Назначение и основные механизмы трактора Т-130М

1 ≫

Трактор Т-130М – мощный гусеничный трактор общего назначения, который предназначен для выполнения различных энергоёмких работ в агрегате с разнообразными машинами и орудиями: погрузчиками, бульдозерными лопатами, буровыми установками, бурильными агрегатами, трубоукладчиками, подъёмными кранами, канавокопателями, плугами-рыхлителями, роторными фрезерными машинами с активным рабочим органом, дренажными орудиями, корчевателями, кусторезами и т.д.

Трактор Т-130М способен работать в различное время года, в разных климатических зонах (от тропических зон до районов Крайнего Севера), на разнообразных грунтах (переувлажнённые почвы, плотные суглинки, песок, мёрзлые грунты, скальные породы и пр.)

В связи с широким разнообразием и спецификой выполняемых работ выпускаются различные модификации трактора Т-130М.

Тракторы общего назначения.

Т-130М – с кабиной, гидравлической системой, жёстким прицепным устройством;

Т-130МГ-1 – базовый с кабиной, гидравлической и передней навесной системами, с жёстким прицепным устройством (орудия навешиваются спереди трактора – корчеватель, бульдозерная лопата и др.);

Т-130МГ-2 - с кабиной, гидравлической системой и маятниковым прицепным устройством, приспособленный для установки передней и задней навесных систем;

Т-130МГ-3 - с кабиной, гидравлической и задней навесной системами;

Т-130МГ – с гидравлической системой, приспособленный для установки передней и задней навесных систем.

Тракторы специального назначения – болотоходные.

Т-130МБ – с маятниковым прицепным устройством, негидрофицированный;

Т-130МБГ-1 – с гидравлической и передней навесной системами, с маятниковым прицепным устройством;

Т-130МБГ-3 – с гидравлической и задней навесной системами.

Трактор Т-130М состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, гидравлической системы управления рабочим органом, рабочего места водителя, дополнительного оборудования.

У тракторов общего назначения двигатель мощностью 117,8 кВт (160 л.с.), у болотоходных - 103 кВт (140 л.с.) преобразует тепловую энергию в механическую, которая приводит в движение трактор и присоединённые к нему машины. От двигателя, установленного на лонжеронах, крутящий момент передаётся к ведущим колёсам через трансмиссию, которая состоит из сцепления, коробки передач, главной передачи, механизмов поворота с тормозами, бортовых редукторов.

Сцепление служит для отсоединения трансмиссии от двигателя при переключении скоростей и плавного трогания трактора с места.

Коробка передач трактора Т-130М общего назначения даёт возможность изменять скорость движения, обеспечивая восемь передач переднего хода и четыре передачи заднего хода и максимальное тяговое усилие 128,3 кН (13,08 тс) при скорости движения 2,51 км/ч.

Опорной базой является ходовая часть, она преобразует вращательное движение ведущих колёс в поступательное движение трактора. Связь ходовой части с рамой трактора осуществляется шарнирно в трёх точках. Рама трактора Т-130М состоит из корпуса муфт поворота и приваренных к нему лонжеронов коробчатого сечения, которые связаны между собой в передней части бампером, а в средней части – коробкой рессоры.

Раздельно-агрегатная гидравлическая система универсальная, она предназначается для работы с двумя типами навесных систем: передней и задней.

Передняя навесная система предназначается для установки навесных орудий, смонтированных на специальной раме. Силовые гидроцилиндры прикреплены к цапфам силовых баков гидросистемы.

Задняя навесная система состоит из механизма навески с двумя силовыми гидроцилиндрами. Она предназначается для агрегатирования трактора Т-130М с различными сельскохозяйственными орудиями.

Рабочее место водителя располагается в металлической кабине закрытого типа с теплозвукоизоляцией.

Кабина оборудована устройством для обогрева, зеркалом заднего вида, вентилятором, солнцезащитным козырьком, плафоном для освещения, стеклоочистителями. Хорошая обзорность из кабины позволяет трактористу видеть обе гусеницы и рабочие органы орудий.

В зависимости от назначения трактор Т-130М оснащается дополнительным оборудованием: ледоходными шпорами, асфальтоходными и другими видами башмаков, защитным устройством двигателя и ходовой части, устройством для подготовки двигателя к запуску в зимнее время и др.

Последние записи

Правила чистки генераторной установки

В процессе мойки и заправки ДВС маслом в обязательном порядке следует исключить прямое попадание на генераторную установку струи масла и воды. Очистка реле-регулятора и генератора от грязи и пыли [. ]

Запрещённые операции при эксплуатации генераторной установки переменного тока

Запрещено проверять исправность генераторной установки переменного тока посредством замыкания клемм «+», (В), (Д), (Ш), (О) перемычками на «массу» и между собой. При замыкании клеммы (Ш) на [. ]

Натяжение приводного ремня генератора

Натяжение приводного ремня генератора проверяется по прогибу между шкивами генератора и вентилятора, который от усилия 40 Н для автомобилей ЗИЛ-130 и тракторов «Беларусь» должен составлять 10-14 [. ]

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

Материалы: http://xn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai/naznachenie-i-osnovnye-mexanizmy-traktora-t-130m.html

2 ≫

Рис. 1. Гидроцилиндр передней навесной системы: 1 — головка штока; 2 — стакан; 3 — крышка; 4 — регулировочные прокладки; 5 — крышка цилиндра, 6 — маслопровод; 7 — палец; 8 — опорное кольцо; 9 — гайка; 10 — контргайка, 11 — сухарь; 12 — клапан; 13 — поршень; 14 — уплотнение; 15 — шток; 16 — гильза; 17 — уплотнительные кольца; 18 — нажимное кольцо; 19 — чистики.

Сверху к гильзе гидроцилиндра 16 (рис. 1) приварена верхняя крышка, а к низу — фланец, в который ввертывают болты, притягивающие нижнюю крышку 5 к торцу гильзы.

Внутри гильзы находится поршень 13, закрепленный на штоке 75 гайкой 9 и контргайкой 10. На поршень запрессовано бронзовое кольцо, а в проточки вставлены резиновые уплотнительные манжеты 14.

Чтобы в гидравлической системе при подъеме или принудительном опускании не развивалось давление выше, чем это нужно для управления навесным орудием, в штоках цилиндров смонтировано специальное гидромеханическое устройство. В центральное отверстие штока запрессованы две втулки с седлами для конусных запорных клапанов 12, имеющих цилиндрические хвостовики с продольными пазами.

При движении поршня вверх нижний клапан под давлением жидкости отодвигается от седла, а верхний прижимается к нему. Как только выступающий хвостовик верхнего клапана упрется в торец верхней крышки, он отойдет от седла и подъем орудия прекратится, а жидкость будет перетекать под давлением из

одной полости цилиндра в другую, сохраняя в нижней полости цилиндра давление, необходимое для удержания орудия в крайнем верхнем положении.

Точно так же работает клапан и при опускании орудия, с той лишь разницей, что хвостовик нижнего клапана упирается в палец 7, установленный в поперечном сверлении штока. Перемещение штифта в отверстии, а следовательно, и клапана происходит при соприкосновении опорного кольца 8 с торцом нижней крышки.

В центральное отверстие нижней крышки запрессована бронзовая втулка, в которой перемещается шток.

Уплотнительные шевронные манжеты 17 прижимаются крышкой 3 к опорному торцу втулки через стальное фигурное пружинное кольцо, обеспечивающее необходимое поджатие уплотнения к штоку по мере износа. Поджимают уплотнение (при необходимости) прокладками 4, установленными между торцами стакана и нижней крышкой. В расточке стакана уложены пластины-чистики 19, предохраняющие уплотнения от пыли и грязи.

Рабочая жидкость в верхнюю полость гидроцилиндра подается через сверление в верхней крышке, а в нижнюю — через металлический маслопровод 6 и сверление в крышке.

В верхнюю крышку вставлены два сухаря 11 со сферической внутренней поверхностью. От проворачивания сухари стопорятся шпонками, а в осевом направлении фиксируются крышками. Гидроцилиндр установлен на сферических цапфах силовых гидробаков с помощью сухарей.

Со штоком соединена головка 1, в которой смонтированы сухарь и сферическая втулка 2 с отверстием. В отверстие входит палец, связывающий гидроцилиндр с подъемной рамой навесного орудия. Благодаря сферическим шарнирам гидроцилиндр может перемещаться на некоторый угол.

Задняя навесная система трактора Т-130М. Задняя навесная система (рис. 2), закрепленная на корпусе бортовых фрикционов, предназначена для установки навесных и полунавесных орудий, а также для присоединения прицепных орудий. Она состоит из механизма навески и двух силовых гидроцилиндров, соединенных рукавами высокого давления с гидросистемой. Механизм навески представляет собой шарнирно-рычажный четырехзвенник.

Рис. 2. Задний механизм навески: 1 — кронштейны; 2 — соединительное звено цепи; 3, 14 — гидроцилиндры, 4 — полый вал; 5 — подъемный рычаг; 6 — телескопический раскос; 7 — фланец; 8 — верхняя тяга; 9 — внутренняя тяга; 10 — рукоятка; 11 — бугель; 12 — прицепное устройство; 13 — продольная тяга; 15 — верхняя ось; 16 — нижняя ось; 17, 20 — проставки; 18, 19 — вилки; 21 — цапфа.

В разрезных цапфах кронштейнов 1 механизма навески вставлены верхняя 15 и нижняя 16 оси. На верхней оси на втулках установлен полый вал 4, на шлицах которого смонтированы два подъемных рычага 5.

На гладкой шейке полого вала шарнирно установлена цапфа 21, с которой соединена вилка 19 верхней продольной тяги. Положение продольной тяги в поперечном направлении фиксируется проставками, которые закреплены на валу стопорными винтами. Для изменения положения верхней тяги в поперечном направлении на валу имеются дополнительные сверления.

Верхняя тяга телескопического типа 8 состоит из двух труб с резьбовыми отверстиями, в которые входят с одной стороны винтовой наконечник вилки 19, а с другой — бугель 11 с шаровым шарниром.

Вращая трубу рукояткой 10, можно регулировать длину верхней тяги. В тяге находится срезывающийся штифт, предохраняющий узлы трактора, механизм навески и орудия от перегрузок. При нагрузках, превышающих допустимую величину, штифт срезается и тяга укорачивается. Для восстановления длины тяги вставляют новый штифт, удалив из радиальных отверстий трубы два фланца 7, в которые входят шейки штифта. Чтобы отрезанные концы штифта не выбрасывались, отверстия во фланцах закрыты планками.

Внутренняя полость верхней тяги уплотнена, резьбовые наконечники смазываются через масленки.

На нижней оси установлены две вилки 18, к которым крепятся нижние продольные тяги 13 с шаровыми шарнирами на концах. Тяги могут перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Положение нижних тяг в поперечной плоскости фиксируется проставками. Орудие присоединяют к шаровым шарнирам нижних и верхней тяг.

Нижние тяги связаны с подъемными рычагами телескопическими раскосами 6. Труба раскоса входит в отверстие вилки и может быть соединена с пальцем.

К нижним продольным тягам может быть прикреплено прицепное устройство 12 с тремя отверстиями для присоединения орудий.

Для агрегатирования с навесными и полунавесными орудиями разных типов конструкция механизма обеспечивает три варианта эксплуатационных наладок, показанных на рис. 3.

Рис. 3. Наладки заднего механизма навески: I, III — подсоединение цепи к кронштейну; II, IV, VI — подсоединение цепи к нижней продольной тяге; V — подсоединение цепи к вилке; А — первая наладка, В — вторая наладка, С — третья наладка.

Первая наладка характерна тем, что линии, соединяющие шарниры нижних тяг, пересекаются в точке, расположенной на продольной оси симметрии трактора. При этом достигается наибольшее перемещение орудий относительно трактора (в горизонтальной плоскости).

Вторая наладка отличается от первой тем, что верхняя продольная и нижние тяги смещены вправо на 180 мм. Этот вариант необходим при агрегатировании с несимметричными орудиями и плугами. Такая наладка благодаря смещению орудия вправо от продольной оси трактора позволяет ему перемещаться по невспаханному участку.

Третья наладка — центральная, с разведенными в стороны нижними продольными тягами — обеспечивает устойчивую работу трактора с орудиями, которые требуют ограничения перемещений в горизонтальной плоскости.

Это ограничение достигается с помощью цепей, один конец которых крепится к нижним тягам, а другой присоединен к проушинам опорных кронштейнов. Длину цепей можно изменять резьбовым регулировочным устройством.

Гайка с наружным шестигранником при регулировке поворачивается на резьбовом хвостовике регулировочного винта. Винт имеет проушину, в которую входит звено цепи. Положение гайки, а значит, и длина цепи фиксируются пальцем, связывающим гайку с вилкой нижнего звена.

Силовые гидроцилиндры двустороннего действия (рис. 4) шарнирно связаны с нижней осью механизма навески, а их штоки соединены с подъемными рычагами.

Рис. 4. Гидроцилиндры задней навесной системы: 1, 4, 7, 8, 12 — уплотнения; 2 — маслопровод; 3 — замедлительное устройство; 5 — верхняя крышка; 6 — воротник-чистик; 9 — шток; 10 — гильза; 11 — поршень; 13 — нижняя крышка; 14 — втулка.

Чтобы пыль и грязь не проникали в уплотнения штока, в расточку верхней крышки установлен резиновый воротник-чистик 6.

В верхней крышке имеются отверстия и штуцер для подсоединения рукавов высокого давления.

Рабочая жидкость к нижней полости гидроцилиндра поступает по маслопроводу 2, установленному между верхней и нижней крышками. В маслопроводе имеется замедлительное устройство 3. При подъеме орудия поток жидкости сдвигает клапан к торцу маслопровода, и жидкость проходит как через центральное отверстие, так и по кольцевому каналу между клапаном и расточкой в крышке. При опускании орудия жидкость, вытесняемая из нижней полости, прижимает клапан к торцу расточки и проходит лишь через центральное дроссельное отверстие. В результате орудие плавно опускается.

Эксплуатация гидравлической и навесных систем и обслуживание их. Перед началом работы трактора необходимо проверить уровень жидкости в масляных баках. Если уровень масла ниже середины нижнего смотрового стекла правого бака, следует долить масло через заливную горловину. Затем нужно открыть краны баков. Для перевода крана в рабочее положение перемешают стержень за кольцо до упора грибка в торец втулки (вниз). Работа гидросистемы с закрытыми кранами приводит к выходу насоса из строя. Включать и выключать насосы на тракторах, оборудованных механизмом их включения, можно только при неработающем двигателе. После проведения подготовительных операций нужно вновь проверить уровень масла в баках.

Необходимо периодически следить за состоянием фильтров. При загрязнении фильтр вынимают из стяжной трубы и промывают фильтрующие элементы в дизельном топливе или керосине. Фильтрующие элементы с разрушенной сеткой заменяют. Уменьшение количества фильтрующих элементов недопустимо, так как часть масла будет поступать в бак нефильтрованное.

Если масло подтекает в соединениях трубопроводов, нужно подтянуть их или проверить состояние уплотнительных элементов. Подтягивая уплотнения резиновых рукавов, идущих к гидроцилиндрам, необходимо следить за положением знаков, нанесенных на поверхности рукава, не допуская их скручивания. При появлении течи через уплотнение штока гидроцилиндра передней навесной системы необходимо подтянуть его, убрав несколько прокладок между нажимной и нижней крышками гидроцилиндра.

Появление пены из сапуна правого бака свидетельствует о проникновении в гидросистему воздуха через всасывающую магистраль. В этом случае нужно найти место подсоса и устранить его.

Запрещается оставлять на длительное время рычаги распределителя в положении «подъем» и «принудительное опускание», так как рабочая жидкость будет перетекать через предохранительный клапан под высоким давлением, вызывая перегрев масла и заклинивание подшипников насоса.

При необходимости демонтажа узлов гидросистемы следует закрыть краны в баках. Масло из баков сливают через отверстие в нижнем соединительном трубопроводе. Во время демонтажа, а также при последующей сборке грязь и посторонние частицы не должны попадать в гидросистему.

Узлы гидравлической и навесных систем смазывают согласно таблице смазки.

Проверяют максимальное давление в гидросистеме при температуре рабочей жидкости 313—343К (40—60°С) манометром. Его подсоединяют к трубе, идущей от насоса к распределителю, с помощью двух переходников и рукава высокого давления.

При работающем двигателе следует включить нерабочий рычаг распределителя в положение «подъем» или «принудительное опускание». Нормальное давление в гидросистеме трактора 11—12 МПа (110 — 120 кгс/см).

Для регулировки давления необходимо снять защитный колпачок предохранительного клапана, расконтрить регулировочный винт и, поворачивая его, через каждые четверть оборота проверять максимальное давление.

Нельзя регулировать клапан при включенном рабочем золотнике и крайнем верхнем или нижнем положении штока гидроцилиндра передней навесной системы, так как жидкость будет перетекать через разгрузочное устройство в штоке и максимальное давление перепуска жидкости через предохранительный клапан зафиксировать невозможно.

Регулировку проводит квалифицированный механик в соответствии с требованиями технического обслуживания, а также при замене изношенного насоса новым.

Наклон рамы навесного орудия вперед или назад осуществляется путем изменения длины верхней тяги в пределах ±180 мм. При этом следует проверить предохранительный штифт. Срезанные пальцы заменяют только из запасных частей, приложенных к трактору.

Наклон рамы орудия вправо или влево осуществляется путем изменения длины раскосов. При необходимости свободного перемещения нижних тяг в вертикальной плоскости нужно удалить стопорные пальцы раскосов.

Если навесное орудие не приспособлено для принудительного заглубления, следует вынуть пальцы соединяющие захваты с подъемными рычагами.

Возможные неисправности гидравлической и навесных систем и способы их устранения приведены в табл. 1.

Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/navesnye-sistemy-traktora-t-130m/

3 ≫

Во время выполнения землеройных работ, а также при разрешении задач в строительстве или сельском хозяйстве использование спецтехники является жизненной необходимостью. Наличие дополнительного оборудования позволяет оптимизировать рабочий процесс и добиться желаемого результата в кратчайшие сроки.

Трактор Т-130 используется с целью проведения целого комплекса дорожных, плантажных, землеройных и мелиоративных работ. Также данная модель активно используется на строительных площадках и в сельском хозяйстве (пахота, посев, культивирование).

Т-130 является детищем Челябинского тракторного завода, который функционирует с 1933 года. Данное предприятие позиционируется в качестве одного из крупнейших производителей гусеничных машин. Впоследствии такие трактора использовались как основа для строительства бульдозерно-рыхлительных агрегатов, трубоукладчиков и другой вариации техники. Основным направлением Челябинского тракторного завода является производство тракторов и бульдозеров наиболее массовых тяговых классов (10-15 т).

Т-130 является модернизированной версией морально устаревшего трактора Т-100. Модель доступна в двух различных модификациях. Одна из них является базовой, а вторая — болотоходной. Впоследствии на базе Т-130 был построен Т-170, который оснащался 174-сильный комплектующей установкой.

Фото трактора Т-130

Двигатель

В качестве силового агрегата используется четырехтактный дизельный двигатель Д-160 с четырьмя цилиндрами и турбонаддувом. Отличительной особенностью установки можно назвать предельную экономичность. При функционировании образование смеси и сгорание топливной массы происходит в камере сгорания, которая расположена в днище поршня. Запуск комплектующего агрегата осуществляется от карбюраторного пускового двигателя, оснащенного электрическим стартером.

Головки цилиндра двигателя дополнительно оснащаются бронзовыми втулками. Их наличие позволяет произвести установку форсунок. Конструктивные особенности топливного насоса позволяют при длительной эксплуатации на холостом ходу осуществлять отключение подачи топлива для второго и третьего цилиндров. Именно этим и определяется предельная экономичность работы устройства.

Внутри дизеля установлены закрытые форсунки без штифтов. Крепление данных элементов осуществляется посредством использования накидных рычагов с двумя плечами.

Трансмиссия

Многоступенчатая трансмиссия трактора Т-130 имеет механическое исполнение. Особенности конструкции подразумевают установку двухступенчатых бортовых редукторов и восьмиступенчатой кпп.

Дополнительно в состав трансмиссии включен механизма поворота. Наличие данного элемента предоставляет возможность сообщения гусеницами разных скоростей. Следует заметить, что на более современных тракторах такой механизм поворота не используется. Это обусловлено наличием большого количества быстроизнашивающихся деталей, а также из-за того, что его использование не позволяет получить переменный радиус поворота.

Плавное соединение двигателя и трансмиссии осуществляется посредством использования фрикционной муфты.

Восьмиступенчатая коробка переключения передач имеет подвижные шестерни. Последние обеспечивают максимальную плавность переключения и высокую продуктивность функционирования всей трансмиссии.

Электрооборудование

Электрическое оборудование трактора не принимает участия в процессе непосредственной работы, но при этом повышает общий эксплуатационный потенциал транспортного средства. Оно практически не имеет отличий в сравнении с автомобильным электрооборудованием и выполняется на базе унифицированных автоузлов.

Электрооборудование трактора Т-130 реализуется по однопроводной схеме с напряжением в 12 В. В его состав входят различные источники энергии, а также генератор с выпрямителями. Оборудование такого типа жизненно необходимо для осуществления запуска силовой установки, вентиляции или обогрева внутреннего пространства кабины трактора. Более того, оно приводит в действие очистители стекол и звуковую сигнализацию.

Помимо стандартного набора электрического оборудования могут использоваться и дополнительные приборы, в качестве которых выступают предохранительные блоки. Их установка обеспечивает бесперебойное функционирование основного оборудования. Блоки предохранителей защищают электрические цепи от короткого замыкания.

Электрическая проводка трактора Т-130 выполнена при использовании проводов с поливинилхлоридной изоляцией. Для максимального удобства монтажа данные элементы предварительно нумеруются.

Чертеж трактора Т-130

Рулевое управление

Рычаги и педали рулевого управления немного вибрируют в процессе эксплуатации, что может вызывать определенные неудобства. Изменение направлений движения осуществляется посредством использования специальной муфты поворота. Также для этого может применяться коробка передач с возможностью гидравлического переключения скоростей на ходу.

Задний мост трактора оснащается двумя муфтами поворота, которые соединены с валами ведущих шестеренок. При включении муфты крутящий момент не передаётся на неё, гусеница постепенно замедляет свой ход, что позволяет повернуть трактор.

Установка замкового механизма позволяет предотвратить выключение гидроподжимных фрикционов на двух бортах. Механизм такого типа представлен в виде трех шариков, размещенных в отверстии поводка между углублениями в рычагах.

Кабина

Закрытая кабина трактора Т-130 имеет двухместное исполнение. При её изготовлении использовались металлические материалы высокого качества, которые делают кабину максимально устойчивой к различным повреждениям механического типа.

Использование специальных уплотнителей положительно сказалось на теплоизоляционных и звукоизоляционных характеристиках. Хороший обзор существенно облегчает рабочий процесс и позволяет четко контролировать каждый шаг.

Дополнительная установка кондиционера и системы вентиляции позволяет комфортно работать в различных климатических условиях. Водительское кресло поддается регулировке, благодаря чему можно очень долго работать без появления ощущения дискомфорта.

Трактор Т-130 оборудован гидравлической системой раздельно-агрегатного типа. Кроме этого, модель оснащается передними и задними навесками, а также прицепным устройством маятникового или жесткого типа. Ввиду этого трактор может быть оборудован бульдозером и прочими видами навесного оборудования.

Наличие дополнительного навесного оборудования существенно упрощает технологический процесс и значительно расширяет имеющийся функциональный потенциал. Трактор Т-130 может оснащаться различными вариациями отвалов, предназначенных для широкого перечня работ. В случае необходимости можно произвести установку прямого, полусферного или угольного отвала. Также для это может использоваться болотоходный отвал или трехзубый рыхлитель. Однако в случае транспортировки трактора на железнодорожной или низкорамной автомобильной платформе комплектующее навесное оборудование придется демонтировать.

Ввиду особой конструкции, трактор Т-130 обладает большой опорной поверхностью. Это позволяет при выполнении сельскохозяйственных работ незначительно снимать и уплотнять верхние слои грунта. Трактор с высоким потенциалом проходимости способен развивать большое тяговое усилие.

Технические характеристики трактора Т-130:

На видео трактор Т-130 в работе:

Материалы: http://allspectech.com/selhoztehnika/dlya-zemledeliya/mashinno-traktornye-agregaty/traktora/gusenichniy-t-130.html


Back to top