Поршень двигателя ЯМЗ-236, 238, Грузовики и спецтехника

1 ≫

Грузовики и спецтехника: ремонт, эксплуатация, конструкция, ТО

Поршень двигателя ЯМЗ-236, 238

Поршень изготовлен из высококремнистого алюминиевого сплава и имеет сложную геометрическую форму. В сочетании с принятым материалом это позволило обеспечить надежность работы поршней при сравнительно малых для дизелей зазорах между юбкой поршня и гильзой, равных 0,19-0,21 мм. Для обе­спечения указанного оптимального зазора поршни по наибольшему размеру овальной поверхности юбки и гильзы цилиндров по внут­реннему диаметру разбиваются на четыре размерные группы, обозначаемые клеймами А, АА, ААА, АААА на днищах поршней и верхних торцах гильз.

Каждый цилиндр двигателя при сборке комплектуется поршнем и гильзой одной размерной группы.

Поршни разбиваются на размерные группы по диаметру юбки на расстоянии 153 мм от днища поршня. Разность большего и мень­шего диаметров юбки в этом сечении составляет 0,02 мм.

Для улучшения приработки поршня к гильзе поверхность юбки поршня покрыта слоем олова толщиной 0,003-0,006 мм.

В толстостенном днище поршня расположена открытая торои­дальная камера сгорания. Внутренняя форма поршня обеспечи­вает равномерное распределение тепла от днища к юбке поршня.

По нижней кромке юбки имеются боковые выемки, чтобы проти­вовесы коленчатого вала не задевали поршня.

На наружной поверхности поршень имеет пять канавок для поршневых колец. Три верхние канавки, имеющие сече­ние прямоугольной трапеции, предназначены для установки компрессионных колец, и две канавки: одна выше поршневого пальца, вторая — в нижней части юбки — для установки маслосъемных.

По окружности канавок под маслосъемные кольца имеется 26 отверстий диаметром 4 мм для отвода масла, снимаемого кольцами с поверхности цилиндра. На двигателях старого выпуска канавка под третье компрессионное кольцо выполнялась прямоугольного сечения. Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями диаметром 50 мм под поршневой палец. Кольцевые канавки на поверх­ностях отверстий под поршневой палец служат для установки стопорных колец, ограничивающих осевое перемещение поршневого пальца.

По посадке поршневого пальца в поршень и верхнюю головку шатуна двигатели старого выпуска (до второй половины 1966 года) имели три размерные группы, обозначаемые клеймами Б, ББ, БББ. Клеймо ставилось на днище поршня, фаску отверстия поршневого пальца и крышку шатуна. Поршень, шатун и палец комплектова­лись из одной размерной группы. Начиная со второй половины 1966 года, с достижением достаточной точности обработки, разбивка указанных деталей на размерные группы по посадке пальца снята.

Масса (вес) обработанного поршня должна быть 2780 ± 10 грамм. Подгонка поршней по весу производится за счет снятия металла с внутренней утолщенной нижней части юбки.

При существовавшей до февраля 1967 года технологии отливки поршней для обеспечения достаточной прочности перемычек между кольцами поршни разделялись на правый (с меткой ПР) и левый (с меткой ЛВ). Метки выбивалось на днище поршня. Поршни с метками ПР рекомендовалось устанавливать на правый ряд цилиндров, а с меткой ЛВ — на левый. С февраля 1967 года поршни стали взаимозаменяемыми.

Поршневой палец — пустотелый, плавающего типа, служит для соединения поршня с шатуном.

Палец изготовляется из стали 12ХНЗА. Наружная поверх­ность пальца цементуется на глубину 1,0-1,4 мм и подвергается закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца равен 50 мм.

Поршневые пальцы старых выпусков по наружному диаметру разбивались на три размерные группы, обозначенные буквами Б, ББ, БББ; двигатели последних выпусков такой разбивки не имеют.

Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными коль­цами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.

Материалы: http://www.dymz.ru/20-porshen.html

2 ≫

Безнаддувные модификации ЯМЗ-236, 238, ЯМЗ-240 с общими головками

Безнаддувные модификации ЯМЗ-240 с индивидуальными головками

Наддувные модификации ЯМЗ-236, 238, удовлетворяющие нормам Евро-0, Евро-1

Наддувные модификации ЯМЗ-240 с индивидуальными головками

Двигатели с индивидуальными головками, удовлетворяющие нормам Евро-2

Двигатели с общей головкой цилиндров, удовлетворяющие нормам Евро-2

1 - Устанавливается комплект поршневых колец (236-1004030-Б, 236-1004032-А3, 236-1004032-А3, 236-1004034); обозначения не имеет; в запчасти поставляется только в составе комплектов 238Б-1004005, 238НБ-1004005-А4, 240Н-1004005-А, 240Н-1004005-А2; в эксплуатации может быть заменен на комплект поршневых колец 236-1004002-А4.

С июля 2004 года ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) прекратил производство поршневых колец и перешел на комплектацию всех двигателей поршневыми кольцами производства ОАО «Мотордеталь» г.Кострома. Обозначения и применяемость комплектов поршневых колец не изменились.

ОАО «Мотордеталь» поставляет в запасные части гильзы цилиндров и поршни, изготовленные по технологии ЯМЗ, но установка данных деталей на двигатели производства ОАО «Автодизель» на 01.11.2004 г . не согласована и влечет за собой освобождение ОАО «Автодизель» от гарантийных обязательств.

Кольцо поршневое компрессионное верхнее

Кольцо поршневое компрессионное верхнее 7511.1004030

Кольцо поршневое компрессионное верхнее 840.1004030

Основные размеры кольца:

- радиальная толщина – 5,4 мм;

- высота при калибре 3,15 мм – 2,7 мм;

- угол наклона сечения – 10º;

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;

- покрытие рабочей поверхности – хромовое со слоем пористого хрома;

- бочкообразная рабочая поверхность;

- приработочное покрытие – олово.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

1. Обозначение предприятия – изготовителя. Маркировка на верхнем торце.

2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.

Основные размеры кольца:

- высота при калибре 1,5 мм – 3,105 мм;

- угол наклона сечения – 15º;

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;

- рабочая поверхность со смещенной бочкообразностью;

- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.

Основные размеры кольца:

- высота при калибре 1,5 мм – 3,105 мм;

- угол наклона сечения – 15º;

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;

- рабочая поверхность со смещенной бочкообразностью;

- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.

Кольцо поршневое компрессионное

Кольцо поршневое компрессионное 7511.1004032

Кольцо поршневое компрессионное 8401.1004032-01

- радиальная толщина – 5,4 мм;

- высота при калибре 3,15 мм – 2,7 мм;

- угол наклона сечения – 10º;

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,45…0,70 мм;

- угол наклона рабочей поверхности - 1º.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.

Основные размеры кольца:

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;

- угол наклона рабочей поверхности - 1º30´;

- покрытие рабочей поверхности – плотный хром.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.

Основные размеры кольца:

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;

- угол наклона рабочей поверхности - 1º30´;

- покрытие рабочей поверхности – плотный хром.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.

Кольцо поршневое маслосъемное

Кольцо поршневое маслосъемное 7511.1004034

Кольцо поршневое маслосъемное 840.1004034

Основные размеры кольца:

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,45…0,70 мм;

- ширина рабочих кромок – 0,5 мм;

- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

- радиальная толщина – 3,9 мм;

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,40…0,70 мм;

- ширина рабочих кромок – 0,4 мм;

- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

Основные размеры кольца:

- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,40…0,70 мм;

- ширина рабочих кромок – 0,5 мм;

- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.

Основные маркировки, нанесенные на кольцо:

Кольцо поршневое компрессионное верхнее 236-1004030-Б 2

2. Отсутствие оловянного покрытия.

3. Специальная обработка нижнего торца.

Кольцо поршневое компрессионное 236-1004032-А3

Кольцо поршневое маслосъемное 236-1004034

1 - обозначения не имеет; в запчасти поставляется только в составе комплектов 238Б-1004005, 238НБ-1004005-А4, 240Н-1004005-А, 240Н-1004005-А2; в эксплуатации может быть заменен на комплект поршневых колец 236-1004002-А4.

2 – кольцо 236-1004030- Б устанавливается только с фосфатированной гильзой. Установка с нефосфатированной гильзой ЗАПРЕЩЕНА.

Основные размеры гильзы:

- высота бурта – 12,1 мм;

- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;

- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;

- минимальный размер гильзы

группа А от 130 до 130,02 мм;

группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;

группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.

Основные маркировки, нанесенные на гильзу:

Внешний вид соответствует 236-1002021-А.

Основные размеры гильзы:

- высота бурта – 12,1 мм;

- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;

- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;

- минимальный размер гильзы

группа А от 130 до 130,02 мм;

группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;

группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.

Основные маркировки, нанесенные на гильзу:

Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:

Фосфатное покрытие (гильза имеет серый или черный цвет).

Основные размеры гильзы:

- высота бурта – 11,8 мм;

- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;

- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;

- минимальный размер гильзы

группа А от 130 до 130,02 мм;

группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;

группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.

Основные маркировки, нанесенные на гильзу:

Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:

1. Газовый стык под индивидуальную головку цилиндров.

2. Конструкция канавки под буртом для установки резинового кольца.

Внешний вид соответствует 240-100201-Б3.

Основные размеры гильзы:

- высота бурта – 11,8 мм;

- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;

- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;

- минимальный размер гильзы

группа А от 130 до 130,02 мм;

группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;

группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.

Основные маркировки, нанесенные на гильзу:

Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:

1. Газовый стык под индивидуальную головку цилиндров.

2. Конструкция канавки под буртом для установки резинового кольца.

3. Фосфатное покрытие (гильза имеет серый или черный цвет).

Основные размеры гильзы:

- высота бурта – 9,6 мм;

- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;

- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;

- минимальный размер гильзы

группа А от 130 до 130,02 мм;

группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;

группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.

Основные маркировки, нанесенные на гильзу:

Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:

1. Газовый стык под стальную прокладку.

2. Канавка на верхнем посадочном пояске для установки резинового кольца.

3. Фосфатное покрытие (гильза имеет серый или черный цвет).

Основные размеры гильзы:

- высота бурта – 8,5 мм;

- диаметр верхнего посадочного пояска – 162 мм;

- диаметр нижнего посадочного пояска – 158 мм;

- диаметр рабочей поверхности 140 +0,035 мм.

Материалы: http://www.valti.ru/zapch/texInfotexinfo6/

3 ≫

Основные размеры поршня:

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;

- диаметр камеры сгорания – 73 мм;

- глубина камеры сгорания – 24,3 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 153 мм от днища

группа А от 129,83 до 129,85 мм;

группа Б свыше 129,85 до 129,87 мм;

группа Ж свыше 129,87 до 129,89 мм.

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

1. Товарный знак ОАО «Автодизель».

2. Обозначение детали (236-1004015-Д).

3. Обозначение литейного сплава (АЛ 20).

4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

5. Обозначение размерной группы (А, Б, Ж) (выбиванием на днище).

Основные размеры поршня:

- длина поршня - 172,5 -1,16 мм;

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;

- диаметр камеры сгорания – 76 мм;

- глубина камеры сгорания – 24,5 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 113 мм от днища

группа АНБ от 129,80 до 129,82 мм;

группа БНБ свыше 129,82 до 129,84 мм;

группа ЖНБ свыше 129,84 до 129,86 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

2. Обозначение детали (238НБ-1004015 или 236-1004015-Е).

3. Обозначение литейного сплава (АЛ 20).

4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 236-1004015-Д:

2. Профиль рабочей поверхности.

3. Паз под форсунку охлаждения поршней.

4. Форма внутренней поверхности.

Основные размеры поршня:

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;

- диаметр камеры сгорания – 76 мм;

- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 113 мм от днища

группа АНБ от 129,80 до 129,82 мм;

группа БНБ свыше 129,82 до 129,84 мм;

группа ЖНБ свыше 129,84 до 129,86 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

2. Обозначение детали (238НБ-1004015-Б4).

3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).

4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 236-1004015-Д:

1. Размеры камеры сгорания.

2. Профиль рабочей поверхности.

3. Паз под форсунку охлаждения поршней.

4. Форма внутренней поверхности.

Основные размеры поршня:

- длина поршня - 145 мм;

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;

- диаметр камеры сгорания – 76 мм;

- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища

группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;

группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;

группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

1. Товарный знак ОАО «Автодизель».

2. Обозначение детали (7511.1004015-01).

3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).

4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные размеры поршня:

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;

- диаметр камеры сгорания – 76 мм;

- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища

группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;

группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;

группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

2. Обозначение детали (7511.1004015-10).

3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).

4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 7511.1004015-01:

1. Камера сгорания смещена на 5 мм в сторону развала.

2. Размеры и расположение выточек.

Основные размеры поршня:

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;

- диаметр камеры сгорания – 76 мм;

- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища

группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;

группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;

группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

2. Обозначение детали (7511.1004015-20).

3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).

4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 7511.1004015-01:

2. Отсутствие выточек под клапана.

3. Отсутствие площадки на бобышке.

Основные размеры поршня:

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 97,5 мм;

- диаметр камеры сгорания – 78 мм;

- глубина камеры сгорания – 25,1 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 127,5 мм от днища

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

2. Обозначение детали (8401.1004015-01).

3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).

4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

Основные размеры поршня:

- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 97,5 мм;

- диаметр камеры сгорания – 78 мм;

- глубина камеры сгорания – 26,2 мм;

- максимальный размер поршня на расстоянии 127,5 мм от днища

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:

2. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).

3. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

4. Обозначение детали (847.1004015) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 8401.1004015-01:

2. Профиль рабочей поверхности.

3. Размеры камеры сгорания.

Информация с официального сайта ОАО "Автодизель"

Материалы: http://sds.yaroslavl.ru/texinfo/texinfo6p.html