1 ≫
-
Грузовики и спецтехника: ремонт, эксплуатация, конструкция, ТО
Поршень двигателя ЯМЗ-236, 238
Поршень изготовлен из высококремнистого алюминиевого сплава и имеет сложную геометрическую форму. В сочетании с принятым материалом это позволило обеспечить надежность работы поршней при сравнительно малых для дизелей зазорах между юбкой поршня и гильзой, равных 0,19-0,21 мм. Для обеспечения указанного оптимального зазора поршни по наибольшему размеру овальной поверхности юбки и гильзы цилиндров по внутреннему диаметру разбиваются на четыре размерные группы, обозначаемые клеймами А, АА, ААА, АААА на днищах поршней и верхних торцах гильз.
Каждый цилиндр двигателя при сборке комплектуется поршнем и гильзой одной размерной группы.
Поршни разбиваются на размерные группы по диаметру юбки на расстоянии 153 мм от днища поршня. Разность большего и меньшего диаметров юбки в этом сечении составляет 0,02 мм.
Для улучшения приработки поршня к гильзе поверхность юбки поршня покрыта слоем олова толщиной 0,003-0,006 мм.
В толстостенном днище поршня расположена открытая тороидальная камера сгорания. Внутренняя форма поршня обеспечивает равномерное распределение тепла от днища к юбке поршня.
По нижней кромке юбки имеются боковые выемки, чтобы противовесы коленчатого вала не задевали поршня.
На наружной поверхности поршень имеет пять канавок для поршневых колец. Три верхние канавки, имеющие сечение прямоугольной трапеции, предназначены для установки компрессионных колец, и две канавки: одна выше поршневого пальца, вторая — в нижней части юбки — для установки маслосъемных.
По окружности канавок под маслосъемные кольца имеется 26 отверстий диаметром 4 мм для отвода масла, снимаемого кольцами с поверхности цилиндра. На двигателях старого выпуска канавка под третье компрессионное кольцо выполнялась прямоугольного сечения. Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями диаметром 50 мм под поршневой палец. Кольцевые канавки на поверхностях отверстий под поршневой палец служат для установки стопорных колец, ограничивающих осевое перемещение поршневого пальца.
По посадке поршневого пальца в поршень и верхнюю головку шатуна двигатели старого выпуска (до второй половины 1966 года) имели три размерные группы, обозначаемые клеймами Б, ББ, БББ. Клеймо ставилось на днище поршня, фаску отверстия поршневого пальца и крышку шатуна. Поршень, шатун и палец комплектовались из одной размерной группы. Начиная со второй половины 1966 года, с достижением достаточной точности обработки, разбивка указанных деталей на размерные группы по посадке пальца снята.
Масса (вес) обработанного поршня должна быть 2780 ± 10 грамм. Подгонка поршней по весу производится за счет снятия металла с внутренней утолщенной нижней части юбки.
При существовавшей до февраля 1967 года технологии отливки поршней для обеспечения достаточной прочности перемычек между кольцами поршни разделялись на правый (с меткой ПР) и левый (с меткой ЛВ). Метки выбивалось на днище поршня. Поршни с метками ПР рекомендовалось устанавливать на правый ряд цилиндров, а с меткой ЛВ — на левый. С февраля 1967 года поршни стали взаимозаменяемыми.
Поршневой палец — пустотелый, плавающего типа, служит для соединения поршня с шатуном.
Палец изготовляется из стали 12ХНЗА. Наружная поверхность пальца цементуется на глубину 1,0-1,4 мм и подвергается закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца равен 50 мм.
Поршневые пальцы старых выпусков по наружному диаметру разбивались на три размерные группы, обозначенные буквами Б, ББ, БББ; двигатели последних выпусков такой разбивки не имеют.
Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.
Материалы: http://www.dymz.ru/20-porshen.html
2 ≫
-
Безнаддувные модификации ЯМЗ-236, 238, ЯМЗ-240 с общими головками
Безнаддувные модификации ЯМЗ-240 с индивидуальными головками
Наддувные модификации ЯМЗ-236, 238, удовлетворяющие нормам Евро-0, Евро-1
Наддувные модификации ЯМЗ-240 с индивидуальными головками
Двигатели с индивидуальными головками, удовлетворяющие нормам Евро-2
Двигатели с общей головкой цилиндров, удовлетворяющие нормам Евро-2
1 - Устанавливается комплект поршневых колец (236-1004030-Б, 236-1004032-А3, 236-1004032-А3, 236-1004034); обозначения не имеет; в запчасти поставляется только в составе комплектов 238Б-1004005, 238НБ-1004005-А4, 240Н-1004005-А, 240Н-1004005-А2; в эксплуатации может быть заменен на комплект поршневых колец 236-1004002-А4.
С июля 2004 года ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) прекратил производство поршневых колец и перешел на комплектацию всех двигателей поршневыми кольцами производства ОАО «Мотордеталь» г.Кострома. Обозначения и применяемость комплектов поршневых колец не изменились.
ОАО «Мотордеталь» поставляет в запасные части гильзы цилиндров и поршни, изготовленные по технологии ЯМЗ, но установка данных деталей на двигатели производства ОАО «Автодизель» на 01.11.2004 г . не согласована и влечет за собой освобождение ОАО «Автодизель» от гарантийных обязательств.
Кольцо поршневое компрессионное верхнее
Кольцо поршневое компрессионное верхнее 7511.1004030
Кольцо поршневое компрессионное верхнее 840.1004030
Основные размеры кольца:
- радиальная толщина – 5,4 мм;
- высота при калибре 3,15 мм – 2,7 мм;
- угол наклона сечения – 10º;
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;
- покрытие рабочей поверхности – хромовое со слоем пористого хрома;
- бочкообразная рабочая поверхность;
- приработочное покрытие – олово.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
1. Обозначение предприятия – изготовителя. Маркировка на верхнем торце.
2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.
Основные размеры кольца:
- высота при калибре 1,5 мм – 3,105 мм;
- угол наклона сечения – 15º;
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;
- рабочая поверхность со смещенной бочкообразностью;
- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.
Основные размеры кольца:
- высота при калибре 1,5 мм – 3,105 мм;
- угол наклона сечения – 15º;
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;
- рабочая поверхность со смещенной бочкообразностью;
- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.
Кольцо поршневое компрессионное
Кольцо поршневое компрессионное 7511.1004032
Кольцо поршневое компрессионное 8401.1004032-01
- радиальная толщина – 5,4 мм;
- высота при калибре 3,15 мм – 2,7 мм;
- угол наклона сечения – 10º;
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,45…0,70 мм;
- угол наклона рабочей поверхности - 1º.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.
Основные размеры кольца:
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;
- угол наклона рабочей поверхности - 1º30´;
- покрытие рабочей поверхности – плотный хром.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.
Основные размеры кольца:
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,50…0,75 мм;
- угол наклона рабочей поверхности - 1º30´;
- покрытие рабочей поверхности – плотный хром.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
2. Слово «верх». Маркировка на верхнем торце.
Кольцо поршневое маслосъемное
Кольцо поршневое маслосъемное 7511.1004034
Кольцо поршневое маслосъемное 840.1004034
Основные размеры кольца:
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,45…0,70 мм;
- ширина рабочих кромок – 0,5 мм;
- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
- радиальная толщина – 3,9 мм;
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,40…0,70 мм;
- ширина рабочих кромок – 0,4 мм;
- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
Основные размеры кольца:
- зазор в замке в калибре 130 мм – 0,40…0,70 мм;
- ширина рабочих кромок – 0,5 мм;
- покрытие рабочей поверхности – твердый хром.
Основные маркировки, нанесенные на кольцо:
Кольцо поршневое компрессионное верхнее 236-1004030-Б 2
2. Отсутствие оловянного покрытия.
3. Специальная обработка нижнего торца.
Кольцо поршневое компрессионное 236-1004032-А3
Кольцо поршневое маслосъемное 236-1004034
1 - обозначения не имеет; в запчасти поставляется только в составе комплектов 238Б-1004005, 238НБ-1004005-А4, 240Н-1004005-А, 240Н-1004005-А2; в эксплуатации может быть заменен на комплект поршневых колец 236-1004002-А4.
2 – кольцо 236-1004030- Б устанавливается только с фосфатированной гильзой. Установка с нефосфатированной гильзой ЗАПРЕЩЕНА.
Основные размеры гильзы:
- высота бурта – 12,1 мм;
- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;
- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;
- минимальный размер гильзы
группа А от 130 до 130,02 мм;
группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;
группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.
Основные маркировки, нанесенные на гильзу:
Внешний вид соответствует 236-1002021-А.
Основные размеры гильзы:
- высота бурта – 12,1 мм;
- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;
- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;
- минимальный размер гильзы
группа А от 130 до 130,02 мм;
группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;
группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.
Основные маркировки, нанесенные на гильзу:
Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:
Фосфатное покрытие (гильза имеет серый или черный цвет).
Основные размеры гильзы:
- высота бурта – 11,8 мм;
- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;
- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;
- минимальный размер гильзы
группа А от 130 до 130,02 мм;
группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;
группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.
Основные маркировки, нанесенные на гильзу:
Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:
1. Газовый стык под индивидуальную головку цилиндров.
2. Конструкция канавки под буртом для установки резинового кольца.
Внешний вид соответствует 240-100201-Б3.
Основные размеры гильзы:
- высота бурта – 11,8 мм;
- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;
- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;
- минимальный размер гильзы
группа А от 130 до 130,02 мм;
группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;
группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.
Основные маркировки, нанесенные на гильзу:
Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:
1. Газовый стык под индивидуальную головку цилиндров.
2. Конструкция канавки под буртом для установки резинового кольца.
3. Фосфатное покрытие (гильза имеет серый или черный цвет).
Основные размеры гильзы:
- высота бурта – 9,6 мм;
- диаметр верхнего посадочного пояска – 153 мм;
- диаметр нижнего посадочного пояска – 151 мм;
- минимальный размер гильзы
группа А от 130 до 130,02 мм;
группа Б свыше 130,02 до 130,04 мм;
группа Ж свыше 130,04 до 130,06 мм.
Основные маркировки, нанесенные на гильзу:
Основные отличия от гильзы 236-1002021-А:
1. Газовый стык под стальную прокладку.
2. Канавка на верхнем посадочном пояске для установки резинового кольца.
3. Фосфатное покрытие (гильза имеет серый или черный цвет).
Основные размеры гильзы:
- высота бурта – 8,5 мм;
- диаметр верхнего посадочного пояска – 162 мм;
- диаметр нижнего посадочного пояска – 158 мм;
- диаметр рабочей поверхности 140 +0,035 мм.
Материалы: http://www.valti.ru/zapch/texInfotexinfo6/
3 ≫
-
Основные размеры поршня:
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;
- диаметр камеры сгорания – 73 мм;
- глубина камеры сгорания – 24,3 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 153 мм от днища
группа А от 129,83 до 129,85 мм;
группа Б свыше 129,85 до 129,87 мм;
группа Ж свыше 129,87 до 129,89 мм.
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (236-1004015-Д).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 20).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (А, Б, Ж) (выбиванием на днище).
Основные размеры поршня:
- длина поршня - 172,5 -1,16 мм;
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;
- диаметр камеры сгорания – 76 мм;
- глубина камеры сгорания – 24,5 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 113 мм от днища
группа АНБ от 129,80 до 129,82 мм;
группа БНБ свыше 129,82 до 129,84 мм;
группа ЖНБ свыше 129,84 до 129,86 мм;
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
2. Обозначение детали (238НБ-1004015 или 236-1004015-Е).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 20).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (выбиванием на днище).
Основные отличия от поршня 236-1004015-Д:
2. Профиль рабочей поверхности.
3. Паз под форсунку охлаждения поршней.
4. Форма внутренней поверхности.
Основные размеры поршня:
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;
- диаметр камеры сгорания – 76 мм;
- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 113 мм от днища
группа АНБ от 129,80 до 129,82 мм;
группа БНБ свыше 129,82 до 129,84 мм;
группа ЖНБ свыше 129,84 до 129,86 мм;
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
2. Обозначение детали (238НБ-1004015-Б4).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).
Основные отличия от поршня 236-1004015-Д:
1. Размеры камеры сгорания.
2. Профиль рабочей поверхности.
3. Паз под форсунку охлаждения поршней.
4. Форма внутренней поверхности.
Основные размеры поршня:
- длина поршня - 145 мм;
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;
- диаметр камеры сгорания – 76 мм;
- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища
группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;
группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;
группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (7511.1004015-01).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).
Основные размеры поршня:
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;
- диаметр камеры сгорания – 76 мм;
- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища
группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;
группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;
группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
2. Обозначение детали (7511.1004015-10).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).
Основные отличия от поршня 7511.1004015-01:
1. Камера сгорания смещена на 5 мм в сторону развала.
2. Размеры и расположение выточек.
Основные размеры поршня:
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;
- диаметр камеры сгорания – 76 мм;
- глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища
группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;
группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;
группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
2. Обозначение детали (7511.1004015-20).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).
Основные отличия от поршня 7511.1004015-01:
2. Отсутствие выточек под клапана.
3. Отсутствие площадки на бобышке.
Основные размеры поршня:
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 97,5 мм;
- диаметр камеры сгорания – 78 мм;
- глубина камеры сгорания – 25,1 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 127,5 мм от днища
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
2. Обозначение детали (8401.1004015-01).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
Основные размеры поршня:
- расстояние от днища до оси отверстия под палец – 97,5 мм;
- диаметр камеры сгорания – 78 мм;
- глубина камеры сгорания – 26,2 мм;
- максимальный размер поршня на расстоянии 127,5 мм от днища
Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
2. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
3. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
4. Обозначение детали (847.1004015) (Маркировка выбиванием на днище).
Основные отличия от поршня 8401.1004015-01:
2. Профиль рабочей поверхности.
3. Размеры камеры сгорания.
Информация с официального сайта ОАО "Автодизель"
Материалы: http://sds.yaroslavl.ru/texinfo/texinfo6p.html