Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма трактора

1 ≫

В процессе эксплуатации двигателя изнашиваются его детали, уплотнения, нарушаются крепления и регулировки, на стенках деталей, образующих камеру сгорания (головки цилиндров, днище поршня и др.), откладывается нагар. Все это постепенно снижает показатели работы двигателя.

Основные неисправности двигателя, возникающие вследствие нарушения работы его кривошипно-шатунного механизма: падение мощности, перегрев двигателя, ухудшение его пусковых свойств, преждевременные вспышки в цилиндрах и детонационные стуки, повышенный расход топлива и смазки, падение давления масла в системе смазки, стуки поршней и пальцев, стуки в подшипниках коленчатого вала, течь воды в цилиндры или в картер и др.

Техническое состояние кривошипно-шатунного механизма оценивают различными способами. Качественную оценку проводят по результатам визуального наблюдения за работой двигателя и субъективных суждений, в частности по снижению тяговых свойств, уменьшению скорости движения, повышенному расходу топлива и масла, падению давления в системе смазки, цвету отработавших газов, дымлению из маслоналивного патрубка, шумам и стукам в двигателе и т. п.

Качественная оценка состояния кривошипно-шатунного механизма весьма проста и доступна, однако ее достоверность во многом зависит от уровня квалификации и опытности работника.

При количественной оценке определяют максимальную мощность двигателя, часовой расход топлива, угар (расход) масла, степень потери компрессии двигателя, величину прорыва газов в картер и др. Для этого вида оценки необходим комплекс приборов и устройств.

Оценку технического состояния кривошипно-шатунного механизма начинают с наблюдения за работой двигателя под нагрузкой. Затем в результате внешнего осмотра выявляют места подтекания жидкостей, трещины головок и блока цилиндров. Прослушиванием двигателя на разных скоростных режимах определяют стуки поршней и пальцев, стуки в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала.

Перед разборкой двигателя производят качественную и количественную оценку его технического состояния. Шумы и стуки обследуют с применением стетоскопа, прорыв газов — газовым счетчиком или ротаметром, компрессию двигателя — компрессиометром, герметичность цилиндров неработающего двигателя — прибором со сжатым воздухом, мощность двигателя и расход топлива — на специальных тормозных стендах.

Основная причина снижения мощности и повышения расхода топлива и масла при дымлении из сапуна и масло-заливной горловины — снижение компрессии вследствие износа цилиндров, поршней и компрессионных колец и нарушения плотности в сопряжениях этих деталей.

Цилиндр больше всего изнашивается в верхней части в плоскости действия нормальной силы.

В поршне наиболее подвержены износу опорные поверхности направляющей части, через которые передается нормальная сила, стенки канавок под поршневые кольца и цилиндрические опорные поверхности бобышек под поршневым пальцем.

Поршневые кольца изнашиваются от трения о цилиндр по радиальной толщине и от ударов о стенки кольцевой канавки при перемещениях поршня по высоте. Износ кольца приводит к увеличению зазора в замке и в поршневой канавке. При этом ухудшаются компрессионные свойства колец, что приводит к потере мощности двигателя, чрезмерному нагреву колец и направляющей части поршня, большому угару масла, закоксовыванию колец в канавках, нагарообразованию.

Падение давления масла в двигателе до 0,1 МПа или менее указывает на значительные его утечки из системы смазки. Если масляный насос исправен, в двигателе достаточное количество масла и отсутствуют подтекания через неплотности маслопроводов, то давление масла в системе снижается из-за увеличения зазора между вкладышами и шейками коленчатого вала в результате износа трущихся поверхностей.

Значительный износ цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев, подшипников и шеек коленчатого вала приводит к стукам, по которым также можно установить неисправности кривошипно-шатунного механизма. Характерные стуки особо четко выделяются при резких изменениях скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя.

Стуки пальцев, поршней и колец хорошо прослушиваются в зоне их движения в цилиндре. Пальцы имеют отчетливый металлический стук в верхней части цилиндра (в момент перехода поршнем в. м, т.); кольца имеют звонкий, но несильный стук; стук изношенных поршней особо хорошо прослушивается при запуске холодного двигателя.

Изношенные подшипники коленчатого вала издают глухой, изменяющийся в зависимости от режима работы двигателя стук.

Изношенные гильзы или цилиндры растачивают и шлифуют на увеличенный размер, соответствующий ремонтному размеру поршня. При установке гильзы в блок-картер особое внимание уделяют монтажу резиновых уплотняющих колец и проверке выступание торца гильзы над верхней плоскостью блока (для лучшего обжатия прокладки и фиксации гильзы).

По размерам цилиндров подбирают поршни и поршневые кольца. Зазор между цилиндром и юбкой поршня из алюминиевого сплава в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, должен быть: при эллиптическом профиле юбки и наличии разреза на ней 0,05…0,10 мм; при цилиндрической форме юбки и отсутствии разреза на ней 0,15…0,30 мм.

Подбор поршневых колец по цилиндру заключается в проверке зазора в замке кольца, установленного в цилиндр. ‘Зазор в замке (0,2…0,8 мм) обеспечивает возможность расширения кольца при нагревании.

Затем кольца подбирают по канавкам поршня. Верхнее компрессионное кольцо, как правило, хромированное. Конусное кольцо устанавливают торцом меньшего диаметра к днищу поршня; так называемые скручивающиеся кольца рыточкой или фаской на внутренней цилиндрической поверхности направляют вверх, к днищу поршня. Зазоры между кольцами и канавками поршня по высоте приблизительно находятся в пределах: для верхнего компрессионного кольца 0,1…0,3 мм; для последующих компрессионных колец 0,07…:0,25 мм; для маслосъемных колец 0,07…0,15 мм.

Во избежание поломки колец устанавливать их на поршень надо весьма осторожно, с применением специальных приспособлений. После установки колец на поршень их замки должны быть равномерно расставлены по окружности сечения поршня. Однако при этом следует избегать размещения замков в зоне бобышек.

Поршневые пальцы подбирают к поршням по размерным группам. При нагревании поршня из легкого сплава в воде или масле до температуры 80…90 °С поршневой палец должен легко входить в бобышки. После охлаждения палец с бобышками образует неподвижное соединение.

Поршни и шатуны двигателей имеют весовые допуски, которые следует учитывать при комплектовании шатунно-поршневых групп.

Соединяя поршни с шатунами, необходимо иметь в виду следующее:

— разрез на юбке поршня должен быть обращен в сторону, противоположную направлению действия нормальной силы;

— если ось бобышек смещена относительно оси поршня, то это смещение должно быть обращено в сторону направления вращения коленчатого вала (вправо);

— стрелки и надписи на днище поршня позволяют контролировать соединение поршня с шатуном и установку ша-тунно-поршневой группы в цилиндр;

— сверление в нижней головке шатуна должно быть обращено в сторону распределительного вала;

— при несимметричной нижней головке шатуны устанавливают короткой стороной в сторону ближайшего коренного подшипника.

После перешлифовки шеек коленчатого вала под очередной ремонтный размер вкладыши подбирают в соответствии с новыми размерами шеек. Зазоры в подшипниках коленчатого вала обычно находятся в пределах 0,03… 0,15 мм.

Перед укладкой коленчатого вала в блок-картер тщательно проверяют крепление противовесов, очищают масляные каналы, надежно крепят пробки полостей шатун 1ых шеек.

Сборке кривошипно-шатунного механизма предшествует смазка основных трущихся поверхностей — зеркала цилиндров и шеек коленчатого вала.

Болты и гайки шатунных и коренных подшипников затягивают равномерно динамометрическим ключом, рекомендуемым для данного двигателя моментом 100….450 Н-м. Особо тщательно и надежно выполняют шплинтовку гаек и болтов.

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Разделы

Остались вопросы по теме:

"Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма трактора"

© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

Материалы: http://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-krivoshipno-shatunnogo-mekhanizma-traktora

2 ≫

    Постепенное падение мощности вызывается следующими причинами:

  • изменилась подача топлива (нарушена регулировка насоса; изношены прецизионные пары насоса, форсунки или поршень подкачивающей помпы; увеличены зазоры в приводе рейки насоса; засорены топливные фильтры);
  • изменилась подача воздуха (засорен воздухоочиститель, увеличен зазор в клапанах);
  • изменился момент подачи топлива, изношены плунжерные пары и детали механизма привода;
  • засорена выхлопная труба;
  • неисправен регулятор оборотов, изношены шарниры и другие сочленения, уменьшена упругость пружин;
  • снизилась компрессия (износ поршневой группы, неплотности в клапанах).
    1. Быстрое падение мощности может происходить по следующим причинам:

    2. недостаточная подача топлива (в систему просачивается воздух; неисправен топливный насос — заедает рейка или плунжер, неисправны пружина плунжера или обратный клапан; заедает клапан или поршень подкачивающей помпы; неисправна форсунка — засорено отверстие пробки топливного бака; неправильно установлена тяга от рычага управления подачей топлива к регулятору);
    3. неисправность регулятора;
    4. перегрев или переохлаждение двигателя;
    5. плохое топливо или вода в топливе;
    6. низкая компрессия (неправильно установлен механизм декомпрессора; пробой прокладки головки цилиндров; залегание поршневых колец; неплотность посадки форсунок; трещины в поршне, цилиндре).

    Для выявления причин, вызывающих падение мощности в каждом конкретном случае, проверяют состояние и работу систем питания, распределения и др. Компрессию в цилиндрах проверяют при помощи компрессиметра.

    Для прогретого двигателя Д-36 компрессия считается хорошей, если манометр показывает давление не ниже 27 кг/см 2 .

      Причинами стуков в двигателе могут быть:

  • нарушение теплового режима работы;
  • нарушение правильных регулировок или увеличение зазоров в сочленениях.
  • Глухой стук, появляющийся в первые моменты работы непрогретого двигателя и пропадающий спустя некоторое время, вызывается большим периодом задержки самовоспламенения или ударами непрогретого поршня о стенки цилиндра.

    Глухие стуки в кривошипно-шатунном механизме могут появиться при неверно установленном моменте подачи топлива.

    Резкий непрерывный стук в цилиндре (жесткая работа двигателя) может быть вызван нарушениями работы форсунки. Эти стуки устраняются заменой форсунки.

    Резкий металлический стук в зоне головки цилиндров двигателя Д-36 может быть вызван ударами клапана о днище поршня из-за нарушения регулировки декомпрессионного механизма.

    Легкие металлические стуки в зоне головки цилиндров вызываются большими зазорами в клапанах и устраняются регулировкой их.

    Все остальные стуки, появляющиеся в двигателе, происходят вследствие износов деталей кривошипно-шатунного механизма и шестерен газораспределения. Место износа можно довольно точно установить ослушиванием.

    Ослушивание крпвошипно-шатунного механизма проводят на прогретом двигателе.

    Стук поршневого пальца прослушивается в верхней части цилиндра. Этот металлический звонкий стук, похожий на удары молота о наковальню, слышимый на малых оборотах и при резком повышении их, указывает на износ поршневых пальцев, втулок верхних головок шатунов или бобышек поршней.

    Стук в поршневых кольцах прослушивается в верхней и нижней частях цилиндра. Слабые дребезжащие звуки указывают на износ колец и канавок поршней или на поломку кольца.

    Стук шатунных подшипников прослушивается в зоне коленчатого вала и цилиндров. Глухие стуки, особенно четко слышимые при резких изменениях нагрузки и оборотов с больших на малые, указывают на износ подшипников шатунов.

    Стук коренных подшипников также прослушивается в зоне расположения коленчатого вала. Глухие звуки более низкого тона, чем стук шатунных подшипников, свидетельствуют об износах подшипников скольжения. Стуки неисправных подшипников качения характеризуются сильно рокочущим звуком, усиливающимся с увеличением оборотов коленчатого вала.

    Шум или стук в месте расположения распределительных шестерен указывают па износ их зубьев или смещение в осевом направлении одной из шестерен относительно других. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]

    Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/padenie-moshhnosti-i-stuk-v-dvigatele-traktora/

    3 ≫

    Устройство, эксплуатация, обслуживание

    Для обеспечения нормальных условий работы дета­лей кривошипно-шатунного механизма (рис. 13) во вре­мя эксплуатации не допускается:

    1. Полная загрузка нового или отремонтированного двигателя без предварительной обкатки его в соответст­вии с настоящей инструкцией.

    2. Загрузка недостаточно прогретого двигателя.

    3. Продолжительная работа при перегрузке двига­теля.

    4. Работа двигателя с пониженным давлением мас­ла (ниже 1 кгс/см2).

    5. Перегрев двигателя (температура картерного мас­ла выше 105°).

    6. Работа двигателя при низкой температуре масла в картере (ниже 55°).

    7. Длительная работа двигателя на холостом ходу, вызывающая закоксовывание поршневых колец.

    8. Работа двигателя без кожуха вентилятора или при неплотном прилегании его к привалочной поверхности.

    9. Работа двигателя на других сортах масла, не ре­комендованных заводом.

    10. Работа двигателя без воздухоочистителя с неис­правным воздухоочистителем или подсосом воздуха че­рез соединения всасывающих трубопроводов.

    11. Работа двигателя с перебоями, ненормальными стуками и дымным выхлопом.

    WikiBookStroy информационный ресурс о строительных материалах: помощь строителю, помощь дачнику, описание строительных материалов, новости о строительстве.

    При разборке двигателя для ремонта производите очистку полостей шатунных шеек коленчатого вала. Для очистки вытащите шплинты и выверните резьбовые проб­ки.

    Эффективность центробежной очистки масла в поло­стях шатунных шеек в значительной степени зависит от выполнения всех правил технического обслуживания за системой смазки, а также от правильного хранения масла и заправки его в двигатель.

    При несоблюдении рекомендуемых правил полости шатунных шеек быстро заполнятся отложениями и очист­ка масла в них прекратится.

    При падении мощности, сильным дымлении и выхо­де газов через газоотводящую трубку, трудном запуске, падении давления масла в магистрали ниже 1 кгс/см2, при появлении ненормальных стуков, связанных с неис­правностью кривошипно-шатунного механизма, а также при большом выгорании картерного масла двигатель разберите и осмотрите. Разборку двигателя производите в закрытом помещении.

    1 — шкив ведущий вентилятора и генератора; 2 — специальный болт; 3 — передний маслоотражатель; 4 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 5 — шестерня распределительная ведущая; 6 — коленчатый вал; 7 — поршень; 8 — кольца поршневые компрессионные; 9, 10 — кольца поршневые маслосъемные; 11 — расши­ритель осевой маслосьемного кольца; 12 — шатун; 13 — вкладыш коренного подшипника; 14 — палец поршне­вой; 15 — втулка верхней головки шатуна; 16 — кольцо стопорное; 17 — задний маслоотражатель; 18 — уплотнительное кольцо; 19 — маховик двигателя: 20 —штифт: 21 — болт; 22 — самоподжимной сальник; 23 — шарико­подшипник; 24 — вкладыш шатунного подшипника; 25 — шатунный болт; 26 — гайка

    Осмотр и проверку разобранного двигателя делайте сообразуясь с тем, какие неисправности наблюдались в работе двигателя перед его разборкой. Так, например, если двигатель сильно дымил, расходовал много масла или происходило сильное выделение газов из газоот­водной трубки, наблюдалось падение мощности, имел место затрудненный пуск, проверьте состояние и сте­пень изношенности поршневых колец, поршней и ци­линдров.

    Если манометр показывал малое или нулевое дав­ление масла на всех режимах работы, то прежде чем разбирать двигатель, проверьте (если потребуется, ис­правьте или замените) масляный манометр, убедитесь в чистоте сетки маслоприемника и исправности редук­ционного клапана масляного насоса и предохранитель­ных клапанов, расположенных в корпусе центрифуги, а также центрифуги. И умный дом. Только после этих проверок присту­пите к разборке коренных и шатунных подшипников для осмотра трущихся поверхностей, определения за­зора в них и устранения неисправностей.

    Материалы: http://traktor-t40.ru/dvigatel-traktora-t40/15-to-krivoshatunnogo-mekhanizma%3Fshowall%3D1


    Back to top