1 ≫
-
В процессе эксплуатации двигателя изнашиваются его детали, уплотнения, нарушаются крепления и регулировки, на стенках деталей, образующих камеру сгорания (головки цилиндров, днище поршня и др.), откладывается нагар. Все это постепенно снижает показатели работы двигателя.
Основные неисправности двигателя, возникающие вследствие нарушения работы его кривошипно-шатунного механизма: падение мощности, перегрев двигателя, ухудшение его пусковых свойств, преждевременные вспышки в цилиндрах и детонационные стуки, повышенный расход топлива и смазки, падение давления масла в системе смазки, стуки поршней и пальцев, стуки в подшипниках коленчатого вала, течь воды в цилиндры или в картер и др.
Техническое состояние кривошипно-шатунного механизма оценивают различными способами. Качественную оценку проводят по результатам визуального наблюдения за работой двигателя и субъективных суждений, в частности по снижению тяговых свойств, уменьшению скорости движения, повышенному расходу топлива и масла, падению давления в системе смазки, цвету отработавших газов, дымлению из маслоналивного патрубка, шумам и стукам в двигателе и т. п.
Качественная оценка состояния кривошипно-шатунного механизма весьма проста и доступна, однако ее достоверность во многом зависит от уровня квалификации и опытности работника.
При количественной оценке определяют максимальную мощность двигателя, часовой расход топлива, угар (расход) масла, степень потери компрессии двигателя, величину прорыва газов в картер и др. Для этого вида оценки необходим комплекс приборов и устройств.
Оценку технического состояния кривошипно-шатунного механизма начинают с наблюдения за работой двигателя под нагрузкой. Затем в результате внешнего осмотра выявляют места подтекания жидкостей, трещины головок и блока цилиндров. Прослушиванием двигателя на разных скоростных режимах определяют стуки поршней и пальцев, стуки в шатунных и коренных подшипниках коленчатого вала.
Перед разборкой двигателя производят качественную и количественную оценку его технического состояния. Шумы и стуки обследуют с применением стетоскопа, прорыв газов — газовым счетчиком или ротаметром, компрессию двигателя — компрессиометром, герметичность цилиндров неработающего двигателя — прибором со сжатым воздухом, мощность двигателя и расход топлива — на специальных тормозных стендах.
Основная причина снижения мощности и повышения расхода топлива и масла при дымлении из сапуна и масло-заливной горловины — снижение компрессии вследствие износа цилиндров, поршней и компрессионных колец и нарушения плотности в сопряжениях этих деталей.
Цилиндр больше всего изнашивается в верхней части в плоскости действия нормальной силы.
В поршне наиболее подвержены износу опорные поверхности направляющей части, через которые передается нормальная сила, стенки канавок под поршневые кольца и цилиндрические опорные поверхности бобышек под поршневым пальцем.
Поршневые кольца изнашиваются от трения о цилиндр по радиальной толщине и от ударов о стенки кольцевой канавки при перемещениях поршня по высоте. Износ кольца приводит к увеличению зазора в замке и в поршневой канавке. При этом ухудшаются компрессионные свойства колец, что приводит к потере мощности двигателя, чрезмерному нагреву колец и направляющей части поршня, большому угару масла, закоксовыванию колец в канавках, нагарообразованию.
Падение давления масла в двигателе до 0,1 МПа или менее указывает на значительные его утечки из системы смазки. Если масляный насос исправен, в двигателе достаточное количество масла и отсутствуют подтекания через неплотности маслопроводов, то давление масла в системе снижается из-за увеличения зазора между вкладышами и шейками коленчатого вала в результате износа трущихся поверхностей.
Значительный износ цилиндров, поршней, поршневых колец и пальцев, подшипников и шеек коленчатого вала приводит к стукам, по которым также можно установить неисправности кривошипно-шатунного механизма. Характерные стуки особо четко выделяются при резких изменениях скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя.
Стуки пальцев, поршней и колец хорошо прослушиваются в зоне их движения в цилиндре. Пальцы имеют отчетливый металлический стук в верхней части цилиндра (в момент перехода поршнем в. м, т.); кольца имеют звонкий, но несильный стук; стук изношенных поршней особо хорошо прослушивается при запуске холодного двигателя.
Изношенные подшипники коленчатого вала издают глухой, изменяющийся в зависимости от режима работы двигателя стук.
Изношенные гильзы или цилиндры растачивают и шлифуют на увеличенный размер, соответствующий ремонтному размеру поршня. При установке гильзы в блок-картер особое внимание уделяют монтажу резиновых уплотняющих колец и проверке выступание торца гильзы над верхней плоскостью блока (для лучшего обжатия прокладки и фиксации гильзы).
По размерам цилиндров подбирают поршни и поршневые кольца. Зазор между цилиндром и юбкой поршня из алюминиевого сплава в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, должен быть: при эллиптическом профиле юбки и наличии разреза на ней 0,05…0,10 мм; при цилиндрической форме юбки и отсутствии разреза на ней 0,15…0,30 мм.
Подбор поршневых колец по цилиндру заключается в проверке зазора в замке кольца, установленного в цилиндр. ‘Зазор в замке (0,2…0,8 мм) обеспечивает возможность расширения кольца при нагревании.
Затем кольца подбирают по канавкам поршня. Верхнее компрессионное кольцо, как правило, хромированное. Конусное кольцо устанавливают торцом меньшего диаметра к днищу поршня; так называемые скручивающиеся кольца рыточкой или фаской на внутренней цилиндрической поверхности направляют вверх, к днищу поршня. Зазоры между кольцами и канавками поршня по высоте приблизительно находятся в пределах: для верхнего компрессионного кольца 0,1…0,3 мм; для последующих компрессионных колец 0,07…:0,25 мм; для маслосъемных колец 0,07…0,15 мм.
Во избежание поломки колец устанавливать их на поршень надо весьма осторожно, с применением специальных приспособлений. После установки колец на поршень их замки должны быть равномерно расставлены по окружности сечения поршня. Однако при этом следует избегать размещения замков в зоне бобышек.
Поршневые пальцы подбирают к поршням по размерным группам. При нагревании поршня из легкого сплава в воде или масле до температуры 80…90 °С поршневой палец должен легко входить в бобышки. После охлаждения палец с бобышками образует неподвижное соединение.
Поршни и шатуны двигателей имеют весовые допуски, которые следует учитывать при комплектовании шатунно-поршневых групп.
Соединяя поршни с шатунами, необходимо иметь в виду следующее:
— разрез на юбке поршня должен быть обращен в сторону, противоположную направлению действия нормальной силы;
— если ось бобышек смещена относительно оси поршня, то это смещение должно быть обращено в сторону направления вращения коленчатого вала (вправо);
— стрелки и надписи на днище поршня позволяют контролировать соединение поршня с шатуном и установку ша-тунно-поршневой группы в цилиндр;
— сверление в нижней головке шатуна должно быть обращено в сторону распределительного вала;
— при несимметричной нижней головке шатуны устанавливают короткой стороной в сторону ближайшего коренного подшипника.
После перешлифовки шеек коленчатого вала под очередной ремонтный размер вкладыши подбирают в соответствии с новыми размерами шеек. Зазоры в подшипниках коленчатого вала обычно находятся в пределах 0,03… 0,15 мм.
Перед укладкой коленчатого вала в блок-картер тщательно проверяют крепление противовесов, очищают масляные каналы, надежно крепят пробки полостей шатун 1ых шеек.
Сборке кривошипно-шатунного механизма предшествует смазка основных трущихся поверхностей — зеркала цилиндров и шеек коленчатого вала.
Болты и гайки шатунных и коренных подшипников затягивают равномерно динамометрическим ключом, рекомендуемым для данного двигателя моментом 100….450 Н-м. Особо тщательно и надежно выполняют шплинтовку гаек и болтов.
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Разделы
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма трактора"
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.
Материалы: http://stroy-technics.ru/article/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-krivoshipno-shatunnogo-mekhanizma-traktora
2 ≫
-
-
Постепенное падение мощности вызывается следующими причинами:
- изменилась подача топлива (нарушена регулировка насоса; изношены прецизионные пары насоса, форсунки или поршень подкачивающей помпы; увеличены зазоры в приводе рейки насоса; засорены топливные фильтры);
- изменилась подача воздуха (засорен воздухоочиститель, увеличен зазор в клапанах);
- изменился момент подачи топлива, изношены плунжерные пары и детали механизма привода;
- засорена выхлопная труба;
- неисправен регулятор оборотов, изношены шарниры и другие сочленения, уменьшена упругость пружин;
- снизилась компрессия (износ поршневой группы, неплотности в клапанах).
-
Быстрое падение мощности может происходить по следующим причинам:
- недостаточная подача топлива (в систему просачивается воздух; неисправен топливный насос — заедает рейка или плунжер, неисправны пружина плунжера или обратный клапан; заедает клапан или поршень подкачивающей помпы; неисправна форсунка — засорено отверстие пробки топливного бака; неправильно установлена тяга от рычага управления подачей топлива к регулятору);
- неисправность регулятора;
- перегрев или переохлаждение двигателя;
- плохое топливо или вода в топливе;
- низкая компрессия (неправильно установлен механизм декомпрессора; пробой прокладки головки цилиндров; залегание поршневых колец; неплотность посадки форсунок; трещины в поршне, цилиндре).
Для выявления причин, вызывающих падение мощности в каждом конкретном случае, проверяют состояние и работу систем питания, распределения и др. Компрессию в цилиндрах проверяют при помощи компрессиметра.
Для прогретого двигателя Д-36 компрессия считается хорошей, если манометр показывает давление не ниже 27 кг/см 2 .
-
Причинами стуков в двигателе могут быть:
- нарушение теплового режима работы;
- нарушение правильных регулировок или увеличение зазоров в сочленениях.
Глухой стук, появляющийся в первые моменты работы непрогретого двигателя и пропадающий спустя некоторое время, вызывается большим периодом задержки самовоспламенения или ударами непрогретого поршня о стенки цилиндра.
Глухие стуки в кривошипно-шатунном механизме могут появиться при неверно установленном моменте подачи топлива.
Резкий непрерывный стук в цилиндре (жесткая работа двигателя) может быть вызван нарушениями работы форсунки. Эти стуки устраняются заменой форсунки.
Резкий металлический стук в зоне головки цилиндров двигателя Д-36 может быть вызван ударами клапана о днище поршня из-за нарушения регулировки декомпрессионного механизма.
Легкие металлические стуки в зоне головки цилиндров вызываются большими зазорами в клапанах и устраняются регулировкой их.
Все остальные стуки, появляющиеся в двигателе, происходят вследствие износов деталей кривошипно-шатунного механизма и шестерен газораспределения. Место износа можно довольно точно установить ослушиванием.
Ослушивание крпвошипно-шатунного механизма проводят на прогретом двигателе.
Стук поршневого пальца прослушивается в верхней части цилиндра. Этот металлический звонкий стук, похожий на удары молота о наковальню, слышимый на малых оборотах и при резком повышении их, указывает на износ поршневых пальцев, втулок верхних головок шатунов или бобышек поршней.
Стук в поршневых кольцах прослушивается в верхней и нижней частях цилиндра. Слабые дребезжащие звуки указывают на износ колец и канавок поршней или на поломку кольца.
Стук шатунных подшипников прослушивается в зоне коленчатого вала и цилиндров. Глухие стуки, особенно четко слышимые при резких изменениях нагрузки и оборотов с больших на малые, указывают на износ подшипников шатунов.
Стук коренных подшипников также прослушивается в зоне расположения коленчатого вала. Глухие звуки более низкого тона, чем стук шатунных подшипников, свидетельствуют об износах подшипников скольжения. Стуки неисправных подшипников качения характеризуются сильно рокочущим звуком, усиливающимся с увеличением оборотов коленчатого вала.
Шум или стук в месте расположения распределительных шестерен указывают па износ их зубьев или смещение в осевом направлении одной из шестерен относительно других. [Дизельные колесные тракторы. Гельман Б.М. и др. 1959 г.]
Материалы: http://texnika.megapetroleum.ru/padenie-moshhnosti-i-stuk-v-dvigatele-traktora/
3 ≫
-
Устройство, эксплуатация, обслуживание
Для обеспечения нормальных условий работы деталей кривошипно-шатунного механизма (рис. 13) во время эксплуатации не допускается:
1. Полная загрузка нового или отремонтированного двигателя без предварительной обкатки его в соответствии с настоящей инструкцией.
2. Загрузка недостаточно прогретого двигателя.
3. Продолжительная работа при перегрузке двигателя.
4. Работа двигателя с пониженным давлением масла (ниже 1 кгс/см2).
5. Перегрев двигателя (температура картерного масла выше 105°).
6. Работа двигателя при низкой температуре масла в картере (ниже 55°).
7. Длительная работа двигателя на холостом ходу, вызывающая закоксовывание поршневых колец.
8. Работа двигателя без кожуха вентилятора или при неплотном прилегании его к привалочной поверхности.
9. Работа двигателя на других сортах масла, не рекомендованных заводом.
10. Работа двигателя без воздухоочистителя с неисправным воздухоочистителем или подсосом воздуха через соединения всасывающих трубопроводов.
11. Работа двигателя с перебоями, ненормальными стуками и дымным выхлопом.
WikiBookStroy информационный ресурс о строительных материалах: помощь строителю, помощь дачнику, описание строительных материалов, новости о строительстве.
При разборке двигателя для ремонта производите очистку полостей шатунных шеек коленчатого вала. Для очистки вытащите шплинты и выверните резьбовые пробки.
Эффективность центробежной очистки масла в полостях шатунных шеек в значительной степени зависит от выполнения всех правил технического обслуживания за системой смазки, а также от правильного хранения масла и заправки его в двигатель.
При несоблюдении рекомендуемых правил полости шатунных шеек быстро заполнятся отложениями и очистка масла в них прекратится.
При падении мощности, сильным дымлении и выходе газов через газоотводящую трубку, трудном запуске, падении давления масла в магистрали ниже 1 кгс/см2, при появлении ненормальных стуков, связанных с неисправностью кривошипно-шатунного механизма, а также при большом выгорании картерного масла двигатель разберите и осмотрите. Разборку двигателя производите в закрытом помещении.
1 — шкив ведущий вентилятора и генератора; 2 — специальный болт; 3 — передний маслоотражатель; 4 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 5 — шестерня распределительная ведущая; 6 — коленчатый вал; 7 — поршень; 8 — кольца поршневые компрессионные; 9, 10 — кольца поршневые маслосъемные; 11 — расширитель осевой маслосьемного кольца; 12 — шатун; 13 — вкладыш коренного подшипника; 14 — палец поршневой; 15 — втулка верхней головки шатуна; 16 — кольцо стопорное; 17 — задний маслоотражатель; 18 — уплотнительное кольцо; 19 — маховик двигателя: 20 —штифт: 21 — болт; 22 — самоподжимной сальник; 23 — шарикоподшипник; 24 — вкладыш шатунного подшипника; 25 — шатунный болт; 26 — гайка
Осмотр и проверку разобранного двигателя делайте сообразуясь с тем, какие неисправности наблюдались в работе двигателя перед его разборкой. Так, например, если двигатель сильно дымил, расходовал много масла или происходило сильное выделение газов из газоотводной трубки, наблюдалось падение мощности, имел место затрудненный пуск, проверьте состояние и степень изношенности поршневых колец, поршней и цилиндров.
Если манометр показывал малое или нулевое давление масла на всех режимах работы, то прежде чем разбирать двигатель, проверьте (если потребуется, исправьте или замените) масляный манометр, убедитесь в чистоте сетки маслоприемника и исправности редукционного клапана масляного насоса и предохранительных клапанов, расположенных в корпусе центрифуги, а также центрифуги. И умный дом. Только после этих проверок приступите к разборке коренных и шатунных подшипников для осмотра трущихся поверхностей, определения зазора в них и устранения неисправностей.
Материалы: http://traktor-t40.ru/dvigatel-traktora-t40/15-to-krivoshatunnogo-mekhanizma%3Fshowall%3D1