1 ≫
-
Прогресс, как известно, держится на лентяях и бездельниках. Это они придумали колесо, это они придумали беспроводную связь, это они придумали Андроид, в конце концов, это они придумали автоматическую коробку передач. А самые ленивые бездельники придумали бесступенчатую трансмиссию, чтобы облегчить жизнь не только водителю, но и двигателю. Несмотря на то, что ракеты, как нам говорят, уже давно летают в космос, а атом расщепляют до неприличия, бесступенчатые коробки передач, или вариаторы никак не могут получить широкого распространения. Мало того, не все автомобилисты знают, как они устроены и принцип их работы. Пришло время восполнить этот досадный пробел, но сначала несколько слов об истории этого интереснейшего изобретения.
К сожалению, далеко не многие водители понимают принцип работы вариатора
Как появился вариатор
Даже те, кто ездят на Honda CR-V, не знают о том, что трансмиссия, благодаря которой работает их автомобиль, была придумана самым гениальным лентяем всех времен и народов, стариком Леонардо да Винчи. Это сейчас эту конструкцию называют continuously variable transmission, или CVT, а тогда ей и значения никто не придал, потому что в 1490 году и применять ее было негде. С английского название переводится, как «постоянно изменяемая трансмссия», хотя и эта формулировка не совсем точна.
На автомобиле конструкция появилась только в середине ХХ века, благодаря стараниям вдохновителя и генерального директора компании DAF Хуба Ван Дорна. В то время фирма выпускала легковые автомобили, а вариатор был установлен на один из них. Конструкции было еще очень далеко до совершенства, поэтому бесступенчатый проект пришлось свернуть. Но ненадолго, потому что компания Volvo выкупила у Ван Дорна патент на трансмиссию Вариоматик и установила ее в порядке эксперимента на новый Вольво 353.
Видеоурок по устройству работы вариатора
Но и шведов постигла неудача, причем чуть было не стоившая компании репутации. Вариаторы сыпались через каждых 30 тысяч километров, поэтому ни о какой надежности автомобилей с бесступенчатой трансмиссией говорить было нельзя. Тот вариант трансмиссии, который ставится сегодня на многие автомобили, появился только в начале 70-х годов стараниями того же Хуба Ван Дорна, которого конструкция и идея бесступенчатой трансмиссии, вероятно, задела за живое. Видно, тот еще лентяй. Он открывает еще одну компанию с оригинальным названием Van Doorne Transmissie, где и был изобретен, испытан и поставлен на конвейер стальной наборной ремень, примерно такой, которым пользуются сегодня практически все бесступенчатые трансмиссии.
Принцип работы вариатора
Бесступенчатая трансмиссия чрезвычайно проста и конструкция ее гениальна, это можно сказать без преувеличения. Работу ее можно понять буквально с пол-оборота — если взять два треугольных колпака-конуса, расположить их параллельно и развернуть конусами в разные стороны. Затем натянуть на них резинку, и если один из них вращать, то второй будет вращаться с такой же скоростью, как и первый в том случае, если резинка будет точно по центру. Если резинку смещать к узкому концу, то ведомый конус будет вращаться быстрее, если к широкому — медленнее. Таким образом мы будем изменять диаметр ведущего и ведомого вала в реальном времени, вследствие чего будет изменяться и передаточное соотношение. Вот и весь принцип. А устройство настоящего вариатора хорошо проследить по простейшей трансмиссии любого скутера.
На фото — бесступенчатая трансмиссия или, как ее еще называют, вариатор
В отличие от приведенного выше детского примера, на скутерах с бесступенчатой трансмиссией на каждом из валов, ведущем и ведомом, стоит по два конуса, которые могут сдвигаться и раздвигаться. Крутящий момент от двигателя передается при помощи клиновидного ремня, который входит в зацепление с каждой парой конусов. Когда двигатель работает на холостых оборотах, ведущие конусы максимально разжаты и диаметр ведущего вала минимальный, а клиновидный ремень свободно проскальзывает на вращающемся валу. Стоит только добавить оборотов, ведущие конуса постепенно сжимаются, заставляя клиновидный ремень вращать ведомый вал. При этом конуса заднего вала максимально сжаты и диаметр ведомого вала самый большой, а это значит, что передаточное соотношение максимальное. По мере увеличения оборотов двигателя, ведущие конуса сжимаются, а ведомые расходятся. Таким образом, при увеличении оборотов передаточное соотношение стремится к единице. При разгоне ведомые конуса расходятся, а ведущие сходятся, обеспечивая высокую скорость практически на тех же средних оборотах. Вкратце, это выглядит так — во время движения оперативно меняется диаметр ведущего и ведомого валов.
Автомобильные вариаторы. Прогресс налицо
Мы не упомянули еще один очень важный механизм в конструкции вариатора — тот, который заставляет конуса разжиматься и сжиматься. Здесь уже начинается автомобильная история вариаторной трансмиссии. В том самом DAF600, самом первом автомобиле с вариатором, запущенным в серийное производство, сдвигал и раздвигал шкивы простейший механизм сервоприводов. Сегодня для этого устанавливают сложные гидравлические устройства, управляемые электроникой. Но совсем не сложные сервоприводы были страшным сном конструкторов, а банальный приводной ремень. Только из-за того, что резиновый ремень был недолговечным, Вольво чуть было не лишилась репутации. Если хиленький ремень на сутере еще мог работать относительно долго, ведь мощность-то мизерная, то на автомобилях с серьезным крутящим моментом ремешок не дотягивал и до 40 тысяч.
Volvo открестилась от вариаторной трансмиссии только к 80-м годам, но такое инженерное сокровище не должно было просто так пропадать. Поэтому за дело взялись японцы. Их не сильно пугал маленький ресурс клиноременной передачи Ван Дорна, поскольку ставили они вариаторы на маленькие машинки вроде Субару Джасти. Да и как самая технологичная нация, японцы просто не могли себе позволить дать пропасть такой знатной конструкции. На Джасти стоял уже не тот смешной мопедовский вариатор, который был у ДАФ. Это был уже серьезный и технологичный механизм с гидравлическим сервоприводом, а доработанный ремень Ван Дорна из наборных пластин был усовершенствован до такой степени, что ресурс трансмиссии вырос аж до 100 тысяч километров.
DAF 600 — самый первый автомобиль с вариатором
Только и этого было мало. Заявленный ресурс вариаторов Honda CR-V в 150 тысяч еле дотягивал до сотни на практике, поэтому опять нужно было спасать ситуацию. Теперь спасение вариаторов было делом чести хондовских инженеров. И выход был найден. Комплексно, совместными усилиями с инженерами Ауди, но вариаторы стали удивительно работоспособны. Многорядная приводная цепь сложнейшей конструкции, стартовые гидротрансформаторы, мокрые фрикционы, куча электроники, все это трудилось на радость публике в автомобилях Хонда практически всех моделей: Audi A4, A6, A8, Nissan Qashkai. Это была фактическая победа. Цепной вариатор имел теперь идеальный КПД, мог передавать высокие крутящие моменты, в несколько раз выросла надежность, но…
Совершенству есть предел
Казалось бы, все наладилось и с надежностью, и с характеристиками, но вариатор так и не стал полноценной заменой АКПП. На это есть несколько очень серьезных причин. Вариаторная трансмиссия не может работать в режимах экстремальных нагрузок и ей противопоказаны резкие рывки и трогания с буксом. Длительная езда на скорости более 100-120 км/ч выводит диски вариатора из строя довольно быстро. Бесступенчатая трансмиссия противопоказана даже серьезным кроссоверам, не говоря уже о внедорожниках, поскольку один неаккуратный наезд на пенек убивает вариатор полностью.
Ремонт вариатора в Японии или в Штатах — вообще не проблема. Это дороговато, но сравнимо по цене с ремонтом АКПП. В наших же условиях перманентного бездорожья и бесконечных просторов ремонтировать бесступенчатую трансмиссию приходится часто, а стоит это чуть ли не половину автомобиля. Купить вариатор можно только новым, только тогда есть гарантия длительного пробега. Автомобиль б/у с бесступенчатой трансмиссией — это русская рулетка. Он может накрыться через 5 тысяч, а может и отъездить своих положенных тысяч 100.
Но и это не единственный фактор, тормозящий широкий выход вариатора в массы. Есть еще один момент, психологический. Вы когда-то ездили верхом на пылесосе? Именно такие ощущения возникают, когда едешь на Ниссан Кашкай с вариаторной трансмиссией. Двигатель почти все время работает на одних оборотах, передавая максимальный крутящийкрутящий момент. Монотонный гул может достать даже рафинированного флегматика. А покупатели автомобилей премиум-класса вправе рассчитывать на бесподобный звук выхлопной системы, резкие старты и отжиги, а вместо этого — пылесос. Словом, вариаторная трансмиссия хороша для мегаполиса с ее пробками и светофорами, ровных и прямых дорог, хорошего сервиса и стабильно высокого бюджета на обслуживание. Хороша Маша, да не наша.
- Новости
- Практикум
Тольяттинские спортсменки ГК «Лада» Ирина Близнова, Ольга Акопян, Дарья Дмитриева и Татьяна Ерохина, будучи членами российской олимпийской сборной по гандболу, завоевали золотые награды на прошедшей Олимпиаде в Рио. Напомним, в Кремле во время награждения российских спортсменов, вернувшихся из Бразилии с медалями, всем медалистам вручали кроссоверы BMW белого цвета. .
Видеоролик с участием необычного авто опубликовал на YouTube пользователь Subaruwrfan, который заснял машину во время слёта поклонников необычных машин Cars & Coffee. Как можно убедиться по видео, клон Bugatti Veyron получился очень похожим на оригинальный суперкар. К примеру, авторам проекта удалось не только сохранить пропорции настоящего «Вейрона», .
В случае реализации программы, владельцы электромобилей смогут бесплатно парковаться в городах, ездить по полосам для общественного транспорта, получат льготы на платных дорогах, а также будут освобождены от транспортного налога, сообщает «Коммерсант». Новый проект правительственной программы состоит из двух блоков. В первом речь идет о мерах по стимулированию производства и потребления подобной .
Об этом на XIX Международной конференции «Автошкола-2016» рассказал начальник отделения по экзаменации ГУОБДД МВД России Николай Гиляков, сообщает «Российская Газета». Напомним, с 1 сентября 2016 года в России действуют новые более строгие правила сдачи экзаменов в ГИБДД. Например, теперь кандидату в водители стало сложнее сдать теоретическую часть экзамена .
Уже скоро «УАЗ Патриот» получит полностью новую переднюю панель и подушки безопасности. Кроме того, ожидается, что «Патриоты», наконец, будут оснащаться только единым баком из пластика вместо двух раздельных. И, по всей видимости, Ульяновский автозавод готовит внедорожнику небольшой фейслифтинг: в октябре прошлого года предприятием были .
Отныне Audi всерьез берется за электромобили, так как спрос на них растет во всем мире и уже ни у кого нет сомнений в их перспективах. По словам генерального директора Audi Руперта Штадлера, начиная с 2018 года, немецкая компания каждый год будет запускать в производство новый электромобиль. А первенцем станет электрический кроссовер, построенный .
Как считают в ГИБДД, появлению беспилотников на дорогах общего пользования должна предшествовать правка законодательства. Об этом представители Госавтоинспекции рассказали на форуме «Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения», сообщает «Коммерсант». В настоящее время беспилотные транспортные средства активно тестируются за рубежом. А российский КамАЗ уже анонсировал, что будет возить зрителей чемпионата .
Калининградский «Автотор» является одним из крупнейших автозаводов, расположенных на территории России. В прошлом году (после прекращения сборки Chevrolet и Opel) предприятием было выпущено 92 тысячи автомобилей — в основном, марок Hyundai и Kia, а общая мощность производственной площадки — 300 тысяч машин ежегодно. Как сообщают «Ведомости», .
В основу Cadillac Escala легла модернизированная платформа Omega, также применяемая на седане CT6. Размеры нового концепт-кара — 5347 х 1948 х 1455 мм при колёсной базе 3228 мм. Таким образом, прототип получился на 163 мм длиннее и 69 мм шире седана CT6, однако ниже его .
Несмотря на несерьёзный внешний вид, электромобиль Solo вполне может претендовать на звание идеального транспортного средства для мегаполиса. Как показывает статистика, подавляющее число автомобилистов чаще всего ездят в одиночку, следовательно, одноместная компоновка Solo вполне оправдана. Отказ от второго места позволил не только сделать электромобиль компактным, но и снабдить его .
Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое оснащение и дизайн удовлетворят потребности любого из покупателей. Покупаемость той или иной марки, самый точный .
В мире существует огромное количество автомобилей: красивых и не очень, дорогих и дешёвых, мощных и слабых, своих и чужих. Однако самая дорогая в мире машина одна – это Ferrari 250 GTO, именно 1963 года выпуска и только этот автомобиль считается .
Как выбрать автомобиль напрокат Прокат автомобиля – весьма востребованная услуга. В ней зачастую нуждаются люди, приехавшие в другой город по делам без личного автомобиля; те, кто желает произвести благоприятное впечатление с помощью дорогой машины и т.п. И, разумеется, редкая свадьба .
Что нужно знать, чтобы взять автомобиль в кредит? Покупка автомобиля, а особенно за счет кредитных средств, является далеко не самым дешевым удовольствием. Помимо основной суммы кредита, достигающей нескольких сотен тысяч рублей, приходится еще выплачивать банку проценты, причем немалые. В перечень .
Как выбрать новый автомобиль? Кроме вкусовых предпочтений и технических характеристик будущего автомобиля, вам может помочь список или рейтинг самых продающихся и популярных автомобилей в России в 2016–2017 году. Если автомобиль пользуется спросом, значит, он заслуживает вашего внимания. Очевидный факт россияне .
Как заказать автомобиль из Германии Существует два варианта покупки подержанного немецкого автомобиля. Первый вариант предполагает самостоятельную поездку в Германию, выбор, покупку и перегон. Но этот способ не всем подходит ввиду отсутствия опыта, знаний, времени или желания. Выход – заказать авто .
Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со .
Автолюбитель – человек, который достаточно много времени проводить за рулем своего автомобиля. Ведь для того чтобы обеспечить нужный комфорт в машине, а также безопасность движения, нужно приложить немало усилий при уходе за авто. Если вы хотите сделать приятно своему другу .
Сегодня мы будем рассматривать шесть кроссоверов: Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda CX-5, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Ford Kuga. К двум очень свежим новинкам мы решили добавить ещё и дебюты 2015 года, чтобы тест-драйв кроссоверов 2017 года был более .
Совет 1: Как обменять свои автомобиль на новый Мечта многих автолюбителей — приехать в салон на старом автомобиле, а уехать на новом! Мечты становятся явью. Все больше оборотов набирает услуга обмена старого автомобиля на новый — trade in. Вам не .
- Обсуждение
- Вконтакте
- Рекомендуем
- Лучшее
Детектор всех современных радаров: Стрелка, Робот, Кречет, Кордон, Крис-П и др. Голосовые оповещение о камерах и о превышении порога скорости. Запись GPS траектории движения. 2 режима съёмки: день и ночь.
Портативный источник аварийного питания. Мощный аккумулятор. Запуск двигателя автомобиля. Заряжает любые электронные приборы (телефон, фотоаппарат, плеер). Выход 19 вольт для зарядки ноутбука. Множество переходников. 1000 циклов заряд-разряд.
Универсальное устройство для диагностики любого автомобиля, через Bluetooth соединение. Производит чтение и сброс всех ошибок бортового компьютера авто, анализ показателей датчиков, графики и тесты, полный мониторинг текущего состояния. Поставляется вместе с программным обеспечением (на русском языке), поддерживает четыре вида платформ: DOS/Windows/Android и IOS.
Clear View - автокозырек, который блокирует встречный свет фар автомобилей до 72%, а ультрафиолетовое излучение (свет солнца) до 80%! Позволяет четко видеть при вождении днем и ночью. В отличие от очков, не закрывает обзор водителя.
Требования, которые предъявляются к дополнительному оборудованию в салоне автомобиля, растут стремительными темпами. Вплоть до того, что в салоне элементарно не хватает места для размещения всей необходимой аппаратуры. Если раньше обзору мешали только видеорегистраторы и ароматизаторы .
Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы .
Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству .
Где можно купить новую машину в Москве? Количество автосалонов в Москве скоро достигнет отметки в тысячу. Сейчас в столице можно купить практически любой автомобиль, даже Ferrari или Lamborghini. В борьбе за клиента салоны идут на .
Быстрые автомобили являются примером того, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы своих автомобилей и периодически ведут разработки по созданию совершенного и самого быстрого транспортного средства для движения. Многие технологии, которые разрабатываются для создания супер скоростного автомобиля, .
- Популярно
- Рубрики
В отличие от Европы, на отечественном авторынке автомобили классов А и В не так популярны, хотя именно они являются самыми экономичными ТС в плане расхода .
К сожалению, количество угнанных машин в России со временем не снижается, только изменяются марки угоняемых авто. Трудно точно определить список самых угоняемых авто, так как .
Со времен первого парового движущегося устройства Кагнотона, созданного в 1769 году, автомобилестроение шагнуло далеко вперед. Разнообразие марок и моделей в настоявшее время поражает воображение. Техническое .
Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2016 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. .
- Форум
- Авторадио
- Актуальное
- Интересное
Уже давно всем понимают, что автомобиль — это не просто средство для передвижения, а показатель статуса в обществе. По машине можно запросто определить к какому классу относится ее владелец. Это относится, как к простому человеку, .
К сожалению, количество угнанных машин в России со временем не снижается, только изменяются марки угоняемых авто. Трудно точно определить список самых угоняемых авто, так как каждая страховая компания или статистическое бюро имеют свою информацию. Точные .
Как выбрать новый автомобиль? Кроме вкусовых предпочтений и технических характеристик будущего автомобиля, вам может помочь список или рейтинг самых продающихся и популярных автомобилей в России в 2016–2017 году. Если автомобиль пользуется спросом, значит, он заслуживает .
Как обменять старый автомобиль на новый В марте 2010 года в нашей стране стартовала программа утилизации старых автомобилей, согласно которой любой автовладелец может поменять свою старую машину на новую, получив от государства в лице МинПромТорга .
Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается .
Полезные советы от профессиональных автолюбителей.
Материалы: http://avtomotospec.ru/poleznoe/princip-raboty-variatora.html
2 ≫
-
Часто в технических характеристиках автомобиля, которые мы изучаем, можно встретить такое слово, как вариатор бесступенчатый. Если про МКПП или АКПП мы слышали, то это слово остаётся для некоторых загадкой. Попробуем в нашей статье осветить нужную информацию и подробно рассказать о том, как он устроен.
Что он собой представляет
Оказывается, вариатором называют особый тип АКПП. И он был изобретён, как ни странно это будет слышать, ещё в XIX веке! Но и это ещё не всё. Как утверждают историки, а это очень дотошные до всего ребята, первое в мире устройство схожего типа было придумано самим Леонардо да Винчи ещё в XV веке.
Что касается первого автомобиля с вариатором, то он появился в середине двадцатого столетия. И первыми вариаторами стали заниматься инженеры компании DAF, которые оснащали ими свои грузовые и легковые автомобили. Затем у них такой тип трансмиссии перенял «Вольво» и стал ставить на свои машины.
По сути, вариатором можно назвать ту же АКПП. И невооружённым взглядом автомобиль с вариатором и с «автоматом» внешне не отличишь. На автомобилях с вариатором стоят такие же педали (их две) и коробка передач. Но автомобиль, оборудованный таким вот устройством, работает немного по-другому.
В частности, на машине с вариатором отсутствуют фиксированные передачи первой или второй скорости, а переключаются они практически незаметно и очень плавно. И толчков, которые обычно ощущаешь при трогании с места, на автомобилях с вариатором не замечаешь. Кроме этого, благодаря вариатору происходит непрерывное и опять же незаметное изменение ПЧ во время разгона или даже замедления транспортного средства.
Видео о видах коробок передач:
Так какую же коробку стоит выбрать: вариатор или «автомат»? Попробуем разобраться. Нередко такое устройство называют бесступенчатой коробкой, подразумевая то, что передачи меняются практически незаметно.
Какими они бывают
Наиболее популярными сегодня являются клиноремённые со шкивами переменного диаметра, тороидальные, а также цепные вариаторы.
Клиноремённый вариатор
Начнём с клиноремённого вариатора, так как он самый известный.
Его экипировка — это шкив и клиновидный или ведомый ремень. При этом такой тип бесступенчатой коробки работает в зависимости от количества оборотов агрегата и не реагирует на нагрузки. К примеру, если подняться в гору, автоматически увеличивается нагрузка на заднее колесо, но ПЧ остаётся неизменным. Такой параметр многие эксперты называют одним из недостатков вариатора клиноремённого.
Почему ремень такого типа называется клиновидным? Да потому что ремень в разрезе имеет форму трапеции и как бы вклинивается в шкив своими боковыми частями. Когда эти боковинки изнашиваются, ремень вклинивается ещё глубже в шкив, опять же оставаясь в хорошей сцепке.
Передаточное число на вариаторе клиноремённом изменяется путём взаимодействия ведущего и ведомого шкивов. Другими словами, это выглядит следующим образом. Части ведущего шкива, который вращается коленвалом, плавно сжимаются и выталкивают ремень подальше от центра. Ведомый шкив при таком процессе разжимается, а ремень начинает мягко утопать уже в нём, приближаясь к центру. Таким образом, меняется передаточное число от коленвала, направляясь к заднему колесу.
Что касается разницы между ведомым и ведущим шкивами, то на втором нет роликов, вместо которых установлена бывает пружина.
То, как работает клиноремённый вид устройства, можно объяснить ещё и методом двух одинаковых карандашей. Берём их и ставим параллельно друг другу на столе. Затем стягиваем резинкой и начинаем крутить один из цилиндрических карандашей. Как вы думаете, что произойдёт? Конечно же, начнёт одновременно крутиться и второй предмет, да притом с той же скоростью, что и первый. Но история не повторится, если карандаши будут иметь разный диаметр сечения.
Видео, демонстрирующее работу клиноремённого вариатора:
Разные карандаши опять же будут вращаться, но по-иному. Карандаш с большим сечением пока будет делать один оборот, второй поменьше сделает два.
И вариаторы разного типа имеют схожий с «карандашами» принцип работы. Только вот диаметр этих самых карандашей у вариатора постоянно меняется, ведь, как говорилось выше, у клиноремённого типа устройства два шкива, сделанных в виде конусов. Они своими концами (шкивы) обращены бывают друг к другу, а между ними зажимается ремень.
Перемещаясь относительно друг друга, шкивы становятся похожими на карандаши, меняющие постоянно свой диаметр. Оба шкива снабжаются обычно гидравлической системой, но нередко подключается и сервопривод. Благодаря этому половинки первого и второго шкивов сдвигаются и раздвигаются синхронно. Даже если один из них находится на ведущем валу, который идёт от мотора, а второй — на ведомом, идущем к колёсам, изменение ПЧ пройдёт гораздо шире.
Коробка вариатор такого типа ещё бывает снабжена механизмом, который отвечает за изменение направления вращения вала при включении задней передачи.
Ремень
Интересно, а из какого материала сделан ремень на таком вариаторе. А он необычный, сделанный из смеси резины и ткани. Он непохож на те ремни, которые вращают различные генераторы или прочее навесное оборудование. Ведь такой не выдержал бы и тысячи километров.
В вариаторах ремни конструкцию имеют довольно сложную. Обычно это стальная лента, покрытая железными составляющими. На такой набор стальных тросов бывает нанизано поперёк множество тоненьких пластинок, напоминающих по форме трапецию. Именно края этих самых лент и контактируют со шкивами. Кстати, благодаря такой конструкции удалось придумать и толкающий ремень, передающий мощность обеими своими половинами от одного шкива к другому.
Преимуществом стальной ленты является то, что передавая усилие на сжимание, она не складывается, как сделал бы обычный ремень, а обретает жёсткость.
Вместо клинового ремня такой конструкции нередко выступает и широкая пластинчатая цепь, также стального типа. Она соприкасается с конусами своими краями, и именно такой вид ремня можно встретить на вариаторах автомобилей Ауди. Чтобы провести смазку этой самой цепи, применяется особый вид жидкости. Она способна менять своё физическое состояние под сильным давлением, возникающим в месте соприкасания со шкивом.
А то, как будет вариатор менять ПЧ при разгоне автомобиля, зависит от специально выбранной ПУ. Для примера, представим себе то, как мы разгоняемся на обычном автомобиле с механической коробкой или даже с «автоматом». Что мы делаем? Мы на каждой передаче обязательно раскручиваем двигатель, дабы спокойно перейти на следующую передачу. В случае с вариатором двигатель свои обороты не меняет, даже при любом разгоне. Зато передаточное отношение меняется плавно.
Для некоторых водителей, непривыкших к вождению автомобилей с вариатором, создаётся странное ощущение. Он жмёт педаль газа в пол, тем самым повышая обороты двигателя. Тот начинает выть и так остаётся в течение всего разгона. Хотя темп разгона и высокий, и на переключение скоростей время не тратится, это немного раздражает. Но каждому своё.
Модель металлического клиновидного ремня
В некоторых случаях инженеры делают следующее: они вариатор настраивают таким образом, чтобы автомобиль разгонялся с ним по-особому. Это напоминает увеличение скорости с обычной КПП, то есть когда постепенно набирается рост оборотов двигателя.
Зато вариатор очень умный. Например, если поднимаешься на автомобиле с вариатором в гору, тот автоматически замедляет движение, даже когда педаль газа нажата. Но устройство не оставит подключённой высокую передачу, а напротив, увеличит крутящий момент на выходе из коробки. Это произойдёт благодаря работе шкивов, которые для уверенного штурма высоты быстро передвигаются обратно.
Кроме того, на автомобилях некоторых марок с вариатором водитель может выбирать режимы с виртуальными передачами, с шестью или даже с восемью. Они задаются специальной электроникой, и между передачами вариатор будет перескакивать, как обычная классическая коробка-автомат. К тому же можно будет переключать скоростные передачи по собственному желанию, как на автомобилях, имеющих автоматический секвентальный режим переключения.
Тороидный вариатор
Этот вид вариатора наделён вместо ремней и шкивов колёсами и роликами. Система вариатора CVT кажется немного иной и отличающейся от клиноремённого устройства. Но все её компоненты выполняют, по сути, те же функции. Результат один — постоянно изменяющаяся трансмиссия!
Принцип работы тороидного вариатора происходит следующим образом. Один из дисков соединяется с двигателем, а другой — с карданным валом. Первый диск — это тот же ведущий вал, а второй — ведомый. Между дисками расположен не ремень, а как и говорилось, ролики или колёса, которые и передают мощность от одного к другому. То же самое делает и ремень на клиноремённом вариаторе.
Колёса способны вращаться вокруг двух осей. Это и горизонтальная ось, и вертикальная. Такие виды вращения помогают колёсам соприкасаться с дисками в разных областях. И когда колёса соприкасаются с ведущим диском возле центра, то они вынуждены контактировать с ведомым диском около обода, тем самым приводя к увеличению крутящего момента и уменьшению скорости. Это и есть овердрайв или высокая передача.
Гидростатический механизм
Оба из вышеописанных видов вариатора работали за счёт радиуса контактируемых точек между двумя вращающимися объектами. Но гидростатический вариатор имеет совершенно иной принцип работы, основанный на использовании насосов переменного объёма. И вращательное движение здесь обеспечивается за счёт гидростатического насоса.
Ремонт вариаторов проводится так же, как и починка АКПП. Они также не любят, когда с ними обращаются с нарушениями правил, и выходят из строя. Владельцам автомобилей с вариатором следует ознакомиться с правилами эксплуатации такой коробки, а не пренебрегать ими.
Что касается буксировки автомобилей с вариатором, то как и в случае с АКПП, здесь есть свои особенности. В частности, буксировать автомобиль можно будет, только установив рычаг переключения в положение N, и ехать нужно будет не более 80 км со скоростью не более 50 км/ч. При буксировке на большие расстояния обязательно наличие эвакуатора.
На вариаторах, как и на АКПП, следует проводить плановую диагностику не менее одного раза в год. Если замечаются неестественные шумы или толчки в коробке, то обязательно прохождение диагностики на специальной СТО. Диагностика поможет определить все имеющиеся шумы, сбои в работе и возможные неполадки. И таким образом можно будет избежать дорогостоящего ремонта.
Ремень вариатора так же, как и само устройство, нередко подлежит ремонту. И для его проведения не нужно никакого сложного оборудования. Например, часто удаётся сменить ремень на скутерах, которые снабжены вариатором, своими руками.
Видео об устройстве и сравнении вариатора:
И напоследок хотелось бы подытожить. Автомобили с вариатором всё более становятся востребованными. Цена на них разная. К примеру, Chery Tiggo FL с полным приводом, наделённый вариатором, стоит около 640 000 российских рублей.
Материалы: http://365cars.ru/remont/chto-takoe-variator-i-kak-on-ustroen.html
3 ≫
-
Коробка передач играет одну из ключевых ролей в работе современного автомобиля, независимо от его размеров и предназначения. Сегодня мы рассмотрим такой тип коробки передач, как вариатор, выясним принцип его работы и особенности, благодаря которым данный вид трансмиссий набирает все большую популярность с каждым годом.
Вариатор — это относительно молодой и современный тип трансмиссии. Первые модели вариаторов стали применяться всего пару десятков лет назад, когда индустрия потребовала серьезных модернизаций в плане технической начинки в связи с введением на рынок более мощных и продуктивных моторов.
Сначала на все, без исключения, автомобили начали устанавливать коробки передач механического типа. В таких машинах передачу необходимо выбирать самостоятельно. Управление трансмиссией достаточно сложное в плане необходимости манипуляцией и педалью сцепления, и рычагом КПП, который передвигается по строго определенной схеме.
Механические коробки отличаются отменной надежностью, дешевизной ремонта и большим ресурсом работы. Однако сложность управления автомобилем подобной конфигурации потребовала введения более совершенного типа трансмиссии, который смог бы многократно облегчить жизнь водителя и способствовать тому, чтобы шофер лишний раз не отвлекался от дороги.
Панацеей оказались автоматические коробки передач, которые мгновенно нашли применение на большинстве легковых авто преимиум-класса. Такие коробки имели огромное преимущество перед МКПП: передачи переключались в автоматическом режиме, а педали сцепления и вовсе предусмотрено не было.
Тем не менее, техника никогда не стоит на месте, и наряду с АКПП стали появляться трансмиссии, имеющие название вариатор.
Основной принцип работы вариатора заключается в том, что здесь нет передач, как таковых. Иными словами, при разгонах и торможениях водитель никогда не ощутит толчков и потери мощности, а движение самого автомобиля в данном случае оказывается более плавным и предсказуемым.
Чтобы в полной мере осознать, как работает вариатор автомобиля, стоит понять, из каких узлов состоит данный агрегат и какие функциональные элементы он в себя включает.
Основной узел вариатора — это два вала, работающих синхронно. Их принцип действия очень похож на тот, что применяется в коробках передач механического и автоматического типа. Так, в головной части корпуса КПП располагается ведущий вал. Его задача — осуществлять передачу крутящего момента от двигателя колесам посредством трансмиссии.
Иными словами, ведущий или первичный вал коробки передач автомобиля жестко присоединяется к коленчатому валу двигателя, и скорость его вращения полностью совпадает с количеством оборотов мотора.
Второй вал называется вторичным, или ведомым, как это указывается в литературе. Его задача двояка. Во-первых, он жестко связан с дифференциалом и ведущей осью автомобиля. Кроме того, скорость вращения вторичного вала — передача крутящего момента от первичного вала непосредственно колесам.
Обе детали выполняются из металла особой закалки, а потому имеют достаточно высокий срок службы.
Еще один узел — это система смазки и подачи давления, а также электронный контроллер. Задача этих систем — контроль и манипуляция первичным и вторичным валами на основании показаний датчиков и выдача импульсов подвижным агрегатам.
Ни для кого не секрет, что вариатор имеет куда более сложный принцип действия, чем механическая коробка и АКПП старых версий. Такая особенность объясняется тем, что количество составных частей вариатора исчисляется тысячами, а большое количество контроллеров и электроники при ремонте заставляют попотеть даже опытного мастера.
Осветим такую тему, как принцип функционирования вариатора, устанавливаемого на современные автомобили. В предыдущем разделе было указано, что в коробке функционируют два вала — ведущий и ведомый. Оба они имеют форму конусов, которые соединяются друг с другом посредством ребер, как это делается при работе обыкновенных шестерен.
Таким образом, валы жестко сцеплены друг с другом и движутся синхронно. Если валы надвигаются или отдаляются друг от друга, появляется возможность мгновенно менять крутящий момент, и двигатель воздействует на колеса с разной интенсивностью.
Манипуляцией конусов относительно друг друга занимается система электронного контроля: датчики получают показания о скорости, нагрузке на двигатель и количестве его оборотов, и на основании этих данных контроллер подает сигнал об определенной манипуляции маслонасосу. Тот, в свою очередь, подает масло под давлением в нужный момент. За счет этого валы смещаются относительно друг друга, и крутящий момент изменяется в заданном направлении.
Вариатор является одной из наиболее совершенных разновидностей трансмиссий, применяемых на современном транспорте. Несмотря на такой недостаток, как высокая стоимость обслуживания и ремонта, данный тип КПП набирает популярность с каждым годом, и есть все основания утверждать, что уже скоро большинство моделей будут оснащаться лишь коробками данного типа или конструкциями, основанными на аналогичном принципе работы.
Интересные статьи
Оставить комментарий:
Отзывы о Рено Дастер с дизельным двигателем
Штатная магнитола Рено Дастер
- Loading.
Перепечатка материалов возможно только с письменного разрешения владельцев сайта.
Материалы: http://portalmashin.ru/service/transmission/printsip-raboty-variatora.html