1 ≫
-
Стартер 24.3708 представляет собой двигатель постоянного тока последовательного возбуждения, кратковременного режима работы с длительностью не более 10 с. Стартер состоит из электродвигателя, механизма привода и электромагнитных тяговых реле. Номинальная мощность стартера при напряжении 12 В —4 кВт (5,3 л. е.). Электродвигатель стартера имеет четыре полюса, с помощью которых на корпусе смонтированы катушки обмотки возбуждения, имеющие последовательно-параллельное соединение.
Корпус стартера изготовлен из полосовой стали.
Якорь стартера состоит из вала с напрессованным на него коллектором 5 и пакетом стальных пластин, в пазы которых уложены секции обмотки волнового типа, изготовленные из неизолированного прямоугольного медного провода. Концы секции обмотки зачеканены в пазах и пропаяны.
Коллектор— торцового типа, изготовлен из медной пластины и армирован пластмассой типа АГ-4.
Крышка выполнена из цинкового сплава, к ней приклепаны четыре щеткодержателя.
Щетки — трапецеидальной формы, надежность контакта их с коллектором обеспечивается усилием цилиндрических пружин, изолированных от «массы» для исключения возможности прохождения через них тока. Изолированные щетки с катушками обмотки возбуждения соединены с помощью штекеров.
Вал якоря вращается в подшипниках скольжения, запрессованных в крышках, а также в промежуточную опору.
Электродвигатель стартера получает питание от аккумуляторных батарей. Поворотом ключа замка зажигания электромагнит реле включается в цепь питания, втягивает якорь, движение которого через тягу и рычаг передается приводу стартера.
Рис. 112. Стартер 24.3708:
1 – корпус; 2 – якорь; 3 – катушка возбуждения; 4 – щетка; 5 – коллектор; 6, 19 и 25- шайбы; 7 и 17 – крышки; 8 – пружина щетки; 9 – соединительная шина; 10 и 30 – плунжеры; 11- втягивающая обмотка реле; 12 – удерживающая обмотка реле; 13 – якорь реле; 14 – возвратная пружина; 15 — фланец реле; 16 – рычаг; 18 – упорное полукольцо; 20 – обойма; 21 – шестерня привода; 22 — муфта свободного хода; 23 – буферная пружина; 24 – втулка отводки; 26 — промежуточная опора; 27 – наружная обойма; 28 — ролик; 29 – пружина; 31 крышка муфты.
Привод установлен на валу якоря и состоит из шестерни, роликовой муфты свободного хода с направляющей втулкой, буферной пружины и втулки отводки.
Муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении — к валу дизеля, обеспечивая автоматическое разъединение валов стартера и дизеля после пуска и предохраняя тем самым якорь стартера от разрушения.
При включении стартера крутящий момент вала якоря передается на направляющую втулку муфты свободного хода и от нее на наружную обойму. Поворачиваясь по ходу часовой стрелки, обойма заклинивается роликами и продолжает вращаться вместе с гладкой цилиндрической поверхностью шестерни. Пружины удерживают ролики в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Вместе с наружной обоймой начинают вращаться шестерня и венец маховика дизеля. После пуска частоты вращения маховика и шестерни возрастают. Ролики увлекаются цилиндрической частью шестерни, перемещаются в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают поверхности. Благодаря этому исключается передача крутящего момента от работающего дизеля к якорю стартера.
Электромагнитное тяговое реле вводит шестерню привода в зацепление с венцом маховика дизеля и подает питание к электрической части стартера. Реле закреплено на литом фланце, соединяющем его с крышкой со стороны привода. При включении реле его втягивающая (сериесная) и удерживающая (шунтовая) обмотки создают магнитное поле, усилием которого якорь вводится в полость между ними. Движение якоря через тягу и рычаг передается на привод, который перемещается по винтовым шлицам вала якоря, и его шестерня входит в зацепление с венцом маховика. В конце хода якорь реле нажимает на плунжер, контактный диск которого замыкает главные контакты реле, подключая стартер к аккумуляторной батарее. В момент замыкания главных контактов сериесная обмотка исключается из цепи тока, и якорь тягового реле удерживается во втянутом положении только шунтовой обмоткой.
Если случится так, что зубья шестерни придутся на торцы зубьев маховика, то она остановится, но рычаг включения будет перемещаться усилием сжатой буферной пружины, что позволит замкнуться контактам реле. Стартер начнет вращаться, и, как только шестерня провернется, от сжатой пружины она введется в зацепление с венцом маховика. Пока стартер работает, контакты реле остаются замкнутыми под действием удерживающей обмотки и размыкаются только после отключения тягового реле. При этом усилием возвратной пружины шестерня привода будет выведена из зацепления с венцом маховика, якорь реле вернется в исходное положение, разомкнутся главные контакты реле, и стартер отключится.
Когда выключатель стартера поставлен в положение пуска, напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотку реле РС502, соединенную с «массой». Реле срабатывает, его контакты замыкаются, и через них подается питание на тяговое реле стартера. Последний включается и проворачивает коленчатый вал дизеля, с увеличением частоты вращения которого повышается напряжение генератора, преобразуемое встроенным выпрямителем и подводимое к его обмотке. Когда напряжение возрастает до 8…9 В, что соответствует частоте вращения 10,8… 12,5 с-1 (650…750 об/мин), реле срабатывает, размыкает свои контакты, обесточивается. После размыкания контактов под действием пружины стартер отключается.
Техническое обслуживание стартера заключается в проверке надежности его крепления и состояния клеммовых соединений. Через каждые 500 моточасов проверяют состояние коллектора и щеток с помощью чистой ветоши, смоченной в бензине, удаляют загрязнения с поверхности коллектора, предварительно подняв щетки, чтобы не занести грязь на них. Через одно ТО-3, а в дальнейшем через два ТО-3 (ориентировочно через 3000 моточасов) стартер снимают с трактора и очищают от пыли и грязи. Затем снимают защитный кожух и проверяют состояние щеточно-коллекторного узла. Загрязнение или незначительное подгорание коллектора устраняют чистой ветошью, смоченной в бензине. Если подгорание невозможно удалить, эти места следует зачистить стеклянной шкуркой. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и прилегать своей плоскостью к коллектору. Сила давления пружин на щетки в момент отрыва должна составлять 29,4 + 2,45 Н (3,0 ±0,25 кгс). После этого снимают крышку с тягового реле и проверяют состояние контактов. Если контакты подгорели, их следует зачистить надфилем и протереть ветошью, смоченной в бензине.
При более серьезных неисправностях стартер следует разобрать и выполнить следующие работы:
— очистить внутренние и наружные поверхности корпуса, крышек и якоря от пыли и грязи;
— проточить коллектор, а затем зачистить шкуркой (зернистостью 80… 100);
— проверить состояние шестерни привода и венца маховика, зачистить напильником выработку или выбоины зубьев, а если износ велик, заменить детали новыми;
— повернуть контактные болты на 180° в случае сильного подгорания, а контактный диск перевернуть другой стороной;
— заменить изношенные щетки на новые;
— смазать все трущиеся детали (подшипники, винтовые шлицы и шейки вала якоря, втулки привода) смазкой ЦИАТИМ-201 или моторным маслом.
Собранный после проведения указанных операций стартер необходимо отрегулировать и проверить в работе. При регулировке на выводную клемму обмоток реле подают напряжение 8… 12 В от специального агрегата или аккумуляторной батареи. Корпус стартера надежно соединяют с отрицательной клеммой батареи. Чтобы якорь стартера не вращался, шину 9 отъединяют от выводного болта корпуса. Когда включенное тяговое реле сработает и якорь займет положение «Включен», т. е. втянут в обмотку, зазор между торцом шестерни привода и упорными полукольцами на валу якоря должен составлять 3 ± 1 мм. Зазор регулируют поворотом эксцентриковой оси рычага 16, которую затем закрепляют гайкой.
Качество сборки стартера проверяют при испытаниях его на холостом ходу. С источником тока стартер соединяют проводами (сечением 5,0 мм2) примерно такой же длины, как на тракторе. Аккумуляторная батарея должна быть исправна и заряжена не менее чем на 75%.
В процессе испытания измеряют частоту вращения якоря и силу потребляемого тока и убеждаются в их соответствии техническим характеристикам стартера: частота вращения —не менее 83,3 с-1 (5000 об/мин), сила тока —не более 150 А.
Тугое вращение якоря, которое обычно вызывается перекосами в результате неправильной сборки, задевание якоря за полосы, замыкания обмотки якоря на «массу» или короткие замыкания между витками приводят к потреблению большого тока и уменьшению частоты вращения.
Малая сила потребляемого тока и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на зажимах стартера свидетельствуют о плохом контакте в местах соединений проводов или о снижении усилия пружин щеток.
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Разделы
Остались вопросы по теме:
© 2007-2017 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.
Материалы: http://stroy-technics.ru/article/starter-traktora
2 ≫
-
Искать
Работа пускового устройства зависит от исправности стартера, аккумуляторных батарей и соединений проводов. Необходимо регулярно очищать стартер трактора Т-16 от пыли и грязи, проверять соединения провода со стартером и аккумуляторной батареей. Для этого необходимо выполнить следующее.
1. Снимите защитный кожух, закрывающий щеточные люки, и проверьте состояние коллектора, щеток и щеткодержателей. Отложившуюся на крышке щеткодержателе и коллекторе пыль и грязь удалите, прогрев ветошью и продув сжатым воздухом.
2. Если па коллекторе виден подгар или замасливание протрите панели коллектора чистой ветошью, смоченной бензином. Если подгар не снимается. удалите его с помощью шлифовальной шкурки зернистостью "100", а затем продуйте сжатым воздухом или протрите сухой ветошью. Наличие цветов побежалости на коллекторе допустимо, в этом случае зачистка не требуется.
3. Проверьте, могут ли перемешаться щетки в щеткодержателях. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий.
4. Снимите крышку с реле стартера с выводными болтами и проверьте состояние контактов. Если на реле имеется пыль и грязь, удалите их, продув сжатым воздухом. При обнаружении на контактах сильного подгара зачистите его напильником с мелкой насечкой, а затем продуйте сжатым воздухом. В случае сильного подгорании контактных болтов стартера и невозможности удаления нагара с помощью надфиля, поверните их на 180°, а контактный диск переверните на другую сторону.
5. Проверьте давление щеток па коллектор. Давление проверяйте специальным динамометром (замеряйте усилие в момент отрыва конца пружины от тела щеток, оно должно быть в пределах 17-21 Н). При износе щеток (высота щетки менее 8 мм), замените их, применяя щетки только марки МГСО.
6. Разберите при необходимости стартер.
7. Очистите все внутренние и наружные поверхности корпуса, крышек, реле включатели, якоря и защитного кожуха от пыли, грязи и масла путем обтирки и продувания сжатым воздухом.
8. Если коллектор имеет выработку или большой подгар, не удаляющийся при помощи шкурки, проточите его дочиста, не допуская, однако, большого съема металла, а зачем зачистите шлифовальной шкуркой зернистостью "100".
9. Проверьте состояние зубьев шестерни привода и венца маховика двигателя. Если на зубьях имеется выработка или торцевые забоины, запилите их.
10. Смажьте все трущиеся части стартера (подшипники, шейки вала якоря, винтовую нарезку вала, втулки привода и др.) дизельным маслом.
11. Соберите стартер.
12. Отрегулируйте и проверьте стартер на специальном стенде.
При испытании на холостом ходу измерьте частоту вращения якоря стартера (тахометром) и потребляемый ток. Эти параметры должны соответствовать прицеленным ниже:
- сила тока не более 120 А;
- напряжение на клеммах стартера не более 11 В:
- частота вращения якоря стартера не более 5000 мин -1 .
Испытание стартера в режиме холостого хода позволяет определить качество сборки, так как при наличии перекоса втулок подшипников или при тугой посадке втулок на шейке вала величина потребляемого тока будет больше, а частота прощения якоря меньше. Кроме того, убедитесь в том, что под щетками нет значительного искрения. При хорошем подгонке щеток искренне может происходить при недопустимо большом биении коллектора или неисправной обмотке (распайке концов секций).
Регулировка включения стартера (рис. 86) производится следующим образом.
На выводную клемму обмоток подается: напряжение 8-12 В от аккумуляторной батареи. Корпус стартера должен быть соединен с "массой" или минусовой клеммой батареи (чтобы якорь стартера не вращался, главные контакты реле должны быть обесточены). При включении стартера сработает тяговое реле, и якорь 1 займет крайнее включенное положение, зубчатое колесо 4 войдет в зацепление с зубчатым венном маховика. При этом зазор между шестерней 4 и гайкой 3 на валу якоря должен быть в пределах 2,5±1,5 мм. Регулировка включения производится поворотом эксцентриковой оси 2.
Рис. 86. Регулируемый параметр привода стартера СТ-222 (Т-16М, Т-16МГ):
1 - якорь-сердечник тягового реле; 2 - эксцентриковая ось рычага; 3 - упорная гайка; 4 - шестерня привода.
После регулировки ось законтрите гайкой.
Перед установкой стартера на двигатель осмотрите посадочные места, как на двигателе, так и на стартере. Удалите с посадочных мест пыль, грязь, масло и краску. Если на посадочных местах имеются забоины или заусеницы, тщательно зачистите их.
Не допускается постановка прокладок между стартером и картером двигателя. Стартер крепится к картеру двигателя тремя болтами, под головки которых подкладываются пружинные шайбы. Болты завертывайте до отказа. Посадочное место стартера должно плотно прилегать к посадочному месту картера двигателя. Перекосы недопустимы.
Разборку стартера без особой надобности производить не рекомендуется.
Обслуживание свечи накаливания заключается в проверке крепления проводов к свече, контрольному элементу, дополнительному сопротивлению и включателю.
Запрещается включать свечу в электросхему без контрольного элемента и дополнительного сопротивления или пользоваться несоответствующими контрольными элементами и дополнительными сопротивлениями.
Включатель неразборной конструкции и ремонту не подлежит.
На шасси установлен автомобильный звуковой сигнал.
Обслуживание сигнала заключается в содержании его в чистоте и надежном закреплении проводов и самого сигнала.
В случае отсутствии или ухудшении звука при нажатии на кнопку, снимите сигнал и отрегулируйте, ввертывая и вывертывая регулировочный винт в корпусе сигнала. Если неисправность регулировкой не устраняется, замените сигнал.
Материалы: http://traktor-t-16.ru/skhema-traktora-t-16/83-proverka-startera-t-16
3 ≫
-
Проверка состояния стартера. Отсоединяют провода от стартера, снимают стартер с дизеля и очищают его от пыли и грязи.
Снимают защитный кожух или защитную ленту, закрывающую коллекторно-щеточный узел. Проверяют коллектор, щетки и щеточную арматуру. Щетки должны двигаться свободно, без заеданий. Измеряют динамометром усилие в момент отрыва пружины от щетки. Если усилие окажется меньше значений, приведенных в таблице 7, то следует заменить щетки или увеличить давление пружин путем их подгибания.
Если коллектор подгорел или замаслился, то его протирают чистым обтирочным материалом, смоченным в бензине. Если следы подгорания не смываются, то коллектор зачищают мелкой шкуркой, после чего внутреннюю полость стартера продувают сжатым воздухом.
Проверяют состояние шестерни привода и венца маховика. Если на их торцах имеются забоины, то их зачищают.
Таблица 7 — Параметры состояния стартеров
У стартеров с электромагнитными тяговыми реле снимают крышку реле с контактными болтами и осматривают рабочую поверхность контактных болтов и диска. При подгорании их зачищают мелкой шкуркой или напильником с мелкой насечкой, после чего продувают сжатым воздухом. В случае чрезмерного износа или сильного подгорания в местах соприкосновения с контактным диском контактные болты поворачивают на 180°, а диск переворачивают другой стороной. Убеждаются в свободной посадке контактного диска на шток якоря реле. Устанавливают снятые составные части на место и смазывают трущиеся соединения.
Проверка и регулировка привода стартера. Проверяют положение шестерни привода относительно упора на валу якоря в момент замыкания контактов тягового реле или включателя. Для этого соединяют 12-вольтовую (при проверке стартера СТ103А-01 — 24-вольтовую) лампочку одним проводом со свободным выводным зажимом (болтом) обмоток тягового реле или с зажимом включателя и другим проводом с плюсовой клеммой 12-вольтовой (при проверке стартера СТ103А-01 24-вольтовой) аккумуляторной батареи. Подсоединяют провод с наконечником к минусовой клемме батареи.
Закладывая между шестерней привода и упором поочередно прокладки толщиной, соответствующей максимальному и минимальному допустимым зазорам между указанными деталями (таблица 7), замыкают цепь, присоединив наконечник свободного конца провода, подключенного к минусовой клемме батареи, к неокрашенной части корпуса стартера. При проверке стартеров СТ103А-01, СТ353, СТ362, СТ212-А, СТ212-Б1, СТ212-Р1, СТ222 в момент замыкания цепи срабатывает тяговое реле; при проверке стартера СТ204 после замыкания цепи нажимают рукой на рычаг привода (включения) до отказа.
Если привод отрегулирован правильно, то при установке прокладки максимальной толщины контакты не должны замыкаться (лампочка не должна загораться), а при установке прокладки минимальной толщины контакты должны замыкаться (лампочка должна загораться). Замыкание контактов реле или включателя при зазоре, превышающем максимально допустимое значение, или незамыкание при минимальном допустимом зазоре указывает на необходимость регулировки стартера.
Привод регулируют следующими способами:
— у стартеров СТ103А-01, СТ353 — регулировочными винтами, ввернутыми в якорь тягового реле;
— у стартеров СТ204, СТ362 — регулировочным винтом, ввернутым в рычаг включения при отпущенных контргайках;
— у стартеров СТ212А, СТ212-Б1, СТ212-Р1 — перемещением ерьги рычага привода по тяге при отпущенном стопорном винте;
— у стартера СТ222 — поворотом эксцентриковой оси рычага привода при отпущенной контргайке.
По окончании регулирования стартер устанавливают на дизель и подключают к нему питание от аккумуляторной батареи.
Проверка стартера без снятия с трактора прибором КИ-1093. Проверяют ток, потребляемый стартером в режиме полного торможения дизеля. Для этого выключают включатель «массы». Подключают к клемме батареи шунт и переключают прибор КИ-1093 на измерение тока 1500 А и напряжения 30 В.
К выводу стартера подключают вольтметр прибора КИ-1093. Включают любую передачу и затормаживают трактор. Включают выключатель «массы». Включают стартер не более чем на 10 с и быстро отсчитывают ток, потребляемый стартером, и напряжение на его выводах. При отклонении стрелки амперметра на величину менее трех делений шкалы устанавливают переключатель в положение 300 А. Повторно измеряют ток и напряжение. Они не должны превышать значений, приведенных в таблице 7. Если они превышают эти значения, то по полученным показаниям прибора, используя таблицу 8, выявляют характер неисправности.
Проверка реле блокировки прибором КИ-1093. Выключают выключатель «массы», отсоединяют провода от вывода «=» реле и отгибают их так, чтобы они не касались других клемм и «массы» трактора. Подключают прибор: вывод реостата прибора подключается к выводу «В» реле-регулятора; выводы «масса» и «V» прибора подключаются к одному входу «=» реле блокировки, к другому входу реле блокировки подключен вывод «М» реле-регулятора. Вывод «масса» прибора соединяется с «массой» трактора.
Включают включатель «массы» трактора. Реостатом прибора плавно повышают напряжение до тех пор, пока не сработают контакты реле и не загорится контрольная лампа на щитке приборов трактора.
Напряжение срабатывания реле блокировки должно составлять 9. 10 В. В противном случае проверяют и регулируют зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах. Зазор должен составлять 0,35. 0,45 мм.
Если реле блокировки не срабатывает, то его необходимо отправить в ремонт.
Таблица 8 — Наиболее распространенные неисправности системы пуска и указания по их устранению
Материалы: http://studopedia.ru/3_211692_proverka-i-regulirovka-startera-so-snyatiem-s-traktora.html