24, соединить эти рычаги, тогда силовой цилиндр сможет не только поднимать орудие, но и принудительно заглублять его рабочие органы в почву.
Нижние тяги состоят из двух частей, телескопически соединенных между собой. Осевое перемещение задней головки 1 нижней тяги в пределах длины паза, закрытого пластиной 46, составляет 80 мм. Оно облегчает надевание сферических шарниров на оси подвеса орудия. После навески орудия и замыкания шарниров чеками трактор подается назад до полного смыкания телескопических соединений продольных тяг и эти соединения замыкаются пальцами 47.
При трехточечной схеме (рис. а) навески передние концы нижних тяг соединены с головками 13, которые надеты на нижнюю ось 39 и удерживаются от осевого перемещения ограничителями 10.
Для работы по двухточечной схеме (рис. б) эти концы нижних тяг присоединяют к центральной головке 38: левую тягу— неподвижно пальцем 43 и специальным болтом 44, а правую — шарнирно только пальцем 43.
Устройство раскосов показано на рис. Вилка 5 раскоса соединяется жестко с нижним винтом 11 при помощи пальца 9. Для работы трактора широкозахватными машинами верхний палец 9 переставляют в отверстие ушек вилки. В этом случае вилка сможет перемещаться по цилиндрической части нижнего винта 11 раскоса, а машина — копировать поперечный рельеф поля.
В верхнюю тягу вмонтирован амортизатор (рис. в), состоящий из двух пружин 62, надетых на трубу вилки 59 верхней тяги и зажатых между упорными шайбами 60. Шайбы удерживаются на трубе пальцами 61, которые проходят через прорези трубы и винта 64 верхней тяги. Под действием растягивающих усилий пружины сжимаются передней упорной шайбой 60, а тяга удлиняется в пределах хода пальца 61 по переднему пазу трубы. Толкающие усилия, воспринимаемые верхней тягой, сжимают пружины задней упорной шайбой, и тяга укорачивается в пределах заднего паза трубы. Пружина смягчает ударные нагрузки, возникающие в звеньях механизма навески и узлах навесного орудия, и способствует уменьшению раскачивания его и трактора.
Особенности конструкции других деталей навесного устройства, а также расположение деталей при двух- и трехточечной схеме навески показаны на рисунке.
Навесное устройство тракторов Т-4, Т-100М и Т-54В конструктивно сходно с устройством навески тракторов ДТ-75 и Т-74. Основной силовой цилиндр трактора Т-54В расположен горизонтально над корпусом силовой передачи, верхняя тяга имеет пружинный амортизатор. Навесное устройство тракторов Т-40, Т-40А и Т-25 конструктивно проще, но менее универсально.
У тракторов Т-40 и Т-40А основной силовой цилиндр расположен горизонтально сбоку корпуса заднего моста, а у трактора Т-25, почти вертикально, как у ДТ-75. Нижние тяги цельные, верхняя тяга без амортизационной пружины.
Материалы: http://www.ya-fermer.ru/navesnoe-ustroystvo-traktorov